Анализируя деятельность преподавателей кафедры по внедрению активных форм и методов обучения, необходимо отметить, что не всегда они ищут нетрадиционные пути преподавания своих дисциплин. Причин много. Главные из них:
- отсутсвие методических рекомендации по организации и внедрению активных методов обучения в подготовке кадров культурно-досуговой работы;
- слабая общеобразовательная подготовка, низкий уровень творческих способностей студентов;
- отсуствие внедрения активных форм и методов обучения у педагогов.
В течение многих лет была и остается проблема отсутствия своей учебной базы - клуба с современным техническим оснащением для проведения творческой и исследовательской работы.
Практика предлагает сегодня такие виды и формы клубной деятельности, которые требуют активного участия аудитории, а значит особых режиссерских и художественных приемов, ставит более сложные воспитательные и просветительные задачи, увеличивает требования к методике клубной работы.
И все-таки, результата овладения студентами сценарными навыками на сегодня малоутешительны, более того, они приводят к выводу, что студенты в большинстве своем этим мастерством не овладевают.
Подготовка педагогов-организаторов, призванных профессионально грамотно разрабатывать методику организации клубных мероприятий требует теоретически обоснованной, включающей в себя опыт лучших, обучающей системы. Не разработанность этой системы порождает у студентов профессиональное дилетантство, а отсюда и та неэффективная работа, которая приводит к пустым залам и площадкам.
Список литературы:
1. Масарский С.М. Проблемы драматургии и театрлизации и пути стимирования сценарного творчества. - СПб., 2001. - 54 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (5-9 КЛАССЫ)
© Кутейникова Н.Е.*
Московский институт открытого образования, г. Москва
Статья посвящена одному из аспектов проблемы комплексного руководства чтением учащихся (И.С. Збарский) в начале XXI столетия
* Профессор кафедры Филологического образования, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
- методике формирования у детей и подростков осознанного интереса к чтению художественной литературы, мотивации к расширению собственного круга чтения. Автор статьи доказательно и методически обоснованно предлагает изучать современную детско-подрост-ковую литературы на уроках в средней школе для того, чтобы сформировать у школьников устойчивый интерес к чтению художественной литературы, воспитать ребенка-читателя.
Литературное чтение детей - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, ибо сам литературный мир детей складывался на протяжении многих веков. «И для каждого, в том числе русского, народа он возникает, обогащается на определенной национальной традиции и включает также осваиваемые инонациональные литературно-художественные явления. Чтение детской литературы - преходящий момент, но он не уходит навсегда из жизни человека. Через поколение он активно вспоминается уже родителями ребенка, а затем повторно возникает на уровне бабушек и дедушек, а также в ситуации прародителей.
Детские впечатления не изглаживаются до «чистой доски» (табула раза), они сопутствуют человеческой сознательной деятельности до конца, сохраняя живость красок, эмоциональный заряд, нравственную эта-лонность и т.п. Поэтому недополучение информации в нужное время может отразиться во взрослом возрасте эмоционально-эстетической глухотой, ущербностью литературной восприимчивости, нравственных стимулов и т.д.» [1, с. 95].
Уже в конце 1980-х - начале 1990-х годов «социологи осознавали, что влияние социокультурной ситуации на характер чтения детей и подростков сложно и противоречиво. Развитие средств массовой информации ликвидировало монолит воздействия ближайшей социальной среды на формирование личности ребенка и подростка. С первых лет жизни дети получают множество сведений, которые фактически неподконтрольны семье... Если раньше умение читать для детей было главным «ключом» к познанию мира, то с появлением аудиовизуальных каналов острая необходимость в таком ключе отпала» [1, с. 55].
Преодоление кризиса в детско-подростковом чтении возможно только при комплексном подходе к решению данной проблемы: пересмотре стандарта общего литературного образования и его целей и задач; изменения программ для средней школы; увеличения количества часов на преподавание литературы; возврат уроков внеклассного чтения в сетку обязательных часов; создание читательской среды в школе и в обществе. Однако уже сегодня проблему можно начать разрешать при условии введения в процесс литературного образования в школе современной детско-подростковой литературы, передающей новым поколениям культурные и духовные традиции прошлого, пытающейся «связать», объединить разные поколения людей, которым вместить жить в XXI столетии.
