разработка и внедрение стандартов предоставляемых услуг активно развиваться в ближайшие десятилетия. Ведь на
для наилучшего удовлетворения потребностей клиентов. сегодня лишь 13,5% населения земли путешествуют [11].
В заключение хочется отметить перспективы развития Значит, и потребность в международных гостиничных сетях данного сектора экономики. Международный туризм будет будет увеличиваться.
Литература
1. Данилов С.Ю. История Канады. — М.: Весь Мир, 2006 — 256 с.
2. Катькало В.С., Шемракова В.Н. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. — СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. — 384 с.
3. Данные о Hilton Hotels Corporation URL http://www.prohotel.ru/catalog-8948/0/ (дата обращения 15.04.2011)
4. География туризма: учебник / Колл. авторов под. ред. А.Ю. Александровой. — 3-е изд., испр. — М.: КНОРУС, 2010. — 592 с.
5. Гладенко. Рождение сети отелей «Хилтон». URL http://www.biztimes.ru/index.php?artid=322 (дата обращения 15.04.2009)
6. Смирнова М. Формирование гостиничной сети: концепции, методика, практика // Гостиничное дело. — 2005. — Ноябрь. — С. 25-30.
7. Special Report: Hotels’ 325. Hotels Magazine. October 2010, URL http:// www.hotelsmag.com (дата обращения 01.05.2011)
8. Ingram PL. The rise of hotel chains in the United States. 1896-1980. Garland Publishing: N.Y., London, 1996
9. Go F.M., Pine R. Globalization strategy in the hotel industry. Routledge: London, N.Y., 1995
10. Accor in Brief. Accor worldwide. URL http://www.accor.com/fileadmin/user_upload/Contenus_Accor/Commun/pdf/EN/accor_in_ brief.pdf (дата обращения 12.05.2011)
11. Показатель рассчитан автором на основе данных Всемирной Туристической Организации (URL http:// www.unwto.org) и аналитических материалов ЦРУ США (URL http:// https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html) (дата обращения 02.05.2011)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Е.Д. Биктимирова,
аспирант Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук (г Петрозаводск)
В статье исследовано влияние сферы туризма на экономику Республики Карелия с помощью корреляционнорегрессионного анализа. Смоделированы зависимости между выбранными показателями, установлена положительная взаимосвязь между величиной валового внутреннего продукта и числом размещенных туристов. Выявлено, что развитие туризма в Карелии происходит за счет внутренних туристских потоков.
Ключевые слова: экономика туризма, регион, корреляция, экономико-математическое моделирование, Республика Карелия
УДК 332.338.48
Мировая тенденция роста значения туризма обусловлена влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости населения, фактором, способствующим реализации внешней политики государства и диверсификации экономики. Ресурсные возможности регионов России позволяют активно развивать туристскую деятельность, тем самым активизируя жизнь местного населения и привлекая туристов с соседних регионов и стран.
Республика Карелия является привлекательным регионом для развития туризма. Данный факт обусловлен приграничным расположением и наличием природных, культурных и оздоровительных объектов (курорт «Марциальные Воды», музей-заповедник «Кижи», архипелаг Валаам).
Для разработки стратегий и планов регионального развития, принятия эффективных мер по развитию рекреационно-туристского комплекса, принятия эффективных управленческих и инвестиционных решений со стороны бизнеса необходимо проводить оценку вклада рекреационно-туристского комплекса в экономику региона (его доли в ВРП, занятости, инвестициях, доходах бюджета и т.д.)[5, 118-126].
Существуют различные методики оценки вклада туристского комплекса в экономику региона. Наиболее распространенными являются:
1. Расчет совокупного дохода от туризма. Экономическая эффективность туризма в регионе представляет собой собирательную характеристику, включающую объективные экспертные оценки и аналитические данные, описывающие воздействие туризма в следующих областях:
— рентабельность и доходы непосредственно туристских фирм региона;
— налоговые поступления от туризма в региональный бюджет;
— развитие объектов инфраструктуры туризма в регионе;
— косвенное воздействие туризма на другие отрасли общественного производства посредством мультипликативного эффекта;
— воздействие туризма на занятость населения.
Таким образом, под совокупным доходом от туризма понимается совокупность прямых и косвенных, денежных и не денежных выгод, получаемых в регионе от развития туристской деятельности, выраженных в стоимостном виде. Методика расчета включает в себя два направления: оценка прямого и косвенного воздействия туризма на экономику региона.
2. Оценка мультипликативного эффекта от туризма и его воздействия на другие сектора региональной экономики.
Совершенной методики расчета полного мультипликативного эффекта не существует, так как полный учет всех эффектов недостижим:
во-первых, отсутствием корректной информации о связях между отдельными сегментами экономики;
во-вторых, неопределенностью реакции смежных секторов экономики региона, например (рост спроса на продукцию может быть покрыт импортом);
в-третьих, часть эффектов проявляется за пределами горизонта планирования.
