Научная статья на тему 'Оценка физического состояния организма учащихся старших классов'

Оценка физического состояния организма учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
670
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ADAPTIVE POTENTIAL / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Аюрзанаева Марьяна Васильевна

В статье представлены результаты исследования функционального состояния и адаптационного потенциала организма школьников. Такая диагностика необходима для разработки программы внедрения здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Роднаева Ольга Анатольевна, Аюрзанаева Марьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Evolution of Physical State of Senior Schoolchildren Organisms

The paper presents the results of a study of the functional state and adaptive potential of pupils’ bodies. Such a diagnosis is necessary for the development of the program of health-saving technologies implementation.

Текст научной работы на тему «Оценка физического состояния организма учащихся старших классов»

новнои гармоники спектра пульсового сигнала и отношение средних мощностей в диапазонах 0,6-8 Гц и 8-30 Гц.

Выводы

Исследование пульсовых сигналов с помощью спектрального анализа с использованием Фурье-преобразования и вейвлет-

преобразования позволяет более детально исследовать структуру пульсового сигнала. Ре-

зультаты исследовании показали, что у спортсменов наблюдается уширение спектральных составляющих сигнала и их большая вариация. Проведенные численные расчеты показали, что наиболее информативными для оценки уровня тренированности организма человека являются ширина основной гармоники спектра и отношение мощностей в различных частотных диапазонах.

Литература

1. Бороноев В.В. Пульсовая диагностика заболеваний в тибетской медицине: физические и технические аспекты.

Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 320 с.

2. Бендат Дж., Пирсол А. Измерение и анализ случайных процессов. М.: Мир, 1971. 408 с.

3. Дьяконов В.П. Вейвлеты. От теории к практике. М.: COJIOH-P, 2002. 448 с.

4. Валтнерис А. Д., Яуя ЯЛ. Сфигмография как метод оценки изменений гемодинамики под влиянием физической нагрузки. Рига: Зинатне, 1988. 132 с.

Павлов Александр Емельянович - канд. пед. наук, доцент каф. спортивных дисциплин БГУ.

Бороноев Виталий Васильевич - д-р тех. наук, профессор, зав. лабораторией пульсовой диагностики БНЦ.

Омпоков Вячеслав Дамдинович - аспирант лаборатории пульсовой диагностики БНЦ.

Pavlov Alexander Emelyanovich - candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of sports disciplines, Buryat State University.

Boronoev Vitaly Vasilevich - doctor of technical sciences, professor, head of the laboratory of pulse diagnosis, Buryat Scientific Center.

Ompokov Vyacheslav Damdinovich - postgraduate student, laboratory of pulse diagnosis, Buryat Scientific Center.

УДК 616. 12-008

© О. А. Роднаева, М.В. Аюрзанаева Оценка физического состояния организма учащихся старших классов

В статье представлены результаты исследования функционального состояния и адаптационного потенциала организма школьников. Такая диагностика необходима для разработки программы внедрения здоровьесберегающих технологий. Ключевые слова: физическое развитие, адаптационный потенциал, здоровьесберегающие технологии.

О.A. Rodnaeva, М. V Ayurzanaeva

The Evolution of Physical State of Senior Schoolchildren Organisms

The paper presents the results of a study of the functional state and adaptive potential of pupils’ bodies. Such a diagnosis is necessary for the development of the program of health-saving technologies implementation.

Keywords: physical development, adaptive potential, health-saving technologies.

Состояние физического развития детей является одним из важнейших параметров здоровья. Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к учащимся: к уровню физического развития, работоспособности, защитным силам организма. Эти требования зачастую превышают психофизиологические возможности старшеклассника и могут способствовать, таким образом, ухудшению течения и контролируемости соматических заболеваний и являться фактором риска здоровья подростков. В связи с этим разработка и изучение средств и

методов сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения являются приоритетными направлениями в здравоохранении и образовании. Осуществление оздоровительных технологий в образовательных учреждениях предполагает совместную деятельность педагогов, медицинского персонала амбулаторно-

поликлинических учреждений, участие родителей [1].

