_ 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ _
08.00.05.15.4 УДК 348.48
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ
© 2018
Николай Александрович Зюляев, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Сервиса и туризма»
Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола (Россия) Людмила Михайловна Низова, доктор экономических наук, профессор кафедры «Социальных наук и технологий» Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола (Россия)
Екатерина Николаевна Сорокина, магистрантка Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола (Россия)
Аннотация
Введение: в последние годы особое развитие получает туристический рынок. Он рассматривается как экономическая система взаимодействия четырех основных элементов: туристского спроса, туристского продукта, цены и конкуренции. Организация туристского бизнеса тесно связана с понятиями рыночная экономика и социальная политика. Особую значимость на региональном уровне приобретает внутренний и въездной туризм. Материалы и методы: используя мониторинг статистических наблюдений, проведена сравнительная динамика основных показателей туристской деятельности субъектов Приволжского федерального округа. Особое внимание уделено исследованию приоритетов и проблем в развитии инфраструктуры туризма на примере Республики Марий Эл (доходность, инфраструктура, гостиницы, рестораны, экскурсионные службы). С использованием корреляционно-регрессионного анализа построена эконометрическая модель объема туристических услуг, качество которых оценено с помощью F критерия t -статистики Стьюдента.
Результаты и обсуждение: в целях эффективности развития исследуемой отрасли в республике Марий Эл реализуется государственная программа «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2014-2020 годы». Усовершенствована структура управления, в конце 2017 года создано Министерство молодежной политики, спорта и туризма. Открыты новые туристические возможности, в том числе в сельской местности, активно развивается этнографический, культурно-познавательный и экологический туризм. Это позволило ей войти в общий маршрут «Великий Волжский Путь». Объем турпотока в республику вырос на 9 %, более 10 лет, ведется подготовка специалистов для туристической индустрии в Поволжском государственном технологическом университете. В 2016 году республика заняла 15 место в России по популярности из 20 избранных направлений. Заключение: для устранения выявленных проблем (дороговизна отдыха, неравномерность развития рынка туризма и недостаточная развитость инфраструктуры) требуют повышения качества и формирования имиджа внутреннего туризма на мезоэкономическом уровне.
Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, мезоуровень, качество жизни, качество услуг, туризм, туристский бизнес, туристская инфраструктура, туристский продукт, развитие туризма, социальная политика, экономика.
Для цитирования: Зюляев Н. А., Низова Л. М., Сорокина Е. Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности в мезоэкономическом уровне // Вестник НГИЭИ. 2018. № 6 (85). С. 72-85.
INTERNAL TOURISM AS THE ECONOMIC ACTIVITY AT THE MESO ECONOMIC LEVEL
© 2018
Nikolay Aleksandrovich Zyulyaev, Ph. D. (Economy), the associate professor of the chair of «Service and Tourism»
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola (Russia) Lyudmila Mikhailovna Nizova, Dr. Sci. (Economy), the professor of the chair «Social Sciences and Technology»
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola (Russia) Ekaterina Nikolaevna Sorokina, the undergraduate student Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola (Russia)
Absrtact
Introduction: in recent years, the tourism market has gained special development. It is considered as an economic system of interaction of four basic elements: tourist demand, tourist product, price and competition. The organization of tourist business is closely connected with the concepts of market economy and social policy. Domestic and inbound tourism is of special importance at the regional level.
Materials and methods: using the monitoring of statistical observations, the comparative dynamics of the main indicators of tourist activity of the subjects of the Volga Federal District was carried out. Particular attention is paid to the study of priorities and problems in the development of tourism infrastructure on the example of the Republic of Mari El (profitability, infrastructure, hotels, restaurants, excursion services). Using the correlation-regression analysis, an econometric model of the volume of tourist services is constructed, the quality of which is estimated using the F criterion of Student's t-statistics.
Results and discussion: in order to efficiently develop the sector under investigation, the state program «Development of Tourism in the Republic of Mari El for 2014-2020» is being implemented in the Republic of Mari El. The management structure was improved, at the end of 2017 the Ministry of Youth Policy, Sports and Tourism was established. New tourist opportunities have been opened, including in rural areas, ethnographic, cultural-cognitive and ecological tourism is actively developing. This allowed her to enter the general route «The Great Volga Way». The volume of tourist traffic to the republic grew by 9 %, more than 10 years, training of specialists for the tourist industry in the Volga State University of Technology. In 2016, the republic ranked 15th in Russia in popularity from 20 selected destinations.
Conclusion: in order to eliminate the identified problems (high cost of recreation, uneven development of the tourism market and insufficient infrastructure development), it is necessary to improve the quality and form the image of domestic tourism at the meso economic level.
Keywords: internal tourism, inbound tourism, meso level, quality of life, quality of services, tourism, tourist business, tourist infrastructure, tourist product, tourism development, social policy, economy.
For citation: Zyulyaev N. A., Nizova L. M., Sorokina E. N. Internal tourism as the economic activity at the meso economic level // Bulletin NGIEI. 2018. № 6 (85). P. 72-85.
Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному собранию, говоря об удвоении несырьевого, неэнергетического экспорта, уделил внимание рост экспорту услуг, включая туризм [2]. Туризм играет одну из главных ролей мировой экономики, производя 9,3 % миро-
Туризм как вид экономической деятельности вносит свой вклад в ВВП страны (3,4 %), обеспечивает занятость (более 1 млн чел.), поступление иностранной валюты через въездной туризм, стимулирует развитие малонаселенных и слаборазвитых регионов через природный и сельскохозяйственный туризм [1, с. 592]
Туризм - это одна из важнейших сфер современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Экономическое пространство социально-культурной сферы и туризма охватывает большую часть экономики страны. Сфера туризма способствует развитию инфраструктуры, притоку финансовых ресурсов и повышению занятости населения.
