Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоренко Екатерина Олеговна

В статье показаны различные теоретические походы к вопросу рассмотрения проблемы формирования познавательной инициативы младших школьников, дано определение понятия «познавательной инициативе» младших школьников, выделены его сущностные характеристики; к числу характеристик отнесены: активное и самостоятельное стремление к практической учебно-познавательной деятельности, готовность к надситуативности, умение сделать осознанный выбор. Такой свободный выбор представляется ребенку, чтобы определить мотивационно-волевое действие - умение сделать личностный выбор в нестандартной заданной ситуации, а также определение личностно-значимой деятельности для ребенка. Младший школьник предстает как субъект образовательного процесса, полноправный участник социальных отношений. Представлены эмпирические результаты выявления актуального уровня сформированности познавательной инициативы в начальных классах на основании проведенных методик исследования, а именно экспертной оценки учителей, не включенного наблюдения и психолого-педагогического эксперимента в авторской интерпретации «Сделай свой выбор», благодаря специально-организованным условиям, где ученики могут осуществить свободный и самостоятельный выбор в пользу предпочитаемой значимой практической деятельности. Полученные результаты в ходе интервьюирования классных руководителей, помогли определить значимые параметры проявления познавательной инициативы младших школьников в ходе учебной деятельности, которые и являются существенными характеристиками самого понятия «познавательная инициатива» и а именно: проявление инициативы для ответа на заданный вопрос, отличие в интеллектуальной самостоятельности в работе, проявление инициативы и поиске при выполнении творческих заданий, владение логическими приемами мышления, проявление упорства при выполнении трудных заданий, проявление недовольства, если вынужден прервать работу, возвращение к проверке выполнения задания, увлеченность при выполнении учебных заданий, проявление откровенной радости своим успехам, готовность решать сложные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE COGNITIVE INITIATIVE FORMATION OF THE PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The article shows various theoretical approaches to the issue of considering the problem of formation of cognitive initiative of younger schoolchildren, defines the concept of “cognitive initiative” of younger schoolchildren, highlights its essential characteristics; among the characteristics are: active and independent striving for practical educational and cognitive activity, readiness for suprasituativity, the ability to make an informed choice. Such a free choice is given to the child in order to determine a motivational and volitional action - the ability to make a personal choice in a non-standard given situation, as well as the defining of a personally significant activity for the child. The younger student appears as a subject of the educational process, a full participant in social relations. Empirical results of identifying the actual level of formation of cognitive initiative in primary grades are presented on the basis of conducted research methods, namely expert assessment of teachers, not included observation and psychological and pedagogical experiment in the author's interpretation “Make your choice”, thanks to specially organized conditions where students can make a free and independent choice in favor of preferred significant practical activity. The results obtained during the interviewing of class teachers helped to determine significant parameters of the manifestation of the cognitive initiative of younger students in the course of educational activities, which are significant characteristics of the very concept of “cognitive initiative” and namely: initiative to answer a given question, difference in intellectual independence in work, initiative and search in the performance of creative tasks, knowledge of logical thinking techniques, perseverance in the performance of difficult tasks, dissatisfaction if forced to interrupt work, return to the verification of the completion of the task, passion in the execution of educational tasks, expressing the joy for their successes, readiness to solve complex problems.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Научная статья УДК 37.015.3 EDN XASUDV

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).194-205

Е.О. Прохоренко ©

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация, catva1902@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

АННОТАЦИЯ. В статье показаны различные теоретические походы к вопросу рассмотрения проблемы формирования познавательной инициативы младших школьников, дано определение понятия «познавательной инициативе» младших школьников, выделены его сущностные характеристики; к числу характеристик отнесены: активное и самостоятельное стремление к практической учебно-познавательной деятельности, готовность к надситуативности, умение сделать осознанный выбор. Такой свободный выбор представляется ребенку, чтобы определить мотивационно-волевое действие — умение сделать личностный выбор в нестандартной заданной ситуации, а также определение личностно-значимой деятельности для ребенка. Младший школьник предстает как субъект образовательного процесса, полноправный участник социальных отношений. Представлены эмпирические результаты выявления актуального уровня сформированности познавательной инициативы в начальных классах на основании проведенных методик исследования, а именно экспертной оценки учителей, не включенного наблюдения и психолого-педагогического эксперимента в авторской интерпретации «Сделай свой выбор», благодаря специально-организованным условиям, где ученики могут осуществить свободный и самостоятельный выбор в пользу предпочитаемой значимой практической деятельности. Полученные результаты в ходе интервьюирования классных руководителей, помогли определить значимые параметры проявления познавательной инициативы младших школьников в ходе учебной деятельности, которые и являются существенными характеристиками самого понятия «познавательная инициатива» и а именно: проявление инициативы для ответа на заданный вопрос, отличие в интеллектуальной самостоятельности в работе, проявление инициативы и поиске при выполнении творческих заданий, владение логическими приемами мышления, проявление упорства при выполнении трудных заданий, проявление недовольства, если вынужден прервать работу, возвращение к проверке выполнения задания, увлеченность при выполнении учебных заданий, проявление откровенной радости своим успехам, готовность решать сложные задачи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Познавательная активность, познавательная инициатива, младший школьный возраст, психолого-педагогический эксперимент. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 19 октября 2022 г.; дата принятия к печати 31 января 2023 г.; дата онлайн-размещения 3 марта 2023 г.

