5. Налетова Л.А. Морфостереометрия слизистой и мышечной оболочек мышечного отдела желудка кур и гусей / Л.А. Налетова, Р.З. Сиразиев // Возрастная физиология и патоморфология сельскохозяйственных животных: материалы международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: Изд-во ГСХА, 2003. - С. 55-58.
6. Налетова Л.А. Долевое соотношение структурных элементов мышечной оболочки мышечного отдела желудка кур и гусей / Л.А. Налетова // Современные проблемы орнитологии Сибири и Центральной Азии: материалы II Международной орнитологической конференции. - Улан-Удэ: Изд- во БГУ, 2003. -С. 21 - 24.
Literature
1. Vrakin V. F, Sidorova M.V.Anatomy and poultry histology. - М.: Kolos, 1991.- 157 p.
2. Dashieva Ts.O.Gistostructure of a stomach and a domesticated duck intestine in Postnatal ontogenesis//Functional morphology of elements and Systems of animals.- М, 1980.- P.128-130.
3. Kononsky A.I. Materials on a histochemistry of elements stomach-intestinal section of hens in an ontogenesis//Paths of accretion of production and Improvements of the quality of commodity of farming agriculture and animal husbandry.- Belaya Tserkov, 1980.- P.111-114.
4. Koroleva N.A. Histochemistry of a mucosa of a chalybeate department of stomach of hens//Problems developmental, peer and functional morphology of domestic animals and fur-bearing animals. - Omsk, 1993.- P. 28-34.
5. Naletova L.A., Siraziev R. Z. Моrfo-stereometry of slimy and muscular envelopes of a muscular department of a stomach of hens and geese//Age physiology and patomorphology agricultural animals: Materials of the international scientific conference devoted to professor V.R.Filippovs 90-years. - Ulan-Ude: Izdatelstvo BGSKhA, 2003.- P. 55-58.
6. Naletova L.A. Share a ratio of building blocks of a muscular coat of a muscular department of a stomach of hens and geese //Up-to-date problems of ornithology of Siberia and the Central Asia: the Second international ornithological conference.- Ulan-Ude: BSU, 2003. -P. 21- 24.
Сведения об авторах
Налетова Лариса Александровна - канд. биол. наук, ст. преп. каф. зоологии, БГУ.
E-mail: larisa [email protected] 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.
Data on author
Naletova Larisa Aleksandrovna - cand. of biology science, senior teacher of zoology BSU, 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24a. E-mail: larisa [email protected]
УДК613.6
ББК 51.1 (2)0 О.А. Роднаева, Е.Н. Шалаева
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ г. УЛАН-УДЭ
В представленной работе проведено экспресс-анкетирование и обследование школьников с целью диагностики уровня здоровья и степени адаптации организма. В результате проведенных работ отмечены нарушения функционирования основных физиологических параметров школьников старших классов, что делает необходимым проведение профилактических мероприятий и формирование мотивации школьников на здоровый образ жизни.
Ключевые слова: здоровье, степень адаптации, анкетирование, функциональное состояние
O.A. Rodnaeva, E.N. Shalaeva
THE STUDY CAPACITY TO WORK AND ADAPTIVE POSSIBILITIES OF SENIOR CLASSES SCHOOLBOYS OF ULAN-UDE
In the presented work express questions and inspection of schoolboys for the purpose of diagnostics of level of physical health and degree of adaptation of an organism is spent. As a result of the spent works infringements of a functional condition of the basic physiological parameters of schoolboys of high school, that does necessary carrying out of preventive actions and formation of steady motivation of schoolboys on the health, a healthy way of life.
Key words: health, adaptation, question, functional condition.
На сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения Республики Бурятия, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья населения (отклонения имеют более 50%). В оценке здоровья большинство ученых выделяет такой социальный признак, как мера трудоспособности, работоспособности. Работоспособность определяют как способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности. Показатели работоспо-
О.А. Роднаева, Е.Н. Шалаева. Исследование работоспособности и адаптационного потенциала школьников старших классов г. Улан-Удэ ________________________________________________________________________
собности в каждый отрезок времени наиболее адекватно отражают состояние центральной нервной системы, индивидуальные возможности которой определяются ее уровнем и характером изменений.
В настоящее время существуют определенные скрининг - программы, позволяющие проводить количественную оценку уровня здоровья, что позволяет выявлять людей группы риска, осуществлять мониторинг уровня здоровья.
Целью проведенных исследований явилась оценка работоспособности и резервных адаптивных возможностей организма школьников старших классов г. Улан-Удэ.
Скрининг-диагностику физической работоспособности определяли, используя Гарвардский степ-тест, а умственную работоспособность оценивали по корректурной пробе (Анфимова). Определение адаптационного потенциала проводили по методике Баевского Р.М (1988).
Таблица 1
Сравнительные показатели работоспособности студентов
Студенты Физическая работоспособность (%) Умственная работоспособность (%)
низкая средняя высокая низкая средняя высока
девушки 20 66,7 13,3 4,3 77,8 17,9
юноши 0 16,7 83,3 3,1 77,3 19,6
всего 14,3 52,4 33,3 3,7 77,6 18,7
Таблица 2
Кистевой индекс %
Характеристики Юноши Девушки Все
низкий индекс 14,6 100 53,4
высокий 84,3 0 39,7
очень высокий 1,1 0 6,9
В результате исследований выявлено общее преобладание школьников старших классов со средней физической работоспособностью. При этом омечается различие этого показателя у юношей и девушек. Так, среди юношей чаще встречаются лица с высокой физической работоспособностью (83,3% общего числа), а также не отмечены случаи с низкими показателями, что свидетельствует о хорошем функциональном состоянии мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Однако в группе девушек 20% составляют лица с низкой физической работоспособностью, а большая часть (66,7%) имеет среднюю работоспособность, что свидетельствует о слабой физической подготовке девушек. Указанные данные коррелируют с результатами кистевой динамометрии, где у девушек обнаружен 100%-ный низкий кистевой индекс (табл. 2).
