ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 1-2(88)
П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 378
Е.В. Баринова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВОСПИТАТЕЛЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
В статье приведены результаты и анализ эмпирического исследования профессионального стресса у воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: профессиональный стресс, воспитатель.
В настоящее изучению профессионального стресса уделяется повышенное внимание во всем мире. Это связано с тем, что проблема достигла мирового масштаба.
Характерной особенностью профессионального стресса является то, что он всегда связан с конкретной профессией и имеет свои характерные черты. К наиболее стрессовым профессиям можно отнести профессии типа «человек-человек», так как они подразумевают под собой необходимость постоянной взаимосвязи, общения и взаимодействия человека с другими людьми. К этой категории профессий относятся: работники сферы образования, сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники, спасатели и пр. Зачастую представители этих профессий несут ответственность за жизнь и здоровье тех с кем работают, как например воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Поэтому долгое пребывание в состоянии стресса может привести не только к снижению эффективности их профессиональной деятельности, развитию «выгорания», но и стать угрозой для жизни и здоровья воспитанников.
С целью определения наличия профессионального стресса у воспитателей было проведено эмпирическое исследование. В роли испытуемых выступили 22 воспитателя одного дошкольного образовательного учреждения г.Сызрани Самарской области. Средний возраст испытуемых 43,3 года. Среднее значение педагогического стажа по выборке 20,1 лет.
© Баринова Е.В., 2019.
Научный руководитель: Чекина Лариса Федоровна - кандидат педагогических наук, доцент, Толь-яттинский государственный университет, Россия.
Вестник магистратуры. 2019. № 1-2(88)
ISSN 2223-4047
Для определения наличия профессионального стресса был использован следующий диагностический инструментарий:
•шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
•опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
•методика дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской.
Для обработки результатов применялись методы количественного и качественного анализа.
Кратко рассмотрим результаты исследования.
Диагностика по шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина показала, что у испытуемых выявлен средний (95%; п=21) и низкий (5%; п=1) уровни личностной тревожности. По показателю ситуативной (реактивной) тревожности: высокий (55%; п=12) и средний (45%; п=10) уровни.
По итогам диагностики с помощью опросника САН (самочувствие, активность, настроение) получены следующие данные. По показателю самочувствия: низкий (9%; п=2) и средний (91%; п=20) уровни. По показателю активности: низкий (32%; п=7) и средний (68%; п=15) уровни. По показателю настроения: низкий (14%; п=3) и средний (86%; п=19) уровни.
Диагностика с помощью методики дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности (ДОРС) А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской показала следующие результаты. По показателю утомления: выраженный (45%; п=10) и умеренный (55%; п=12) уровни. По показателю монотонии: выраженный (5%; п=1) и умеренный (95%; п=21) уровни. По показателю пресыщения: выраженный (14%; п=3) и умеренный (86%; п=19) уровни. По показателю стресса (напряженности): выраженный (45%; п=10) и умеренный (55%; п=12) уровни.
В ходе качественного анализа анкет было выявлено, что большинство опрошенных отмечает у себя сильно выраженное чувство усталости, рассеянность, раздражительность, нервозность. Чувство утомления не позволяет работникам сконцентрироваться на своей трудовой деятельности, снижает у них скорость реакции, вызывает сложности в решении поставленных задач. Повышенная напряженность негативно сказывается на взаимоотношениях как внутри коллектива, так и с воспитанниками и их родителями.
Таким образом, можно сделать вывод о неудовлетворительном физическом и психоэмоциональном состоянии участников эксперимента и наличии у них профессионального стресса, а также о необходимости принятия мер по снижению уровня профессионального стресса и разработке программы его профилактики.
Библиографический список
1. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект, 2009. - 944 с.
2. Маслова, М. В. Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления [Текст] / М.В. Маслова, Т.И. Митичева // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 855-857.
3. Питкевич, М.Ю. Способы оценки и повышения уровня стрессоустойчивости [Текст] / М.Ю. Питкевич // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2013. - №5. - С.47-52
4. Профилактика и преодоление профессиональной деформации специалистов социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. М.В. Воронцовой - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013 - 272с.
5. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. -
256 с.
БАРИНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - магистрант, Тольяттинский государственный университет, Россия.