Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЛ / ЖЕНЩИНЫ / МУЖЧИНЫ / МЕТА-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конихина Ю.А.

В статье рассмотрена и проанализирована проблематика гендерных исследований и исследований различий между полами, а также методика этих исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ»

планирования.

Высокий уровень. Осознают и принимают значимость будущей профессии, проявляют интерес к формированию методической компетенции,

Имеет высокий уровень теоретических и методических знаний, а также хорошо развиты в психолого-педагогические навыки и умения по планированию управленческой деятельности. Способен использовать накопленные знания и творчески организовывать управленческую деятельность.

Каждый уровень взаимодействует с предшествующим и последующим, образуя так называемую ступень для последующего развития методической компетенции будущих руководителей дошкольной образовательной организации.

Таким образом, разработанные критерии и показатели позволили определить уровень сформированности методической компетенции у будущих руководителей дошкольной образовательной организации, их целостное качество личности, основанное на совокупности высокой профессиональной мотивации, форсированности личностных и профессиональных качеств, знаний содержания теории и практики по сформированности педагогических компетенций непрерывного развития уровня педагогического профессионализма.

Использованные источники:

1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) /В.И.Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 34-38.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2004. -С. 40.

3. Иванов Д. А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 51-61.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. Рукопись поступила в редакцию 16.06.2011

5. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской. - Интернет-журнал „Эйдос". - 2005.

Конихина Ю.А.

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ПОЛАМИ

Аннотация: В статье рассмотрена и проанализирована проблематика гендерных исследований и исследований различий между полами, а также методика этих исследований.

Ключевые слова: социологические исследования, пол, женщины, мужчины, метаанализ

В нашем мире принято считать, что женщины и мужчины существа совершенно разные. Они наделены разными темпераментами, характерами, мировоззрением, мнениями, способностями.

Общепринятыми представлениями о мужчинах являются такие характеристики и свойства как: амбициозность, рациональность, независимость, неэмоциональность, тогда как женщин представляют нежными, чувственными, эмоциональными и общительными. Всё это стереотипы, существующие достаточно давно. Судя по всему, эти стереотипы — часть господствующего социального сознания.

Представление о том, что характер мужчины прямо противоположен характеру женщины, и что в этой противоположности отражены биологические различия между ними, и что социальная организация отражает эти различия, оказывается неверным практически по всем пунктам.

Во-первых, очень часто различия между полами не отличают от половых ролей. Так, говорят, что женщины гораздо меньше ориентированы на достижение цели, чем мужчины из-за различий в темпераменте, а не потому, что в процессе социализации женщин готовят к тому, что им предстоит быть зависимыми.

Во-вторых, малейшим различиям, выявленных у представителей разных полов, ученые склонны приписывать гораздо большее значение, чем на то дают право объективные данные, а средства массовой информации охотно и очень подробно освещают подобного рода открытия. Это объясняется тем, что исследования направлены на поиск различий, а если статистически-значимое различие не выявляется, то результаты исследования могут и вовсе не дойти до публикации, так как считается, что в этом случае публиковать нечего.

Например, на графике мы видим две кривые, отображающие распределение результатов, полученных, соответственно, на выборке мужчин и женщин. Некоторое количество женщин отличается от большинства исследованных обоего пола в одну сторону, некоторое количество мужчин - в другую. Казалось бы, мы имеем статистически значимую разницу в результатах, но обратите внимание на то, что площадь взаимного перекрытия остаётся подавляющей. То есть, хотя статистически средняя женщина демонстрирует результат ниже, чем средний мужчина, в реальности подавляющее большинство женщин распределяется вдоль шкалы точно так же, точно с той же частотой и плотностью, что и подавляющее большинство мужчин. (Рис.1)

Средний результат для

Средний р езультат для

и о

£ н

Л

ч

со

а

л X ЕТ К С К н

ей

н о н о ей

2 3 4 5 6 7

Черты личности: выраженность у мужчин и у

Рис.1

В-третьих, до появления метаанализа79, ученые, имевшие дело с исследованием частных областей отличий, пользовались для проверки надежности предполагаемых гендерных отличий методом «голосования». Данный метод заключался в том, чтобы, собрав как можно больше исследовательских работ по интересующей теме, подсчитать, в скольких из них гендерные отличия были обнаружены, а в скольких — нет.

