УДК 911.375 (470.46)
В. Е. Сениченко
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА SWOT-АНАЛИЗА (НА ПРИМЕРЕ Г. АХТУБИНСКА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
В статье даётся оценка социально-экономического развития малого города с помощью метода SWOT-анализа. Рассмотрены сильные и слабые стороны развития территории. Особое внимание уделено возможностям и перспективам социально-экономического развития города, сформулированы стратегия и задачи для развития г. Ахтубинска.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, малый город, SWOT-анализ, Ах-тубинск, Астраханская область.
Статья посвящена исследованию социально-экономического развития малого города с помощью метода SWOT-анализа. Оценка развития территории даётся через анализ сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами для малого города (на примере г. Ахтубинска). Одной из основных задач исследования является обеспечение взаимодействия на муниципальном уровне в выработке совместных мероприятий органами местного самоуправления, общественными объединениями, представителями бизнеса и частными инвесторами по решению социально-экономических проблем данной территории с помощью представляемого метода.
SWOT-анализ — один из самых распространённых видов анализа в стратегическом управлении на сегодняшний день. Цель SWOT-анализа — сформулировать основные направления развития через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
Ахтубинск — город, расположенный на северо-востоке Астраханской области, на левом берегу реки Ахтубы (рукав Волги). Площадь — 10,5 км2. Население — 40,6 тыс. чел. (2012 г.). Плотность — 38,5 чел. / км2. Моногород с основным градообразующим предприятием, российским авиационным научно-исследовательским учреждением 929-м Государственным летно-испытательным центром Министерства Обороны имени В. П. Чкалова. Город основан18 декабря 1959 г.
как военный полигон для испытания авиационной техники [3; 4].
В табл. 1 приводится SWOT-анализ социально-экономического развития г. Ахтубинска.
Полученные результаты исследований позволили сформировать стратегические цели и задачи развития г. Ахтубинска.
Стратегические цели:
— реализация муниципальной политики по развитию инвестиционной деятельности на территории города;
— повышение конкурентоспособности предприятий, составляющих основу экономики города;
— привлечение в город инвесторов со стороны;
— укрепление налогооблагаемой базы города;
— развитие туристской отрасли города;
— повышение рождаемости населения.
Для достижения целей необходимо решение следующих задач:
— создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в городе;
— обеспечение условий для развития привлекательного инвестиционного пространства;
— обеспечение притока молодых специалистов;
— создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов;
— обеспечение взаимодействия областных органов исполнительной власти, ор-
SWOT-анализ социально-экономического развития города
Сильные стороны (8):
1. Выгодное экономико-географическое и транспортное положение (территориальная близость к Волгоградской области и Республики Казахстан).
2. Наличие на территории города военно-научного центра ГЛИЦ им.
В. П. Чкалова, который испытывает авиационную технику пятого поколения.
3. Наличие взлётно-посадочной полосы для испытываемой авиационной техники.
4. Наличие крупной узловой железнодорожной станции и автотранспортной развязки.
5. Развитая мобильная и электропроводная связь.
6. Наличие речного порта и судостроительно-судоремонтного завода.
7. Высокий научно-технический потенциал.
8. Высокий уровень системы образования и культуры.
9. Развитая система финансовокредитных и страховых организаций.
10. Система социальной поддержки.
11. Строительство жилья для семей военнослужащих.
12. Благоприятные условия для развития инвестиционного климата.
13. Реализация муниципальных программ поддержки предпринимателей.
14. Наличие культурно-исторического наследия.
15. Большой туристско-рекреационный потенциал.
16. Низкая криминогенная обстановка.
17. Межэтническое и
межконфессиональное согласие.________
Слабые стороны ^):
1. Большая удаленность от областного центра.
2. Образование пробок на дорогах (отсутствие транспортного виадука).
3. Отсутствие гражданского аэропорта.
4. Невысокий уровень жизни населения.
5. Отток кадров и нехватка квалифицированных специалистов.
6. Сокращение численности постоянного населения.
7. Недостаточный технологический уровень большинства производств малого бизнеса.
8. Недостаток собственных оборотных средств в отдельных отраслях экономики.
9. Высокая степень износа коммуникаций ЖКХ.
10. Высокая стоимость жилищнокоммунальных услуг.
11. Нехватка спортивных сооружений.
Возможности (О):
1. Эффективное использование ресурсов города (земли, недвижимости).
2. Создание перерабатывающих предприятий и предприятий промышленной индустрии.
3. Замена коммуникаций, прокладка новых сетей, увеличение мощности существующих.
4. Строительство нового жилья.
5. Расширение рынка финансовых и консалтинговых услуг.
6. Развитие малого предпринимательства.
7. Расширение рынка и сбыта продукции местных производителей.
8. Развитие туризма и оздоровительного отдыха.
9. Улучшение демографической ситуации (развитие социальных программ).
10. Создание особо охраняемых природных территорий с целью охраны окружающей среды и рекреаций.
11. Создание
мусоросортировочного завода.
12. Создание музея авиации.
Угрозы (Т):
1. Влияние неблагоприятных климатических условий.
2. Старение населения и отток молодых кадров в крупные города.
3. Значительная зависимость экономики города от деятельности естественных монополий.
4. Низкая заработная плата.
5. Загрязнение окружающей среды (наличие несанкционированных свалок).