Original article E.O. Prokhorenko ©

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, catya1902@yandex.ru

ABSTRACT. The article shows various theoretical approaches to the issue of considering the problem of formation of cognitive initiative of younger schoolchildren, defines the concept of "cognitive initiative" of younger schoolchildren, highlights its essential characteristics; among the characteristics are: active and independent

© Прохоренко Е.О., 2023

STUDY OF THE COGNITIVE INITIATIVE FORMATION OF THE PRIMARY SCHOOL STUDENTS

striving for practical educational and cognitive activity, readiness for suprasituativ-ity, the ability to make an informed choice. Such a free choice is given to the child in order to determine a motivational and volitional action — the ability to make a personal choice in a non-standard given situation, as well as the defining of a personally significant activity for the child. The younger student appears as a subject of the educational process, a full participant in social relations. Empirical results of identifying the actual level of formation of cognitive initiative in primary grades are presented on the basis of conducted research methods, namely expert assessment of teachers, not included observation and psychological and pedagogical experiment in the author's interpretation "Make your choice", thanks to specially organized conditions where students can make a free and independent choice in favor of preferred significant practical activity. The results obtained during the interviewing of class teachers helped to determine significant parameters of the manifestation of the cognitive initiative of younger students in the course of educational activities, which are significant characteristics of the very concept of "cognitive initiative" and namely: initiative to answer a given question, difference in intellectual independence in work, initiative and search in the performance of creative tasks, knowledge of logical thinking techniques, perseverance in the performance of difficult tasks, dissatisfaction if forced to interrupt work, return to the verification of the completion of the task, passion in the execution of educational tasks, expressing the joy for their successes, readiness to solve complex problems.

KEYWORDS. Cognitive activity, cognitive initiative, primary school age, psychological and pedagogical experiment.

ARTICLE INFO. Received October 19, 2022; accepted January 31, 2023; available online March 3, 2023.

Актуальная ситуация, сложившаяся в социально-экономических условиях нашего общества, предъявляет особые требования к формированию личностных качеств человека, одновременно, тенденции современного образования «life for learning», также говорят нам о неустанном «сквозь всю жизнь» овладении умениями, навыками и компетенциями. Переход образования к ценностям постиндустриального общества предполагает новую образовательную парадигму, когда на первое место выходит познавательная активность ребенка. В подобной ситуации перед педагогом встает вопрос как организовать обучение таким образом, чтобы не возникло противоречия между обязательным материалом и тем уровнем свободы и гибкости в обучении, которые позволят поддерживать познавательную инициативу ребенка. Тем более, что как отечественные, так и зарубежные ученые подчеркивают, что оптимальному развитию потенциальных возможностей младших школьников способствуют именно эффективные педагогические технологии (А.В. Леонтович, В.С. Мухина, А.С. Обухов, А.Н. Поддъяков, В.С. Юркевич).

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающий действительность, а активно преобразующий ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в нормативных документах, а именно Закон Российской Федерации «Об образовании РФ», «Концепция модернизации Российского образования», прописан социальный запрос государства в системе образования в воспитании активного и инициативного человека, который готов самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести ответственность за сделанный выбор. Развитие младшего школьника, как личности в ходе образования, предполагает, что ребенок выступает субъектом социальных отношений. Личностная значимость в познании и в учебной деятельности может проявиться только тогда, когда ребенок делает что-то сам и результат его деятельности становится важным для других. Именно в таком случае, ученик становится инициатором и полноправным субъектом образовательных отношений в нашем обществе. Что, конечно, в имеющихся образовательных реалиях в ходе учебного процесса не всегда возможно.

