Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1018
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н.

Цель исследования - выяснить мотивированность и векторы активности молодежи в сфере ЗОЖ, физической культуры и спорта в рамках федеральных грантовых кампаний как технологии социального инвестирования. Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ документов и информационных материалов ФАДМ «Росмолодежь» (информация для участников грантовых конкурсов, информация для экспертов, приказы о победителях, информация о наиболее успешных практиках), контент-анализ заявок участников конкурсов вузов, физических лиц, определенных для экспертной оценки. Результаты исследования и выводы. Отмечено, что степень участия и качество заявок грантовых конкурсов выступает как опосредованный индикатор условий и мотивированности молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а содержание проектов раскрывает их наиболее востребованные формы. Показаны типичные формулировки успешных проектов и размеры грантовой поддержки. Авторы делают вывод о том, что технология грантовой поддержки социально значимых инициатив молодежи и студентов является эффективным способом здоровьесбережения молодежи и студенчества: параллельно с федеральными и региональными программами развития физической культуры, реализуемыми по линии Минспорта, молодежь активно участвует в развитии физкультурно-спортивной инфраструктуры, реализации спортивных мероприятий, развитии новых, отвечающих ее запросам видов физкультурно-спортивной деятельности. Вместе с тем грантовые конкурсы позволяют четко выявить географию социальных инициатив, соотнести данные с материалами профильных органов власти и тем самым уточнить уровень развития массового и доступного спорта в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Нархов Д. Ю., Нархова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROJECTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS FOR STATE YOUTH POLICY IMPLEMENTATION

Objective of the study was to determine the level of motivation of young people and individual activity vectors in the field of physical education, sports and healthy way of life as part of the federal grant campaigns acting as a social investment technology. Methods and structure of the study. The study included an analysis of the documents and information materials of the Federal Agency for Youth Affairs "Russian Youth" (information for participants of grant competitions, information for experts, orders concerning grant competition winners, information about the most successful practices), and content-analysis of applications for participation in university competitions from private individuals selected for expert evaluation. Results and conclusions. It is noted that the degree of involvement and the quality of grant support requests serve as an indirect indicator of the level of formation of the appropriate environment and level of young people’s motivation for physical education and sports activities, and that the project content reveals the most in-demand project forms. The successful project drafts and the size of grant support were shown. The authors conclude that the technology of grant support of socially significant initiatives of youth and students is an effective way to protect their health: along with the federal and regional programs of development of the physical education and sports sector implemented by the Ministry of Sports. Young people are actively involved in the development of the physical education and sports infrastructure, holding sports events, and the development of new types of physical education and sports activities that meet the youth interests. At the same time, grant support makes it possible to clearly identify the geography of social initiatives, compare the data to the materials of the relevant authorities, and thus clarify the level of development of popular and accessible sports in the regions.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

социальные проекты в сфере физической культуры как способ реализации государственной молодежной политики

УДК/UDC 316.346.32-053.6 + 796.034

Поступила в редакцию 17.07.2020 г.

Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1

Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1

1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,Екатеринбург

SOCIAL PROJECTS IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS FOR STATE YOUTH POLICY IMPLEMENTATION

PhD, Associate Professor D.Yu. Narkhov1

PhD, Associate Professor E.N. Narkhova1

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

Информация для связи с автором: d [email protected]

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выяснить мотивированность и векторы активности молодежи в сфере ЗОЖ, физической культуры и спорта в рамках федеральных грантовых кампаний как технологии социального инвестирования. Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ документов и информационных материалов ФАДМ «Росмолодежь» (информация для участников грантовых конкурсов, информация для экспертов, приказы о победителях, информация о наиболее успешных практиках), контент-анализ заявок участников конкурсов вузов, физических лиц, определенных для экспертной оценки.

Результаты исследования и выводы. Отмечено, что степень участия и качество заявок грантовых конкурсов выступает как опосредованный индикатор условий и мотивированности молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а содержание проектов раскрывает их наиболее востребованные формы. Показаны типичные формулировки успешных проектов и размеры грантовой поддержки.

