Научная статья на тему 'Развитие туризма в Сибири'

Развитие туризма в Сибири Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1607
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Протопопова Ю.Б.

В статье дан обзор возможностей и резервов таких отраслей экономики Западной сибири, как въездной и внутренний туризм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма в Сибири»

В статье дан обзор возможностей и резервов таких отраслей экономики Западной сибири, как въездной и внутренний туризм.

Развитие туризма в Сибири

Ю. Б. ПРОТОПОПОВА,

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Туризм - одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В этой сфере в мире занято свыше 250 млн человек, то есть каждый десятый из работающих. На долю туристической индустрии приходится 7% общего объема инвестиций, 11 % мировых потребительских расходов и треть мировой торговли услугами.

По последним данным, объем туристического рынка России оценивается в 8 млрд дол. в год, при этом прибыль от туристической отрасли составляет около 1% ВВП. В странах с более развитой туристической индустрией этот показатель, как правило, на порядок выше. Очевидно, что и туристическая отрасль России может приносить совершенно другую прибыль.

В мире доходы от въездного туризма составляют не более 15%. Основной доход обеспечивают резиденты своей страны. И эта тенденция нарастает.

В России же, по данным Министерства экономического развития и торговли РФ (обзор за 2005 г.), отрасль туризма не может быть обеспечена платежеспособным спросом российского населения, то есть только внутренним туризмом.

Анализируя данные Госкомстата России о структуре платных услуг населению за 2002-2005 гг. (табл. 1), мы видим, что около 63% приходится на коммунальные, бытовые и транспортные услуги. И это вряд ли позволяет говорить о потенциале развития отрасли туризма в России за счет лишь внутреннего спроса.

Таблица 1

Структура платных услуг населению в 2002—2005 гг., % к итогу

Показатель 2002 2003 2004 2005

Все оказанные услуги 100,0 100,0 100,0 100,0

В том числе:

Бытовые 18,1 16,7 15,7 14,5

Пассажирского транспорта 24,5 25,9 25,8 25,3

Связи 9,2 10,0 11,12 11,9

Жилищно-коммунальные 21,3 22,1 20,4 20,2

Системы образования 4,2 5,4 6,4 6,9

Культуры 1,4 1,2 1,5 1,6

Туристско-экскурсионнные 2,1 1,9 1,8 1,8

Физкультуры и спорта 0,3 0,4 0,4 0,4

Медицинские 3,5 3,8 4,5 4,5

Санаторно-оздоровительные 2,4 2,7 2,8 3,1

Правового характера 8,9 8,0 6,1 5,2

Другие 3,4 4,1 4,5 4,8

Большинство россиян, имеющих средства на отдых, предпочитают проводить его за рубежом. Каждый год объемы выездного туризма в России вырастают примерно на 30-50%. Спрос на заграничные поездки сложился в середине 1990-х годов. В последние годы наиболее популярные среди россиян направления - ОАЭ, Турция, Египет, Таиланд, Испания, Чехия.

О положении дел в сфере выездного туризма можно судить по данным туристического рынка Сибирского федерального округа (табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг туристических компаний Сибирского федерального округа в 2005—2006 гг.

Компания Город Год основания компании Количество туристов Прирост, %

2006 2005

«Сибирь» Новосибирск 1994 8222 5777 42,3

«Скатт» Новосибирск 1994 6619 5610 18,0

«Бурятинтур» Улан-Удэ 1992 4988 3765 32,5

«Дюла-тур» Красноярск 1993 4417 3700 19,4

«Томсктурист» Томск 1965 3950 3634 8,7

«Россина» Иркутск 1994 3710 2800 32,5

«Серп и К» Новосибирск 1992 2257 1850 22,0

«САМЕЙ» Красноярск 1995 1833 1321 38,9

«Евразия-Тур» Новосибирск 1996 1650 957 72,5

«КАССИ-туризм» Новосибирск 1995 908 753 20,6

«Иркутск-турист» Иркутск 1963 254,3 222 32,3

«Графт-тур» Томск 2002 282 200 41,2

«Мистер-тур» Новосибирск 2002 234 150 56,3

«СТА-Новосибирск» Новосибирск 1993 162 110 47,9

* Источник: www.expert-sibir.ru

Основные факторы роста объема продаж выездного туризма таковы:

^ увеличение доходов среднего класса; ^ повышение качества обслуживания туристов; ^ разнообразие предложений.

