Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕТЬ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочерьян Максим Артурович

Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения ресурсной базы физкультурно-спортивной деятельности вузов в условиях ограниченности ресурсов. Использование спортивных сооружений различной специфики, квалифицированных кадров, методических разработок возможно на основе модели сетевого взаимодействия. Данные модели формируются при использовании положений теорий стратегического и общего менеджмента и проектного подхода. Методика исследования основана на сетевой методологии и предполагает построение направленного графа, где узлами являются субъекты-вузы, а на дугах размещены объекты сетевого взаимодействия. Результаты исследования показывают, что сетевая модель относится к концентрическому типу, основными объединяющим проектами в рамках физкультурно-спортивной деятельности являются «Кросс Нации», «Универсиада Свердловской области» и «Лыжня России». На основе практического анализа формализована схема сетевого взаимодействия в рамках физкультурно-спортивной деятельности вузов Свердловской области. В схеме сетевого взаимодействия отсутствуют связи, обусловленные необходимостью реализации на договорной основе учебных курсов, включенных в Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) высших учебных заведений, сеть основана только на участии во внешних мероприятиях, инициированных органами государственной и муниципальной власти, корпоративным сектором, спортивными организациями и собственно вузами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочерьян Максим Артурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF NETWORK INTERACTION IN THE FRAMEWORK OF PHYSICAL AND SPORTING ACTIVITIES OF UNIVERSITIES

The relevance of the study is due to the need to expand the resource base of physical and sports activities of universities in conditions of limited resources. The use of sports facilities of various specifics, qualified personnel, methodological developments is possible on the basis of a network interaction model. These models are formed on the basis of the provisions of the theories of strategic and general management and the project approach. The research methodology is based on the network methodology and involves the construction of a directed graph, where the nodes are subjects of higher education, and objects of network interaction are placed on the arcs. The results of the study show that the network model belongs to the concentric type, the main uniting projects in the framework of physical culture and sports activities are "Cross of the Nation", "Universiade of the Sverdlovsk region" and "Ski track of Russia". After conducting a practical analysis, the author formalized the network interaction scheme within the universities’ physical culture and sports activities in the Sverdlovsk region. There are no connections in the network interaction scheme due to the need to implement, on a contractual basis, training courses included in the Basic Professional Educational Programs (OBEP) of higher educational institutions, the network is based only on participation in external events initiated by state and municipal authorities, the corporate sector, sports organizations and universities proper.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Кочерьян М.А. Исследование сетевого взаимодействия в рамках физкультурно-спортивной деятельности вузов // HumanProgress. 2021. Том 7, Вып. 1. С. 6. URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_1/Kocheryan.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.171.6

УДК 334.7

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

а Кочерьян Максим Артурович

Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

[email protected]

62/45, ул. 8 Марта/Народной Воли г. Екатеринбург, РФ, 620144 +7 (343) 251-96-55

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью расширения ресурсной базы физкультурно-спортивной деятельности вузов в условиях ограниченности ресурсов. Использование спортивных сооружений различной специфики, квалифицированных кадров, методических разработок возможно на основе модели сетевого взаимодействия. Данные модели формируются при использовании положений теорий стратегического и общего менеджмента и проектного подхода. Методика исследования основана на сетевой методологии и предполагает построение направленного графа, где узлами являются субъекты-вузы, а на дугах размещены объекты сетевого взаимодействия. Результаты исследования показывают, что сетевая модель относится к концентрическому типу, основными объединяющим проектами в рамках физкультурно-спортивной деятельности являются «Кросс Нации», «Универсиада Свердловской области» и «Лыжня России». На основе практического анализа формализована схема сетевого взаимодействия в рамках физкультурно-спортивной деятельности вузов Свердловской области. В схеме сетевого взаимодействия отсутствуют связи, обусловленные необходимостью реализации на договорной основе учебных курсов, включенных в Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) высших учебных заведений, сеть основана только на участии во внешних мероприятиях, инициированных органами государственной и муниципальной власти, корпоративным сектором, спортивными организациями и собственно вузами.

Ключевые слова: стратегическая сеть; спорт; физическая культура; высшее образование; студенты.