Авторы делают вывод о том, что технология грантовой поддержки социально значимых инициатив молодежи и студентов является эффективным способом здоровьесбережения молодежи и студенчества: параллельно с федеральными и региональными программами развития физической культуры, реализуемыми по линии Минспорта, молодежь активно участвует в развитии физкультурно-спортивной инфраструктуры, реализации спортивных мероприятий, развитии новых, отвечающих ее запросам видов физкультурно-спортивной деятельности.

Вместе с тем грантовые конкурсы позволяют четко выявить географию социальных инициатив, соотнести данные с материалами профильных органов власти и тем самым уточнить уровень развития массового и доступного спорта в регионах.

Ключевые слова: социальная инициатива, молодежь, студенты, спорт, физическая культура, грантовая поддержка, государственная молодежная политика.

Annotation

Objective of the study was to determine the level of motivation of young people and individual activity vectors in the field of physical education, sports and healthy way of life as part of the federal grant campaigns acting as a social investment technology.

Methods and structure of the study. The study included an analysis of the documents and information materials of the Federal Agency for Youth Affairs "Russian Youth" (information for participants of grant competitions, information for experts, orders concerning grant competition winners, information about the most successful practices), and content-analysis of applications for participation in university competitions from private individuals selected for expert evaluation. Results and conclusions. It is noted that the degree of involvement and the quality of grant support requests serve as an indirect indicator of the level of formation of the appropriate environment and level of young people's motivation for physical education and sports activities, and that the project content reveals the most in-demand project forms. The successful project drafts and the size of grant support were shown.

The authors conclude that the technology of grant support of socially significant initiatives of youth and students is an effective way to protect their health: along with the federal and regional programs of development of the physical education and sports sector implemented by the Ministry of Sports. Young people are actively involved in the development of the physical education and sports infrastructure, holding sports events, and the development of new types of physical education and sports activities that meet the youth interests. At the same time, grant support makes it possible to clearly identify the geography of social initiatives, compare the data to the materials of the relevant authorities, and thus clarify the level of development of popular and accessible sports in the regions.

Keywords: social initiative, youth, students, sports, physical culture, grant support, state youth policy.

Введение. Современные дискуссии о молодежи в российском социуме ставят вопрос о необходимых и достаточных формах взаимодействия государства и молодежной общности [4, 8 и др.]. Достаточно много работ [2, 3, 7 и др.] последних лет посвящено проблемам молодежной моды на ЗОЖ, участия студентов в физкультурном и спортивном движении.

И если в отношении спорта высших достижений сложились управленческие традиции, обеспечивающие успешность российской молодежи по множеству видов спорта, то управление массовым молодежным физкультурно-спортивным движением в условиях повышенного интереса к результативности государственной молодежной политики (ГМП) требует

дополнительного исследования. На необходимость поиска новых управленческих подходов к управлению студенческим спортом указывают многие авторы. Так, Н. В. Пешкова одним из способов решения видит «управление посредством «мягкой силы», через среду, в пространстве, отвечающем целям и задачам образовательной организации» [6, с. 96]. В связи с этим представляется важным изучение проблемы социальной активности и социальной инициативы молодежи и студентов в сфере физической культуры и спорта.

Цель исследования - выяснить мотивированность и векторы активности молодежи в сфере ЗОЖ, физической культуры и спорта в рамках федеральных грантовых кампаний как технологии социального инвестирования.

Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ документов и информационных материалов ФАДМ «Росмолодежь» (информация для участников грантовых конкурсов, информация для экспертов, приказы о победителях, информация о наиболее успешных практиках), контент-анализ заявок участников конкурсов вузов, физических лиц, определенных для экспертной оценки.

