развитие физическом культуры студентов в цифровом социокультурном пространстве
УДК/UDC 316.74:796.011
Поступила в редакцию 10.12.2020 г.
Информация для связи с автором: d [email protected]
Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1 Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1 Е.С. Кириллов1 Л.В. Мишин1 С.А. Ярутина1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург
FORMATION OF STUDENTS' PERSONAL PHYSICAL CULTURE IN DIGITAL SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT
PhD, Associate Professor D.Yu. Narkhov1 PhD, Associate Professor E.N. Narkhova1 Master's student E.S. Kirillov1 Master's student L.V. Mishin1 Master's student S.A. Yarutina1
1 Ural Federal University
2 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg
Аннотация
Цель исследования - оценка представленности в цифровом социокультурном пространстве потенциала для развития физической культуры студенчества Свердловской области посредством участия в спортивных секциях. Методика и организация исследования. Основной метод исследования -контент-анализ сайтов вузов, групп университетов и профильных студенческих сообществ в социальной сети «ВКонтакте». Базовые индикаторы, развиваемые в вузе спортивные дисциплины и формы участия студентов -командные, малые группы, индивидуальные занятия во внеучебное время. Гендерная и возрастная специфика не учитывалась. Отбор вузов осуществлялся по численности студентов и форме собственности. Не изучались вузы, ведущие подготовку в интересах силовых структур. Обследовано 18 государственных и частных организаций гражданской направленности. Результаты исследования и выводы. В ходе контент-анализа сделаны выводы о значительной дисперсии в потенциале для развития физической культуры студентов как в территориальном, так и в содержательных разрезах. Показано, что студенческий спорт - в значительной степени социокультурное явление мегаполиса, реальное состояние которого опережает его цифровое отражение. Делается вывод о необходимости сокращения такого разрыва в силу высокой значимости контента виртуального пространства для современной цифровой общности студенчества.
Ключевые слова: студенчество, социокультурный потенциал, ресурс, физическая культура, цифровая общность.
Annotation
Objective of the study was to assess the level of representation in the digital socio-cultural environment of the potential facilitating the formation of personal physical culture in the student community of the Sverdlovsk region through their engagement in sports sections.
Methods and structure of the study. The main research method was a content analysis of the university websites, groups of universities and profile student communities in the social network service "VKontakte". The basic indicators, sports disciplines and forms of participation of students that are being developed at universities are large and small groups, individual extracurricular activities. Gender and age were not taken into account. The universities were selected based on the number of students and the form of ownership. Higher educational institutions providing law enforcement personnel training were excluded. A total of 18 state and private civilian organizations were surveyed. Results and conclusions. The content analysis revealed significant variance in the potential facilitating the formation of personal physical culture in students, both geographically and contextually. It is shown that student sport is to a large extent a socio-cultural phenomenon of the metropolis, the real state of which exceeds its digital reflection. It is concluded that there is a need to narrow this gap due to the high value of virtual space content to the modern digital student community.
Keywords: student community, socio-cultural potential, resource, physical culture, digital community.
Введение. Региональное студенчество рассматривается как одна из наиболее активных социальных общностей, авангард молодежи в силу высокой грамотности (культурный капитал) [2], социальной мобильности (символический капитал) и возможности использования ресурсов вузов, в которых они обучаются (экономический, научный и дру-
гие вида капитала). Обладание комплексом ресурсов, легко переводимых в разные виды капитала, наряду с единством ценностных ориентаций, совместного социального действия и другими выступает в качестве традиционного общностно-образующего признака [3] студенчества. При исследовании социальной активности студенчества необходимо учитывать
влияние виртуализации и цифровизации современного социокультурного пространства, повлекших трансформации содержания общностнообразующих признаков, что позволяет изучать студенчество как особую образовательную цифровую общность, обладающую специфическими особенностями в сравнении как традиционной, так и выделяемой социологами виртуальной общностями [2, 6]. В частности, основным действующим актором цифровой общности в виртуальном пространстве выступает аватар, представляющий реально существующую и идентифицируемую личность; для членов общности характерно сочетание контактов в реальном и виртуальном социокультурном пространстве; наблюдается размытость конкретных географических границ общности за счет взаимодействия в виртуальном пространстве; наконец, функции социального действия реализуются за счет совокупности ресурсов общности, а символический капитал выступает одним из них, обеспечивая трансформацию прочих видов капиталов в виртуальном мире и в компьютерных социальных сетях. Неразрывная связь современного студенчества с виртуальным пространством актуализирует значимость цифрового контента, а потому и необходимость его изучения, а также и возможностей в управлении поведением студенчества посредством цифровых технологий.
