Научная статья на тему 'ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чинарян Е.А.

Цифровая экономика - это новейший вид социальных и в первую очередь, экономических отношений, который все больше внедряется во все отрасли мирового рынка и не сбавляя темп продолжает активно развиваться. Высокая экономическая концентрация в условиях цифровой экономики становится новым вызовом для антимонопольных органов как России, так и зарубежных стран. Совершенствование антимонопольного законодательства стран - участниц Европейского союза, направленного на развитие конкурентного предпринимательства и ограничение монополистической деятельности, создание равных для всех хозяйствующих субъектов условий на товарном и финансовом рынках признано европейским сообществом определяющей предпосылкой успешной инновационной деятельности. Статья посвящена исследованию механизмов защиты конкуренции в условиях цифровой экономики. Предложены инструменты правового регулирования с учетом обобщения опыта стран Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF COMPETITION IN THE DIGITAL ECONOMY ON THE EXAMPLE OF THE COUNTRIES OF THE EUROPEAN UNION

The digital economy is the latest type of social and, first of all, economic relations, which is increasingly being introduced into all sectors of the world market and continues to develop actively without slowing down. High economic concentration in the digital economy is becoming a new challenge for the antimonopoly authorities of both Russia and foreign countries. Improvement of the antimonopoly legislation of the member countries of the European Union, aimed at developing competitive entrepreneurship and limiting monopolistic activity, creating equal conditions for all economic entities in the commodity and financial markets, is recognized by the European community as a determining prerequisite for successful innovation. The article is devoted to the study of competition protection mechanisms in the digital economy. The instruments of legal regulation are proposed taking into account the generalization of the experience of the countries of the European Union.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Защита конкуренции в условиях цифровой экономике на примере стран Европейского Союза

Чинарян Елизавета Амаяковна

преподаватель, ФГБОУ ВО РГСУ Колледж РГСУ, магистрант, РАНХИГС, ChinarIanEA@rgsu.net

Цифровая экономика - это новейший вид социальных и в первую очередь, экономических отношений, который все больше внедряется во все отрасли мирового рынка и не сбавляя темп продолжает активно развиваться. Высокая экономическая концентрация в условиях цифровой экономики становится новым вызовом для антимонопольных органов как России, так и зарубежных стран. Совершенствование антимонопольного законодательства стран - участниц Европейского союза, направленного на развитие конкурентного предпринимательства и ограничение монополистической деятельности, создание равных для всех хозяйствующих субъектов условий на товарном и финансовом рынках признано европейским сообществом определяющей предпосылкой успешной инновационной деятельности. Статья посвящена исследованию механизмов защиты конкуренции в условиях цифровой экономики. Предложены инструменты правового регулирования с учетом обобщения опыта стран Европейского союза.

Ключевые слова: цифровая экономика; конкуренция; правовое регулирование; антимонопольное законодательство; государство; право; экономические отношения.

см

сч

о

сч

ю

01

2

46

XXI век - век информационных технологий, благодаря стремительно развивающемся инфокоммуни-кационным технологиям возникло понятие «цифровая экономика». Данное определение трактуется в разных научных трудах по разному. Для более точного понимания данного термина, необходимо обратиться к утвержденной в России «Стратегии развития цифровой экономики до 2035 года.» В данной программе термин «цифровая (электронная) экономика» рассматривается как: некая совокупность общественных отношений, которая складывается при внедрении и использовании электронных технологий, создании электронной инфраструктуры, оптимизации производства, и в целом, повышения уровня социально-экономического развития государств с помощью новейших технологий [6].

Цифровая экономика - это новейший вид социальных и в первую очередь, экономических отношений, который все больше внедряется во все отрасли мирового рынка и не сбавляя темп продолжает активно развиваться. В ближайшее время цифровая экономика может стать главным видом товарно-денежных отношений.

Основой современного экономического развития является непрекращающиеся производство и совершенствование новых технологий, а также экспорт высокотехнологичной продукции, что сложно представить без реальной конкуренции внутри данного сектора экономики [1], но с внедрением инновационных технологий мы сталкиваемся со следующими сложностями: определить границы рынка, которые постоянно меняются под влиянием инноваций и цифровых технологий; посчитать объем такого товарного рынка и доли его участников; как в условиях цифровой экономики производить оценку обстоятельств, влияющих на состояние конкуренции, в том числе условий доступа на товарный рынок, долей хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара; и наконец точно определить в условиях цифровой экономики, занимает ли компания доминирующее положение на рынке [5].

