Научная статья на тему 'Взаимодействие вузов и институтов академической науки в Уральском макрорегионе как проблема нелинейного развития высшего образования'

Взаимодействие вузов и институтов академической науки в Уральском макрорегионе как проблема нелинейного развития высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НАУКИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНСТИТУТОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ И ВУЗОВ / NONLINEAR MODEL OF HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / ACADEMIC SCIENCE INSTITUTE / NETWORK INTERACTION / INTEGRATION PROBLEMS OF INSTITUTIONS OF ACADEMIC SCIENCE AND UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаброва Н.В.

В статье представлены результаты анализа взаимодействия между вузами и институтами академической науки в УрФО. Цель исследования выявление институциональных и организационных условий, влияющих на характер и формы сотрудничества между ведущими уральскими университетами и такими научными организациями, как институты Уральского и Сибирского отделения РАН. Изучение этого вопроса связано с поиском возможностей и барьеров на пути реализации нелинейной модели высшего образования в УрФО, элементом которой являются развитые партнерские связи и отношения между институтами высшего образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF UNIVERSITIES AND INSTITUTIONS OF ACADEMIC SCIENCE IN THE URALS LARGE REGION AS A PROBLEM OF NONLINEAR DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

The article presents the results of the analysis of interaction between universities and institutions of academic science in the Urals Federal district. The aim of the study is to identify institutional and organizational conditions that influence on the nature and forms of cooperation between leading Ural universities and such scientific organizations as institutions of the Ural and the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences. The study of this subject is connected with the search of opportunities and obstacles on the way of implementation of a nonlinear model of higher education in the Urals Federal district, the element of which is the developed partnerships and relationships between institutions of higher education and science.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие вузов и институтов академической науки в Уральском макрорегионе как проблема нелинейного развития высшего образования»

YAK 378(470.5) ББК 74.48(2Poc-1 5)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И ИНСТИТУТОВ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКИ

В УРАЛЬСКОМ МАКРОРЕГИОНЕ КАК ПРОБЛЕМА НЕЛИНЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

INTERACTION OF UNIVERSITIES AND INSTITUTIONS OF ACADEMIC SCIENCE IN THE URALS LARGE REGION AS A PROBLEM OF NONLINEAR DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда,

проект № 16-18-10046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности»

В статье представлены результаты анализа взаимодействия между вузами и институтами академической науки в УрФО. Цель исследования - выявление институциональных и организационных условий, влияющих на характер и формы сотрудничества между ведущими уральскими университетами и такими научными организациями, как институты Уральского и Сибирского отделения РАН. Изучение этого вопроса связано с поиском возможностей и барьеров на пути реализации нелинейной модели высшего образования в УрФО, элементом которой являются развитые партнерские связи и отношения между институтами высшего образования и науки.

The article presents the results of the analysis of interaction between universities and institutions of academic science in the Urals Federal district. The aim of the study is to identify institutional and organizational conditions that influence on the nature and forms of cooperation between leading Ural universities and such scientific organizations as institutions of the Ural and the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences. The study of this subject is connected with the search of opportunities and obstacles on the way of implementation of a nonlinear model of higher education in the Urals Federal district, the element of which is the developed partnerships and relationships between institutions of higher education and science.

Ключевые слова: нелинейная модель высшего образования, университет, академический институт науки, сетевое взаимодействие, проблемы интеграции институтов академической науки и вузов.

Key words: nonlinear model of higher education, university, academic science institute, network interaction, integration problems of institutions of academic science and universities.

Переход к нелинейной модели высшего образования в макрорегионе, который предложили ученые, занимающиеся исследованиями в области социологии образования [1], основывается на развитии системы горизонтальных связей и сетевых структур [5, с. 29]. При этом речь идет о включении в сетевое взаимодействие всех субъектов образования (отдельных людей, образовательных общностей и организаций), а также тех социальных акторов, деятельность которых так или иначе сопряжена с высшим образованием. Это акторы из сферы науки, управления, культуры, экономики.