Однако существует ряд причин, сдерживающих потоки выездного туризма. К ним можно отнести разнообразные угрозы - распространения птичьего гриппа и цунами (страны юго-восточного направления), возможность терактов (Египет), неспокойная политическая ситуация (Филиппины, Франция), а также природные аномалии (отсутствие снега на горнолыжных курортах Европы, холодная погода в странах с теплым климатом).

Очевидно, что выездной туризм не отвечает интересам региона, так как денежные средства, в том числе и валютные, вывозятся за его пределы. Для Сибири, богатой рекреационными ресурсами, это ненормальное явление. Здесь туризм, наоборот, должен выступать в качестве катализатора развития региональной экономики, пути привлечения в регион финансовых средств, инвестиций. Но для этого необходим такой уровень развития туризма, чтобы эта сфера стала конкурентоспособной в условиях глобализированной экономики.

По концентрации туристических фирм Новосибирск входит в семерку городов, на долю которых приходится большая часть туристического бизнеса страны, - в городе более 240 туристических фирм. Выездным туризмом занимаются почти все туристические фирмы, внутренним - около 80% и примерно 25% - въездным. Более 140 предприятий имеют лицензии на осуществление международной туристической деятельности, но многие из них выступают в качестве турагентов, то есть перепродают уже готовый продукт. При этом фирмы Новосибирска обслуживают не только жителей города и области, но и соседних регионов. В течение года за границу выезжают 17-20 тыс. новосибирцев.

Въездной туризм в Новосибирске в настоящее время представлен очень скромным сектором туристических услуг - менее 3% от общего их объема. В последнее время в город ежегодно приезжают с различными целями в среднем 10-12 тыс. иностранных граждан (в том числе 2 тыс. - из дальнего зарубежья), из них собственно туристов - около тысячи. Самая значительная часть бизнес-туров приходится на долю индивидуальных деловых поездок иностранцев.

Структура въездного туризма Новосибирска такова:

■ образовательный бизнес - 12,6%;

■ выставочный бизнес - 10,8%;

■ конгресс-туризм - 3,3%,

■ интенсивный туризм - 2,4%;

■ деловые поездки - 70,9%.

По мнению экспертов, уже к 2008 г. численность иностранных гостей в Новосибирске увеличится в два раза и далее будет расти1.

Для роста въездного туризма в Новосибирской области необходимо развивать туристическую инфраструктуру, включая гостиничный фонд или иные средства размещения, специализированный транспорт, объекты общественного питания, бизнес-центры, центры досуга и развлечений, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, сферу услуг гидов-переводчиков. В настоящее время низкий уровень инфраструктуры - один из основных факторов, сдерживающих быстрое развитие въездного туризма в Новосибирске.

В последнее время турфирмы Новосибирска ощутили спад спроса на туристические поездки еще в начале летнего туристического сезона, позже многие чартерные программы выполнялись с неполной загрузкой, а некоторые вообще не состоялись. По данным опроса, проведенного в ноябре 2005 г. редакцией «Сибирской туристической газеты», выяснилось: несмотря на снижение объемов поездок, сокращения персонала прошли только в пятой части новосибирских турфирм. Из всех участников опроса 74% туристических фирм отметили некоторое снижение спроса на международные туристические путешествия, 26% заявили, что их объемы остались на том же уровне2.

На фоне некоторого снижения интереса туристов к зарубежным турам 35% новосибирских турфирм стали уделять особое внимание реализации туров по маршрутам внутри России (внутренний туризм), а 43% фирм считают

1 www.tourism.nso.ru

2 www.intercom.sinor.ru

российский туризм одним из основных направлений своей деятельности. При этом 52% туристических предприятий назвали в числе своих ведущих направлений зимнего сезона 2005-2006 гг. только зарубежные страны, 35% опрошенных турфирм в равной степени отдали предпочтение в своей деятельности как внутреннему, так и выездному туризму. И лишь 13% из опрошенных фирм делают ставку в зимнем сезоне только на туры по России.

Существует определенная категория туристов, которые раньше ездили на зарубежные курорты, причем в отели высокой категории, теперь предпочитают отдых на Алтае, в Горной Шории, в Новосибирской области, но покупают самые комфортабельные варианты размещения. По данным Министерства туризма Республики Алтай, за три года туристический поток увеличился почти на 40%.

Быстрые темпы рекреационного освоения территории Республики Алтай в последние годы привели к значительным изменениям в географии предпочтений туристов на уровне всего Сибирского федерального округа, потоков отдыхающих и туристической инфраструктуры. Число туристических предприятий в республике с 1999 по 2003 гг. увеличилось с 36 до 116, а их емкость, соответственно, с 2361 места до 51843. Так же активно в последнее время растет популярность так называемого «деревенского туризма», по приему и обслуживанию туристов в сельской местности местным населением. В 2001 г. количество сельских микрогостиниц («зеленый дом») на территории Алтайского края и Республики Алтай составило 236, на начало 2007 г. их количество уже превышает 1000.