Особую значимость в формировании личностных характеристик приобретает умение ставить перед собой новые учебно-познавательные задачи, находит нестандартные подходы в решении, выражающиеся в самостоятельности, активности и детской инициативе младших школьников, как осознанного стремления личности к познанию мира и самосовершенствованию, саморазвитию. Так, инициатива — это основа во взаимодействии, в познании и деятельности. ФГОС НОО описывает нам портрет выпускника начальной школы как любознательного, активного, заинтересованного, познающего мир, владеющего умениями учиться, способного к организации собственной учебно-познавательной деятельности и самостоятельности на уроках1.

Еще в XVII в. Дж. Локк считал, что ведущий мотив инициативы определяется личными интересами личности [1]. Важность развития познавательной инициативы отмечали еще в свое время Я.А. Коменский [2] и К.Д. Ушинский [3]. Так, в начале XIX—XX вв. о формировании познавательной инициативы младших школьников писали педагоги и психологи-практики М.И. Вайсфельд [4], П.Ф. Каптерев [5], и А.С. Макаренко [6], а также о поиске педагогических методов и технологий, которые могли бы этому способствовать. Определение данного термина основано, согласно словарю иностранных слов, на понимании перехода от желаемой действительности к реализуемой, т.е. от желаний к действиям и переводится, как «первый шаг в дело, начало». Такая реализация задуманного, характеризуется наличной возможностью и способностью, склонностью к самостоятельным действиям, к активной субъектной позиции в окружающей действительности. Причем такое проявление активности субъекта не стимулируется извне, оно не обусловлено внешней мотивацией и не определяется независимыми от субъекта обстоятельствами.-

Так, в ходе учебной деятельности, младшие школьники часто проходят многоэтапные процессы принятия решений на основе мысленной ориентировки в ситуациях неопределенности, в условиях незаданных критериев решений и оказываются в ситуации необходимости самостоятельного определения стратегий поиска и использования информации, что по мнению ученых Е.А. Григоренко, Т.В. Корниловой, О.Г. Кузнецовой, и составляет понятие «познавательная инициатива» [7, с. 10].

Различные современные теоретические подходы по-разному определяют познавательную инициативу младших школьников. Вообще, «инициатива» понимается, как качество личности, как форма выражения этой личности, дающая ответ по отношению к другому человеку, к миру. Основываясь на системном подходе к исследованию изучаемого определения, можно говорить о его многокомпонентной структуре, в которую входят: мотивационно-потребностной, чувственный (аффективный) и когнитивный компоненты [8, с. 26]. Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям. К. Абульханова-Славская определяет инициативу как форму самовыражения личности, проявления встречной активности по отношению к другому человеку [9]. Системный подход в изучении инициативы основывается на целостном единстве ее различных сторон, находящихся в законных отношениях между собой. Наиболее полно эта идея реализована в концепции А.И. Крупнова [10].

Проведенное эмпирическое исследование было основано на следующих научных идеях:

1. Познавательная инициатива понимается, как одно из активных качеств деятельности (В.Д. Шадриков) [11].

2. Познавательная инициатива понимается, как высший уровень познавательной активности и самостоятельности, в отличии от эвристического уровня и репродуктивного уровня познавательной активности (Н.Н. Поддъяков) [12].

1 Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010. 32 с.

3. Познавательная инициатива понимается, как личное и осознанное желание действовать по собственному побуждению и способность к поиску способ действий (М.А. Холодная) [13].

4. Познавательная инициатива понимается, как готовность выйти за пределы заданной извне учебной ситуации (К. Абульханова-Славская) [14].

5. Познавательная инициатива в нашем исследовании понимается, как многокомпонентное личностное образование, выражающееся в постоянное стремление к получению новых знаний, умений и навыков, как внутренняя целеустремленность и потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. Если говорить о проявлении качественных характеристиках структурной организации познавательной инициативы у младших школьников в процессе обучения, то познавательная инициатива проявляется в комплексе действий:

— произвольность поведения/самостоятельность и высокая степень сотрудничества с участниками образовательного процесса (мотивационно-потребностный компонент);

— развитая эмоционально волевая сфера/эмоциональный интеллект (аффективный компонент);

— стремление к самореализации в различных видах деятельности/субъектная позиция младшего школьника и высокий уровень познавательной активности (когнитивный компонент).

Эмпирическое исследование проходило на базе школы МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки, Волгоград. Общая численность младших школьников, принявших участие в исследование — 80 детей младшего школьного возраста. Эмпирическое исследование состояло из нескольких этапов: организация и проведение, сбор эмпирических данных, их обработка и качественное количественное описание со статистическим подтверждением (критерий х2-Пирсона и ^Стьюдента).