Показатели умственной работоспособности (объем работы и количество ошибок на дифференци-ровку) позволяют определить концентрацию внимания, скорость работы, степень утомления в любой отрезок времени. Результат выполнения заданий можно рассматривать как показатели деятельности второй сигнальной системы. Исследования показали, что основная масса старших школьников имеет среднюю степень умственной работоспособности как в общем, так и по половым группам. При этом средний процент лиц с высокой умственной работоспособностью составляет 18,7.
Р.М. Баевский и др. (1996) рассматривают здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека. В представленной работе проводилось исследование адаптационного потенциала учащихся (Баевский Р.М., 1988), результаты которого представлены в таблице 3.
Таблица 3
Адаптационный потенциал студентов БГУ (%)
Студенты Низкий Средний Высокий
девушки 21,3 55,9 22,8
юноши 11,0 67,2 21,8
Полученные данные свидетельствуют, что большинство учеников (55,9 % у девушек и 67,2% у юношей) имеет средний адаптационный потенциал, что характеризует напряжение механизмов адаптации, обеспечивающейся за счет функциональных резервов организма. Кроме того, отмечается высокий процент девушек (21,3%) с низким показателем адаптации. У юношей низкий потенциал встречается в 11% случаев, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей организма, как правило, вследствие вегетативных нарушений.
Таким образом, в ходе проведенных работ отмечено, что большинство учащихся старших классов характеризуется средней работоспособностью и снижением адаптационных возможностей, что свидетельствует о нарушениях функционального состояния основных систем организма и делает необходимым формирование устойчивой мотивации студентов на здоровье, здоровый образ жизни и оздоровление.
Литература
1. Аникеева Л.Ш. Проблемы школьного возраста / Л.Ш. Аникеева.- М.: Мир книги, 2002. - 192 с.
2. Здоровье школьника: cборник нормативных и методических документов.- СПб., 1994. - 75с.
3. Косованова Л.В. Скрининг - диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Л.В. Косованова, М.М. Мельников, Р.И. Айзман.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. -240 с.
4. Лисицин Ю.П. Образ жизни и здоровое население / Ю.П. Лисицин. - М., 1982. - 40 с.
5. Оганов Р.Г. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: приоритет - основные неинфекционные заболевания / Р.Г. Оганов и др. - М., 1994. -140 с.
6. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учеб. пособие / под общ. ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова, И.В. Омельченко. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 396 с.
7. Румянцев А.Г. Наблюдение за развитием и состоянием здоровья детей / А.Г. Румянцев, М.В. Тимакова, С.М. Чечель-ницкая. - М.: Медпрактика, 2004. -388 с.
Literature
1. Anikeeva L.Sh. Problems of school age.-M., 2002.-192 p.
2. Health of student: Collection of normative and methodical documents. StP. - 1994. - 75 p.
3. Kosovanova L.V., Melnikov M.M., Aizman R.I. Skrining- a diagnostics of health of pupils and student.The Organization of the sanitary work in educational institutions: Scholastic and methodical allowance. Novosibirsk: Sibirskoe Universitetskoe izdatel-stvo. 2003. -240 p.
4. Lisitsin Yu.P. Way of life and healthy population. - М., 1982. - 40 p.
5. Oganov R.G. etc. To the healthy Russia. The Policy of the fortification of the health and preventive maintenances of the dis-
eases: priority- main uninfectional diseases. - М., 1994. -140 p.
6. Bases to safety to vital activity and first medical help: scholastic allowance / edited by R.I. Aizman, S.G. Krivosthekova, I.V.
Omelchenko. - Novosibirsk: Sibirskoe Universitetskoe izdatelstvo, 2004. - 396 p.
7. Rumyntsev A.G., Timakova M.V., Chechelnitskay S.M. The observation for development and picture of health of children. -М.: Medpraktika. -М., - 2004. - 388 p.
Сведения об авторах
Роднаева Ольга Анатольевна - канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры зоологии Бурятского гос-универсистета, 670000 г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. тел. 8(3012) 21-03-48, e-mail: [email protected]
Шалаева Евгения Николаевна - учитель биологии и химии школы № 32 г. Улан-Удэ. Т ел. 8(3012) 42-67-29.
Data on the authors
Rodnayeva Olga Anatolyevna - c.b.s., senior teacher of zoologys department of Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, tel. 8(3012) 21-03-48, e-mail: [email protected]
Shalaeva Evgenya Nikolaevna - teacher of biology and chemistry of school № 32 of Ulan-Ude, tel. 8(3012) 42-67-29.
УДК591.112
ББК 28.663.6 Л.Ц. Санжиева
ОСТРАЯ ГИПОКСИЯ САМОК КРЫС В ПЕРИОДЫ ПРОГЕСТАЦИИ И ОРГАНОГЕНЕЗА
В статье даны результаты исследования влияния острой гипобарической гипоксии, осуществленной на ранних сроках беременности (на стадиях прогестации и органогенеза) самок крыс по показателям индивидуальной устойчивости к гипоксии и по реакции ЛС на действие норадреналина.
Изучены отдаленные последствия антенатальной гипоксии, развивающиеся в потомстве от этих самок в постнатальном периоде.
Ключевые слова: сократительная активность, лимфатические сосуды, острая гипоксия