Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОАО "РЖД" НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОАО "РЖД" НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ОБУЧЕНИЕ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тулина Валентина Валерьевна

В работе рассматривается сущность нематериального стимулирования. Изучаются методы нематериального стимулирования, которые используются на исследуемом предприятии - филиал Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД». Исследуется мнение сотрудников филиала о существующих в компании способах нематериального стимулирования, выявляются наиболее эффективные из них, по мнению работников. Так, большинство опрошенных может мотивировать уважение коллектива, многие сотрудники могут повысить эффективность деятельности, если будут понимать вязь между результатами труда и перспективами карьерного роста; примерно половина сотрудников положительно реагирует на участие в принятии управленческих решений и на похвальные отзывы о работе. Разрабатываются методы нематериального стимулирования, которые позволят в наибольшей степени повысить эффективность работы сотрудников филиала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE SYSTEM OF NON-MATERIAL INCENTIVES OF JSC "RUSSIAN RAILWAY" ON THE EXAMPLE OF A BRANCH OF THE OKTYABRSKAYA RAILWAY

The paper considers the essence of non-material incentives. The methods of non-material incentives that are used at the enterprise under study - the branch of the Oktyabrskaya Railway of JSC "Russian Railways" are being studied. The opinion of the branch employees about the methods of non-material incentives existing in the company is investigated, the most effective of them, according to the employees, are identified. Thus, the majority of respondents can motivate the respect of the team, many employees can improve the efficiency of their activities if they understand the link between work results and career prospects; approximately half of the employees respond positively to participation in management decision-making and to commendable feedback about the work. Methods of non-material incentives are being developed, which will allow to increase the efficiency of the branch's employees to the greatest extent.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОАО "РЖД" НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

Исследование системы нематериального стимулирования ОАО «РЖД» на примере

филиала Октябрьской железной дороги

Investigation of the system of non-material incentives of JSC "Russian Railway" on the example of a branch of the Oktyabrskaya Railway

Тулина Валентина Валерьевна

Студент 3 курса, магистратура Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

Tulina99@mail.ru

Tulina Valentina Valerievna

3rd year student, magistracy Saint Petersburg State Technical University, Saint Petersburg, Russia Tulina99@mail.ru

Аннотация.

В работе рассматривается сущность нематериального стимулирования. Изучаются методы нематериального стимулирования, которые используются на исследуемом предприятии - филиал Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД». Исследуется мнение сотрудников филиала о существующих в компании способах нематериального стимулирования, выявляются наиболее эффективные из них, по мнению работников. Так, большинство опрошенных может мотивировать уважение коллектива, многие сотрудники могут повысить эффективность деятельности, если будут понимать вязь между результатами труда и перспективами карьерного роста; примерно половина сотрудников положительно реагирует на участие в принятии управленческих решений и на похвальные отзывы о работе.

Разрабатываются методы нематериального стимулирования, которые позволят в наибольшей степени повысить эффективность работы сотрудников филиала.

Annotation.

The paper considers the essence of non-material incentives. The methods of non-material incentives that are used at the enterprise under study - the branch of the Oktyabrskaya Railway of JSC "Russian Railways" are being studied. The opinion of the branch employees about the methods of non-material incentives existing in the company is investigated, the most effective of them, according to the employees, are identified. Thus, the majority of respondents can motivate the respect of the team, many employees can improve the efficiency of their activities if they understand the link between work results and career prospects; approximately half of the employees respond positively to participation in management decision-making and to commendable feedback about the work. Methods of non-material incentives are being developed, which will allow to increase the efficiency of the branch's employees to the greatest extent.

Ключевые слова: стимулирование, мотивация, карьерный рост, обучение, вовлечение, поощрение, эффективность.

Key words: stimulation, motivation, career growth, training, involvement, encouragement, efficiency.

Результаты.

Стимулирование работников - это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации.

Система стимулирования работников является важной частью системы управления персоналом любого предприятия.

Система стимулирования имеет ряд назначений:

- Направлена на обеспечение повышение эффективности и качества труда сотрудников;

- Направлена на закрепляемость сотрудников на предприятии и, соответственно, на снижение текучести

кадров;

- Позволяет снизить издержки, связанные с текучестью кадров, с низким качеством труда; снизить репутационные риски;

- Позволяет усилить ИЯ-бренд работодателя.

Существуют различные классификации стимулирования труда, среди которых наиболее распространены такие группы, как материальное и нематериальное стимулирование компании.

