Научная статья на тему 'Анализ государственной поддержки социально значимых молодежных проектов на примере Агентства по делам молодежи Калининградской области'

Анализ государственной поддержки социально значимых молодежных проектов на примере Агентства по делам молодежи Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГРАНТ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / MARKETING RESEARCH / RETROSPECTIVE ANALYSIS / SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECT / STATE SUPPORT / GRANT / YOUTH POLICY / PUBLIC ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордон Ю.В., Саванович С.В.

В статье представлен ретроспективный анализ одного из грантовых конкурсов Агентства по делам молодежи Калининградской области, направленного на государственную поддержку молодежных социально значимых проектов, реализуемых региональными молодежными общественными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE SUPPORT OF SOCIALLY SIGNIFICANT YOUTH PROJECTS ON THE EXAMPLE OF THE AGENCY FOR YOUTH AFFAIRS OF THE KALININGRAD REGION

The article presents a retrospective analysis of one of the grant competitions of the Agency for Youth Affairs of the Kaliningrad Region, aimed at state support of youth socially significant projects implemented by regional youth public organizations.

Текст научной работы на тему «Анализ государственной поддержки социально значимых молодежных проектов на примере Агентства по делам молодежи Калининградской области»

УДК 338.2

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНО

ЗНАЧИМЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ

ОБЛАСТИ

Ю.В. Гордон, студентка 2-го курса магистратуры ИНОТЭКУ,

juliagordon2019@gmail. com С.В. Саванович, канд. экон. наук, доц., заведующая кафедрой отраслевой логистики, маркетинга и коммерции, svetlana.savanovich@klgtu.ru ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический

университет»

В статье представлен ретроспективный анализ одного из грантовых конкурсов Агентства по делам молодежи Калининградской области, направленного на государственную поддержку молодежных социально значимых проектов, реализуемых региональными молодежными общественными организациями.

маркетинговые исследования, ретроспективный анализ, социально значимый проект, государственная поддержка, грант, молодежная политика, общественная организация

Агентство по делам молодежи Калининградской области (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Калининградской области и входит в структуру регионального Правительства. Агентство осуществляет на территории Калининградской области функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере реализации государственной молодежной политики. Основные проекты и направления деятельности регионального Агентства по делам молодежи включены в Государственную программу Калининградской области «Молодёжь» [1]. Данная программа была принята в начале 2014 г. и определяет основные подходы и приоритетные направления государственной молодежной политики до 2020 г.

Исполняя государственную программу, Агентство направляет свою деятельность во взаимодействии с иными органами исполнительной власти, молодежными общественными объединениями на успешную социализацию и эффективную самореализацию молодых калининградцев с учетом общественных и государственных интересов [1]. В рамках реализации государственной программы Калининградской области «Молодежь» до 2020 г. Агентством ежегодно проводятся следующие грантовые конкурсы, направленные на государственную поддержку молодежных социально значимых проектов:

- конкурс проектов и программ детских и молодежных общественных объединений, реализуемый юридическими лицами (далее - конкурс юридических лиц);

- областной конкурс молодежных проектов, реализуемых физическими лицами (далее - конкурс физических лиц).

В данной статье рассматривается только конкурс юридических лиц.

Конкурс юридических лиц проводится во исполнение Закона Калининградской области «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Калининградской области» в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 05.04.2006 № 201 [2]. В конкурсе могут принимать участие детские и молодежные общественные организации, включенные в Реестр государственной поддержки. Подобный Реестр ведется Агентством, к примеру, в 2018 г. в Реестре зарегистрировано 25 организаций [2].

С 2012 г. ежегодный объем финансирования данного конкурса составлял 1 млн. руб., количество поддержанных проектов варьировалось от 8 до 17 в зависимости от размера выделяемого гранта. Начиная с 2019 г. бюджет конкурса увеличен и составляет более 2 млн.

руб-

Поддерживаются проекты, направленные на гражданское и патриотическое воспитание молодежи; обеспечение занятости молодежи; организацию содержательного досуга; пропаганду здорового образа жизни; поддержку талантливой молодежи; развитие ученического и студенческого самоуправлений и иные [2].

При проведении ретроспективного анализа в данной статье рассматриваются социально значимые молодежные проекты, ставшие грантополучателями конкурса юридических лиц Агентства в период с 2016 по 2018 г.

