УДК 37.037:376.58 DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.024
Ю. М. Постное, Л. И. Костюнина
НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ШКОЛЫ
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова,
г. Ульяновск, Россия
Аннотация. В статье исследованы возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и общего образования в психолого-педагогической коррекции поведения учащихся с различными формами проявления социальной девиации на основе социально-ориентированного проекта физкультурно-спортивной деятельности, реализуемого студентами педагогического вуза под руководством педагогов-методистов. Педагогическое исследование было организовано на базе педагогического вуза и базовых школ педагогических практик студентов факультета физической культуры и спорта. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сетевая форма позволяет интегрировать материально-технические, интеллектуальные, воспитательные ресурсы вуза и школы и обеспечивает большую эффективность превентологической работы с девиантными учащимися. Авторами отмечено, что проблема коррекции поведения девиантных подростков является комплексной, в решении которой должны взаимодействовать социальные педагоги, психологи, классные руководители, специалисты физической культуры и спорта, муниципальных органов управления образованием и учреждений внутренних дел. Определены условия эффективности дальнейшей реализации сетевого взаимодействия «вуз - школа» в коррекции поведения девиантных учащихся средствами физкультурно-спортивной деятельности. Результаты исследования представляют профессиональный интерес для учителей физической культуры, социальных педагогов, психологов.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, школа, вуз, учащиеся, студенты, девиантное поведение, физическая культура, физкулътурно-спортивная деятельность, профилактика.
Yu. М. Postnov, L. I. Kostyunina
ORIENTATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS WORK WITH STUDENTS
WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE CONTEXT OF NETWORK INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND THE SCHOOL
I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia
Abstract. The article examines the potential of network interaction of educational organizations of higher and general education in the psychological and pedagogical correction of students' behavior with various forms of social deviation on the basis of a socially-oriented project of physical culture and sports activities implemented by students of a pedagogical university under the guidance of methodolo-gists. The pedagogical research was held on the basis of the pedagogical university and the basic schools of pedagogical practices of students of the Faculty of Physical Culture and Sports. The results of the study indicate that the network form allows integrating the material, technical, intellectual, and educational resources of the university and school and provides greater efficiency of preventive and correctional work with students with deviant behavior. The authors note that the problem of correcting the deviant behavior in adolescents is a complex one, in solving which social educators, psychologists, class teachers, specialists in physical culture and sports, municipal education authorities and internal affairs institutions should
cooperate. The conditions for the effectiveness of further implementation of the "university-school" network interaction in correcting the behavior of déviant students by means of physical culture and sports activities are determined. The results of the study are of professional interest for physical éducation teachers, social educators, and psychologists.
Keywords: network interaction, school, university, pupils, students, déviant behavior, physical culture, physical culture and sports activity, prévention.
Введение. Современная тенденция развития социальных отношений, трансформация социальных институтов воспитания обусловливают прогрессирование различных форм проявления девиантного поведения в подростковой и молодежной среде. Девиантное поведение в его негативной или позитивной форме проявления можно рассматривать как явление, сопровождающее процесс социализации и взросления индивида, характеризующееся манерой вести себя, отклоняющейся от общепринятых норм [11]. Негативное девиантное поведение в молодежной среде чрезвычайно распространено, о чем свидетельствуют результаты исследований П. С. Самыгина, Л. Г. Гусляковой, Г. В. Говорухиной и др. авторов [11], [2].
