Научная статья на тему 'Исследование содержания педагогических требований к интеллектуально опосредованной деятельности подростка с ориентацией на качество учебных и спортивных достижений'

Исследование содержания педагогических требований к интеллектуально опосредованной деятельности подростка с ориентацией на качество учебных и спортивных достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / TEENAGER / УЧЕБНАЯ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL AND SPORTS ACTIVITY / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ / INTELLECTUAL DEPENDENCE / УСПЕШНОСТЬ / SUCCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / PEDAGOGICAL REQUIREMENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / STRUCTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITY / ЛИЧНОСТНАЯ / PERSONAL / МЕТАПРЕДМЕТНАЯ / ПРЕДМЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRAINING RESULTS / METASUBJECT / SUBJECTIVE DIRECTION / PERSONAL SPHERES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луговских Тамара Николаевна, Кузьменко Галина Анатольевна

В статье представлены результаты исследования структуры и содержания педагогических требований учителя и тренера по виду спорта, призванных обеспечивать качество интеллектуально опосредованной учебной и спортивной деятельности подростка-спортсмена. Рассмотрены показатели согласованности педагогических требований, их информативности, смысловой опоры на ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты образовательной деятельности, обусловленности интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной, нравственной сферами личности и деятельностным подкреплением значимыми личностными качествами соответствующей природы, представлена локализация педагогических требований в структуре деятельности, проанализирована их практическая значимость с позиций педагога и обучающегося. Авторы рассмотрели педагогические условия, оптимизации структуры и содержания педагогических требований, инициирующих интеллектуальную активность в пространстве основного и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луговских Тамара Николаевна, Кузьменко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of the Content of Pedagogical Requirements to the Teenager’s Intellectual Activity Oriented on the Quality of Educational and Sporting Achievements

The article deals with the research results of the structure and content of training requirements of teachers and coaches that need to provide quality of intellectual and sports activity of a teenage athlete. There are the indicators of coherence of the training requirements, their informational level, semantic support on the expected personal, metasubject and subject results of educational activity, that are determined by the intellectual, emotional, strong-willed, communicative and ethical spheres of the individual backed by his significant natural qualities. The localization of tuition requirements is presented in the activity structure, the practical value is analyzed according to the teacher's and pupil's attitude. The authors regard the pedagogical conditions of the structure optimization, including the pedagogical requirements that initiate the intellectual activity within the basic and additional education.

Текст научной работы на тему «Исследование содержания педагогических требований к интеллектуально опосредованной деятельности подростка с ориентацией на качество учебных и спортивных достижений»

1УДК 371

ББК 74.200.55

исследование содержания педагогических требований к интеллектуально опосредованной деятельности подростка с ориентацией на качество учебных и спортивных достижений

Т. Н. Луговских, Г. А. Кузьменко

В статье представлены результаты исследования структуры и содержания педагогических требований учителя и тренера по виду спорта, призванных обеспечивать качество интеллектуально опосредованной учебной и спортивной деятельности подростка-спор -тсмена. Рассмотрены показатели согласованности педагогических требований, их информативности, смысловой опоры на ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты образовательной деятельности, обусловленности интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной, нравственной сферами личности и деятельностным подкреплением значимыми личностными качествами соответствующей природы, представлена локализация педагогических требований в структуре деятельности, проанализирована их практическая значимость с позиций педагога и обучающегося. Авторы рассмотрели педагогические условия, оптимизации структуры и содержания педагогических требований, инициирующих интеллектуальную активность в пространстве основного и дополнительного образования.

Ключевые слова: подросток, учебная и спортивная деятельность, интеллектуальная обусловленность, успешность, педагогические требования, образовательные результаты, личностная, метапредметная, предметная направленность, сферы личности, структура образовательной деятельности.

STUDY OF THE CONTENT OF PEDAGOGiCAL REQUiREMENTS TO THE TEENAGER'S iNTELLECTUAL ACTiViTY ORiENTED

on the quality of educational and sporting achievements

^ N. Lugovskikh, G. A. Kuzmenko

The article deals with the research results of the structure and content of training requirements of teachers and coaches that need to provide quality of intellectual and sports activity of a teenage athlete. There are the indicators of coherence of the training requirements, their informational level, semantic support on the expected personal, metasubject and subject results of educational activity, that are determined by the intellectual, emotional, strong-willed, communicative and ethical spheres of the individual backed by his significant natural qualities. The localization of tuition requirements is presented in the activity structure, the practical value is analyzed according to the teacher's and pupil's attitude. The authors regard the pedagogical conditions of the structure optimization, including the pedagogical requirements that initiate the intellectual activity within the basic and additional education.

Keywords: teenager, educational and sports activity, intellectual dependence, success, pedagogical requirements, training results, personal, metasubject, subjective direction, personal spheres, structure of educational activity.