На территории алтайской территориально-рекреационной зоны наряду с комфортабельными круглогодичными тур-объектами представлено большое количество летних туристских стоянок, турбаз. Они оказывают туристам услуги размещения, питания и дополнительные услуги. По статистическим данным, только 20% приезжающих обслужива-

3 Схема развития и размещения объектов туризма в Республике Алтай до 2020 года: Отчет о научно-исследовательской работе. Под рук. Минаева А. И., ГАГУ. Горно-Алтайск, 2005 г.

ются туристскими учреждениями. Более 400 тыс. туристов организуют свой отдых самостоятельно (дикий туризм). Это обусловлено как недостаточной емкостью рекреационных учреждений Алтая, так и высокими ценами обслуживания.

Автомобилизация населения привела к быстрому увеличению потока автотуристов. Наблюдения за потоком автомобилей в районе Айского моста, проведенные в 2006 г., позволили не только определить его мощность, но и географию отдыхающих. В выходные дни суточная интенсивность движения достигает 4500-6000 автомобилей (без грузовых и автобусов местных пассажирских линий). География потока выглядит следующим образом: Алтайский край - 74,4%; Новосибирская область - 18,6%; Кемеровская область - 2,9%; Томская область - 1,4; Омская область - 0,8%; Москва и Московская область - 0,2%; другие регионы - 1,74.

Однако, несмотря на возрастающий спрос на внутренний и въездной туризм, на туристическом рынке Новосибирска и Алтайского края в настоящее время преобладает выездной туризм. На это есть несколько причин: низкий уровень развития инфраструктуры и обслуживания; высокая стоимость предлагаемых услуг, не соответствующая предлагаемому сервису; низкий уровень общехозяйственной и рекреационной освоенности территории по производству промышленной продукции на душу населения, уровню жизни (Республика Алтай, например, занимает одно из последних мест в России).

Такое положение обусловили:

□ преобладание в течение длительного времени экстенсивного пути развития (увеличение емкости учреждений без существенного изменения комфортности и качества обслуживания);

□ незначительный потенциал рекреационных потребностей населения ввиду его низких доходов;

□ сезонность работы предприятий туристической сферы.

Таким образом, для повышения эффективности территориально-рекреационной зоны Сибири, прежде всего за счет

4 Схема развития и размещения объектов туризма в Республике Алтай до 2020 года: Отчет о научно-исследовательской работе. Под рук. Минаева А. И.. ГАГУ. Горно-Алтайск, 2005 г.

существенного роста въездного и внутреннего туризма, и превращения туристической деятельности в доходную отрасль экономики региона, увеличения налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты и инвестиций, увеличения числа рабочих мест, сохранения и рационального использования природного и историко-культурного наследия необходимы следующие меры.

1. Развивать туристскую инфраструктуру до уровня, соответствующего современному туристическому сервису.

2. Разработать и реализовать маркетинговую программу продвижения внутреннего турпродукта к потребителю.

3. Разработать и реализовать программу транзитного туризма по предоставлению иностранным туристам активных приключенческих, экологических, охотничьих, заготовительных и тому подобных туров на основе договоров с соседними регионами (в рамках Сибирского федерального округа).

4. Организовать подготовку специалистов по въездному туризму с высшим и средним специальным образованием для работы в индустрии туризма.

5. Развивать активную рекламную деятельность.

При достаточных объёмах финансирования и дальнейшем

совершенствовании туристической индустрии Новосибирской области и Алтайского края данная территориально-рекреационная зона Сибири может оказаться достаточно интересной для туристов и стать крупнейшим туристическим центром Сибири и Дальнего Востока.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ"» (принят Госдумой 19 мая 2006 г. и одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 г.) резидентом туристической особой экономической зоны признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципальных образований, в границах которых расположена особая экономическая зона (ОЭЗ). Резидент должен пройти конкурсный отбор и заключить с органами управле-

ния ОЭЗ соглашение о ведении туристическо-рекреационной деятельности. Одобрено создание туристических ОЭЗ на территориях Зеленоградского района Калининградской области, Иркутского районного муниципального образования Иркутской области, Краснодарского края и муниципальных образований «Майминский район» и «Чемальский район» Республики Алтай.

Общий порядок создания и механизм функционирования туристско-рекреационных ОЭЗ - такой же, как у производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, однако зоны могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований. Кроме того, на территории таких зон разрешается разработка полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных. Виды деятельности, которые запрещены на территории туристско-рекреационных ОЭЗ, определяются правительством РФ.