Введение
вого валового внутреннего продукта. В рамках мирового хозяйства по числу рабочих мест туризм занимает лидирующее место. За 1990-2016 гг. число туристов в мире увеличилось вдвое и составило в 2017 году более 1,32 млрд чел., что способствует росту количества рабочих мест в индустрии гостеприимства. По оценкам Международной организации труда, в сфере мирового туризма работает более 100 млн человек, или каждый 15 занятый в мировом производстве. При этом мониторинг показывает, что в развивающихся странах сфера туризма создает больше новых рабочих мест, чем другие отрасли экономики. Это положительно влияет на состояние занятости, если в небольших государствах, экономика которых зависит от туризма, почти половина трудоспособного населения вовлечено в её деятельность, то в индустриально развитых странах - только 5 % По некоторым источникам, в нем ежедневно заняты более 20 млн. человек и ежегодно в этой сфере создается около 3 млн новых рабочих мест. В туризме новые рабочие места в географическом плане распространяются более широко, чем в других растущих секторах экономики [3].
В туристском кластере система накопления стоимости включает 4 типа цепочек добавленной
стоимости поставщиков: транспортных компаний, средств размещения и развлечений, каналов сбыта туристких продуктов и самих туристов [4, с. 71]
По данным Евростата, занятость в туризме составляет около 13 млн человек, из которых 9,5 млн человек заняты в гостиницах, ресторанах и транспортном секторе, это составляет 4,3 % от общего числа занятых. Наибольшее количество работников в сфере туризма занято в Германия (более 1,5 млн человек), следующую позицию занимает Испания (1,45 млн человек). В процентном отношении от общего числа занятых первые позиции в Европейском Союзе занимают Мальта (8,6 %), Испания (7,7 %) и Греция (6,7 %). На долю туризма в Европе также приходится около 10 % валового внутреннего продукта [5].
Материалы и методы В настоящее время туризм является предметом многих научных исследований и привлекает
внимание специалистов, работающих в разных областях - менеджменте, маркетинге, экономике, культуре. Идет формирование комплексной науки, объединяющей разносторонние исследования сферы туризма. Важную роль в теоретико-методологическом обосновании сферы туризма сыграли труды таких ученых как: М. Б. Биржаков, Н. И. Кабушкин, В. А. Квартальнов и других. Изучением экономической сущности туризма занимались известные отечественные ученые, такие как: Ю. В. Воскресенский, М. А. Жукова, А. Д. Здоров, А. Д. Каурова и другие. Актуальность исследования социально-экономических основ туризма на мезо-уровне обусловлена несколькими факторами:
1) дороговизной отдыха в собственной стране, вытекающей как из высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и из транспортных услуг, которые превышают уровень инфляции в стране (рис. 1);
_ 15,00% л
g 10,00% <u
g 5,00% а
е 0,00%
2011
2012
2013
2014
2015
2016
годы
цены на транспортные услуги
цены на проживание
Рис. 1. Динамика индекса цен на транспортные услуги и услуги размещения, % Fig. 1. Dynamics of the index of prices for transportation services and accommodation services,% Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
2) недостаточной развитостью российской туристической инфраструктуры, вызывающая необходимость как реконструкцию гостиниц, построенных в советский период, так и строительство новых;
3) несбалансированностью российского туристического рынка, в котором выездной туристиче-
ский поток превышает въездной (рис. 2) [6, с. 227]. Для решения этой проблемы следовало бы акцентировать внимание на развитие внутреннего туризма. При создании оптимальных условий отдыха и их приемлемой стоимости, есть большая вероятность, что граждане предпочтут путешествовать по России.
годы
• внутренний турпоток ■ въездной турпоток А выездной турпоток
Рис. 2. Динамика внутреннего, въездного и выездного туристических потоков, млн чел. Fig. 2. Dynamics of internal, inbound and outbound tourism flows, million people. Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
100
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
годы
■ средняя цена турпутевки по РФ ■ средняя цена турпутевки за рубеж
Рис. 3. Сравнение стоимости турпутевки по России и за рубежом, тыс.руб. Fig. 3. Comparison of the cost of a tourist tour in Russia and abroad, thousand rubles. Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
Развитие внутреннего туризма приносит определенную выгоду, как населению, так и экономике страны. Россиянам этот вид туризма позволяет:
- лучше узнать историю, культуру и природу своей страны и укрепить чувство гордости, что они живут в красивой стране;
- получить новые рабочие места и соответственно дополнительные доходы от туризма;
- экономить денежные средств, необходимые на оформления загранпаспорта и виз;
- экономить денежные средства на стоимости путешествий, поскольку они по стране почти в два раза дешевле зарубежных поездок (рис. 3) [7, с. 61].
Для экономики страны выгода от внутреннего туризма проявляется в: его вкладе в ВВП, который в прошлом году составил 3,4 % ВВП, что пока значительно ниже мирового уровня (9,6 % ВВП);
- создании новых рабочих мест и уменьшении безработицы;
- импортозамещении, связано с разработкой новых туристических продуктов (по оценке Высшей школы экономики туризм занимает ведущие позиции в импорт замещении);
- экономии валютных средств и улучшении состояния Платежного баланса страны, поскольку препятствует оттоку иностранной валюты из страны) [8, с. 61].