Современный этап развития общего образования характеризуется направленностью на приложение знаний, умений и сформированных способностей в предметную деятельность, позволяющую обучающемуся самостоятельно решать проблемы личностного и предпрофессионального развития. Реализация государственного запроса в образовательной среде Центров Спорта и Образования в соответствии с содержанием ФГОС основного общего образования [1, с. 2] возможна при условии развития системы требований к качеству учебной и спортивной деятельности подростка, когда подросток понимает, принимает и применяет данные требования в собственной жизнедеятельности, присваивая их на ценностно-смысловом уровне.

Процесс рассмотрения требований к качеству деятельности подростка требует определение понятия «успешность». Так, учебная успешность подростка, по мнению С. В. Фоминой, есть «интегративное качество личности, предполагающее высокую мотивацию достижения цели, критичность мышления, ответственность и готовность к самостоятельной деятельности», основанную на актуализации «мо-тивационно-ценностного, когнитивного и дея-тельностного компонентов» [2, с. 21]. Фактически, в представленном понятии преломляются требования к мотивационно-ценностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, регулятивной сферам личности. Успешность в спортивной деятельности обусловлена реализацией соревновательно-значимых качеств и способностей, обеспечивающих достижение индивидуально-максимального спортивного результата, и обеспечивается как исходными показателями развития интеллектуальных, волевых, регулятивных, психомоторных способностей и физических качеств (то, что дано от природы) и целесообразной их актуализацией, так и целенаправленным процессом их развития на тренировках и соревнованиях, поскольку данные способности встраиваются в механизм эффективной реализации деятельности [3, с. 199; 4, с. 469].

В ходе исследования данной проблематики мы провели анализ содержания более 50 программ учебных дисциплин, 7-9 классы (2013), входящих в основную образовательную про-

грамму общего образования (С. В. Гурьев, под ред. М. Я. Виленского «Физическая культура»; Г. И. Погадаев «Физическая культура»; Е. Н. Литвинов, М. В. Анисимова, Т. Ю. Торочкова «Физическая культура»; О. В. Смирнова, В. А. Фёдоров «Физическая культура» и др.). Полученные результаты позволили выявить ряд проблем в формулировании требований к качеству деятельности. Среди них:

• авторы по-разному понимают содержание личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности;

• ожидаемые личностные и метапредмет-ные результаты содержательно отстранены или не в полной мере отражают воспитательный и образовательный потенциал учебной дисциплины;

• при выборе ключевых требований к качеству (само)организации образовательного процесса ведущими выступают метапредмет-ные результаты;

• в личностных результатах деятельности несоразмерно представлены качества интеллектуальной, эмоциональной, волевой, регулятивной, нравственной сфер личности.

Цель текущего исследования состоит в проведении анализа содержания современных педагогических требований к качеству интеллектуально опосредованной деятельности подростка и определении основных направлений их эффективной реализации. Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, интервьюирование, педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки, методы математической обработки информации.

Исследование проводилось на базе Центра образования и спорта «Самбо-70». В исследовании было задействовано 14 учителей-предметников и 6 тренеров по единоборствам, организующих образовательный процесс у 30 учащихся 8-х классов, занимающихся спортивными единоборствами.

Анализ результатов анкетирования учителей-предметников и тренеров по виду спорта, работающих с данными подростками, позволяет констатировать наличие ряда трудностей в проектировании и реализации педагогических требований, ориентированных на повышение успешности учебной и спортивной деятельности:

• формирование содержания педагогических требований должно сопровождаться анализом факторов проверяемости и информативности (рис. 1, табл. 1, лучи 2-3): применяемые учителями (83,7%; 74,1%) и тренерами (61%; 61,1%) средства не в полной мере соответствуют данным критериям;

• реализация положений ФГОС в системе педагогических требований ориентирует на соразмерное формирование метапредметных, личностных и предметных результатов деятельности (рис. 1, табл. 1, лучи 4-6): содержание требований учителей представлено как 56% : 21,6% : 22,4% (наблюдается меньший акцент на личностные и предметные результаты); содержание требований тренеров, преподающих учебную дисциплину «Физическая культура» на 88,8% сформулировано в контексте рассматриваемых результатов, среди них - существенный акцент на личностные (63%); предметная направленность представлена чрезвычайно недостаточно (5,5%);

