Научная статья на тему 'Исследование рынка социальной рекламы города Омска'

Исследование рынка социальной рекламы города Омска Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
445
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / Г. ОМСК / SOCIAL ADVERTISING / MARKET RESEARCH OF SOCIAL ADVERTISING / OMSK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марочкина Светлана Станиславовна

В статье представлены результаты социологического исследования «Отношение жителей города Омска к социальной рекламе», проведено сравнение результатов исследования 2015 года с данными за 2008 и 2011 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market research of social advertising of Omsk

The article presents the results of a sociological research «Against residents of the city of Omsk to the social advertisement» compared to results of the study in 2015 with the data of 2008 and 2011.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка социальной рекламы города Омска»

УДК 659.181

С. С. МАРОЧКИНА

Омский государственный технический университет

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ГОРОДА ОМСКА

В статье представлены результаты социологического исследования «Отношение жителей города Омска к социальной рекламе», проведено сравнение результатов исследования 2015 года с данными за 2008 и 2011 годы.

Ключевые слова: социальная реклама, исследование рынка социальной рекламы, г. Омск.

Современное общество в последнее время находится в процессе трансформации. В связи с этим необходимо совершенствовать все стороны общественной жизни, в первую очередь, для взаимодействия общества и личности, ценностных приоритетов в массовом сознании и ориентиров, а также стабильности социальных институтов. На общественное развитие особое воздействие может оказать социальная реклама — коммуникационный канал, управляющий процессом становления ценностей в массе. Социальная реклама обладает возможностью распространять духовные, эстетические, нравственные и социальные ценности. И главной миссией ее является решение и профилактика социальных проблем общества.

Для того чтобы социальная реклама действительно работала, необходимо изучать аудиторию, для которой она распространяется. А лучшее изучение потребителей рекламной информации — это непосредственное изучение их мнений — социологическое исследование.

В декабре 2008 года по заказу и методике управления информационной политики администрации г. Омска был организован социологический опрос 500 жителей города Омска старше 18 лет, направленный на изучение мнения омичей об эффективности социальной рекламы. В марте 2011 года студентами специальности «Реклама» Омского государственного технического университета (ОмГТУ) был проведен социологический опрос, посвященный проблеме развития социальной рекламы в городе Омске. В качестве респондентов выступали студенты (100 чел.) Омского государственного технического университета, Омской государственной медицинской академии, Сибирского автомобильно-дорожного университета. Основные выводы по результатам данных исследований отражены в статье «Состояние и основные направления социальной рекламы в г. Омске» [1].

В период с 25 апреля по 23 мая 2015 года студентами ОмГТУ направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» было проведено социологическое исследование, направленное на выявление отношения населения города Омска к социальной рекламе [2]. В исследовании приняло участие 200 жителей города Омска в возрасте от 14 лет. Информация от респондентов была получена двумя способами: самостоятельное заполнение анкет респондентами и опрос в сети Интернет.

Основные задачи исследования:

— определение основных целей социальной рекламы;

— выявление тем, которые должны быть отражены в социальной рекламе;

— определение каналов коммуникации, с помощью которых должна распространяться социальная реклама;

— выявление основных заказчиков социальной рекламы;

— определение эффективности социальной рекламы в городе Омске;

— определение тем социальной рекламы, которая представлена в городе Омске.

На основании исследования можно сделать следующие выводы.

Большинство опрошенных (62 %) считают, что основной целью социальной рекламы в городе Омске является культурное и духовное воспитание личности, вторую позицию занимает пропаганда социальных норм и общечеловеческих ценностей, так считают 53 % респондентов, на третьем месте воспитание патриотизма — 50 % опрошенных. Меньше всего голосов имеет формирование положительного имиджа органов власти и управления (4 %) (рис. 1).

По мнению жителей г. Омска, в социальной рекламе в первую очередь должны быть отражены темы: пропаганда здорового образа жизни и спорта (69 %), борьба с наркоманией и алкоголизмом (51 %) и уважительное отношение к старшему поколению (38 %). Также актуальными темами являются: благоустройство родного города (32 %), борьба с курением (31 %) и охрана материнства и детства (29 %). Последнюю позицию занимает спонсорство и меценатство (3,5 %) (рис. 2).