Цель исследования: определить актуальный уровень сформированности познавательной инициативы в обучении и в познании в начале школьного обучения. Для получения результатов в ходе поставленной цели были использованы такие методы, как экспертная оценка учителя, наблюдение и психолого-педагогический эксперимент в авторской модификации методики Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Данная проба дает возможность оценить универсальные учебные действия — смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка.

Первым этапом в исследовании по выявлению актуального уровня познавательной инициативы было проведение экспертной оценки с учителем на основе составленного опросника. Оценивается общий уровень познавательной активности и работоспособности, интеллектуальной деятельности на уроке, отвлекаемо-сти и переключаемости на внеурочные темы, устойчивости или же неустойчивости внимания. Каждый из классных руководителей в 3 «А», 3 «Б», 3 «В» и 4 «А» классах отвечал на вопросы исследователя, чтобы определить специфику проявления познавательной инициативы младших школьников в каждом классе на уроках. Результаты анализа статистических различий проявления и динамики развития познавательной инициативы младших школьников, полученных в ходе экспертной оценки с учителями на базе МКОУ «Средней школы № 2» г. Палла-совки, Волгоград (Ы = 80) Распределение в группах отличное от нормального при значении статистики критерия х2 Пирсона (при р > 0,05). Результаты экспертной оценки с учителями начальной школы отображены в рис. 1.

Существенные различия среди уровней познавательной инициативы внутри групп выявлены в 3 «Б» и в 3 «В» классах, уровень познавательной инициати-

3 «А» 3 «Б» 3 «В» 4 «А»

I Не сформирован ЦЦ Средний ЦЦ Высокий

Рис. 1. Результаты диагностики по выявлению актуального уровня познавательной инициативы младших школьников методом экспертных оценок на базе МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки, Волгоград (N = 80)

вы внутри 3 «А» и 4 «А» класса однороден, значимых статистических различий проявления познавательной инициативы не выявлено. Так, в 3 «Б» классе наблюдаются статистически значимые различия в уровне сформированности познавательной инициативы на уровне значимости 5 % (х2 = 6,5 при р = 0,039). Таким образом можно утверждать, что большинства младших школьников имеют средний уровень познавательной активности. В 3 «В» классе различия в уровне познавательной инициативы внутри группы имеют статистически значимые различия на уровне значимости 1 % (х2 = 9,125 при р = 0,01), что говорит о том, что у большинства младших школьников уровень познавательной инициативы не сформирован. Статистически значимые различия в уровне сформированности познавательной инициативы внутри групп выявлены в 3 «Б» и в 3 «В» классах различие на уровне значимости 1 % (х2 = 17,598 при р = 0,01), что отображено в табл. 1.

Таблица 1

Результаты анализа статистических различий проявления познавательной инициативы младших школьников, полученных в ходе экспертной оценки с учителями на базе МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки,

Волгоград (N = 80)

Чел. Степень свободы Статистика критерия Х2 Пирсона Уровень значимости

3 «А» 22 2 2,818 0,244

3 «Б» 16 2 6,500 0,039

3 «В» 16 2 9,125 0,010

4 «А» 26 2 1,000 0,607

Вся выборка (К = 80) 80 6 17,598 0,007

По всей выборке статистически значимых различий в распределении уровня сформированности познавательной не выявлено, что позволяет сделать вывод у школьников исследуемого возраста низкий, средний и высокий уровни сформи-рованности познавательной инициативы проявляются с равными вероятностями, т.е. высоким актуальным уровнем сформированности познавательной инициативы обладает только третья часть школьников у остальных преобладает средний и низкий уровень, что говорит о необходимости работы над формированием познавательной инициативы школьников исследуемого возраста.

Вторым этапом в исследовании по выявлению актуального уровня сформиро-ванности познавательной инициативы было проведение наблюдения, где исследователь определял виды познавательной активности на уроках, где репродуктивный уровень — это низкий уровень (1 балл), эвристический уровень — средний уровень (2 балла), а креативный уровень — высокий уровень (3 балла). Групповое исследование проводилось на протяжении двух недель, чтобы определить самостоятельную готовность и личные выборы стремления к проявлению познавательной инициативы младших школьников в ходе урочной деятельности в каждом классе. Уровни оценивания:

Низкий уровень. Для репродуктивного уровня характерно: проявление полного отсутствия обобщений содержания учебной деятельности, что выходит за рамки усвоенных и изученных способов решений учебных действий; сокращение времени на решение учебных задач достигается путем продолжительных тренировок; увеличение же потраченного времени происходит при предъявлении новой вариативности заданий;

Средний уровень. Для эвристического уровня характерно: проявление стремления к усовершенствованию собственной учебной деятельности и ее результатов; наличие желания и готовности находить все новые способы для решения учебных задач; сокращение потраченного времени на решение задач обуславливается формальными приемами;

Высокий уровень. Для креативного уровня характерно: проявление личного и самостоятельного инициативы в постановке задач; стремление к выявлению причинных связей и зависимостей; это самый высший уровень развития познавательной активности.