Ретроспективный анализ в данном научном исследовании дает возможность сравнить по различным аспектам грантополучателей конкурса за прошедшие периоды времени по различным показателям. Такой анализ позволяет выявить изменения в качественном и количественном аспекте за последние три года и дать оценку динамике предоставления государственной поддержки социально значимым молодежным проектам в рамках данного конкурса на региональном уровне [3].

При проведении ретроспективного анализа конкурса юридических лиц основными показателями являются: количественный аспект, который, в свою очередь, подразделяется на общее количество грантополучателей, количество (размер) грантовой поддержки, количество грантополучателей по определенным направлениям конкурса и качественный аспект - заинтересованность общественных организаций в данном конкурсе и востребованность различных направлений конкурса в молодежной среде [3].

Проводя анализ конкурса юридических лиц, важно отметить, что основным неизменным аспектом при проведении данного ретроспективного анализа проектов является бюджет конкурса, который на протяжении всего периода исследования ежегодно составлял 1 млн. руб. Следовательно, ежегодно молодежные общественные организации региона, состоящие в областном Реестре детских и молодежных общественных организаций, могли претендовать на получение различной суммы грантовой поддержки, размер которой мог варьироваться в зависимости от количества поданных на конкурс заявок.

Приказы Агентства об итогах конкурса проектов (программ) детских и молодежных общественных объединений Калининградской области в 2016, в 2017 и в 2018 гг. соответственно с указанием перечней победителей (грантополучателей) данного конкурса являются методологической основой при проведении данного ретроспективного анализа. Основываясь на вышеуказанных документах, находящихся в открытом доступе на официальном сайте Агентства, в первую очередь было проведено сравнение количества грантополучателей по годам с указанием максимального и минимального размера гранта [2].

В 2016 г. победителями конкурса стали девять организаций и девять проектов соответственно, максимальный размер гранта составил 200 тыс. руб., минимальный - 40 700 руб. В 2017 г. победителями стали шесть организаций и восемь проектов, максимальный размер гранта составил 200 тыс. руб., минимальный - 50 тыс. руб. В 2018 г. победителями стали восемь организаций и восемь проектов, максимальный размер гранта составил 250 тыс. руб., минимальный - 50 тыс. руб.

На рисунке представлена столбчатая диаграмма динамики развития предоставления государственной поддержки на реализацию социально значимых молодежных проектов в рамках данного конкурса на протяжении рассматриваемого периода по количественному аспекту по вышеназванным показателям в общем наглядно демонстрирует отсутствие весомых различий.

При более детальной оценке перечня грантополучателей конкурса юридических лиц можно отметить, что в течение анализируемого периода получателями государственной поддержки довольно часто становились одни и те же общественные организации, ежегодно реализующие различные социально значимые проекты. Среди постоянных получателей

государственной поддержки в рамках данного конкурса можно отметить такие организации, как Калининградская региональная общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи», Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация «Юная Лидерская Армия», Калининградская региональная детская молодежная общественная организация «Артбюро 39» и Калининградская региональная молодежная общественная организация «Центр молодежных инициатив».

300

2016 год 2017 год 201Qгод

■ кол-во грантов Враз мер гранта так ■ раз м ер гранта min Рисунок - Ретроспективный анализ грантополучателей (юридические лица)

Данная ситуация указывает на ежегодную заинтересованность вышеназванных общественных организаций в своей работе и ориентацию на реализации молодежных социально значимых проектов по различным направлениям.

Кроме того, в 2017 г. Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация «БАРС» и Калининградская региональная молодежная общественная организация «Ассоциация поисковых отрядов "Память" в рамках данного конкурса получили грантовую поддержку на реализацию сразу двух проектов по разным направлениям. Руководствуясь результатами маркетингового исследования (опрос выборки грантополучателей 2016-2018 гг. при помощи анкеты-опросника, опрошено восемь молодежных общественных организаций), проведенного в рамках данного научного исследования осенью 2019 г. (далее - результаты маркетингового исследования конкурса юридических лиц), можно сделать вывод, что данная ситуация свидетельствует о высокой мотивации вышеуказанных общественных организации к работе с молодежью и заинтересованности в реализации как можно большего количества социально значимых молодежных проектов ежегодно.

Также результаты маркетингового исследования конкурса юридических лиц показали, что наиболее часто указываемые молодежными общественными организациями причины заинтересованности в получении государственной поддержки являются наличие возможности получить дополнительное финансирование и привлечь новых членов в организацию через реализацию новых интересных молодежи проектов, возможность организации расти и развиваться и «быть в тренде» - проектная деятельность сейчас очень популярна.