1ЕЬ коды: D7; D8.

Введение

Сетевые стратегии позволяют решать вопросы координации деятельности, преодолевать ресурсные ограничения отдельных вузов на основе формирования партнерств, союзов, ассоциаций. Теория стратегического управления рассматривает сети как способ организации деятельности относительно независимых субъектов, в качестве которых в рамках предмета данного исследования выступают организации высшего образования. Субъекты сохраняют независимость при этом объединяют ресурсы и формируют устойчивые связи относительно объектов взаимодействия. Для спортивной деятельности вуза в качестве объектов выступают совместные проекты, включающие как учебную деятельность, так и общественно значимые мероприятия с участием вузов. Сетевая стратегия спортивной деятельности вуза предполагает координацию деятельности субъектов сети для достижения следующих стратегических целей:

- формирование у студентов способности придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни;

- формирование у студентов способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Именно характер целей спортивной деятельности определяет особенности объектов сетевого взаимодействия, связей и способов формализации сетевых отношений. К числу связей могут относиться и коммуникации субъектов, совместная деятельность и обмен ресурсами. Формализация связей может быть добровольной или закрепляться в комплексе договоров.

Целью исследования является построение сетевой модели взаимодействия в рамках спортивной деятельности вузов Свердловской области. Исследование проводилось на кафедре физического воспитания и спорта Уральского государственного экономического университета в период 2019-2020 гг. Информационная база исследования сформирована на основе анализа планов и результатов проведения спортивных мероприятий, конкурсной документации, базы контрактов, заключенных участниками стратегической сети.

1. Теоретическая база исследования

Методологической базой для проведения исследования является сетевая теория, в которой разнообразные связи между субъектами объясняются в рамках понятия «сети»,

которое подробно рассмотрено в работах Е.А. Ворониной [1], Fewell J. H. et al. [2], Wäsche, H. et al. [3] и Houlihan B. [4]. В работе Кастельса [5] отмечено, что в рамках теории сетей используются три ключевых термина: сетеобразование, сети и сетевые структуры. Сетевые структуры возникают, когда активность сепаратно действующих элементов сети уже недостаточна. В статье Keast et al. [6] отмечено, что сетевые структуры возникают тогда, когда участвующие в сети акторы осознают, что они лишь маленькие фрагменты большой общей картины. Сетевые структуры могут требовать самостоятельных действий индивидуальных членов, но при этом участники сети, когда берутся за решение сложных задач, неподъемных для независимо действующих организаций, трансформируются в новое целое. При этом как отмечено в книге Mastenbrook [7] люди зависят друг от друга и имеют, в то же время, собственные интересы в определенном смысле мы могли бы даже говорить о коалиции дивергентных интересов.

Сложный характер процессов управления спортивной деятельностью вуза обуславливает необходимость разработки методики, позволяющей учитывать двойственные цели сетевого взаимодействия субъектов и ресурсные ограничения стратегии спортивной деятельности вуза. В современной науке разработаны общие подходы к решению данной задачи.

Процессный методический подход к стратегии спортивной деятельности вуза предполагает обязательность соответствия разработки стратегии предлагаемыми авторами этапам ее формирования и реализации, например использование известного метода SWOT-анализ. Так в статье Ю.Д. Якубова [8] отмечена необходимость использования оценки эффективности стратегии физкультурно-спортивной деятельности через семибалльную оценку, соответствующую использованию семиэтапного порядка формирования стратегии. В работе [9] сделан акцент возможности применения в методике оценки эффективности показателей форм официальной статистики.

Ресурсная концепция в стратегическом управлении различными объектами представлена достаточно широко. В статье В.В. Евсеева и Л.М. Волковой [10] рассмотрены информационные ресурсы физкультурно-спортивной деятельности, в статье СД. Неверковича и А.А. Поповой [11] приведены параметры ресурсов с позиции экономических регуляторов спортивной деятельности. Также в статье А.А. Поповой [12] отмечено, что под технологической (или ресурсной) эффективностью понимается степень интенсивности использования коммерческих ресурсов физкультурно-спортивной организации с точки зрения соотношения между объемами выпуска различных видов продукции и размерами затраченных ресурсов. Эта характеристика может измеряться в общем случае векторными

показателями типа отдачи различных видов ресурсов или выпуска различных видов продукции (товаров, услуг) в натуральном выражении на единицу затраченного ресурса.