Материальное стимулирование в общем виде представляет собой денежное поощрение сотрудников к труду. Данное денежное поощрение может быть выражено в различных формах: премии, компенсации (путевки, ДМС) - в целом, все, что можно оценить в денежном эквиваленте. Материальное стимулирование, несмотря на его очевидные преимущества, наделено весомым недостатком: работники очень быстро перестают ценить увеличенный уровень оплаты труда, недостаточно объективно соотносят прирост в заработной плате с улучшением показателей труда. Данный способ стимулирования носит краткосрочный характер.

Нематериальное стимулирование сложно оценить в денежном выражении. К нематериальным стимулам относятся поощрения в виде похвалы, благодарности, различные дипломы, грамоты, творческая самореализация сотрудника в рамках предприятия, возможность профессионального и личного роста.

Эффективность тех или иных видов стимулирования в первую очередь обусловлена чувствительностью каждого отдельного сотрудника к ним. Невозможно создать единую систему стимулирования, которая одинаково позволяла бы мотивировать к труду и лояльности всех без исключения работников предприятия, поскольку для каждого сотрудника как для отдельного индивида характерна восприимчивость только к определенным стимулам к труду.

Несмотря на неочевидность преимущества нематериального стимулирования и отрицание эффективности данного вида стимулирования со стороны многих работников, данный вид стимулирования помогает стимулировать естественный интерес к работе, что, по мнению практиков управления персоналом (в частности, Ф. Герцберга) является определяющим фактором в росте эффективности труда компании.

Далее речь пойдет непосредственно о нематериальных методах стимулирования. Для оценки практики их применения изучим опыт филиала Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД».

Октябрьская магистраль - старейшая дорога в сети железных дорог России. Расположенная на территории одиннадцати субъектов Федерации Октябрьская железная дорога обеспечивает снабжение оборудованием и сырьем, продовольствием и топливом весь Северо-Западный регион.

Участок Октябрьской железной дороги охватывает: г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Псковскую область, Мурманскую область, Республику Карелия, Новгородскую область, Тверскую область.

Основные показатели филиала Октябрьской железной дороги за 2021 год:

- Эксплуатационная длина - 10 440,9 км;

- Численность сотрудников на полигоне Октябрьской железной дороги - 69 686 человек;

- Средняя заработная плата - 59 174 рублей;

- Перевезено грузов - 299,84 млн тонн;

- Отправлено пассажиров: в дальнем сообщении - 16,2 млн человек, в пригородном сообщении - 128,5 млн человек.

В филиале Октябрьской железной дороги ОАО «РЖД» используются следующие методы нематериального стимулирования:

- Объявление благодарности за высокие достижения в труде и на юбилей (с занесением в трудовую книжку);

- Фотография на доске почета;

- Почетна грамота «За большой вклад в обеспечение дорожного движения»;

- Вручение часов с именем президента компании;

- Корпоративные мероприятия;

- Спортивные соревнования. В рамках реализации Коллективного договора Компания ежегодно организует и проводит спортивные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, развитие физической культуры и спорта среди работников Компании и их семей. В 2021 году получил развитие новый проект «Фитнес-тур», целью которого является приобщение работников к активному отдыху и увеличению двигательной активности в повседневной жизни. В 2021 году проведено шесть фитнес-туров, которые пользуются большой популярностью среди работников.

- Обучения и курсы повышения квалификации за счет компании.

На железной дороге функционирует целостная система профессиональной подготовки персонала - от линейного уровня до топ-менеджмента. Система корпоративного образования Компании в 2021 году получила высокую оценку международного сообщества. Корпоративный университет РЖД завоевал золото в самой престижной номинации конкурса Всемирного совета корпоративных университетов (Global Council of Corporate Universities) - «Лучший корпоративный университет мира» (Best Corporate University Overall). Данная награда является высшим достижением в мировом сообществе корпоративного образования.

Регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с требованиями законодательства, а именно Трудового кодекса Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, а также внутренних документов предприятия, регулирующих трудовые отношения.

Элементы нематериального стимулирования в рамках системы управления социальным развитием в ОАО «РЖД» регламентируется следующими основными документами:

- Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2020-2022 годы;

- Кодекс деловой этики ОАО «РЖД»;

- Программа развития человеческого капитала ОАО «РЖД» на период до 2025 года;

- Целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД» (2021-2025 годы);

- Концепция развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД» до 2025 года;

- Программа взаимодействия ОАО «РЖД» с университетскими комплексами железнодорожного транспорта до 2025 года;

- Концепция жилищной политики ОАО «РЖД»;

- Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД».