Высокая экономическая концентрация в условиях цифровой экономики становится новым вызовом для антимонопольных органов как России, так и зарубежных стран. В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. В XX веке в большинстве данных сран одно из самых распространенных экономических преступлений был монополизм. Законодательство было направленно на предотвращение или

ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

На сегодняшний день страны-лидеры создают комфортные условия для глобального развития компаний цифрового сектора, при этом сталкиваясь с необходимостью создания международных инструментов управления конкуренцией и ограничения монополий в секторе цифровой экономики. Антимонопольное регулирование работает в отдельных странах и союзах, таких как ЕС.

Страны ЕС обеспокоены тем, что цифровые рынки (ОС, программных приложений, интернет-поиска, социальных сетей, онлайн-рекламы) характеризуются крайне высокой степенью концентрации [8].

Согласно статистике, которую приводит Netmarketshare, в 2016 г. супергигантом на рынке интернет-поиска стала компания Google, на долю которой приходится 95% рынка мобильных поисковых систем и 74% рынка десктопных поисковых систем. На рынке ОС для персональных устройств доминирующее положение занимает компания Microsoft: 91% у ОС Windows (Microsoft), 6,2% у ОС Mac (Apple) и 2,3% у ОС Linux. Чуть менее концентрированным является рынок мобильных ОС: 64% у ОС Android (Google), 31% у ОС IOS (Apple) и только 1,5% составляет доля ОС Windows (Microsoft) [7]. На сегодняшний день, эти показатели выше.

Совершенствование антимонопольного законодательства стран - участниц Европейского союза, направленного на развитие конкурентного предпринимательства и ограничение монополистической деятельности, создание равных для всех хозяйствующих субъектов условий на товарном и финансовом рынках признано европейским сообществом определяющей предпосылкой успешной инновационной деятельности [3].

Благодаря использованию антимонопольных процедур которые были введены на основании постановления регламента Совета ЕС от 16 декабря 2002 г. No 1/2003 о реализации правил конкуренции, установленных в ст. 81 и 82 договора, с дополнениями от 25 мая 2009 г. No 487/2009 [4], удается поддерживать конкуренцию и обеспечивать более эффективное применение ЕС антимонопольной практики в интересах потребителя и производителя. В ЕС для защиты конкуренции и предотвращения монополии, есть несколько антимонопольных органов, в том числе: Европейская комиссия и национальные суды. Для повышения эффективности антимонопольного регулирования, чтобы исключить возможность злоупотребления органами, для ускоренного обмена информацией, в том числе конфиденциальной создана единая система европейской конкуренции. Данная система зарекомендовала себя как весьма эффектная для борьбы с нарушением правил антимонопольной практики [2].

В целом, ознакомившись с опытом Европейского Союза можно сказать, что защита конкуренции и эффективное антимонопольное регулирование являются основой для надлежащего функционирования всего экономического пространства [2].

Европейский Союз введет активную антимо-нопльную политику. Создает благоприятные условия для развития бизнеса для всех компаний, ведущих деятельность на территории Европы. Компании равноправно конкурируют, причем независимо от территориального расположения как своего головного офиса, так и филиалов. Тем самым, исключая возможность возникновения монополий.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с конкурентным правом Европейского союза предоставление недостоверной информации является серьезным правонарушением, и размер штрафа может достигать 1% от годового мирового оборота компании. Напротив, в России санкции за предоставление недостоверной информации являются незначительными, и компании нередко предпочитают предоставить антимонопольному органу не соответствующий действительности информацию и согласовать сделку, рискуя быть оштрафованными. У антимонопольного органа есть возможность признать сделку недействительной через суд, но в случае принудительной отмены сделки негативные последствия для экономики могут быть значительными. Более правильным представляется усиление ответственности хозяйствующих субъектов за предоставление недостоверной информации антимонопольному органу, что соответствует общемировому подходу к решению данной проблемы.

Важным вопросом, имеющим самостоятельное значение, является развитие сотрудничества и взаимодействия ФАС России с зарубежными антимонопольным ведомствами, в том числе в рамках процедуры отказа от конфиденциальности. Государственная задача по развитию цифровой экономики потребует дальнейшей активизации сотрудничества информационного взаимодействия как со странами ЕАЭС и БРИКС, так и с другими зарубежными странами.

Литература

1. Нуреев Р.М., Иншакова А.О., Сорокожер-дьев В.В. Стратегия модернизации России: проблемы становления правового государства и эффективной инновационной экономики / Р. М.Нуреев [и др.]. М.: Современная экономика и право, 2012.

