Научная статья на тему 'Тольятти глазами тольяттинцев'

Тольятти глазами тольяттинцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
724
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЬЯТТИ / ГОРОЖАНЕ / ИМИДЖ ГОРОДА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЛАГОУСТРОЙСТВО / TOGLIATTI / THE TOWNSPEOPLE / THE IMAGE OF THE CITY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиогло Лариса Дмитриевна, Власенко Игорь Александрович, Житенев Тимофей Евгеньевич

В статье представлен анализ результатов социологического исследования, направленного на изучение мнения горожан по вопросам, связанных с современным имиджем города Тольятти, его восприятием самими жителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOGLIATTI THROUGH THE EYES OF RESIDENTS OF TOGLIATTI

The paper presents an analysis of the results of sociological research aimed at studying the views of citizens on matters related to the modern image of the city of Togliatti, its perception by the people themselves.

Текст научной работы на тему «Тольятти глазами тольяттинцев»

УДК 94(470):640 ББК 60.5

Филиогло Л.Д., Власенко И.А., Житенев Т.Е.

ТОЛЬЯТТИ ГЛАЗАМИ ТОЛЬЯТТИНЦЕВ Filioglo L.D., Vlasenko I.A., Zhitenev T.E.

TOGLIATTI THROUGH THE EYES OF RESIDENTS OF TOGLIATTI

Ключевые слова: Тольятти, горожане, имидж города, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство.

Key words: Togliatti, the townspeople, the image of the city, housing and communal services, improvement.

Аннотация

В статье представлен анализ результатов социологического исследования, направленного на изучение мнения горожан по вопросам, связанных с современным имиджем города Тольятти, его восприятием самими жителями.

Abstract

The paper presents an analysis of the results of sociological research aimed at studying the views of citizens on matters related to the modern image of the city of Togliatti, its perception by the people themselves.

Имидж города представляет собой совокупность убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу его особенностей. Какие особенности Тольятти выделяют сами горожане, каким предстаёт город в их сознании - ответы на эти вопросы мы попытались найти в ходе опроса жителей Тольятти.

С января по октябрь 2011 г. под научным руководством Л.Д. Филиогло проведён социологический опрос (анкетирование) во всех трёх районах городского округа Тольятти Самарской области. Всего получено и проанализировано 538 анкет. Отбор респондентов проводился случайным образом. Данные репрезентативны по социальнодемографическим характеристикам.

Чаще всего, вне зависимости от возраста, тольяттинцы связывают свой город с АвтоВАЗом (40% из всех перечисленных ассоциаций, у студентов - 67%). Учитывая, что социально-экономический вес автозавода за последние десятилетия явно понизился, появилось большое число других мест для трудоустройства, наблюдаемая ситуация, с одной стороны, лишний раз подтверждает устойчивость стереотипов, а с другой -отражает важную роль автозавода в жизни города и его связь с жизнью многих горожан. Несомненно, это повод задуматься городским властям, ведь в программе стратегического развития города провозглашается курс на переориентирование фокуса значимости с АвтоВАЗа на ряд других экономических структур1. На втором месте по частоте упоминаемости (11% от общего числа ассоциаций) у опрошенных Тольятти ассоциируется с автомобилями марки «Лада» («Жигули»); довольно популярны образы Волги, леса и зелени, молодости, Родины. Из редких можно перечислить ассоциации, связанные с квадратом («все дома состоят из больших и маленьких квадратиков»), «миниверсия Санкт-Петербурга», «со словами «деловой», «шустрый». Отмечаются и негативные образы: «грязь, маршрутки», «большая деревня», «загнанность», «отсутствие цветов», «мат», «пасмурные лица», «неухоженность», «плохие машины», «бездарная власть». Своё недовольство городом на ассоциативном уровне в основном проявляют работающие

1 Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года [Электронный ресурс] / Мэрия городского округа Тольятти. Официальный портал. - URL: http://www.tgl.ru/files/upload/StrategyPlan-07.07.10.pdf

горожане в возрасте от 41 до 60 лет, реже - женщины до 40 лет, изредка - студентки (4 высказывания из 85). Это, возможно, объясняется большей, по сравнению с мужчинами, эмоциональной остротой оценок и суждений, большей потребностью в эстетических проявлениях, а также нарастающим с возрастом (в России) недовольством собственной реализации вдобавок с возрастающей критичностью.

На вопрос, что тольяттинцы считают символом города, большинство - 52 % из всего числа анкетируемых - отметили АвтоВАЗ, что не удивительно для моногорода. Многие (в основном студенты - 30%, опрошенные из категории 26-40 лет - 24%, и работающие женщины старше 40 лет - 32%) указали знак «Ладья», почти четверть опрошенных студенток и половина пенсионерок отметили в качестве символа города памятник В.Н. Татищеву. Для 33% опрошенных горожан 41-60 лет знаковым для Тольятти представляется автомобиль «Лада» (17% от общего числа): часть из них чувствуют свою причастность к его появлению и распространению, автомобили данной марки преобладают на улицах города, у кого-то это его родной автомобиль. Для трети пенсионеров городской символ - Преображенский собор, что вполне объяснимо интересами, присущими данному возрасту. У некоторых молодых горожан свой взгляд на символическое представление города: «совокупность предложенных вариантов»,

«памятник Преданности», «Молодежный фестиваль», «нет символа».