Так, в программу литературы для 7 класса, иа наш взгляд, необходимо ввести повесть Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» [7], рассказывающую о проблемах современной школы предельно чётко, жёстко и правдиво, к тому же речь в данном произведении идет как раз о седьмом классе - герои-подростки художественного произведения воспринимаются читателями того же возраста более эмоционально, глубоко и прочувствованно, нежели «взрослые герои» книг литературы Х1Х-ХХ вв. По такому же «возрастному принципу» в 8 классе можно провести уроки по другой повести Е.В. Мурашовой - «Гвардия тревоги» [6].
Ориентация подростка в современном литературном мире и его проблемах - одна из главнейших задач уроков литературы в 5-9 классах. Знакомить учеников с современной детско-подростковой литературой снача-ла лучше по определенной схеме - дети привыкают к алгоритму «вхождения» в незнакомое произведение, подчиняются его логике, затем сами эту логику воспроизводят при презентации новых прочитанных книг. Уроки по современной литературе обязательно должны иметь яркое, броское, интересное название и эпиграф, которые затем можно «обыграть» в процессе знакомства с новой книгой или новым автором. Если сама книга имеет такое «броское» название, в заголовок урока лучше вынести название книги. Например, эпиграфом к уроку по повести Е.В. Мурашовой «Гвардия тревоги» могут стать слова самой писательницы: «Осмельтесь и сделайте шаг вперёд по желанной для вас дороге. Затем еще один... и еще... Потом когда-нибудь оглянетесь назад и удивитесь - как далеко вамудалось уйти». Название данной повести интригует уже само по себе.
По форме такой урок будет синтетическим, включающим в себя краткое слово учителя (презентацию - при расширенной подаче материала) или сообщения учащихся, свободный рассказ о прочитанном, фрагментарное чтение произведения, выразительное чтение эпизода, словесное рисование, беседу о прочитанном.
В качестве основных целей и задач данного урока можно выделить следующие: знакомство учащихся с творчеством современного писателя -Е.В. Мурашовой; развитие читательских умений учеников; развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения; воспитание уважительного отношения к людям разного уровня развития, из различных социальных групп, инвалидам и социально незащищенным.
Начинается такой урок обычно со слова учителя с элементами беседы или выступлений учащихся, подготовленных под руководством учителя, возможна компьютерная презентация, созданная учениками под руководством учителя.
Далее либо свои сообщения о понравившихся героях (фрагментах, эпизодах) делают ученики класса, прочитавшие новую повесть Е.В. Мурашовой, либо зачитываются фрагменты произведения, после чтения которых в классе проводится беседа по первичному восприятию прочитан-
ного. Например, можно прочитать и проанализировать следующие эпизоды из 5 главы повести - «Загадки и отгадки» [6, с. 63-76].
Если повесть Е.В. Мурашовой «Гвардия тревоги» прочитана большинством учащихся самостоятельно, то на уроке можно рассмотреть и композицию произведения, и сюжетные линии «Дима - окружающий мир», «Тая - окружающий мир», «Тимка - окружающий мир», «Аларм-гвардейцы и реальная действительность», «Взрослые и дети». Рассмотреть традиционный сюжет школьной повести, проанализировать взаимосвязь традиций и новаторства в произведении Екатерины Мурашовой. Неплохо провести параллель с повестью Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».
Только при сопоставительном анализе у преподавателя есть шанс выйти на анализ реалистических традиций в прозе Мурашовой, после чего проанализировать психологизм изображения характеров персонажей, ситуаций, а также динамикуразвития характеров главных героев - Димы, Таи и Тимофея.
Если повесть прочитана только несколькими учащимися данного класса, стоит остановиться на анализе фрагментов произведения для мотивации учеников на прочтение всего текста.
- Итак, перед нами 5 глава повести «Гвардия тревоги» - «Загадки и отгадки». С кем мы знакомимся в этой главе? Почему?
