Научная статья на тему 'К проблеме снижения мотивации профессионального образования у современных студентов'

К проблеме снижения мотивации профессионального образования у современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ДЕПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕНТР СПОРТИВНОМАССОВОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / EDUCATION / EDUCATION FUNCTIONS / SELF-IDENTIFICATION / MOTIVATION / DEPROFESSIONALIZATION / VALUES / WORLDVIEW / CENTER OF SPORTS AND MASS HEALTH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нархова Е.Н., Нархов Д.Ю., Добрынин И.М., Шемятихин В.А.

Определение понятия и основные функции образования. Образование как основа, механизм и результат культуры, «феномен культуры», задающий форматы мировоззрения общества. Проблема самодентификации студенчества. Анализ современной сферы образования, представлений о сущностных потребностях человека поднимает ряд очень важных вопросов. Одним из них является мотивация, степень значимости знания как ценности у современных студентов. Отчужденные формы познания, имеющие место в современном образовании и концентрирующие внимание на внешних аспектах (оценки, дипломы), выражаются в деонтологизации смысла и порождают социальную дезадаптацию, депрофессионализацию. Требуется на уровне института образования разрабатывать и применять технологии влияния на процесс коррекции мировоззренческих позиций современного студенчества. Досуг является элементом образа жизни и выполняет функции отдыха (рекреации), развлечения, общения, развития личности. Вуз, в силу выполнения своей воспитательной миссии, занимается организацией досуга студентов, именно тех форм, которые отражают специфику студенческой субкультуры. Одной из таких форм может быть работа на постоянной основе центра спортивно-массовой и оздоровительной работы ЦСМ и ОР вуза, основу которого может составить спортивные секции и места для занятий спортом. Центр спортивно-массовой и оздоровительной работы (далее ЦСМ и ОР) объединение студентов, занимающихся в различных спортивных секциях, фестивалях, конкурсах. различных областях культурно-оздоровительной деятельности и вне учебных проектов под руководством специалистов, преподавателей. В спортивных секциях, клубов ЦСМ и ОР студенты совершенствуют и получают знания по тем областям спортивной и творческой деятельности, по которым изъявляют желания. Цель ЦСМ и ОР повышение значения здорового образа жизни в вузе, организация массовой и спортивной деятельности; объединение и стимулирование студентов, желающих получить навыки по определенным сферам деятельности, и привлечение наиболее активных студентов к участию в вузовских и межвузовских мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нархова Е.Н., Нархов Д.Ю., Добрынин И.М., Шемятихин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DECREASING THE MOTIVATION OF PROFESSIONAL EDUCATION AMONG MODERN STUDENTS

Definition of the concept and the basic functions of education. Education as the basis, mechanism and result of culture, "the phenomenon of culture", which sets the world outlook of society. The problem of student selfidentification. The analysis of the current sphere of education, the ideas about the essential needs of a person raises a number of very important questions. One of them is the motivation, the degree of significance of knowledge as a value among modern students. The alienatedforms of cognition that take place in modern education andfocus on external aspects (assessments, diplomas) are expressed in deontologization of meaning and generate social disadaptation, deprofessionalization. It is required at the level of the institute of education to develop and apply technologies of influence on the process of correcting the world outlook positions of modern students. Leisure is an element of lifestyle and performs the functions of rest (recreation), entertainment, communication, personal development. The University, by virtue of its educational mission, is engaged in the organization of leisure of students, it is those forms that reflect the specifics of the student subculture. One of these forms may be the work on a permanent basis of the center of sports and mass and health work of the Central Committee and the University, the basis of which can be sports clubs and places for sports. The centre of mass sports and recreational work (CSM and OR) Association of students involved in various sports clubs, festivals, and competitions, various areas of cultural and recreational activities and educational projects under the guidance of specialists and teachers. In sports clubs, clubs and CSM OR students improve and gain knowledge in those areas of sports and creative activities, which Express their desires. The purpose of CSM and OR is to increase the importance of a healthy lifestyle at the University, the organization of mass and sports activities; to unite and stimulate students who want to gain skills in certain areas of activity, and to attract the most active students to participate in University and inter-University activities.

Текст научной работы на тему «К проблеме снижения мотивации профессионального образования у современных студентов»

2018, том 20 [10]

УДК 796.12.378.4 378.184.