Развитие горизонтальных связей с ними обеспечит, с одной стороны, мобильность и гибкость системы высшего образования в макрорегионе, с другой - ее устойчивость к изменениям в обществе и сфере образования в целом. Этот процесс смягчит последствия длительной и жесткой

Н.В. ШАБРОВА

N.V. SHABROVA

ориентации высшего образования на догоняющие стратегии развития и ситуации социального неравенства и конкуренции в образовательной сфере. Он будет способствовать постепенной, органической адаптации высшего образования к условиям информационного общества, с сохранением и «мягким» преобразованием разнородных (новых и традиционных) элементов системы [5, с. 29].

Важное место в системе сетевых взаимодействий должны занять связи высших учебных заведений и институтов академической науки. На наш взгляд, именно они способны обеспечить конкурентоспособность и устойчивое развитие национальной инновационной и образовательной систем на основе эффективного функционирования научно-образовательных структур, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов [12, с. 299].

Взаимодействие вузов и науки является мощным фактором социально-экономического развития России. К счастью, у руководства страны есть понимание значения этого фактора, о чем свидетельствуют формулировки задач стратегического развития науки и высшего образования. В частности, в отношении науки провозглашаются задачи [2]:

— формирования национальной инновационной системы, включающей интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики, инжинирингового бизнеса, инновационной инфраструктуры, институтов рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций;

— формирования мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;

— постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании научных исследований;

— стимулирования обновления научно-технической базы за счет увеличения государственных расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования (с 0,7 % ВВП в 2008 г. до 1,3 % ВВП в 2020 г.);

— формирования и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;

— развития материально-технической базы науки, включая развитие сети центров коллективного пользования;

— определения и уточнения приоритетных направлений исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития;

— развития инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере.

В сфере развития науки в системе высшего образования государство ориентируется на [2]:

— увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;

— формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов (к 2020 г. до 20);

— поддержку формирования 20-30 исследовательских университетов для достижения научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, включая поддержку обновления материальной базы опытных и исследовательских работ;

— содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфра-

структуры (в частности, к центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;

— увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 % );

— увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 %;

— развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;

— вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.

Реализация обозначенных задач в УрФО возможна благодаря кооперации вузов и академической науки в макрорегионе. Интерес же к установлению связей между вузами и институтами науки в УрФО может возникать как в условиях ресурсной ограниченности (стремление компенсировать за счет сотрудничества недостаток ресурсов), так и ресурсного обеспечения (стремление усилить позиции, получить синергетический эффект). В связи с этим замечанием интересно рассмотреть некоторые показатели развития науки и высшего образования в Уральском макрорегионе.

Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что в период с 2005 по 2015 гг. число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, в России увеличилось на 17 %. В УрФО общий рост таких организаций составил чуть больше 21 %. При этом увеличение числа организаций произошло, прежде всего, за счет Челябинской области (с 40 организаций в 2005 г. до 65 в 2015 г.), тогда как в Курганской области и ЯНАО данный показатель сохранился на том же уровне (15 и 4 организации соответственно) [6].

Позитивным показателем развития науки является увеличение объемов ее финансирования в соответствии со Стратегическим планом развития РФ. По данным Федеральной службы государственной статистики, в период с 2005 по 2015 гг. внутренние затраты на научные исследования и разработки в РФ возросли почти в 4 раза (с 230 785,2 млн руб. до 914 669,1 млн руб.) [6]. Аналогичную ситуацию мы можем видеть и в УрФО.

К сожалению, увеличение объема финансирования и числа научных организаций не всегда приводит к росту реальных вложений в науку, количества научных достижений и их использованию в экономической деятельности. Так, по числу цитирований в международных научных журналах в расчете на одну публикацию за 2006-2016 гг. Россия находится лишь на 57 месте из 61 страны с показателем 5,7. Данный показатель ниже лишь у таких стран, как Украина (5,56), Узбекистан (5,58), Алжир (5,48) [7]. А по доле затрат на научные исследования среди стран «Большой восьмерки» Россия продолжает занимать последнее место с показателем в 1,09 % ВВП, тогда как у лидера - Японии - данная статья государственных расходов в 2014 г. составила 3,59 % ВВП [7].

