Согласно литературным данным, объемы почек были разбиты на 3 группы: объемы менее 130 см3 считались маленькими, от 130 до 170 см3 — средними и свыше 170 см3 — большими. У пациентов контрольной группы средний объем правой и левой почки, соотнесенный к стандартной поверхности тела, составил 125,47 см3, у пациентов с ИЗСД — 173,46 см3, у пациентов с ИНЗСД — 191,76 см3.
Среди пациентов контрольной группы у 4,7% пациентов были большие почки, а среди пациентов с ИЗСД большие почки были у 51% обследованных больных, при ИНЗСД — 20% больных имели большие почки.
При начальных стадиях ХПН у всех пациентов контрольной размеры почек были менее 130 смЗ (маленькие почки), а среди пациентов с диабетической нефропатией, при начальных стадиях ХПН большие почки имели 67% пациентов с ИЗСД и 50% пациентов — с ИНЗСД.
Таким образом, эти данные позволяют нам предположить, что у пациентов с диабетической нефропатией большие размеры почек более вероятны, чем у пациентов с другой почечной патологией (без нефротического синдрома).
112. А.И.Кузин, А.А.Васильев, О.В.Камерер КОРРЕКЦИЯ ПИТАНИЯ ПРИ АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В НЕФРОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ г. Челябинск, Россия
A.l.Kuzin, A.A.Vasiliev, O.V.Kamerer CORRECTION OF NUTRITION DURING ANTIBACTERIAL THERAPY IN NEPHROLOGICAL PRACTICE
Антибактериальные препараты являются наиболее часто применяемой группой лекарственных средств у пациентов с пиелонефритами и бессимптомной бактериурией. По данным нефрологического центра г. Челябинска, частота развития дисбактериоза кишечника у данных пациентов составляет 83,6% случаев. Антибиотики способствуют изменению состава и функции нормальной кишечной микрофлоры человека. Избыточный бактериальный рост в тонкой кишке, изменение состава толстокишечной микрофлоры определяют формирование дисбиоза кишечника. Основным методом поддержания нормального состава кишечной микрофлоры является применение про- и пребиотических свойств пищевых вешеств. Профилактическое действие продуктов определяется эффектом нутриентов (белков, жиров, углеводов, витаминов, клетчатки, макро-, микроэлементов), входящих в состав индивидуального рациона.
В коррекции питания пациентов, находящихся на антибактериальной терапии, рекомендуется использовать «защитные» свойства продуктов: отдавать предпочтение балластным веществам (клетчатке); включать в рацион «живые» лакто- и бифидосодержашие кисло-молочные продукты; обогащать готовые блюда растительными веществами, содержащими фитонциды; избегать приема пищевых веществ, способствующих росту грибковой микрофлоры. Рекомендуется следующий перечень продуктов и блюд для коррекции питания: зерновые продукты: бездрожжевой хлеб, крупы, макаронные изделия, бобовые; молочные продукты: кисломолочные продукты (биокефир, живые йогурты), творог; мясо и рыба: нежирные сорта мяса и рыбы в отварном и запеченном виде; супы: на мясном, рыбном или овощном бульоне с добавлением крупяных изделий; жиры: соотношение растительных жиров к животным жирам рекомендуется как 3:1; овощи: свекла, морковь, цветная капуста, пастернак, редька, паприка, картофель; фрукты и ягоды: яблоки, груши, бананы, абрикосы, персики, клюква, земляника; специи: лавровый лист, перец, кориандр, укроп, зеленый лук, тмин, чеснок, хрен; напитки: фруктовые и цветочные чаи, отвар шиповника, фруктовые соки.
Вышеизложенные изменения в питании на фоне применения антибактериальных препаратов в нефрологической
практике позволяют успешно предупредить развитие дисбиоза кишечной микрофлоры.
113. А.И.Кузин, М.А.Чередникова, О.Н.Яковлева, К. В.Добрынина
ОСОБЕННОСТИ МИКРОБНОГО ПЕЙЗАЖА МОЧИ У БОЛЬНЫХ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ г. Челябинск, Россия
A.l.Kuzin, M.A.Cherednikova, O.N.Yakovleva, К. V.Dobrynin
PECULIARITIES OF MICROBIAL VIEW OF URINE IN DIABETES MELLITUS PATIENTS
Частота мочевых инфекций у больных с сахарным диабетом в 2-3 раза выше, чем в обшей популяции. Бактериу-рия выявляется у 15-60% больных. Причины высокой частоты инфицирования связаны с появлением при сахарном диабете специфических факторов риска, в том числе и снижением иммунной зашиты. При этом в большинстве случаев (до 90%) наблюдается атипичное бессимптомное течение инфекций мочевыводяших путей.
Нами был проведен анализ спектра возбудителей и их чувствительности к антибиотикам у больных с сахарным диабетом I и II типа, госпитализированных в нефрологическое отделение ГКБ № 6 г. Челябинска в 2000 г. Исследуемая группа состояла из 61 больного в возрасте от 16 до 74 лет, из них — 51 женщина (83,6%) и 10 — мужчин (16,39%).