Целью проведенных исследований явилось изучение функционального состояния, адаптационных возможностей организма учащихся

старших классов г. Улан-Удэ. Соматометриче-ские показатели (длина тела, масса тела и др.) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление и др.) позволяют наиболее объективно оценить физическое развитие подростка. Физическое развитие ребенка -сложный процесс морфологических и функциональных перестроек, который внешне выражается в изменении размеров тела, соотношения отдельных частей тела между собой и уровня активности функций организма. В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик.

Деятельность сердца и сосудов в этом возрастном периоде имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. Частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) в покое дают представление о работе и развитии сердечно-сосудистой системы в норме.

Исследования показали (рис. 2), что у школьников старших классов показатель физиологической нормы у мальчиков составляет 57, 1%, а у их сверстниц - 55,6%. Умеренная брацикардия встречается только у старшеклассниц - 11,1%. А у мальчиков встречается тахикардия, чего не

Диагностика проводилась в результате определения весо-ростового индекса Кетле, измерения физиологических показателей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, определения адаптационного потенциала школьников по методике P.M. Баевского (1988).

Результаты проведенных исследований показывают (рис.1), что в обеих половых группах отмечен высокий процент учащихся с индексом ниже нормы: у мальчиков - 42,9%, у девочек -55,6%, что говорит о недостатке массы тела. Избыточная масса тела наблюдается у 42,9% мальчиков и 33,3% - у девочек. В норме 14,2% мальчиков и 11,1% девочек.

было отмечено у их одноклассниц - 14,3%. Выраженная тахикардия составляет 28,6% у юношей, 33,3% у девушек. Значительно выраженной тахикардии не выявилось ни в одной половой группе.

Данные, показанные на рисунке 3, говорят о том, что у большинства учащихся старших классов систолическое и диастолическое артериальное давление находится в физиологической норме: у мальчиков это 100%, у девочек 88,9%. И лишь у девочек АД понижено - 11,1%, что, вероятно, связано с вегето-сосудистыми изменениями.

Индекс Кетле

норма ниже нормы выше нормы

Рис. 1. Индекс Кетле

Частота сердечных сокращений

2

г

X

л

с

о

£

3

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

□ мальчики []девочки

к

а

го

3

5 к 1 і н

т н

о;

о; ^ го

Ї °-=с го <и ^ о_ ^

Ш |=С

^ го

о

Ь£

о

й)

т

а.

о

X

Рис. 2. Частота сердечных сокращений

Артериальное давление

120%

100%

и 80%

О * г х

£ 60% о 1£ э

& 40%

20%

0%

мальчики девочки

□ показатель физиологической нормы

□ понижено

Рис. 3. Артериальное давление школьников

Уровень тренированности сердечнососудистой системы является показателем ответа сердечно-сосудистой системы на нагрузку. Как мы видим, у 71,5% мальчиков и 22,3% девочек неудовлетворительное состояние, и у 28,5% и 77,7% учащихся удовлетворительное.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха. ЖЕЛ является одним из основных показателей состояния аппарата внешнего дыхания. Вместе с остаточным объемом, т.е. объемом воздуха, остающегося в легких после самого глубокого выдоха, ЖЕЛ образует общую емкость легких (ОЕЛ). В норме ЖЕЛ составляет около 3/4 ОЕЛ и характеризует

Из полученных результатов мы видим, что показатели ЖИ у старшеклассников колеблются в пределах: низкий и ниже среднего. У мальчиков низкий показатель равен 100%, у девочек равен 22,2%. У девочек емкость легких ниже среднего 77,8%.

Адаптационный потенциал позволяет судить об общей адаптации всех функциональных систем организма к условиям окружающей среды.

