Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
593
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНОПОЛИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНОПОЛИИ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пупкова М.А., Ткаченко Р.О., Таджибаева В.А., Антушев А.В., Яновская А.А.

В статье представлены результаты анализа эффективности хозяйственной деятельности компаний-монополий в экономике Российской Федерации. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что в российской практике присутствуют концентрированные рынки и монополии, которые воздействуют на тенденции развития конкурентной политики. В рамках статьи рассмотрены основные модели рынков и конкуренции. Проанализированы причины того, почему компании не стремятся к монопольному положению. Рассмотрены основные негативные последствия для самих компаний от развитий монополии на рынке. Описана характеристика естественных монополий и преимущества с недостатками от их хозяйственной деятельности. В заключении статьи, установлено, что причинами отсутствия эффективности монополии для современных компаний выступают барьеры от антимонопольного регулирования, прекращение научно-технического прогресса отрасли и снижение реального уровня конкурентоспособности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF THE MONOPOLY IN THE ECONOMY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The scientific article presents the results of the analysis of the efficiency of the economic activity of monopoly companies in the economy of the Russian Federation. The relevance of the study on the selected issue is due to the fact that in Russian practice there are concentrated markets and monopolies that affect the development of competition policy. Within the framework of the article, the main models of markets and competition are considered. The reasons why companies do not seek a monopoly position are analyzed. The main negative consequences for the companies themselves from the development of a monopoly in the market are considered. The characteristics of natural monopolies and the advantages and disadvantages of their economic activity are described. At the end of the article, it was found that the reasons for the lack of efficiency of a monopoly for modern companies are barriers to antimonopoly regulation, the cessation of scientific and technological progress in the industry and a decrease in the real level of business competitiveness.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Эффективность деятельности монополии в экономике Российской Федерации

Пупкова Мария Александровна,

студент, кафедра экспериментальной физики и инновационных технологий, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», mari.girl.02@mail.ru

Ткаченко Роман Олегович,

студент, кафедра электроники и наноэлектроники, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», grom.roma.99@bk.ru

Таджибаева Валерия Аминовна,

студент, кафедра экспериментальной физики и инновационных технологий, ФГАОУ вО «Сибирский федеральный университет», vtagj@inbox.ru

Антушев Артём Владимирович,

студент, кафедра радиоэлектронных систем, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», onepeacepog@mail.ru

Яновская Анна Александровна,

студент, кафедра экспериментальной физики и инновационных технологий, ФГАОУ вО «Сибирский федеральный университет», spacextesla96@mail.ru

В статье представлены результаты анализа эффективности хозяйственной деятельности компаний-монополий в экономике Российской Федерации. Актуальность исследования на выбранную проблематику обусловлена тем, что в российской практике присутствуют концентрированные рынки и монополии, которые воздействуют на тенденции развития конкурентной политики. В рамках статьи рассмотрены основные модели рынков и конкуренции. Проанализированы причины того, почему компании не стремятся к монопольному положению. Рассмотрены основные негативные последствия для самих компаний от развитий монополии на рынке. Описана характеристика естественных монополий и преимущества с недостатками от их хозяйственной деятельности. В заключении статьи, установлено, что причинами отсутствия эффективности монополии для современных компаний выступают барьеры от антимонопольного регулирования, прекращение научно-технического прогресса отрасли и снижение реального уровня конкурентоспособности бизнеса.

Ключевые слова: монополия; эффективность монополии; естественные монополии; антимонопольное регулирование; антимонопольная политика.

Важным аспектом формирования конкурентной политики и выбора ценовой или неценовой конкуренции предприятия при управлении своею конкурентоспособностью выступают модели рынков, на которых происходит продвижение и реализация продукции.

На сегодняшний день, выделяют четыре основных моделей конкуренции на рынках, как:

1. Чистая конкуренция. Характеристикой которой выступает большое количество производителей продукции, выпуск однородного товара или услуги, и высокая мобильность ресурсов.

2. Монополистическая конкуренция. Характеристикой которой выступает крайне малое количество возможных продавцов товаров и то, что каждый производитель товара действует исходя из своих личных интересов, и при этом, не учитывает возможное влияние на конкурентов, или влияние их деятельности на них самих.

3. Олигополия. Характеристикой которой выступает наличие всего лишь нескольких производителей, а отдельные предприятия владеют большими долями рынка. При этом присутствуют определенные барьеры для входа на рынок.

4. Чистая монополия. Характеристикой которой выступает уникальность продукта, производством которой занимается одна компания; низкий размер себестоимости производства; владение основными видами сырья; патентные права на производство продукции; в неценовой конкуренции упор идет главным образом на рекламу.

Исходя из этого, существует актуальный вопрос о том, при какой модели рынка может быть эффективной хозяйственная деятельность предприятий российской экономики. И может ли деятельность монополии быть экономически успешной.