Чистота и благоустройство - немаловажные составляющие имиджа города. Однако 55% жителей Тольятти дают нелестную оценку его внешнему виду - город неухоженный. Особенно по этому поводу негодуют женщины почти всех возрастных категорий (объяснений и не требуется) и мужчины-пенсионеры (?!). Однако, несмотря на свой отнюдь не блистающий вид, Тольятти - город зелёный (это отметили треть опрошенных студентов и четверть пенсионеров), что делает его более привлекательным, уютным, и всё равно красивый (в этом уверены 25% студентов и половина женщин-пенсионеров)! По отдельным мнениям:

• учащихся (до 17 лет): город развивающийся, но грязный;

• молодых горожан: недостаточно облагороженный город, серый, экологически грязный, с 2008 г. не развивается, потерял свое лицо;

• людей зрелого возраста: молодой город, совершенно обычный, местами чистый, местами непривлекательный, с хорошей перспективой для комфортной жизни, хотелось бы, чтобы был чище, недолюбленный город;

• пенсионеров: экологически нечистый.

Как видно из высказываний, жители объективно оценивают видимые недостатки, но любят свой город, болеют за него душой, настроены позитивно и желают сделать его лучше.

По поводу архитектуры Тольятти мнения опрошенных разделились: если треть из них (в частности, половина молодых горожан и женщин 26-40 лет) считает, что каждый район города имеет свой индивидуальный облик, то для другой трети (36% анкетируемых: из них студенты - 26%, 36% людей 26-40 лет, 29% женщин старше 40 лет) это безликие спальные районы, причём 29% горожан согласны, что есть красивые здания. Общее мнение, наверное, выразится в высказывании одного из студентов: «Сочетание

однотипности и уникальности»; студентки же дополняют: «В визуальном облике Тольятти ощущается недостаток архитектурных решений», «В городе однообразные, скучные здания», и лишь некоторые респонденты увидели в городском округе стилистически продуманные архитектурные комплексы.

Одна из самых насущных проблем Тольятти, как показал опрос, это плохое состояние дорог и грязные улицы. Почти 70% горожан выделили данные факторы как черты, оказывающие существенное влияние на внешний облик города, и одновременно как показатели его состояния на данное время. Учитывая, что, по мнению 13% принявших участие в анкетировании, планировка города удобная, есть красивые парки и скверы (9%), а городская территория местами благоустроена (около 5% из числа опрошенных), есть все

основания полагать, что изменить ситуацию вполне можно, если власти города обратят на неё внимание и продумают её разумное решение.

Представление жителей, насколько город благополучный с точки зрения экономики и дальнейшего развития, предстало в определении ими наиболее сильных его сторон. Практически для половины анкетируемых Тольятти - автомобильная столица, и его развитие связано с успешной работой автозавода. Подавляющее большинство имеющих данную точку зрения составляют учащиеся, студенты и пенсионеры, одни из них ещё не сталкивались с трудоустройством, другие в основном выходцы из завода. Работающие не склонны на современном этапе считать АвтоВАЗ ключевым градообразующим фактором, на город они смотрят более широко, как на промышленный центр (18%). Похожая ситуация складывается в видении перспектив развития города: для четверти студентов регион представляется развивающимся, пятая часть опрошенных работающих, исходя из своего опыта, не разделяют их взгляды и считают Тольятти малоперспективным провинциальным городом.

Достоинствами Тольятти с точки зрения жизнеобеспечения, по мнению горожан, являются широкая сеть сервисных услуг (выделили 38% опрошенных), общественный транспорт (18% опрошенных), развитая индустрия развлечений (14% опрошенных, преобладающее число, разумеется, студентов), треть студентов отмечают качественное высшее и среднее образование (18% опрошенных), а медицинское обслуживание оставляет желать лучшего, так как всего 1 человек выбрал вариант ответа «Проводят квалифицированное лечение». В городе, судя по отдельным высказываниям, «Есть всё, но некачественное», «Ничего не доведено до ума», «Сплошные торговые центры, которые заменили центры досуга», «Очень много торговых центров, а работы мало».