Физическая культура и спорт - один из важнейших видов социокультурной активности студенчества, занимающий ведущие позиции в структуре студенческого досуга [1], одновременно можно рассматривать как «инструмент оздоровления нации» [5] на уровне регионального социума. Изучение цифровой среды, используемой студентами в связи с занятиями физической культурой и спортом, может способствовать развитию цифровизации региональной отрасли, активно осуществляемой в Свердловской области [5].
Цель исследования - оценка представленности в цифровом социокультурном пространстве потенциала для развития физической культуры студенчества Свердловской области посредством участия в спортивных секциях.
Методика и организация исследования. Основной метод исследования - контент-анализ сайтов вузов, групп университетов и профильных студенческих сообществ в социальной сети «ВКонтакте». Базовые индикаторы - развиваемые в вузе спортивные дисциплины и формы участия студентов - командные, малые группы, индивидуальные занятия во внеучебное время. Гендерная и возрастная специфика не учитывалась. Отбор вузов осуществлялся по численности
Аббревиатуры вузов Свердловской области
студентов и форме собственности. Не изучались вузы, ведущие подготовку в интересах силовых структур. Обследовано 18 государственных и частных организаций гражданской направленности (см. таблицу).
Результаты исследования и их обсуждение. Студенчество вузов Свердловской области - крупная социальная общность. По расчетам авторов, ее численность в 2019 г. составляла не менее 111,5 тыс. человек, 71 % из которых обучались по программам бакалавриата, 17 % - специалитета и 12 % - магистратуры. Более 106 тыс. студентов обучаются в 10 государственных вузах, одном филиале (УИУ РАНХиГС) и одном частном вузе (ГУ). По очной форме в этих вузах обучаются более 61,1 тыс. студентов. Учитывая, что заметная когорта студентов-заочников также проживает в Екатеринбурге, правомерен вывод, что студенческая общность локализована в значительной мере в мегаполисе. Это означает, что большинство студентов теоретически имеют доступ к качественным: а) инфраструктуре для занятий физической культурой и спортом; б) каналам доступа к цифровому контенту в силу специфики развития мегаполисов.
Анализ внешнего вида и структуры сайтов и страниц социальных сетей выявил значительный разрыв между реальным развитием спорта значительной части вузов и его цифровым отражением. Структура и оформление сайтов многих, особенно некрупных, вузов выглядят устаревшими и слабо привлекательными для «цифрового студента», зачастую не располагают свежей, актуальной и полной информацией, а группы и странички в социальных сетях несут в себе по большей части информационно-развлекательный контент, не позволяющий в полной мере проанализировать состояние дел с вузовским спортом. Большее доверие вызывают страницы вузов, в которых развиты направления подготовки, связанные с 1Т-технологиями.