2. Методы исследования

Большинство авторов выделяют важность материально-технической базы и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности вуза. Мы полностью разделяем данную точку зрения, при этом отталкиваемся от гипотезы увеличения ресурсной базы осуществления физкультурно-спортивной деятельности вузов за счет использования стратегии сетевого взаимодействия как с организациями высшего образования, так и с иными организациями, обладающими возможностью предоставить объекты спортивной инфраструктуры [13].

В предложенной нами методике каждому параметру, характеризующему проекты физкультурно-спортивной деятельности вуза, соответствует группа показателей, представленная в таблице 1.

Табл. 1: Формализация параметров проектов физкультурно-спортивной деятельности вуза1

Параметр проекта физкультурно-спортивной деятельности Показатель Метод оценки

1 2 3

Потребности реализации Основных профессиональных образовательных программ Количество аудиторных часов на реализацию физкультурных дисциплин в учебном плане Суммирование аудиторных часов по физкультурным дисциплинам в учебном плане соответствующей Основной профессиональной образовательной программы

Количество студентов, профессионально занятых различными видами спортивной деятельности; Оценивается путем подсчета количества студентов, занятых различными видами спортивной деятельности на 1 января текущего года

Количество студентов, занимающихся в спортивных секциях Оценивается путем подсчета количества студентов, занимающихся в спортивных секциях на 1 января текущего года

Количество мероприятий физической культуры и спорта в вузе Оценивается путем подсчета количества мероприятий физической культуры и спорта за текущий учебный год

Социальные эффекты проекта физкультурно-спортивной деятельности Ценность физкультурно-спортивной деятельности для студентов Показатель оценивается путем опроса студентов «Насколько интересны для Вас занятия физической культурой в ВУЗе?» по пятибалльной шкале

Доля населения муниципального образования систематически занимающихся физической культурой и спортом При расчете показателя используются данные о численности занимающихся физической культурой и спортом в возрасте 3-79 лет по форме №1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" и данные о численности населения городского округа или муниципального образования в возрасте 3-79 лет по данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января отчетного года

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Кадровые ресурсы проекта Соответствие численных характеристик требованиям кадрового обеспечения проекта Оценивается как отношение фактического и нормативного количества работников

Соответствие квалификационных характеристик требованиям кадрового обеспечения проекта Оценивается как доля работников, соответствующих необходимой квалификации от общего числа

Материально-технические и финансовые ресурсы проекта Использование спортивных сооружений Показатель оценивается в разрезе спортивных сооружений как доля времени заполнения данного сооружения при осуществлении проекта от годового фонда времени функционирования

Использование спортивного инвентаря Показатель оценивается в разрезе видов спортивного инвентаря как доля времени его использования при осуществлении проекта от годового фонда времени функционирования

Финансовые ресурсы проекта Оценивается как доля соответствия финансовых ресурсов общей величине расходов по проекту

Таким образом, представленный перечень показателей позволяет проанализировать сетевое взаимодействие вуза и сформировать базу для принятия управленческих решений относительно формирования пула проектов, позволяющих расширить ресурсную базу для подготовки студентов и вовлечения населения к занятиям физической культурой и спортом.

3. Результаты исследования

Результаты исследования сетевого взаимодействия в рамках спортивной деятельности ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет" представлено в таблице 2.

Как видно из таблицы для ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» характерна перегрузка поля 3 карты сетевой стратегии физкультурно-спортивной деятельности, что обусловлено ограничениями по площадкам проведения мероприятий, обеспеченности инвентарем и кадрами необходимой квалификации. Такая ситуация позволяет спрогнозировать сокращение присутствия вуза в сетевом взаимодействии и сосредоточение усилий на реализации обязательной части основных профессиональных образовательных программ.