Исследование проводилось по методике P.M. Баевского, предложенной им в 1988 г. Проведенные исследования показывают, что у исследуемых школьников отмечена удовлетворительная адаптация: у мальчиков 85,7% и у девочек 88,9%, что говорит о высоких функциональных возможностях организма. Однако у 14,3% маль-

максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания. При спокойном дыхании здоровый взрослый человек использует небольшую часть ЖЕЛ: вдыхает и выдыхает 300-500 см" воздуха (дыхательный объем). При этом резервный объем вдоха, т.е. количество воздуха, которое человек способен дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха, и резервный объем выдоха, равный объему дополнительно выдыхаемого воздуха после спокойного выдоха, составляют примерно по 1500 см3 каждый. Во время физической нагрузки дыхательный объем возрастает за счет использования резервов вдоха и выдоха.

чиков и у 11,1% девочек наблюдается напряжение механизмов адаптации.

Таким образом, у большинства детей отмечены недостаточная и избыточная массы тела. У большинства учащихся артериальное давление и пульс находятся в физиологической норме, однако уровень тренированности сердечнососудистой системы девочек низкий. Параметры жизненного индекса школьников низкие и ниже среднего. У большинства школьников отмечен удовлетворительный адаптационный потенциал, но у 12,7 % наблюдается напряжение механизмов адаптации. У этих старшеклассников достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет функциональных резервов организма.

Жизненный индекс

120,00%

100,00%

g 80,00%

х

i 60,00% о

40,00%

20,00%

0,00%

□ мальчики

□ девочки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниже среднего

Рис. 4. Жизненный индекс

удовлетворительная

адаптация

напряжение механизмов адаптации

! мальчики

85, 70%

14%

□ девочки

88,90%

11,10%

Рис. 4. Адаптационный потенциал

Литература

1. Барканова Н.С. Здоровьесберегающая педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 192 с.

2. Кожина О.А., Кулакова Е,Н- Новые возможности охраны здоровья школьников // Педагогика. - 2007. - № 7. - С. 115 -121.

3. Косованова Л.В., Мельников М.М., Айзман Р.И. Скрининг - диагностика Здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: учеб.-метод, пособие. - Новосибирск: Сиб. унив. н и-во. 2003.-240 с.

Роднаева Ольга Анатольевна - канд. биол. наук, доцент кафедры зоологии и экологии БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. да 8(3012) 21-03-48, e-mail: biologyOO 1 @mail.ru

Аюрзанаева Марьяна Васильевна канд. биол. наук, доцент кафедры зоологии и экологии БГУ, 670000, г. Улан-Уд*, ул. Смолина, 24 а. тел 8(3012) 21-03-48, e-mail: marianawas@mail.ru

Rodnaeva Olga Anatoly evna - candidate of biological sciences, assistant professor, department of zoology and ecology , Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a, tel 8 (3012) 21-03-48, e-mail: biology001@mail.ru .

Ayurzanaeva Mariana Vasilyevna, candidate of biological sciences, assistant professor, department of zoology and ecology* Buryat State University, 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24 a, tel 8 (3012) 21-03-48, e-mail: marianawas@ffiail.ru

УДК 612.42

© Л.Ц. Санжиева

Модуляция сократительной активности лимфатических сосудов регуляторными пептидами

Исследовалась пептидная регуляция сократительной активности лимфатических сосудов брыжейки крысы in vivo. Изучено несколько десятков представителей различных пептидных групп и их производных. Показано, что пептиды модулируют сократительную активность лимфатических сосудов, с различной степенью эффективности стимулируя либо угнетая частоту и амплитуду сокращений в зависимости от действующей концентрации. Многие пептиды активны в очень низких концентрациях Ю'10 М и менее.

Ключевые слова: регуляторные пептиды, сократительная активность лимфатических сосудов, сверхмалые дозы.

L. Ts. Sanzhieva

The Regulatory Peptides Modulating the Contractile Activity of Lymphatic Vessels

The peptide regulation of the contractile activity of lymphatic vessels of the rat’s mesentery in vivo has been researched. Several dozens of representatives of the various peptide groups and their derivatives have been studied. It is shown that the peptides modulate the contractile activity of the lymphatic vessels with varying degree of effectiveness stimulating or inhibiting the frequency and amplitude of contractions. It depends on the current concentration. Many peptides are active at the very low concentrations of Ю'10 M or less.

Keywords: regulatory peptides, contractile activity of lymphatic vessels, ultralow doses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.