Исследование выявило, что представленные методики не дают возможности сделать достаточно корректную экономическую оценку вклада всего туристского комплекса услуг в экономику региона. Использование мультипликативного метода расчета требует упрощения реальных взаимосвязей.
Более сложным является вероятностный подход. Экономико-статистические модели учитывают вероятностный характер экономических процессов и дают возможность автоматизировать процессы расчетов, а вероятностный подход (эконометрика) позволяет быстро и эффективно смоделировать исследуемый процесс.
Эконометрика дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов. Ключевой задачей является наполнение эмпирическим содержанием априорных экономических рассуждений (количественная характеристика известных качественных экономических явлений) [6, 31-35].
Одним из эконометрических подходов является корреляционный анализ, который позволит выявить влияние туризма на экономику региона на примере Республики Карелия с учетом воздействующих факторов.
Для этого исследуем следующие показатели:
— Валовый Региональный Продукт (ВРП);
— Выездной турпоток (россияне), чел;
— Въездной турпоток (иностранцы);
— Количество человек, размещенных в гостиничных предприятиях.
До 2000 г. сбор статистической информации в сфере туризма осуществлялся по малому количеству показателей в отличие от современной расширенной методики, поэтому в исследовании использованы показатели за период 2000-2010 гг. [3].
1. Валовой Региональный Продукт (ВРП) — наиболее часто используемый показатель развития региона. Это обусловлено доступностью статистических данных, объективностью показателя и простотой исследования его динамики. ВРП является обобщающим показателем социально-экономического развития региона, что обусловило его использование в работе. ВРП характеризует результаты процесса производства товаров и услуг на территории республики.
Объем ВРП Республики Карелия в 2010 г. в текущих ценах составил 127733,8 млн руб. По сравнению с 2000 г. объем ВРП увеличился в 4,5 раз. Резкого уменьшения показателей не отмечалось, небольшое сокращение наблюдается в
2009 г. — на 9284,1 руб. Рост ВРП в текущих ценах обусловлен главным образом ростом цен. В период с 2000-2010 гг. происходили изменения в структуре ВРП Карелии.
2. Выездной турпоток отображает количество жителей Карелии, пересекших границу с Финляндией через международные автоматические пункты пропуска (МАПП) «Вярт-силя», «Суоперя» и «Люття». Феноменальность выездного туризма заключается в способности показателей данного явления отражать социально-экономическое развитие территориально-общественных систем разного уровня, являясь показателем качества жизни.
Данный показатель на протяжении длительного периода имеет положительную тенденцию. На протяжении 2000-
2010 гг. произошло увеличение выездов на 42417 человек. При этом российские (карельские) туристы используют территорию Финляндии также в качестве транзитной при поездках в другие страны, преимущественно в страны Европы.
3. Въездной турпоток отображает количество иностранцев, пересекших карело-финскую границу через МАПП. Данный показатель представляет собой невидимый экспорт. Въездной туризм обеспечивает возможность получения валюты, что заставляет власти и предпринимателей принимающей страны прилагать усилия по совершенствованию отечественного турпродукта.
Наибольший показатель въездного турпотока наблюдается в 2001 г. и составляет 403237 человек, а наименьший в 2007 — 304514 человек. Данный факт обусловлен социально-экономическим положением в регионе и развитием приграничных связей двух стран.
4. Показатель количества размещенных человек отображает численность организованных туристов, посетивших Республику Карелия.
За 2010 г. размещено в гостиничных предприятиях 299000 человек, что на 53,5% больше по сравнению с 2001 г. (347899). В 2009 г. из них 82, 6% предоставлено российским гражданам и 15,1% — иностранцам, гражданам стран, не входящих в СНГ По сравнению с 2001 г. количество российских граждан увеличилось на 4,1%, а иностранных на 3,8%.
Выявленные тенденции свидетельствует о необходимости выбора корректного и достаточного количества наблюдений для регрессионного и корреляционного анализа.
Этот метод предполагает раскрытие причинных зависимостей. В процессе корреляционно-регрессионного анализа после отбора соответствующих факторов осуществляется проверка их мультиколлинеарности и выявление наиболее значимых из них с помощью коэффициентов корреляции.
С помощью программы Statistica в исследовании на основании динамических рядов рассчитаны коэффициенты парных корреляций следующих показателей: ВРП, выездного потока (россияне) и въездного потока (иностранцы) через карело-финскую границу, количества человек, размещенных в гостиничных предприятиях на территории РК.
В ходе исследования получены следующие данные (табл.1).
Таблица 1
Корреляционные зависимости
Переменные с =Е с Выездной тур-поток (россияне), чел. Въездной турпоток (иност- ранцы), чел. Количество человек, размещенных в гости-ничн. предприятиях
ВРП, млн руб 1,00 0,26 -0,49 0,72
Выездной турпоток (россияне), чел. 0,26 1,00 -0,53 -0,32
Въездной турпоток (иностранцы), чел. -0,49 -0,53 1,00 -0,07
Количество человек, размещенных в гостиничн. предприятиях 0,72 -0,32 -0,07 1,00
Установлена положительная взаимосвязь между величиной валового внутреннего продукта, как индикатора уровня экономического развития страны, и числом размещенных туристов. Это иллюстрирует качественную взаимосвязь между объемом ВРП и количеством человек, воспользовавшихся услугами гостиничных предприятий.