Тольятти является одним из крупнейших промышленно-деловых центров Поволжья. На что может опереться город в своём развитии, в чём кроется его потенциал? По оценке портала RBC.ru, в 2009 году Тольятти занял 11-е место в списке самых привлекательных для бизнеса городов России (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга). Именно промышленность в Тольятти может быть привлекательна для инвесторов, считают больше половины молодых горожан, с ними согласны не только работающие (52%), но и пенсионеры (42%). На втором месте по привлекательности для вложений заявлен спорт (26%), студенты и представители возрастной категории 26-40 лет на третье место поставили науку и образование (23%), сервис и туризм отметили 21% анкетируемых. Лишь 10% опрошенных жителей выделили в этом вопросе здравоохранение - количество медицинских учреждений и спектр их предложений довольно широк в городе, недовольство вызывает в основном качество оказываемых услуг, которое определяется профессиональной компетентностью специалистов. Такое утверждение вполне объясняет и полученные результаты по предыдущему вопросу.

Почти половина опрошенных до 25 лет (49%) уехали бы из города, если бы им представилась такая возможность. Причины, которые называются, можно объединить в следующие группы: Тольятти - провинциальный, малоперспективный город для

личностного развития и карьерного роста («Не вижу для себя перспективы в Тольятти», «В Тольятти мало возможностей», «Хочется развития, а не деградации в провинции», «Тольятти - моногород»); в городе «Мало хороших рабочих мест», «Нет перспектив в работе»; «Тольятти - грязный, неухоженный город», «Из-за экологии»; «Нужно менять обстановку», «Хочется чего-нибудь нового», «Город одноообразный, здесь нечего делать».

Чаще всего в перечне городов, куда респонденты с удовольствием переехали бы, упоминаются Санкт-Петербург («Больше возможностей», «Красивый, ухоженный город», «Много достопримечательностей и развлечений для народа», «Приятен для жизни и карьерного роста»), Москва, Самара.

54% из опрошенных 26-40 лет уехали бы из города по причинам малоперспективности: небольших зарплат, низкого уровня жизни; в поисках интересной работы, подходящего климата; с целью профессионального и личностного роста, «чтобы меняться».

Люди старше 40 лет предпочли бы остаться в Тольятти, однако каждый четвёртый из них не отказался бы от переезда в более экологически чистое и спокойное, уютное место, «от грязи и тупости, от наглости и доморощенных «олигархов», из-за «потери могущества АвтоВАЗа (работы нет, молодежь уезжает)».

Нужно отметить, что многие из тех, кто не променял бы свой город ни на какой другой, проявляют трепетные чувства. Для кого-то Тольятти - родной город: «Это мой город!», «Здесь родилась, здесь мои корни, родные, друзья, работа»; другие признаются ему в любви: «Я влюбился в него», «Приросла к этому городу»; кому-то по душе местность: «Красивая русская природа», «Из-за Волги и многочисленных парков, скверов». Молодые тольяттинцы, питая тёплые чувства к своему городу, считают себя ответственными за его судьбу: «Это город, где я родился, и кто, если не я, будет заниматься его развитием и процветанием», «Уеду, а потом вернусь - для получения опыта и дальнейшего развития города». А как могут оставить свой город те, кто «...строил ГЭС, город, заводы, сажал и сажаю ежегодно деревья», кого «...знает каждый прохожий - от детей до взрослого человека. Это меня радует»? И ещё: «Важно не где жить, а как».

Для принятия решения, особенно в юном возрасте, - оставаться в родном городе или уехать для обучения и работы в другой - важны не только условия, обеспечивающие перспективы карьерного успеха, но и комфортность атмосферы проживания, впечатление, производящее окружающими людьми. По результатам проведённого опроса можно сделать вывод, что тольяттинцы отличаются общительностью - так считают 40% опрошенных, в основном молодого возраста, и высокой деловой активностью (20% мнений). Угрюмость и недоброжелательность также были выделены респондентами как частые проявления - в общем 27%. Некоторые из отвечавших отмечают пассивность, озабоченность, агрессивность как выраженные черты жителей города.

Как впечатление о городе у гостей складывается на основании проявленного к ним отношения горожан, так и на внешней арене судят о городе по его представителям. По мнению анкетируемых, в стране и в мире достойно представляют город воспитанники в первую очередь спортивных клубов (61% мнений), вузов (22% - так считают в основном студенты и работающие 26-60 лет). О том, кем и как представлен Тольятти на музыкальном поприще, в сфере бизнеса и на театральной сцене, осведомлены немногие -соответственно 10%, 9% и 5%. В том, что во внешнем окружении известны представители тольяттинской художественной школы, уверены 2 человека.

Тольяттинцы, как правило, узнают о событиях, связанных с родным городом, об успехах своих земляков из телетрансляций - так указали 35% опрошенных, из газет и Интернета (даже один пенсионер!) - по 31%. В основном это события криминального характера, как отмечают 39% респондентов, из деловой сферы (отметили 28%) и спортивной жизни (замечают 18% жителей). Упоминание в новостях (не местных) политических событий, происходящих в Тольятти, отметили 15% участвовавших в опросе (за исключением пенсионеров), а культурных - 11%, по большей части студенты.