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-10-43-47

К ПРОБЛЕМЕ СНИЖЕНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Нархова1 Е.Н., Нархов1 Д.Ю., Добрынин2И.М.,

Шемятихин1 В.А.

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация

Аннотация. Определение понятия и основные функции образования. Образование как основа, механизм и результат культуры, «феномен культуры», задающий форматы мировоззрения общества. Проблема самодентификации студенчества. Анализ современной сферы образования, представлений о сущностных потребностях человека поднимает ряд очень важных вопросов. Одним из них является мотивация, степень значимости знания как ценности у современных студентов. Отчужденные формы познания, имеющие место в современном образовании и концентрирующие внимание на внешних аспектах (оценки, дипломы), выражаются в деонтологизации смысла и порождают социальную дезадаптацию, депрофессионализацию. Требуется на уровне института образования разрабатывать и применять технологии влияния на процесс коррекции мировоззренческих позиций современного студенчества. Досуг является элементом образа жизни и выполняет функции отдыха (рекреации), развлечения, общения, развития личности. Вуз, в силу выполнения своей воспитательной миссии, занимается организацией досуга студентов, именно тех форм, которые отражают специфику студенческой субкультуры. Одной из таких форм может быть работа на постоянной основе центра спортивно-массовой и оздоровительной работы ЦСМ и ОР вуза, основу которого может составить спортивные секции и места для занятий спортом. Центр спортивно-массовой и оздоровительной работы (далее ЦСМ и ОР) - объединение студентов, занимающихся в различных спортивных секциях, фестивалях,

TO THE PROBLEM OF DECREASING THE MOTIVATION OF PROFESSIONAL EDUCATION AMONG MODERN STUDENTS

Narkhova1 E.N., Narkhov1 D. Yu., Dobrynin2I.M., Shemyatihin1 V.A.

1 Ural Federal university named after B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation 2Ural state university of economics, Yekaterinburg, Russian Federation

Annotation. Definition of the concept and the basic functions of education. Education as the basis, mechanism and result of culture, "the phenomenon of culture ", which sets the world outlook of society. The problem of student self-identification. The analysis of the current sphere of education, the ideas about the essential needs of a person raises a number of very important questions. One of them is the motivation, the degree of significance of knowledge as a value among modern students. The alienatedforms of cognition that take place in modern education and focus on external aspects (assessments, diplomas) are expressed in deontologization of meaning and generate social disadaptation, deprofessionalization. It is required at the level of the institute of education to develop and apply technologies of influence on the process of correcting the world outlook positions of modern students.

Leisure is an element of lifestyle and performs the functions of rest (recreation), entertainment, communication, personal development. The University, by virtue of its educational mission, is engaged in the organization of leisure of students, it is those forms that reflect the specifics of the student subculture. One of these forms may be the work on a permanent basis of the center of sports and mass and health work of the Central Committee and the University, the basis of which can be sports clubs and places for sports. The centre of mass sports and recreational work (CSM and OR) - Association of students involved in various sports clubs, festivals, and competitions, various areas of cultural and recreational activities and

~ 43 ~

—--

конкурсах. различных областях культурно-оздоровительной деятельности и вне учебных проектов под руководством специалистов, преподавателей. В спортивных секциях, клубов ЦСМ и ОР студенты совершенствуют и получают знания по тем областям спортивной и творческой деятельности, по которым изъявляют желания. Цель ЦСМ и ОР - повышение значения здорового образа жизни в вузе, организация массовой и спортивной деятельности; объединение и стимулирование студентов, желающих получить навыки по определенным сферам деятельности, и привлечение наиболее активных студентов к участию в вузовских и межвузовских мероприятиях. Ключевые слова: образование, функции образования, самоидентификация, мотивация, депрофессионализация, ценности, мировоззрение, центр спортивно-массовой и оздоровительной работы._

educational projects under the guidance of specialists and teachers. In sports clubs, clubs and CSM OR students improve and gain knowledge in those areas of sports and creative activities, which Express their desires. The purpose of CSM and OR is to increase the importance of a healthy lifestyle at the University, the organization of mass and sports activities; to unite and stimulate students who want to gain skills in certain areas of activity, and to attract the most active students to participate in University and inter-University activities.