Руководство страны, педагогическое сообщество все больше говорят о необходимости обновления содержания воспитательной работы в системе общего и профессионального образования, внесения системности в процессы стихийной социализации учащихся и студентов, что находит отражение в нормативно-директивных документах [7], [13]. Современная общеобразовательная школа должна создать условия для духовно-нравственного развития учащихся, усвоения ими социальной роли гражданина, патриота; стать ключевым фактором, обеспечивающим формирование социокультурной идентичности российского общества. Программы воспитания общеобразовательных организаций являются обязательным компонентом образовательных программ, охватывают различные аспекты формирования социально-значимых качеств личности в процессе обучения и направлены на подготовку образованных, нравственно воспитанных молодых людей с активной жизненной позицией, способных и готовых к сотрудничеству, к самостоятельному принятию решения, обладающих чувством ответственности. Воспитательная работа со «сложными» учащимися, имеющими различные девиации, требует согласованной, «командной» работы социальных педагогов, психологов, родителей, педагогической общественности; научно обоснованных технологий коррекционной работы на основе выявления причинно-следственных связей, факторов, обусловливающих те или иные формы девиантного, де-линквентного поведения; эффективных средств и методов их профилактики. Исследователями накоплен значительный опыт воспитательной работы с девиантными учащимися в условиях образовательных учреждений, взаимодействия семьи и школы, на основе вовлечения в различные формы культурно-досуговой деятельности, с помощью средств народной казачьей педагогики и технологии социального туризма и др. [3], [4], [9], [11].
В ряде исследований авторами доказано, что альтернативно-значимая физкультур-но-спортивная деятельность обусловливает укрепление здоровья, возможность коррекции индивидуальных психологических особенностей личности, создает предпосылки для саморегуляции психических состояний, является эффективным средством противостояния негативным воздействиям социальной среды [5], [6], [10]. Учащиеся, вовлеченные в занятия физической культурой и спортом на регулярной основе, характеризуются наличием психо-физических ресурсов, которые помогают им более успешно справляться с учебными и психическими нагрузками, повышенными требованиями «среды обитания», стрессами и конфликтами, обладают превентивным воздействием правонарушающего поведения. Вопросы решения комплекса социально-педагогических задач по коррекции девиантного
поведения учащихся средствами физической культуры требуют поиска инновационных форм организации физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающих накопительный положительный воспитательный эффект. В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Национальном проекте «Образование» указывается необходимость открытости институтов и организации всестороннего партнерства образовательных организаций на основе совместной разработки и реализации образовательных программ [13], [7]. Сетевое взаимодействие образовательных организаций разного уровня, в частности, «школа - вуз», рассматривается как один из эффективных механизмов управления развитием человеческих ресурсов. В связи с этим приобретают актуальность научно-методические разработки, раскрывающие условия, при которых может быть в полной мере использован образовательный и воспитательный потенциал сетевого взаимодействия «вуз - школа», обеспечивающие возможность масштабирования и технологического переноса вышеуказанного подхода на решение задач коррекции девиантного поведения учащихся. Цель исследования - обоснование сетевой формы взаимодействия вуза и школы как инновационной формы организации коррекционной физкультурно-спортивной деятельности учащихся с девиантным поведением.
Актуальность исследуемой проблемы. Сетевое взаимодействие рассматривается специалистами как один из мощных ресурсов инновационного образования [1], [3], [8]. Оно обеспечивает возможность продвижения и тиражирования результатов инновационной деятельности, усиления ресурса образовательного учреждения за счет ресурсов других партнеров. Взаимодействие образовательных организаций построено на принципах социального партнерства, единства целеполагания участников проекта, что обусловливает более эффективное достижение проектного замысла. В ходе сетевого взаимодействия осуществляется совместная деятельность, при которой происходит обмен не только на информационном уровне, но и на уровне взаимообмена индивидуальным субъектным ресурсом, появляется возможность создания и реализации совместных проектов. Во взаимодействии данных ресурсов формируется новое системное качество, которого в принципе не существовало ранее [2], [12]. Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет организовать эффективную форму взаимодействия между людьми, процессами и обеспечивает целенаправленное изменение исходных качеств и состояний личности, интегративный подход к решению поставленных проблем. Исследователями проанализировано множество примеров практики организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, но, как правило, такие прецеденты локальны и имеют несистемный характер взаимодействия [1], [3], [8], [12].