Основу формирования новостного потока в отношении города, который, в свою очередь, является основой формирования имиджа города, составляют символические события.

В первую очередь, они формируют внешний имидж города, но большое влияние оказывается и на местное сообщество, ведь проведение городских мероприятий, становящихся впоследствии популярными и традиционными, может превратиться в значимые события для самих горожан и стать знаковым для внешнего окружения, способствуя одновременно внешним инвестициям и привлечению туристов. К тому же, такие события могут стать не только аспектами имиджа города, но и важной статьей

городского бюджета. Поэтому их нельзя оставить без внимания при анализе образа Тольятти в представлении его жителей. На вопрос «Какие городские события в наибольшей степени влияют на имидж Тольятти?» 44% опрошенных тольяттинцев ответили - Грушинский фестиваль. Как имиджевые, выделены следующие городские мероприятия: автомобильные соревнования и Жигулевская кругосветка - по 27%, День города - 22% респондентов. В перечень предложенных событий, влияющих на имидж Тольятти, в дополнение к соревнованиям по спидвею и молодёжному ГЭС Фесту один молодой человек с иронией добавил «ремонт дорог».

Определяющее значение для формирования позитивного имиджа города имеет нацеленность муниципалитета и их активные действия в данном направлении. Попытка выяснить, как относятся горожане к муниципальным властям, к их деятельности, насколько им доверяют, привела к следующим результатам: 36% анкетируемых считают, что городская администрация Тольятти ищет выгоду только для себя, не заботясь об интересах жителей города; 33% из числа участвующих в опросе заявили, что во главе Тольятти стоят малокомпетентные в области управления городом люди; 22% из опрошенных студентов видят в них команду личностей, и лишь единицы, по большей части студенты и учащиеся, считают, что это эффективное правительство, которое развивает город, хорошие и законопослушные люди. Реплики типа «Кто это?», «Я их не знаю», «Это что-то далекое и непонятное» встречаются практически во всех возрастных категориях. Отдельные представители возрастной категории 26-40 лет (женщины) дают собственные характеристики: «Очень пассивная администрация», «Безразличная к проблемам города и его благополучию», «Ничего хорошего сказать нельзя», «Есть толковые руководители», «Слабое руководство», «При Пушкове город стал чище».

Результаты анкетирования по вопросу активности участия муниципальных властей в развитии города достаточно хорошо коррелируются с данными по вопросу «Есть ли в Тольятти коррупция?». Сомневающихся в том, существует ли таковая в городе - пятая часть ответивших, почти половина опрошенных жителей (48%), уверена, что коррупция есть и развита очень сильно, 21% считает, что коррупция в городе имеет допустимые значения.

В оценке уровня жизни преобладающее большинство опрошенных горожан (58%) едино: зарплаты, пенсии, социальные выплаты в Тольятти низкие, хватает лишь на самое необходимое. Почти треть участвовавших в опросе (29%) признаёт, что доходы очень низкие, не хватает на жизнь. Ситуацию «на всё хватает, но хотелось бы получать больше» отметили 6% - студенты и отдельные работающие.

А вот по поводу ситуации на городском рынке труда на данный момент мнения респондентов разделились. Квалифицированные специалисты всегда востребованы -оптимистически рассуждает часть студентов. Востребованы лишь специалисты определенных категорий - парирует им 12%, в том числе уже работающие. Четверть опрошенных отмечают, что решающее значение для трудоустройства имеет опыт работы. Достойное место работы можно получить только по знакомству - уверены 49% респондентов; невозможно найти место работы - мнение 10%. Последних двух точек зрения придерживаются не только студенты - в их случае можно было сослаться на неопытность в данном вопросе, либо на неудачные попытки устроиться на работу и услышанные истории, но и представители других категорий населения.

Составив картинку - образ города Тольятти со срезами визуальной, коммуникативной, социально-экономической жизни, упорядочив своё представление, каждый участвовавший в анкетировании мог определить, мысленно поставив себя на место мэра или депутата городской Думы, решением какой проблемы занялся бы в первую очередь. Как показывают результаты опроса, наиболее досадная проблема для городских жителей - состояние улиц и дорог (в том числе дороги через лес), их небезопасность на данный момент. Многих волнует замусоренность городской территории, её неухоженность; при имеющейся возможности они занялись бы благоустройством города - обустройством парков, скверов, фонтанов, мест

отдыха, установили бы на улицах контейнеры для мусора, общественные туалеты. Высокий уровень тревожности тольяттинцев - по поводу надёжной охраны леса, сохранения здоровой экологии.

Следующий блок неотложных действий для городской администрации, по мнению опрошенных, это проблемы жилищно-коммунального хозяйства, в частности, тарифы коммунальных услуг, ремонт домов, а также общественный транспорт, детские сады, памятники, жилая архитектура.

