Научная статья на тему 'Гендерные особенности выраженности коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза'

Гендерные особенности выраженности коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рощевская Е. В.

Рассматривается вопрос актуальности формирования коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза. Раскрывается понятие коммуникативной компетентности будущего врача и ее составляющих. Представлены результаты исследования гендерных особенностей коммуникативной компетентности студентов-медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рощевская Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности выраженности коммуникативной компетентности у студентов медицинского вуза»

циально и тем самым подтвердить собственный уровень профессионализма. К тому же содержание конкурсной программы таково, что требует проявления не только знания предмета, методики преподавания, но и проявления творческого подхода к его изложению, тем самым способствуя проявлению активности, самостоятельности, инициативности, мобилизует все резервы и способствует личностному развитию.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение становится одним из ведущих направлений в развитии профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной образовательной среды.

Список литературы:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М: Академия, 2009. - 240 с.

2. Квашнина С.А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://festival. 1 september.ru/articles/582148.

3. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия // Социальные проблемы инноватики. - М., 1989. - С. 28.

4. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. -М.: ЦИСН, 1998.

5. Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Умникова Е.Л. Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях инновационной образовательной среды // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 1. - С. 20-23.

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© Рощевская Е.В.*

Волгодонский институт экономики, управления и права (филиал) Южного федерального университета, г. Волгодонск

Рассматривается вопрос актуальности формирования коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза. Раскрывается понятие коммуникативной компетентности будущего врача и ее составляющих. Представлены результаты исследования гендерных особенностей коммуникативной компетентности студентов-медиков.

Современный этап развития нашего общества формирует новую парадигму высшего образования. Происходит его активная модернизация, касаю-

* Доцент кафедры Психолого-педагогических дисциплин.

щаяся всех аспектов обучения и воспитания, являющаяся ответом на внутренние и внешние потребности государства и ставящая своей целью подготовку специалистов на уровне мировых стандартов качества.

Много внимания уделяется формированию комплекса компетенций будущих специалистов в период их обучения в вузе. Коммуникативная компетентность выступает как одна из важных профессионально значимых характеристик будущего врача, а развитие этой компетентности становится первоочередной задачей высшего медицинского образования.

В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «компетентность», «компетенция», «ключевые компетенции», условия внедрения компетентностного подхода в отечественную систему образования рассматривают Э.Ф. Зеер, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др. Аспект коммуникативной компетентности применительно к специальностям «человек-человек» (педагоги, врачи, медицинские сестры и др.) в своих исследованиях был достаточно полно раскрыт А.А. Бодалевым, Ю.Н. Емельяновым, В.А. Кан-Каликом, А.А. Леонтьевым, Л.А. Петровской, Е.И. Роговым, Т.Н. Щербаковой и др.

Анализ исследований по данной теме позволил определить параметры коммуникативной компетентности. Главными показателями коммуникативной компетентности будущего медицинского работника являются направленность на общение, умелость в общении, субъективный контроль коммуникативного поведения, эмпатия, осведомленность о возможном диапазоне стратегий поведения в конфликте и успешность их реализации на практике.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Ростовского государственного медицинского университета. Общая численность испытуемых составила 223 человека. Из них юношей - 73 человека, девушек - 150 человек. Возрастной диапазон испытуемых от 16 до 21 года. Цель исследования -выявление гендерных особенностей коммуникативной компетентности студентов медицинского вуза.

В рамках психометрического подхода в процессе исследования использовались следующие психодиагностические методики: опросник В.Ф. Ря-ховского для определения уровня общительности; опросник «Социально-коммуникативная компетентность»; тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера; методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, методика «Оценка способов реагирования в конфликте» (тест К. Томаса).

Для статистической обработки эмпирических данных использовался непараметрический критерий Манна-Уитни для определения критериев значимости различий между группами.

По опроснику В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности были получены следующие результаты (рис. 1). У юношей средний уровень развития общительности присущ 26 % испытуемых, общительны выше среднего 30,1 % студентов, высокий уровень общительности у 38,4 %. Крайние

варианты: ниже среднего - 1,4 %, очень высокий - 4,1 %. У девушек преобладает уровень общительности выше среднего - 42 %, средний уровень имеют 36,7 % студенток, высокий - 14 %. Ниже среднего уровень общительности у 7,3 % испытуемых.