В оценке связей вузов и институтов науки в УрФО мы исходим из трактовки понятия сетевого взаимодействия. Под сетевым взаимодействием вузов и научных организаций мы будем понимать их совместную деятельность в сфере науки и образования, в ходе которой происходит обмен различного рода ресурсами. Как отмечает А.Е. Шадрин, особенностью сетевого взаимодействия является горизонтальная структура прямой связи равноправных участников сети [14, с. 127], а М.А. Логинова дополняет: «...в сетевом вза-

имодействии обязательно присутствуют: общее коммуникативное пространство, объединяющая идея, равенство и связанность участников» [4, с. 146]. А.М. Лобок, в свою очередь, подчеркивает, что «подлинное сетевое взаимодействие - это всегда открытый, креативный и многосубъектный процесс, у которого не может быть линейного управления и иерархически выверенного распределения ролей» [3, с. 2].

На основе подхода М.М. Чучкевича к выделению характеристик сетевой организации [13] обозначим ключевые параметры сетевого взаимодействия вузов и научных организаций:

1. Независимость членов сети, что означает свободу и самостоятельность образовательных и научных учреждений в выборе направлений научной деятельности.

2. Множественность лидеров - предполагает наличие широкого круга организаций, у которых имеются те или иные ресурсы, необходимые для участников сети. Важной особенностью лидерства в сетевом взаимодействии вузов и научных организаций является конкурентное сотрудничество, т. е. готовность членов сети предоставлять свои ресурсы (кадры, оборудование, информацию и т.д.) для достижения общих целей развития науки с учетом собственных задач.

3. Объединяющая цель - позволяет научным и образовательным организациям достигать индивидуальных задач, недостижимых вне сети, поэтому у данных организаций должна быть заинтересованность в сетевом взаимодействии.

4. Добровольность связей означает, что любая организация вправе самостоятельно определять структуру партнерских взаимодействий в рамках собственных целей и задач.

5. Множественность уровней взаимодействия предполагает прямое, гибкое, горизонтальное взаимодействие научных и образовательных организаций по решению актуальных вопросов.

Рассмотрим, насколько характер и существующие формы взаимодействия вузов УрФО и таких академических научных организаций, как институты Уральского (УрО) и Сибирского (СО) отделения РАН, соответствуют принципам сетевого взаимодействия. Эмпирической базой анализа является изучение информации открытых источников - сайтов уральских вузов и институтов УрО РАН и СО РАН, а также материалы глубинных интервью с руководителями и ведущими учеными уральских вузов.

Кратко поясним, почему в качестве объектов изучения со стороны академической науки мы выбрали не только институты Уральского, но и Сибирского отделения РАН. Структура институтов академической науки в УрФО определяется, с одной стороны, особенностями территориальной структуры округа, которая образована Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областями, ХМАО и ЯНАО, с другой - региональной структурой отделений Российской академии наук. Уральское отделение РАН, помимо более 20 институтов, локализованных в Екатеринбурге, включает в себя Пермский, Коми, Удмуртский, Челябинский, Оренбургский и Архангельский научные центры [10; 11]. Сибирское отделение РАН состоит из Иркутского, Красноярского, Новосибирского, Томского, Якутского, Бурятского, Кемеровского, Омского, Тюменского научных центров [8; 9]. Такое несовпадение территориальных границ федеральных округов РФ и региональной структуры РАН демонстрирует функционирование на территории УрФО институтов и научных центров сразу двух отделений РАН.

В Уставах уральских вузов и уже упомянутых отделений РАН провозглашается проведение совместных фундаментальных и поисковых научных исследований на территории региона по важнейшим направлениям с целью укрепления связей между наукой и образованием для обеспечения развития региона. В качестве базовых институциональных форм взаимодействия вузов и академических институтов науки выступают:

— научно-методическая организация и руководство научной и научно-технической деятельностью;

— экспертная деятельность (экспертиза различных проектов, программ, документов, результатов научной деятельности и т. д.);

— информационно-библиотечная деятельность (доступ к библиотечным и архивным фондам);

— деятельность, направленная на распространение научных знаний, повышение престижа науки и научной деятельности.