Развитие рынка труда в рамках решения проблемы безработицы и создания рабочих мест, как считают горожане, будет способствовать трудоустройству молодежи и поможет решить возможные в будущем демографические проблемы. Предлагается конкретный вариант такого пути: ликвидация питейных заведений, борьба с наркоторговлей, восстановление заводов и таким образом обеспечение людей рабочими местами.

Одним из самых важных направлений деятельности для властей города являются, судя по данным анкетирования, повышение в целом уровня жизни горожан, увеличение социальных выплат, пенсий, зарплат, стипендий и улучшение работы социальной сферы, а именно в плане решения проблем пожилых людей, защиты интересов граждан.

Развитию промышленности, экономики, по сравнению с развитием науки и образования, здравоохранения, индустрии развлечений, организацией досуга, спорта (например, открытие бесплатных спортивных клубов для детей), респонденты уделили меньше внимания. Во-первых, основная часть принявших участие в анкетировании имеет гуманитарный профиль (учёба или работа), во-вторых, многие считают промышленность более благополучной отраслью, чем перечисленные.

Огромное значение для развития человеческого потенциала города имеет «философия» молодёжи. Поэтому часть опрошенных в ряд первоочередных для решения проблем ставит направление навыков, талантов молодых людей в «нужное русло», пропаганду здорового образа жизни, детскую и юношескую занятость. Параллельно, по мнению многих жителей города, должна идти борьба с коррупцией и некомпетентностью чиновников и полиции. Уничтожить коррупцию можно - уверен один из тольяттинцев (возрастная категория 26-40 лет) - подняв культуру и духовность у людей.

Анкетирование показало, что тольяттинцы осознают значимость имиджа города, для них очень важно, какое впечатление о родном городе сложится у гостей и партнёров Тольятти, кто и какую его сторону узнает, и считают, что необходимо определить черты желаемого имиджа и заниматься его формированием. Сами жители Тольятти оценили привлекательность своего города в основном на «3» (48% респондентов) и «4» (32% респондентов), меньшая часть анкетируемых - 9% и 11% - поставили оценки соответственно «5» и «1», «2». Для развития города в масштабе страны и мира, увеличения его значения, привлечения инвестиций, в том числе иностранных, горожане предлагают привлекать специалистов из других городов, совершать обмен опытом с другими городами и регионами; для формирования привлекательного облика города и повышения рейтинга - работать над восстановлением былого имиджа и былых мощностей АвтоВАЗа.

В январе - марте 2012 г. в рамках проекта неправительственной некоммерческой консалтинговой организации «Центр прикладных исследований и программ» (г. Москва) под научным руководством И.А. Власенко и Л.Д. Филиогло были проведены фокус-группы с жителями Тольятти по вопросу выявления проблем населения моногорода. Охват фокус-групп составил 4814 человек (10% - студенческая молодёжь, 25% -работающее население, 65% - люди пенсионного возраста). По результатам проведённых фокус-групп, первоочередной проблемой, с которой сталкивается население города Тольятти - высокий уровень стоимости жилищно-коммунальных услуг и их низкое качество. Расходы на услуги ЖКХ составляют большую часть расходов в первую очередь в семьях пенсионеров (в случае, когда пожилой человек живёт один - до 50% от получаемой пенсии). Кроме ежемесячной оплаты за услуги ЖКХ, жителям приходится

обращаться в управляющие компании их домов по вопросу ремонта и сантехнических проблем, что стоит дополнительных расходов. Отдельным вопросом является низкое качество выполняемых услуг, так как реального контроля за качеством в большинстве управляющих компаний не ведётся. Здесь же надо отметить и о результатах проведённого в Тольятти в 2011 г. капитального ремонта определённой части жилого фонда города. Большинство респондентов недовольно качеством проведенного ремонта. После такого «капремонта» необходимо делать новый капремонт («лучше бы оставили как было»)! Ввиду наличия большого количества подрядных и субподрядных ремонтных организаций, которые максимально экономили на качестве используемых материалов (в том числе обогревательных батарей), капитальный ремонт в большей части стал возможностью для исполнителей ремонта освоить государственные денежные средства, выделяемые на капитальный ремонт жилого фонда города. Как отмечают участники фокус-групп, при невозможности улучшить свои жилищные условия (и тем более при невозможности приобрести жильё для молодёжи) проблема состояния многоквартирных домов и жилищно-коммунальные проблемы становятся первостепенными для жизни граждан1.

