Научная статья на тему 'Социологический анализ изучения роли социальной рекламы в профилактике наркомании в городе Омске'

Социологический анализ изучения роли социальной рекламы в профилактике наркомании в городе Омске Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
967
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / НАРКОМАНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ / SOCIAL ADVERTISING / PREVENTIVE MEASURES OF NARCOMANIA / HEALTHFUL WAY OF LIFE / FAMILY VALUES / EFFECTIVENESS OF SOCIAL ADVERTISING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филатов Василий Афанасьевич, Коновалова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются проблемы профилактики наркомании и пути их решения средствами социальной рекламы. На материалах конкретного социологического исследования, проведенного в г.Омске, изучается отношение детей, подростков и молодежи к проблеме наркомании, выясняются ее причины, выявляются основные социально-демографические группы объекты антинаркотической рекламы, определяются ее содержательный компонент и каналы распространения. Статья может быть использована в научно-исследовательской, преподавательской и практически-организационной деятельности и может быть полезна работникам рекламных агентств, социальных и медицинских учреждений, занимающихся профилактикой наркомании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Филатов Василий Афанасьевич, Коновалова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological analysis of the role of social advertising against drug addiction in Omsk

The article deals with the problems of preventive measures to drug addiction and the ways of their solving by means of social advertising. It is observed the attitude of children, teenagers and youth towards drug addiction on the material of the definite sociological investigation conducted in Omsk and the facts that cause it are explored. The basic socio-demographical groups that can be the objects of anti-narcotic social advertising are identified, the informative component and the channels of drug -trafficking are determined. The conclusions and suggestions on the development of the anti narcotic social advertising are made on the base of conducted analyze. The article can be used in scientific-research, teaching and practical organizing activity and can be useful for the benefit of advertising agencies, social and medical establishment employees, who deal with the preventive measures of narcomania.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ изучения роли социальной рекламы в профилактике наркомании в городе Омске»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

УДК 316.624 : 659.3

В. А. ФИЛАТОВ Н. С. КОНОВАЛОВА

Омский государственный технический университет

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ В ГОРОДЕ ОМСКЕ

В статье рассматриваются проблемы профилактики наркомании и пути их решения средствами социальной рекламы. На материалах конкретного социологического исследования, проведенного в г.Омске, изучается отношение детей, подростков и молодежи к проблеме наркомании, выясняются ее причины, выявляются основные социально-демографические группы — объекты антинаркотической рекламы, определяются ее содержательный компонент и каналы распространения. Статья может быть использована в научно-исследовательской, преподавательской и практически-организационной деятельности и может быть полезна работникам рекламных агентств, социальных и медицинских учреждений, занимающихся профилактикой наркомании.

Ключевые слова: социальная реклама, профилактика наркомании, здоровый образ жизни, наркомания, семейные ценности, эффективность социальной рекламы.

В настоящее время проблема наркомании продолжает оставаться одной из самых сложных и острых социальных проблем в России. Экономическая нестабильность, утрата жизненных перспектив, ценностей, обеднение духовной культуры, отсутствие действенных профилактических программ привели к тому, что употреблять наркотики стали самые массовые и уязвимые группы населения — дети, подростки и молодежь [1]. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия.

Социальная реклама способствует решению проблемы наркомании, привлекая внимание к ней как к сложному социальному явлению, влияющему на жизнедеятельность всего общества [2]. Для разработки эффективной социальной рекламной кампании, способной адекватно восприниматься обществом и той группой населения, на которую она, прежде всего, будет направлена, в период с 9 марта по 16 марта 2009 года было проведено социологическое исследование на тему: «Профилактика наркомании в городе Омске».

В опросе участвовало 289 школьников и студентов города Омска в возрасте от 16 до 23 лет. Опрос проводился по месту учебы респондентов — в средних общеобразовательных школах и высших учебных заведениях города Омска.

Цель исследования: разработка эффективной социальной рекламной кампании по профилактике наркомании.

Задачи исследования:

1. Определить отношение целевой группы к проблеме наркомании.