Несмотря на декларацию намерений о развитии сотрудничества, научные организации и вузы УрФО весьма слабо позиционируют друг друга в качестве партнеров в публичном пространстве, о чем говорит, в частности, контент их сайтов. Гораздо чаще демонстрируется опыт сетевого взаимодействия с зарубежными вузами, научными организациями, промышленными предприятиями. Эта ситуация, на наш взгляд, обусловлена стратегической задачей интеграции российской науки и высшего образования в мировое пространство. Она заставляет и институты академической науки, и вузы искать партнеров прежде всего за рубежом. Один из наших экспертов так прокомментировал данную ситуацию: «Развитие международного сотрудничества просто незаменимо, поскольку понимать, что происходит и будет происходить в мире, можно только в тесном глобальном взаимодействии» (А.Б., проректор). На втором месте стоят партнеры, локализованные в общероссийском пространстве. На последнем месте находятся научные и образовательные организации УрФО.

Отметим, что научные институты более активны, чем вузы, в представлении образовательных организаций в качестве ключевых партнеров. Так, институты Уральского отделения РАН постоянно упоминают Уральский федеральный университет [10], институты Сибирского отделения - Новосибирский государственный университет [8], Челябинский научный центр УрО РАН - Южно-Уральский государственный университет (НИУ) [11], Тюменский научный центр СО РАН - Тюменский индустриальный университет (опорный) [9]. Это ведущие, крупные, статусные вузы, обладающие образовательно-научным потенциалом, вызывающим интерес со стороны академических организаций. Данный интерес также обусловлен определенным усилением вузовской науки и передачи ей в последние годы некоторых функций (и, соответственно, ресурсов) от РАН. В условиях реформирования РАН научным институтам приходится восполнять недостающие человеческие, финансовые, материально-технические и т.д. ресурсы за счет вузов, обладающих таковыми.

Рассмотрим организационные формы взаимодействия вузов и научных организаций УрФО. Они представлены в таблице, составленной на основе изучения материалов сайтов уральских вузов и институтов УрО РАН и СО РАН (табл.).

Примечание: УГЛТУ - Уральский государственный лесотехнический университет, УрФУ - Уральский федеральный университет, УГГУ - Уральский государственный горный университет, УрГАУ - Уральский государственный аграрный университет, ТИУ - Тюменский индустриальный университет, РГППУ - Российский государственный профессионально-педагогический университет, ЮУрГУ - Южно-Уральский государственный университет, УрГЭУ - Уральский государственный экономический университет, ЧГПУ - Челябинский государственный педагогический университет, УралГУФК - Уральский государственный университет физической культуры, УГМУ -Уральский государственный медицинский университет, УрГПУ - Уральский государственный педагогический университет, ЮУГМУ - Южно-Уральский государственный медицинский университет, ТюмГМУ - Тюменский государственный медицинский университет, УрГУПС - Уральский государственный университет путей сообщения, СурГУ - Сургутский государственный университет, ЧелГУ - Челябинский государственный университет, МГТУ - Магнитогорский государственный технический университет.

Таблица

Организационные формы взаимодействия вузов и институтов академической науки УрФО

Организационные формы взаимодействия вузов и институтов академической науки Партнеры по взаимодействию

Привлечение сотрудников научных институтов к образовательной деятельности в вузах Ботанический сад УрО РАН - УГЛТУ; Институт геофизики УрО РАН - УрФУ, УГГУ; Институт иммунологии и физиологии УрО РАН - УрФУ; Институт геологии и геохимии УрО РАН - УГГУ; Институт металлургии УрО РАН - УрФУ; Институт экологии растений и животных УрО РАН -УрГАУ, УрФУ; Институт экономики УрО РАН - УрФУ; Тюменский научный центр СО РАН - ТИУ

Привлечение студентов вузов к научным исследованиям и образовательной деятельности на базе научных организаций (прохождение практики, сбор материалов для курсовых и дипломных работ) Институт металлургии УрО РАН - УрФУ; Институт промышленной экологии УрО РАН - УрФУ; Институт экологии растений и животных УрО РАН -УрФУ; Институт экономики УрО РАН - РГППУ, ЮУрГУ; УрГЭУ; Тюменский научный центр СО РАН - ТИУ

