Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / гуманистические ценности / литературное чтение / личностные результаты / художественная литература / junior high school student / humanistic values / literary reading / personal results / fiction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фефелова Олеся Евгеньевна, Баран Диана Дмитриевна, Осетрова Елизавета Алексеевна

В статье рассматривается положительное влияние чтения художественной литературы на процесс формирования гуманистических ценностей младших школьников. В современном мире ребенок окружен всевозможными гаджетами. Отсутствие контроля со стороны взрослых при их использовании приводит к снижению уровня учебной мотивации, а героями для детей становятся те персонажи, которые агрессивно настроены по отношению к другим. В то время как, художественная литература сокровищница, позволяющая постичь понимание важнейших человеческих ценностей. Для подтверждения благоприятного воздействия чтения художественной литературы была осуществлена диагностика. Она нацелена на выявления представлений у обучающихся начальной школы о себе, как о патриоте, семьянине, активисте, ученике, общественнике, друге и товарище, здоровом человеке. Кроме этого, анкетирование определяло какие литературные произведения повлияли на представление о себе у младших школьников. По результатам исследования выявлено, что читающие младшие школьники глубже понимают и осознают базовые гуманистические ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the positive impact of reading fiction on the process of formation of humanistic values of younger schoolchildren. In the modern world, a child is surrounded by all kinds of gadgets. The lack of control by adults when using them leads to a decrease in the level of educational motivation. For children, the heroes are those characters who are aggressive towards others. At the same time, fiction is a treasure trove that allows us to comprehend the understanding of the most important human values. To confirm the beneficial effects of reading fiction, a diagnosis was carried out. It is aimed at revealing the ideas of elementary school students about themselves as a patriot, family man, activist, student, social activist, friend and comrade, a healthy person. In addition, the survey determined which literary works influenced the self-image of younger schoolchildren. It is aimed at revealing the ideas of elementary school students about themselves as a patriot, family man, activist, student, social activist, friend and comrade, a healthy person. In addition, the survey determined which literary works influenced the self-image of younger schoolchildren. According to the results of the study, it was revealed that reading younger schoolchildren have a deeper understanding and awareness of basic humanistic values.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

жизнеустройства, расположения улиц, эмоционально сближаются с объектами, которые там находятся. В конце этой темы проводится конкурс рисунков «Мое любимое место в городе». Формируя представления о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста, важно использовать разнообразные формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми. Добавим к вышеназванным другие формы и методы работы: игровая ситуация, игра; кроссворд; викторина; составление карт-схем; рисование; лепка; конструирование; аппликация; рассказ; целевая прогулка-экскурсия; театрализованное представление; мини-музей, выставка, экскурсия, детское портфолио, фотовыставка «Мой любимый город (село)», «Самое красивое место в нашем городе»; детско-взрослый проект; гостевание, культурно-досуговая деятельность, конкурс, фестиваль; спортивное соревнование; праздник, утренник, массовые мероприятия, день здоровья; совместная акция (природоохранная, социальная); кружок, студия, секция краеведческой, спортивной, социальной направленности с учетом интересов способностей детей; формы партнерского сотрудничества с социальными институтами (школа, библиотека, музей, ботанический сад, дом культуры, театр, филармония, дом фольклора, зоопарк, дендрарий, спортивный комплекс, ГИБДД, пожарная часть, МЧС и другие).

Выводы. Таким образом, организация деятельности в ДОУ по формированию представлений о малой Родине является актуальным и востребованным направлением социально-коммуникативного и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Эффективность запланированной работы во многом определяется включением в содержание перспективного плана регионального компонента. Это позволит педагогу познакомить детей с достопримечательностями, историей родного региона, города, расширить представления об окружающем мире и действительности, а закрепить представления помогут формы, направленные на активное «погружение» ребенка в жизнь региона (края, области), города и продуктивная творческая деятельность (рисование, аппликации, театрализованные постановки и многое др.).

Литература:

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Изд-во Сфера, 2014. - 458 с.

2. Беляева, Т.В. Этика гражданственности: учебно-методическое пособие / Е.В. Беляева. Т.В. Мишаткина. - Минск: РИВШ, 2013. - 131 с.

3. Виноградова, H.A. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / H.A. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. -208 с.

4. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Просвет, 2007. - 564 с.

5. Вырщиков, А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А.Н. Вырщиков. Н.Б. Кусмарцев. В.И. Лутовинов. - Волгоград, 2008. - 485 с.

