Научная статья на тему 'Исследование психологической готовности юношей к отцовству'

Исследование психологической готовности юношей к отцовству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
964
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование психологической готовности юношей к отцовству»

Р.В. Овчарова, Н.А. Демчук

Курганский государственный университет

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНОШЕЙ К ОТЦОВСТВУ

Практически каждый мужчина, достигший половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать отцом. Однако биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Переход к состоянию отцовства, рождение первого ребенка - значимое событие в жизни каждого мужчины, важность подготовки к которому часто недооценивается.

Анализ работ, посвященных отцовству, показал, что современный этап исследования отцовства характеризуется следующими тенденциями:

- преобладанием исследований материнства и психологической готовности к материнству;

- отсутствием системного подхода к трактовке отцовства, то есть его связи с системой семьи и системой родительства;

- нечеткостью трактовки психологической сущности понятий «отцовство» и «психологическая готовность к отцовству»;

- отсутствием исследований, описывающих критерии и уровни психологической готовности юношей к отцовству;

- отсутствием моделей и технологий формирования психологической готовности юношей к отцовству.

Проблема исследования заключается в выявлении и исследовании компонентов, уровней психологической готовности юношей к отцовству; определении педагогических и психологических факторов ее формирования.

Анализ изучаемой проблемы позволяет обнаружить сосуществование двух тенденций, выражающихся с одной стороны в ослаблении роли и влияния отца (скрытая безотцовщина, рост числа неполных и материнских семей); с другой стороны - в переориентации жизненных ролей мужчины и женщины, изменении социокультурных стереотипов маскулинности и феминности, которые задаются сменой культурной парадигмы в современных условиях.

По данным исследований, отец влияет на поло-ролевую идентификацию (З. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и др.); интеллектуальное развитие (интерес к учению) (В. Фтенакис, Р. Бернс, Б.И. Кочубей); усвоение моральных норм (О.Б. Чиркова); эмоционально-личностную сферу ребенка (Е.О. Смирнова, В.С. Соба-кин, и др); а также его характерологические особенности (Е.П. Ильин, А. Биллер, З. Матейчек и др.). Отцовство в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенциальному родителю. Кроме того, переход к отцов-68

ству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанного с проблемой осознания себя отцом, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.С. Акивис, Р.В. Манеров, Е.И. Захарова, Ю.В. Евсеенкова и др.). В связи с этим все более актуальным становится вопрос о формировании психологической готовности юношей к отцовству.

Теоретический анализ понятий «отношение» и «родительское отношение» позволил нам сделать вывод о том, что отцовство может быть рассмотрено как целостная система отношений родителя, которая включает отношение к своему ребенку, себе как родителю, родительской роли, а также роди-тельству в целом.

Отношение к родительству в целом может быть рассмотрено через систему личностных ценностей мужчины-отца. В связи с этим родительство, воспринимаемое в качестве ценностной ориентации, наделяется особыми смысловыми характеристиками: приносящее гордость и радость; способствующее самореализации, либо тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизменению личности отца и матери.

Отношение к родительской роли проявляется в принятии, отвержении, либо амбивалентном отношении к своей роли родителя; адекватном принятии собственной родительской роли (отца или матери). При этом важно не только принятие собственной роли, но и роли партнера. Непринятие родительской роли отцом приводит к изменению родительской позиции матери. Отец может чувствовать, что семья ограничивает его интересы, ощущать самопожертвование в роли отца, либо собственную безучастность и невключенность в дела семьи.

Отношение к себе как родителю во многом совпадает с личностным отношением, либо является его антиподом как компенсация личностных недостатков. В этом случае чаще всего проявляются такие дихотомии, как уверенный - неуверенный, уступчивый - доминантный, добросердечный - требовательный, доверчивый - недоверчивый.

Отношение к ребенку может быть рассмотрено в двух планах: эмоциональном и практическом. Положительное эмоциональное отношение к детям связано с радостными, светлыми чувствами, способностью проявить заботу и терпение в общении с ребенком. Положительное отношение к детям в практическом плане предполагает готовность отца ухаживать за ре-

бенком, принимать участие в играх малыша, учить его, иногда выполнять функции, считающиеся исключительно женским делом.

Отношение к ребенку во многом зависит от того, насколько роль отца принята мужчиной. Речь идет не столько об операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной.

В плане формирования психологической готовности к отцовству общественный уровень влияний дает «отправную точку», задает для юношей определенный образец отцовства, который, преломленный через особенности личности, ценностно-мотивацион-ную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дает начало формированию отцовства в каждом конкретном случае. Общественный уровень формирует отношение к родительству в целом и роли отца в данной культуре.

Большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели отцовства, его образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к отцовству, родительская семья оказывает влияние на развитие отношения к детям, к себе как родителю, родительской роли. Многочисленные исследования доказывают влияние родительской семьи на стиль воспитания, реализуемый мужчинами в своей собственной семье.

Личностные черты родителя (отца) являются важной предпосылкой формирования и проявления родительского отношения. В плане формирования психологической готовности юношей к отцовству, личностные характеристики молодых людей являются предпосылкой для развития отношения к себе как будущему родителю, отношения к будущему ребенку, родительской роли.

Рассматривая отцовство как целостную систему отношений отца к воспитательной практике, которое включает отношение к своему ребенку, себе как родителю, родительской роли, а также родительству в целом, можно утверждать, что психологическая готовность к отцовству - это внутренняя позиция личности, стержневой образующей которой является целостная система отношений будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли, а также родительству в целом. Это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное отцовское отношение и определяет его эффективность. Психологическая готовность юношей к отцовству формируется под влиянием определенных психолого-педагогических факторов.

В качестве критериев оценки уровня психологической готовности юношей к отцовству выступает степень сформированности целостной системы отношений к отцовству, а именно отношения к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли и родительству в целом.

Высокий уровень определяется положительным отношением к родительству, будущему ребенку, принятием себя как будущего родителя, родительской роли. Низкий - отрицательным отношением к родитель-

ству, будущему ребенку, отвержением себя как будущего родителя, родительской роли. Средний - отсутствием однозначного положительного или отрицательного отношения к родительству, сочетанием различных уровней сформированности компонентов отношения к отцовству.

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

> для изучения отношения к себе как идеальному родителю (родительству) и отношения к себе как реальному родителю - вариант методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированный Л.Н. Собчик, в модификации РВ. Овчаровой;

> для диагностики отношения к родительской роли и отношения к ребенку - методика «Измерение родительских установок и реакций» PARI (Е.Шефер и Р. Белл, 1998), адаптированная Т.В. Нещерет, в нашей модификации. Модифицированная методика PARI подверглась валидизации;

> для изучения особенностей личности испытуемых, а также особенностей отношения к родителям (отцу и матери испытуемого) - Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана;

Корреляционный анализ помог осуществить эмпирическую проверкутеоретических представлений о сущности отцовства и психологической готовности юношей к отцовству.

Для доказательства положения о том, что психологическая готовность к отцовству - это внутренняя позиция личности, стержневой образующей которой является целостная система отношений будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли, а также родительству в целом, в которой все элементы (виды отношений) взаимосвязаны и взаимообусловлены, были выявлены статистически значимые корреляции между системами отношений будущего родителя и внутри этих систем. Корреляционный анализ проводился на выборке юношей. Для корреляционного анализа было принято значение r > 0,2421 при n=130, р< 0,01 и r > 0,3025 при n=130, р< 0,001. Анализ проводился по той же схеме, что и анализ корреляционных связей системы отцовства: сначала прослеживалась взаимосвязь параметров внутри каждого компонента системы психологической готовности юношей к отцовству, а затем взаимосвязь между компонентами. В процессе сравнительного анализа полученных корреляционных связей было выявлено, что число совпадающих корреляционных связей системы психологической готовности юношей к отцовству и системы отцовства составляет от 64,2 до 78,1%.

На основе выделенных критериев был произведен качественный отбор испытуемых в три группы, характеризующие уровень психологической готовности юношей к отцовству. В качестве главного критерия выбора была выбрана выраженность целостной системы отношений к родительству в целом, к себе как будущему родителю, к родительской роли и к будущему ребенку.

В результате в группе с высоким уровнем психо-

69

логической готовности к отцовству оказалось 39 человек (30%); со средним - 48 человек (37%); с низким -43 человека (33%).

33%

30%

И Высокий уровень ■ Средний уровень □ Низкий уровень

Рис. 1. Соотношение уровней психологической готовности юношей к отцовству

Для проверки предположения о непротиворечивости представленной классификации был проведен дискриминантный анализ данных. В результате все испытуемые были распределены на 3 кластера (среднее внутрикластерное расстоянием 5.99, при уровне значимости р<0,001).

При помощи I - критерия Стъюдента были получены достоверные различия между группами. Сравнительное исследование показателей компонентов системы отношений психологической готовности к отцовству подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что уровень психологической готовности юношей к отцовству определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущего родителя.