В первую группу проблем, связанных с жилищно-коммунальными услугами, тольяттинцами были также отмечены невозможность приобретения жилья (или его улучшения), тем более для молодых семей и специалистов. Основным ресурсом для улучшения жилищных условий молодёжи служит жилая площадь (собственность) их родителей или кабальное (высокие ставки по кредиту) ипотечное кредитование, которое, в свою очередь, доступно меньшинству молодых семей. Кроме того, в данную группу проблем можно отнести и низкий уровень благоустроенности города. Сюда тольяттинцы относят: низкий уровень озеленения и цветочного украшения, отсутствие рекреационных парковых зон в городе (парк Центрального района по факту перестал таковым быть после спила большинства деревьев), практическое отсутствие в Центральном районе работающей ливневой канализации, «отвратительное» состояние дорог города (после руководства городом А. Пушкова в 2008 - 2012 гг. в Тольятти «вместо дорог остались одни направления»), загромождение околодомовых территорий машинами жильцов (что мешает уборке территории, создаёт аварийные ситуации и угрожает безопасности детей и пенсионеров), отсутствие систематической уборки снега и грязи около подъездов, несистематическая уборка частного сектора города (в Центральном и Комсомольском районах) и т.д. Особой темой по вопросу неблагоустроенности города можно считать «отсутствие муниципального транспорта». Несмотря на то, что пока ещё в городе существуют маршруты, по которым ходит муниципальный транспорт, подвижной состав либо совершенно устарел (как в случае с троллейбусами), либо время между приходом автобусами и троллейбусами настолько велико, что «бессмысленно ждать, проще дойти пешком». В связи с чем льготники вынуждены от получаса до двух часов ожидать нужный им маршрут либо пользоваться альтернативным транспортом («газельками»).

Второй группой наиболее актуальных проблем для жителей является низкое качество услуг системы здравоохранения и высокий уровень их стоимости. Подавляющее большинство участников фокус-групп отмечали, что, по сути, бесплатное здравоохранение (гарантированное Конституцией РФ) отсутствует: «за всё надо платить»! Предоставление медицинских услуг всегда сопровождается необходимостью граждан оплачивать лично (несмотря на наличие страхового полюса) все услуги врачей, в то время как уровень этих услуг очень низкий (хамское или безразличное отношение медперсонала к пациентам, наглое вымогательство денег за операции или медпомощь и т.д.). В

1 См. подробно: Власенко, И.А. Отношение населения к реформированию жилищно-коммунального хозяйства России // Материалы Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование. Ч. 1. - Тольятти: Волжский университет им.

В.Н. Татищева, 2007. С. 51 - 63; Власенко И.А. Функционирование ЖКХ России в начале XXI века // URL: http://россия2030.рф/about-conf/take-part/take-part 283.html#top

поликлиниках города недостаточно медперсонала, особенно узких специалистов, огромные очереди за талончиками на приём («очередь надо занимать с 4 - 5 утра, а получить талончик к врачу именно на этот день могут только несколько человек из очереди»), неудобная система записи к врачам «узкой» специализации (несмотря на Интернет-услуги, пенсионеры ими воспользоваться не могут, так как не имеют Интернета). Что касается лекарств, то с одной стороны - большинство из тех, что прописывают лечащие врачи (зачастую они заинтересованы в назначение дорогих зарубежных аналогов отечественных лекарств), недоступны населению в финансовом плане, особенно пенсионерам. С другой стороны - те лекарства, которые выдаются бесплатно, либо по многу месяцев задерживаются («отсутствуют на складах»), либо выдаются в централизованных пунктах (а не как ранее прямо в поликлинике), что создаёт огромные очереди и опять проблемы с получением ввиду отсутствия лекарств на складе. В случае с диабетиками это является непосредственной угрозой для жизни людей!

Третьей группой актуальных для тольяттинцев проблем является низкий уровень доходов (заработных плат, пенсий, стипендий) и высокий уровень расходов на все продукты, товары и услуги. Данная проблема не является частным случаем отдельных социальных групп, а несёт тотальный характер - подавляющее большинство населения города имеет следующий средний ежемесячный доход: работающие - от 5 до 15 тыс. руб., пенсионеры - от 5 до

10 тыс. руб., учащиеся - до 5 тыс. руб. Несмотря на официальную статистику, в которой средний ежемесячный доход составляет более 20 тыс. руб., сами жители данной статистике склонны не доверять, исходя из своей личной жизненной ситуации. Более того, в случае когда объявляется информация о повышении пенсий (зарплаты, наоборот, за последние 3 года постоянно уменьшаются) - «цены на продукты в магазинах сразу возрастают, даже если ещё пенсию прибавят через несколько месяцев». Также необходимо отметить, что как для молодёжи (без опыта работы), так и для специалистов в возрасте за 45 лет - практически невозможно устроиться на работу (высокий уровень безработицы), что приводит к поиску разовых (временных) рабочих мест и жестокой эксплуатации работодателями (зачастую неофициально) таких временных рабочих. Большинство таких работодателей «выплачивают зарплату в конвертах».

В четвёртую группу проблем, выделенных участниками фокус-групп, можно отнести проблемы в области правопорядка, экологической ситуации, дороговизны образования, отсутствия мест в детских садах, низкие детские пособия (несколько сотен рублей), пьянство и наркомания, «бескультурье молодёжи» (неуважение к старшим), отсутствие или недоступность мест (клубов, секций, кружков, спортивных площадок) для проведения молодёжных мероприятий и увлечений пенсионеров ввиду их дороговизны или физического отсутствия.

