Научная статья на тему 'Исследование профессиональной мотивации у студентов технического вуза'

Исследование профессиональной мотивации у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / АНКЕТА / МОНИТОРИНГ / PROFESSIONAL MOTIVATION / QUESTIONNAIRE / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Светлана Глебовна

В статье приводятся результаты анкетного опроса студентов технического университета с целью выявления основных мотивов выбора будущей специальности, а также обсуждаются некоторые аспекты учебной и социальной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Светлана Глебовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EGUCATIONAL INSTITUTION

The article presents the generalized results of the questionnaire of KSPEU students to discover the main motives of the future profession choice. Some scholastic and social aspects are discussed as well.

Текст научной работы на тему «Исследование профессиональной мотивации у студентов технического вуза»

Николаева С.Г.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье приводятся результаты анкетного опроса студентов технического университета с целью выявления основных мотивов выбора будущей специальности, а также обсуждаются некоторые аспекты учебной и социальной направленности.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, анкета, мониторинг.

Своевременное распознавание профессиональных интересов и склонностей студента тесно связано с показателем удовлетворённости специальностью после окончания вуза. Продуманное отношение к своей будущей профессии, степень осознанности её выбора являются важными факторами, от которых во многом зависит успешность профессионального обучения. На сегодняшний день не существует единой технологии изучения проблемы мотивации поведения человека, поставленного перед выбором, также не выделены чётко основные приоритеты. Очевидно, здесь необходимо принимать во внимание сформировавшиеся предпочтения, возраст, социально-бытовые условия, фактор случайности и т.д.

В исследовании предпринята попытка оценить степень профессиональной заинтересованности у студентов технического вуза в процессе обучения. Студентам - третьекурсникам технических специальностей Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ)было предложено дать анонимные ответы на некоторые актуальные вопросы профессиональной и учебной направленности. Анкета содержала 16вопросов, ответ на которые предполагал выбор одного или нескольких вариантов или возможность в произвольной форме выразить свое мнение по этому поводу. В анкетировании приняли участие 102 человека, из них 64% - юноши. В результате опроса получены достаточно любопытные, на наш взгляд, данные, которые обрабатывались в обобщенном виде.

В настоящее время, когда среди вузов существует конкуренция за сохранение численности студенческого контингента, особенно важно располагать сведениями о том, с помощью какого источника информации студент определился с выбором вуза и специальности. Так, на рис.1 показаны результаты ответов на этот вопрос, выраженные в процентах.

в

щш

о

5

^ ^ ^

ю

15

■ прочее

□ в школе

■ из СМИ

□ на Дне открытых дверей КГЭУ

□ от знакомых

□ при поступлении, из информации на стенде

■ от оодственников

Рис. 1. Диаграмма ответов на вопрос «Каким образом Вы узнали о специальности?»

Из диаграммы видно, что на выбор подавляющего большинства респондентов повлияла информация, полученная от родных и знакомых, а также при непосредственном изучении стендов приемной комиссии. Другие варианты ответов составили 21% суммарно. Четырехпроцентные данные можно объяснить тем, что в 2008 году еще не была налажена активная профориентационная деятельность. Видимо, целесообразно будет отследить положение вещей для приема 2009 - 2011 годов, проведя аналогичное наблюдение. Можно ожидать, что эта доля значительно увеличится. На вопрос «Чем привлекательно для Вас обучение в КГЭУ?» студенты могли одновременно указать несколько вариантов ответа. В таблице 1 приведены соответствующие данные.

Здесь более всего заслуживает внимания тот факт, что для трети опрошенных важно получить высшее образование именно по выбранной специальности. Насколько осознанно они подошли к выбору профессии, можно понять, анализируя данные по логическому продолжению второго вопроса. Далее приводятся результаты ответа на вопрос «Чем обусловлен Ваш выбор профессии?», также предполагающий один или несколько вариантов ответа (таблица 2).

№ п/п Вариант ответа Кол-во ответивших

1 Статус университета 22

2 Получение высшего образования 64

3 Образование по выбранной специальности 32

4 Не хочу в армию 7

5 Интересные мероприятия 2

6 Не знаю 3

7 Ничем, просто провожу время 1

Таблица 2. Статистика ответов на вопрос «Чем обусловлен Ваш выбор профессии?»

№ п/п Вариант ответа Кол-во ответивших

1 Это мое призвание 6

2 Престиж профессии 33

3 Возможности карьерного роста 35

4 Доступность обучения 23

5 Достойная оплата труда 19

6 Не знаю 3

Число тех, кто выбрал пункты 2 и 3 (это 33 и 35, соответственно), хорошо коррелирует с результатом 32 для пункта 3 предыдущего вопроса. Следующие два вопроса предполагали однозначный ответ (см. рис.2-3). Данные на диаграммах приведены в процентах от общего количества прошедших анкетирование.

Рис. 2. Диаграмма ответов на вопрос «Имеете ли Вы представление о будущей профессии?»

