Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей детей, увлечённых автомотоспортом'

Исследование психологических особенностей детей, увлечённых автомотоспортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессивность / стресс / тип личности / автомотоспорт / aggressiveness / stress / personality type / autosport

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Лариса Иосифовна

В статье рассматриваются понятия: стресс, тип личности. Актуальными являются индивидуальные особенности детей, занимающихся автомотоспортом. На эффективность деятельности в спорте оказывает влияние множество факторов, в частности: тип личности спортсменов, их агрессивность, стресс. Исследование выявило индекс агрессивности, доминирующий тип личности («Треугольник», «Зигзаг»), наличие стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демидова Лариса Иосифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CHILDREN CARRIED BY CAR MOTOR

The article discusses the concept of stress, personality type. Relevant are the individual characteristics of children involved in autosport. The effectiveness of sports activities is influenced by many factors, in particular: the type of personality of athletes, their aggressiveness, and stress. The study revealed the index of aggressiveness, the dominant personality type (Triangle, Zigzag), the presence of stress.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей детей, увлечённых автомотоспортом»

УДК 159.9.07 + 159.91

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ, УВЛЕЧЁННЫХ АВТОМОТОСПОРТОМ

Демидова Лариса Иосифовна.

г. Новосибирск, Россия, Сибирский государственный университет путей сообщения, кандидат психологических наук, доцент, demidova272@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются понятия: стресс, тип личности. Актуальными являются индивидуальные особенности детей, занимающихся автомотоспортом. На эффективность деятельности в спорте оказывает влияние множество факторов, в частности: тип личности спортсменов, их агрессивность, стресс. Исследование выявило индекс агрессивности, доминирующий тип личности («Треугольник», «Зигзаг»), наличие стресса.

Ключевые слова: агрессивность, стресс, тип личности, автомотоспорт.

RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CHILDREN

CARRIED BY CAR MOTOR

Demidova Larisa Iosifovna.

Novosibirsk, Siberian State University of Communications, associate professor, demidova272@mail.ru.

Abstract. The article discusses the concept of stress, personality type. Relevant are the individual characteristics of children involved in autosport. The effectiveness of sports activities is influenced by many factors, in particular: the type of personality of athletes, their aggressiveness, and stress. The study revealed the index of aggressiveness, the dominant personality type (Triangle, Zigzag), the presence of stress.

Key words: aggressiveness, stress, personality type, autosport.

Необходимыми условиями развития личности является включение человека не только в семью, школу и другие социальные институты, но и введение в процесс обучения различных дополнительных занятий, сочетающих органическое единство нравственных норм, педагогики, гармонии духа и тела.

Автомотоспорт может стать для человека отличной возможностью для реализации, саморазвития. Кроме того, автомотоспорт хорошо сказывается на здоровье детей, влияет на сохранение правильной реакции тела на физическую нагрузку, тренирует адаптационные механизмы к экстремальным условиям, формирует силу и выносливость, терпение и упорство, целеустремленность и решительность, волю и мотивацию, укрепляет твёрдость характера и уверенность в себе, др.

Достижение успеха в спорте невозможно без учёта индивидуальных особенностей спортсменов. Зная индивидуальные особенности человека, можно максимально развить и эффективно использовать его личностный потенциал, способности, возможности [3].

Спорт требует от спортсменов не только больших физических усилий, но и огромного психического напряжения, стрессоустойчивости, высокого уровня саморегуляции. На эффективность спортивной деятельности большое влияние оказывает тип личности, агрессивность, стресс.

С одной стороны агрессивность в спорте является необходимым условием для победы в соревнованиях, важным спортивным качеством; с другой стороны, если агрессивность сознательно неконтролируема, то спортсмен от этого страдает. При отсутствии агрессивности спортсмен и вовсе может проиграть соревнование[2].

Другой важный фактор для спортсмена - стресс, под которым понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в ответ на различные экстремальные воздействия [1].