Изначально стоит отметить то, что, вероятнее всего, монополий, как модель рыночной конкурентной политики не имеют положительного влияния на общие тенденции социального и экономического развития. Хотя сами предприятия, выступающие монополистами, обладают определенными конкурентными преимуществами, которые позволяют приобретать из этого эффект в виде роста экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности.

Наиболее концентрированными рынками, относящихся к категории монополии в экономике России выступают [1]:

- электроэнергетика (уровень концентрации рынка составляет 84%);

- нефтяная и газовая промышленность (уровень концентрации рынка составляет 77%).

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м м

см см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

По нашему мнению, монополии представляют из себя антипод рыночной модели экономики, где предпринимательские структуры имеют свободу своих действий, формирования коммерческой и производственной деятельности. В связи с этим, доля малого и среднего бизнеса при формировании ВВП в России составляет лишь 21%, что в разы меньше, чем в зарубежных странах [3].

Развитие свободного предпринимательства тормозится формированием монополий в отдельных отраслях национальной экономики. Они создают настолько трудно преодолеваемые барьеры, из-за которых рыночная конкуренция сводится к нулю и потребители сталкиваются с невозможностью свободного выбора товаров, ведь их список ограничен лишь теми продуктами, которые производит сам монополист [2].

По этой причине, эффективность деятельности монополии для российских отраслей, рынков и потребителей незначительная. Наоборот, факт их наличия и либо-какого развития - это отрицательная сторона конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики нашей страны.

На сегодняшний день, можно выделить две ключевые группы причин того, почему многие компании российской экономики не стремятся к тому, чтобы стать монополистами:

1. Первая группа причин связана с тем, что это попросту невозможно, и характеристика отдельных отраслей национальной экономики России сопровождается высоким уровнем развития рыночной конкуренции и распределения рыночной доли между большим числом производителей.

2. Вторая группа причин связана с тем, что монополистическое положение компании на рынке не всегда приводит к положительным экономическим эффектам, включая максимизацию финансового результата (прибыли). Есть отдельные недостатки от того, что организация монополист.

Из-за определенных барьеров, создаваемых теми же государственными регуляторами, увеличиваются постоянные расходы бизнес-деятельности, что приводит к снижению показателей рентабельности и прибыльности производства продукции. Монополистами становится не выгодно быть, ведь в развитии бизнеса таких компаний органы государственной власти применяют нерыночные методы регулирования, которые, по отношению к другим предприятиям, не применяются.

Для аргументации причин того, почему компании России не всегда стремятся к приобретению конкурентных преимуществ от деятельности в монополии необходимо перечислить основные недостатки не только для населения (потребителей) и государства (регулятора) от развития такого бизнеса, но и отрицательные стороны для самих компаний:

1. Во-первых, отсутствие конкуренции со стороны других производителей приводит к прекращению научно-технического прогресса отрасли.

Формирование инноваций и технологий лишь собственными силами - стратегия с высокими капитальными расходами, что приводит к финансовым убыткам и долгому процессу создания новаций. Конкурентное преимущество, к примеру, зарубежных стран с развитой экономикой заключается в том, что научно-исследовательская и инновационная деятельность способствуют созданию новых технологий и инноваций, которые совершенствуют производство, повышают качество бизнес-процессов и делают рентабельнее новую продукцию.

Если компании действуют в монополии, инвестиции в НИОКР снижаются к минимальным значениям, что влечет за собою потерю данных конкурентных преимущества.

2. Во-вторых, получение достойного уровня прибыли вынуждает монополистов прекращать процедуру улучшения своего производства, снижая уровень качества производимой продукции.

Для внутреннего рынка потребления такой процесс имеет недостатки только для потребителей, но в случае выхода на зарубежные рынки, монополист становится неконкурентоспособным.

Также существует угроза прихода зарубежных компаний в отрасль, где функционирует монополия. Это может привести к полному упадку бизнеса монополиста, приведя его к низкому уровню конкурентоспособности.

Однако есть отдельная категория монополий, функционирование которой попросту необходимо, как для экономики российского государства, так и для самой отрасли. А сами компании приобретают от этого преимущества.

Речь идет про естественные монополии. Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором [4; 6]:

1) удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства);

2) товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Преимущества и недостатки деятельности естественных монополий в российском государстве изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Преимущества и недостатки от деятельности естественных монополий в России [5].

Таким образом, подводя итоги, можно заключить, что основными причинами того, почему эффективность деятельности монополии для современных компаний российской экономики, вероятнее всего, находится на низком уровне заключается в наличии следующих барьеров и недостатков, как методы государственного механизма антимонопольного регулирования, прекращение научно-технического прогресса отрасли и снижение ре-

ального уровня конкурентоспособности бизнеса, формирование угроз в случае прихода новых крупных игроков из-за рубежа, которые окажутся значительно конкурентоспособными.