• педагогические требования к качеству деятельности должны предусматривать локализацию данной деятельности в сферах: интеллектуальной («скорость принятия решения»; «инициативность»; «нестандартность решения»; «аналитичность / синтетичность» и др.); эмоциональной («во имя нашей спортивной команды!»; «с настроем, с воодушевлением, радостно» и др.); волевой («целеустремленность», «решительность», «настойчивость» и др.); коммуникативной («в конструктивном взаимодействии» и др.); нравственной («ответственность», «трудолюбие», «уважение к себе и окружающим», «ценности коллектива» и др.), (рис. 1, табл. 1, лучи 7-11); мы видим, что предметная реализация педагогических требований у учителей в большей мере сосредоточена на интеллектуальных (59,8%) и на коммуникативных (15,8%) качествах, тогда как у тренеров - на волевых (29,6%) и нравственных (22,2%) качествах;

• исследуя подкрепленность требования проявлением качеств (ответ на вопрос: «Какими ресурсами будут достигнуты ожидаемые результаты?»), мы выявили мнение учителей как «подобное - подобным»: интеллектуально опосредованная деятельность - за счет группы интеллектуальных способностей (соотношение

59,8% : 19,9%); тогда как мнение тренеров: волевая активность осуществляется на основе волевых качеств (29,7%) и с привлечением нравственных качеств (13%) как нравственно направленная воля; вместе с тем в требованиях тренеров наблюдаются низкие значения качеств интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной природы; в целом, внутри педагогического требования отсутствует связь и опора на сопряженные качества, позволяющие интегрировать интеллектуальную, эмоциональную, волевую, коммуникативную, нравственную сферы личности (рис. 1, табл. 1, лучи 12-16), (рис. 2 - соотнесение показателей обусловленности избранного критерия активностью соответствующей сферы и его подкре-пленности проявлением качеств определенной природы);

• применяемые критерии качества достижений с позиции хронологии и структуры учебной и спортивной деятельности наиболее соответствуют основной фазе деятельности (рис. 1, луч 18), и немногим - заключительной фазе (рис. 1, табл. 1, луч 19), тогда как фазе вхождения в деятельность не уделяется особого внимания (рис. 1, табл. 1, луч 18); отсутствуют требования, актуализирующие качество действия (рис. 1, табл. 1, луч 20); не наблюдается преемственности требований в системе «операция - действие - деятельность» (акцентируется качество операции и деятельности, тогда как действие остается вне поля внимания);

• возможность применения предъявляемых требований педагогами составляет 87,2%, а самим обучающимся - 48,1% (фактически, 45% требований учитель формирует «для себя», «сложно», вне связи с конкретными ожидаемыми результатами). Тогда как из сформулированных тренером и применимых для юного спортсмена в педагогическом контроле требований (57,4%) принимаются к действию все, поскольку они характеризуются большей ясностью смыслов, понятны юным спортсменам. Вместе с тем сами обучающиеся из предъявляемых к ним требований принимают от 30% до 80%, среди принятых - применяют в практике самоконтроля периодически и систематически от 30% до 86%, соответственно, реализуется (в большей мере периодически) 68,8% требова-

18

17

Ряд 1 Ряд 2

12

Рис. 1. Сравнительная характеристика критериев качества учебной и спортивной деятельности, применяемых в образовательном и учебно-тренировочном процессе учителем общеобразовательной школы (ряд 1) и тренером

ний, что в полной мере позволяет нам заключить необходимость интеграции требований на метапредметном, личностном и предметном уровнях в структуре целостной деятельности и отдельных ее этапов.

Применение метода экспертной оценки позволило провести анализ содержания и смысловой направленности педагогических требований, определить процент требований, обусловленный конкретными оценочными параметрами (табл. 1, №№ 2-22). Выборочный анализ согласованности мнений компетентных экспертов охарактеризовал проведенную экспертную оценку как статистически достоверную (табл. 2).

Существующие трудности формирования педагогических требований - планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся инициировали разработку личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающегося на примере учебной дисципли-

по виду спорта (ряд 2)

Таблица 1

Комплексная характеристика содержания педагогических требований как критериев, формирующих успешность учебной и спортивной деятельности подростка