В большей части формы совместной деятельности школы и вуза применяются для организации профильного обучения, методической помощи педагогам, подготовки учащихся к ЕГЭ. При этом актуальная задача социализации учащихся с девиантным поведением может быть выполнена не только усилиями педагогов, социальных работников и психологов, родителей, работников комиссий по делам несовершеннолетних, но и в процессе сетевого взаимодействия общеобразовательной организации и педагогического вуза на основе реализации социально-ориентированных проектов физкультурно-спортивной направленности. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что участие учащихся в урочных, внеурочных, самостоятельных формах физкультурно-спортивной деятельности обеспечивает значительный воспитательный эффект, обладает возможностью нравственно-психологического, физического воздействия на личность учащихся, формирования у них ценностного отношения к своему здоровью, приобретения опыта позитивного коммуникативного взаимодействия в социуме. При этом вопросы привлечения ресурсов вуза в лице студентов факультета физической культуры и спорта, опытных педагогов-методистов к организации социально-ориентированной физкультурно-спортивной
деятельности с девиантными учащимися в исследованиях представлены фрагментарно, что и обусловливает актуальность исследования.
Материал и методы исследования. Для достижения целей исследования применялся комплекс методов исследования: анализ специальной научно-методической, нормативной литературы, опрос, педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Педагогическое исследование было организовано на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», общеобразовательных организаций г. Ульяновска, в период с февраля 2019 по март 2020 гг. В исследовании приняли участие студенты 2-5 курсов факультета физической культуры и спорта, учащиеся 9-11 классов (135 чел.).
Результаты исследования и их обсуждение. Сетевое взаимодействие рассматривается нами как форма сотрудничества педагогического вуза и школы, обеспечивающая формирование физкультурно-развивающей, воспитательной среды посредством организационного, методического сопровождения физкультур но-спортивной коррекционной деятельности учащихся с девиантным поведением на основе использования научно-педагогического и интеллектуального потенциала, физкультурно-спортивной инфраструктуры вуза. В ходе организованного нами исследования механизмом реализации сетевого взаимодействия «вуз - школа» явился социальный проект «Социально-педагогическая адаптация средствами физической культуры и спорта лиц молодого возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию». Данный проект реализуется студентами и преподавателями факультета физической культуры и спорта на региональном уровне начиная с 2015 года и охватывает инновационную физкультурно-спортивную проектную деятельность студентов (спортсменов, волонтеров), направленную на профилактику социально-опасных явлений общества в группе риска (учащаяся молодежь асоциального поведения, лица молодого возраста, попавшие в сложную жизненную ситуацию, и др.). Социально ресоциализирующий аспект деятельности студентов, будущих учителей физической культуры, в рамках проекта «Социально-педагогическая адаптация средствами физической культуры и спорта лиц молодого возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию» ранее был успешно реализован в работе с осужденными молодого возраста в учреждениях УФСИН по Ульяновской области [5]. В данном исследовании апробированы основные направления профилактическо-коррекционной работы с учащимися девиантного поведения в условиях сетевого взаимодействия педагогического вуза и общеобразовательной школы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Основные направления сетевого взаимодействия «вуз - школа» в рамках организации физкулыурно-спортивной деятельности по профилактике и коррекции девиантного поведения учащихся
№ Основные направления Содержание деятельности
1. Научно- исследовательское Психолого-педагогические исследования по проблемам профилактики и социально-педагогической коррекции поведения девиантных учащихся средствами физической культуры и спорта в рамках выпускных квалификационных работ бакалавров, магистерских и кандидатских диссертаций; программно-методическое сопровождение (разработка программ, методических рекомендаций для реализации различных форм физкультурно-спортивной работы по наиболее привлекательным видам спорта в условиях школы и с использованием материально-технической базы вуза); проведение обучающих семинаров учителей физической культуры, социальных педагогов