Туризм в силу вовлеченности в него огромного количества людей и ресурсов, не может оставаться без специальных правовых, организационных и экономических средств воздействия. В этом смысле он играет роль экономической безопасности, аргументом чего является: «положительное влияние туризма на создание дополнительных рабочих мест,
валового внутреннего продукта и воспроизводство человеческого капитала. Динамика за последние пять лет показывала, что на фоне снижения реальных доходов россиян происходил рост стоимости транспортных услуг и проживания в гостинице. Поэтому возникает необходимость координирования и регулирования туристической индустрии со стороны государства, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции, а также обеспечения основ социальной защиты населения. Государственное регулирование туристической индустрии должно направляться на совершенствование нормативно-правовой базы ее функционирования и прежде действующего Федерального закона «Об основах туристической деятельности», обеспечения безопасности путешествий туристов (объединение «Турпомощь», персонального фонда туроператоров), субсидирование туроператоров, занимающих внутренним туризмом (против выступает Минэкономразвития), облегчения визового режима, использования электронных виз, сохранения туристско-рекреационных ресурсов.
Государственное регулирование развития туризма, по мнению авторов, это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития этой сферы.
Целью данного исследования является анализ туристических услуг в Приволжском федеральном округе и факторов, влияющих на них с использованием методов эконометрического моделирования,
позволяющего выявить и оценить причинно-следственные взаимосвязи, а также корреляционный и регрессионный анализы. Эконометрическое моделирование является трудоемким процессом, предполагающим:
- выбор факторов, влияющих на этот туристический поток;
- оценку значимости каждого фактора;
- параметризацию и идентификацию модели;
- верификацию модели.
Разработана авторами эконометрическая модель проверялась на соответствие теоретическим положениям и на статистическую значимость. Статистическая значимость оценивалась коэффициентом детерминации (Я2), критериями Фишера, 1- статистики Стьюдента.
Данное исследование базируется на материалах Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по туризму, Ассоциации туроператоров России, Российского союза туриндустрии.
Результаты исследования, их обсуждение
Приволжский федеральный округ находится в центральной и восточной европейской части России, занимая 6,8 % территории страны, на которой проживает 21,5 % ее населения. Все субъекты, входящие в этот округ, имеют различную численность населения, уровень экономического развития, количество туристических объектов, что влияет на уровень развития туризма в них.
В Приволжском федеральном округе имеются разнообразные природно-ресурсные (Кунгурская Леденая пещера, горы Шиханы, Заповедники Большая Кокшага и Нургуш, большое количество озер, леса и т. д.) и историко-культурные (Казанский и Нижегородский Кремль, Раифско-Богородский и Серафимо-Дивеевский монастыри, остров-град Свияжск и т.д.) объекты, способствующие развитию разных видов туризма и привлекают все больше туристов со всего мира. В 2017 году наибольшее количество туристов посетило Республику Татарстан (3,1 млн), Республику Башкортостан (2,0 млн), Оренбургскую (1,8 млн) и Нижегородскую (0,9 млн), а в наименьшей степени - Чувашскую (0,3 млн) и Мордовскую (0,1 млн) Республики и Кировскую область (0,1 млн).
Главным показателем развития туризма является туристический поток, который является формой взаимодействия между местом назначения пу-
тешественника, то есть предложением туристических объектов, и местом отправления путешественника. Туристический поток зависит от множества экзогенных показателей, как со стороны спроса (цена турпродуктов, количество населения и их доходов, курс национальной валюты, санитарно-эпидемиологическая ситуация и т. п.), так и со стороны предложения (цена турпродуктов, количество туроператоров и их ожиданий, количество туристических объектов и т. п.).Этот туристический поток генерирует расходы путешественников и соответственно доходы производителей туристических продуктов и услуг.
Для исследования туристических услуг нами был собран набор данных из 25 наблюдений за период времени с 2012 по 2017 годы. В качестве эндогенной переменной использован показатель объема туристических услуг, оказываемых населению (Р). Выбор первоначального набора экзогенных переменных осуществлен на основе гипотез о возможном их влиянии на объем туристических услуг и результатах опубликованных научных исследованиях.
Экономическая наука основным детерминантом спроса считает доходы населения, поэтому в эконометрическую модель в качестве первой экзогенной переменной должен быть включен показатель ВРП на душу населения за год, исчисленный в тысячах рублей (I).
Так как на стоимость путешествий влияют цены на транспорт и проживание, то в эконометри-ческую модель необходимо включить индекс цен на транспортные услуги (У и индекс цен услуги пребывания в местах отдыха (10), которые соответственно являются второй и третьей экзогенными переменными.
Поскольку альтернативой внутреннего туризма является выездной, связанный с обменом валют, то в качестве четвертой экзогенной переменной необходимо использовать показатель курса доллара в рублях (е), устанавливаемый Банком России. Теоретически более правильным было бы включать в модель реальный курс рубля, показывающий его покупательную способность. Однако среднестатистического россиянина интересует лишь номинальный обменный курс иностранной валюты, выраженный в рублях, поскольку ему очень сложно отследить динамику реального и эффективного курса рубля к иностранным валютам.
Таблица 1. Динамика объема туруслуг, ВРП на душу населения, индексы цен на транспортные услуги и на пребывание в центрах отдыха, курса доллара
Table 1. Dynamics of the volume of tourist services, GRP per capita, indices of prices for transport services and stay in recreation centers, the dollar exchange rate
Год
Объем туруслуг, млн руб. / Volume of tourist services
ВРП на душу населения, тыс.руб / GRP per capita.
Индекс цен на транспортные
услуги / Price index for transport ser-vices
Индекс цен на пребывание в центрах
отдыха / The index of prices for stay in recreation centers
Курс доллара,
руб. / Dollar exchange rate
2012
2013
2014
2015
2016
20,0 24,8
26.4 26,7
28.5
264,0
284.8
309.0
339.1
349.9
1,069 1,089 1,073 1,107 1,066
1,036 1,059 1,07 1,141 1,05
31,07 31,83 41,24 63,37 67,04
Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
Для отбора переменных в модель множественной регрессии и оценки взаимосвязи между зависимой и объясняемыми переменными, а также самими объясняемыми переменными использова-
лась матрица парных коэффициентов корреляции. Расчетные значения парных коэффициентов корреляции, полученные с использованием пакета прикладных программ Excel, представлены в таблице 2.