1

6

7

№ луча, рис. 1 % случаев Характеристика педагогических требований

учителя тренера средний показатель

1 Количество критериев 8,6 9,0 8,7

2 Проверяемость критерия, % 83,7 61,0 77,0

3 Информативность критерия, % 74,1 61,1 7,0

4 Метапредметная направленность, % 56,0 20,3 47,1

5 Личностная направленность, % 21,6 63,0 34,5

6 Предметная направленность, % 22,4 5,5 17,2

7 Интеллектуальная обусловленность критерия, % 59,8 16,6 46,6

8 Эмоциональная обусловленность критерия, % 2,4 7,4 4,0

9 Волевая обусловленность критерия, % 5,0 29,6 12,6

10 Коммуникативная обусловленность критерия, % 15,8 13,0 15,0

11 Нравственная обусловленность критерия, % 5,8 22,2 11,0

12 Подкрепленность проявлением интеллектуальных качеств, % 19,9 11,1 17,2

13 Подкрепленность проявлением качеств эмоциональной природы, % 8,3 1,8 6,3

14 Подкрепленность проявлением качеств волевой природы, % 10,8 29,7 16,6

15 Подкрепленность проявлением качеств коммуникативной природы, % 7,4 3,7 6,3

16 Подкрепленность проявлением качеств нравственной природы, % 10,0 13,0 10,9

17 Соответствие начальной фазе деятельности, % 4,1 3,7 4,0

18 Соответствие основной фазе деятельности, % 67,3 96,3 76,4

19 Соответствие завершающей (рефлексивной) фазе деятельности, % 17,4 0,0 12,1

20 Соответствие действию, % 5,0 1,9 4,0

21 Возможность применения критерия в педагогическом контроле, % 87,2 57,4 78,1

22 Возможность применения критерия учащимся-спортсменом самостоятельно (в условиях самоконтроля), % 48,1 57,4 47,7

Таблица 2

Выборочные данные определения статистической достоверности экспертной оценки содержательных характеристик педагогического требования (показатели коэффициента конкордации Кендалла)

Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance (Spreadsheet8.sta) ANOVA Chi Sqr. (N = 20, df = 4) = 69,98561 p < ,00000 Coeff. of Concordance = ,87482 Aver. rank r = ,86823

Variable Average Sum of Mean Std.Dev.

Varl 4,625000 92,50000 7,450000 3,831655

Var2 3,075000 61,50000 6,700000 3,743064

Var3 3,075000 61,50000 6,700000 3,743064

Var4 3,075000 61,50000 6,700000 3,743064

Var5 1,150000 23,00000 5,800000 3,636077

Friedman ANOVA and Kendall Coeff. of Concordance (Spreadsheet8.sta) ANOVA Chi Sqr. (N = 20, df = 4) = 56,24000 p < ,00000 Coeff. of Concordance = ,70300 Aver. rank r = ,68737

Variable Average Sum of Mean Std.Dev.

Varl 3,950000 79,00000 4,100000 2,633789

Var2 1,825000 36,50000 3,250000 2,446802

Var3 3,950000 79,00000 4,100000 2,633789

Var4 3,325000 66,50000 3,850000 2,580800

Var5 1,950000 39,00000 3,300000 2,430075

ны «Физическая культура», реализуемой в условиях интеграции образовательных программ основного и дополнительного образования учителями и тренерами по виду спорта. Представленные планируемые результаты деятельности применимы в проектировании программ

учебных дисциплин основного образования и отражают личностную, метапредметную и предметную направленность (в связи с большим объемом текста результаты в области физической культуры были выведены из таблицы) (табл. 3).

Мнение учителей: обусловленность критерия активностью сферы

Мнение учителей: подкрепленность критерия проявлением качеств данной природы — Мнение тренеров:

обусловленность критерия активностью сферы

Мнение тренеров: подкрепленность критерия проявлением качеств данной природы

Рис. 2. Сравнительная характеристика содержательной отнесенности критериев оценки качества учебной и спортивной деятельности, избранных учителями и тренерами по виду спорта

Примечание: ряд 1 - интеллектуальная сфера, ряд 2 - эмоциональная сфера, ряд 3 - волевая сфера, ряд 4 - коммуникативная сфера, ряд 5 - нравственная сфера.

1

Таблица 3

Структурная организация планируемых результатов освоения программы учебного курса «Физическая культура» в средней школе

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы «Физическая культура»

область культуры личности показатели культуры личности как базовая основа педагогических требований к качеству деятельности обучающегося

I. Личностные результаты освоения программы «Физическая культура и спортивная подготовка по единоборствам: развитие двигательных и сопряженных с ними интеллектуальных способностей обучающихся спортсменов» в компонентах культуры личности обучающегося

1.1. В области познавательной культуры - формирование картины мира, отражающей смысловое пространство «Физическая культура личности»; - создание целостного представления о неоспоримости правила интеллектуальной активности в процессе обучающей, тренирующей, воспитывающей, развивающей двигательной деятельности в физическом воспитании и спортивной подготовке; - владение знаниями о личных особенностях формирования двигательных навыков, воспитания физических качеств, динамики показателей спортивного совершенствования в избранном виде спорта и методах оптимизации индивидуальных результатов образовательной деятельности в физической культуре и спорте; - познание динамики показателей индивидуального здоровья и освоение методик его совершенствования, владение средствами и методами профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи при различных условиях двигательной активности

1.2. В области нравственной культуры - уважение собственных индивидуальных особенностей и особенностей окружающих, индивидуальных темпов развития физических качеств и двигательных навыков; - толерантное и интернациональное отношение к окружающим в процессе выполнения задач физического воспитания и спортивной подготовки; - осознание веры в общечеловеческие ценности, проявление способности придерживаться нравственного мышления и поведения в условиях физкультурно-спортивной деятельности; - сбережение и развитие культурных традиций спортивного коллектива; - проецирование поведения, основанного на оптимистической позиции личности, доброжелательности, чувстве коллективизма и товарищества в физкультурно-спортивной и сопряженных с ними видах деятельности

