Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна, Абдулаева Амина Башировна, Абдулмуслимова Мадинат Каримулаевна

В статье анализируется система государственного регулирования экономики России в условиях глобальной конкуренции. Отмечается, что повышение конкурентоспособности предприятий является непременным условием обеспечения экономической безопасности страны. Условия экономического развития существенно изменились за последние два десятилетия под влиянием общемировых тенденций, характеризующихся повышением открытости национальных экономических систем, интенсификацией движения товаров, капитала и усилением локализации экономической активности. Действие этих факторов обусловило рост неравномерности регионального развития и, соответственно, углубление территориальных диспропорций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE COUNTRY’S ECONOMY IN THE CONTEXT OF GLOBAL COMPETITION

The article analyzes the system of state regulation of the Russian economy in the context of global competition. It is noted that increasing the competitiveness of enterprises is an indispensable condition for ensuring the economic security of the country. The conditions for economic development have changed significantly over the past two decades under the influence of global trends characterized by an increase in the openness of national economic systems, an intensification of the movement of goods and capital, and an increase in the localization of economic activity. The action of these factors has led to the growth of uneven regional development and, accordingly, the deepening of territorial disproportions.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_16 УДК 338.27

Джамалудинова Мадинат Юнускадиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: madina0880@mail.ru

Абдулаева Амина Башировна,

студент 4 курса направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: amina. abdulaeva. 2000@bk.ru

Абдулмуслимова Мадинат Каримулаевна,

студент 4 курса направления «Государственное и муниципальное управление», Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: grnamk1318@mail.ru

В статье анализируется система государственного регулирования экономики России в условиях глобальной конкуренции. Отмечается, что повышение конкурентоспособности предприятий является непременным условием обеспечения экономической безопасности страны. Условия экономического развития существенно изменились за последние два десятилетия под влиянием общемировых тенденций, характеризующихся повышением открытости национальных экономических систем, интенсификацией движения товаров, капитала и усилением локализации экономической активности. Действие этих факторов обусловило рост неравномерности регионального развития и, соответственно, углубление территориальных диспропорций.

Ключевые слова: глобальная конкуренция; рыночная экономика; государственное регулирование; антимонопольное регулирование; инвестиционная деятельность.

UDC 338.27

Jamaludinova Madinat Yunuskadievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: madina0880@mail.ru

Abdulaeva Amina Bashirovna,

4th year student of the direction «State and municipal management», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: amina.abdulaeva.2000@bk.ru

Abdulmuslimova Madinat Karimulaevna,

4th year student of the direction «State and municipal management», Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: grnamk1318@mail.ru

The article analyzes the system of state regulation of the Russian economy in the context of global competition. It is noted that increasing the competitiveness of enterprises is an indispensable condition for ensuring the economic security of the country. The conditions for economic development have changed significantly over the past two decades under the influence of global trends characterized by an increase in the openness of national economic systems, an intensification of the movement of goods and capital, and an increase in the localization of economic activity. The action of these factors has led to the growth of uneven regional development and, accordingly, the deepening of territorial disproportions.

Keywords: global competition; market economy; state regulation; antimonopoly regulation; investment activities.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

STUDY OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE COUNTRY'S ECONOMY IN THE CONTEXT OF GLOBAL COMPETITION

Существующая сегодня в России рыночная система экономики предполагает детальную проработку и применение мер, направленных на регулирование и развитие предпринимательства.

Регулирование предпринимательства осуществляется с помощью товарно-денежного и иерархического механизмов.

В первом случае используются рыночные механизмы воздействия на экономическую систему, во втором - государство напрямую вмешивается в рыночные механизмы, воздействуя на экономику с помощью различных средств и методов. Указанные механизмы в сочетании образуют систему воздействия на экономику со стороны государства. При этом используются как частноправовые, так и публично-правовые средства воздействия на хозяйствующих субъектов. Как справедливо отмечается в научной литературе, необходимо умелое сочетание частноправовых и публично-правовых методов при регулировании предпринимательской деятельности [6, с. 22].

Необходимость государственного регулирования предпринимательских отношений по-разному обосновывается исследователями. Но, как правило, выделяются такие основания вмешательства государства в рыночную систему хозяйствования, как:

- защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

- охрана публичных интересов;

- преодоление ограниченности возможностей рыночной экономики в производстве общественных товаров и т. д.

Следует особо указать на необходимость государственного регулирования предпринимательства в целях обеспечения свободы конкуренции и защиты от монополизма. Ведь гарантии поддержки конкуренции и свободы предпринимательства, а также недопущение монополистической деятельности прямо закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 8, 34). В связи с этим государство обязано реализовывать указанные гарантии.