2. Выяснить возможные причины возникновения наркомании.

3. Выяснить, на какую группу населения прежде всего должна быть направлена антинаркотическая социальная реклама.

4. Определить содержательный компонент социальной рекламы профилактической направленности.

5. Определить, какими должны быть каналы распространения рекламного сообщения.

Гипотеза: социальная реклама в профилактике наркомании будет эффективной, если в качестве антинаркотического образа выбирать человека, которому омичи доверяют, производящего хорошее впечатление (знаменитый спортсмен, артист и т. п.) и способного являться кумиром и образцом для подражания, а также если она будет нести в себе полезную информацию и использовать все каналы распространения рекламного сообщения.

По результатам социологического исследования выяснилось, что 88 % респондентов считают проблему наркомании актуальной для города Омска, 5 % ответили, что нет; 7 % — затруднились ответить.

При этом 100 % мужчин ответили, что проблема актуальна. Среди женщин таких — 90 %; 2 % считают, что проблема не актуальна; 8 % затруднились ответить. Данные показывают, что для мужчин проблема наркомании актуальнее, чем для женщин.

Возрастное распределение ответов респондентов оказалось следующим: 16 — 17-летние и 18-23-летние, практически одинаково (87 % и 88 %) указали, что проблема актуальна; 6 % и 4 % — нет, проблема неактуальна; 7 % и 8 % — затруднились ответить. Таким образом, как для школьников, так и для студентов проблема наркомании в городе Омске является актуальной.

На вопрос: «Как Вы относитесь к людям, употребляющим наркотики ?», 57 % респондентов ответили —

Частотное распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к людям, употребляющим наркотики?»

Варианты ответов Жен, (в %) Муж, (в %) 16 — 17 лет, (в %) 18 — 23 года, (в %)

положительно, они делают то, что им нравится 0 0 0 1

спокойно, это их личное дело 10 26 14 17

осуждающе, так как это отрицательное явление 28 19 23 22

крайне негативно, так как это ведет к деградации личности 57 48 60 54

другое 5 7 2 5

затрудняюсь ответить 0 0 1 1

крайне негативно, так как это ведет к деградации личности; 23 % — осуждающе, так как это отрицательное явление; 15 % — спокойно, это их личное дело; 1 %—положительно, они делают то, что им нравится; 4 % — затруднились ответить. В целом, отрицательно относятся к людям, употребляющим наркотики, 80 % респондентов. Можно предположить, что 1 % респондентов, положительно относящихся к людям, употребляющим наркотики, сами употребляют наркотики.

Половозрастное распределение ответов по данным табл. 1 показывает, что 57 % женщин и 48 % мужчин относятся к людям, употребляющим наркотики, крайне негативно; 10 % женщин и 26 % мужчин — «спокойно»; осуждающе к употреблению наркотиков относятся — 28 % женщин и 19 % мужчин.

Распределение ответов в зависимости от возраста респондентов примерно такое же, как и по полу. Около 60 % респондентов в возрасте 16— 17 лет и 54 % в возрасте 18 — 23 лет, относятся крайне негативно к людям, употребляющим наркотики; осуждающе — 23 % — в возрасте 16—17 лет и 22 % — в возрасте 18 — 23 года; 1 % респондентов в возрасте 18 — 23 года относятся к этому «положительно», ссылаясь, что они делают то, что им нравится.

На вопрос: «Как Вы считаете, по каким причинам человек начинает употреблять наркотики?» (можно было подчеркнуть несколько вариантов ответов), ответы распределились таким образом: 56 % респондентов считают, что причиной употребления наркотиков является влияние групп сверстников, употребляющих наркотики; 46 % — плохая ситуация в семье (отрицательный пример родителей, дисгармония семейных отношений); 42 % — любопытство; 39 % — доступность наркотиков; 37 % — желание получить удовольствие; 36 % — неумение контролировать себя; 34 % — личные проблемы; 23 % — «мода» на наркотики; 16 % недостаточная информированность о последствиях употребления наркотиков; 15 % — неорганизованность свободного времени; 14 % — социальнополитическое и экономическое состояние в стране (кризис, безработица); 6 % — наследственность.