Результаты проведенного наблюдения отображены на рис. 2.

3 «А» 3 «Б» 3 «В» 4 «А»

I Не сформирован П Средний П Высокий

Рис. 2. Результаты диагностики по выявлению актуального уровня познавательной инициативы младших школьников методом наблюдения на базе МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки, Волгоград (N = 80)

Благодаря проведенному методу удалось выявить, что в 3 «А» класс наблюдаются статистически значимые различия в уровне сформированности познавательной инициативы на высоком уровне значимости (х2 = 9,364 при р 0,01). Таким образом можно утверждать, что в первой группе большинство респондентов имеют средний уровень познавательной активности. В 3 «Б» класс различия в уровне познавательной инициативы внутри группы имеют статистически значимые различия на уровне значимости 5 % (х2 = 7,625 при р < 0,05), что говорит о том, что у большинства респондентов 2 группы средний уровень сформированности познавательной инициативы. В 3 «В» класс наблюдаются статистически значимые различия в уровне сформированности познавательной инициативы на высоком уровне значимости (х2 = 9,925 при р < 0,01).

Таким образом можно утверждать, что в третьей группе у большинства младших школьников уровень познавательной активности не сформирован.

При выявлении различий актуального уровня сформированности познавательной инициативы между начальными классами выявлены статистически значимые различия на высоком уровне значимости (х2 = 17,866 при р < 0,0,007). Что говорит о том, что существуют различия проявлении познавательной инициативы младших школьников. По всей выборке младших школьников по оценке актуального уровня сформированности познавательной инициативы методом наблюдения выявлено неравномерное распределение показателя на высоком уровне значимости (х2 = 9,925 при р < 0,01), что позволяет сделать вывод у младших школьников уровень познавательной инициативны в большей степени находится на среднем и низком уровне (табл. 2).

Таблица 2

Статистические различия проявления познавательной инициативы младшими школьниками выявленные методом наблюдения на базе МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки, Волгоград (Ы = 80)

Количество Степень свободы Статистика критерия х2 Пирсона Уровень значимости

3 «А» класс 22 чел. 2 9,364 0,009

3 «Б» класс 16 чел. 2 7,625 0,022

3 «В» класс 16 чел. 2 9,125 0,010

4 «А» класс 26 чел. 2 1,462 0,482

Вся выборка 80 чел. 2 9,925 0,007

Между начальными классами 4 класса 6 17,666 0,007

Третьим этапом в исследовании по выявлению актуального уровня сформиро-ванности познавательной инициативы было проведение психолого-педагогического эксперимента в авторской модификации методики Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности». Уровни оценивания: сделанный выбор в пользу игры — это низкий уровень (1 балл), выбор в пользу рисования и чтения — средний уровень (2 балл), выбор в пользу решения головоломки— высокий уровень (3 балла). Отказ от любой из перечисленных видов практической деятельности означает 0 баллов — уровень познавательной инициативы не сформирован. Психолого-педагогический эксперимент «Сделай свой выбор!» проводился в каждом классе отдельно. Ребятам была предложена нестандартная для них учебно-познавательная ситуация, возможность сделать выбор в пользу своего развития и познания, когда младшие школьники самостоятельно, осознанно могут выбрать более значимую и интересующую практическую деятельность, той которой бы он хотел позаниматься в ходе сотрудничества с другими субъектами образовательного процесса и взаимодействии с учителем. Такой свободный выбор представляется, чтобы определить мотивационно-волевое действие — умение сделать личностный выбор в нестандартной заданной ситуации, а также определение личностно-значимой деятельности для ребенка. Результаты проведенного эксперимента отображены на рис. 3.

Исходя, из соотношения полученных результатов путем экспертной оценки учителей начальных классов и эксперимента, удалось подтвердить то, что статистически значимые различия в актуальном уровне познавательной инициативы внутри групп выявлены в 3 «Б» и в 3 «В» классах (табл. 3). Актуальный уровень познавательной инициативы внутри 3 «А» и 4 «А» однороден, значимых различий проявления того или иного уровня сформированности познавательной инициативы не выявлено.