Бактериурия в диагностически значимом тигре была выявлена у 45 (73,7%) пациентов. В данной группе лейкоцитурия (по Нечипоренко) обнаружена лишь у 62,2% больных.
Особенностью микробного пейзажа мочи явилось преобладание микробных ассоциаций (Е. coli, Klebsiella, Staphylococcus saprophyticus) — в 26,2% случаев, Staphylococcus epi-dermidis был выявлен в 23% случаев, Е. coli — в 14,8% случаев. Микробная флора у мужчин представлена Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus saprophyticus и Acinetoba-cter. В то время как у женщин преобладали Е. coli, Klebsiella, Enterobacter aerogenosa.
При анализе чувствительности возбудителей к 13 антибиотикам 78,5% штаммов Е. coli чувствительны к ципроф-локсацину и лишь 21,4% — к ампициллину. Чувствительность Klebsiella к ципрофлоксацину составила 100%, к це-фотаксиму — 100%, к гентамицину — 66,6%. Выявлена низкая чувствительность Staphylococcus epidermidis, Proteus, Acinetobacter ко всем антибиотикам.
Таким образом, в этиологической структуре инфекций МВП у больных с сахарным диабетом преобладают микробные ассоциации (Е. coli, Klebsiella, Staphylococcus saprophyticus) и грамположительные микроорганизмы, чувствительные только к фторхинолонам и цефалоспоринам 2-3-го поколения.
114. А.А.Кузнецова, Е.И.Шахматова ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ НАТРИЙУРЕЗА И СЕКРЕЦИИ ПОЧКОЙ ПРОСТАГЛАНДИНА Е2 ПРИ ОСТРОМ ПИЕЛОНЕФРИТЕ У ДЕТЕЙ Санкт-Петербург, Россия
A.A.Kuznetsova, E.I.Shakhmatova INVESTIGATION OF THE CORRELATION OF NATRIURESIS AND PROSTAGLANDIN E2 SECRETION BY THE KIDNEY IN CHILDREN WITH ACUTE PYELONEPHRITIS
Простагландины в норме участвуют в регуляции функций почки, известна и их роль в развитии воспалительных процессов. Представляло интерес оценить меняется ли их выделение с мочой и функциональное состояние осморегу-лирующей функции почки при воспалительном процессе в
моче вы юлящих путях. Цель исследования состояла в сопоставлении осморегулируюшей функции почки и выведения с мочой простагландина Е, при остром пиелонефрите у детей. Обследован 21 ребенок с острым пиелонефритом и 20 злоровых детей, возраст обследованных был от 5 до 15 лет. Пробы мочи собирались в течение суток, в каждой порции мочи и сыворотке крови определяли осмоляльность на осмометре МТ-2, концентрацию креатинина на спектрофотометре СФ-16, концентрацию ионов Na и К на пламенном фотометре Coniine-4!0, концентрацию ионов Ca и Mg на атомном абеорбциометре Hitachi-508, концентрацию простагландина Е-, иммуноферментным методом на автоматическом ридере ВЮ-ТЕК Instruments.
Осморегулнрующая функция почки у детей с острым пиелонефритом была обследована в остром периоде (в первые сутки от момента поступления в клинику) и через месяц при завершении лечения перед выпиской из клиники, когда у детей отсутствовали клинические и лабораторные признаки острого заболевания. Сопоставление параметров осморегулируюшей функции почки у пациентов в эти два периода не выявило отличий в величине мочеотделения, уровне клубочковой фильтрации (ССг) и величине общей канальце вой реабсорбции воды, рассчитанной по величине концентрационного показателя креатинина. Однако выявлены существенные изменения состояния осморегулируюшей функции почки, при остром пиелонефрите уменьшена рсабсорбиия осмотически свободной волы, в среднем, па 27% по сравнению со здоровыми детьми. Выделение с мочой простагландина Е2 не отличается у детей обеих групп, у здоровых детей не найдено зависимости между экскрецией ионов натрия и простагландина Ё2 (г=—0,18; р>0,05). У детей с острым пиелонефритом выявлена корреляция между диурезом и выделением простагландина Е, (г=0.79; р<0,001), у здоровых детей подобная корреляция отсутствует (г=-0,18: р=0,81). При остром пиелонефрите при осмотическом концентрировании мочи в состоянии реабсорбции осмотически свободной воды (t]osm/Pos;ll> 1) имеется зависимость между приростом мочеотделения и экскрецией простагландина Е, (r=0,51; р<0,04; п=17); перед выпиской у этих пациентов не было достоверной зависимости между выделением простатлан-динов и диурезом (г=0,36; р=0,21; п=14). Таким образом, при остром пиелонефрите у детей не изменяется экскреция простагландина Е, с мочой, но меняется реакция почки на него и его участие в регуляции ряда функций ночки по сравнению с почкой здоровых детей.
Работа поддержана грантами (РФФИ 99-04-49189, 00-15-97803 и ИНТАС 97-11404).