Key words: education, education functions, self-identification, motivation, deprofessionalization, values, worldview, center of sports and mass health work.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Роль университетов в региональном разви-тии//Международная научно-практическая конференция, МИОН 2010. Екатеринбург, УрГУ. -С. 144.

[2] Видт И.Е. Образование как феномен культуры: Монография. Тюмень: Печатник, 2006. - С. 200.

[3] Студенчество стран ШОС: Социокультурное измерение: Коллективная монография под общей ред. д-ра филос. наук, проф. Вишневского Ю.Р. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - С. 288.

[4] Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? // Образование и наука. 2018. Том 20. № 1. - С. 152 -170.

[5] Фромм Э. Иметь или быть // М.: Айрис-пресс, 2004. - С. 384.

[6] Студент - 2009. Материалы пятого этапа социологического мониторинга (январь-апрель 2009 года). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009. - С. 162.

[7] Студент 1995-2016 гг. Динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: Коллективная монография под общей ред. д-ра филос. наук, проф. Вишневского Ю. Р. Екатеринбург: УрФУ, 2017. - С. 904.

[8] Формирование духовно-нравственной среды образовательного учреждения: Коллективная монография под общей ред. Емельяновой И.Н. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2012. - С. 168.

[9] Добрынин И.М., Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Ру-сова П.В. Физическая культура как учебная дисциплина и образ жизни в представлениях современных студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 2. - С. 159 - 167.

REFERENCES

[1] A role of the universities in regional development. International conference of MION, 2010. Yekaterinburg: USU. - 144 p.

[2] Vidt I.E. Education as culture phenomenon: Monograph. Tyumen: Pechatnik, 2006. - 200 p.

[3] Students of the countries of SCO: sociocultural measurement: the collective monograph under a general edition of the doctor of philosophy, prof. Vishnevsky Y.R. Yekaterinburg: UGTU-UPI, 2009. - 288 p.

[4] Vishnevsky Y.R., Narkhov D.Y. Trends of higher education: professionalization or deprofessionalization? Science and education, 2018.-Volume 20. No.1. - 152-170 p.

[5] Fromm E. To have or to be. M.: Ayres press, 2004. -384 p.

[6] The student-2009. Materials of the fifth stage of sociological monitoring(January-April, 2009). Yekaterinburg: UGTU-UPI, 2009. - 162 p.

[7] Student of 1995-2016. Dynamics of students soci-ocultural development of Central Ural Mountains: monograph under a general edition of Vishnev-skyY.R. Yekaterinburg: URFU 2017. - 904 p.

[8] Formation of the spiritual and moral environment of educational institution: the collective monograph under a general Edition of Yemelyanova I.N.. Tyumen: Publishing house of the Tyumen state university. 2012. - 168 p.

[9] Dobrynin I.M., Narkhov D.Y., Narkhova E.N., Rusova PV. Physical culture as educational discipline and lifestyle in the modern views of students. Herald of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lo-bachevsky. Series: social sciences, 2016. No. 2. -159-167 p.

~ 44 ~

—--

Важнейшим аспектом социокультурной политики современного российского общества выступает разработка и реализация концепций, программ и проектов управления социальными процессами на уровне государства и его отдельных институтов. Такой подход позволяет оптимально согласовывать коренные интересы и потребности различных социальных групп и общностей с долговременными интересами и целями общества. Преобразования, происходящие в современной высшей школе, актуализируют проблематику педагогических функций вуза, поскольку профессиональная деятельность современного специалиста характеризуется необходимостью участия в инновационных процессах в новых социокультурных условиях, сформированных под воздействием модернизации высшего образования [1]. Образование как явление и категория чрезвычайно многогранно. В современной социологии оно рассматривается и как сфера жизни общества, и как сеть образовательных учреждений, и как процесс передачи знаний и его результат, наконец, как сфера образовательных услуг и формы управления учреждениями образования и педагогическим процессом. Самыми важными функциями образования, позволяющими обществу самовоспроизводиться и развиваться, являются:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе.

2. Формирование жизненных идеалов и ценностных установок, присущих данному - обществу, у молодого поколения.

3. Социальное и культурное изменение.