Стресс может влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Как положительный фактор, стресс мобилизует адаптационную энергию на приспособление к изменяющимся условиям, активизируя защитные механизмы. 2, 3 фаза стресса по Г. Селье, негативно сказывается на здоровье и поведении человека: возникает чрезмерная тревога, страхи, раздражительность, нервозность, снижаются адаптационные возможности, способности к принятию решения, человек быстрее устаёт, теряет уверенность в себе, др.

Интенсивность стресса, его специфика протекания во многом зависит от личностных особенностей, в частности - типа личности.

Тип личности - это сочетание устойчивых личностных черт человека. В психологии известны разные типологии личности. Современную типологию дает американиский психолог С. Деллингер (1978г.), в основе которой лежит теория функциональной ассиметрии полушарий головного мозга и учение К. Юнга[3].

Для исследования психологических особенностей детей, занимающихся автомотоспортом, была составлена программа, включающая диагностику текущего состояния детей, коррекционные занятия с детьми и их родителями, повторное тестирование детей.

В исследовании участвовало 81 человек. База исследования - ГБОУ ДОД НСО «Автомотоцентр». В Автомотоцентре занимаются дети школьного возраста, увлеченные автомотоспортом, велоспортом, скийорингом. Навыки вождения, знание техники, умение работать руками, умение собраться перед соревнованиями, желание помочь друг другу и другое - это те знания, которые дети приобретают, овладевая данными видами спорта.

В исследовании использовались следующие методы: тестирование (опросник Басса - Дарки с целью выявления агрессивности личности, тест С. Деллингер с целью исследования индивидуальных особенностей и типа личности (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой).

29

В качестве дополнительной использоваласьавторская методика «Тест ассоциативного рисования «Семь - Я»» с целью выявления стресса и потенциала личности) [4].

Сводный анализ основных результатов исследования представлен в таблице.

Таблица

Обобщённый анализ результатов исследования психологических особенностей детей, занимающихся автомотоспортом.

Факторы Тест Тест Методика

Басса - С. Деллингер. «Семь - Я»

Дарки Доминирующий тип личности

Индекс агрессивности, % 43 - -

Тип - 23 -

личности:Треугольник, % 23

Зигзаг, %

Наличие стресса, % - 4 19

Из таблицы видно, что 43% респондентов имеют повышенный уровень агрессивности. Из пяти типов личности по С. Деллингер, преобладает тип -«Треугольник» и «Зигзаг» - по 23 %. Стресс имеет место у 23% детей. Это характеризует детей, как творческих личностей, склонных к разнообразию и независимости, интуитивности и интегративности. Такие люди способны концентрироваться на главной цели и достигать её, они энергичны, имеют лидерские качества, уверены в себе.Но наличие стресса может снижать их адаптационные способности, ухудшать результативность в спортивной деятельности, снижать настроение, формировать неуверенность в себе. Однако у каждого респондента имеется большой внутренний потенциал, благодаря которому человек способен успешно справляться с возникающими проблемами.

Таким образом, знание психологических особенностей детей, увлечённых автомотоспортом, позволит им эффективнее организовать себя в спортивной деятельности, и даст возможность тренерам и родителямкоординировать учебную и внеучебнуюдеятельность детей с учётом их индивидуальности. Кроме того,психолого-педагогическое сопровождение спортсменов, особенно участников предстоящих соревнований, может значительно улучшить их результаты, помочь им успешнее справляться с агрессивностью, стрессом.

Библиографический список:

1. Демидова Л.И. Исследование стресса у участников образовательного процесса./ Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014.- Вып. 31. - С. 170-174.

2. Демидова Л.И., Поседаева К.Н. Агрессивные и враждебные реакции как фактор конфликтности студентов вуза гуманитарных и технических профессий / Наука и социум: Материалы Всероссийской научно - практической конференции. 27 июня 2016г. / отв. ред. Е. Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. -С. 68 - 73.

3. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.В. Силкина, Л.И. Демидова, К.В. Гилева, Ю.А. Наумова, Н.П. Никандрова, О.А. Успенская. -Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2014.- 204 с.

4. Демидова Л.И. Современные методы исследования личности. // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2012.- Вып. 27. - С. 132-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.