6. Лихачев, Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д.С. Лихачев. - СПб.: Питер, 2006. - 485 с.

7. Немов, P.C. Психология: учеб для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. / P.C. Немов. - Кн. 3. Психодиагностика. - М.: Владос, 2003. - 640 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И Ожегов, Н.Ю. Шведова. - Москва: Словари, 2012. - 452 с.

9. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во Педагогика, 2018. - 782 с.

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук Фефелова Олеся Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Баран Диана Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Осетрова Елизавета Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье рассматривается положительное влияние чтения художественной литературы на процесс формирования гуманистических ценностей младших школьников. В современном мире ребенок окружен всевозможными гаджетами. Отсутствие контроля со стороны взрослых при их использовании приводит к снижению уровня учебной мотивации, а героями для детей становятся те персонажи, которые агрессивно настроены по отношению к другим. В то время как, художественная литература - сокровищница, позволяющая постичь понимание важнейших человеческих ценностей. Для подтверждения благоприятного воздействия чтения художественной литературы была осуществлена диагностика. Она нацелена на выявления представлений у обучающихся начальной школы о себе, как о патриоте, семьянине, активисте, ученике, общественнике, друге и товарище, здоровом человеке. Кроме этого, анкетирование определяло какие литературные произведения повлияли на представление о себе у младших школьников. По результатам исследования выявлено, что читающие младшие школьники глубже понимают и осознают базовые гуманистические ценности.

Ключевые слова: младший школьник, гуманистические ценности, литературное чтение, личностные результаты, художественная литература.

Annotation. The article examines the positive impact of reading fiction on the process of formation of humanistic values of younger schoolchildren. In the modern world, a child is surrounded by all kinds of gadgets. The lack of control by adults when using them leads to a decrease in the level of educational motivation. For children, the heroes are those characters who are aggressive towards others. At the same time, fiction is a treasure trove that allows us to comprehend the understanding of the most important human values. To confirm the beneficial effects of reading fiction, a diagnosis was carried out. It is aimed at revealing the ideas of elementary school students about themselves as a patriot, family man, activist, student, social activist, friend and comrade, a healthy person. In addition, the survey determined which literary works influenced the self-image of younger schoolchildren. It is aimed at revealing the ideas of elementary school students about themselves as a patriot, family man, activist, student, social activist, friend and comrade, a healthy person. In addition, the survey determined which literary works influenced the self-image of younger schoolchildren. According to the results of the study, it was revealed that reading younger schoolchildren have a deeper understanding and awareness of basic humanistic values.

Key worafc:junior high school student, humanistic values, literary reading, personal results, fiction.

Введение. Модернизация системы начального общего образования в нашей стране и введение ФГОС по учебному предмету «Литературное чтение» направлено на «воспитание читательской культуры у младших школьников», призвано «ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, направлено на реализацию творческих способностей обучающегося», также ФГОС НОО «закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников» [6, С. 4], «личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают принятие младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям» [6, С. 22]. ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, что отражено в «портрете выпускника начальной школы» [10], который является эталоном и ориентиром для организации деятельности педагога.

Целью данного исследования является определение уровня сформированности базовых гуманистических ценностей у современных младших школьников в процессе чтения художественной литературы как личностных результатов образовательной деятельности. В ходе исследования была осуществлена диагностика сформированных представлений у обучающихся о себе, как о патриоте, семьянине, активисте, ученике, общественнике, друге и товарище, здоровом человеке, а также изучение того, какие литературные произведения повлияли на это его представление о себе.

Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что чтение художественной литературы оказывает положительное влияние на формирование базовых гуманистических ценностей у современных младших школьников, отраженных в личностных результатах, существенно расширяет кругозор и помогает сформировать личностные результаты освоения программ ФГОС НОО.

Изложение основного материала статьи. В.А. Сухомлинский отмечал: «Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя» [8]. Анализ научной литературы доказывает, что погружение в мир художественной литературы и освоение социального опыта персонажей книг еще с детского возраста способствует формированию у ребенка понимания ценности человеческой жизни, любви и уважения к людям, стремления к счастью.

Как отмечает в своем исследовании О.Д. Смирнова, «у детей семи-девяти лет заметно развивается способность оценивать свои и чужие поступки, отслеживать психологическое состояние, делать выводы, и это не может не найти отражения в читательских предпочтениях младших школьников» [7, С. 35].