(Тая и Дима возвращаются домой после первого дня, проведенного в новой школе. Общее впечатление - «Я их боюсь...» (Тая).
Опосредованно новенькие дают характеристику своим «странным» одноклассникам, хотя сам Дима в их присутствии ведет себя более чем странно - даже неадекватно, а затем «странной» называет обыкновенную девочку Таю (в терминологии отца Димы - «противоречивое поведение», свойственное всем подросткам).
Показана реакция взрослых на поведение и мысли детей: уже чётко видна сюжетная линия «Взрослые и дети». Психологически верно прописаны ситуации и поведение персонажей.
Неожиданное предложение Диминой бабушки: «Самый простой выход - пригласить их всех в гости, устроить вечеринку. На ней ты установишь неформальный контакт и по возможности разберешься в своих отношениях и с «нормальными» одноклассниками, и со "странной" девочкой...» [6, с. 73]. Александра Сергеевна тем самым не только чтит и хранит семейную традицию «приемов», но и помогает внуку найти общий язык с незнакомым ему миром, да и ей самой эти чужие дети небезынтересны. В отличие от собственного сына она не потеряла вкус к жизни, желание постичь мир другого человека и, если это необходимо, помочь ему. Может быть, поэтому, Александра Сергеевна и аларм-гвардейцев начитает понимать быстрее других, и с дикаркой Таей подружилась, и сына буквально выпихивает в гости к математику Николаю Павловичу, умному и тоже одинокому человеку. Она и «странного» внука постепенно учится понимать, а затем - помогать ему и .влиять на него.
Учатся понимать друг друга буквально все: взрослые - детей, подростки - друг друга.)
- Расскажите, кто такая Тая. Почему девочка отказывается возвращаться в новую школу? Что ее так потрясло?
- Опишите девочку Таю. Что в ее внешности подчеркивает автор? Почему? С какой целью?
- Какова реакция мамы и тети Таи на ее поведение? Опишите поступки и речь обеих сестер. Кто быстрее и лучше справляется с ситуацией? Почему?
- Опишите поведение подростка Димы. Как это поведение раскрывает основные черты характера персонажа?
- Почему отец Димы - Михаил Дмитриевич Дмитриевский - никак не может найти общего языка с сыном? Они оба обожают математику, однако и эта любовь их не сближает. Как вы думаете, почему?
- Какова реакция бабушки на внешне совершенно простые слова внука о школе? Что почувствовала старая женщина в интонациях подростка? Можно ли здесь говорить о жизнеподобии описания психологически сложной ситуации? Аргументируйте свой ответ.
- Если вы прочитали всё произведение Екатерины Мурашовой, расскажите немного о семействе Дмитриевских. Наследником какой традиции исподволь воспитывает бабушка внука? («Дмитриевские не служат режиму. Дмитриевские служат России!»)
- Кто из вас может нам представить свободный рассказ о прочитанном?
- Чем нам интересно поведение директора школы Вячеслава Борисовича? Почему опытный учитель и администратор явно в замешательстве?
- Что мы узнаем о современной жизни из разговоров Вячеслава Борисовича со своими домочадцами? Как вы думаете, для чего писательница ввела эти диалоги? Обоснуйте свой ответ.
- Что мы узнаем о «странных» одноклассниках из разговора Димы с Кириллом?
- Почему Дима откровенно провоцирует Кирилла на грубость? Что задевает Дмитриевского-младшего в поведении большинства учеников 8 класса «А»?
- Давайте заслушаем чтение фрагмента произведения - 11 глава «Привычное чувство изнеможения»: с. 213-219 (до диалога Тимы и Таи).
- Меняется ли здесь один из главных героев повествования - рэппер Тимка? Как вы думаете, что его изменило?
- Давайте заслушаем выразительное чтение эпизода - 11 глава «Привычное чувство изнеможения»: с. 231-232 (до конца главы).
- Почему после разговора с Кириллом математик Дима вдруг стал мыслить метафорами?