Особо значимыми показателями для исследования мобильности являются следующие: ВРП, въездной и выездной
турпоток через карело-финскую границу. Для наглядного представления результатов анализа выбрана ЗМ диаграмма рассеяния — график поверхности (рис.1). Он позволяет выявить скрытую структуру данных и взаимосвязи между тремя переменными.
основным стимулом развития инфраструктуры туристского рынка и определяет направления ее модернизации.
у = 10488х + 11508 R2 = 0,961
5 39 0 4 ■767
28285 3377 4136 3 ®!б30 4658 2 *1890 8
Рис.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ‘
5.
ВРП, млн. ”*“совокупный доход оттуризма, млн руб
2 Динамика уровня ВРП, млн руб. и совокупного дохода от туризма, млн руб.
Рис.1. График поверхности (ВРП, млн руб.; въездной турпоток — иностранцы; выездной турпоток — россияне)
z = 9,4369Е6-38,241*х-13,5943*у+2,3404Е-5*х*х+ +6,126Е-5*х*у-1,2952Е-5*у*у, где z — ВРП, млн руб.
х — Выездной турпоток через карело-финскую границу, россияне
у — Въездной турпоток через карело-финскую границу, иностранцы
Корреляционный анализ выявил, что объем выездного туристского потока через карело-финскую границу и объем ВРП имеют положительную корреляцию. Причиной этому является увеличение мобильности населения при росте уровня жизни и увеличении доходов.
При этом объем въездного турпотока уменьшается в условиях роста ВРП и совокупного дохода от туризма (рис.2). Это означает, что развитие туризма в Карелии происходит за счет внутренних турпотоков. Выявленные особенности свидетельствуют о повышении интереса российских граждан к туристско-рекреационному потенциалу Республики Карелия.
Уровень цен на большую часть предоставляемых услуг рекреационного туризма Карелии не рассчитан на внутреннего потребителя. Основные клиенты местного рынка — это жители столичных мегаполисов, где средний уровень дохода гораздо выше, чем у местного населения. Это является
Использование эконометрического подхода выявило взаимосвязь между показателями развития туризма и социально-экономического состояния региона. В ходе проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1. Метод корреляционно-регрессионного анализа является одним из инструментов исследования группы показателей для выявления причинно-следственных связей.
2. Наиболее важным показателем для исследования является уровень ВРП, так как он связан с доходами населения. Мобильность жителей находится в зависимости от их финансового благосостояния.
3. Посетители Республики Карелия в основном состоят из жителей мегаполисов, так как уровень цен на большую часть предоставляемых услуг рекреационного туризма Карелии не привлекает внутреннего потребителя и иностранцев. Подтверждением тому является обратная связь между уровнем ВРП и количеством человек, пересекших границу при одновременном росте совокупного дохода от туризма.
Для усиления влияния сферы туризма на экономику региона необходимо:
1. Стимулирование мерами государственной поддержки сферы инвестиционной и налоговой политики (в т.ч. через Гарантийный фонд Республики Карелия, механизм субсидирования части процентной ставки, предоставление льготных условий на ведение бизнеса), роста объёма внебюджетных инвестиций в развитие современной инфраструктуры туризма в Республике Карелия, в том числе и на основе частногосударственного партнерства.
2. Поддержка инициатив местного населения по строительству малых гостиничных предприятий, гостевых домов с целью развития сельского и активного видов туризма.
3. Реализация «Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия».
Литература
1. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование. — М: Изд-во: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.
2. Республика Карелия в цифрах в 2011 г.: Стат.сборник / Госкомстат РФ, Госкомстат РК. — Петрозаводск, 2012. — 164с.
3. Туризм в Республике Карелия. Статистический сборник. — Петрозаводск: Госкомстат РК, 2010.
4. Управление развитием туризма в регионе. Опыт реализации Стратегии Республики Карелии / Ин-т экономики КарНЦ РАН.; под общей ред. Ю.В. Савельева, О.В. Толстогузова. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. — С.80.
5. Шишкин А.И. Основные объекты туристской инфраструктуры и их характеристика по центрам туристской активности Карелии // Территория и планирование. — 2009. — № 3(21) — С. 118-126.
6. Шишкин А.И., Шишкин А.А. Опыт управления социально-экономическим развитием региона (по итогам реализации концепции «Возрождение Карелии») // Экономика и управление. Российский экономический журнал / Изд-во С.-Петерб. академия управления и экономики — 2009. — №11(49). — С 31-35.
7. Холод Н.И. Экономико-математические методы и модели. — М., 2003.
8. Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/
9. Официальнай сайт Росстата [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/ bgd/regl/B11_04/Iss www.exe/Stg/ d08/3-turizm-tab.htm
8
у =295