1.3. В области трудовой культуры и организации интеллектуального труда - знание организационных, материально-технических, методических (включая правила соревнований, правила эксплуатации инвентаря и спортивных сооружений) условий овладения и успешного осуществления вида физкультурно-оздоровительной или спортивной деятельности; - применение способов организационного поведения, обеспечивающих гармоничное физическое развитие, физическую подготовленность и спортивное совершенствование личности в условиях своевременного успешного освоения других учебных предметов основной образовательной программы средней школы; - умение планировать режим дня, обеспечивая эффективное сочетание умственной и физической нагрузки, подбирая с учетом их характера форм отдыха; - способность планировать результаты в области физической культуры личности и спортивной подготовки, и достигать их, сохраняя и развивая показатели индивидуального здоровья; - способность организовывать и проводить мероприятия, развивающие семейные традиции в области физического воспитания и спортивного совершенствования [5, с. 336]; - способность уважать физический и интеллектуальный труд окружающих, оказывать психологическую поддержку, страховку обучающихся при выполнении сложнокоордина-ционных и индивидуально трудных физических упражнений

1.4. В области эстетической культуры - владение знаниями о правильной осанке, средствах и методах физического воспитания, обеспечивающих ее сохранение; умение длительное время сохранять правильную осанку на фоне произвольного и непроизвольного контроля положений и поз тела; предупреждение процесса изменения осанки, вызванного отрицательным влиянием видов физкультурной и спортивной деятельности, своевременная гармонизация воздействия физической нагрузки; - сформированное представление о гармоничном и соразмерном физическом развитии, способность к формированию пропорций тела с учетом индивидуальных особенностей морфометрических показателей телосложения и фактора сбережения индивидуального здоровья; - демонстрация культуры жизненно важных двигательных действий, общих, специальных и специфических упражнений в условиях физкультурной и спортивной деятельности и в повседневной жизни (легкость, незакрепощенность, свобода движения, экономичность, эффективность, красота)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 3

1.5. В области коммуникативной культуры - владение навыками эффективного взаимодействия с субъектами деятельности в ходе обучения, воспитания и тренировки; демонстрация конструктивного поведения по предотвращению и эффективному разрешению конфликтной ситуации в условиях физкуль-турно-спортивной деятельности; умение принимать критику, своевременно исправлять ошибки и преобразовывать свою деятельность; - владение навыками командообразования в сфере физической культуры и спорта; - умение находить информацию по вопросам физического воспитания и спортивного совершенствования, осваивать спортивную терминологию и учебный материал, способствующий эффективной коммуникации на учебных, тренировочных занятиях и в процессе соревновательной деятельности; - владеть основами организации поисковой, научно-исследовательской деятельности в области актуальных вопросов физической культуры личности и ее спортивного совершенствования; - владеть способностью к пониманию других подростков в совместной деятельности, к выделению главной информации, определению цели и причин развертывания деятельности, способность создавать единое ценностное и понятийное пространство деятельности

1.6. В области экологической культуры - умение организовывать внешние условия проведения занятий физическими упражнениями в соответствии с экологическими требованиями; - умение рационально включать в режим жизнедеятельности занятия физическими упражнениями, выполнение физических нагрузок различной направленности, применяя экологические знания и учитывая состояние внутренней среды организма

1.7. В области физической культуры

II. Метапредметные результаты освоения программы ««Физическая культура и спортивная подготовка по единоборствам: развитие двигательных и сопряженных с ними интеллектуальных способностей обучающихся спортсменов» в компонентах культуры личности обучающегося

2.1. В области познавательной культуры - на основе понимания исторической и общекультурной ценности физической культуры и спорта сформированность мотивов физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития личности средствами физического воспитания и спортивной подготовки; - владение знаниями о физической культуре личности и процессе спортивного совершенствования, применении средств, методов и организационных форм, позволяющих эффективно организовывать физкультурно-оздоровительную, спортивно-рекреационную, учебную, тренировочную, восстановительно-рекреационную деятельность; - умение накапливать, систематизировать и применять знания из разных предметных областей для решения интеллектуальных задач в области «Физическая культура», устанавливать связи между знаниями и жизненным опытом в области формирования физкультурной грамотности и спортивного совершенствования личности; - владение основами развития волевых способностей в предметном поле учебной, тренировочной и соревновательной деятельности: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности, решительности, смелости, терпеливости, дисциплинированности, помехоустойчивости, самоконтроля, самообладания; - владение основами развития качеств интеллектуальной природы: группового и командного мышления, инициативности, способности к самоанализу, способности к визуальному восприятию информации, конструктивного отношения к ошибке, избирательного отношения к соперникам; - умение применять с учетом содержания интеллектуальной задачи физкультурно-оздоровительной, спортивной и других видов деятельности соответствующие виды мышления (наглядно-образное, знаковое, символическое, критическое, предметное, креативность) и стилевую гибкость в условиях обучения и совершенствования двигательных действий, воспитания физических качеств и сопряженных с ними двигательно-координационных способностей