Наиболее популярными каналами коммуникации социальной рекламы респонденты выделили средства наружной рекламы (70 %), сеть Интернет (56 %), телевизионные каналы (53 %). Большое количество опрошенных, а именно 46 %, считают целесообразным размещать рекламу внутри помещений (в вузах, кинотеатрах, вокзалах, супермаркетах и т.п.) (рис. 3).

Основными заказчиками социальной рекламы, по мнению респондентов, должны стать органы местного самоуправления (53 %), региональные структуры и государственные власти (52 %), а также общественные организации, союзы, фонды, ассоциации (51 %) (рис. 4).

Цели социальной рекламы

К - культурное и духовное воспитание личности

1 - пропаганда соц. норм и общечеловеческих ценностей

В - воспитание патриотизма

Б - борьба с социальными заболеваниями

Ф - формирование положительного имиджа города

Р - развитие благотворительности

П - продвижение социальных программ

Б - борьба с Интернет-зависимостью

1 - популяризация общественных организаций

- положительный имидж власти

- затрудняюсь определить

Рис. 1. Цели социальной рекламы в городе Омске

Темы социальной рекламы

3 - пропаганда ЗОЖ

Б - борьба с наркоманией и алкоголизмом

У - уважение к старшему поколению

Г - благоустройство города

Э - улучшение экологии города

К - борьба с курением

О- охрана материнства и детства

Д- безопасность дорожного движения

В - профилактика венерических заболеваний

П - пропаганда гражданских прав и обязанностей

Б - борьба с безработицей

И - профилактика Интеренет-зависимости

П - помощь соц. незащищенным гражданам

Б - борьба с правонарушителями

В - веротерпимость и толерантность

Г - городские праздники

Б - борьба с терроризмом

- спонсорство и меценатство

- затрудняюсь ответить

Рис. 2. Тематика социальной рекламы

затрудняюсь

0,5%

наружная реклама

70

органы местного самоуправления

53,

Рис. 3. Каналы коммуникации социальной рекламы

коммерческие предприятия

Рис. 4. Заказчики социальной рекламы

Эффективна ли социальная реклама?

10?

затрудняюсь

10%

соц. рекламы нет

скорее «да», чем «нет»

скорее «нет», чем «да»

Рис. 5. Эффективность социальной рекламы

Сравнение данных исследования среди молодежи 18-25 лет

2011 г.

40% Положительный имидж города

49% Культурное и духовное воспитание личности

64% Борьба с соц. заболеваниями

29% Борьба с курением

51% Профилактика венерических заболеваний,в т.ч. СПИДа

53% Борьба с наркоманией и алкоголизмом

Цели

Темы

2015 г.

58% Пропаганда социальных норм

61% Борьба с соц. заболеваниями

71% Воспитание патриотизма

47% Улучшение экологии города

61% Пропаганда здорового образа жизни

69% Борьба с наркоманией и алкоголизмом

Рис. 6. Цели и тематика социальной рекламы в возрастной категории 18-25 лет

Результаты исследования доказали, что, по мнению респондентов, социальная реклама в городе Омске скорее не решает поставленные перед ней задачи (46 %) (рис. 5).

Для выявления тенденций изменения отношения омичей к социальной рекламе и ее эффективности сравним полученные результаты 2008 и 2015 годов.

В 2008 году, по мнению населения г. Омска, развитие социальной рекламы должно осуществляться в следующих направлениях: пропаганда ценности здорового образа жизни, профилактика негативных социальных явлений, в том числе наркологической зависимости (62,2 %), семейных (44,0 %), духовных и нравственных ценностей (42,4 %) [1]. В 2015 году лидирующей темой также осталась пропаганда ценности здорового образа жизни (69 %), также в социальной рекламе должны быть отражены темы борьбы с наркоманией и алкоголизмом (51 %), уважительное отношение к старшему поколению (38 %), благоустройство родного города (32 %).