Таблица 2. Матрица парных коэффициентов корреляции Table 2. Matrix of Pairwise Coefficients of Correlation
Объем туруслуг / Volume of tourist
services
ВРП на душу населения / GRP per capita
Индекс цен на транспортные услуги / Price index for transport services
Индекс цен на пребывание в центрах отдыха / The index of prices for stay in recreation centers
Курс доллара / Dollar exchange rate
0,17707
0,209115
1
Объем туруслуг
/ Volume of 1
tourist services ВРП на душу
населения/ 0,91025 1
GRP per capita Индекс цен на транспортные услуги / Price index for transport services Индекс цен на пребывание в центрах отдыха
/ The index of 0,41794 0,52757
prices for stay in recreation centers
Курс доллара /
Dollar exchange 0,77599 0,96580
rate
Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
0,87944
0,20413
0,52110
1
1
Анализ матрицы парных коэффициентов корреляции показал, что две экзогенные переменные ВРП на душу населения (r=0,91025) и курс доллара (r=0,77599) имеют сильную связь с объемом оказанных туристических услуг, а переменные - индекс цен на транспортные услуги (r=0,17707) и индекс цен на пребывание в местах отдыха (r=041794) слабую. Экзогенные переменные, имеющие слабую связь с эндогенной переменной, нельзя включать в эконометрическую модель.
Таким образом, в окончательную модель были включены две переменные: ВРП на душу населения и номинальный курс доллара в рублях. С использованием ППП Excel была получена следующая эконометрическая модель:
Q = -27,59 + 0,21/ + 0,29e
(-4,54) (7,63) (4,89)
2
R = 0,989; F = 74,67
В скобках указаны значения t-статистики.
Для практического использования этой модели проведена проверка ее качества, то есть на адекватность исходным наблюдениям. Коэффициент детерминации (R2=0,989) показывает, что 98,9 % вариации эндогенной переменной объясняется вариацией этих двух экзогенных переменных, включенных в модель.
Оценка значимости эконометрической модели в целом осуществлена с использованием F-критерия Фишера. Поскольку фактическое значение F = 74,67 больше табличного (F= 19), то нулевая гипотеза о незначимости модели (H0:F=0), с вероятностью 95 % была отвергнута, и принята альтернативная (Hi: F^0) о статистической значимости этой модели.
Обязательным условием, определяющим ценность модели, является значимость всех ее регрессионных коэффициентов с теоретической и со статистической точек зрения. С теоретической точки зрения знаки перед коэффициентами должны соответствовать научным гипотезам. Прямая зависимость объема туристического услуг от ВРП на душу населения и от курса доллара соответствует экономической теории. Согласно закону спроса с ростом дохода увеличивается потребление благ, следовательно, повышается и спрос на туристические услуги, поэтому перед регрессионным коэффициентом, отражающим доход должен стоять знак плюс [9, c. 461]. Прямая зависимость между объемом туристических услуг и курсом доллара означа-
ет, что его повышение соответствует падению курса рубля, которое вызывает уменьшение выездного туристического потока и увеличение внутреннего, что приведет к спросу на туристические услуги, следовательно, у регрессионного коэффициента, оценивающего курс доллара должен быть знак плюс.
Статистическая оценка значимости коэффициентов регрессии проведена с помощью критерия 1>статистики Стьюдента. Была выдвинута нулевая гипотеза о незначимости коэффициентов регрессии (Н0^=0) и альтернативная об их статистической значимости (Н1: Р^0). Критическое значение 1-статистики Стьюдента при уровне значимости а=0,05 равно 1крит=2,03. Поскольку по модулю два наблюдаемых значений 1>статистики больше критического, то нулевая гипотеза о статистической незначимости регрессионных коэффициентов эконо-метрической модели была отклонена и принята альтернативная о ее значимости.
Расчет частных коэффициентов эластичности показал высокую эластичность спроса на туристические услуги по ВРП на душу населения (Е=2,62) и низкую по курсу доллара (Е=0,53).
Стратегические планы могут быть составлены не только для развития сферы туризма страны в целом, но и по определенным направлениям туризма [10]. Как известно, все субъекты Российской Федерации имеют различную численность населения, уровень экономического развития, количество туристических объектов, что влияет на уровень и направления развития туризма. Наибольшее количество туристических объектов в ПФО имеют Республика Татарстан и его столица город Казань, Республика Башкортостан, Нижний Новгород, а наиболее мобильное население проживает Чувашской Республике и Нижегородской области.
Статистические наблюдения сравнительных показателей объема ВРП на душу населения и туристических услуг позволяет сделать вывод о их прямой зависимости. Наибольший объем этих услуг в субъектах,имеющих ВРП на душу населения выше среднего по ПФО (Республика Татарстан, Пермский край, Нижегородская и Самарская области). Наименьший объем туристических услуг оказывается в субъектах, имеющих ВРП на душу населения ниже среднего по ПФО (Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская области) (таблица 3) [11].
Таблица 3. Распределение субъектов Приволжского федерального округа по величине валового регионального продукта на душу населения и объема туристических услуг в 2016 году Table 3. Distribution of subjects of the Volga Federal District by the size of the gross regional product per capita and the volume of tourist services in 2016
Объем туристических услуг, млн руб. / The volume of tourist services, million rubles.