2. Петров Э.Ю., Гринберг Е.С. Антимонопольная политика Европейского союза и Евразийского экономического союза: взгляд изнутри // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №6. С.244.

3. Право Европейского Союза: учебник для вузов / А. Я. Капустин [и др.]. М.: Юрайт, 2013. С. 182202.

4. Регламент N 1/2003 Совета Европейского Союза "Об имплементации правил конкуренции, 3 установленных в Статьях 81 и 82 Договора" [рус., к англ.] (Принят в г. Брюсселе 16.12.2002)(с изм. и О доп. от 25.09.2006) // Official Journal of the European U Communities N L 1. 04.01.2003. P. 1. (http://eur- В lex.europa.eu/). а

5. Четвернина А.В. 2018. 04. 034. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защитить конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Нац. Ис-след. Ун-т "Высшая школа экономики"; ФАС России; под. Ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова и Е. А. Войниканис. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. - 311 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. 2018. № 4. С.57.

6. http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf/ - Развитие цифровой экономики. Программа до 2035 года.

7. https://www.netmarketshare.com/ search-engine-market-

share.aspx?qprid=4&qpcustomd=0&qpsp=2016&qpnp =2&qptimeframe=Y./ - Статистика компании веб-аналитики Netmarketshare. Market Share

8. Statistics for Internet Technologies.

9. https://www.project-syndicate.org/commentary/high-monopoly-profits-persist-in-markets-by-joseph-e--stiglitz-2016-05/russian / - Stiglitz J. Monopoly's New Era.

Protection of competition in the digital economy on the example of the

countries of the European Union Chinaryan E.A.

College RSSU

The digital economy is the latest type of social and, first of all, economic relations, which is increasingly being introduced into all sectors of the world market and continues to develop actively without slowing down. High economic concentration in the digital economy is becoming a new challenge for the antimonopoly authorities of both Russia and foreign countries. Improvement of the antimonopoly legislation of the member countries of the European Union, aimed at developing competitive entrepreneurship and limiting monopolistic activity, creating equal conditions for all economic entities in the commodity and financial markets, is recognized by the European community as a determining prerequisite for successful innovation. The article is devoted to the study of competition protection mechanisms in the digital economy. The instruments of legal regulation are proposed taking into account the generalization of the experience of the countries of the European Union.

Keywords: digital economy; competition; legal regulation; antimonopoly

legislation; state; law; economic relations. References

1. Nureev R.M., Inshakova A.O., Sorokozherd'ev V.V. Russia's Modernization

Strategy: Problems of the Formation of a Legal State and an Effective Innovative Economy / R. M. Nureev [et al.]. Moscow: Modern Economics and Law, 2012.

2. Petrov E.Yu., Grinberg E.S. Antimonopoly policy of the European Union and

the Eurasian Economic Union: a view from the inside // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. №6. P.244.

3. Law of the European Union: a textbook for universities / A. Ya. Kapustin [and

others]. M.: Yurayt, 2013. S. 182-202.

4. Regulation N 1/2003 of the Council of the European Union "On the

implementation of the competition rules established in Articles 81 and 82 of the Treaty" [rus., eng.] (Adopted in Brussels on 16.12.2002) (as amended and supplemented on 25.09. .2006) // Official Journal of the European Communities N L 1. 04.01.2003. P. 1. (http://eur-lex.europa.eu/).

5. Chetvernina A.V. 2018. 04. 034. Antitrust regulation in the digital age: how

to protect competition in the context of globalization and the fourth industrial revolution / Nat. Research University "Higher School of Economics"; FAS Russia; under. Ed. A. Yu. Tsarikovskii, A. Yu. Ivanov, and E. A. Voinikanis. M.: Ed. House of the Higher School of Economics, 2018. - 311 p. // Social and humanitarian sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 4, State and Law: Abstract Journal. 2018. No. 4. P.57.

6. http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf/ - Development

of the digital economy. Program until 2035.

7. https://www.netmarketshare.com/search-engine-market-share.aspx?qprid=4&qpcustomd=0&qpsp=2016&qpnp=2&qptimeframe= Y./ - Netmarketshare web analytics company statistics. Market share

Statistics for Internet Technologies.

8. https://www.project-syndicate.org/commentary/high-monopoly-profits-persist-in-markets-by-joseph-e--stiglitz-2016-05/russian / - - Stiglitz J. Monopoly's New era.

СЧ СЧ

о

СЧ

in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.