Табл. 2: Карта сетевой стратегии физкультурно-спортивной деятельности ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет"2

о

С

Проекты

в в я

od

оо

od <D

а

j

н о о в

(D

Й

00 «

Ю

О

Я и

« 03

Н 00

о S

и в В

R а

о «

03

в

« йй ол®

2 ад

В6!

О 00

н s £

о

«

о в

03

« н5

8 я 5 В

S в %

мтаиэ

fgScsial

00 od

a

„ и « «

g к

Я a й о ч с

ЕГ Й й Б « g

о « В

«уй

оВо

й а

8 s

в

I и

W 00 * ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В W

О1 « В £

sa и

& IS

О

ал

о &

о «

Ss?

S3

is

О о * й

и к

л В

S 'g

в

о

<D « С

й о: » р

с

о о

П

о

L-

в ь

■ od

^-е о

9 ^

Ш

rrt V ^

Cd

s £

Ядн

м CQH

Ss s

В

S3 й8 B&B

sa

gas

о

Цй2 HBo

«3|§|

W

о

L-

О

в «

в

о « о g

(D

В В

а «

о

00 Л Ч О

в

о Si

2

10

11

12

13

14

Основные профессиональные образовательные программы 1-10_

да

4000

277

97

1,961

0,000

0,889

0,889

1,105

1,105

0,800

Кросс нации 2019

нет

12

517

1,667

0,000

0,667

0,667

0,003

0,003

0,700

Эстафета «На приз газеты Вечерний Екатеринбург»

нет

374

4,118

0,000

0,778

0,889

0,002

0,002

0,700

Фитнес-конгресс

нет

24

130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4,216

0,000

0,778

0,778

0,007

0,007

0,700

Спартакиада Ленинского района_

нет

12

21

3,725

0,000

0,667

0,667

0,003

0,003

0,700

Соревнования г. Екатеринбурга по стрельбе из пневматического оружия «Открытый турнир УрГЭУ»

нет

12

18

2,843

0,000

0,889

0,889

0,003

0,003

0,700

Всероссийский командный турнир по самбо среди студентов памяти мастера спорта СССР_

нет

28

22

3,039

0,000

0,778

0,889

0,008

0,008

0,700

Открытый турнир по бадминтону_

нет

24

52

1,176

0,000

0,778

0,667

0,007

0,007

0,800

Первенство Свердловской области по скалолазанию

нет

12

25

1,471

0,000

0,778

0,667

0,003

0,003

0,700

Открытое первенство Свердловской области по борьбе самбо среди старших школьников на «Кубок Ректора УрГЭУ»_

нет

351

4,902

0,000

0,667

0,889

0,002

0,002

0,800

Всероссийская гонка «Лыжня России -2019»

нет

12

461

1,275

0,000

0,667

0,778

0,003

0,003

0,700

Универсиада Свердловской области

нет

54

48

4,216

0,000

0,778

0,778

0,015

0,015

0,700

Открытый турнир по бадминтону_

нет

20

75

3,725

0,000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,778

0,667

0,006

0,006

0,800

Региональный чемпионат АССК (шахматы, настольный теннис)_

нет

20

25

1,569

0,000

0,778

0,889

0,006

0,006

0,800

Первенство г. Екатеринбурга по скалолазанию

нет

20

18

0,980

0,000

0,667

0,667

0,006

0,006

0,700

Открытый турнир по бадминтону_

нет

20

63

3,824

0,000

0,667

0,667

0,006

0,006

0,700

1

3

4

5

6

7

8

9

0

0

1

8

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

3

8

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Эстафета Ленинского района нет 24 25 0 1 3,431 0,000 0,667 0,889 0,007 0,007 0,800

Соревнования по стрельбе из пневматического оружия «День Победы» нет 12 20 0 1 1,176 0,000 0,778 0,778 0,003 0,003 0,700

Открытый турнир УрГЭУ по скалолазанию «МОЛНИЯ» среди младших школьников нет 12 9 0 1 4,118 0,000 0,667 0,778 0,003 0,003 0,800

Фестиваль ГТО среди коррекционных школ нет 24 24 0 1 3,725 0,000 0,778 0,778 0,007 0,007 0,700