115. А. И. Куликова, ФА. Тугушева, И.М.Зубина ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОБ (ПОЛ) И ФАКТОРЫ СИСТЕМЫ АНТИОКСИДАНТНОЙ ЗАЩИТЫ (АОЗ) КРОВИ БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКИМ ГЛОМЕРУЛО-НЕФРИТОМ (ХГН), ЛЕЧЕННЫХ АНТИОКСИДАНТАМИ Санкт-Петербург, Россия
A.I.Kulikova, FA.Tugusheva, I.M.Zubina THE PARAMETERS OF LIPID PEROXIDATION AND FACTORS OF THE SYSTEM OF ANTIOXIDANT DEFENSE OF BLOOD OF PATIENTS WITH CHRONIC GLOMERULONEPHRITIS TREATED WITH ANTIOXIDANTS
В наших исследованиях мы неоднократно указывали на накопление продуктов ПОЛ и/или истощение факторов АОЗ в крови больных с ХГН, Нами была предпринята попытка исправить нарушения в антиоксидантном статусе крови 20 больных с ХГН с помошыо препаратов, обладающих антиоксидантными свойствами. Продолжительность
схемы антиоксида! 1тной терапии (АОТ) составляла 4 нед. В течение первых 2 нед больным внутривенно вводили 30% раствор тиосульфата натрия (ТСН) (из расчета 0,15 мг/кг в день). В последующие 2 нед пациенты продолжали получать инъекции ТСН через день. В холе 3-й и 4-й нед больным ежедневно внутримышечно вводили 10% масляный раствор токоферола ацетата {по 1,0 мл два раза в день). Показатели ПОЛ и АОЗ определяли раздельно в плазме (ПЛ) и эритроцитах (ЭР) в 1-, 14-й и 28-й день лечения.
До начала лечения у пациентов было отмечено двукратное накопление первичных продуктов ПОЛ диеновых конъ-югатов <ДК) в ПЛ и конечного метаболита ПОЛ — малонового диальдегида (МДА) — в ЭР (198% и 212% от нормальных величин, соответственно, р<0,05). Кроме того, в ПЛ было обнаружено достоверное уменьшение содержания важнейшего жирорастворимого антиоксиданта токоферола (ТФ) (84% от значений у доноров) и суммарного пула восстановленных тиолов — T-SH гр. (54%): отмечена также ги-перлипидемия (138%) (во всех случаях р<0,05).
Через месяц после начала АОТ было достигнуто снижение содержания как ДК в ПЛ (вплоть до ¡47% от значений у доноров), так и МДА в ЭР (до 151%). Кроме того, в ПЛ произошли нормализация уровня ТФ и увеличение содержания T-SH гр. (с 0,42±0,04 до 0,45±0,04 мкмоль/мл), а в ЭР - также прирост T-SH гр. (с 2,26+0,15 до 2,66±0,14 мкмоль/мл). Наконец, позитивный эффект проведенной АОТ заключался в увеличении содержания в ЭР уровня общих липидов {представленных, как известно, фосфолипи-дами) и снижении степени выраженности гиперлипидемии {с 6,27 до 5,43 г/л).
Таким образом, проведенная больным ХГН схема АОТ привела как к снижению интенсивности ПОЛ и в ПЛ, и в ЭР, а также позволила значительно уменьшить дефицит компонентов системы АОЗ. Представленные результаты позволяют рекомендовать включение разных вариантов АОТ в традиционные схемы лечения ХГН.
116, А.Г.Кучер, Н.Л.Григорьева, И.Г.Каюков ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ (ХПН) ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ МАЛОБЕЛКОВОЙ ДИЕТЫ (МВД) Санкт-Петербург, Россия
A.G.Kucher, N.D. Grigoneva, I.G.Kayukov
THE PROGRESSION OF CHRONIC RENAL FAILURE UNDER THE ACTION OF DIFFERENT REGIMENS OF LOW PROTEIN DIET
Обследованы 150 пациентов с ХПН, разделенных на три равные группы. В первой испытуемые получали комбинированную малобелковую диету с добавлением соевого изо-лята (0,4 I" белка на 1 кг массы тела в сутки с обычным рационом и 0,2 г/кг с SUPRO 760, Protein Technologies Int., USA), во второй — стандартную МБД без добавок {0,6 г белка на I юг массы тела в сутки) и в третьей пациенты придерживались свободного рациона. Во всех группах соблюдались рекомендации по достаточному энергообеспечению (не менее 30—35 ккал на 1 кг массы тела в сутки). Исследование, в среднем, длилось 26 мес, на протяжении которых каждые 4 мес контролировали лабораторные и расчетные показатели.
В первой группе прирост креатинина сыворотки крови практически отсутствовал в течение 24 мес, Во второй группе креатииинемия оставалась относительно стабильной в течение 14 мес, позднее отмечено нарастание концентрации креатинина сыворотки крови. В среднем, прирост уровня сывороточного креатинина за время наблюдения во второй выборке был достоверно меньше, чем в первой (р<0,05), В третьей группе со 2-го месяца наблюдения происходило нарастание креатинина сыворотки крови, сохранявшееся на