Для оценки эффективности нематериального стимулирования на работу сотрудников филиала Октябрьской железной дороги проведено анкетирование среди сотрудников компании, в котором приняло участие 70 чел. Рассмотрим, каким образом воспринимают сотрудники филиала Октябрьской железной дороги нематериальные стимулы, которые осуществляются в рамках филиала (рисунок 1).

1 Да ■ Скорее да, чем нет ■ Скорее нет, нем да ■ Нет Рисунок 1. Степень удовлетворенности сотрудников филиала Октябрьской железной дороги нематериальными

стимулами, которые осуществляются в рамках филиала

По рисунку 1 видно, что большая часть сотрудников филиала (75%) удовлетворены полностью или в большей степени существующими мерами нематериального стимулирования. В то же время 5% сотрудников абсолютно не удовлетворены мерами нематериального стимулирования в филиале. По нашему мнению, данная категория сотрудников, скорее всего, не находит среди нематериальных стимулов в компании тех, которые могут мотивировать лично их на эффективную деятельность. Либо это категории сотрудников, которые, в целом, реагируют исключительно на материальную мотивацию.

Состав работников филиала Октябрьской железной дороги по половой принадлежности составляет 65% женщин, 35% мужчин.

Также был проведен опрос для определения того, какие меры нематериального стимулирования наиболее интересны сотрудникам филиала Октябрьской железной дороги и могут мотивировать их на улучшение результатов труда. Результаты представлены на рисунок 2.

0 30 100

Рисунок 2. Меры нематериального стимулирования, которые наиболее интересны сотрудникам филиала

Октябрьской железной дороги, %

По рисунку 2 видно, что большинство опрошенных сотрудников может мотивировать уважение коллектива (83%). При этом благодарность от руководства в меньшей степени интересна работникам компании (всего 26%). Многие сотрудники могут повысить эффективность деятельности, если будут понимать вязь между

результатами труда и перспективами карьерного роста (64%). Примерно половина сотрудников положительно реагирует на участие в принятии управленческих решений (52%) и на похвальные отзывы о работе (55%).

Исходя из вышесказанного, перспективными направлениями развития нематериальной мотивации в филиале Октябрьской железной дороги являются:

- Выстраивание прозрачной системы ротации кадров и продвижения по карьерной лестнице;

- Вовлечение сотрудников в принятие управленческих решений. Принципы работы по вовлечению персонала в принятие решений заключаются в своевременном информировании сотрудников, сборе идей, организации командных, стратегических, коммуникационных сессий, создание опыта принятия решений сотрудниками, обеспечение качественной обратной связи с оценкой вклада сотрудника в развитие компании. К примеру, можно предложить организацию в филиале «Фабрики идей», где каждый сотрудник может предложить идеи, которые, по его мнению, позволят улучшить процессы работы в компании;

- Регулярное информирование сотрудников об успехах в коллективе с заслуженной отметкой наиболее выделившихся сотрудников. Поощрение работников различными благодарностями, грамотами, медалями. В качестве одной из наград можно предложить значок «Отличник РЖД» с разработанными критериями его получения.

Заключение.

Железнодорожный транспорт является системообразующей отраслью экономики России, осуществляющей основную часть перевозок грузов и пассажиров. В условиях реформирования поиск новых мотивации и стимулирования к труду особенно актуален. Таким образом, в результате исследования ознакомились с методами нематериального стимулирования, которые применяются в ОАО «РЖД» на примере филиала Октябрьской железной дороги. Выявили, какие методы считаются наиболее эффективными с точки зрения сотрудников филиала. Существенным недостатком системы нематериальной мотивации, по нашему мнению, является отсутствие системности применения инструментов стимулирования. Предложили способы улучшения методов нематериального стимулирования в филиале Октябрьской железной дороги с учетом потребности сотрудников компании.

Список используемой литературы:

1. Годовой отчет ПАО «РЖД» за 2021 год. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ar2021.rzd.ru/download/full-reports/ar_ru_annual-report_spreads_rzd_2021.pdf (дата обращения: 28.12.2022)

2. Ибраева Н.А. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов // Наука и реальность. -2020. - № 1. - С. 70-73.

3. Исакова В. А., Субботина Т. Н. Социальная политика организации как инструмент мотивации персонала: опыт ОАО «РЖД» // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-2 (87). - С. 34-39.

4. Кожина О.А. Социальная политика компании как фактор повышения корпоративного имиджа / О.А. Кожина, Т.Н. Субботина // Вектор экономики. - 2021. - № 11 (65).

5. Магзумова Н.В., Колесник А.Е., Аванесов А.С. Нематериальная мотивация персонала в целях повышения эффективности деятельности организации // Научный вестник Южного института менеджмента. -2019. - №1. - С. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.