Научная статья на тему 'Исследование рынка пассажирских перевозок водным транспортом Хабаровского края'

Исследование рынка пассажирских перевозок водным транспортом Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1277
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ВНУТРЕННИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ И МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заостровских Елена Анатольевна

Рассматриваются тенденции и перспективы развития рынка пассажирских перевозок внутренним водным и морским транспортом Хабаровского края за период с 2002 по 2011 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование рынка пассажирских перевозок водным транспортом Хабаровского края»

УДК 94(571.9)

ББК 67.401.143.1

Е.А. ЗАОСТРОВСКИХ

Исследование рынка пассажирских перевозок водным транспортом Хабаровского края

Рассматриваются тенденции и перспективы развития рынка пассажирских перевозок внутренним водным и морским транспортом Хабаровского края за период с 2002 по 2011 годы.

Ключевые слова: рынок транспортных услуг, внутренние и международные пассажирские перевозки, внутренний водный и морской транспорт, Хабаровский край.

Географическое положение Хабаровского края уникально и способствует развитию мощного транспортного комплекса. На его территории площадью в 788 тыс. кв. км располагаются 29 городских поселений и 188 сельских поселений. Соседями края являются богатейшие в ресурсном отношении Якутия, Приморский край, Еврейская автономная, Амурская и Магаданская области. На морской береговой линии протяженностью свыше 2500 км находятся порты Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Охотск, Николаевск-на-Амуре (являющийся одновременно речным портом). По территории края протекает одна из крупнейших в Азии река Амур, протяженность до Николаевска-на-Амуре — 970 км.

Хабаровский край является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации, его роль возрастает из-за увеличения

ЗАОСТРОВСКИХ Елена Анатольевна — младший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН, г. Хабаровск.

82

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013

межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транспортный комплекс занимает видное место в структуре валового регионального продукта Хабаровского края, его доля колеблется в последние годы в пределах 11-14%.

Эффективное функционирование транспортной системы Хабаровского края имеет не только высокое региональное, но и государственное значение [3].

Население Хабаровского края размещено неравномерно со смещением концентрации трудовых ресурсов в южную зону (города Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, районы Бикинский, им. Лазо, Нанайский и Вяземский). Для ряда районов Хабаровского края водный транспорт является практически безальтернативным способом в перевозке пассажиров. Слабая техническая оснащенность воздушных линий и аэропортов при отсутствии развитой сети железных и автомобильных дорог с твердым покрытием определяют перспективу перевозок пассажиров водным транспортом. В настоящее время водному транспорту отводится незначительная роль в обеспечении пассажирских перевозок — всего 0,5% (табл. 1) [5].

Таблица 1

Удельный вес отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках Хабаровского края в 2011 г., %

Показатели Морской Внутренний водный Ж/д Авто Авиа Городской

Перевозки пассажиров, тыс. чел 0,1 0,4 3,2 81,5 0,1 14,7

Пассажирооборот, млн пасс.-км н/д 1,6 47,0 1,1 47,1 3,2

Источник: По данным Госкомстата Хабаровского края, ОАО «Сахалинское морское пароходство»

Автомобильный транспорт является «главным перевозчиком» Хабаровского края, выполняя 82% объемов перевозок пассажиров.

Основными сегментами рынка пассажирских перевозок водного транспорта Хабаровского края являются транспортные компании, морские и речные порты, которые вовлечены во внутренние и международные перевозки пассажиров.

Особенности развития рынка пассажирских перевозок внутренним водным транспортом края является их в условиях территориальной специфики: ограниченный срок навигации (180 суток); меридиональное расположение магистральных рек при широтном направлении основных маршрутов

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

83

пассажирских перевозок; высокая социальная значимость пассажирских перевозок при большой доле льготной категории граждан.

В настоящее время на внутренних водных путях края функционирует три речных вокзала (Хабаровский, Комсомольский и Николаевский), сорок три пристани и два речных пункта пропуска международного значения — «Покровка», пропускной способностью 300 человек в сутки, и «Хабаровск» — 135 человек в час. Речной пункт пропуска «Хабаровск» — единственный в крае функционирующий сезонно в период навигации на бассейне р. Амур.

Перевозками пассажиров занимаются две компании — ООО «Амуртрансфлот-1» и ОАО «Амурское пароходство», что говорит о достаточно высокой концентрации продавцов на рынке транспортных услуг.

«Амуртрансфлот-1» в районе Комсомольска-на-Амуре перевозит пассажиров по двум направлениям: пригородное и внутрирайонное.

