Научная статья на тему 'Преимущества нематериального стимулирования труда на предприятие ОАО «Красмаш»'

Преимущества нематериального стимулирования труда на предприятие ОАО «Красмаш» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1344
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / NON-MATERIAL INCENTIVES / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ВИДЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / TYPES OF NON-FINANCIAL INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова К. В., Кукарцев А. В.

Рассматривается преимущества не материального стимулирования персонала, какие виды существуют на производственном предприятии. Также внимание уделяется вариантам нематериального стимулирования, которые сотрудники хотел бы видеть у себя в компаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANTAGES OF NON-MATERIAL INCENTIVES FOR THE COMPANY JSC «KRАSMAНS"

This article discusses the advantages of non-material stimulation of the personnel, what kinds are there in a manufacturing enterprise. Attention is also given to the options of non-financial incentives that employees would like to see in companies.

Текст научной работы на тему «Преимущества нематериального стимулирования труда на предприятие ОАО «Красмаш»»

Секция

«УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ»

УДК 311.28

ПРЕИМУЩЕСТВА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЕ ОАО «КРАСМАШ»

К. В. Бирюкова Научный руководитель - А. В. Кукарцев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Рассматривается преимущества не материального стимулирования персонала, какие виды существуют на производственном предприятии. Также внимание уделяется вариантам нематериального стимулирования, которые сотрудники хотел бы видеть у себя в компаниях.

Ключевые слова: нематериальное стимулирование, мотивация, виды нематериального стимулирования.

THE ADVANTAGES OF NON-MATERIAL INCENTIVES FOR THE COMPANY

JSC «KRАSMAНS"

K. V. Biryukova Scientific supervisor - A. V. Kukartsev

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

This article discusses the advantages of non-material stimulation of the personnel, what kinds are there in a manufacturing enterprise. Attention is also given to the options of non-financial incentives that employees would like to see in companies.

Keywords: non-material incentives, motivation, types of non-financial incentives.

На современном этапе развития экономики мы видим, что ни одна система управления не может успешно функционировать, если она не включает в себя эффективную систему мотивации труда, побуждающую каждого конкретного работника работать качественно и добросовестно для достижения конкретно поставленных целей организации.

Тема нематериального стимулирования персонала очень актуальна для современных компаний. Руководители организаций все чаще задумываются над тем, что эффективность деятельности компании напрямую зависит от степени отдачи работе главного ресурса фирмы-персонала. Поэтому в настоящее время все больше средств тратится на стимулирование труда сотрудников компаний для достижения главных стратегических целей. Система нематериального стимулирования включает в себя различные формы и инструменты. Планируя программы по нематериальному стимулированию, руководство компании должно четко знать, какие цели хочет достичь, проводя те или иные мероприятия [1].

Нематериальное стимулирование - то стимулирование труда, которое включает моральное стимулирование персонала, стимулирование свободным временем, организационное стимулирование. Нематериальное стимулирование включает в себя широкий спектр методов поощрения. Обычно это разнообразные способы проявления уважения, благодарности, признательности сотрудникам за их ежедневный труд [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2

Одним из известных журналов «Генеральный директор» проводился опрос среди людей, у которых спрашивали о том, какие есть нематериальные стимулы в компаниях, а также о том, какие бы они хотели иметь (см. рисунок) [3].

Обучение за счет фирмы

Продвижение по карьерной лестнице

Расширение границ ответственности в рамках занимаемой должности

Регулярные корпоративные мероприятия для отдыха Скидки на продукцию компании

Ш шШ^^^ШЛ 22

Возможность стать наставником для новичков

21

Регулярные беседы с руководителем о результатах работы и обсуждение планов на будущее ^■ 21

Практика благодарить подчиненных И 20

а б

Варианты нематериального стимулирования, которые имеются в компаниях (а); варианты нематериального стимулирования, которые сотрудники хотят видеть в компаниях (б)

Большинство сотрудников на любых должностях главным среди нематериальных стимулов называют перспективы дальнейшего карьерного роста. Особенного внимания заслуживают отгулы, которые тоже могут стать альтернативой высокому окладу. Именно отгулы считаются важными нематериальными стимулами для 39 % респондентов. Но всё же к такому способу мотивации своих сотрудников прибегают немногие работодатели.

Практическое применение нематериального стимулирование я рассмотрела на базовом предприятие СибГАУ - Акционерном обществе «Красмаш». АО «Красмаш» является основным изготовителем в России баллистических ракет для подводных лодок. Большую часть своей истории предприятие занимается выпуском ракетно-космической техники [4].

На предприятии вместе с материальным стимулированием существует система нематериального стимулирования (см. таблицу).

Методы нематериального стимулирования на предприятие

Метод «+» «-» Выводы

Возможности для карьерного роста Привлекает амбициозных лидеров, обеспечивает компании кадровый резерв Возможность продвижения зачастую не реализуется, что демотиви-рует лидеров Метод не подходит для компании, руководство которой «экономит на должностях», не желая увеличивать заработную плату сотрудникам

Благодарность за эффективную работу Не требует финансовых затрат При субъективизме руководителя может вызвать раздражение и зависть у коллег Эффективен только при честных, партнерских отношениях в коллективе

Проведение конкурсов «Лучший по профессии» Появляются реальные кандидатуры на зачисление в кадровый резерв Нельзя провести конкурс без значительной организационной и финансовой поддержки Большая часть победителей конкурсов переводились на новые должности (или получали более высокий разряд)

Упоминание о лучших сотрудниках в корпоративной прессе Повышает авторитет сотрудника в глазах всего коллектива Требует больших материальных затрат Очень действенные методы, но весьма затратные

37 Продвижение по карьерной лестнице

Обучение за счет компании

47

Отгулы за достижения

39

Четкая постановка задач и объективная оценка результатов

39

Регулярные корпоративные мероприятия для отдыха

28

Практика благодарить подчиненных 25

Внимание руководителя к выполняемой работе, помощь и советы

24

54

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

Окончание таблицы

Метод «+» «-» Выводы

Проведение корпоративных праздников Оказывает большое влияние на лояльность сотрудников Отличный метод нематериальной мотивации для всего коллектива

Подарки к праздникам Повышает лояльность сотрудников Требует финансовых затрат Подарки к календарным праздникам мотивируют людей меньше, чем к личным событиям

Косвенная финансовая помощь (оплата медицинских услуг, помощь в аренде жилья) Воспринимается сотрудником как проявление подлинной заботы о нем со стороны компании. Требует больших материальных затрат На практике оказалось, что данный метод необходимо применять выборочно (к самым ценным сотрудникам)

Помимо вышесказанных стимулов существует также награждение за спортивную работу, а также предоставление путевок детям работников.

В связи с вышесказанным, можно сформировать и выделить преимущества нематериального стимулирования:

- широкий спектр поощрений;

- способность руководства контролировать качество работы;

- не требует значительных денежных затрат;

- при умелом и «точечном» попадании дает длительный и ощутимый эффект.

Библиографические ссылки

1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент : учебник. 3-е изд. М. : Экономистъ, 2010. 528 с.: ил.

2. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М., 2010. 224 с.

3. URL: http://www.gd.ru/rubric/view/id/133-menedjment/ (дата обращения: 30.03.2015).

4. URL: http://krasm.com/news/news.aspx (дата обращения: 30.03.2015).

© Бирюкова К. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.