Количественный состав спортивных объединений напрямую связан с числом обучающихся очной формы обучения. Крупные спортивные объединения (от 200 чел. и более), которые влияют на развитие студенческого спорта в регионе в целом, в цифровом пространстве отражены в шести вузах - УрФУ, УрГЭУ, УГГУ, УГЛТУ, УрГЮУ и УрГУПС. Контент-анализ выявил значительную дисперсность цифрового контента, позволяющего студентам выбрать интересующее направление для занятия спортом. Всего зафиксировано сведений о 30 видах спорта, развиваемых в вузах Свердловской области. Самыми популярными стали волейбол
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина УрФУ
Уральский государственный педагогический университет УрГПУ
Уральский государственный лесотехнический университет УГЛТУ
Уральский государственный аграрный университет УрГАУ
Уральский технический институт связи и информатики УрТИСИ
Уральский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации УИУ РАНХиГС
Российский государственный профессионально-педагогический университет РГППУ
Уральская государственная консерватория (академия) им. М.П. Мусоргского УГК
Уральский государственный архитектурно-художественный университет УрГАХУ
Уральский государственный юридический университет УГЮУ
Уральский государственный горный университет УГГУ
Уральский государственный медицинский университет УГМУ
Екатеринбургский государственный театральный институт ЕГТИ
Уральский государственный университет путей сообщения УрГУПС
Уральский государственный экономический университет УрГЭУ
Уральский институт фондового рынка УИФР
Екатеринбургская государственная академия современного искусства ЕГАСИ
Гуманитарный университет ГУ
66
http://www.teoriya.ru
№2^ 2021 Февраль | February
и баскетбол, представленные в 14 учебных заведениях; различные виды единоборств (дзюдо, карате, самбо и т. д.), отображенные на сайтах 11 вузов, и футбол - 10 университетов. Аэробика и настольный теннис представлены в восьми университетах; бокс, армспорт, шахматы - в семи; хоккей, легкая атлетика, пауэрлифтинг, лыжи - в шести. Выявлены и виды спорта, представленные лишь в одном вузе, среди них: кёрлинг, черлидинг, фехтование и регби (УрФУ), а также дайвинг, подводное плавание (УрФУ), гребля на байдарках и каноэ и парусный спорт (УрГУПС). Виртуальное пространство отразило специализацию части университетов на отдельных «профильных» видах спорта, в которых вуз либо является «монополистом» в регионе, либо делает наибольший акцент на его развитии.
Индивидуальные виды спорта представлены во всех университетах. Первые позиции здесь занимают УрФУ (19 видов) и УГГУ (18), замыкают - УрГПУ (3), УрГАУ (2) и УИУ РАН-ХИГС (1). Виды спорта с участием в больших коллективах представлены в 14 вузах, но заметно меньшее разнообразие видов спорта. Наибольшее количество команд фиксируется в УрФУ и УрГЭУ (по 7 дисциплин). По две командные дисциплины представлены в УГМУ, УрГАХУ и ГУ.
Следующим индикатором для анализа явился способ участия. Были выделены три группы: секция, финансируемая вузом; инициативно созданная команда вуза; инициативно созданная команда подразделения. Анализ показал, что практически все вузы имеют команды (или секции) в каждой выделенной категории. При этом наиболее распространены команды и секции, финансируемые непосредственно учебным заведением - их общее количество составляет 98. Более всего информации о них выявлено на сайтах и страницах УрФУ (28 секций), УГГУ (16) и УрГЭУ (14). Наименьшее внимание секциям со стороны вуза уделяется в УрГАХУ и УИУ РАНХиГС (по 1 секции). Наибольшее количество коллективов, созданных по инициативе обучающихся и ведущих деятельность за свой счет, но представляющих при этом вуз, найдено на сайтах УрГАХУ, УГЛТУ и УГМУ (по 5 секций); наименьшее - в УрФУ, ГУ и УИУ РАНХиГС. Инициативно созданные команды какого-либо вузовского подразделения (факультета, института) фиксируются во всех университетах, за исключением УрГПУ и УрТИСИ. Однако их число невелико - от одной до трех, и лишь УрГУПС насчитывает пять таких объединений.
Отражение в цифровом пространстве результативности участия вузовских команд и спортсменов является индикатором успешности работы и существенным мотивационным фактором для студентов, выбирающих вид спорта. Задача отследить число побед и призовых мест вузов по сайтам и соцсетям не ставилась, фиксировалось только наличие информации по трем уровням - региональный, всероссийский и международный. В целом, цифровое пространство отражает тенденции развития студенческого спорта. Максимально отражены достижения на соревнованиях регионального уровня (в 11 вузах), далее - информация о полученных наградах всероссийского (8 вузов) и международного уровня (7 вузов - УрФУ, УрГЭУ, РГППУ, УрГПУ, УГЛТУ, УГГУ, УрГУПС).
Данные о физкультурно-спортивной деятельности трех вузов (ЕГТИ, ЕГАСИ, УИФР) по заданным критериям на сайтах и страницах социальных сетей обнаружить не удалось.