В итоге можно отметить, что самой ключевой проблемой является отсутствие образа будущего Тольятти, отсутствие понимания путей развития города и цели, к которой надо стремиться. Участники фокус-групп отмечают бесперспективность дальнейшего проживания в городе, наличие тотальной неуверенности и безысходности приводит к мысли (особенно у молодёжи) о необходимости смены места проживания. Жители считают, что нынешнее депрессивное отношение к будущему Тольятти и его современное состояние - это результат деятельности (вернее, её отсутствия) со стороны местных органов власти, и в первую очередь мэрии городского округа Тольятти во главе с А. Пушковым.

Результаты по изучению мнения населения с помощью фокус-групп подтверждаются ранее проведённым социологическим опросом. В рамках проекта «ЖКХ: история и современность» Тольяттинского филиала Самарской городской общественной организации «Сообщества молодых учёных» в июне 2011 г. был проведён социологический опрос (научный руководитель И.А. Власенко) населения города Тольятти по вопросам отношения жителей к услугам, предоставляемым в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Всего

было опрошено 189 жителей города, из них 89 - мужчины (47,5%) и 99 - женщины (52,5%). Возраст респондентов: от 18 до 34 лет - 40 чел. (21,2%), от 35 до 54 лет - 69 чел. (36,5%), старше 55 лет - 80 чел. (42,3%). Ответы респондентов распределились следующим образом: «Какие общественные проблемы требуют, по вашему мнению, первоочередного решения? (укажите 5 наиболее острых проблем)»:

№ Проблема Рейтинг ответов, % Процент респондентов

1 Рост стоимости жилья и жилищно-коммунальных услуг 12,0 58,7

2 Ухудшение медицинского обслуживания (отсутствие специалистов, поликлиник, аптек) 11,3 55,6

3 Плохое состояние экологии (плохое качество питьевой воды, мусор и грязь в общественных местах, местах отдыха, несанкционированные свалки и т.д.) 9,6 47,1

4 Высокая цена на лекарства или отсутствие информации о них в аптеках 8,4 41,3

5 Рост безработицы в Тольятти, невозможно найти работу по специальности 8,0 39,2

6 Благоустройство города (озеленение, плохое состояние дорог, развязок, парковок, тротуаров или их отсутствие) 7,4 36,5

7 Состояние правопорядка (рост преступности, опасения за личную безопасность) 6,6 32,3

8 Плохая работа жилищно-коммунальных служб (ЖЭКов, РЭУ и т.п.) 6,1 30,2

9 Рост пьянства и наркомании 5,5 27,0

10 Плохое состояние жилого фонда (домов), проблемы с капитальным ремонтом 4,1 20,1

Тольятти является многонациональным и поликонфессиональным городом, что делает немаловажным оценку сложившейся социокультурной среды. Она стала возможной благодаря исследованиям, проведенным Т.Е. Житеневым в 2007 и 2008 году среди тольяттинского студенчества.

Важнейший вопрос о религиозной самоидентификации звучал следующим образом: «считаете ли вы себя верующим человеком?» и предполагал такие ответы: «да» - ответили 28,1%, «скорее, да» - 37%, «скорее, нет» - 14,8%, «нет» - 11,7% и «затрудняюсь» - 48 человек 7,9%. Его результаты показывают, что более половины (65,1%) относят себя к верующим людям, и лишь чуть более четверти (26,5%) говорят об отсутствии религиозной веры. Но доминирует тип «условно верующего», который неоднозначно отвечает на вопрос о своей вере и минимально участвует в религиозной жизни. Такая самоидентификация совпадает с общемировыми тенденциями секуляризации, для которых характерен отход религиозной сферы на задний план в мотивации современного человека.

Конфессиональные предпочтения респондентов оформлены достаточно четко. О своей принадлежности к православию заявили 69,4% респондентов, к исламу - 4,1%, к католицизму - 0,8%, к протестантизму - 1%. 17,9% ответили, что не принадлежат ни к какой конфессии. Таким образом, доминирует самоопределение себя как представителя православия. Роль других религий (в том числе ислама) крайне мала, а потому говорить об их равном с православием влиянии на население просто не приходится. Численность тех, кто относит себя к православию даже выше, чем число всех, заявивших о своей вере. Это позволяет говорить о восприятии традиционной для России религии как веры отцов, которая может быть не связана с личным переживанием Бога.

Можно говорить о позитивном восприятии религии, но при этом прослеживается не вполне осознанная принадлежность к ней и, как следствие, низкая вовлеченность в ее традиции и деятельность. Очевидным явлением оказывается слабая воцерковленность, отсутствие практики участия в церковной жизни, но эта общая для российского общества тенденция связана с отсутствием какого-либо планомерного религиозного воспитания в советский период. Ряд явлений, распространенных в прошлом российского общества (антисемитизм, атеизм) изживается. Усиливается религиозная толерантность в оценке студенчеством окружающих.