Наибольшее количество значимых различий (34%) (13 показателей из 39 переменных) было выявлено между группами с высоким и низким уровнями психологической готовности юношей к отцовству, в то время как количество отличий между группами со средним и низким (9 показателей из 39 переменных), и со средним и высоким (10 показателей из 39 переменных) уровнями психологической готовности юношей к отцовству составило 23% и 25% соответственно, что свидетельствует о значительном отличии полярных групп друг от друга (с низким и высоким уровнями психологической готовности юношей к отцовству).

В целом высокий уровень психологической готовности юношей к отцовству отличается высокими показателями по всем критериям психологической готовности. Данный уровень характеризуется стремлением к оптимальному эмоциональному контакту с будущим ребенком, отсутствием эмоциональной дистанции и излишней концентрации на будущем ребенке; уверенностью юношей в отцовской воспитательной функции, принятием роли будущего родителя; представлением о себе как заботливом, понимающем будущем отце, способном к сотрудничеству, состраданию, пользующемся авторитетом и уважением в глазах ребенка, независимом и успешном, способном к сотрудничеству; идеальный родитель способен к гибким взаимоотношениям с ребенком: сочетает талант руководителя и способность признать свою неправоту, умение настоять на своем и уступить, когда это необходимо.

Низкий уровень психологической готовности юношей к отцовству в целом характеризуется низкими показателями по всем критериям психологической готовности. Юноши с этим уровнем проявляют неумение наладить оптимальный эмоциональный контакт с будущим ребенком; отмечают излишнюю эмоциональную дистанцию и излишнюю концентрацию на будущем ребенке; они чувствуют неудовлетворенность и самопожертвование в роли отца; в отношении к себе как будущему родителю представляют себя как не склонных к сотрудничеству, доброжелательности, не способны к гибким взаимоотношениям с ребенком, а скорее наоборот, предпочитают строить отношения с позиции «сверху». Идеальный родитель в их понимании также инертен во взаимоотношениях, неспособен признать свою неправоту, способен проявлять безразличие.

Средний уровень психологической готовности юношей к отцовству ха ра ктеризуется отсутствием однозначного положительного или отрицательного отношения к отцовству, сочетанием различных уровней сформированности компонентов отношения к отцовству.

Анализ влияния психолого-педагогических факторов на формирование психологической готовности юношей к отцовству представлен различиями между юношами из полных и неполных семей.

После проведения процедуры тестирования среди юношей было отобрано 32 испытуемых из неполных семей. Для проведения сравнительного анализа методом случайного выбора была сформирована группа юношей из полных семей.

Выявление различий проводилось с помощью Т - критерия Вилкоксона. Для выборки юношей (п=32)

принято значение Т >0,140 при р< 0,01.

Родительская семья оказывает влияние на формирование психологической готовности юношей к отцовству.

В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, юноши имеют более реалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрение самостоятельности и инициативы ребенка.

Юноши из неполных семей в целом характеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству. Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность, а также сочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей они склонны к чрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости.

На психологическую готовность юношей к отцовству влияет возраст. Все испытуемые были поделены на 3 возрастные группы: 17-19 лет; 20-22 года; 23-25 лет. Выделение определенных возрастных групп обусловлено следующими причинами:

По мнению ряда авторов, в раннем юношеском возрасте (17-19 лет) основными задачами становятся: стремление к самосовершенствованию, формирование нравственных идеалов, принятие себя, приня-

тие ответственности за свои решения, продолжение обучения и/или поиск работы, формирование определенной смысловой системы. В возрасте 20-22 лет к имеющимся задачам добавляются исследование внешних причин, осуществление мечты, поиск наставника, создание интимных отношений, формирование ответственности за свою жизнь (как предпосылки принятия ответственности за другого человека), начало профессиональной карьеры. В возрасте 23-25 лет у молодых людей формируется своя система ценностей, установок, мировоззрение, достигается социальная зрелость.

Выявление различий проводилось с помощью t - критерия Стьюдента. Для уточнения «портретов» психологической готовности юношей к отцовству был проведен факторный анализ. Факторизация проводилась отдельно в каждой возрастной группе по 39 переменным, характеризующим психологическую готовность юношей к отцовству. Методом главных компонент в 39-мерном пространстве признаков были выделены 5 факторов у юношей 17-19лет, объясняющих 54,23% дисперсии признаков; 6 факторов у юношей 20-22 лет, объясняющих 57,43% дисперсии признаков и 7 факторов у юношей 23-25 лет, объясняющих 67,52% дисперсии признаков. Вращение производилось методом Варимакс с нормализацией Кайзера.