Продолжение таблицы 1
2. Просветительско-мотивационное Лекторий ведущих педагогов по основам ЗОЖ, спортивной и оздоровительной тренировки и др.; встречи с известными спортсменами; проведение ведущими студентами-спортсменами мастер-классов по видам спорта, обучающих семинаров по наиболее привлекательным видам спорта, интерактивных внеурочных форм с целью формирования у учащихся специальных знаний о воздействии физических упражнений на различные функции организма, об особенностях адаптации организма к активной двигательной деятельности, о необходимости ведения здорового образа жизни как фактора жизненной успешности
3. Тренировочно-соревновательное Совместные тренировочные занятия учащихся с девиацией со сборными командами на базе университета; походы выходного дня; выезды на учебно-тренировочные сборы в спортивно-оздоровительный лагерь «Юность»; участие в физкультурно-реабилитационной работе с молодыми инвалидами-колясочниками в качестве помощников студентов-волонтеров; матчевые встречи с учащимися университетских классов, участие в мероприятиях ВФСК ГТО
4. Диагностико-аналитическое Изучение психолого-педагогических характеристик учащихся с девиантным поведением; конкретизация содержания программы физкультурно-спортивной деятельности (ПФСД) по коррекции и профилактике девиантного поведения учащихся; проведение повторной диагностики с целью выявления эффективности ПФСД; разработка практических рекомендаций по организации различных видов физкультурно-спортивной деятельности с учащимися с девиантным поведением на основе сетевого взаимодействия «школа - вуз» с привлечением студентов, будущих педагогов по физической культуры
Результаты педагогического эксперимента по профилактике и коррекции поведения девиантных учащихся 15-17 лет средствами физической культуры в условиях сетевого взаимодействия «вуз - школа» свидетельствуют об эффективности данного подхода. По итогам повторной диагностики количество учащихся, оставшихся на учете внутриш-кольной комиссии, снизилось на 49,4 %; районной комиссии по делам несовершеннолетних, соответственно, на 36,5 %. Классные руководители отмечают, что учащиеся с девиацией начали проявлять большую активность в общеклассных, общешкольных мероприятиях, демонстрировать уважительное отношение к педагогам, одноклассникам. Повысилась посещаемость учебных занятий, в том числе и уроков физической культуры. На начало педагогического эксперимента секционные занятия по видам спорта посещало всего лишь 5 % девиантных подростков, по его завершении 54 % стали заниматься на регулярной основе в школьных секциях, спортивных клубах, в том числе в студенческом спортивном клубе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». Наблюдается снижение агрессивных (вербальных, физических) форм решения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебной и досуговой деятельности. По завершению педагогического эксперимента 62 % испытуемых характеризуются средним уровнем выраженности личностной тревожности, на начало данный показатель составил 35 % (р<0,05). Выявлено достоверное снижение в показателях уровня тревожности, агрессивности и ригидности, соответственно, 27,3 %, 24,1 %, 18,6 %. Применение адекватных педагогических приемов, направленных на выстраивание межличностых отношений в группе испытуемых, опыт общения с социально адаптированными студентами-практикантами обусловили возможность оптимизации психо-эмоционального состояния учащихся.
Анализ практики сетевого взаимодействия показал, что взаимодействие между разноуровневыми образовательными организациями оказывает влияние не только на появление положительных результатов в социализации девиантных учащихся, но и на профессиональное развитие будущих педагогов физической культуры, ресурсное обеспечение инновационных подходов к социально-педагогической коррекционной работе. В ходе
совместной деятельности вуза и школы был выявлен потенциал к преодолению проблемы дефицита современных подходов к организации физкультурно-спортивной коррекцион-ной деятельности посредством интеграции научно-методических разработок педагогов вуза в воспитательной практике физического воспитания учащихся с девиантным поведением. В большинстве школ произошло усиление ресурсов школы в организации проектной и исследовательской деятельности. В то же время привлечение к работе с девиа-нтными учащимися студентов факультета физической культуры и спорта вуза создает возможность для притока в школы будущих педагогов физической культуры, обладающих специальными компетенциями и готовых работать с учащимися с различными поведенческими характеристиками.