Чемпионат Российского студенческого спортивного союза по скалолазанию, скорость нет 24 18 0 1 4,020 0,000 0,889 0,667 0,007 0,007 0,800

Первенство Уральского федерального округа по волейболу (2 этап Всероссийской Универсиады) нет 26 18 0 1 1,275 0,000 0,889 0,778 0,007 0,007 0,700

Военно-спортивные игры среди студентов ВУЗов нет 26 11 0 1 1,765 0,000 0,667 0,778 0,007 0,007 0,800

Студенческая регата нет 12 23 0 1 3,529 0,000 0,667 0,778 0,003 0,003 0,800

Итого 4446 2625 97 23 0,002 1,228 1,228

Далее на рисунке 1 представим сводную схему сетевого взаимодействия в рамках физкультурно-спортивной деятельности вузов Свердловской области.

К проектам с наибольшим участием студентов можно отнести:

- Универсиаду Свердловской области, данный проект проводится под общим руководством Министерства физической культуры и спорта Свердловской области в лице государственного автономного учреждения Свердловской области «Центр по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий» и Студенческого спортивного союза Свердловской области;

- Массовый забег «Кросс нации», в котором ежегодно принимают участие не менее 20000 студентов ВУЗов, школьники, учащиеся средних учебных заведений, воспитанники детско-юношеских спортивных школ;

- «Лыжня России», участие в которой ежегодно осуществляют свыше 3000 студентов ВУЗов Свердловской области.

Большую роль в укреплении физической подготовки учащейся молодежи, организации и проведении физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятий, пропаганде физической культуры и спорта играют спортивные клубы профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Лидирующие позиции в организации этого направления занимают спортивные клубы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего

Рис. 1: Схема сетевого взаимодействия в рамках физкультурно-спортивной деятельности ВУЗов Свердловской области3

Открытое первенство Свердловской области по борьбе самбо среди старших школьников на «Кубок Ректора УрГЭУ»

ФГБОУ ВО ЕГТИ

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенческая регата

А

I .\\ч

Первенство Св. области по скалолазанию

АНО ВО ГУ

I 1 I •

Соревнования г. Екатеринбурга по стрельбе

' Л Лл ЧЧч /' I I \ 4 4 4 /',|'\ч N S4

>

ФГБОУ ВО "УрГЭУ"

Кросс нации 2019

ФГБОУ ВО «УрГУПС»

н." \ \ / I/ 1 I \ Ч \

ни \ \ / / ' » V Ч \

ч \ t { Il ч Ч ч s \ / У I '1 ч ч ч \ • \ ч Ч

Всероссийская гонка

Спартакиада Ленинского района

У

/

ФГБОУ ВО «УрГЛУ»

Открытый турнир по бадминтону

Открытый турнир УрГЭУ по скалолазанию

«МОЛНИЯ»

Всеро «Лыжня России »

\ I »

Универсиада Свердловской области

Фестиваль ГТО

ФГБОУ ВО УрГПУ

Первенство г. Екатеринбурга по скалолазанию

ФГБОУ ВО УГК

ФГАОУ ВО УРФУ

Всероссийский командный турнир по самбо среди

Региональный чемпионат АССК

ФГБОУ ВО УрГАХУ

Военно-спортивные игры среди студентов ВУЗов

Соревнования по стрельбе из пневматического оружия «День Победы»

/

Сокращения:

ФГБОУ ВО «УрГЭУ» АНО ВО «ГУ»

ФГАОУ ВО «УрФУ»

ФГБОУ ВО «ЕГТУ» ФГБОУ ВО «УГК» ФГБОУ ВО «УГПУ» ФГБОУ ВО «УГАХУ» ФГБОУ ВО «УГЛУ» ФГБОУ ВО «УГУПС»

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» АНО ВО «Гуманитарный университет»

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

ФГБОУ ВО «Екатеринбургский государственный театральный институт»

ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского»

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»

ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»

образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина" (далее - УрФУ), федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный педагогический университет". Спортивный клуб УрФУ является одной из крупнейших спортивных организаций в Свердловской области. В клубе активно развиваются такие виды спорта, как легкая атлетика, скалолазание, баскетбол, различные виды единоборств, гандбол, мини-футбол. Студенты университета входят в состав спортивных сборных команд Российской Федерации по 15 видам спорта.