2.2. В области нравственной культуры - сформированность потребности к гармонизации регулятивных, интеллектуальных, волевых и духовно-нравственных начал спортивной деятельности, отраженных в личностных качествах, бережное отношение к качествам альтернативной природы (исполнительность и творчество и др.) и создание условий для их предметного развития; - сформированность потребности к совершенствованию нравственного самосознания личности, к свободному волепроявлению в ситуациях нравственного выбора; к обретению сквозного общего смысла своей жизни; - сформированность способности к самовоспитанию черт спортивного характера и самокоррекции негативных проявлений

2.3. В области трудовой культуры и организации интеллектуального труда - умение достигать в совместной с педагогом деятельности запланированных результатов мотивационно-потребностной активности, инициирующей систематическое участие в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях, демонстрировать положительную динамику основных физических качеств и показателей физической подготовленности;

Продолжение табл. 3

- освоение элементов планирования, контроля, оценки, своевременной коррекции содержания и результатов учебной деятельности, самоорганизации мест занятий, средств и методов безопасной деятельности в области «Физическая культура»; - знание образцов формирования оценки, отражающей эффективность трудовой деятельности обучающегося на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности по физической культуре; - знание показателей, применяемых при самоконтроле качества учебной, тренировочной, соревновательной деятельности, способах самооценки результативности в освоении программы курса «Физическая культура»; - умение планировать физкультурно-спортивные занятия развивающей направленности на основе самоуважения к личным особенностям, возможностям, способностям, планам и перспективам; - умение включать виды деятельности, формирующие физическую культуру личности, в режим учебного дня и в повседневную практику жизнедеятельности

2.4. В области эстетической культуры - владение знаниями и умение анализировать эстетический потенциал различных видов физкультурно-оздоровительной активности и видов спорта, проявлять познавательный интерес и потребность к развитию культуры движения в избранных видах физкультурно-спортивной деятельности; - владение знаниями об эстетической ценности двигательных действий в контексте целесообразности, эффективности, экономичности решения интеллектуальных и двигательных задач физического упражнения и вида спорта; - потребность демонстрировать эстетику движения, интеллектуальную идею, культуру поведения и деятельности с опорой на физическую, технико-тактическую, психологическую готовность в избранном виде спорта, представлять избранный вид на показательных выступлениях и массовых спортивных мероприятиях; - умение постигать смыслы овладения базовыми основами техники в различных видах спорта на основе их эстетической привлекательности и образовательной ценности как средства расширения двигательно-координационного опыта; - умение применять правило положительного переноса двигательных умений и навыков в координационно сходных видах физических упражнений и видах спорта

2.5. В области коммуникативной культуры - умение применять разные источники информации в пространстве различных предметов школьной программы, отбирать факты, объясняющие сущность явлений в процессах физического воспитания и спортивной подготовки обучающихся; - умение сотрудничать с учителем и тренером, применяющим разные положительные ролевые позиции (помощник, советчик, партнёр, наставник, тьютор) и конструктивно взаимодействовать с педагогом, применяющим отрицательные ролевые позиции; - владение навыками конструктивного и успешного поведения в случае конфликта, умение предупреждать его развитие в условиях физкультурно-спортивной деятельности, умение применять средства разрешения конфликтов и снятия эмоционального напряжения в условиях физкультурно-спортивной деятельности; - владение навыками применения средств командообразования в сфере физической культуры и спорта

2.6. В области экологической культуры - умение формировать и содержательно обогащать атрибуты экологического мышления, применяя экологические знания и экологические позиции в познавательной, коммуникативной, социальной практике физической культуры и в условиях самоорганизации физкультурно-оздоровительной, спортивно-рекреационной и соревновательной деятельности; - владение установками активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

2.7. В области физической культуры

III. Предметные результаты освоения программы «Физическая культура и спортивная подготовка по единоборствам: развитие двигательных и сопряженных с ними интеллектуальных способностей обучающихся спортсменов» в компонентах культуры личности обучающегося