Подготовка кадров высшей квалификации Институт иммунологии и физиологии УрО РАН -ЧГПУ, УралГУФК, УГМУ, УрГПУ, ЮУГМУ, ТюмГМУ, УрФУ; Институт истории и археологии УрО РАН - УрФУ; УрГЭУ; УрГУПС; Институт геологии и геохимии УрО РАН - УрФУ; Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН - УрФУ; Институт экологии растений и животных УрО РАН -УрФУ, СурГУ; Тюменский научный центр СО РАН - ТИУ

Совместные кафедры, лаборатории Ботанический сад УрО РАН - УГМУ; Институт иммунологии и физиологии УрО РАН - УрФУ; Институт геологии и геохимии УрО РАН - УрФУ; Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН - УрФУ; Институт математики и механики УрО РАН - УрФУ; Институт органического синтеза УрО РАН - УрФУ; ЧелГУ; Институт физики металлов УрО РАН - УрФУ; Институт экологии растений и животных УрО РАН -УрФУ; Институт минералогии УрО РАН - ЮУрГУ; Вузовско-академический отдел проблем качества в машиностроении - МГТУ

Издательская деятельность Институт физики металлов УрО РАН - УрФУ, ЮУрГУ; Институт экономики УрО РАН - УрГЭУ, УрФУ; Тюменский научный центр СО РАН - ТИУ

Проведение конференций, совещаний и т. д. Ботанический сад УрО РАН - УрФУ; Институт иммунологии и физиологии УрО РАН - УрФУ; Институт истории и археологии УрО РАН - УрФУ; Институт машиноведения УрО РАН - УрФУ; Институт промышленной экологии УрО РАН - УрФУ; Институт физики металлов - УрФУ; Тюменский научный центр СО РАН - ТИУ

Научно-образовательные центры, школы Институт истории и археологии УрО РАН - УрФУ; Институт геологии и геохимии УрО РАН - УрФУ; Институт математики и механики УрО РАН - УрФУ; Институт органического синтеза УрО РАН - УрФУ; Институт физики металлов УрО РАН - УрФУ; Институт минералогии УрО РАН - ЮУрГУ; Тюменский научный центр СО РАН - ТИУ

Центры коллективного пользования Институт геологии и геохимии УрО РАН - УрФУ, УГГУ, УГМУ; Институт высокотемпературной электрохимии УрО РАН - УрФУ; Институт физики металлов УрО РАН - УрФУ, УрГЭУ, ЮУрГУ; Институт органического синтеза УрО РАН - УрФУ; Институт металлургии УрО РАН - УрФУ; Институт электрофизики УрО РАН - УрФУ; Институт теплофизики УрО РАН - УрФУ; Институт химии твердого тела УрО РАН - УрФУ

Из таблицы видно, что научные и образовательные организации обмениваются базовыми ресурсами: человеческими (преподавательская деятельность сотрудников, включение студентов в научную деятельность, подготовка кадров); информационными (издательская деятельность, проведение конференций) и материально-техническими (совместные кафедры, лаборатории, центры коллективного пользования), однако обмен происходит в традиционных формах. Кроме того, наши эксперты отметили особенность в подходе научных и образовательных организаций в привлечении и использовании человеческих ресурсов. Один из информантов так сформулировал данное отличие: «Вуз отличается от научно-исследовательского института характером привлечения работников. Научный институт просто берет готового компетентного специалиста-исследователя и загружает его работой. Вуз, наоборот, берет абсолютно некомпетентного человека и его задача -нарастить компетенции человека в процессе его работы» (С.К., проректор).

В настоящее время начинают активно развиваться новые формы отношений, оформленные в виде долговременных соглашений о сотрудничестве. Такие соглашения уже имеются у Института горного дела УрО РАН и УГГУ, МГТУ (г. Магнитогорск); Института иммунологии и физиологии УрО РАН и УрФУ, ЮУГМУ, УГМУ; Института геологии и геохимии УрО РАН и УрФУ, УГГУ, УГМУ; Института высокотемпературной электрохимии УрО РАН и УрФУ; Института физики металлов УрО РАН и УрФУ; Института химии твердого тела УрО РАН и УрФУ, УГМУ, ЧГПУ; Института электрофизики УрО РАН и УрФУ; Тюменского научного центра СО РАН и ТИУ.

Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система связей вузов и институтов академической науки в УрФО пока что не является сетевой в полном смысле этого слова, поскольку включает в себя ограниченное число участников: лишь около 20 вузов УрФО из 51 включены в такое взаимодействие. Кроме того, взаимодействие строится в ориентации на «сильных» игроков: федеральный (УрФУ), научно-исследовательский (ЮУрГУ) и опорный (ТИУ) университеты.

Основные барьеры, препятствующие развитию партнерских сетевых взаимодействий образовательных и научных организаций УрФО, мы видим в:

- несоответствии территориальной структуры УрФО и региональной структуры отделений Российской академии наук;

-доминировании парадигмы конкурентных отношений, а не сотрудничества;

- нежелании руководства вузов и академической науки видеть друг в друге полноправных партнеров. Один из наших экспертов так высказался по данному поводу: «Взаимодействие между академической наукой и вузами

есть и всегда было. Оно не без проблем, но эти проблемы больше связаны с некой эгоистичностью, нежеланием воспринимать друг друга как полноправных партнеров» (А.И., заместитель проректора по науке).

В порядке выводов отметим, что существующая практика взаимодействий вузов и институтов науки, хотя и не в полной мере обладает характеристиками сетевого взаимодействия, но имеет потенциал к приобретению таковых. Предпосылкой к тому служит заключение долговременных творческих соглашений о сотрудничестве, создание новых лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий, выводящих партнерские связи вузов и институтов науки на новый уровень. Одним из факторов их практической реализации является умелое управление процессом взаимодействия. Оно предполагает создание организационных условий, способствующих возникновению максимального количества горизонтальных связей, повышающих производительность и эффективность данной сети.

Литература

1. Зборовский, Г.Е. О концепции нелинейного развития высшего образования в России [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Вестник СурГПУ. -2016. - № 2. - С. 52-63.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Портал стратегического управления РФ. - Режим доступа: http://su12.ru (дата обращения: 16.03.2017).

3. Лобок, А.М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? [Текст] / А.М. Лобок // Журнал руководителя управления образованием. -2014. - № 7. - Режим доступа: http://www.obr.direktor.ru (дата обращения: 16.03.2017).

4. Логинова, М.А. Роль личности в сетевом взаимодействии [Текст] / М.А. Логинова // Сб. конф. НИЦ «Социосфера». - 2011. - № 5. - С. 144-147.

5. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности [Текст] / Г.Е. Зборовский [и др.] ; под ред. Г.Е. Зборовского. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. - 336 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2016 [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы гос. статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1138623506156 (дата обращения: 16.03.2017).

7. Россия и страны мира - 2016 [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы гос. статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1139821848594 (дата обращения: 16.03.2017).

8. Сайт Сибирского отделения РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sbras.ru (дата обращения: 01.03.2017).

9. Сайт Тюменского научного центра СО РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tmnsc.ru (дата обращения: 01.03.2017).

10. Сайт Уральского отделения РАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uran.ru (дата обращения: 01.03.2017).

11. Сайт Челябинского научного центра УрО РАН [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://csc.ac.ru/ (дата обращения: 01.03.2017).

12. Смольянова, Е.Л. Развитие механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему [Текст] / Е.Л. Смольянова, А.В. Кузнецов, Н.А. Серебрякова // Экономическая наука и образование. - 2010. -№ 9. - С. 299-302.

13. Чучкевич, М.М. Основы управления сетевыми организациями. [Текст] / М.М. Чучкевич. - М. : Изд-во Института социологии, 1999. - 38 с.

14. Шадрин, А.Е. Сетевая модель организации [Электронный ресурс] / А.Е. Шадрин // Информационное общество. - 2000. - Вып. 2. - С. 86-88. - Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/ emag.nsf/BPA/ d0b0d7d739149c-7^32569е5005^е0 (дата обращения: 16.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.