Кроме того, важно отметить, что все опрошенные молодежные общественные организации пользуются другими источниками финансирования своей деятельности. Наиболее часто используемые альтернативные источники финансирования - это Фонд

Президентских грантов, программы приграничного сотрудничества, спонсорские средства и гранты администраций муниципальных образований области.

Анализируя количество грантополучателей по определенным направления конкурса, в первую очередь следует отметить, что всего существует восемь направлений конкурса, но в данном научном исследовании использовались лишь основные четыре, как наиболее востребованные за анализируемый период времени:

1) направление: грант, предназначенный для поддержки проектов и программ, направленных на укрепление здоровья молодежи и детей, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни, профилактику асоциальных явлений в молодежной среде;

2) направление: грант, предназначенный для поддержки проектов и программ, стимулирующих разностороннее образование детей и молодежи, защиту интересов и прав молодых граждан;

3) направление: грант, предназначенный для поддержки проектов и программ содействия развитию творчества детей и молодежи, поддержки проектов молодых талантов и творческих коллективов в сфере культуры, искусства, науки, профессионального мастерства, организации содержательного досуга;

4) направление: грант, предназначенный для поддержки проектов и программ, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие краеведческой и поисковой работы, сохранение и восстановление памятников отечественной истории и культуры, реализацию проектов по исследованию российской истории.

Анализируя победителей конкурса юридических лиц по направлениям, для наглядности восприятия данных составим таблицу с разделением проектов-победителей по годам и направлениям, а также рассчитаем средний показатель по каждому направлению.

Таблица - Сравнительный анализ грантополучателей конкурса юридических лиц по основным направлениям проектов

Направление проекта Количество п] роектов-победителей по годам Средний показатель за анализируемый период

2016 2017 2018

Направление 1 4 3 1 2,6

Направление 2 0 0 2 0.6

Направление 3 5 0 1 2

Направление 4 2 4 5 3,6

Исходя из представленного в таблице разделения проектов-победителей по направлениям можно сделать вывод, что наиболее востребованным у молодежных общественных организаций за анализируемый период времени являются направление 4 и 1. Наименьшим спросом пользуется направление 2.

Подобная детализация проектов-победителей дает представление о фактической востребованности того или иного направления конкурса в соответствии с количественным аспектом. Ретроспективный анализ грантополучателей конкурса в соответствии с качественным аспектом позволяет более детально определить востребованность различных направлений конкурса, исходя из тематики проектов и опыта работы общественных организаций.

Руководствуясь качественным аспектом данного научного исследования, прежде всего следует отметить, что ежегодно в течение анализируемого периода грантополучателями конкурса юридических лиц становились не более восьми-девяти

молодежных общественных организаций. Столь низкая заинтересованность в получении государственной поддержки, в соответствии с результатами маркетингового исследования конкурса юридических лиц, обусловлена рядом различных причин, которые указаны ниже в порядке от наиболее часто указываемых к наименее:

1) небольшая сумма гранта;

2) нехватка времени для написания и реализации проектов;

3) слабая команда для инициирования и реализации проектов;

4) неумение правильно оформить заявку на конкурс;

5) отсутствие востребованных (интересных) направлений конкурса;

6) получение средств на реализации проектов из других источников;

7) выделение средств ниже запрашиваемой суммы, что приводит к пересмотру бюджета и механизма реализации проекта, отказ от мероприятий и нарушению цикличности.

Проводя более детальный анализ проектов-победителей по направлениям в соответствии с качественным аспектом, можно выявить следующую закономерность: общественные организации, ежегодно получающие государственную поддержку в рамках конкурса юридических лиц, каждый год представляют на конкурс проекты по различным направлениям, что свидетельствует в первую очередь о высокой мотивации общественной организации и желании реализовывать разноплановые проекты, а также о востребованности всех направлений данного конкурса. К примеру, Калининградская региональная общественная организация общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» в 2016 г. стала грантополучателем по направлению 3, в 2017 г. - по направлению 4, в 2018 г. - по направлению 2, что говорит о желании и возможности реализовывать разноплановые проекты. Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация «Юная Лидерская Армия» в 2016 и 2017 гг. получила грант на реализацию проектов по направлению 1, что обусловлено узкой спецификой деятельности данной общественной организации. Калининградская региональная молодежная общественная организация «Центр молодежных инициатив» стала грантополучателем в 2016 г. по направлению 1, а в 2018 г. - по направлению 4, что также свидетельствует о желании и возможности реализовывать разноплановые проекты. Калининградская региональная детская молодежная общественная организация «Артбюро 39» в 2017 и 2018 гг. получила грант на реализацию одного и того же проекта по направлению 4, что говорит не только о высокой мотивации общественной организации, но и востребованности проекта в молодежной среде.