Результаты исследования возможностей сетевого взаимодействия «вуз - школа» по профилактике и коррекции поведения девиантных учащихся средствами физической культуры были обсуждены на университетском Форуме педагогических практик с приглашением представителей педагогической и университетской общественности; на итоговых конференциях студентов-практикантов, учителей-методистов базовых школ-практик. В ходе обсуждений были определены мероприятия программы сетевого взаимодействия на следующий учебный год. Условием эффективности дальнейшей реализации сетевого взаимодействия «вуз - школа» определены следующие условия: системность реализации мероприятий физкультурно-спортивной коррекционной деятельности (МФСКД), сохранение постоянства состава участников проекта в целях достижения долгосрочных социализирующих эффектов; взаимодополняемость и сочетаемость МФСКД с воспитательными практиками школы, учебными программами по физической культуре и внеурочной деятельности; наличие постоянных форм сопровождения превентологической, коррекционной работы с девиантными учащимися средствами физической культуры со стороны студентов-практикантов, преподавателей университета.
Выводы. Проблема коррекции поведения девиантных подростков является комплексной, в решении которой должны взаимодействовать педагоги, родители, специалисты муниципальных органов управления образованием и учреждений внутренних дел. В данном исследовании предложены инновационные подходы к реализации программ физкультурно-спортивной профилактической деятельности в работе с несовершеннолетними с проявлениями девиантного поведения на основе организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и школы.
Процесс совместной физкультурно-спортивной деятельности учащихся с различными проявлениями девиантного поведения с социально адаптированными студентами, имеющими спортивные достижения, видящими перспективы профессионального роста и личностного совершенствования, сформированную систему жизненных ценностей, обусловливает возможность формирования у девиантных подростков опыта позитивного общения, мотивацию к занятиям физической культурой, формирование потребности в достижении спортивных результатов, создает предпосылки для формирования нравственного поведения.
Привлечение студентов и преподавателей факультета физической культуры и спорта к превентологической, коррекционной работе с девиантными учащимися с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности является перспективным направлением в решении задач социализации девиантных подростков на основе системности и комплексности взаимодействия вуза и школы, что должно найти дальнейшее развитие в грантовых социальных проектах, научно-исследовательских работах бакалавров, магистров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Василевская Е. В. Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях // Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне : метод, пособие. - М. : АПКиППРО, 2007. - 65 с.
2. Гуслякова Л. Г., Говорухина Г. В. Трансформация смысложизненных ориентации молодежи (20032013) // Образование и социальное развитие региона. - 2014. - № 3. - С. 51-59.
3. Дорожкин Е. М, Давыдова H. Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 11-17.
4. Костюнина Л. П., Илькин А. П., Постное Ю. М. Сетевое взаимодействие на основе социально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности как инновационная форма ресоциализации осужденных // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 101-103.
5. Майдокина Л. Г., Тарасова С. В., РогачевА. И. Физическая культура как средство профилактики де-виантного поведения подростков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. -№ 9. - С. 260-262.
6. МиннегалиевМ M Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Уфа, 2004. - 20 с.
7. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://strate-gy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 29.03.2021).
8. Осяк С. А., Газизова Т. В., Колоколъникова 3. У., Лобанова О. Б., Храмова Л. П., Коршунова В. В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - Режим доступа : http://science-education.ru/ru/article/view?id=18081 (дата обращения: 12.02.2021).
9. Пахарь В. В. Проблема преодоления девиантного поведения у подрастающего поколения с помощью средств народной казачьей педагогики и технологии социального туризма [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - № 2 (42). -Режим доступа : https://cyberleninka.nx/article/n/problema-preodoleniya-deviantnogo-povedeniya-u-podrastayuschego-pokoleniya-s-pomoschyu-sredstv-narodnoy-kazachiey-pedagogiki-i (дата обращения: 12.02.2021).
10. Постное Ю. М. Возможности воркаута как средства социализации учащихся 15-17 лет с девиант-ным поведением // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-19 февраля 2021 ). - Казань : Поволжская ГАФКСиТ Казань. - 2021. - С. 406^ 10.
11. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 440 с.
12. Суханова Е. А., Зобнина (Елисеева) А. А. Образовательный потенциал межорганизационного сетевого взаимодействия (на материале взаимодействия организаций высшего и общего образования) // Педагогический ИМИДЖ. - 2017. - № 2 (35). - С. 77-85.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЭ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.04.2021).