Ниже среднего значения по ПФО / Below average for PFD
Выше среднего значения по ПФО / Above the average for PFD
ВРП на душу населения (348,9 тыс. руб.) /
GRP per capita (348.9 thousand rubles)
Ниже среднего значения по ПФО / Below average for PFD
Выше среднего значения по ПФО / Above the average for PFD
Республика Марий Эл (359,8) / The Republic of Mari El (359.8), Республика Мордовия (520,2) / The Republic of Mordovia (520.2), Чувашская Республика (788,4) / The Chuvash Republic (788.4), Кировская область (734,9) / the Kirov Region (734.9), Пензенская область (784,9) / the Penza Region (784.9), Саратовская область (1256,0) / the Saratov Region (1256.0), Ульяновская область (993,4) / the Ulyanovsk Region (993.4)
Республика Удмуртия (648,1), / The Republic of Udmurtia (648.1), Оренбургская область (1441,0) / the Orenburg Region (1441.0)
Республика Башкортостан (4344,3) / Republic of Bashkortostan (4344.3)
Республика Татарстан (3061,9) / Republic
of Tatarstan (3061.9), Пермский край (4051,6) / Perm Territory (4051.6), Нижегородская область (7492,6) / Nizhny Novgorod Region (7492.6),Самарская область (2067,3) / Samara Region (2067.3)
Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
Мониторинг за последние пять лет показал положительную динамику инвестиций в основной капитал только в трех субъектах: Республике Марий Эл - на 64,3 %, Республике Удмуртия - на 30,3 % и Самарской области — на 39,0 %. Наименьший показатель по инвестициям имеет Пензенская область, в которой произошло сокращение инвестиций в 3 раза (таблица 4) [12].
В Республике Марий Эл, Пермском крае, Кировской и Нижегородской областях большое число людей проживает в лесных районах, богатых грибами, ягодами и дичью, которые могут стать основой развития природного туризма. Однако туристу, посещающему природную территорию, приходится сталкиваться с ограниченным комфортом в размещении и слабо развитой инфраструктурой. Поэтому для развития природного туризма необходимо обеспечить доступность к природным объектам, обеспечить базовую инфраструктуру и размещение и заинтересованность местного населения оказывать туристические услуги. Развитие дестиниций
возможно лишь когда они заработают себе положительный и устойчивый имидж.
С социальной точки зрения туризм оказывает сильное влияние на регионы. Это проявляется в том, что благодаря развитию туризма происходит увеличение денежного потока в регион, появляются н о в ые рабочие места, увеличиваются налоговые сборы [13].
В последние годы туризм приобретает приоритетную значимость в Республике Марий Эл. При этом преследуется решение многих задач: финансово-экономических, социальных и культурных. Особое место в развитии отрасли занимает государственная программа Республики Марий «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2014-2020 годы» [14]. Среди участников реализации программы ведущее место занимает Поволжский государственный технологический университет. На факультете социальных технологий более 10 лет ведется подготовка специалистов для туристической индустрии.
Таблица 4. Динамика инвестиций в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения (гостиниц, прочих мест для временного проживания), млн руб. Table 4. Dynamics of investments in fixed assets aimed at the development of collective accommodation facilities (hotels, other places for temporary residence), million rubles.
Субъекты Приволжского федерального округа / Subjects of the Volga Federal District 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1824,5 2691,8 1635,7 1) 1 708,0
Республика Башкортостан / Republic of 293,1 189,4 590,6 3835,3 281,1
Bashkortostan
Республика Марий Эл / Mari El Republic 1,4 1,2 0,3 1) 2,3
Республика Мордовия / The Republic of 305,2 517,2 102,7 94,3 264,2
Mordovia
Республика Татарстан / Republic of Tatarstan 614,5 589,0 420,4 609,4 506,4
Удмуртская Республика / Udmurt republic 65,9 53,7 94,2 54,1 85,9
Чувашская Республика / Chuvash Republic 8,0 6,9 28,0 23,9 7,8
Пермский край / The Perm Territory 59,0 56,1 67,8 27,6 42,6
Кировская область / Kirov region 65,2 58,4 10,8 42,4 12,2
Нижегородская область / Nizhny Novgorod 198,3 482,0 73,4 697,7 98,7
Region
Оренбургская область / Orenburg region 10,3 50,6 50,7 30,8 6,1
Пензенская область /Penza region 1,1 0,7 0,3 0,3 0,4
Самарская область /Samara Region 161,3 384,7 183,9 257,3 385,5
Саратовская область / Saratov region 21,0 22,8 9,0 5,0 9,8
Ульяновская область / Ulyanovsk region 20,2 279,1 3,6 8,1 5,1
Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
В республике работают: 7 туроператорских и 39 турагентских компаний; 67 гостиниц, гостевых домов и хостелов; 30 санаториев, оздоровительных комплексов и пансионатов; 19 баз отдыха; 10 туристских комплексов; 82 места изготовления или продажи изделий народных художественных промыслов и сувениров.
В 2017 году республика вошла в общий маршрут по регионам Приволжского федерального округа «Великий Волжский Путь». Два брендовых маршрута «Чудеса земли Марийской» и «Край звонких гуслей» одобрены Ассоциацией Туроператоров России и рекомендованы для продвижения и реализации российскому туристическому сообществу [15].
Одним из самых популярных туристских направлений является столица республики — город Йошкар-Ола, которая притягивает своих гостей новыми объектами туристского показа, сочетающего в себе традиционные и современные архитектурные решения.
Новые туристские возможности старинного купеческого города представлены в городе Козьмо-демьянске. Сохранившиеся памятники истории и культуры Х1Х—ХХ веков, единственный в России этнографический музейный комплекс под открытым небом, полностью посвященный горно-марийской культуре. Фестиваль сатиры и юмора «Бендериада»
притягивают туристов из России и зарубежных стран.