Выводы. Изучение характеристик генеральной совокупности показало, что современный студенческой спорт - это спорт мегаполисов, базирующийся на их качественной материальной и цифровой инфраструктуре. С одной стороны, это является залогом успешного развития студенческого спорта как общественно значимой формы социальной активности, с другой - закрепляет сложившееся территориально-
образовательное неравенство между студентами головных вузов и студентами филиалов. В цифровом пространстве заметна взаимосвязь масштабов вузов и объемов и источников финансирования с многообразием видов спорта и показываемыми в них результатами. Цифровой контент вузов (особенно методический) может в определенной мере сгладить данное противоречие при наличии доступа студентов филиалов к объектам спортивной инфраструктуры на местах.
Результаты контент-анализа виртуального пространства свидетельствуют о том, что вузы Свердловской области ведут достаточно активную и успешную деятельность в сфере физической культуры и спорта, однако ее «цифровой портрет» требует существенной доработки как в содержательном плане, так и в оформлении в соответствии с представлениями молодежи о «цифровой моде», что влечет привлечение финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов в цифровизацию студенческого спорта. Качественный и актуальный цифровой контент в этом случае будет выступать не только мотивационным инструментом для выбора вида спорта в соответствии с запросами студентов, но и репута-ционным механизмом, в том числе способным привлекать и уже состоявшихся выдающихся спортсменов как в качестве абитуриентов, так и на позиции педагогических работников.
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31274 - «Социальная активность студенчества Среднего Урала в условиях транзита к цифровой общности».
Литература
1. Банникова Л.Н. Студент 1995-2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: монография / Л.Н. Банникова и др.; под общ. ред. докт. филос. наук, проф. Ю. Р. Вишневского. - Екатеринбург: УрФУ, 2017. - 904 с.
2. Бурдье П. Формы капитала // Социологическое пространство Пьера Бурдье. URL: http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital. Текст: электронный. - Дата обращения: 17.11.2020.
3. Зборовский Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. -2010. - № 4. - С. 8-9.
4. Зборовский Г.Е. Управление стратегиями поведения городских общностей: проблемы и возможности: монография / Г.Е. Зборовский и др. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 200 с.
- С. 25-26.
5. Рапопорт Л.А. Цифровизация отрасли физической культуры и спорта на региональном уровне / Л.А. Рапопорт, С.В. Томилова, Ю.В. Энгин // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5. -С. 9-11.
6. Ринкявичус Л. Концепция общности (Gemeinschaft / community) и ее специфика в виртуальном пространстве / Л. Ринкявичус, Э. Буткявичене // Социологические исследования. - 2007. - № 7.
- 8 с.
References
1. Bannikova L.N. Student 1995-2016 gg.: dinamika sotsiokulturnogo razvitiya studenchestva Srednego Urala [Student of 1995-2016: dynamics of socio-cultural development of students in the Middle Urals].Yu. R. Vishnevsky [ed.]. Yekaterinburg: UrFU publ., 2017. 904 p.
2. BourdieuP. Formy kapitala [Forms of capital]. Sotsiologicheskoe prostranstvo Pera Burde [Sociological space of Pierre Bourdieu]. Available at: http://bourdieu.name/bourdieu-forms-of-capital. electronic text. Date of access: 17.11.2020.
3. Zborovskiy G.E. Teoreticheskie osnovaniya izucheniya sotsialnoy obshchnosti [Theoretical foundations of study of social community]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. No. 4. pp. 8-9.
4. Zborovskiy G.E. Upravlenie strategiyami povedeniya gorodskikh obshchnostey: problem i vozmozhnosti [Management of strategies of behavior of urban communities: problems and opportunities]. Yekaterinburg: Ural university publ., 2014. 200 p. pp. 25-26.
5. Rapoport L.A., Tomilova S.V., Engin Yu.V. Tsifrovizatsiya otrasli fiz-icheskoy kultury i sporta na regionalnom urovne [Digitalization of physical culture and sports sector at regional level]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 5. pp. 9-11.
6. Rinkevicius L., Butkeviciené E. Kontseptsiya obshchnosti (Gemeinschaft / community) i ee spetsifika v virtualnom prostranstve [Concept of community (Gemeinschaft / community) and its specificity in virtual space]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2007. No.7. 8 p.