Образование является основой, механизмом и

результатом культуры, являясь «феноменом культуры» [2], задающим форматы мировоззрения общества. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. Ценность выражает способ существования личности: что является наиболее значимым, насколько важна цель, какими средствами она может быть достигнута, как оценивается современное состояние общества, какова интерпретация бытийных понятий, как относится к институту семьи, к другой личности, каковы мотивы выбора специальности, отношение к будущей работе и др. Этимология слова «студент» предполагает развитие, совершенствование.

На современном этапе происходит распад самоидентификации студенчества, деформирующий сознание и выражающийся в неспособности

к выработке собственного устойчивого образа. Причины носят объективный характер: смена ценностных установок, норм, символов, изменение отношения к учебе, формализованное, отчужденное познание. Трансформация, подмена символов, содержания находят свое отражение в массовом искусстве, формирующим определенные практики повседневности. Университет Гумбольдта и сериал канала ТНТ «Университет» по своей сути диаметрально противоположны. Доминирующие в количественном плане артефакты актуальной культуры, являясь объективным фактором формирования ценностных ориентаций, в сочетании с субъективными параметрами определяют мировоззренческую позицию каждой личности.

Анализ современной сферы образования, представлений о сущностных потребностях человека поднимает ряд очень важных вопросов. Одним из них является мотивация, степень значимости знания как ценности у современных студентов. «... В принципе российские социологи несколько лет фиксируют, что лишь около 50% первокурсников, готовясь к поступлению в вуз, точно знали, на какую специальность идти. Остальные выбрали только профиль будущей профессиональной деятельности либо вообще не знали профиля и специальностей... что косвенно свидетельствует о распространенности ориентации не на специальность, а на высшее образование как таковое» [3, с.31; 32]. Ситуация за прошедшие 9 лет практически не улучшилась: в 2016 г. интерес к профессии ведущим мотивом был лишь у 44% студентов Свердловской области [4, с.161].

Данная ориентация девальвирует содержание образования: ценностью становится форма (диплом), не наполненная содержанием (знанием). Аксиологический аспект познания актуализирует вопросы о взаимосвязи познания и системы ценности как всего общества в целом, так и отдельной личности, так как знание - познание как форма теоретического освоения мира и интерио-ризированная индивидом культура формируют мировоззренческий комплекс человека. Ориентация познания, в лучшем случае, на формальное освоение объема информации выхолащивает содержание понятия познания. Познание как освоение предполагает интериоризацию знания и на этой основе совершенствование личности в различных сферах: когнитивно-познавательной, экзистенциально-бытийной, морально-нравственной, мотивационно-ценностной, межличностно-социальной. Только освоенное знание является

—--—

~ 45 ~

—--

потенциалом развития личности: критически-рефлексивного мышления, развития умений, овладения творческой деятельностью, - и в целом является основой для реализации сущностных сил человека. Усвоение знаний (возможное только при высокой степени мотивации и позиционирования образования как терминальной ценности «как интересно») - неотъемлемый элемент неформального освоения. В усвоено-освоенном познании содержание этого познания становится частью собственной системы мышления, расширяя и обогащая мировоззрение человека. Усвоено-освоенные знания через преемственность культуры в широком понимании дают возможность вырабатывать ценностные ориентации даже в условиях социальных потрясений, системного кризиса общества и сознания, формируя определенный устойчивый нравственно-этический стержень.

Анализируя «процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали в качестве основного способа существования обладание (иметь, но не быть)», Э. Фромм характеризует его как отчужденное познание, формальное освоение (сдал экзамен и забыл): «между студентами и содержанием лекций так и не устанавливается никакой связи», они остаются чуждыми друг другу [5, с.57; 58]. Отчуждение выступает как превращенная, искаженная форма освоения мира человеком, где теряется сущность, как процесса, так и результата познания как формы теоретического освоения мира человеком. Не интериоризированное, не усвоено-освоенное знание исчезает: на последнем курсе студенты часто признают, что не помнят, что было на предыдущих курсах. Отчужденные формы познания, имеющие место в современном образовании и концентрирующие внимание на внешних аспектах (оценки, дипломы), выражаются в деонтологизации смысла и порождают социальную дезадаптацию, депрофессионализацию. Мониторинговые исследования студенчества фиксируют: «...сохраняется тенденция снижения доли студентов, планирующих после окончания обучения работать по полученной специальности. Число таких студентов за 1995 - 2009 гг. сократилось в 1,5 раза. Это позволяет говорить о сохраняющейся и даже нарастающейся тенденции депрофессионализации, когда содержание получаемой профессии постепенно утрачивает свое определяющее значение, перестает быть ведущим фактором мотивации в выборе места и формы трудовой деятельности» [6, с.80; 81]. К

2016 г. эта тенденция еще более усилилась: если в конце 1990-х работать по специальности собирались 46% студентов, то в 2016 таковых было, лишь 34% [7, с.383].