Рис. 3. Диаграмма ответов на вопрос «Собираетесь ли Вы работать по специальности?»

Анализ ответов на вопрос «Собираетесь ли Вы продолжить обучение после окончания вуза?»имеет практическую значимость для ориентировочной оценки количества студентов, собирающихся продолжить обучение в магистратуре. С некоторой погрешностью это позволит заранее формировать учебные потоки и рассчитывать реальную нагрузку преподавателей (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма ответов на вопрос «Собираетесь ли Вы продолжить обучение после окончания вуза?»

На заключительный вопрос, учитывающий формирование у студента профессиональных и общих знаний, можно было дать несколько вариантов ответа (до 3-х наиболее важных для респондента). Результаты представлены в таблице 3.

Большинство студентов, как и следовало ожидать, поставило на первое место профессиональные знания, а 60% участников от этой доли сочли необходимым знание современных технологий. 22% от общего количества отдали предпочтение сочетанию вариантов «Профессиональные знания» и «Навыки делового общения». Были и такие, кто ограничился в своем выборе только навыками делового общения (11%), исключив про-

фессиональные знания. Как правило, те же студенты выбирали в ответе на вопрос о мотивации выбора профессии либо доступность обучения, либо достойную оплату труда. Из этого можно сделать вывод, что основная масса участников подошла достаточно осознанно к выбору своей будущей специальности.

Таблица 3. Статистика ответов на вопрос «Какие знания и навыки должны быть получены Вами за время учебы в университете?»

№ п/п Вариант ответа Кол-во ответивших

1 Профессиональные знания 82

2 Знание современных технологий 49

3 Навыки делового общения 30

4 Знание информационных технологий 18

5 Другое 3

Кроме вопросов, направленных на выявление у студентов профессиональной заинтересованности в обучении по выбранной специальности, в анкете были представлены и другие, затрагивающие такие аспекты, как отношение к введению балльно-рейтинговой системы, какие дисциплины кажутся студенту наиболее важными, влияние досуга и социальнобытовых условий на успеваемость, оценка качества образовательных услуг. Из пожеланий, высказанных участниками опроса, можно выделить такие, как увеличение часов по спецдисциплинам и информационным технологиям, проведение научных семинаров, установка современного лабораторного оборудования. В социальной сфере - пожелания улучшения качества питания и отмена занятий во вторую смену.

Следует отметить, что респонденты отнеслись к опросу ответственно, отвечали правдиво и с удовольствием. Так, на полушутливый вопрос анкеты «Искренне ли Вы отвечали на вопросы? ©» утвердительный ответ дали88% и ответ «Не совсем» - только 12% опрошенных. Если учесть, что представители последней группы слукавили не в каждом вопросе анкеты, это вполне допустимая погрешность. Следовательно, можно считать, что цели опроса достигнуты, и есть смысл продолжить работу для того, чтобы перейти на более качественный уровень оценок результатов, например, по методике К.Замфирв интерпретации А.Реана [1]. Последнее позволит выявить тенденции и на этой основе разработать конкретные предложения по улучшению деятельности как отдельных подразделений, так и вуза в целом. Видимо, целесообразно проводить анкетирование учащихся, начи-

ная с третьего курса с введением в обучение спецпредметов. Для получения достоверной информации необходим охват всех приоритетных направлений вуза.

Периодическое исследование мотивации хотя бы 1 раз в год даст возможность отслеживать статистику развития заинтересованности у отдельного студента, в учебной группе, по курсу или факультету. Студенты, имеющие невысокий уровень мотивации учения, к самому процессу обучения относятся индифферентно. Именно эта их часть в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени. Поэтому таким студентам необходимо уделять повышенное внимание, привлекая их к участию в научно-исследовательских кружках, семинарах и т.д.

Подобные опросы в различных вариация хуже осуществляются в высших учебных заведениях России и направлены на то, чтобы в процессе обучения повысить заинтересованность студентов в выбранной профессии, помочь им укрепиться в своем решении [2; 3]. Так, например, во Владимирском госуниверситете для анализа удовлетворенности обучаемых применяются следующие формы анкет: «Осознание профессии: оценка качества образования студентами», «Осознание профессии: оценка качества образования абитуриентами», «Удовлетворенность студентов обучением в вузе», «Отношение студентов заочной формы обучения к дистанционным образовательным технологиям», «Удовлетворенность студентов учебой», «Удовлетворенность выпускников качеством образовательной деятельности в университете» и т.п. [3]. Полученная информация заносится в базы данных, обрабатывается и сохраняется. В любое время есть возможность извлечь эти данные для формирования отчетности различных подразделений вуза или принятия управленческих решений по результатам анкетирования. С уверенностью можно сказать, что информация такого рода будет особенно актуальна для системы менеджмента качества учебного заведения.

Источники

1. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.

2. URL: http://www.atidstu.ru/atidgtu-rf/node/22

3. URL:http://smk.vlsu.ra/mdex.php?optюn=com_content&view=artide&id=46&Itemid=49

Зарегистрирована 17.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.