80 60 40 20 0

68,0

75,0

0,0

32,0

6,0

62,5

19,0

12,5

50,0

25,5

23,0

27,0

3 «А» 3 «Б» 3 «В»

I Не сформирован П Средний П Высокий

4 «А»

Рис. 3. Результаты диагностики по выявлению актуального уровня познавательной инициативы младших школьников методом психолого-педагогического эксперимента «Выбери свое развитие» на базе МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки, Волгоград (N=80)

Таблица 3

Анализ различий проявления познавательной инициативы младшими школьниками в школе МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки,

Волгоград (Ы = 80)

Количество Степень свободы Статистика критерия х2 Пирсона Уровень значимости

3 «А» класс 22 чел. 2 2,909 0,088

3 «Б» класс 16 чел. 2 12,875 0,002

3 «В» класс 16 чел. 2 6,5 0,039

4 «А» класс 26 чел. 2 3,308 0,191

Вся выборка 80 чел. 2 33,325 0,000

Между начальными классами 4 класса 6 7,866 0,248

Так, в 3 «Б» классе наблюдаются статистически значимые различия в уровне сформированности познавательной инициативы на высоком уровне значимости (х2 = 12,88 при р < 0,01). Таким образом можно утверждать, что в этом классе большинство младших школьников имеют средний уровень познавательной активности. В 3 «В» классе различия в уровне познавательной инициативы внутри класса имеют статистически значимые различия на уровне значимости 5 % (х2 = 9,125 при р = 0,01), что говорит о том, что у большинства младших школьников средний уровень сформированности познавательной.

При выявлении различий уровня сформированности познавательной инициативы между группами статистически значимых различий между группами при проведении эксперимента не выявлено (х2 = 7,866 при р < 0,248). Что может говорить о том, при проведении эксперимента дети каждой из групп находились в одинаковых условиях взаимодействия со взрослым, что оказало влияние на проявления познавательной инициативы. По всей выборке младших школьников по оценке актуального уровня сформированности познавательной инициативы методом психолого-педагогического эксперимента выявлено неравномерное распределение показателя на высоком уровне значимости (х2 = 33,325 при р < 0,01), что позволяет сделать вывод, что младшие школьники в условиях эксперимента в большей мере показали средний уровень познавательной инициативы, чем низкий уровень, в сравнении с другими методами исследования, а средний уровень, выявленный в ходе наблюдения или метода экспертных оценок нашел свое проявление в показателях уже высокого уровня в ходе психолого-педагогического эксперимента соответственно.

Благодаря специально-организованным условиям, где ученики могут осуществить свободный и самостоятельный выбор в пользу предпочитаемой значимой практической деятельности, когда ребенок, будто исследователь стремится ответить на вопросы «Почему?», чтобы открыть для себя причины явлений окружающего мира, а также мир литературы, технических наук и искусства. Ведь, познавательная инициатива — это свободное и самостоятельное желание, исходящее от субъекта, который намерен овладевать новыми знаниями, умениями и навыками для их использования и преобразования личностных задач. Познавательная инициатива — любознательность (включенность в экспериментирование, в несложную познавательно-исследовательскую работу, где развиваются возможности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные отношения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из проведенных исследований Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова, можно сказать, что высокий уровень проявленной познавательной инициативы типичен для 7 лет [15]. Соответственно, проявленный ребенком уровень познавательной инициативы является итоговым уровнем по освоению программы развития познавательной активности в дошкольном образовании и должен является актуальным уровнем сформированности в младшим школьном возрасте. Но наличные результаты отображают сложившиеся противоречия в системе образования, ведь с моментом перехода в школу и обучения уровень познавательной инициативы снижается. Тогда, целесообразность формирования познавательной инициативы представляется важной на младшем школьном этапе развития, где заложены истоки ее формирования и организации не пассивно созерцающей действительности, а активно преобразующий ее. Мониторинг результатов проб показывает, что уровень сформированности познавательной инициативы у детей, обучающихся в 3 «А», 3 «Б», 3 «В» и 4 «А» классах, развит недостаточно (рис. 4).