Однако, анализируя структуры системообразующих отраслей экономики России, можно отметить, что компании с огромными выручками работают именно как неконкурентные структуры, которые сформировали монополистическую конкуренцию. Многие ключевые корпорации нашего государства сосредоточили в своих руках основную долю рынка, демонстрируя при этом стабильные тенденции и перспективы развития своего бизнеса. Таким образом, идея о том, что эффективность деятельности монополий для самих компаний низкая - не всегда верна.

С другой стороны, все равно общая ситуация сводится к тому, что такие компании в России имеют высокую степень своей конкурентоспособности, отражаясь в финансовых успехах, выручки и прибыли. Однако в сравнении с перспективами развития своих зарубежных конкурентов, они менее технологичные и инновационно-ориентированные.

К примеру, если проанализировать финансовую информацию по доходности той же компании ПАО «Газпром», то мы заметим, что она от своей монополистической позиции при экспорте газа из России на европейские рынки получает, в итоге, меньший размер чистой прибыли, чем те же зарубежные нефтегазовые корпорации, обладающие запасами ресурсов в несколько раз меньше.

Другая отрасль с монополией - космическая, характеризуется монопольным положением государственной корпорации «Роскосмос», которая долгий период времени играет ключевую роль в международной космической ассоциации. Однако развитие частных компаний Запада, создающих новые технологии, включая возможность посадки без потери транспорта с последующим повторным запуском, позволяет заключить то, что в будущем конкурентоспособность «Роскосмоса» будет снижаться, что, вероятнее всего, обусловлена отсутствием понимания конкуренции со стороны частных компаний на территории России.

Таким образом, государство заинтересовано, в первую очередь, в развитии свободных конкурентных отношений, что обусловило создание комплексного механизма антимонопольной политики и регулирования. Задача данного направления государственного управления заключается в устранении причин, по которым из-за деятельности монополий снижается эффективность бизнеса других российских компаний.

Литература

1. Лымарь Е.Н. Анализ особенностей и путей развития монополистической конкуренции в российской экономике // Вестник ЧелГУ. 2010. №28.

2. Филиппова И.А., Шалгина О.Р., Шаргунова А.М. Основные характеристики антимонопольной политики в России // Молодой ученый. 2017. №20.

3. Дыра в ВВП: чем грозит экономике гибель малого бизнеса в России. URL: https://www.forbes.ru/biznes/399389-dyra-v-vvp-chem-grozit-ekonomike-gibel-malogo-biznesa-v-rossii (дата обращения: 18.04.2022).

4. Власенко О.В., Тарасов Д.С. Естественные монополии и их проблемы в экономике России // СТЭЖ. 2016. №4 (25).

5. Бутырина К.А. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 193-195.

6. Краснова Т.А. Особенности и специфика целей государственного регулирования естественных монополий // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 51-54.

Efficiency of the activities of the monopoly in the economy of the

Russian Federation Pupkova M.A., Tkachenko R.O., Tadzhibaeva V.A, Antushev A.V., Yanovskaya A.A.

Siberian federal university

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The scientific article presents the results of the analysis of the efficiency of the economic activity of monopoly companies in the economy of the Russian Federation. The relevance of the study on the selected issue is due to the fact that in Russian practice there are concentrated markets and monopolies that affect the development of competition policy. Within the framework of the article, the main models of markets and competition are considered. The reasons why companies do not seek a monopoly position are analyzed. The main negative consequences for the companies themselves from the development of a monopoly in the market are considered. The characteristics of natural monopolies and the advantages and disadvantages of their economic activity are described. At the end of the article, it was found that the reasons for the lack of efficiency of a monopoly for modern companies are barriers to antimonopoly regulation, the cessation of scientific and technological progress in the industry and a decrease in the real level of business competitiveness.

Keywords: monopoly; monopoly efficiency; natural monopolies; antimonopoly

regulation; antimonopoly policy. References

1. Lymar E.N. Analysis of features and ways of development of monopolistic

competition in the Russian economy // Bulletin of ChelGU. 2010. No. 28.

2. Filippova I.A., Shalgina O.R., Shargunova A.M. The main characteristics of

antimonopoly policy in Russia // Young scientist. 2017. No. 20.

3. A hole in GDP: what threatens the economy with the death of small

businesses in Russia. URL: https://www.forbes.ru/biznes/399389-dyra-v-vvp-chem-grozit-ekonomike-gibel-malogo-biznesa-v-rossii (date of access: 04/18/2022).

4. Vlasenko O.V., Tarasov D.S. Natural monopolies and their problems in the

Russian economy // STEZH. 2016. No. 4 (25).

5. Butyrina K.A. Natural monopoly in Russia: problems of state regulation //

Young scientist. 2020. No. 49 (339). pp. 193-195.

6. Krasnova T.A. Features and specifics of the goals of state regulation of

natural monopolies // Innovations and investments. 2021. No. 2. S. 5154.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.