На важность чтения детьми младшего школьного возраста указывают также исследователи М.В. Котова и А.И. Хорошилова. В своей работе они доказывают, что формирование эстетических представлений в большей степени происходит именно на уроках литературного чтения [3]. В.А. Титовская отмечает, что формирование личностных результатов обучения возможно при использовании «эмоциональных опор» [9, С. 115]. Н.В. Бабкина подчеркивает, что «средством эстетического воспитания и формирования личностных результатов могут выступать высокохудожественные тексты» [1, С. 15]. В свою очередь исследователи В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев отмечают важность «духовной» и «лингвистической безопасности», которая в том числе формируется через работу с текстами художественных произведений [4. С. 6].

Советская детская и мировая детская литература - это сокровищница, позволяющая постичь понимание важнейших человеческих ценностей и построить тому, кто воспользовался этим кладом, взаимоотношения с окружающими его людьми на основе взаимоуважения, доброты, дружбы, сострадания, заботы о близких, понимании и принятии внутреннего мира другого, формируя гуманистическое мировоззрение. Но увлечение обучающихся, начиная с дошкольного возраста, компьютерными играми, безусловно снижает учебную мотивацию. Отсутствие поддержки со стороны значимых взрослых (педагоги и родители) приводит к низкому уровню формируемых образовательных результатов, не говоря уже о негативном отношении к чтению, как важной составляющей интеллектуального труда. Например, Э.И. Изотова в своей статье указывает на то, что «взрослые сегодня не прививают любовь к книге своим детям», а «героями современных детей становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, а это в свою очередь, никак не благоприятствует нравственному и социальному воспитанию, и развитию ребёнка» [1].

Программа учебного предмета «Литературное чтения» к концу периода изучения учебного предмета предполагает сформированность образовательных результатов, ориентированных на представлении о гуманистических ценностях.

Для проведения диагностики авторами были выбраны два четвертых класса МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 183 им. Р. Алексеева» г. Нижнего Новгорода с разной познавательной мотивацией.

При поступлении детей в класс развивающего обучения «А», обучающийся по программе Л.В. Занкова, были приняты дети, которые до 1 класса посещали подготовительные курсы, уже умели читать, демонстрировали желание и готовность учиться. В общеобразовательный класс «Д», который обучается по программе «Планета знаний», пришли дети, родители которых не проявляли заинтересованность в высоких образовательных результатах своих детей, поэтому зачастую ребята не умели читать, у детей преобладала низкая познавательная мотивация, учебный труд был им в тягость.

В качестве метода исследования авторами было выбрано анкетирование. Анкета состояла из 14 вопросов, ответы на которые обучающиеся давали самостоятельно, без помощи взрослых. В исследовании приняли участие по 15 обучающихся (из 29) 4 «А» и 4 «Д» классов. Исследование показало, что 80% детей из 4 «А» класса любят читать, тогда как в 4 «Д» классе 57% опрошенных ответили, что «не любят». 53,3% ребят в 4 «А» указали на то, что из заставляют читать, а в 4 «Д» классе таких детей уже 85,7%.

Основная часть анкеты была направлена на определение уровня сформированности представления о себе и выявления круга литературных источников, повлиявших на этот личностный результат ФГОС НОО.

Толковый словарь С.И Ожегова определяет патриотизм как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [3]. На вопрос «Кто такой патриот? А ты себя считаешь патриотом?» обучающиеся 4 «А» класса на 100% ответили точно в соответствии с дефиницией толкового словаря, также все определили себя как патриотов своей родины. В качестве литературных источников, повлиявших на осознания ими данного понятия, ребятами были приведены стихи таких поэтов, как С. Гсенин и A.C. Пушкин, стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?», рассказы о войне, истории о русских князьях, книга о Нижнем Новгороде.

В 4 «Д» классе мнение 64% опрошенных совпало с дефиницией толкового словаря, остальные ученики либо не ответили на вопрос, либо просто определили себя как патриотов. Свое мнение школьники подкрепили такими литературными произведениями как «Два капитана» В. Каверина, стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?», стихотворения С. Гсенина, H.A. Некрасова, но есть и ответы «не знаю», «не помню», «никакие».