Метаанализ же сообщает нам, есть ли различие между группами по отдельной переменной, и предоставляет оценку того, насколько это различие велико. Существенным недостатком метода голосования является то, что отдельные исследовательские работы могут иметь малую статистическую мощность, т. е. способность выявлять различия между группами. Статистические оценки, определяющие значимость отличия одной группы от другой по данной переменной, учитывают как величину различий между группами, так и величину вариабельности по данной переменной внутри каждой группы. Проще говоря, насколько сильно отличаются мужчины и женщины по данной переменной и насколько сильно по этой переменной мужчины отличаются от мужчин, а женщины — от женщин? Для того чтобы заявить, что группы обладают значимыми различиями, мы должны быть уверены, что различия между группами превышают внутри-групповые отличия. Например, если мужчины отличаются друг от друга по данной переменной так же сильно, как они отличаются от женщин, то мы не имеем права признать, что эти группы значимо отличаются друг от друга [1].

Несмотря на развитие науки, спекуляция, голословное утверждение и

79 Метаанализ — это статистическая техника, заключающаяся в комбинации информации, полученной из нескольких исследований, имеющая целью прийти к общей оценке величины различий между группами; другими словами, это анализ результатов других анализов. [2]_

апелляция к биологии всё ещё остаётся в порядке вещей.

Однако существует и значительная научная литература, посвященная психологическим исследованиям различий между полами. Эти исследования были начаты ещё на рубеже XIX и XX веков. Проведение подобных исследований опирается на установившиеся методики и принципы. Они включают использование сопоставимых выборок женщин и мужчин, а также надежные способы измерения. Тест всегда направлен на выявление статистически значимых показателей различий, будь то различия между средними значениями или долями мужчин и женщин, которые отвечают заданному критерию.

Обширная работа, выполненная в этом научном жанре - книга «Психология половых различий» Э. Маккоуби и К. Джэклин 1970-х годов. В своей книге они выделяют только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и уровень агрессивности). Отсутствие же различий регулярно проявлялось в исследованиях значительно большего числа качеств: общительности, внушаемости, самооценки, типов обучаемости, когнитивных стилей, мотивации, робости, уровне активности, соревновательности, доминировании, гибкости, потребности в заботе о других. Исследования того же типа, как те, о которых писали Маккоуби и Джэклин, продолжаются. Результаты новых поисков неоднозначны, но если и удавалось обнаружить какую-то закономерность, то обычно она свидетельствовала об отсутствии значимых различий между мужчинами и женщинами в тех аспектах, в которых до сих пор оставалась неясность. [3]

В результате мы приходим к выводу, что описанные исследования чаще сосредоточены на «различии» и его объяснении. На самом же деле исследования показывают значительное сходство между мужчинами и женщинами. Очевидные различия немногочисленны и касаются ограниченных областей. Незначительные средние расхождения на фоне весьма значительного пересечения распределения мужчин и женщин — обычное явление даже в тех случаях, когда речь идёт о характеристиках, которые достаточно регулярно проявляются как дифференцирующие. Если бы исследователи и их аудитория не страдали культурными предубеждениями, то мы давно могли бы начать говорить об исследовании сходств между полами.

Использованные источники:

1. Берн Ш. «Гендерная психология» — М.: Прайм-Еврознак, 2004, с. 32

2. Опредениение. Интернет-ресурс. Портал Знаний URL: http://www.statistica.ru/local-portals/medicine/meta-analiz/ (Дата обращения 1.05.2016)

3. Рэйвин Коннел «Гендер и власть: Общество, личность и гендерная политика. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — С.230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.