Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)
ISSN 2223-4047
УДК 378
Е.В. Баринова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
В статье приведены результаты и анализ эмпирического исследования профилактики профессионального стресса у воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: профессиональный стресс, профилактики, воспитатель.
С целью исследования профилактики профессионального стресса у воспитателей было проведено эмпирическое исследование. В эксперименте приняли участие 22 воспитателя одного ДОУ г.Сызрани Самарской области. Среднее значение возраста испытуемых 43,3 года. Среднее значение стажа по выборке 20,1 лет.
Гипотеза: использование психологических средств эффективно для профилактики профессионального стресса.
В качестве психологического средства профилактики была выбрана нервно-мышечная релаксация по Джекобсону.
Профилактика состояла из двух этапов:
Первый этап длился 30 дней. На этом этапе проходило обучение релаксационным упражнениям.
Второй этап также длился 30 дней. На этом этапе испытуемые самостоятельно ежедневно в течение 15 минут практиковали релаксационные упражнения.
Эффективность профилактического курса определялась с помощью следующего диагностического инструментария:
•шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
•опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
•методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской.
Для обработки результатов применялись методы количественного и качественного анализа.
Разница средних показателей между выборками до и после эксперимента рассчитывалась с помощью ^критерия Стьюдента.
Кратко рассмотрим результаты исследования первого этапа курса профилактики.
Диагностика по шкале тревожности Спилбергера-Ханина показала значимое изменение среднего показателя ситуативной тревожности (1=3.69 при р<0.01). Среднее значение снизилось с 50,41 до 49,05. Среднее значение личностной тревожности изменилось не существенно - с 34,36 до 34,23 (1=1.142 при р>0.05).
По итогам диагностики с помощью опросника САН выявлено значимое увеличение среднего показателя настроения с 36,36 до 37,14 баллов (1=-3.039) при р<0.01. Среднее значение самочувствия и активности изменилось несущественно с 38,41 до 38,86 (1=-1.069) и с 34,82 до 35,09 (1=-1.946) соответственно. Такое изменение не критично при р>0.05.
Диагностика с помощью методики дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) показала следующие результаты. Снижение средних показателей утомления и стресса с 25,45 до 24,45 (1=3.317) и с 25,09 до 24,32 (1=2.401) соответственно. Такое изменение значимо при р<0.01. Средние показатели монотонии и пресыщения снизились с 19,59 и 19,41 (1=1.702) и с 20,5 до 20,36 (1=1.368) соответственно. Такое изменение не критично при р>0.05.
Качественный анализ показал, что после месяца обучения технике нервно-психической релаксации у большинства испытуемых уменьшилось чувство усталости и возбудимости, улучшилась концентрация внимания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже на этом этапе эксперимента наблюдается улучшение физическом и психического состояния испытуемых.
© Баринова Е.В., 2019.
Научный руководитель: Чекина Лариса Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент, Толь-яттинский государственный университет, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 2-1(89)
Кратко рассмотрим результаты исследования второго этапа курса профилактики.
Диагностика по шкале тревожности Спилбергера-Ханина показала значимое изменение среднего показателя ситуативной тревожности 0=4.964 при р<0.01). Среднее значение снизилось с 49,05 до 46,73 баллов. Среднее значение личностной тревожности изменилось не существенно - с 34,23 до 34,17 баллов 0=0.224) при р>0.05.
По итогам диагностики с помощью опросника САН выявлено значимое увеличение средних показателей: самочувствия с 38,86 до 39,91 0=-3.031), активности с 35,09 до 35,95 0=-2.988), настроение с 37,14 до 37,91 баллов 0=-2.352). Такое изменение критично при р<0.01.
Диагностика с помощью методики дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) показала следующие результаты. Снижение средних показателей утомления и стресса с 24,45 до 19,32 0=3.25) и с 24,32 до 23,64 0=3.386) соответственно. Такое изменение значимо при р<0.01. Средние показатели монотонии и пресыщения снизились с 19,41 до 19,32 0=0.568) и с 20,36 до 20.32 0=0.326) соответственно. Такое изменение не критично при р>0.05.
На основе проведенного качественного анализа анкетных данных можно заключить, что участник эксперимента стали чувствовать себя бодрыми, у них появилось больше сил на выполнение своей работы, улучшилось настроение и концентрация внимания, снизилось ощущение усталости.
Важно отметить, что на развитие профессионального стресса влияет множество организационных и личностных факторов, поэтому, целесообразно продолжить исследование данной проблемы.
Тем не менее, исходя из результатов, полученных в ходе эксперимента, можно говорить о том, что гипотеза частично доказана: применение нервно-мышечной релаксации в качестве психологического средства профилактики стресса эффективно и может быть рекомендовано для развития стрессоусточиво-сти и улучшения физического и психического состояния воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Библиографический список
1. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009. - 944 с.
2. Питкевич, М.Ю. Способы оценки и повышения уровня стрессоустойчивости [Текст] / М.Ю. Питкевич // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2013. - №5. - С.47-52
3. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. М.В. Воронцовой - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013 - 272с.
4. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. -
256 с.
БАРИНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Тольяттинский государственный университет, Россия.