Анализируя получение в 2017 г. грантовой поддержки на реализацию сразу двух проектов в рамках одного конкурса Калининградской региональной молодежной общественной организацией «Ассоциация поисковых отрядов "Память" можно отметить, что у данной организации проектами-победителями стали разные проекты по одному направлению, что полностью обусловлено спецификой ее деятельности. Кроме того, как уже указывалось ранее, данный факт свидетельствует о востребованности данных направлений среди молодежи и высокой мотивации общественных организаций к своей деятельности.

В то же время, исходя из результатов маркетингового исследования конкурса юридических лиц, видно, что на вопрос: «Готова ли Ваша организация подавать заявки на конкурс по подходящему Вашей организации направлению ежегодно?» семь из восьми опрошенных организаций ответили «Да» и лишь одна ответила «Нет», указав причиной слабую команду для инициирования и реализации проектов, и нехватку времени для написания и реализации проектов. На вопрос: «Чем обусловлена востребованность одних направлений конкурса и не востребованность других у Вашей организации?» почти все из опрошенных организаций наиболее часто отвечали «спецификой деятельности организации и опытом работы с молодежью только по определенному направлению», что позволяет сделать вывод, что лишь некоторые направления конкурса являются востребованными в связи с активностью лишь определенных организаций, инициирующих и реализующих молодежные проекты только в рамках специфики своей работы, обусловленной накопленным опытом только по определенным направлениям работы с молодежью.

Проводя анализ оставшихся проектов-победителей, можно сделать вывод, что выбор направлений конкурса в основном обусловлен спецификой деятельности данных организаций, а получение государственной поддержки лишь один раз за три года в рамках данного конкурса о возможной неопытности в написании заявок на конкурс, а также данный факт может свидетельствовать о низкой заинтересованности общественных организаций либо о наличии других источников финансирования.

В целом анализ государственной поддержки социально значимых молодежных проектов на примере конкурса юридических лиц Агентства по делам молодежи Калининградской области позволяет сделать вывод, что государственная поддержка молодежных общественных организаций в регионе востребована на постоянной основе лишь небольшим количеством организаций, постоянно участвующих в конкурсе и пользующихся государственной поддержкой регионального Агентства. Ежегодно в течение анализируемого периода грантополучателями конкурса юридических лиц становились не более восьми-девяти молодежных общественных организаций. Данная ситуация обусловлена рядом различных причин, основные из которых это неумение большинства молодежных организаций региона правильно оформить заявку на конкурс, небольшая сумма гранта в рамках данного конкурса, нехватка времени у лидеров организации для написания и реализации проектов и слабая команда общественных организаций, необходимая для инициирования и реализации проектов. Говоря о размере государственной поддержки, в рамках данного конкурса следует отметить, что за анализируемый период максимальный размер гранта составил 250 тыс. руб., а минимальный - 40 700 руб. Но начиная с 2019 г., бюджет конкурса увеличен и составляет более 2 млн. руб., что соответственно повлекло за собой и увеличение максимальной суммы гранта, и увеличение количества поданных на конкурс заявок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информация об Агентстве по делам молодежи Калининградской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.molod39.ru/about-agency

2. Информация о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Калининградской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.molod39.ru/projects/molodyozhnye-nko

3. Ретроспективный анализ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms/analysis/retrospektivnyy_analiz.html.

ANALYSIS OF STATE SUPPORT OF SOCIALLY SIGNIFICANT YOUTH PROJECTS ON THE EXAMPLE OF THE AGENCY FOR YOUTH AFFAIRS OF THE KALININGRAD

REGION

J.V. Gordon, 2nd year student of the master's program INOTECU, juliagordon2019@gmail.com S.V. Savanovich, PhD, Associate Professor, Heard of Department of industrial logistics, marketing

and commerce, svetlana.savanovich@klgtu.ru Kaliningrad State Technical University

The article presents a retrospective analysis of one of the grant competitions of the Agency for Youth Affairs of the Kaliningrad Region, aimed at state support of youth socially significant projects implemented by regional youth public organizations.

marketing research, retrospective analysis, socially significant project, state support, grant, youth policy, public organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.