Рассмотрим распределение ответов в табл. 2, в зависимости от пола респондентов. Среди женщин на первом месте — влияние групп сверстников — 74 %; 52 % — ответили, что плохая ситуация в семье; 48 % — указали на доступность наркотиков и личные проблемы; 41 % — употребляют наркотики из-за неумения контролировать себя и любопытства. Респонденты мужского пола ответили таким образом: 45 % — указали на влияние групп сверстников; 36 % — на любопытство; 26 % — на неумение контролировать себя.

Всего 10 % женщин и 7 % мужчин считают, что причиной наркомании является неорганизованность свободного времени; и 5 % женщин и 7 % мужчин — что причиной является наследственность.

Школьники и студенты среди основных причин употребления наркотиков считают: 66 % и 47 % соответственно — влияние групп сверстников; 46 % — плохая ситуация в семье; 45 % школьников считают, что причиной является доступность наркотиков.

В результате можно выделить три причины употребления наркотиков, которые, по мнению респондентов, в большей степени способствуют этому: 56 % — влияние групп сверстников; 46 % — плохая ситуация в семье; 42 % — любопытство.

На вопрос: «Может ли социальная реклама способствовать профилактике наркомании?», 73 % опрошенных ответили, что — да, может; 14 % — нет; 13 % — затрудняюсь ответить.

По полученным данным видно, что респонденты женского и мужского пола, а это 73 % и 71 % соответственно, считают, что социальная реклама способствует профилактике наркомании; 10 % и 13 % — нет, не способствует.

Если рассматривать ответы в зависимости от возраста респондентов, то здесь 72 % респондентов в возрасте 16—17 лет и 76 % в возрасте 18—23 года, считают, что социальная реклама способствует профилактике наркомании.

На вопрос: «Как Вы оцениваете достаточность антинаркотической социальной рекламы в городе Омске в настоящее время?», 34 % ответили, что её скорее недостаточно, чем достаточно; 32 % — недостаточно; 15 % — скорее достаточно, чем недостаточно; 9 % — достаточно; 10 % — затрудняюсь ответить.

В целом можно сказать о том, что 66 % респондентов считают, что антинаркотической социальной рекламы в городе Омске недостаточно; 24 % — достаточно.

На вопрос: «На что в первую очередь должна быть направлена антинаркотическая социальная реклама?», 64 % опрошенных ответили, что на профилактику наркомании (пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей); 32 % — на борьбу с наркоманией («Наркотикам — НЕТ!», «STOP — наркотики!»); 4 % — затрудняюсь ответить.

По полученным данным видно, что респонденты женского пола считают, что антинаркотическая реклама в первую очередь должна быть направлена на профилактику наркомании — 52 %, 47 % считают, что на борьбу с наркоманией. У мужчин — 68 % на профилактику наркомании, 32 % — на борьбу с нар-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Частотное распределение ответов на вопрос:

«Как Вы считаете, по каким причинам человек начинает употреблять наркотики?

Вариант ответа Жен, (в %) Муж, (в %) 16 — 17 лет, (в %) 18 — 23 года, (в %)

влияние групп сверстников, употребляющих наркотики 74 45 66 47

плохая ситуация в семье (отрицательный пример родителей, дисгармония семейных отношений) 52 23 46 46

доступность наркотиков 48 19 45 35

личные проблемы 48 10 34 34

неумение контролировать себя 41 26 44 31

любопытство 41 36 40 45

желание получить удовольствие 35 23 37 38

«мода» на наркотики 21 19 17 28

недостаточная информированность о последствиях употребления наркотиков 19 10 15 17

социально-политическое и экономическое состояние в стране (кризис, безработица, низкий уровень жизни/высокий уровень жизни) 14 13 12 16

неорганизованность свободного времени 10 7 15 15

н а следств енно сть 5 7 6 7

другое 3 13 3 7

затрудняюсь ответить 0 3 0 2

команией. Если рассматривать ответы по возрастной характеристике, то здесь 60 % респондентов в возрасте 16— 17 лет и 68 % в возрасте 18 — 23 года выбрали вариант «на профилактику наркомании».