3.1. В области познавательной культуры - владение способами получения информации, отражающей теоретико-методические и прикладные вопросы физической культуры личности и ее спортивного совершенствования и умение ее структурировать; - способность к самооценке познавательной мотивации в области физической культуры и спортивного совершенствования и умение ее преобразовывать; умение контролировать достижение процессуальных и результативных характеристик учебной деятельности в ходе развития мотивации достижения; способность к целеполаганию в физкультурно-спортивном совершенствовании; - знание особенностей влияния познавательных функций ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения на эффективность обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств; умение переключаться с одного стиля деятельности на другой, быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке при освоении упражнений технико-тактической направленности, применять творческое мышление;

Окончание табл. 3

- умение контролировать качество действий в развивающей деятельности при освоении техники базовых видов спорта; умение своевременно исправлять ошибки и погрешности техники двигательного действия; - знание основ эмоционально-волевой регуляции познавательной деятельности в процессе физического воспитания и спортивной тренировки - знаниями средств, методов и форм осуществления физкультурно-оздоровительной, спортивно-рекреационной, учебной, тренировочной, восстановительно-рекреационной, организационной деятельности

3.2. В области нравственной культуры - уважение индивидуальных особенностей и индивидуальных темпов развития физических и психических качеств и двигательных навыков (собственных особенностей и особенностей окружающих); - проявление духовно-нравственных качеств, обеспечивающих успешность взаимодействия в физкультурно-спортивной деятельности и жизненных ситуациях: ответственности; трудолюбия; уверенности; честности и правдивости; способности: к конструктивной совместной деятельности, к эффективному разрешению конфликтных ситуаций, к взаимной поддержке, к слаженности и коллективной сработанности, к преодолению страхов, к конструктивному отношению к победе и поражению

3.3. В области трудовой культуры и организации интеллектуального труда - владение способами организационного поведения, умение эффективно распределять время в режиме учебного и спортивного дня на игровую, коммуникативную, учебную, учебно-тренировочную, контролирующе-оценочную, соревновательную, восстановительно-рекреационную и другие виды развивающей деятельности и достигать запланированного результата; - умение планировать результаты учебной и спортивной деятельности, своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой, применять элементы тайм-менеджмента успешного ученика и спортсмена: анализировать содержание цели и задач, их достижимость в обозримом будущем; согласовывать, сличать с моделью достижения результата и гибко планировать их достижение; своевременно изменять программу (средства, методы, формы) достижения результата, опираясь на освоенные способы и опробуя новые пути достижения результата; аргументировать приоритеты в трате времени на те или иные действия; осваивать способы определения главного и второстепенного в избранной деятельности; ориентироваться на достижение результата, развитие личных способностей; контролировать личную исполнительскую дисциплину; самостоятельно оценивать степень легкости/ трудности деятельности и корректировать программу достижения; - умение своевременно осуществлять подготовку к учебным, тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям, эксплуатировать и хранить инвентарь, оборудование и экипировку в соответствии с гигиеническими и функциональными требованиями

3.4. В области эстетической культуры - понимать эстетическую ценность соразмерного и гармоничного физического развития; - понимать эстетическую ценность оптимальной техники двигательных действий, проявляющейся в различных условиях физкультурно-спортивной деятельности и повседневной жизни; - демонстрировать эффективные, экономичные двигательные действия, отражающие сформированность основ техники базовых видов спорта и базовых элементов избранного вида спорта: единоборства

3.5. В области коммуникативной культуры - способность к проявлению социально-перцептивных качеств, к взаимопониманию, к взаимодействию с обучающимися, обладающими различным уровнем интеллектуальной, физической и технической подготовленности, к командным взаимоотношениям; - способность к конструктивной коммуникации в условиях сотрудничества и соперничества при разных результатах учебной и спортивной деятельности; - способность к проявлению группы лидерских качеств: целеустремленности, способности к волевой регуляции деятельности, преданности делу, конструктивному общению, инициативности, проницательности, концентрации усилий, умению слушать, к формированию позитивной установки, способности решать проблемы, ответственности, уверенности, способности к обучению, видению перспектив взаимодействия в развивающей деятельности

3.6. В области экологической культуры - владение способами самоорганизации частей учебно-тренировочного занятия с учетом особенностей фаз врабатывания, поддержания работоспособности и наступления утомления; - владение знаниями, обеспечивающими понимание причин возникновения негативных болевых и др. синдромов в процессе выполнения физических нагрузок различной направленности и степени сложности и умениями предупреждать их развитие; - владение средствами и способами организации восстановительно-рекреационной деятельности

3.7. В области физической культуры

В настоящее время учитель и тренер не могут сформулировать единый ответ на вопрос: «Каким должен быть ученик на момент окончания учебного процесса?» - а соответственно, и соорганизовать педагогические требования, обеспечивающие на текущий момент времени и в перспективе своей реализации личностную и профессиональную успешность. Мы полагаем, что систематизация педагогических требований в ключе представленных результатов обусловит не только качество текущей образовательной активности обучающегося, но и деятельности становящейся личности в ретроспективе жизненного пути.

