Научная статья на тему 'Оценка изменения физического состояния школьников в ходе реализации здоровьесберегающих мероприятий на примере школы №49 г. Улан-Удэ'

Оценка изменения физического состояния школьников в ходе реализации здоровьесберегающих мероприятий на примере школы №49 г. Улан-Удэ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ADAPTIVE POTENTIAL / HEALTH PRESERVING TECHBNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Малакшинова Зинаида Харитоновна, Аюрзанаева Марьяна Васильевна

В результате реализации программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, отмечается улучшение показателей физического развития и степени адаптации школьников младших и средних классов школы № 49 г. Улан-Удэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Малакшинова Зинаида Харитоновна, Аюрзанаева Марьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of changes in students physical state while implementing the health preserving events on the example of school №49, Ulan-Ude

As a result of a program aimed at preserving and promoting the health of schoolchildren, there is the mprovement in physical development and the degree of adaptation of schoolchildren of junior and middle grades in school № 49, Ulan-Ude.

Текст научной работы на тему «Оценка изменения физического состояния школьников в ходе реализации здоровьесберегающих мероприятий на примере школы №49 г. Улан-Удэ»

О.А. Роднаева, З.Х. Малакшинова, М.В. Аюрзанаева. Оценка изменения физического состояния школьников в ходе реализации здоровьесберегающих мероприятий на примере школы № 49 г. Улан-Удэ__________________________________________

УДК 616. 12-008 О.А. Роднаева, З.Х. Малакшинова, М.В. Аюрзанаева

ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОВОРЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ №49 г. УЛАН-УДЭ

В результате реализации программы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, отмечается улучшение показателей физического развития и степени адаптации школьников младших и средних классов школы № 49 г. Улан-Удэ.

Ключевые слова: физическое развитие, адаптационный потенциал, здоровьесберегающие технологии.

O.A. Rodnayeva, Z.Kh. Malakshinova, M.V. Ayurzanayeva THE ASSESSMENT OF CHANGES IN STUDENTS PHYSICAL STATE WHILE IMPLEMENTING THE HEALTH PRESERVING EVENTS ON THE EXAMPLE OF SCHOOL №49, ULAN-UDE

As a result of a program aimed at preserving and promoting the health of schoolchildren, there is the mprovement in physical development and the degree of adaptation of schoolchildren ofjunior and middle grades in school № 49, Ulan-Ude.

Keywords:physical development, adaptive potential, health preserving techbnologies.

Учитывая заметное снижение уровня здоровья современных детей и молодежи, формирование идеологии и практики жизнесохранитель-ного поведения, направленного на сохранение и повышение адаптационных резервов, должно стать основной целью государственной политики, а внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс - приоритетной функцией образовательного учреждения Осуществление оздоровительных технологий в образовательных учреждениях предполагает совместную деятельность администрации образовательных учреждений, педагогов, медицинского персонала детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей [1].

В рамках реализации национального проекта «Образование» была разработана и внедрена программа «Ресурсное обеспечение развития оздоровительной деятельности учащихся в условиях тесного взаимодействия школы, семьи социума», в экспериментальных классах школы №49 г. Улан-Удэ, задачей которой явилось содействие всем участникам программы в приобретении необходимых знаний и навыков здо-ровьесбережения. Ключевым аспектом научнометодического обеспечения экспериментального проекта являлась система мониторинга состояния здоровья детей и подростков, включающая оценку физического развития [4].

Цель исследования: оценить изменения физического развития и адаптивных возможностей

организма учеников экспериментальных классов школы №49 в ходе реализации здоворьесбере-гающих мероприятий в 2008-2009 гг.

В эксперименте участвовали ученики младших и средних классов школы №49. Мониторинг физического развития детей проводили в начале реализации программы и через год после реализации программы. Физическое состояние школьников оценивалось по антропометрическим индексам: массо-ростовому индексу Кетле (ИК), кистевому индексу (КИ), дыхательному жизеннному индексу (ЖИ), уровню тренированности сердечно-сосудистой системы (УТ ССС)

[3].

Результаты соматометрических исследований, проведенных школьников в начале реализации программы (2008 г) показали, что физическое состояние организма школьников экспериментальных классов характеризовалось преимущественно низкими показателями. Так, избыточный вес, определяемый по ИК, имели 39% мальчиков и 70,7% девочек. При этом отмечался очень низкий КИ - 93,4% мальчиков и 80,7% девочек, а также ЖИ - 82,1% и 87,3% соответственно, что свидетельствовало о слабом развитии мышц и легких. Нормальный уровень тренированности сердца наблюдался только у 16,3% мальчиков и 17% девочек экспериментальных классов, что свидетельствует о слабой физической подготовке учеников (рис. 1, 2).

Рис. 1. Изменение основных соматометрических показателей мальчиков

Рис. 2. Динамика основных соматометрических показателей у девочек

В результате внедрения здоровьесбергающих технологий, включающих обучение основам здорового образа жизни учителей, родителей и учеников, физические нагрузки и др., отмечено улучшение показателей физического развития школьников. Так, в 2009 г. количество мальчиков, имеющих нормальный вес, увеличилось на 18,4%, а у девочек - в 1,5 раза. Положительная динамика отмечается по другим исследуемым показателям, в частности, нормальный уровень тренированности ССС мальчиков увеличился на 19,7%.

Таким образом, мероприятия, проведенные в рамках программы по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе №49, позволили улучшить физическое состояние учеников, что делает необходимым дальнейшее их примене-

ние с целью профилактики и коррекции отклонений в области индивидуального здоровья.

Литература

1. Барканова Н.С. Здоровьесберегающая педагогика. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 192 с.

2. Кожина О.А., Кудакова Е.Н. Новые возможности охраны здоровья школьников //Педагогика. — 2007. — № 7. — С. 115 —121.

3. Косованова Л.В., Мельников М.М., Айзман Р.И. Скрининг — диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. —240 с.

4. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: руководство для работников системы общего образования. — М., 2004. — 243 с.

Роднаева Ольга Анатольевна, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры зоологии и экологии Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. тел 8(3012) 21-03-48, e-mail: [email protected]

Малакшинова Зинаида Харитоновна, кандидат медицинских наук, врач-методист республиканского центра медицинской профилактики. 670034, г. Улан-Удэ, ул. Цивилева, 2, тел. 8(3012) 44-80-95, e-mail: rcmp [email protected]

Аюрзанаева Марьяна Васильевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии и экологии Бурятского государственного университета, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Тел. 8(3012) 21-03-48, e-mail: [email protected]

Rodnayeva Olga Anatolyevna, candidate of biology, senior lecturer, department of zoology and ecology, Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a, tel., 8 (3012) 21-03-48, e-mail: biology001 @mail.ru

Malakshinova Zinaida Kharitonovna, candidate of medicine, doctor- methodologist, Republican Center of Medical Prevention. 670034, Ulan-Ude, Tsivileva str., 2, tel. 8 (3012) 44-80-95, e-mail: rcmp [email protected]

Ayurzanaeva Mar 'ana Vasilievna, candidate of biology, associate professor of zoology and ecology, Bureyat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a, tel. 8 (3012) 21-03-48, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.