Анализ показывает, что студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Свердловской области, не имеющих собственных спортивных баз, занимаются в городских секциях и на спортивных сооружениях производственных предприятий, участвуют в областных и городских соревнованиях.

При этом основными проблемами развития студенческого спорта являются слабая обеспеченность спортивным инвентарем и отсутствие у многих образовательных организаций собственной спортивной базы.

Заключение

Анализ схемы взаимодействия в рамках физкультурно-спортивной деятельности вузов Свердловской области позволяет сделать вывод, что сетевая модель относится к концентрическому типу, основными объединяющим проектами в рамках физкультурно-спортивной деятельности являются «Кросс Нации», «Универсиада Свердловской области» и «Лыжня России». В схеме сетевого взаимодействия отсутствуют связи, обусловленные необходимостью реализации на договорной основе учебных курсов, включенных в Основные профессиональные образовательные программы высших учебных заведений, сеть основана только на участии во внешних мероприятиях, инициированных органами государственной и муниципальной власти, корпоративным сектором, спортивными организациями и собственно вузами.

Характеристика отношения числа объектов к числу субъектов сети примерно равно единице, что говорит о ее низкой продуктивности, что еще раз свидетельствует о недостаточном количестве объектов (проектов) взаимодействия. Характеристика направленности связей позволяет выявить два вуза наиболее активно использующих сетевую стратегию физкультурно-спортивной деятельности это ФГБОУ ВО "Уральский государственный экономический университет" и ФГБОУ ВО «Уральский государственный

архитектурно-художественный университет», в остальные субъекты сети показывают низкую повторяемость связей. Характеристика связанности сети позволяет выявить наличие группы независимых субъектов, чье участие в проектах сетевого взаимодействия является фрагментарным.

Литература

1. Воронина, Е.А. Создание моделей межведомственного сетевого взаимодействия в сфере дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта. Институт развития образования. 2015. 22 с.

2. Fewell, J.H.; Armbruster, D.; Ingraham, J.; Petersen, A.; Waters, J.S. Basketball teams as strategic networks // PloS one, 2012, Том 7, Вып.11, С. 47.

3. Wäsche, H.; Dickson, G.; Woll, A. Quality in regional sports tourism: a network approach to strategic quality management // Journal of Sport & Tourism. 2013, Том 1S, Вып. 2, С^1-97.

4. Houlihan, B.; Lindsey, I. Networks and partnerships in sports development / В книге: Management of sports development, 200S. С. 225-241.

5. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / В книге: Новая постиндустриальная волна на Западе. 1999. С. 469-47S.

6. Keast, R.; Mandell, M.P.; Brown, K.; Woolcock, G. Network structures: Working differently and changing expectations //Public administration review. 2004. Том 64. Вып. 3. С. 363-371.

7. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, i996. 256 с.

S. Якубов, Ю.Д. Критерии эффективности региональной физкультурно-спортивной политики // Власть. 2014, Вып.4, С. 46-49.

9. Савенкова, Е.А.; Симкачев, С.; Тихомиров, М. Экспертная методика выбора критериев оценки развития физической культуры и спорта в субъектах РФ // Вестник спортивной науки. 2010, Вып.4, С. 37-41.

1G. Евсеев, В.В.; Волкова, Л.М. Информационные ресурсы формирования физической культуры / Коммуникативные стратегии информационного общества Труды IX Международной научно-теоретической конференции. 2017, С. 45-4S.

11. Неверкович, С.Д.; Попова, А.А. Экономический анализ в системе управления физкультурно-спортивной деятельностью // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. 2014, Том 1, Вып. 73, С. 115-120.

12. Попова, А.А. Оценка эффективности коммерческой деятельности физкультурно-спортивной организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015, Вып. 9, С. 7S-S4.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 7 Выпуск 1 (январь-март 2021) [email protected]

13. Kocheriyan, M.A.; Vashlyaeva, I.V.; Volovik, T.V. Ural region's municipalities: sport infrastructure state analysis // Theory and Practice of Physical Culture, 2019, Вып. 8, С. 28-28.