Тольятти - город многонациональный, но с доминирующим русским этносом. Подобная ситуация формирует особый взгляд большинства, не испытывающего на себе межэтнических противоречий. В таких условиях, как правило, не возникает оснований для острых конфликтов на национальной почве с привлечением основной части населения. Этническая идентичность себя и окружающих не является для респондентов первостепенной. Принадлежность к тому или иному народу легко может быть проигнорирована, что и подтверждает исследование. Для значительной части опрошенных (41%) национальность другого человека является важным фактором при общении с ним. Но еще большее число респондентов (58%) заявили, что не учитывают национальность при общении с другими людьми. Позиция, при которой этничность игнорируется, а значит, исчезает сама возможность для формирования конфликта на этой почве, является преобладающей, но не доминирующей. В оценке других народов преобладает толерантная позиция, но присутствует и определенное число тех, кто склонен к националистическим высказываниям. Большая часть студентов констатирует наличие проблемы неравенства и ущемления прав отдельных народов. Решение проблемы межэтнического противостояния видится в первую очередь в нравственном совершенствовании, через усиление терпимости в обществе, а также посредством целенаправленной культурной и образовательной политики и ужесточения миграционного законодательства.

Тольятти позиционируется городскими властями как «уникальный промышленный центр с развитой современной инфраструктурой, неповторимыми природными ресурсами и богатым человеческим потенциалом»1. Образ города складывается из множества элементов, образуя специфическую систему, и каждый из них способен в той или иной степени оказывать влияние на отношение к городу в целом. Задача муниципалитета, в сотрудничестве с органами местного самоуправления, жителями, представителями бизнеса и общественности, - разумно использовать и развивать имеющиеся преимущества, ведь есть достаточные возможности, чтобы стать одним из ведущих центров развития в стране. Успешное продвижение любого дела обеспечивает грамотная его организация, направляющей для которой служит выверенная имиджевая позиция. В процессе работы над имиджем города неизбежно необходимо учитывать тот образ, который уже сложился в массовом сознании - только в этом случае возможно эффективное формирование нужных представлений о регионе в сознании представителей целевых групп.

В заключение хочется привести слова Дениса Визгалова, руководителя проектов фонда «Институт экономики города»: «Подмечено многими экспертами, что такая комплексная работа по продвижению имиджа города категорически влияет на людей, живущих в этом городе. Они совершенно по-другому начинают смотреть на этот город, начинают его больше любить, растет градус местного патриотизма, что очень сильно влияет даже на городской бюджет, поскольку рост у молодежи любви к своему городу конвертируется в неизрезанные лавочки, чистые лифты, незаплеванные остановки и пр. Это очень важно и выражается даже в конкретных финансовых вещах»2.

1 Инвестиционный паспорт городского округа Тольятти [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tgl.ru/tgl/meria/ekonomics/pasport/dep/invest/pasport.html

2 Концепция продвижения брендов национального и региональных трендов России [Электронный ресурс]. -URL: http://www.govoritmoskva.щ/artides.php?id=2664&cat=5

Библиографический список

1. Власенко, И.А. Отношение населения к реформированию жилищнокоммунального хозяйства России // Материалы Международной научной конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование. Ч. 1. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2007.

2. Власенко, И.А. Реформа жилищно-коммунального хозяйства России: документы эпохи // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». Выпуск седьмой. - Тольятти, ВУиТ, 2011. - С. 170-175.

3. Власенко, И.А. Функционирование ЖКХ России в начале XXI века [Электронный ресурс]. - иКЬ: Ьир://россия2030.рф/аЬои1:-сопГА:аке-раг1:А:аке-раг1 283.Ь1тЩор

4. Житенев, Т.Е. Русское студенчество: религиозные взгляды // Этносоциология в

России: научный потенциал в процессе интеграции полиэтнического общества:

Материалы международной научно-практической конференции. Казань, 26-28 июня 2008 г. / Отв. ред. Р.Н. Мусина. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. -С. 202-207.

5. Житенев, Т.Е. Этнические взгляды современной городской молодежи (на материале исследований студенчества г.о. Тольятти) // Материалы VIII международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики»// Гуманитарные науки и образование. Ч. 1. - Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2011. - С. 42-53.

6. Инвестиционный паспорт городского округа Тольятти [Электронный ресурс]. -иКЬ: http://www.tgl.ru/tgl/meria/ekonomics/pasport/dep/invest/pasport.html

7. Концепция продвижения брендов национального и региональных трендов России [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.govoritmoskva.ru/articles.php?id=2664&cat=5

8. Стратегический план развития городского округа Тольятти до 2020 года [Электронный ресурс] / Мэрия городского округа Тольятти. Официальный портал. - ИКЬ: http://www.tgl.ru/files/upload/StrategyPlan-07.07.10.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.