Результаты исследования и их обсуждение. Один из принципов современной ГМП - предоставление государством «базового объема услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодежи...» [5] - реализуется в комплексе с другими подходами, призванными гарантировать конституционные права молодежи на сохранение здоровья. Однако уже сама формулировка «базовый объем» может трактоваться как «минимально необходимая», что существенно сужает поле для социального развития. Подобная ограниченность наблюдается и в описании социальных механизмов, за счет которых реализуется ГМП: большей частью они формулируются как меры социальной защиты и поддержки молодежи, оказавшейся в условиях ограничений по состоянию здоровья, профилактика зависимостей и обеспечение безопасности социальной среды.

Идущая в связи с внесением в Государственную Думу очередного законопроекта «О молодежной политике» дискуссия о молодежном возрасте [1] актуализировала вопрос о формах взаимодействия государства и молодежного сообщества: социальная опека или социальное партнерство и (или) переход к инвестициям в молодежь. Проблема инвестирования может быть рассмотрена с двух сторон. Во-первых, какие сферы деятельности, во-вторых, какие технологии являются приоритетными для инвестирования. Очевидно, что молодежные ЗОЖ, физическая культура и спорт весьма привлекательны для стратегических инвестиций, поскольку нацелены на здоровьесбережение нации в рамках федеральных проектов «Демография»и «Создание ... условий для занятий физической культурой и спортом.». В то же время программно-целевой метод планирования регионального развития физической культуры и спорта, хотя и является весьма проработанным механизмом управления, в силу ограниченности бюджетов и жестко очерченного круга задач на три-пять лет вперед не в полной мере отвечает запросам молодежной общности, поскольку более ориентирован на традиционные виды спорта и спорт высших достижений. Он не учитывает мотивацию неформальных молодежных групп и не способен откликаться на динамичные запросы цифрового общества,

в том числе связанные с пластичной модой на ЗОЖ. Так, в Свердловской области заметную поддержку регионального Минспорта получила субкультура любителей воркау-та, существующая более десятка лет. Результатом стало появление многочисленных площадок, оборудованных в соответствии со спортивными стандартами, повышение статуса воркаут-движения, появление собственных официальных соревнований - Кубка Свердловской области. Более молодые субкультурные группы (любителей мау-тинбайка, роликовых коньков и т. д.) развиваются в основном за счет энтузиазма.

Система ключевых показателей Росмолодежи прямо не предусматривает индикаторов оценки в регионах уровня сформированности у молодежи валеологической культуры, условий, вовлеченности и мотивированности молодежи к занятиям физической культурой и спортом (непосредственно выделены только Всероссийские военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», включающие региональные этапы). Таким образом, наблюдается несоответствие между ориентирами ГМП в сфере ЗОЖ, физической культуры и спорта, государственными программами, региональными возможностями и запросами молодежи, формируемыми модой на физическую активность.

Вместе с тем в составе президентской платформы «Россия - страна возможностей» успешно функционирует проект «Грантовый конкурс молодежных инициатив», одной из целей которого заявлено формирование здорового образа жизни и раскрытие потенциала молодежи. Это серия конкурсов, проводимых в ежегодном формате, является откликом государства на конкретные социально значимые инициативы и дополнительной возможностью у молодых людей реализовать собственные проекты.

Поскольку номинация «Физическая культура, спорт и туризм» в данном проекте позиционируется как одна из основных, то и число созданных в регионах заявок по данному направлению может служить опосредованным индикатором уровня развития условий и мотивированности молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а содержание проектов - раскрыть наиболее востребованные формы физкультурно-спортивной деятельности в субъектах РФ и конкретных муниципалитетах. Кроме того, анализ заявок позволяет определить наиболее активные группы молодежи. Опыт авторов по экспертной оценке заявок в рамках грантовых конкурсов Росмолодежи в период 2017-2020 гг. позволяет сделать вывод о том, что студенты значительно чаще других категорий молодежи оказываются не только в числе участников, но и в числе победителей в силу большей осведомленности о конкурсах и большим владением технологиями социального проектирования.