ганов местного самоуправления, общественных объединений, представителей бизнеса и частных инвесторов;
— создание дополнительных объектов туристской инфраструктуры;
— стимулирование рождаемости за счёт социальных программ и поддержки молодых семей.
В настоящее время на территории города реализуются следующие инвестиционные проекты:
1) строительство производственно-оздоровительного комплекса «Золотой бугор»;
2) строительство наукоёмкого произ-
водства по изготовлению продукции для нужд отечественной авиации [1-9].
В заключение следует отметить, что наличие выгодного экономико-географического и транспортного положения, культурно-исторического наследия, туристско-рекреационного потенциала, создание на территории города благоприятных условий для привлечения инвестиций, а также перспективное развитие Ахтубинска как стратегически важного лётно-испытательного центра авиационной промышленности России, должны найти своё отражение в формировании эффективной социально-экономической политики города.
Таблица 2
Анализ соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и
угрозами для города
8О:
1. Выгодное экономикогеографическое и транспортное положение территории позволяет расширить географию инвестиционных потоков в город из соседних регионов
и наладить межрегиональное сотрудничество.
2. Дальнейшее испытание авиационной техники пятого поколения на базе ГЛИЦ им. В.
П. Чкалова даст в перспективе возможность получить научный статус территории.
3. Наличие культурноисторического наследия способствует развитию туризма.
4. Наличие на территории города речного порта и судостроительно-судоремонтного завода позволит получить дополнительные заказы, что приведет к созданию новых рабочих мест и получению налогов в местный бюджет.
5. Реализация областных и муниципальных программ поддержки предпринимателей позволит расширить
рынок продукции местных производителей.
6. Программы социальной
поддержки будут способствовать улучшению демографической обстановки на исследуемой территории._____________________
WO:
1. Развитие туристской деятельности затруднено из-за слабой организации инвестиционной политики в городе.
2. Отсутствие на территории города гражданского аэропорта снижает транспортную доступность.
3. Высокая стоимость жилищнокоммунальных услуг и уровень безработицы неблагоприятно сказывается на уровне жизни населения, что приводит к оттоку людей из города.
4. Отсутствие дополнительных спортивных сооружений и маленького финансирования самой отрасли создает проблему вокруг организации досуга молодежи.
5. Слабая политика в экологической сфере приводит к росту несанкционированных свалок. Это приводит к негативному восприятию образа городской территории туристами.
8Т:
1. Позиционирование города Ахтубинска, как стратегически важного, авиационного города с выгодным экономико-географическим и транспортным положением.
2. Создание туристской инфраструктуры.
3. Создание благоприятных условий для потенциальных инвесторов.
4. Областные и муниципальные программы поддержки предпринимателей позволят увеличить доходы населения.
5. Создание новых производств позволит сократить отток молодежи.
WT:
1. Повышение уровня квалификации трудовых ресурсов для создания новых производств.
2. Разработка и реализация дополнительных программ по развитию спорта и оздоровлению населения в городе.
3. Построения механизмов по муниципальному регулированию всех сфер экономики территории.
4. Привлечение дополнительных финансовых средств на развитие целой сети туристских объектов в городе.
Литература
1. Ахтубинск. Знакомство с городом : буклет / под ред. А. А. Салмина. Ахтубинск : Издательство МП «Типография» МО «Ахтубинский район», 2012. 17 с.
2. Здесь Родины моей начало (Очерки об Ахтубинском районе) / под ред. С. С. Плюцинского. Астрахань : Родное слово, 2012. 592 с.
3. Муниципальная программа социально-экономического развития МО «Город Ахтубинск» на 2011-2014 гг. иКЬ: http://www.adm-akhtubinsk.ru/.
4. Стратегия социально-экономического развития МО «Ахтубинский район» до 2016 г. иКЬ: http:// www.ahtuba.astrobl.ru/.
5. Сениченко В. Е. Анализ социально-экономических предпосылок развития туризма в Астраханской области (на примере Ахтубинского района) // Проблемы туризма и сервиса: сборник научных трудов / под ред. А. В. Иванова, А. С. Кускова. Саратов : Издательство СГТУ, 2011. С. 405-407.
6. Cениченко В. Е. Ахтубинск — моногород с научным потенциалом: исторические предпосылки формирования и перспективы социально-экономического развития территории как наукограда // Материалы XVIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2011. С. 501-502.
7. Cениченко В. Е. Формирование бренда территории как фактор развития социально-экономической политики муниципального образования (на примере города Ахтубинска Астраханской области) // Материалы II Международной научно-практической конференции «Город как система». Нижневартовск, 2012. С. 94-96.
8. Официальный сайт муниципального образования «Ахтубинский район», раздел «Экономика». иКЬ: http://www.ahtuba.astrobl.ru/
9. Официальный сайт муниципального образования «Город Ахтубинск». ИКЬ: http://www.adm-akh-tubinsk.ru/
V. E. Senichenko
ASSESSMENT OF THE SMALL CITY SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT BY MEANS OF SWOT-ANALYSIS (AN EXAMPLE OF AKHTUBINSK TOWN, ASTRAKHAN REGION)
The article assesses the socio-economic development of a town by means of SWOT-analysis. Strengths and weaknesses of the territory are examined. Particular attention is paid on the opportunities and prospects for socio-economical development of the town. The strategy and the objectives for the development Akhtubinsk town are formulated.
Key words: socio-economical development, town, SWOT-analysis, Akhtubinsk, Astrakhan region.