«Амурское пароходство» обслуживает международные и многочисленные пригородные маршруты (58 населенных и остановочных пунктов). Кроме того, оно является одним из основных исполнителей государственной программы «северного завоза» в Хабаровском крае, в период навигации доставляя социально-значимые грузы и пассажиров в труднодоступные районы Северных территорий.

В настоящее время рынок пассажирских перевозок внутренним водным транспортом Хабаровского края за период с 2002 по 2011 г. демонстрирует тенденцию снижения в 2,2 раза, пассажирооборота — в 1,6 раз за счет оттока населения и использования альтернативного вида транспорта (рис. 1).

Рис. 1. Перевозки пассажиров внутренним водным транспортом

За период с 2007 по 2011 г. перевозка пассажиров по внутренним направлениям снизилась на 25%, а по международному — увеличилась на 21%. На каждом направлении сложились свои причины снижения перевозок пассажиров: на транзитных линиях — в связи с сокращением эксплуатируемых судов; на пригородных — со снижением спроса на перевозки дачников и мелководьем рек; на внутригородских линиях — со снижением спроса, появлением новых развлекательных комплексов на набережной р. Амур [1].

84

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013

Кроме того, на снижение пассажирских перевозок оказывает негативное влияние устаревший и технически изношенный парк пассажирского транспорта; неразвитая береговая инфраструктура; низкая транспортная доступность для большинства жителей края; неразвитая система перевозки пассажиров. Влияние вышеперечисленных факторов обуславливает низкую привлекательность водного транспорта для пассажиров и, как следствие, рост тарифов.

Для Амурского пароходства перевозки на международных маршрутах являются прибыльными, а все остальные маршруты — убыточны и дотационны. Так, например, в 2011 г. от перевозок пассажиров по международному маршруту «Хабаровск-Фуюань-Хабаровск» прибыль составила 84,7 млн р., а от перевозок на пригородных линиях убытки составили 38 млн р. (табл. 2) [9].

Таблица 2

Перевозки пассажиров по международному маршруту

Показатель 2011 г.

Доход (выручка) без учёта НДС, тыс. руб. 119 291,7

Себестоимость, тыс. руб. 34 583,0

Прибыль, тыс. руб. 84 708,7

Рентабельность, % 244,9

Количество пассажиров, чел. 70 061,0

Себестоимость перевозки 1 пассажира, руб. 493,6

Доход (выручка) от перевозки 1 пассажира, руб. 1 702,7

Источник: [9].

Следует отметить, что провоз льготных категорий населения Амурскому пароходству компенсирует Министерство социальной защиты населения Хабаровского края; администрацией г. Хабаровска выделяются дотации на сдерживание роста тарифов [1].

Убыточность пассажирских перевозок на водном транспорте, как и на других видах транспорта, приводит к снижению конкурентоспособности данного вида деятельности, росту тарифов и, как следствие, уменьшению количества пассажиров.

В поисках диверсификации производственной деятельности в 2005 г. был проведен первый международный круизный тур. Предполагалось, что в перспективе переоборудованные и модернизированные теплоходы принесут доходы от туристической деятельности. Но рейсы оказались убыточными, на что повлияли следующие факторы: неразвитость инфраструктуры речных пунктов пропуска; низкий уровень пропуска физических лиц через государственную границу Российской Федерации; несоответствие рабочего времени

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

85

российских пунктов пропуска в сравнении с китайскими; непродолжительность «круизного сезона».

В результате теплоходы «Капитан Котенко», «Граф Муравьев-Амурский» и «Ерофей Хабаров» в 2010 г. были проданы по цене неразделанного металлолома за 140 тыс. долл. США (стоимость переоборудования и модернизации каждого из них — 3,5 млн долл. США).

В настоящее время пассажирский флот Амурского пароходства состоит из 27 судов различного назначения с суммарной пассажировместимостью 5,4 тыс. человек. Одной из проблем пассажирского флота пароходства является износ пассажирских судов, их средний возраст составляет 23,5 года, т. е. ресурс эксплуатации этих судов уже исчерпан или близок к тому [6].

Существующее состояние пассажирского флота объясняется несовершенством правовой базы и неблагоприятными экономических условий для гражданского отечественного судостроения, что не позволяет судоходным компаниям строить новые суда на российских верфях. В то же время возможности приобретения судов на вторичном рынке практически исчерпаны [4].