Статья поступила в редакцию 07.04.2021
REFERENCES
1. Vasilevskaya Е. V. Setevaya organizaciya как novyj tip otnoshenij i deyatel'nosti v sovremennyh usloviyah // Setevaya organizaciya metodicheskoj raboty na municipal'nom urovne : metod. posobie. - M. : APKiPPRO, 2007. - 65 s.
2. Guslyakova L. G., Govoruhina G. V. Transformaciya smyslozhiznennyh orientacij molodezhi (2003-2013) // Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. - 2014. - № 3. - S. 51-59.
3. Dorozhkin E. M., DavydovaN. N. Razvitie obrazovatel'nyh uchrezhdenij v hode setevogo vzaimodejstviya // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 11. - S. 11-17.
4. Kostyunina L. I., Il'kin A. N., Postnov Yu. M. Setevoe vzaimodejstvie na osnove social'no orientirovannoj fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti как innovacionnaya forma resocializacii osuzhdennyh // Teoriya i praktika fizi-cheskoj kul'tury. - 2018. - № 2. - S. 101-103.
5. Majdokina L. G., Tarasova S. V., Rogachev A. I. Fizicheskaya kul'tura как sredstvo profilaktiki deviant-nogo povedeniya podrostkov // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2015. - № 9. -S. 260-262.
6. Minnegaliev M. M. Fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost' v shkole как sredstvo profilaktiki deviant-nogo povedeniya nesovershennoletnih : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Ufa, 2004. - 20 s.
7. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa https://strate-gy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (data obrashcheniya: 29.03.2021).
8. Osyak S. A., Gazizova Т. V., Kolokol'nikova Z. U., Lobanova О. В., Hramova L. N., Korshunova V. V. Setevoe vzaimodejstvie v pedagogicheskom obrazovanii [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. - 2015. - № 1-1. - Rezhim dostupa : http://science-education.ru/ru/article/view?id=18081 (data obra-shcheniya: 12.02.2021).
9. Pahar' V. V. Problema preodoleniya deviantnogo povedeniya u podrastayushchego pokoleniya s pomoshch'yu sredstv narodnoj kazach'ej pedagogiki i tekhnologii social'nogo turizma [Elektronnyj resurs] // Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 2 (42). - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.nx/aiticle/n/problema-preodoleniya-deviantnogo-povedemya-u-podrastayuschego-pokoleniya-s-pomoschyu-sredstv-narodnoy-kazachiey-pedagogiki-i (data obrashcheniya: 12.02.2021).
10. Postnov Yu. M. Vozmozhnosti vorkauta как sredstva socializacii uchashchihsya 15-17 let s deviantnym povedeniem // Problemy i perspektivy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoj trenirovki i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym ucha-stiem (18-19 fevralya 2021). -Kazan' : Povolzhskaya GAFKSiT Kazan'. - 2021. - S. 406^10.
11. Samygin P. S. Deviantnoe povedenie molodezhi. - Rostov n/D. : Feniks, 2006. - 440 s.
12. Suhanova E. A., Zobnina (Eliseeva) A. A. Obrazovatel'nyj potencial mezhorganizacionnogo setevogo vzaimodejstviya (na materiale vzaimodejstviya organizacij vysshego i obshchego obrazovaniya) // Pedagogicheskij IMIDZh. - 2017. - № 2 (35). - S. 77-85.
13. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 04.04.2021).
The article was contributed on April 7, 2021
Сведения об авторах
Постное Юрий Михайлович - старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия; e-mail: [email protected]
Костюнина Любовь Ивановна - доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия; e-mail: [email protected].
Author information
Postnov, Yury Mikhaylovich - Senior Lecturer of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Life Safety, I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia; e-mail: [email protected]
Kostyunina, Lyubov Ivanovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Physical Culture and Life Safety, I. Ulyanov Ulyanovsk State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia; e-mail: [email protected].