На вопрос: «На какую группу населения прежде всего, по Вашему мнению, должна быть направлена социальная реклама по профилактике наркомании? »,

38 % респондентов ответили, что на молодежь; 29 % — на детей и подростков; 29 % — на общество в целом; 2 % — на родителей; 1 % — на педагогов и преподавателей.

Если рассматривать ответы респондентов по возрастам, то здесь, школьники в возрасте 16—17 лет считают, что в первую очередь социальная реклама по профилактике наркомании должна быть направлена на молодежь — 39 %; 31 % — на общество в целом; 29 % — на детей и подростков; 1 % — на педагогов и преподавателей. Студенты 18 — 23 лет отвечали таким образом: 36 % — на молодежь; 30 % — на детей и подростков; 27 % — на общество в целом; 3 % — на родителей; 1 % — на педагогов и преподавателей.

На вопрос: «Что, по Вашему мнению, будет эффективнее действовать в социальной рекламе по профилактике наркомании?», ответы распределились таким образом, 60 % — негативный образ наркомана;

39 % — альтернатива наркотикам (пропаганда здорового образа жизни); 30 % — образ благополучной семьи; 28 % — отношение известного человека к проблеме наркомании; 22 % — данные статистики; 21 % — информационные данные (телефоны доверия и т.п.); 6 % — затрудняюсь ответить.

По данным таблицы 3, 64 % женщин и 58 % мужчин, независимо от возраста, считают, что эффективнее всего в социальной рекламе по профилактике наркомании будет действовать негативный образ наркомана; на втором месте среди женщин стоит вариант «отношение известного человека к проблеме наркомании» —

40 %; 38 % — альтернатива наркотикам; 36 % — образ благополучной семьи; 29 % — информационные дан-

ные (телефон доверия и т.п.); 21 % — данные статистики. Среди мужчин на втором месте стоит «альтернатива наркотикам» — 48 %; 29 % — отношение известного человека к проблеме; 23 % — образ благополучной семьи; 19 % — данные статистики; 16 % — информационные данные (телефон доверия и т.п.).

Рассмотрим ответы в зависимости от возраста. Респонденты 16—17 лет на первое место поставили негативный образ наркомана — 66 %; 36 % — образ благополучной семьи; 34 % — альтернатива наркотикам; 26 % — отношение известного человека к наркотикам; 24 % — данные статистики; 21 % — информационные данные. Респонденты 18 — 23 лет на первое место — негативный образ наркомана — 56 %; 45 % — альтернатива наркотикам; 30 % — отношение известного человека к проблеме; 25 % — образ благополучной семьи; 22 % — данные статистики и информационные данные.

На вопрос: «Как Вы считаете, должна ли социальная реклама по профилактике наркомании нести в себе какую-либо полезную информацию?», 87 % респондентов ответили — да; 7 % — нет; 6 % — затрудняюсь ответить.

На вопрос: «Как Вы считаете, могут ли общественные организации, благотворительные фонды способствовать профилактике наркомании?», 65 % опрошенных ответили, да, могут; 19 % — нет, не могут; 16 % — затрудняюсь ответить.

65 % женщин 45 % мужчин считают, что общественные организации, благотворительные фонды способствуют профилактике наркомании. 42 % мужчин считают, что общественные организации/благотворительные фонды не способствуют профилактике наркомании, и всего 9 % женщин считают также. 69 % респондентов в возрасте 16—17 лет и 62 % в возрасте 18 — 23 лет считают, что общественные организации могут способствовать профилактике наркомании; 15 % и 23 % соответственно, что не могут способствовать.

Частотное распределение ответов на вопрос:

«Что, по Вашему мнению, будет эффективнее действовать в социальной рекламе по профилактике наркомании?»