Опрошенные обучающиеся 4 «А» класса считают, что «быть хорошим сыном/дочерью», значит «слушаться родителей и помогать им», «любить родителей», «быть послушным и добрым», «уважать родителей, любить, заботиться о них», «ценить, стараться не огорчать их», «быть хорошим сыном - это когда ты слушаешься родителей, помогаешь им и самое главное слышишь их, а они тебя». Подавляющее большинство опрошенных считают, что они соответствуют заявленным

характеристикам. Примеры художественных произведений о роли детей в семье, смогли привести не все ученики, но среди указанных есть повести А.К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик», Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой», сказки Туве Янссон о муми-троллях, рассказы М. Зощенко про Лелю и Миньку, рассказ А. Гайдара «Чук и Гек», сказочная повесть В. Губарева «Королевство кривых зеркал», автобиографическая повесть В.В. Голявкина «Мой добрый папа».

В 4 «Д» классе понимание действий, которые демонстрируют положительный образ сына или дочери, в целом сформировано. По мнению опрошенных «быть хорошим сыном/дочерью», значит «быть послушным», «хорошо себя вести», «любить свою семью», «заботиться о родных», «помогать»: «читать книги, убираться (цит. автора)», «помогать в домашних делах». Примеры книги, повлиявших на осознание себя «хорошим сыном/дочерью», частично совпали в результатами 4 «А» класса, это А.К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик», Ф. Бернетт «Маленький лорд Фаунтлерой», также были приведены в качестве примеров «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, рассказы В. Осеевой, серия книг о семье Д. Емеца «Моя большая семья». Отметим, что примерно половина ответов это «никакие» и «не знаю».

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова «активист» - это «тот, кто принадлежит к активу, деятельный (энергичный) член какого-либо коллектива» [3]. Обучающиеся 4 «А» класса определили, что «быть активистом», значит «участвовать во всех мероприятиях и быть активным», «успевать делать полезные и нужные дела», «всегда быть в движении», «ты активный в жизни и радуешься ей», «иногда быть главным, лидером». Отметим, что часть ответов повторяют друг друга, но только один участник опроса написал, что «не знает», кто такой активист, и практически все обозначили у себя наличие активной жизненной позиции. Литературные произведения, приведенные в качестве примеров: «Денискины рассказы» В. Драгунского, героиня сказочная повесть В. Губарева «Королевство кривых зеркал» Оля, Тимур и другие положительные герои повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (5 ответов), Волька Костыльков - герой сказочной повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч», герои «Приключений Незнайки» Н. Носова, а также Элли из сказочной повести A.M. Волкова «Волшебник изумрудного города».

Учащиеся 4 «Д» класса определили, что «иметь активную жизненную позицию», значит «быть ответственным», «участвовать в различных школьных и не только мероприятиях и помогать всем кто нуждается в помощи», «всего куда-то ехать, принимать участие в мероприятиях», «активно делать что-то», «быть добрым, честным, со всеми дружить». 40% опрошенных не смогли сформулировать ответ на вопрос, столько же не считают себя активными. В качестве примеров литературных героев, помогающих осознать, что такое «активная жизненная позиция», школьниками были указаны Алиса Селезнева - героиня фантастической повести К. Булычёва «Сто лет тому вперёд», крокодил Гена - герой произведений Э. Успенского, герои сказки Д. Хармса «Во-первых и во-вторых», а также Тимур и Женя из повести А. Гайдара «Тимур и его команда». При этом 50% опрошенных не смогли привести свой пример.

По результатам опроса в 4 «А» классе, быть хорошим учеником значит «слушать, не бояться говорить своё мнение», «работать на уроке», «быть трудолюбивым, упорным, добросовестным», быть «усидчивым и внимательным», «много читать, дружить с одноклассникам, ответственно и старательно выполнять задания учителя», «отвечать на уроках», «дисциплина, любовь к труду», «быть умным, послушным, не драться», «хороший ученик - это тот, кто не балуется на уроках и слушает учителя». Все обучающиеся дали ответ. Определить литературного героя, повлиявшего на осознание социальной позиции «ученик» обучающимся было сложнее, 50% ребят не смогли привести пример «хорошего ученика». Из удачных примеров: Алиса Селезнева, Знайка, Сара Кру из повести Ф. Бернет «Маленькая принцесса», Аня Залетаева из повести «Тройка с минусом или происшествие в 5 «А»».