80 , 60 -40 20 -I 0

62,50

37,50

47,5

25,50 26,25

18,75

Метод экспертных оценок Эксперимент Наблюдение

Н Не сформирован П Средний П Высокий

Рис. 4. Результаты диагностики актуального уровня сформированности познавательной инициативы младших школьников в школе МКОУ «Средняя школа

№ 2» г. Палласовки, Волгоград

Исходя из полученных результатов с помощью трех методов: метод экспертных оценок, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент «Сделай свой выбор» видно, что метод экспертных оценок выявил во всей выборке 35 % детей с несформированным уровнем познавательной инициативы, а в условиях эксперимента таких детей выявлено 11,25 %, при методе наблюдения мы диагностировали 33,75 % детей, у которых уровень познавательной инициативы не сформирован. Младших школьников со средним уровнем познавательной инициативы при диагностике методом экспертных оценок выявлено 37,5 % в условиях эксперимента средний уровень познавательной инициативы 62,5 %, а при исследовании методом наблюдения 47,5 % детей. Высокий уровень познавательной активности

при методе экспертной оценки выявлен у 27,5 % детей, в условиях эксперимента у 26,25 % младших школьников и методом наблюдения 18,75 детей.

Различие показателей уровня познавательной инициативы школьников различными психодиагностическими методами анализировалось с помощью критерия Т-Стьюдента. Различия в уровне познавательной инициативы детей методом экспертных оценок и методом эксперимента статистически подтверждаются на уровне значимости р < 0,05 (Т = —2,109 при р < 0,05). Также различаются показатели уровня познавательной инициативы при диагностике методом эксперимента и наблюдения на уровне значимости р < 0,01 (Т = 3,01 при р < 0,01). При сравнении результатов при диагностики познавательной инициативы методами экспертной оценки и наблюдения не показывают значимых различий (табл. 4).

Таблица 4

Результаты расчета Т-критерия Стьюдента для выявления статистических различий в уровне познавательной инициативы выявленных

различными методами

Среднее N Среднекв. отклонение Среднекв. ошибка среднего Т критерия Стьюдента уров. знач.

Пара 1 Метод экспертных оценок 1,93 80 ,792 ,089 -2,109 0,038

Эксперимент 2,15 80 ,597 ,067

Пара 2 Эксперимент 2,15 80 ,597 ,067 3,01 0,004

Наблюдение 1,85 80 ,713 ,080

Пара 3 Метод экспертных оценок 1,93 80 ,792 ,089 1,752 0,083

На основе полученных эмпирических данных в результате определения среднестатистического актуального уровня познавательной инициативы школьников по результатам трех методик исследования, выявлено следующее распределение показателя познавательной инициативы детей высокий уровень среди 20 % учеников, средний уровень среди 50 % учеников, не сформировавшийся уровень у 30 % учеников. Данные результаты представлены на рис. 5.

Рис. 5. Результаты среднестатистического значения актуального уровня сформированности познавательной инициативы младших школьников в школе МКОУ «Средняя школа № 2» г. Палласовки, Волгоград

Способность создать условия для проявления познавательной инициативы детей является важным моментом готовности педагога к умению продемонстрировать эффективное педагогическое общение и взаимодействие с детьми. Формирование и развитие познавательной инициативы — одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох и перехода от традиционной, учебно-дисциплинарной манипулятивной педагогики к педагогике партнерства, сотрудничества, взаимодействия и сотворчества. База инициативы должна иметь формирование и развитие на ранних этапах развития личности — в младшем школьном возрасте — периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Подводя итоги, можно сказать, что эффективные психолого-педагогические технологии и методы, а также правильно построенная работа с детьми позволяет усилить проявления познавательной инициативы. Таким образом, мы видим необходимость в дальнейшей разработке программы по развитию познавательной инициатив младших школьников. Из проведенного эксперимента, когда детям предлагался свободный выбор, мы увидели, что познавательная инициатива была выше, чем на уроке, т.е. дети становились более самостоятельными и инициативными, у них повышался уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становилась более объективной и тогда, они самостоятельно осваивали не только новую информацию, но и практическую деятельность. Следовательно, самостоятельность, познавательную активность и инициативу ребенка необходимо поддерживать и развивать на протяжении всего периода младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собрание сочинений : в 6 т. — Москва : Педагогика, 1983. — Т. 3. — 343 с.

2. Корнетов Г.Б. Панпедия Яна Амоса Коменского / Г. Б. Корнетов. — EDN JTKTMF // Школьные технологии. — 2008. — № 1. — С. 27-31.

3. Ермолин Е.А. Константин Дмитриевич Ушинский / Е.А. Ермолин. — Ярославль : Ярослав Мудрый, 2014. — 150 с.

4. Вайсфельд М.И. Объектно-ориентированное мышление / М.И. Вайсфельд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 304 с.