Вариант ответа Жен, (в %) Муж, (в %) 16 — 17 лет, (в %) 18 — 23 года, (в %)

отношение известного человека к проблеме наркомании (спортсмен, актер и т.д.) 40 29 26 30

данные статистики 21 19 24 22

негативный образ наркомана 64 58 66 56

альтернатива наркотикам (пропаганда здорового образа жизни) 38 48 34 45

информационные данные (телефоны доверия и т.д.) 29 16 21 22

образ благополучной семьи 36 23 36 25

другое 0 16 0 7

затрудняюсь ответить 3 7 4 7

На вопрос: «Где, по Вашему мнению, должна быть размещена антинаркотическая социальная реклама?», 80 % ответили, что на телевидении; 60 % — в сети Интернет; 59 % — на щитах на улице; 52 % — на листовках и плакатах в местах скопления молодежи; 48 % — в газетах и журналах; 48 % — на видеоэкранах на центральных магистралях; 48 % — на видеомониторах в общественном транспорте; 40 % — на радио;

39 % — в кинотеатрах перед началом сеанса.

Прежде всего социальная реклама должна быть размещена на телевидении, так ответили 86 % женщин и 77 % мужчин; значительно больше мужчин — 58 %, против 28 % женщин, считают, что на радио. 64 % женщин считают, что на листовках и плакатах в местах скопления молодежи, с этим согласны 58 % мужчин; 64 % мужчин и 59 % женщин — в сети Интернет. Наименее эффективным каналом распространения рекламного сообщения респонденты мужчины считают «газеты, журналы» — 39 %.

Таким образом, результаты социологического исследования «Профилактика наркомании в городе Омске» показали:

1. Проблема наркомании является чрезвычайно актуальной (88 %) в наше время. Большинство респондентов, вне зависимости от пола и возраста, относятся к проблеме наркомании отрицательно (80 %), так как это ведет к деградации личности.

2. Среди причин, по которым человек начинает употреблять наркотики, респонденты выделили такие: 56 % — влияние групп сверстников; 46 % — плохая ситуация в семье; 42 % — любопытство. 73 % респондентов считают, что социальная реклама способствует профилактике наркомании.

3. Антинаркотической социальной рекламы в нашем городе недостаточно, так считают 66 % респондентов; 22 % полагают, что достаточно.

4. Антинаркотическая социальная реклама в первую очередь должна быть направлена на профилактику наркомании, так считают 64 % респондентов и прежде всего на молодежь (38 % респондентов), детей и подростков (30 % респондентов. Всего 1 % респондентов считают, что антинаркотическая социальная реклама должна быть направлена на педагогов, преподавателей, и 2 % — на родителей.

5. Наиболее эффективным в социальной рекламе профилактической направленности респонденты счи-

тают негативный образ наркомана — 60 %; 39 % — альтернатива наркотикам (пропаганда здорового образа жизни); 30 % — образ благополучной семьи.

6. Большинство респондентов — 87 %, считают, что социальная реклама по профилактике наркомании должна нести в себе какую-либо полезную информацию, например, телефоны доверия.

7. Общественные организации, благотворительные фонды, могут способствовать профилактике наркомании (65 % респондентов).

8. При размещении социальной рекламы должны быть использованы все каналы распространения рекламного сообщения: телевидение, радио, газеты и журналы, сеть Интернет, рекламные щиты на улице, видеоэкраны на центральных магистралях, видеомониторы в общественном транспорте, листовки и плакаты в местах скопления молодежи (учебные заведения, места отдыха молодежи).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании полученных выводов можно предложить некоторые рекомендации, способствующие, на наш взгляд, повышению эффективности социальной рекламы:

1. Внести изменения в ФЗ «О рекламе», дополнив его отдельной главой, где бы уточнялись само понятие «Социальная реклама»,ее цели и функции, а также правовой статус, юридические признаки, правила, процесс и гарантии производства и размещения.

2. Законодательно установить обязанность государственных и негосударственных средств массовой информации распространять социальную рекламу в печатной продукции в пределах 5 % общей рекламной площади печатного издания, на телевидении и радио — в объеме 30 с в час.