Результаты опроса в 4 «Д» показали, что быть хорошим учеником значит «много учиться и помогать друзьям», «уметь слушать», «хорошо учиться», «быть трудолюбивым, ответственным и великодушным», «быть послушным, исполнительными и ответственным», «Уметь слушать умных людей и запоминать, что они говорят», и один из опрашиваемых обозначил «хорошего ученика» как «подлизу». Только 30% обучающихся определили себя как хороших учеников. В качестве примеров героев книг дети привели Витю Малеева после того, как он исправился, Дениску Кораблева, Филиппка - героя рассказа Л. Толстого, а также ученого М.В. Ломоносова. 33% опрошенных не смогли привести свой пример героя литературного произведения.

Толковый словарь Ожегова определяет «общественника» как «человека, который активно участвует в общественной жизни, занимается общественной работой» [3]. Исследование показало, что обучающиеся 4 «А» класса в целом понимают значение данной дефиниции, поскольку определяют общественника как «человека, который помогает другим людям», «человека, который отвечает за все», «неравнодушного человека», «человека, который участвует в общественных мероприятиях и делах, помогая людям», еще быть общественником это значит «участвовать в школьных мероприятиях». При этом все обучающиеся обозначили себя как общественников. В качестве примеров персонажей-общественников были прежде всего приведен Тимур Гараев (30% ответов), пионер Волька Костыльков - герой сказочной повести Л. Лагина «Старик Хоттабыч», лорд Фаунтлерой из повести Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой», инженер из романа Ж. Верна «Таинственный остров», Дик Сенд - герой романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан», Гаврош Тенардье - персонаж романа «Отверженные» Виктора Гюго, Чипполино - герой сказочной повести «Приключения Чиполлино» Дж. Родари, Умная собачка Соня - персонаж рассказов А. Усачева, а также Денис Кораблев, и только 15% опрошенных не смогли привести свой пример героя.

Опрошенные обучающиеся 4 «Д» класса определили «общественника» как того, кто «участвует в общественных работах», «помогает людям», «волонтёр, который помогает нуждающимся людям». В целом ученики этого класса понимают, что «в определенных случаях» и «по возможности» «помогать надо». Героями литературных произведений, которые помогли понять, что важно помогать людям, при этом были обозначены такие, как Тимур Гараев (2 ответа), Алиса Селезнева и Цедди из повести Ф. Бернет «Приключения маленького лорда». 50% опрошенных не смогли привести свой пример.

Исследование показало, что в 4 «А» классе настоящий друг должен быть «преданным», «верным», «добрым», «отзывчивым, готовым прийти на помощь», «честным, искренним, не рассказывать секреты, делиться всем», «настоящий друг - это тот, кто может помочь в сложную ситуацию и может поддержать тебя в твоих интересах», «отзывчивость, доброта, умение помочь и поддержать», «настоящий друг - это тот кто никогда тебя не предаст», «Друг не должен бросать своего товарища в беде», «помогает в беде и на него можно всегда положиться». При этом такие характеристики как «доброта» и «преданность» повторяются в ответах разных респондентов. 30% обучающихся затруднились привести пример литературного произведения, остальные 60% посчитали, что на формирование социальной роли «друг», на их взгляд, повлияли такие персонажи, как лорд Фаунтлерой из повести Ф. Бернет «Маленький лорд Фаунтлерой», герои «Денискиных рассказов» В. Драгунского, персонажи сказочных повестей «Волшебник изумрудного города» A.M. Волкова, «Пеппи Длинныйчулок» А.Линдгрен, «Баранкин, будь человеком!» В.Медведева, а также героини книги Е. Верейской «Три девочки».

Обучающиеся 4 «Д» класса в своем опросе указали, что настоящий друг - это человек «хороший», он «не предаст», отмечались такие качества, как «вежливость, доброта», «искренность», «нежадность», умение «слушать, помогать», «дружелюбие», готовность «прийти на помощь», «умение слушать», «настоящий друг должен верным, чтобы мог помочь в любой ситуации». В целом, можно отметить, что 80% опрошенных сформулировали правильное понимание того, кто является настоящим другом и какими главными качествами он должен обладать. В этом школьникам помогли персонажи сказочной повести A.A. Милна «Винни-Пух и все, все, все», «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, герои «Денискиных рассказов» В. Драгунского, сказки Туве Янссон о муми-троллях, «Приключений Тома Сойера» М. Твена, персонажи рассказов «Три товарища» В. Осеевой, «Василькин, к доске!» и «Уроков не будет» В.В. Ледермана. 40% опрошенных обучающихся не смогли привести свой пример.