В связи с этим, требуется на уровне института образования разрабатывать и применять технологии влияния на процесс коррекции мировоззренческих позиций современного студенчества. Актуализируется необходимость в разработке программы по противодействию деструктивного информационного влияния продуктов массовой культуры на сознание современного студенчества с целью ознакомления и создания условий для нормальной идентификационной практики культурного взаимодействия в рамках русской национальной культуры посредством задействования и активизации интеллектуальных и технических возможностей вузовской среды [8]. Исходя из заданных параметров социокультурной реальности и основываясь на традиционных методиках, необходимо выбрать те формы и методы, которые оптимально решают задачу.

В связи с этим изменяется роль системы профессионального образования в подготовке современного специалиста. Значение приобретает не только освоение профессиональных компетенций, но и переосмысление, и освоение традиционных социокультурных ценностей. В этом значительную роль играет система воспитания в современном вузе. В этом смысле досуговая деятельность предполагает некоторую степень развития сущностных сил. Досуг является элементом образа жизни и выполняет функции отдыха (рекреации), развлечения, общения, развития личности. [9]. Вуз, в силу выполнения своей воспитательной миссии, занимается организацией досуга студентов, именно тех форм, которые отражают специфику студенческой субкультуры. Фестивали, КВН, массовые физкультурно-спортивные мероприятия, туризм, различные смотры художественной самодеятельности не только удовлетворяют потребности в общении, не только развлекают, но в большой степени способствуют развитию различных навыков, творческих потенций и т.д. Однако формы досуговой деятельности, их направленность с целью реализации миссии института образования могут приобретать большую или меньшую значимость, приоритетность. На наш взгляд, одной из таких форм может быть работа на постоянной основе центра спортивно-массовой и оздоровительной работы ЦСМ и ОР вуза, основу которого может составить спортивные

—--—

~ 46 ~

—--—

секции и места для занятий спортом. Центр спортивно-массовой и оздоровительной работы (далее ЦСМ и ОР) - объединение студентов, занимающихся в различных спортивных секциях, фестивалях, конкурсах. различных областях культурно-оздоровительной деятельности и вне учебных проектов под руководством специалистов, преподавателей. В спортивных секциях, клубов ЦСМ и ОР студенты совершенствуют и получают знания по тем областям спортивной и творческой деятельности, по которым изъявляют желания. Цель ЦСМ и ОР - повышение значения здорового образа жизни в вузе, организация массовой и спортивной деятельности; объединение и стимулирование студентов, желающих получить навыки по определенным сферам деятельности, и привлечение наиболее активных студентов к участию в вузовских и межвузовских мероприятиях.

Основными задачами ЦСМ и ОР являются:

- формирование интереса студентов к самостоятельному занятию физической культурой познанию мира и изучению дисциплин;

- подготовка к выбору будущей профессии, развитие интереса к избранной специальности, помощь в приобретении дополнительных знаний, умений и навыков в интересующих областях;

- привлечение внимания студентов и выработка активной жизненной гражданской позиции по социальным, политическим, культурным и духовным проблемам;

- освоение студентами универсальных способов социальной деятельности: информационной, коммуникативной, кооперативной, проблемной.

По содержанию ЦСМ и ОР включает в себя организацию спортивных мероприятий, фестивалей, конкурсов, дискуссионных встреч по темам проектов, по отдельным вопросам науки, искусства, спорта со специалистами; работу кураторов по спорту, студентов по поиску и обзору дополнительных материалов; проведение практических мероприятий среди студентов. Направления деятельности центра могут быть разнообразными, включающими как уже сформированные интересы студентов, так и предложения профессорского преподавательского состава.

Необходимо заметить, что усвоение теоретических основ гуманитарных дисциплин, формирующих мировоззрение и являющихся основой для анализа проблем социокультурной реальности, объективных закономерностей развития общества, есть основа для дальнейшей профессиональной деятельности.

~ 47 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.