3. Для разработки эффективной социальной рекламы в профилактике наркомании создать координационный комитет при администрации г. Омска, контролирующий социально-рекламную деятельность и обеспечивающий взаимодействие государственных и негосударственных организаций, а также иных заинтересованных субъектов для оптимизации работы по проведению социально-рекламных мероприятий.

4. Для привлечения внимания общественности провести научно-практическую конференцию по вопросам создания, размещения и распространения антинаркотической социальной рекламы с приглашением всех заинтересованных ученых и практиков.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

В целом, и это подтверждают результаты социологического исследования, социальная реклама может и должна стать действенным средством профилактики наркомании и, стало быть, способна уберечь от беды миллионы российских детей и подростков и тем самым сохранить здоровый потенциал молодых людей — основу социального благополучия российского общества. Однако без хорошей организации и финансирования социальной рекламы и профилактической работы достичь положительных результатов будет невозможно.

Библиографический список

1. Лисова, Е. В. Подростковая наркомания: сущность и особенности проявления / Е. В. Лисова // Социально-гуманитарные знания. - 2008. -№3 . - С. 125- 131.

2. Швецова, Д. Тема наркомании в социальной рекламе [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.sor.rek-lama._article.php.

ФИЛАТОВ Василий Афанасьевич, кандидат философских наук, профессор кафедры «Социология, социальная работа и политология».

Адрес для переписки: e-mail: filatov@omgtu.ru КОНОВАЛОВА Наталья Сергеевна, библиотекарь научной библиотеки.

Адрес для переписки: e-mail: natalya-konovalo@ inbox.ru

Статья поступила в редакцию 10.11.2009 г.

© В. А. Филатов, Н. С. Коновалова

Книжная полка

Вардомский, Л. Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», «Мировая экономика» / Л. Б. Вардомский, Е. Е. Скатерщикова. — М. : КНОРУС, 2010. — 440, [1] с. : рис., табл. — Библиогр.: с. 439-441. — ISBN 978-5-406-00023-6.

Посвящено анализу становления регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне, месту регионов в процессе «открытия» российской экономики. В комплексе рассмотрены особенности региональной структуры внешнеэкономических связей, правовые особенности внешнеэкономической политики субъектов РФ.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, научных работников, изучающих проблемы регионального экономического развития и международные экономические отношения, а также специалистов федеральных и региональных органов управления.

Курнышев, В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальностям «Финансы и кредит», «Мировая экономика» / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. — М. : КНОРУС, 2010. — 255, [1] с. : рис., табл. — Библиогр.: с. 255-256. — ISBN 9785-406-00180-6.

Изложены основы теории и методы исследования региональной экономики. В теоретической части отражены предмет и объект исследования, научные принципы и факторы размещения производительных сил, особенности и закономерности в размещении экономических и социальных объектов, а также природоохранных зон. Рассматриваются вопросы кластеризации экономики регионов. Значительное внимание уделяется районообразованию и районированию, анализу территориальной организации хозяйства РФ на межрайонном уровне и на уровне размещения производительных сил на территории условного региона.

Рассматриваются вопросы государственного регулирования регионального развития, региональной экономической политики.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов, а также для специалистов-практиков, занимающихся региональной экономикой и политикой.

Кибанов, А. Я. Служба управления персоналом [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Управление персоналом» / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, М. В. Ушакова ; под ред. А. Я. Ки-банова. — М. : КНОРУС, 2010. — 410 с. : табл. — Библиогр.: с. 198-200. — ISBN 978-5-406-00053-3.

Рассмотрена роль кадровой службы в проведении кадровой политики и разработке стратегии управления персоналом на различных стадиях жизненного цикла организации. Изложен компетентностный подход к управлению персоналом организации и формированию службы управления персоналом. Обобщен опыт организации по формированию целей, функций, оргструктуры, документационного обеспечения службы управления персоналом. Приводятся методика совершенствования деятельности службы управления персоналом организации с использованием метода функционально-стоимостного анализа и методика оценки экономической и социальной эффективности службы управления персоналом организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.