На вопрос, что значит «быть здоровым человеком» обучающиеся 4 «А» класса ответили «не болеть», «быть активным и дружелюбным» (здесь речь идет о психическом здоровье), «заниматься спортом, вести активный образ жизни» (32% ответов), «чистить зубы, есть полезную еду, следить за гигиеной», «поддерживать спортивный образ жизни», многие ответы повторялись, но ответили все. Затруднения вызвали литературные произведения, поэтому не смогли привести примеры 60% обучающихся, а 30% отметили Книгу здоровья, повесть «Желтый чемоданчик» С. Прокофьевой и «Питер Пен» Дж. Барри, сказки в стихах К.П. Чуковского «Мойдодыр».

Обучающиеся 4 «Д» класса отметили, что быть здоровым, значит «не болеть» (3 ответа), «заниматься спортом» (4 ответа), «быть в форме», «вести здоровый образ жизни», «кушать здоровую пищу, быть счастливым». Среди литературных произведений обучающимися 4 «Д» класса отмечены рассказы «Цветик-семицветик» В. Осеевой, «Горячий камень» А. Гайдара, сказочная повесть Я. Ларри «Приключения Карика и Вали», энциклопедия «Как устроен человек» Б. Ульевой, а также детская сказка в стихах К.П. Чуковского «Мойдодыр». Так же, как и в 4 «А» классе 60% обучающихся не смогли привести свои примеры персонажей или книг.

Выводы. Таким образом, в ходе исследования удалось выяснить, что обучающиеся 4 «А» класса демонстрируют наличие оптимального для своего возраста уровня сформированности гуманистических ценностей, что проявляется в осознанном представлении значимых для современного общества социальных ролей и социальных действий, направленных на поддержания благополучной и гармоничной жизни человека. Высказывания школьников данного класса при ответах на вопросы представляют собой богатые и разнообразные с лексической точки зрения выражения и формулировки, представляющие достаточно глубокое осознание и понимание вопроса. Также учениками представлен обширный и разнообразный список литературы, в сообщениях нет грубых ошибок и опечаток.

В целом можно отметить, что и у обучающихся 4 «Д» классе базовые гуманистические ценности сформированы, но отсутствие ответов или формулировки «не знаю» в качестве ответа на вопрос, а также наличие большого количества опечаток и грубых ошибок дают основание полагать, что класс нуждается в дальнейшей последовательной работе по формированию предметных и личностных результатов.

Таким образом, можно отметить, что читающие младшие школьники глубже понимают и осознают базовые гуманистические ценности, что отражается на выразительности и точности их письменной речи, их орфографической грамотности, на понимании ими важности освоения социальных ролей и действий, направленных на созидание всеобщего блага, которые им еще предстоит осмыслить для того, чтобы стать счастливыми взрослыми.

Литература:

1. Бабкина, Н.В. Эстетическое воспитание как личностный результат литературного образования в начальной школе / Н.В. Бабкина//Педагогический поиск. -2021. -№ 6. -С. 14-18

2. Изотова, Э.И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста / Э.И Изотова // Символ науки. - 2017. - №3. - URL: https://clck.ru/366jpw (дата обращения: 15.08.2023)

3. Котова, М.В. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников на уроках литературного чтения / М.В. Котова // Б-Scio. - 2019. - №5 (32). - URL: https://clck.ru/366jns (дата обращения: 15.08.2023)

4. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, No 1.-С.2.

5. Ожегов, С.И Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

6. Примерная рабочая программа начального общего образования литературное чтение (для 1-4 классов образовательных организаций). - М., 2021. - URL: https://clck.ru/366juV (дата обращения: 15.08.2023)

7. Возрастные особенности восприятия детьми дошкольного и младшего школьного возраста художественных текстов / О.Д. Смирнова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2021. -№ 3 (11).-С. 33-39. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2021/30sent2021/kvo304 (дата обращения 10.10.2023)

8. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2023. - 320 с.

9. Титовская, Б.А. Достижение личностных результатов обучения младших школьников с помощью эмоциональных опор на уроках по предмету "Окружающий мир" / Б.А. Титовская // Вестник научных конференций. - 2017. - № 10-3(26). -С. 114-116

10. ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020). - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-поо/ (дата обращения 10.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.