Правительством Хабаровского края планируется в ближайшей перспективе построить для регулярных речных пассажирских перевозок четыре судна модели «А-45-2» пассажировместимостью 100 человек. Стоимость одного судна составит около 178 млн р. [2]. Себестоимость провоза одного пассажира на судне проекта «А-45-2» будет составлять 5 тыс. р. (на судне «Метеор» — 6 тыс. р). Кроме того, рассматриваются вопросы о строительстве судов с меньшей вместимостью, так как экономически выгодно использовать данные суда для перевозки пассажиров из отдаленных и труднодоступных территорий. Для этого планируется построить на ОАО «Хабаровский судостроительный завод» пять судов на воздушной подушке, вместимостью 30 пассажиров, стоимостью 24 млн р.

Особенности развития рынка пассажирских перевозок морским транспортом края связаны с низкой плотностью населения. большой протяженностью морской береговой линии (вместе с островами 3,4 тыс. км), что составляет 19% от береговой линии Дальнего Востока, и наличием паромной переправы Ванино-Холмск между материковой частью России и Сахалином. Тенденция к снижению рынка пассажирских перевозок морским транспортом отразилась и на работе паромной переправы: произошло снижение перевозок с 1,09 млн человек в 2002 г.. до 0,60 млн человек в 2011 г. \ т. е. снижение в 1,8 раз (рис. 2).

Сдерживающими факторами развития перевозок пассажиров являются: отсутствие современного транспортного сервиса полного диапазона и современных форм коммерческого обслуживания флота; отсутствие постоянного расписания на паромной переправе; отсутствие слаженной работы железной дороги и морского порта Ванино. 1

1 Учет перевозки пассажиров морским транспортом на паромной линии Ванино-Холмск отображается в статистике Сахалинского морского пароходства.

86

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013

Рис. 2. Перевозки пассажиров морским транспортом на паромной линии Ванино-Холмск

Паромная переправа Ванино-Холмск является важной транспортной артерией между Сахалином и материковой частью России. На ней осуществляются перевозки специализированными паромными судами для провоза железнодорожных вагонов или большегрузных автомобилей. Линию Ванино-Холмск обслуживают четыре парома, три из них осуществляют перевозку пассажиров суммарной пассажировместимостью 216 человек, среднегодовой объем перевозок — 60 тыс. пассажиров. Средний возраст паромов составляет 27 лет. В настоящее время порт Ванино способен принимать в год до 70 тыс. пассажиров, порт Холмск — до 90 тыс. пассажиров.

На формирование рынка пассажирских перевозок через переправу Ванино-Холмск большое влияние оказывают сезонная неравномерность пассажиропотока, а также неритмичность работы паромов, которая вызвана, во-первых, простаиванием паромов в течение суток в ожидании железнодорожных вагонов по причине возникновения периодических заторов на участке железной дороги Комсомольск-на-Амуре-Ванино; во-вторых, перебоями в поставках бункерного топлива для паромных судов из-за образования задолженности Сахалинской железной дороги Сахалинскому морскому пароходству.

Отметим, что стоимость проезда в четырехместной каюте в 2002 г. составляла 600 р., в 2011 г. — 1 500 р., следовательно, за этот период тариф вырос в 2,5раза. За аналогичный период времени темпы роста потребительских цен на платные услуги населению увеличились в 2,6 раза (стоимость билета на самолет до о-ва Сахалин составляет 15 тыс. р.).

Реализация государственной политики в области транспорта на территории края проводится в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Хабаровского края» [8], которая направлена на развитие транспортной системы в целях устойчивого социального и экономического развития Хабаровского края.

Программа предполагает решение следующих задач: формирование современной и эффективной транспортной инфраструктуры, способной удовлетворить возрастающие потребности в пассажирских перевозках; обеспечение транспортной доступности всех видов транспорта, в том числе и водного

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

87

для населения, включая отдаленные и труднодоступные районы; повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы края; создание пассажирской судоходной компании для обеспечения пассажирских перевозок в период навигации на р. Амур.

Кроме того, Минрегионом России разработана «Концепция развития российской части о-ва Большой Уссурийский», определены ее основные направления [3]:

— создание туристического рекреационного кластера с игорной зоной;

— строительство торгово-развлекательного центра;

— строительство выставочно-ярморочного комплекса;

— создание логистического центра.

Создание туристско-рекреационного комплекса международного значения позволит максимально использовать так называемый «эффект границы», когда туристы и жители Хабаровска смогут за несколько часов съездить в Китай и обратно. По мнению представителей КНР, пассажиропоток на о-в Большой Уссурийский в 2020 г. составит 1,8 млн человек в год [3].