Стоит отметить, что туристские ОЭЗ - не новое явление в мировой практике. В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. различных ОЭЗ с годовым оборотом 600 млрд дол. Для России в настоящее время создание именно туристской ОЭЗ стало делом государственной важности, так как страна быстро теряет туристическую привлекательность: в 2005-2007 гг. наблюдался существенный отток гостей, и почти втрое замедлились темпы роста турбизнеса на территории страны.

Потенциально прибыльная индустрия туризма пока не может избавиться от многочисленных проблем, связанных, например, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц всех видов «звездности», а также всех основных видов современной инфраструктуры, необходимой для привлечения интуристов и разворота турпотока сограждан с выездного туризма на внутренний.

Туристические особые экономические зоны помогут создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат в регионах Сибири, перевести туристическую и санаторно-курортную индустрию на инновационный путь развития и повысить конкурентоспособность региона для внутреннего и въездного туризма.

Во второй половине XX века туристская индустрия превратилась в один из крупнейших секторов мировой экономики. На долю туризма приходится свыше 10% мирового национального продукта, а доходы от него сопоставимы с доходами нефтегазопе-рерабатывающей промышленности и автомобилестроения. Число путешествующих стремительно растет из года в год, а с учетом внутреннего туризма почти половина жителей нашей планеты ежегодно вовлекается в сферу туристского бизнеса1. В статье показаны основные факторы, сдерживающие развитие внутреннего туризма в России.

Российский внутренний туризм: основные тенденции развития

(на примере Карелии)

Т. В. МОРОЗОВА,

доктор экономических наук, С. Г. МУРИНА, Институт экономики Карельского научного центра РАН

Рыночные преобразования сопровождались противоречивыми процессами в развитии туризма в России. С распадом советской системы плановой экономики резко сократились бюджетные источники финансирования и средства внебюджетных фондов, выделяемых на содержание и развитие социальной сферы, активизировался малый и средний бизнес.

Туризм в Республике Карелия, как и в стране в целом, утратил свой социальный характер и стал формироваться преимущественно на коммерческой основе как элитный вид отдыха. В то же время у Карелии появились новые возможности для широкого развития международного туризма. В начале 1990-х годов возникло около 100 частных предприятий, работающих в сфере туризма. Увеличился поток иностранных туристов, особенно из Финляндии. Это способствовало пополнению регионального бюджета за счет роста

1 Каурова А. Д. Организация сферы туризма. С-Пб: Герда, 2005. С. 11; Абрамова Т. В., Барзыкин Ю. А., Шарафутдинов В. Н. XXI век станет веком туризма // ЭКО. 2005. № 9. С. 47-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© ЭКО 2007 г.

валютных и налоговых поступлений. Приток частных инвестиций в сферу туристского бизнеса позволил существенно обновить материально-техническую базу туристской инфраструктуры.

Наличие уникальных природно-ландшафтных и культурно-исторических ресурсов благоприятно сказалось на развитии рекреационного, экологического, этнографического и культурно-познавательного туризма. Кижский архитектурный ансамбль, первый российский курорт «Марциальные воды», основанный Петром I в XVIII веке, природный парк «Валаамский архипелаг» привлекают туристов со всех стран мира. Крупнейшие озера Европы - Ладожское и Онежское, Белое море, порожистые карельские реки - известные водные туристические маршруты. В республике имеется немало уникальных и очень красивых мест: петроглифы Бесова Носа - образцы древней письменности и культуры, водопад Кивач, старинные дома и деревни, часовни и церкви, природные заповедники.

В последние годы рынок туристских услуг Карелии диверсифицируется, развиваются активные виды отдыха: приключенческие туры, клубный загородный отдых с экстремальными видами спорта, лодочные, лыжные и велосипедные походы, рыболовные и охотничьи туры для любых возрастных групп и лиц разной степени подготовленности. Для туристов предлагаются разнообразные обзорные вертолетные экскурсии, обслуживание корпоративных клиентов и маршруты выходного дня. Все более популярным становится семейный отдых культурно-познавательного типа, например, в условиях этнографической среды традиционной карельской деревни.

Однако доминируют въездные виды туризма. Туристско-рекреационный потенциал республики для оздоровления местного населения практически не используется. Доля внутреннего регионального туризма в общем объеме туристских услуг, оказанных населению на территории республики, незначительна. В основном это туры выходного дня, корпоративные поездки или награждение путевками лучших сотрудников организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.