О направлениях и масштабах проявления молодежных инициатив можно судить по следующим данным. В 2018 г. федеральный бюджет грантовой кампании составлял более 2,5 млрд руб. на все виды конкурсов. Фонд одного только грантового конкурса физических лиц составил 235,4 млн руб., максимальный размер гранта - до 300 тыс. руб. Всего по всем направлениям было подано 7809 заявок, признаны победителями 1259 участников (т. е. 16 % от массива). В число победивших заявок входит 81 проект из 41 субъекта Российской Федерации в области ЗОЖ, физической культуры и спорта с общим бюджетом 15,150 млн руб.

№ 1 • 2021 Январь | Juпuar

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Интересы победителей конкурса более всего были связаны: с реализацией программ спортивной направленности; с проведением спортивных мероприятий; образовательных событий; созданием и развитием спортивных клубов; созданием новых спортивных площадок.

Возможности для самореализации студенческой молодежи по изучаемому направлению наглядно продемонстрировал Всероссийский конкурс молодежных проектов 2020 г. (участники - молодые граждане РФ 14-30 лет, размер гранта - до 3 млн руб., общий бюджет конкурса - 1,151 млрд руб., по номинации «Спорт, ЗОЖ, туризм» суммарный объем фантовой поддержки -171,3 млн руб.). На конкурс было заявлено 155 проектов из 53 субъектов РФ, в том числе из Москвы -16 проектов, Московской области - 8, Республик Ингушетии, Карелии, Нижегородской области - по 7, Республика Дагестан, Свердловская область - по 6, Пермский край, Республика Саха (Якутия), Рязанская область - по 5 проектов соответственно, в остальных субъектах - 4 и менее.

Из шести победителей от Свердловской области (всего 10,4 млн руб.) три проекта связаны с вузовской средой: «Организация молодежного спортивно-образовательного лагеря Katadze. Camp» и «Разработка мобильного гида по горнолыжным курортам РФ» (УрФУ), «Создание региональной системы поддержки школьных объединений в реализации спортивных мероприятий "Прайд-School"» (Молодежное правительство и УИУ (филиал) РАНХиГС). Кроме того, от Свердловской области в конкурсе «Вузы» (участники - образовательные организации высшего образования, размер гранта - до 15 млн руб.) признаны победителями два проекта: «Ресурсный центр по подготовке триатлонистов "ТриатлонаМания"» (Уральский государственный лесотехнический университет, 700 тыс. руб.) и «III Всероссийские студенческие игры боевых искусств (этап УрФО)» (Уральский государственный юридический университет, 4 млн руб.). То есть в ходе еще незавершенной грантовой кампании 2020 г. дополнительно к бюджетам всех уровней область получила более 15 млн руб. под проекты, максимально отвечающие запросам молодежи в сфере ЗОЖ, физической культуры и спорта. Кроме того, нужно отметить, что такие проекты отличаются высокой степенью уникальности и «междисциплинарности», часто признаются победителями и по другим номинациям. Особенно это характерно для грантовых конкурсов форумных кампаний. Их общее количество невелико, но они расширяют диапазон молодежных и студенческих инициатив.

Вывод. Технология грантовой поддержки социально значимых инициатив молодежи и студентов является эффективным способом здоровьесбережения молодежи и студенчества: параллельно с федеральными и региональными программами развития физической культуры, реализуемыми по линии Минспорта, молодежь активно участвует в развитии физкультурно-спортивной инфраструктуры, реализации спортивных мероприятий, развитии новых, отвечающих ее запросам видов физкультурно-спортивной деятельности.

Данная технология должна и будет востребованной в регионах в силу ее прямых (привлечение к занятиям физической культурой и спортом) и латентных (формирование активной гражданской позиции, партнерское взаимодействие с институтом власти) функций. При условии организации контроля реализации поддержанных проектов и активного тиражирования историй успеха эта форма партнерских взаи-

моотношений молодежи, студенчества и государства отвечает задачам качественного развития физической культуры в молодежной и студенческой среде.