Данные проведенного исследования позволяют заключить, что процесс реализации внешних педагогических требований в образовательной деятельности подростка эффективен, когда:

• требования в смысловом плане понятны подростку, приняты на ценностном уровне, ин-териоризованы и воплощены в деятельность;

• требования объяснимо входят: в структуру операции - при необходимости; в структуру действий и деятельности, совершенствуя их качественные характеристики;

• требования имеют интеллектуальный, эмоциональный, волевой, регулятивный, нравственный контекст, актуализируют соответствующие сферы обучающегося через его способности и опираются на личностные качества соответствующей или деятельностно значимой иной природы (проявление интеллектуальных способностей - с опорой на регулятивную сферу; нравственных качеств при несформирован-ности внутренних регуляторов поведения - на волевую сферу и др.);

• требования содержательно определены в понятийном плане на личностном, метапред-метном и предметном уровнях деятельности и отражены в них как в объеме учебной дисциплины, так и в объеме основной образовательной программы;

• степень сформированности критериев оценки ожидаемых результатов деятельности подростка и эффективность их реализации обусловлены не столько наличием комплекса требований, предъявляемых к качеству деятельности (в той или иной степени соответствующих ФГОС), сколько системой их реали-

зации, взаимодополняющейся на внешнем и внутреннем уровнях, идентификацией и согласованием с содержанием личных требований подростка.

Полученные нами результаты исследования раскрывают проблематику соорганизации требований в системе повышения качества интеллектуально опосредованной деятельности и раскрывают пути достижения ожидаемых результатов образовательной активности обучающихся.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/recommen ded/49 (дата обращения: 25.03.2015).

2. Фомина, С. В. Педагогические условия формирования учебной успешности подростка в образовательном процессе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. В. Фомина. -Оренбург, 2010. - 23 с.

3. Луговских, Т. Н. Исследование содержания понятий успеха и трудностей у подростков-спортсменов с различной степенью успешности учебной и спортивной деятельности [Текст] / Т. Н. Луговских, Г. А. Кузьменко // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 3. - С. 191-200.

4. Луговских, Т. Н. Структура и содержание требований к учебной и спортивной деятельности подростка в контексте фактора индивидуальной успешности [Текст] / Т. Н. Лу-говских, Г. А. Кузьменко // Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Одинцовских психолого-педагогических чтений: под общ. ред. И. В. Дубровиной, В. Е. Цибульниковой. - Одинцово: ОГУ, 2014.

- С. 461-469. - 1150 с.

5. Ким, Т. К. Критерии и показатели эффективности взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся при организации физического воспитания в семье [Текст] / Т. К. Ким // Преподаватель XXI век.

- 2011. - № 3. - С. 331-337.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Available at: http://window.edu.ru/recom-mended/49 (accessed: 25.03.2015).

2. Fomina S. V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya uchebnoy uspeshnosti podrostka v obrazovatelnom protsesse. Extended abstract of PhD Dissertation (Education). Orenburg, 2010. 23 p.

3. Lugovskikh T. N., Kuzmenko G. A. Issledo-vanie soderzhaniya ponyatiy uspekha i trud-nostey u podrostkov-sportsmenov s razlichnoy stepenyu uspeshnosti uchebnoy i sportivnoy

deyatelnosti. Prepodavatel XXI vek. 2014, No. 3, pp. 191-200.

4. Lugovskikh T. N., Kuzmenko G. A. Struktura i soderzhanie trebovaniy k uchebnoy i sportivnoy deyatelnosti podrostka v kontekste faktora indi-vidualnoy uspeshnosti. Soprovozhdenie lichnos-ti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Odintsovskikh psikhol.-ped. chteniy, ed. I. V. Dubrovina, V. E. Tsibulnikova. Odintsovo: OGU, 2014. 1150 p. Pp.461-469.

5. Kim T. K. Kriterii i pokazateli effektivnosti vzaimodeystviya obrazovatelnogo uchrezhdeni-ya s roditelyami uchashchikhsya pri organizatsii fizicheskogo vospitaniya v semye. Prepodavatel XXI vek. 2011, No. 3, pp. 331-337.

луговских тамара николаевна, директор ГБОУ «Центра спорта и образования "Самбо-70"» Москомспор-та, г. Москва

e-mail: lugtamara@yandex.ru

Lugovskikh Tаmara N., Principal, State budgetary educational institution, Center of Sport's and Education "Sam-bo-70", Department of Sport's and Physical Culture, Moscow e-mail: lugtamara@yandex.ru

кузьменко галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры и спорта, Московского педагогического государственного университета e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Kuzmenko Galina a., PhD in Education, Associate Professor, Theoretical Basis of Physical Culture and Sports Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.