В рамках Государственной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае» [7] планируется создать современный международный туристский комплекс. В рамках Стратегии предполагается обеспечить доступность и качество транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны. Для решения обозначенных задач будут выполнены проекты на внебюджетные источники финансирования общей стоимостью 816 млн р.

Реализация обозначенных проектов позволит реализовать масштабный международный круизный проект «Амур-батюшка», общей стоимостью 830 млн р. Проект предусматривает два направления: организацию туристических круизов на теплоходах по маршруту Хабаровск-Николаевск-на-Амуре с заходом на Шантарские острова и создание международных туристических круизов с выходом в Китай.

Таким образом, очевидна необходимость Программы как документа, обеспечивающего опережающее развитие транспортной отрасли и снимающего ограничения в социальном и экономическом развитии края. Деятельность министерства промышленности и транспорта края при подготовке государственной целевой программы направлена на реализацию одной из основных задач министерства - удовлетворение потребностей населения и предприятий края в пассажирских и грузовых перевозках.

Общая сумма планируемых инвестиций внутреннего водного транспорта Хабаровского края составит 1,6 млрд р.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что на внутреннем водном транспорте отмечаются следующие тенденции: снижение доли перевозок пассажиров внутренним водным транспортом от суммарного объема

88

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013

пассажирских перевозок Хабаровского края; сокращение средней дальности перевозок; увеличение международных пассажирских перевозок; несоответствие пропускной способности речных пунктов пропуска нарастающему международному пассажиропотоку; изменение пространственной структуры распределения пассажиропотока за счет оттока населения с отдаленных и труднодоступных территорий; переход пассажиров с внутреннего водного на альтернативные виды транспорта; строительство пассажирских судов с меньшей пассажировместимостью для внутренних линий.

Все это свидетельствуют о начальном этапе формирования рынка пассажирских перевозок водным транспортом в Хабаровском крае. По степени насыщенности можно сказать, что рынок является дефицитным.

Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года определены цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу, направленные на решение главной задачи государства в сфере функционирования и развития транспорта — создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам. Целью государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая [8]:

— развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, формирование единого транспортного пространства страны;

— повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;

— повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны;

— повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;

— снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

В части удовлетворения потребностей населения в услугах пассажирских перевозок необходим новый подход к организации данного вида транспортного обслуживания в крае, при котором качество обслуживания пассажиров и пассажирский флот должны постоянно совершенствоваться.

Список литературы

1. Годовой отчет ОАО «Амурское пароходство» за 2006-2010 гг.

2. Зубов А. Речные пассажирские перевозки тянут экономику дальневосточных компаний в «ноль» // Золотой Рог. 2012. № 32.

3. Концепция развития российской части острова Большой Уссурийский [Электронный ресурс]. URL: www.russianreaity.ru/analyic/articles

ЗОНА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

89

4. О состоянии водного транспорта в Хабаровском крае, его инфраструктуры и мерах по их улучшению. Постановление Правительства Хабаровского края от 10.08.2007. № 159-пр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Основные показатели социально-экономического положения регионов ДФО: Статистический бюллетень / Хабаровский краевой комитет государственной статистики. Хабаровск. 2001. 2011.

6. Пассажирский флот. Амурское пароходство [Электронный ресурс]. URL: www.amurship.ru/?q=fleet

7. Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (20132020 гг.): гос. Целевая программа Хабаровского края от 26.06.2012 г. № 211-пр

8. Развитие транспортной системы Хабаровского края: гос. Целевая программа Хабаровского края от 05.05.2012. № 146-пр.

9. Решение и предписание по делу о нарушении ОАО «Амурское пароходство» Закона о защите конкуренции. Решение № 67 от 28 декабря 2012 // Управление федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю http://habarovsk.fas.gov.ru/solution/8459

Хомяков Л.Л. Административное производство по делам о нарушении таможенных правил: курс лекций / Л.Л. Хомяков, М.Ю. Карлеченков, СИ. Сидоров. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2011. — 194 с.

Курс лекций подготовлен в соответствии с программой учебной дисциплины «Нарушение таможенных правил и административно-юрисдикционный процесс» и охватывает второй раздел указанной дисциплины. В лекциях раскрываются теоретические и нормативные положения, касающиеся организации, структуры и стадий производства по делам об административных нарушениях и компетенции субъектов административной юрисдикции.

Предназначен для студентов факультета таможенного дела, а также может быть рекомендован студентам юридического факультета и Института правоохранительной деятельности, практическим работникам правоохранительных подразделений, проходящим подготовку по программам Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации и Института правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.