Значительный интерес у туристов вызывает знаменитая усадьба Шереметевых в пос. Юрино.
В республике активно развивается сельский туризм, привлекая туристов к изучению богатой культуры марийского села. Туристическому комплексу «Кумыс.ру» в 2016 году присуждена премия Правительства Российской Федерации в области туризма.
Для ценителей экологического туризма на территории региона расположены две особо охраняемые природные территории федерального значения — государственный природный заповедник «Большая Кокшага» и национальный парк «Марий Чодра». Наиболее привлекательными для туристов природными территориями являются природные заказники «Каменная Гора», «Карман Курык», «Горное Заделье» и «Марийское Присурье».
Ведется активная работа по развитию туристских направлений — культурно-познавательный, сельский, экологический, этнографический, образовательный, спортивный туризм и др.
Визитной карточкой республики являются санатории, расположенные в экологически чистых уголках природы, конные походы, прогулки на байдарках, рыбалка и охота.
Событийными мероприятиями стали Фестиваль спектаклей под открытым небом «Летние сезоны», Межрегиональный фестиваль сатиры и юмора «Бендериада», Межрегиональный фольклорно-этнографический праздник «Земля предков», Межрегиональный праздник «Пеледыш пайрем».
Ежегодно формируется календарь туристских мероприятий республики. Информация о фестивалях и праздниках, проводимых на территории Республики Марий Эл представляется на сайте каталога «Нацио-
ч
о
Туристический поток в РМЭ с высокой степенью аппроксимации (Я2 =0,99)можно описать полиномом 6 степени, которую целесообразно использовать для его прогнозирования будущего потока: К=0,0041;6-0,1991;5+3,2781;4--23,8313+76,43812-81,4981+170,92 где N - численность туристов; 1 - период времени.
Вместе с тем, устройство российского федеративного государства, специфика территориальной организации экономики, активизация противоречивых процессов регионализации и глобализации привели к усилению дифференциации национального экономического пространства и региональных диспропорций. Развитие внутреннего туризма сдерживается комплексом экономических, организационных и социально-культурных факторов [17]. К ним следует отнести: несовершенство нормативно-правовой базы, отсутствие единого туристского бренда и постоянно действующих туристских маршрутов, пассивность рекламных компаний туристских возможностей, их малая известность как туристской дестинации. Для более активного развития въездного туризма в субъекты необходимы дальнейшие вложения финансовых ресурсов в инфраструктуру исследуемой сферы, которая характери-зируется пока как недостаточной. Актуальным в
нальный календарь событий», Национальном туристическом портале Russia.Travel и информационных ресурсах Федерального агентства по туризму [15].
Республика Марий Эл оказалась в рейтинге самых популярных туристических регионов России по итогам 2016 года, она заняла 15 место по популярности из 20 избранных направлений. Туристический поток в республику за исключением кризисных 2008-2010 годов постоянно растет и в 2017 году составил 658 тыс. чел [16] (рис. 4).
этой связи является строительство благоустроенных дорог, отелей, создание пунктов почтовой связи, интернет-центров, пунктов питания и торговых центров, что означает повышение качества жизни людей как основа социальной политики государства. Также для развития въездного туризма в субъектах Российской Федерации следует использовать весь арсенал регионального маркетинга. В первую очередь необходимо активнее продвигать регионы во всех СМИ, включая электронные, издавать каталоги о туристских ресурсах субъекта и о турах, проводимых в данном регионе, позиционировать его как туристически привлекательный, предусматривать на эти цели средства из регионального бюджета [18]. Частью государственной стратегии повышения конкурентоспособности России в сфере туризма должна стать государственная поддержка кластерных инициатив [19].
Заключение В целях дальнейшего развития туризма в субъектах и повышения его экономической эффективности считаем целесообразным решение следующих мер:
1) в каждом муниципальном образовании провести полную ревизию имеющихся природно-ресурсных и историко-культурных ресурсов, под-
658
годы
Рис. 4. Динамика туристического потока в Республике Марий Эл 2005-2017г., тыс. чел. Fig. 4. Dynamics of tourist flow in the Republic of Mari El 2005-2017, thousand people. Источник: Составлено авторами на основании данных Росстата, www.gks.ru
робно их описать, определить подходы к ним и возможности их более широкого использования в планы социально-экономического развития;
нальной структуры населения заинтересованного не только в развитие своего субъекта, но и в сохранении национальной идентичности;
2) усовершенствовать статистику внутреннего туризма, поскольку правильный и достоверный учет туристов в каждом субъекте положительно повлияет на деятельность региональных органов управления туризмом, планы туроператоров и частных инвесторов;
4) развитие инфраструктуры сферы туризма (дорожно-транспортной, гостиничной, зоны отдыха);
5) повышение качества туристических услуг и формирование положительного имиджа туристических дистинаций в субъектах;
3) формирование институциональных условий, способствующие развитию в небольших поселениях природного, сельскохозяйственного, экологического и культурно-религиозного туризма, с вовлечением местного населения и предприятий, что вытекает из многонациональной и межконфессио-
6) широкое использование традиционных народных праздников и событийного туризма;
7) проведение областных и республиканских конкурсов среди субъектов туристской индустрии, направленных на стимулирование развития въездного и внутреннего туризма [20].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волгин Н. А. Социальная политика. Учебник. М. : Издательство «Экзамен», 2008. 592 с.
2. Малых Н. И., Объедкова Л. П. Занятость в отраслях туризма // Проблемы экономики и менеджмента. 2012. С. 86-91.