(«Это музыка снега, - подумал Дима. - Как запах звезд у Маши Новицкой. Все - одно. Границ - нет.» [6, с. 232])
- Заинтересовал ли вас прочитанный фрагмент текста и рассказы ваших одноклассников? Почему?
- Кто из ребят - персонажей повести Е. Мурашовой «Гвардия тревоги» - вам понравился больше всего? Почему? Обоснуйте свой ответ.
- Какие нравственные уроки можно вынести даже после прочтения всего одной главы - 5 главы - этого произведения?
(Люди должны учиться понимать друг друга, а поняв, помогать тем, кому эта помощь действительно нужна.)
Домашнее задание после такого урока должно быть дифференцированным:
1. Для плохо читающих учащихся: дочитать/прочитать повесть Е.В. Мурашовой «Гвардия тревоги».
2. Для всего класса: читать повесть В.П. Крапивина «Ампула Грина» [4].
3. Самостоятельное чтение по выбору учащихся (см. список литературы).
4. Индивидуальные задания:
- сочинение по прочитанным повестям Е. Мурашовой: «Что мне понравилось в повести(-ях) Е.В. Мурашовой», «Взрослые и дети в поиске взаимопонимания», «Тимуровцы, аларм-гвардейцы и реальная действительность», «Гайдаровские традиции в современной подростковой прозе»;
- иллюстрирование произведений (по желанию учащихся).
Хорошая детская книга должна захватывать и .учить, учить в широком смысле этого слова. Читая, ребенок или подросток должен расти - по-новому понимать и воспринимать окружающий мир, по-новому понимать и подхватывать новые слова и мысли, расширять кругозор. Более того, взгляд на мир ребенка-читателя в процессе чтения должен становиться осмысленным, а чувства осознанными и более глубокими. Наша задача заключается в том, чтобы способствовать формированию у читателей-школьников интереса к литературе - детской и класической, к размышлениям о мире и человеке в этом мире, об истории и своей жизни, способствовать формированию личностных и читательских качеств подростков.
Список литературы:
1. Добрынина Н.Е. Изучение читателей - детей и подростков в России Х1Х-ХХ вв.: Учеб. пособие. - М.: Школьная библиотека, 2006.
2. Жвалевский А., Пастернак Е. Гимназия № 13: Роман-сказка. - М.: Время, 2010.
3. Иртенина Н. Меч Константина. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006.
4. Крапивин В.П. Ампула Грина. Роман о песчинках Времени: Фантастический роман. - М.: Эксмо, 2007.
5. Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х - 2000-х годов. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
6. Мурашова Е.В. Гвардия тревоги: [для ст. шк. возраста]. - М.: Самокат, 2008.
7. Мурашова Е.В. Класс коррекции: повесть [для сред. и ст. шк. возраста]. - М.: Самокат, 2007.
8. Просалкова Ю.В. Итоги столетия. Что читает подрастающее поколение в конце XX века. - Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 36-39.
9. Раин О. Отроки до потопа: Роман. - Екатеринбург: Сократ, 2009.
10. Раин О. Слева от солнца: Роман. - Екатеринбург: Сократ, 2008.
11. Тырданов И.В. Битва пророков. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006.
12. Чтение в системе социокультурного развития личности: Сб. статей Международного научно-практического семинара / Г.В. Варганова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
13. Чудинова Е.П. Ларец: Роман. - М.: Лепта-Пресс, 2004 (и др. изд.).
14. Чудинова Е.П. Лилея. - М.: Лепта Книга, Яуза, Эксмо, 2006.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ» В ВУЗАХ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
© Пикалов И.Ю.*
Курский государственный университет, г. Курск
В работе на основе анализа современных геоинформационных систем обоснована необходимость изучения курса «Геоинформационные системы» в вузах, определены цели и место курса в системе высшего профессионального образования. Кроме того, рассмотрены основные задачи, решаемые геоинформационными системам и области их использования.
В настоящее время одной из основных тенденций развития общества является его глобальная информатизация. Под информатизацией будем понимать организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [5].
Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта, а главным товаром - информация и информационные технологии. В информационном обществе
* Доцент кафедры Методики преподавания информатики и информационных технологий, кандидат педагогических наук.