Возраст оказывает положительное влияние на развитие компонентов психологической готовности юношей к отцовству как системы отношений: к будущему ребенку: от излишней концентрации на ребенке к адекватному представлению о его воспитании, демократизации отношений; к родительской роли: от выделения негативной стороны отцовства к осознанности его плюсов, появлению уверенности в необходимости отца; к себе как к будущему родителю: от чувства неуверенности, страха к ответственности, способности к сотрудничеству; к родительству: от представлений об идеальном отце как активном, энергичном, решительном. По мере взросления к этим характеристикам добавляются искренность, открытость и настойчивость.

На психологическую готовность юношей к отцовству влияют личностные особенности, которые выявлялись с помощью методики «Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF)».

Выявление различий проводилось с помощью Т - критерия Вилкоксона. Для выборки юношей (п=39) принято значение Т >224 при р<0,01.

Низкий уровень психологической готовности юношей к отцовству обусловливается следующими личностными характеристиками: недоверие и неорганизованность; негативное восприятие окружающей действительности; холодность и равнодушие, неумение организовать свое пространство, неуверенность, застенчивость.

Средний уровень психологической готовности юношей к отцовству обусловливается такими личностными характеристиками: стремление к доверительным отношениям; чрезмерное стремление устанавливать позитивные отношения с окружающими; поиск

конструктивных способов решения проблем; стремление к познанию себя и окружающего мира.

Высокий уровень психологической готовности юношей к отцовству обусловливается следующими личностными характеристиками: активность, творчество в познании окружающего мира; доверие к миру; целеустремленность; активность в преодолении трудностей; высокие требования к себе и другим.

Выводы

1. Психологическая готовность к отцовству -это внутренняя позиция личности, стержневой образующей которой является целостная система отношений будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли, а также родительству в целом. Все элементы системы психологической готовности к отцовству взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. Уровень психологической готовности юношей к отцовству определяется степенью сформирован-ности компонентов системы отношений будущего родителя. Высокий уровень определяется положительным отношением к родительству, будущему ребенку, принятием себя как будущего родителя, родительской роли. Низкий - отрицательным отношением к родительству, будущему ребенку, отвержением себя как будущего родителя, родительской роли. Средний - отсутствием однозначного положительного или отрицательного отношения к родительству, сочетанием различных уровней сформированности компонентов отношения к отцовству.

3.В полной семье юноши имеют более реалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности ребенка. Юноши из неполных семей в целом характеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству. Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность и сочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей юноши склонны к чрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости.

Возраст оказывает положительное влияние на развитие компонентов психологической готовности юношей к отцовству как системы отношений: к будущему ребенку: от излишней концентрации на ребенке к адекватному представлению о его воспитании, демократизации отношений; к родительской роли: от выделения негативной стороны отцовства к осознанности его плюсов, появлению уверенности в необходимости отца; к себе как к будущему родителю: от чувства неуверенности, страха к ответственности, способности к сотрудничеству; к родительству: от представлений об идеальном отце как активном, энергичном, решительном. По мере взросления к этим характеристикам добавляются искренность, открытость и настойчивость.

Высокий уровень психологической готовности к отцовству обуславливается такими личностными особенностями как: активность, творчество, доверие,

целеустремленность. Средний - стремлением к доверительным отношениям, познанию, поиском конструктивных способов решения проблем. Низкий - недоверием и неорганизованностью, негативным восприятием окружающей действительности, равнодушием, неуверенностью.

4.Психологическую готовность юношей к отцовству можно развивать при помощи специальной программы через формирование психологических ком-

понентов готовности к отцовству. Сообразно системному подходу, на принципах которого построена разработанная нами программа, юноше задаются определенные внешние условия, способствующие формированию психологических компонентов. Формирование психологических компонентов готовности к отцовству осуществляется параллельно с прояснением личностных особенностей и формированием позитивной Я-концепции.

Список литературы

1. Демчук Н.А. К постановке вопроса о психологической готовности к отцовству // Сб. научных трудов аспирантов и

соискателей Курганского государственного университета (Гуманитарные науки). - Курган: Изд-во Курганского гос. унта, 2003. - С.84-86.

2. Демчук Н.А. Психологическая готовность юношей к отцовству // Проблемы психического здоровья молодежи в XXI веке:

Сб. материалов Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. - С.20-22.

3. Демчук Н.А. Отцовство в современной семье / Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы

Всероссийской научной конференции. В 2 ч. - Ч.1 / Под общ. ред. д-ра психол. наук В.К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. - М., 2003. - С.117-123.

4. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.:Академия, 2004. - 448 с.

5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.