5. Каптерев П.Ф. История русской педагогики / П.Ф. Каптерев. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2004. — 560 с.

6. Гликман И.З. Классик мировой педагогики : [к 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко] / И.З. Гликман. — EDN JTFTRP // Педагогика: научно-теоретический журнал. — 2008. — № 5. — С. 64-70.

7. Корнилова Т.В. Познавательная активность и индивидуально стилевые особенности интеллектуальной деятельности / Т.В. Корнилова, Е.А. Григоренко, О.Г. Кузнецова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 1991. — № 1. — С. 16.

8. Степашов Н.С. Творческая инициатива в системе обучения / Н.С. Степашов. — Москва : Знание, 1990. — 41 с.

9. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. — Москва : Мысль, 1991. — 299 с.

10. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности / А.И. Крупнов. — Москва : Просвещение, 2001. — 234 с.

11. Познавательные процессы и способности в обучения : учеб. пособие / В.Д. Шадри-ков, Н.П. Ансимова, Е.Н. Корнеева [и др.]. — Москва : Просвещение, 1990. — 142 с. — EDN UIANPD.

12. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддьяков. — Москва, 2000. — 266 с.

13. Холодная М.А. Психология интеллекта / М.А. Холодная. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 272 с.

14. Абульханова-Славская К.А. Психология сознания личности / К.А. Абульхано-ва-Славская. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 1999. — 218 с.

15. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Ко-роткова, П.Г. Нежнов. — Москва : Линка-Пресс, 2017. — 49 с.

References

1. Vygotskii L.S. History of the development of higher mental functions. Collected Works. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. Vol. 3. 343 p.

2. Kornetov G.B. Panpedia of Jan Amos Komensky. Shkolnye tekhnologii = School technology, 2008, no. 1, pp. 27-31. (In Russian). EDN: JTKTMF.

3. Ermolin E.A. Konstantin Dmitrievich Ushinsky. Yaroslavl, Yaroslav Mudryi Publ., 2014, 150 p.

4. Vaisfel'd M.I. Object-oriented thinking. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2014, 304 p.

5. Kapterev P.F. History of Russian Pedagogy. Saint-Petersburg, Aleteiya Publ., 2004, 560 с.

6. Glikman I.Z. A Classic of World Pedagogy. Pedagogika = Pedagogy, 2008, no. 5, pp. 64-70. (In Russian). EDN: JTFTRP.

7. Kornilova T.V., Grigorenko E.A, Kuznetsova O.G. Cognitive activity and individual style features of intellectual activity. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologi-ya = Moscow University Psychology Bulletin, 1991, no. 1, pp. 16. (In Russian).

8. Stepashov N.S. Creative initiative in the learning system. Moscow, Znanie Publ., 1990. 41 p.

9. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy. Moscow, Mysl Publ., 1991, 299 p.

10. Krupnov A.I. Psychophysiological analysis of individual differences in personality activity. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2001, 234 p.

11. Shadrikov V.D., Ansimova N.P., Korneeva E.N., Mazilov V.A., Murashov G.A., Timo-feeva T.V. Cognitive processes and learning abilities. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 142 p. EDN: UIANPD.

12. Poddyakov A.N. Research Behavior: Cognition Strategies, Help, Counteract, Conflict. Moscow, 2000, 266 p.

13. Kholodnaya M.A. Psychology of Intelligence. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2002, 272 p.

14. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Psychology of person's consciousness Moscow Psychological and Social Institute Publ., Voronezh, MODEK Publ., 1999. 218 p.

15. Korotkova N.A., Nezhnov P.G. Monitoring the development of children in preschool groups. Moscow, Linka-Press Publ., 2017, 49 p.

Информация об авторе

Прохоренко Екатерина Олеговна — аспирант, кафедра психологии образования, Институт педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация, catya1902@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2416-4969, SPIN-код: 1675-8299, AuthorID РИНЦ:1116309.

Author

Ekaterina O. Prokhorenko — PhD Student, Department of Psychology of Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, catya1902@yandex.ru, © https://orcid.org/0000-0003-2416-4969, SPIN-Code: 1675-8299, AuthorID RSCI:1116309.

Для цитирования

Прохоренко Е.О. Исследование сформированности познавательной инициативы младших школьников / Е.О. Прохоренко. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).194-205. — EDN XASUDV // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 1. — C. 194-205.

For Citation

Prokhorenko E.O. Study of the Cognitive Initiative Formation of the Primary School Students. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 194-205. (In Russian). EDN: XASUDV. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(1).194-205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.