45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

ниже средний выше высокий очень

среднего среднего высокий

Рис. 1. Результаты диагностики уровня общительности

Данные, полученные в результате диагностики социально-коммуникативной компетентности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Социально-коммуникативная компетентность

Юноши (%) Девушки (%)

н н. ср ср в. ср в н н.ср ср в.ср в

Социально-коммуникативная неуклюжесть 43,8 31,5 16,4 6,9 1,4 38 38,7 16 7,3 -

Нетерпимость к неопределенности 4,1 39,7 47,9 8,3 - 4 23,3 57,3 15,4 -

Чрезмерное стремление к конформности 21,9 49,3 20,6 8,2 - 27,3 31,3 26,7 12 2,7

Повышенное стремление к статусному росту - 15,1 28,8 45,2 10,9 1,3 17,3 33,4 37,3 10,7

Ориентация на избегание неудач 35,6 38,3 20,5 5,6 - 31,3 38 27,4 3,3 -

Фрустрационная нетолерантность 28,8 35,6 24,6 9,6 1,4 12,7 32 35,3 18,7 1,3

В отношении самоконтроля в общении у юношей и девушек различия не выявлены (рис. 2). Преобладает средний коммуникативный контроль (50,7 % - у юношей, 53,3 % - у девушек).

Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач-больной», является также эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная «включенность» в мир переживаний больного. Данные, полученные по методике «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, представлены на

рис. 3. Среди юношей (86,3 %) преобладает средний уровень эмпатии, высокую эмпатичность демонстрирует лишь 6,8 %. У 5,5 % эмпатия находится на низком уровне, а у 1,4 % - на очень низком. Девушки в своем большинстве эмпатичны на среднем уровне (65,3 %), 30 % - обладают высокой эмпа-тией. Лишь у 4,7 % низкая эмпатия.

средним

Рис. 2. Результаты диагностики самоконтроля в общении

I Юноши ■ Девушки

Рис. 3. Результаты диагностики эмпатии

Для выявления различий между юношами и девушками использовался критерий Манна-Уитни (табл. 2).

Таблица 2

Достоверные различия коммуникативной компетентности между юношами и девушками

Переменная иэмп

Общительность 3570,5**

Нетерпимость к неопределенности 4067,0**

Фрустрационная нетолерантность 4081,5**

Эмпатия с детьми 4156,0**

Эмпатия с героями художественных произведений 3536,0**

Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 3576,0**

Общий уровень эмпатии 3555,0**

Стратегия соперничество (С) 3474,0**

Стратегия приспособление (П) 4084,5**

Примечание: Использованы следующие обозначения: ** - уровень значимости р < 0,01.

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

- юноши превосходят девушек по уровню общительности;

- для девушек по сравнению с юношами характерен более высокий уровень проявления нетерпимости к неопределенности, они более склонны к фрустрационной нетолерантности как неустойчивости к стрессу при взаимодействии, невозможности эффективно действовать в напряженном режиме и с субъектами затрудненного общения;

- у девушек выявлен более высокий общий уровень эмпатии; они превосходят юношей в эмпатии с детьми, с незнакомыми и малознакомыми людьми, героями художественных произведений;

- юноши предпочитают стратегию поведения в конфликте - соперничество, стремясь удовлетворить свои интересы в ущерб другому; девушки предпочитают противоположную стратегию поведения в конфликте - приспособление.

Таким образом, можно констатировать, что полученные в ходе эмпирического исследования данные позволяют достаточно полно охарактеризовать особенности коммуникативной компетентности юношей и девушек и говорить о наличии гендерных различий в данной области.

Следует отметить, что вузовский этап профессионализации является наиболее сензитивным периодом для формирования коммуникативной компетентности, и именно поэтому имеет большое значение разработка и внедрение в процесс подготовки будущих врачей специализированных программ, разработанных с учетом гендерных различий и направленных на ее развитие и повышение.

Список литературы:

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интернет журнал «Эй-

дос». - 2006. - 5 мая. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/ 0505.htm.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.

3. Клиническая психология. Учебник для ВУЗов / Под ред. Б. Д. Карва-сарского. - 4-е изд.- СПб.: Питер, 2010. - 864 с.

4. Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-44.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА

© Сергеенко Е.Н.*, Кузьмина Н.Н.*

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей. Дается понятие «коммуникативная компетентность», приводятся результаты изучения уровня развития индивидуально-типологических особенностей личности младших школьников, их коммуникативных умений, предлагаются основные направления работы по преодолению трудностей в общении младших школьников, обусловленных типом темперамента.

Обучение школьников коммуникативной компетентности приобретает особую значимость в современной жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной форме.

Существенно, что специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и обеспечивает становление высших уровней социализации индивида. От того, насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружаю-

* Студент факультета Психологии и дефектологии.

* Доцент кафедры Коррекционной педагогики и специальных методик, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.