Наиболее популярным каналом распространения социальной рекламы в 2008 году, по мнению омичей, являлось телевидение — примерно каждый второй омич видел социальную рекламу на телевизионных каналах, далее следуют наружные носители и печатные периодические издания. В 2015 году наиболее популярными каналами коммуникации социальной рекламы респонденты выделили средства наружной рекламы (70 %), сеть Интернет (56 %), телевизионные

каналы (53 %). Из тройки лидирующих средств распространения выбыли печатные издания, чем это логически и объясняется — снижается процент читающих периодические издания, а на смену в тройку лидеров вошел Интернет, повышается процент пользователей сети.

Интересным представляется сравнение данных исследования среди молодежи 18 — 25 лет. На момент 2011 года самыми актуальными целями социальной рекламы были: борьба с социальными заболеваниями (алкоголизм, наркомания и т.д.), культурное и духовное воспитание личности, формирование положительного имиджа города. В 2015 году произошли изменения, первую позицию занимает воспитание патриотизма, на второй позиции — борьба с социальными заболеваниями (алкоголизм, наркомания) (в 2011 году занимала первую позицию), третью позицию — пропаганда социальных норм и общечеловеческих ценностей (рис. 6).

Актуальные темы 2011 года: борьба с наркоманией и алкоголизмом, профилактика венерических заболеваний, борьба с курением. В 2015 году также на первом месте — борьба с наркоманией и алкоголизмом, а вторая и третья позиции отличны, это пропаганда здорового образа жизни и улучшение экологии города соответственно. Большое количество голосов за пропаганду здорового образа жизни обусловлено скорее культом здорового образа жизни и обилием на рынке разного рода фитнес-залов (рис. 6).

Рис. 7. Сравнение результатов исследования в возрастной категории 18-25 лет

Произошли небольшие изменения в выборе каналов коммуникации: если в 2011 году большинство голосов было отдано за сеть Интернет, средства наружной рекламы и телевизионные каналы, то в 2015 году наружная реклама переместилась на первое место, сеть Интернет также удержала свои позиции, но телевизионные каналы набрали меньше голосов, тем самым средства рекламы внутри помещения заняли вторую позицию (рис. 7).

По мнению молодежи, социальная реклама в городе Омске не решает поставленных перед ней задач, т. е. она неэффективна (рис. 7). Следует отметить, что так считают все возрастные категории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, на основании вышеприведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Социальная реклама в Омске не выполняет своей основной функции, т.е. неэффективна и сделана на очень низком уровне.

2. Основные цели социальной рекламы: культурное и духовное воспитание личности, пропаганда социальных норм и общечеловеческих ценностей, воспитание патриотизма.

3. Темы, которые должны быть отражены в социальной рекламе: пропаганда здорового образа жизни, борьба с наркоманией и алкоголизмом, уважение к старшему поколению.

4. Наиболее популярными каналами распространения социальной рекламы, по мнению омичей, являются средства наружной рекламы, телевизионная реклама, Интернет.

Библиографический список

1. Марочкина, С. С. Состояние и основные направления социальной рекламы в г. Омске / С. С. Марочкина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2012. - № 1 (105). - С. 262-266.

2. Бендиг, В. Н. Отношение населения города Омска к социальной рекламе / В. Н. Бендиг, С. С. Марочкина // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии : сб. тр. XIV Междунар. науч.-практ. конф. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. - С. 81-83.

МАРОЧКИНА Светлана Станиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: marochkina@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2015 г. © С. С. Марочкина

Книжная полка

Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение / Г. Эдмунд ; пер. А. В. Михайлов, ред. В. Куренной. - 2-е изд. - М. : Академический проект, 2015. - 489 с. - ISBN 978-5-8291-1812-9.

Ключевая работа основателя феноменологии — одного из ведущих направлений современной мысли, подвергающего анализу непосредственные данности сознания — представляет собой подробное введение в феноменологическую проблематику. В книге обосновывается понимание феноменологии как чистой науки, философского метода и мыслительной установки. Традиционные философские вопросы о восприятии и переживании, о сознании и мышлении, о разуме и действительности разворачиваются оригинальным образом. С немецкой обстоятельностью Гуссерль разбирает особенности феноменологической редукции, учения о ноэме и ноэзисе, позиции трансцендентального идеализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.