В большинстве стран с рыночной экономикой функционирует антимонопольное законодательство - определенная система нормативно-правовых актов, которые направлены на обеспечение конкурентной среды в экономике, а также на пресечение актов недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности на рынке [1, с. 68].

Антимонопольное законодательство России ведет свое начало с принятия в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот первый в Российской Федерации нормативный акт, который был направлен на развитие конкуренции на товарных рынках страны и учитывал зарубежный антимонопольный опыт и особенности правовой системы России. Принятие данного закона стало основой для формирования антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Изменение экономической системы России, формирование рыночных отношений стали предпосылкой формирования законодательства, которое позволяло бы нормально функционировать рынку, создавать благоприятные условия для развития конкурентной среды. В дальнейшем закон существенно изменялся.

В России действует Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции», который выступает основой антимонопольного регулирования. Указанный нормативно-правовой акт определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В системе антимонопольного регулирования предпринимательства важную роль играют акты высших судебных инстанций. Они не являются источниками антимонопольного регулирования, но представляют собой важные документы, содержащие разъяснения применения нормативных правовых актов, изданных в сфере антимонопольного регулирования. Так, представляет интерес для правоприменителей Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере [4, с. 210]. Следует отме-

тить, что в систему антимонопольного законодательства входят ГК РФ и УК РФ.

Сейчас правовое регулирование мероприятий в сфере антимонопольного регулирования осуществляется следующим образом [5, с. 75]. Действует определенная система специальных нормативных правовых актов, определяющих механизмы государственного воздействия на предпринимательство, в том числе и механизмы антимонопольного регулирования. Вместе с тем такая система нуждается в дальнейшем совершенствовании, в частности в отношении субъектов естественных монополий.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусмотрены меры по защите муниципальных капиталовложений: возмещение стоимости изъятого имущества на основании решения органов государственной власти, национализация объектов капитальных вложений.

Для выполнения своих функций в сфере регулирования экономики государством используются финансовые и нефинансовые методы воздействия на инвестиционную деятельность.

Рисунок 1 - Основные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности [6, с. 24]

Стратегическое планирование современной России определяет направления социально-экономического развития страны, приоритетные цели и задачи, достижение которых необходимо для эффективного функционирования, противодействия возникающим рискам и угрозам как со стороны других государств, так и внутри страны.

Под социально-экономическим развитием понимают модернизацию, происходящую прежде всего в экономической сфере. Если изменения имеют количественную характеристику, то происходит экономический рост. Изменения, происходящие в социальной

сфере, отражают степень развития страны. Социально-экономическое развитие всегда имеет направленность и цели, определяемые стратегией [3].

Определение новой стратегии России, ориентированной на социально-экономическое развитие, требует высокого уровня экономических знаний. Для разработки стратегии и экономической политики страны, принятия стратегии развития России необходим высокий уровень исследований в области экономики, так как законы экономики носят объективный характер, а выбранные механизмы ее реализации - субъективный.

Выбор принципов, методов и средств достижения реализации стратегии может как способствовать, так и препятствовать социально-экономическому развитию страны.

Социально-экономическое развитие России невозможно без развития человеческого потенциала. Человеческий потенциал отражает уровень жизни граждан России, их грамотность, образованность и долголетие.

Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов: направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики; улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации установлены целевые ориентиры, которые необходимо достичь к 2023 г. по развитию человеческого потенциала. Расходы бюджетной системы на развитие человеческого потенциала должны увеличиться с 8,6 % ВВП в 2007 г. до 11-11,7 % ВВП в 2023 г.

Оценку достигнутых показателей развития человеческого потенциала, обозначенных в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации, возможно произвести по данным исполнения консолидированного бюджета России, предоставленным Министерством финансов Российской Федерации.

С 2008 г. расходы на образование в % к ВВП ежегодно снижались, достигнув в 2019 г. значения 3,7 %, тем самым не достигнув указанных стратегических показателей, установленных на уровне 5-6 %. Наименьшее значение расходов на образование в % к ВВП наблюдалось в 2018 г. и составило 3,5 %. Расходы на здравоохранение начиная с 3,75 % в 2008 г. (незначительное увеличение данного значения по сравнению с данными Концепции социально-экономического развития Российской Федерации связано с действием иной функциональной квалификацией расходов до 2011 г., которые включали в себя также расходы на спорт) со -ставили 3,47 % к ВВП в 2019 г., не достигнув стратегического значения, установленного на уровне 5-5,5 % к ВВП, но даже став ниже значения 2008 г. Положительная тенденция наблюдается в расходах на социальную политику. В 2019 г. они достигли 11,5 % к ВВП,

тем самым превысив предполагаемый результат [2].

Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабной угрозой для экономики России и всего мира. С 30 марта по 12 мая 2020 г. в России в рамках борьбы с коронавирусом был введен локдаун. В этот период большинство предприятий из разных отраслей были закрыты. Многие люди потеряли работу. Для ограничения спада в экономике, обеспечения ее дальнейшего восстановления и развития были приняты меры, направленные на поддержания населения и бизнеса. В частности, было принято решение об осуществлении выплат населению России вне зависимости от размера их дохода.

Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость.

Среди стран БРИКС лучшим в рейтинге GCI 4.0 является Китай (28), опережая Россию (43), ЮАР (60), Индию (68) и Бразилию (71).

По итогам оценки конкурентоспособности в 2021 г. Россия поднялась в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира The IMD World Competitiveness Ranking с 50-го на 45-е место.

В 2022 г. возникли новые риски для повышения конкурентоспособности России на мировой арене.

Существующая сегодня в России рыночная система экономики предполагает детальную проработку и применение мер, направленных на регулирование и развитие предпринимательства.

Эффективность государственных мер зависит от точности оценки реальной ситуации и уровня экономических знаний. Это необходимо для определения существующего уровня и постановки стратегических целей, а также методов их достижения. Если экономические знания буду не точными, то выбранные механизмы, принятые осуществлять социально-экономическое развитие будут носить все более субъективный характер. И в последующем субъективная реализация примет объективный характер и станет отправной точкой при решении текущих вопросов без научного обоснования и опоры на экономическую науку.

Список литературы

References

1. Джамалудинова М. Ю. Инвестиционная привлекательность страны, как объект государственного регулирования // European social science journal. 2017. № 4. С. 67-74.

2. Лузгина К. С., Аллахвердиева Л. М. Обеспечение экономической безопасности России в целях социально-экономического развития // Путь в науку. Современная национальная экономика: молодые ученые - новый взгляд : материалы международной научно-практической конференции. Сер. "Наука без границ" Орел, 2021. С. 297-304.

3. Суханов Е. В. Возможности социально-экономического развития России в современных условиях мирового кризиса // Наука и бизнес: пути развития. 2021. № 6. С. 134-137.

4. Харченко В. А., Медведева Л. Н. Государственные механизмы антимонопольного регулирования экономики // XX научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава ВПИ (филиал) ВолГГТУ : сборник статей / Министерство образования и науки Российской Федерации, ВПИ (филиал) ФГБОУВО ВолгГТУ. Волгоград, 2021. С. 209-211.

5. Эрганов Ю. Т. Антимонопольное регулирование в системе государственного регулирования предпринимательства // Материалы всероссийских (национальных) научно-практических конференций ГНИИ "Нацразвитие" : сборник избранных статей всероссийских (национальных) научно-практических конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб, 2021. С. 74-76.

6. Djamaludinova M. U. Status and trends of the modern world economy // Russian Economic Online Journal. 2017. № 4. P. 22.

1. Dzhamaludinova M.Yu. The investment attractiveness of the country object of state regulation. European social science journal. 2017. No. 4. P. 67-74.

2. Luzgina K.S., Allahverdieva L.M. Ensuring the economic security of Russia for the purposes of socioeconomic development. Path to science. modern national economy: young scientists - a new look. Materials of the International scientific-practical conference. Ser. "Science without borders". Orel, 2021. P. 297-304.

3. Sukhanov E.V. Opportunities for the socio-economic development of Russia in the current conditions of the global crisis. Science and business: ways of development. 2021. No. 6. P. 134-137.

4. Kharchenko V.A., Medvedeva L.N. State mechanisms of antimonopoly regulation of the economy. XX scientific-practical conference of the faculty of VPI (branch) VolGGTU. Digest of articles. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, VPI (branch) FGBOUVO VolgGTU. Volgograd, 2021. Pp. 209-211.

5. Erganov Yu.T. Antimonopoly regulation in the system of state regulation of entrepreneurship. Materials of the All-Russian (National) Scientific and Practical Conferences of the GNII "National Development". Collection of selected articles of the All-Russian (national) scientific and practical conferences of the GNII "National Development". St. Petersburg, 2021. Pp. 74-76.

6. Djamaludinova M.U. Status and trends of the modern world economy. Russian Economic Online Journal. 2017. No. 4. P. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.