3. Горяйнов С. Г., Горяйнова Т. В. Хранители повседневности (необычные музеи России и мира). Москва, 2013. 152 с.
4. Public-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness // World Tourism Organization Bussines Counsel. Madrid, WTO, 2000. P.71
5. Статистическая служба Европейского союза (Евростат). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения 25.02.2018 г.).
6. Зюляев Н. А. Туристический рынок России: экономический аспект // Российское предпринимательство. 2014. № 22. С. 226-234.
7. Зюляев Н. А. Внутренний туризм: состояние, проблемы и перспективы // SocioTime Социальное время. 2017. № 2. С.57-65.
8. Зюляев Н. А. Туризм и экономическая безопасность // SocioTime Социальное время. 2015. № 4. С. 89-91.
9. Зюляев Н. А. Эконометрический анализ спроса россиян на внутренний туризм // Российское предпринимательство. 2016. № 4. С. 461-470.
10. Сулейманова К. А. Развитие российского выставочного рынка на современном этапе // Проблемы экономики. 2012. № 6. С. 63-66.
11. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contens/statistika (дата обращения 06.03.2018 г.).
12. Ассоциация туроператоров России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.atour.ru (дата обращения 05.03.2018 г.).
13. Mamychev A.Y., Sulimova E. A., Yakovenko N. V., Savvidi S., Molchan A. S., Dianova V. A. Economic security and organizational coulture: theoretical approaches and categorical relationship // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1. P. 153-158
14. Государственная программа Республики Марий Эл «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2014-2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460275188 (дата обращения 25.02.2018 г.).
15. Инвестиционные возможности Марий Эл // Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. 2017. 22 с.
16. Новостной портал «PROГород» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pg12.ru/news/28384. (дата обращения 25.02.2018 г.).
17. Яковенко Н. В. Сельские гостевые дома как перспективное направление развития агротуризма в Ивановской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 83-90.
18. Низова Л. М., Никитина А. С. Занятость в сфере туризма // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 19-21 ноября 2015 г. под общ. ред. проф. А. Н. Полухиной. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. 2015. С. 109-113.
19. Полухина А. Н. Стратегические программы развития туризма: эволюция, теория и практика // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19-21 ноября 2015 г. под общ. ред. проф. А .Н Полухиной. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. 2015. 27 с.
20. Шульмин В. А. Тенденции и перспективы развития въездного туризма в Республику Марий Эл // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19-21 ноября 2015 г. под общ. ред. проф. А. Н Полухиной. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. 2015. 147 с.
Дата поступления статьи в редакцию 09.04.2018, принята к публикации 08.05.2018.
Информация об авторах:
Зюляев Николай Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Сервиса и туризма» Адрес: Поволжский государственный технологический университет, 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, дом 3 E-mail: [email protected]
Низова Людмила Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Социальных наук и технологий»
Адрес: Поволжский государственный технологический университет,
424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, дом 3
E-mail: [email protected]
Spin-код: 3659-2869
Сорокина Екатерина Николаевна, магистрантка Поволжского государственного технологического
университета (Россия, Марий Эл, Йошкар-Ола)
Адрес: Поволжский государственный технологический университет,
424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, дом 3
E-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов: Зюляев Николай Александрович: концепция и инициация исследования. Низова Людмила Михайловна: научное руководство. Сорокина Екатерина Николаевна: верстка и формирование работы.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Volgin N. A. Social'naja politika, Uchebnik, [Social policy. Textbook]. Moscow: Publ. «Jekzamen», 2008.
592 p.
2. Malyh N. I., Ob'edkova L. P. Zanjatost' v otrasljah turizma [Employment in the tourism industries], Problemy ekonomiki i menedzhmenta [Problems of Economics and Management]. 2012. pp. 86-91.
3. Goryajnov S. G., Goryajnova T. V. Hraniteli povsednevnosti (neobychnye muzei Rossii i mira) [Keepers of everyday life (unusual museums in Russia and the world)], Moscow. 2013. 152 p.
4. Public-Private Sector Cooperation: Enhancing Tourism Competitiveness. World Tourism Organization Bussines Counsel. Madrid, WTO, 2000. 71 p.
5. Statisticheskaja sluzhba Evropejskogo sojuza (Evrostat) [Statistical Service of the European Union (Eurostat)]. [Electronic resource]. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat (accessed 25.02.2018).
6. Zjuljaev N. A. Turisticheskij rynok Rossii: jekonomicheskij aspekt [The tourist market in Russia: the economic aspect], Rossijskoepredprinimatel'stvo [Russian Entrepreneurship], 2014, No. 22. pp. 226-234.
7. Zjuljaev N. A. Vnutrennij turizm: sostojanie, problemy i perspektivy [Domestic tourism: state, problems and prospects] Social'noe vremja [SocioTime], 2017, No. 2. pp. 57-65.
8. Zjuljaev N. A. Turizm i jekonomicheskaja bezopasnost' [Tourism and economic security], Social'noe vremja [SocioTime], 2015, No. 4. pp. 89-91.
9. Zjuljaev N. A. Jekonometricheskij analiz sprosa rossijan na vnutrennij turizm [Econometric analysis of Russians' demand for domestic tourism], Rossijskoe predprinimatel'stvo [Journal of Russian Entrepreneurship], 2016. No. 4. pp. 461-470.
10. Sulejmanova K.A. Razvitie rossijskogo vystavochnogo rynka na sovremennom ehtape [Development of the Russian exhibition market at the present stage], Problemy ehkonomiki [Problems of Economics], 2012. No. 6, pp. 63-66.
11. Federal'noe agentstvo po turizmu (Rosturizm). Oficial'nyj sajt [Federal Agency for Tourism (Rosturizm). Official site]. [Electronic resource]. Available at: http://www.russiatourism.ru/contens/statistika (accessed 06.03.2018).