RESEARCH OF NETWORK INTERACTION IN THE FRAMEWORK OF PHYSICAL AND SPORTING ACTIVITIES OF

UNIVERSITIES

Maxim Kocheryan

Department of Physical Education and Sports, Ural State University of Economics

Yekaterinburg, Russia

Abstract. The relevance of the study is due to the need to expand the resource base of physical and sports activities of universities in conditions of limited resources. The use of sports facilities of various specifics, qualified personnel, methodological developments is possible on the basis of a network interaction model. These models are formed on the basis of the provisions of the theories of strategic and general management and the project approach. The research methodology is based on the network methodology and involves the construction of a directed graph, where the nodes are subjects of higher education, and objects of network interaction are placed on the arcs. The results of the study show that the network model belongs to the concentric type, the main uniting projects in the framework of physical culture and sports activities are "Cross of the Nation", "Universiade of the Sverdlovsk region" and "Ski track of Russia". After conducting a practical analysis, the author formalized the network interaction scheme within the universities' physical culture and sports activities in the Sverdlovsk region. There are no connections in the network interaction scheme due to the need to implement, on a contractual basis, training courses included in the Basic Professional Educational Programs (OBEP) of higher educational institutions, the network is based only on participation in external events initiated by state and municipal authorities, the corporate sector, sports organizations and universities proper.

Key words: strategic network; sports; physical education; higher education; students. JEL codes: D7; D8.

References

1. Voronina, E.A. Creation of models of interdepartmental network interaction in the field of additional education of children using the resources of organizations of science, culture, sports. Institute for the Development of Education. 2015. 22 p.

© M.A.KonepMH 11 DOI 10.34709/IM.171.6

2. Fewell, J.H.; Armbruster, D.; Ingraham, J.; Petersen, A.; Waters, J.S. Basketball teams as strategic networks // PloS one, 2012, Vol. 7, Issue 11, P.: 47.

3. Wäsche, H.; Dickson, G.; Woll, A. Quality in regional sports tourism: a network approach to strategic quality management // Journal of Sport & Tourism. 2013, Vol. 18, Issue 2, P.: 81-97.

4. Houlihan, B.; Lindsey, I. Networks and partnerships in sports development / In: Management of sports development, 2008. P.: 225-241.

5. Castells, M. Formation of a society of network structures / In: New post-industrial wave in the West. 1999. P.: 469-478.

6. Keast, R.; Mandell, M.P.; Brown, K.; Woolcock, G. Network structures: Working differently and changing expectations // Public administration review. 2004. Vol. 64. Issue. 3. P.: 363-371.

7. Mastenbrook, W. Management of conflict situations and organization development: Translated from English. Moscow: INFRA-M, 1996. 256 p.

8. Yakubov, Yu.D. Criteria of the effectiveness of regional physical culture and sports policy // Power. 2014, Issue 4, P.: 46-49.

9. Savenkova, E.A.; Simkachev, S.; Tikhomirov, M. Expert method for choosing criteria for assessing the development of physical culture and sports in the subjects of the Russian Federation // Bulletin of sports science. 2010, Issue 4, P.: 37-41.

10. Evseev, V.V.; Volkova, L.M. Information resources of physical culture formation / Communication strategies of the information society Proceedings of the IX International scientific-theoretical conference. 2017, P.: 45-48.

11. Neverkovich, S.D.; Popova, A.A. Economic analysis in the management system of physical culture and sports activity // Natural resources of the Arctic and Subarctic. 2014, Vol. 1, Issue. 73, P.: 115-120.

12. Popova, A.A. Evaluation of the effectiveness of commercial activities of a physical culture and sports organization. // Economics and business: theory and practice. 2015, Issue 9, P.: 78-84.

13. Kocheriyan, M.A.; Vashlyaeva, I.V.; Volovik, T.V. Ural region's municipalities: sport infrastructure state analysis // Theory and Practice of Physical Culture, 2019, Issue 8, P.: 28-28.

Contact

Maxim Kocheryan

Ural State University of Economics

62, 8th of March Str., 620142, Yekaterinburg, Russia

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.