Вместе с тем грантовые конкурсы позволяют четко выявить географию социальных инициатив, соотнести данные с материалами профильных органов власти и тем самым уточнить уровень развития массового и доступного спорта в регионах.

Литература

1. Вечно зеленые: нужно ли сдвигать верхнюю границу возраста для молодежи // Москва-24 [сайт. Режим доступа: https://www.m24. ru/articles/obshchestvo/16072020/156877?fbclid=IwAR0Qk4vcpC lrea55T3 qQolRlUgbSpVhVKKqVidUKZ_2yOcxjCPp3BeQI8No (дата обращения 17.08.2020).

2. Дубкова Е.С. Значение физической культуры и спорта в жизни студентов РУТ (МИИТ) / Е.С. Дубкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 51-54.

3. Коновалова М.П. Физическая культура в профессиональной подготовке студенческой молодежи / М.П. Коновалова, В.Я. Шкля-рук. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. - 160 с.

4. Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / Серия «Демография. Социология. Экономика». Т. 5. - № 1 / Под ред. чл.-корр. РАН С.В. Рязанцева, д.с.н., Т.К. Ростовской, д.с.н., Ю.А. Зубок. - М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. - 325 с.

5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р.

6. Пешкова Н.В. Прогностический потенциал образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта / Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 5. - С. 92-96.

7. Пономарев А.В. Тренды в молодежной политике в зеркале социальных наук и технологий: монография / А.В. Пономарев [и др.]; под общ. ред. д-ра пед. наук А.В. Пономарева, канд. филос. наук Н.В. Поповой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 260 с.

8. Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи: коллективная монография под ред. С.В. Тетерского, Т.К. Ростовской. - М.: Перспектива, 2016. - 280 с.

References

1. Vechno zelenye: nuzhno li sdvigat verhnyuyu granitsu vozrasta dlya molodezhi [Forever green: is it necessary to shift the upper age limit for youth]. Moskva-24 Available at: https://www.m24.ru/articles/o bshchestvo/16072020/156877?fbclid=IwAR0Qk4vcpClrea55T3 qQ olRlUgbSpVhVKKqVidUKZ_2yOcxjCPp3BeQI8No (Date of access: 17.08.2020).

2. Dubkova E.S. Znachenie fizicheskoy kultury i sporta v zhizni studentov RUT (MIIT) [Role of physical education and sports in life of RUT (MIIT) students]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 10 (152). pp. 51-54.

3. Konovalova M.P., Shklyaruk V.Ya. Fizicheskaya kultura v professionalnoy podgotovke studencheskoy molodezhi [Physical education in vocational training of students]. Saratov: SSEI Plekhanov Russian University of Economics publ., 2018. 160 p.

4. Ryazantsev S.V., Rostovskoy T.K., Zubok Yu.A. [ed.] Molodezh i molodezhnaya politika: novye smysly i praktiki [Youth and youth policy: new meanings and practices]. Ser. « Demography. Sociology. Economy ». V. 5. No. 1. RAS. Moscow: Ekon-inform publ., 2019. 325 p.

5. Osnovyi gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda. Utverzhdeny rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 29 noyabrya 2014 # 2403-r [Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2014 No. 2403-r].

6. Peshkova N.V. Prognosticheskiy potentsial obrazovatelnogo prostr-anstva universiteta v razvitii studencheskogo sporta [Academic educational environment potential for student sport development]. Teori-ya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 5. pp. 92-96. p. 96.

7. Ponomarev A.V. Trendy v molodezhnoy politike v zerkale sotsialnykh nauk i tekhnologiy [Trends in youth policy in context of social sciences and technologies]. Yekaterinburg: Uu publ., 2018. 260 p.

8. Teterskogo S.V., Rostovskoy T.K. [ed.] Teoriya i praktika ustoychivogo tsennostno-pozitivnogo razvitiya molodezhi [Theory and practice of sustainable value-positive youth development]. Moscow: Perspektiva publ., 2016. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.