12. Associacija turoperatorov Rossii. Oficial'nyj sajt. [Association of Tour Operators of Russia. Official site]. [Electronic resource]. Available at: http://www.atour.ru (accessed 05.03.2018).
13. Mamychev A. Y., Sulimova E. A., Yakovenko N. V., Savvidi S., Molchan A. S., Dianova V. A. Economic security and organizational coulture: theoretical approaches and categorical relationship, International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. No. S1, pp. 153-158.
14. Gosudarstvennaja programma Respubliki Mary Jel «Razvitie turizma v Respublike Marij Jel na 2014-2020 gody» [State program of the Republic of Mari El «Development of tourism in the Republic of Mari El for 2014 -2020 years»]. [Electronic resource]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/460275188 (accessed 25.02.2018).
15. Investicionnye vozmozhnosti Marij Jel. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija i torgovli Respubliki Marij Jel. [Investment Opportunities of Mari El // Ministry of Economic Development and Trade of the Republic of Mari El]. 2017. 22 p.
16. Novostnoj portal «PROGorod» [News portal «PROCity»]. [Electronic resource]. Available at: http://pg12.ru/news/28384 (accessed 25.02.2018).
17. Yakovenko N. V. Sel'skie gostevye doma kak perspektivnoe napravlenie razvitiya agroturizma v Ivanovskoj oblasti [Rural guest houses as a perspective direction of agrotourism development in the Ivanovo region], Sovremennyeproblemy servisa i turizm [Modernproblems of service and tourism], 2015. Vol. 9. No. 3, pp. 83-90.
18. Nizova L. M., Nikitina A. S. Zanjatost' v sfere turizma [Employment in the sphere of tourism], Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 19-21 nojabrja 2015 g. pod obshh. red. prof. A.N Poluhinoj [Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, November 19-21, 2015 under total. Ed. prof. A. Polukhin], Joshkar-Ola: Povolzhskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, 2015, pp. 109-113.
19. Poluhina A. N. Strategicheskie programmy razvitija turizma: jevoljucija, teorija i praktika [Strategic programs for the development of tourism: evolution, theory and practice], Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 19-21 nojabrja 2015 g. pod obshh. red. prof. A.N Poluhinoj [Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, November 19-21, 2015 under total. Ed. prof. A. Polukhin], Joshkar-Ola: Povolzhskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet,-Joshkar-Ola: Povolzhskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, 2015, 27 p.
20. Shul'min V. A. Tendencii i perspektivy razvitija v'ezdnogo turizma v Respubliku Marij Jel [Trends and prospects for the development of inbound tourism in the Republic of Mari El], Materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 19-21 nojabrja 2015 g. pod obshh. red. prof. A. N Poluhinoj [Materials of the I All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, November 19-21, 2015 under total. Ed. prof. A. Polukhin], Joshkar-Ola: Povolzhskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet. 2015, 147 p.
Submitted 09.04.2018, revised 08.05.2018.
About the authors:
Nikolay A. Zyulyaev, Ph. D. (Economy), the associate professor of the chair «Serves and Tourism»,
Address:Volga State University of Technology,
424000, Russia, Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Lenin Square, 3
Ludmila M. Nizova, Dr. Sci. (Economy), the professor of the chair Social Science and Technology,
Address:Volga State University of Technology,
424000, Russia, Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Lenin Square, 3
E-mail: [email protected]
Spin-code: 3659-2869
Ekaterina N. Sorokina, the undergraduate student Address:Volga State University of Technology, 424000, Russia, Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Lenin Square, 3 E-mail: [email protected]
About the authors:
Nikolay A. Zyulyaev: developed the concept, initiated the research. Ludmila M. Nizova: research supervision.
Ekaterina N. Sorokina: made the layout and the formatting of the article.
All authors have read and approved the final manuscript.
08.00.05 УДК 338.1
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© 2018
Татьяна Николаевна Тополева, кандидат экономических наук, научный сотрудник
Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения РАН, г. Ижевск (Россия)
Аннотация
Введение: промышленный комплекс России, имея сложную дифференцированную и многоотраслевую структуру, является важнейшим составным элементом всего народного хозяйства страны. Происходящие в современной экономике изменения объективно способствовали необходимости исследования вопросов стратегического управления промышленными предприятиями в контексте обеспечения их устойчивого развития. В статье рассмотрены теоретические подходы к данной проблематике, различные взгляды к определениям категорий «устойчивое развитие» и «экономическая устойчивость». Анализ существующих разработок по указанной теме является важнейшей научной задачей, что позволит в дальнейшем сформулировать цели и направления перспективных исследований.
Материалы и методы: в процессе исследования изучены теоретические и методологические труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам устойчивого развития предприятий, отраслей и комплексов. В работе использованы общепринятые научные методы.
Результаты: проведена детализированная классификация основных принципов устойчивого развития промышленного предприятия. Принципы, как основополагающие условия функционирования предприятия, рассматриваются в аспекте их разделения на системообразующие и частные. Совокупность факторов устойчивого развития промышленного предприятия систематизирована и классифицирована с учетом обозначенных признаков: среды функционирования, временного воздействия на объект исследования, постоянства (периодичности) воздействия.
Обсуждение: предприятие осуществляет производственно-хозяйственную деятельность в условиях нестабильной внешней среды и, зачастую, ее негативное воздействие имеет тенденцию к возрастанию, в результате чего реагирует и внутренняя среда. Для того, чтобы минимизировать издержки внешнего влияния и обеспечить поступательное движение к устойчивому развитию, необходимо эффективное управление внутренними