Научная статья на тему 'Участие студентов в оценке качества высшего профессионального образования'

Участие студентов в оценке качества высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие студентов в оценке качества высшего профессионального образования»

А.В. Кучина, Д.Б. Воронцов

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оценка качества высшего образования осуществляется в основном по объективным критериям, которые демонстрируют достижения вуза в различных направлениях деятельности (кадровой, информационной, материально-технической обеспеченности и другом). Однако, учитывая тот факт, что основными потребителями образовательных услуг являются сгуденты, их субъективные мнения и оценки наравне с абсолютными количественными данными могут влиять на принятие управленческих решений, определять ориентиры совершенствования деятельности вуза.

Немалый опыт привлечения студентов к оценке деятельности Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова сложился в институте педагогики и психологии. Эти вопросы обсуждаются на заседаниях учебно-методических объединений по специальностям, кафедр, ученого совета института. Возможности привлечения студентов к оценке качества образования и состояние дел в этой сфере явились предметом специальной дискуссии на кафедре социальной работы в октябре 2008 г. Мы пришли к выводу, что студенты могут принимать участие в мониторинге качества деятельности вуза, оценивая, прежде всего учебную деятельность. Их интересует современность и актуальность содержания образования для будущей профессиональной деятельности; собственная активность на учебном занятии; адекватность уровня требований к учебным достижениям студента (объективность оценивания результатов учебной деятельности); доступность и иллюстративность учебного материала; характер взаимоотношений с преподавателем в учебном процессе и т.д.

Не менее актуальными являются вопросы воспитательной работы, в том числе: разнообразие деятельности, предлагаемой во внеаудиторное время в вузе; заинтересованность ее содержанием; влияние этой деятельности на профессиональное становление будущего специалиста; добровольность участия во внеаудиторной работе; характер взаимоотношений с преподавателями, кураторами, старшекурсниками.

Определенная доля студентов интересуется научной деятельностью и может оценивать ее

содержание и организацию в следующих аспектах: наличие открытых возможностей для участия в ней; информированность студентов о возможностях участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, публиковать свои труды; наличие широкого выбора проблем исследования, предлагаемых научными руководителями; результативность научных исследований (результаты участия в открытых научных мероприятиях, практическая значимость исследований); влияние научной деятельности на процесс профессионального становления; характер взаимоотношений с научными руководителями в данном процессе.

Студенты могут оценивать и административно-управленческую деятельность, в том числе: качество учебного расписания, своевременность информирования об изменениях в учебном процессе; соответствие учебных аудиторий и учебного оборудования требованиям образовательного процесса, общий уровень удобства и комфорта в учебном заведении.

С 2005 года институт педагогики и психологии активно участвует в разработке и внедрении в практическую деятельность системы менеджмента качества образования. Студенты участвуют в этой работе, во-первых, как исполнители ряда исследований, во-вторых, как респонденты, на выявление огношений которых ориентирована та или иная опросная методика.

Исследования проводились с помощью анкет, предоставленных Центром мониторинга качества образования Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. В течение 2005-2008 гг изучалось мнение студентов института с целями: оценки информационных и инновационных технологий образования, используемых в учебном процессе (2005 г.); определения мотивации студентов к получению высшего образования (среди первокурсников, 2006,2007,2008 гг.); самооценки студентами качества полученной профессиональной подготовки (для выпускников, 2006,2007,2008 гг); оценки преподавателей «глазами студента» (2006, 2007 гг.); выявления уровня удовлетворенности студентов условиями обучения в вузе (2008 г.).

В каждом из опросов участвовали студенты всех специальностей ИПП. Выборка составляла

Таблица 1

Качество преподавания в вузе (средний балл, полученный преподавателями кафедры, при обработке результатов переведен в 5-балльную систему оценки)

Вопрос Педагогика н методика начального образования | Психология Специальная дошкольная В педагогика и психология 1 ё л а. к я 2 .І 4 Я 5 О и Социальная педагогика

Была ли понятна связь предмета с буду щей работой? 4,4 4,4 4,6 4,2 4,2

Было ли Вам понятно объяснение учебного материала преподавателем? 4,3 4,4 4,4 4,1 4,2

Отвечали ли Вы на вопросы преподавателя, высказывали ли свое мнение по обсуждаемым на занятиях проблемам? 4,6 4,2 4,3 3,9 4,3

Занимались ли Вы на занятиях посторонними делами? 4,4 4,2 4,3 4,0 4,2

Было ли Вам интересно на занятиях? 4,2 4,5 4,4 4,1 4,2

Почувствовали ли Вы заинтересованность преподавателя в том, чтобы Вы стали хорошим специалистом? 4,3 4,4 4,4 4,1 4,2

Было ли Вам интересно общение с преподавателем как с личностью? 4,2 4,7 4,5 4,1 4,2

Как к Вам относился преподаватель? 4,6 4,7 4,7 4,2 4,5

Хотели бы Вы продолжил, работу сданным преподавателем? 4,3 4,4 4,2 3,9 4,0

30 студентов одной специальности, или полный состав определенного курса специальности в том случае, когда на нем обучается меньше, чем 30 студентов.

В 2006-2007 гг. в институте проводилось исследование качества образовательной деятельности посредством оценки студентами различных аспектов работы конкретного преподавателя. Такого рода опросы традиционно проводились еще на исто р и ко-педагогическом факультете. При определенной модернизации их содержания они были объединены общей темой «Преподаватель - глазами студентов». Полученная информация носит конфиденциальный характер, поэтому она передается образовательной службой института заведующим кафедрами, которые определяют необходимость ее учета в процессе принятия управленческих решений.

Обобщенные результаты опроса студентов по специальностям института представлены в таблице 1.

В целом, оценки полученные преподавателями кафедр института довольно высоки и составляют 4— 4,5 баллов. Студенты отмечают уважительное и внимательное отношения преподавателя к ним, наличие интереса к нему как личности. Диалоговые элементы организации учебного занятия активно используются преподавателями кафедры педагогики и методики начального образования. Интерес к учебным занятиям наиболее выражен на специальности «Психология». Студенты специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» на большинстве учебных дисциплин явно видят связь содержание предмета с их будущей работой.

Однако по некоторым конкретным показателям студенты довольно низко оценивают работу преподавателей. Так, например, исследование, которое было проведено в 2005 г. среди студентов всех специальностей Института позволило сравнить оценку уровня внедрения инновационных технологий в учебный процесс, данную студентами и преподавателями.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

73

5

4.5 4

3.5 3

2.5 2

1.5 1

0,5

0

. дЧіО ■>. ],

Л

■ЙІ

13 Педагогика и методика начального образования

■ Социальная работа

□ Специальная доикольная і педагогика и психология і

□ Социальная педагогика

■ Психология

Рис. 1. Диаграмма результатов оценки студентами уровня внедрения инновационных технологий

в учебный процесс (средний балл)

100% преподавателей кафедр института собственное отношение к внедрению инновационных технологий в образовательный процесс характеризуют как положительное; 72,68% педагогов отмечают, что они используют элементы (отдельные формы или методы) инновационных технологий на учебных занятиях. Ответы студентов были менее радужными. Так, на вопросы, касающиеся инновационных и информационных технологий обучения (проблемные лекции, лекции-викторины, деловые игры и т.д.) были получены следующие данные (см. рис. 1 и 2).

Из представленных диаграмм видно, что оценки студентов группируются в нижней части 5-бал-льной шкалы. Становится ясно, что мнения преподавателей и студентов значительно расходятся. Результаты таких эмпирических исследований могут стать предметом обсуждения на выпуска-

ющих кафедрах и являться стимулом внедрения инновационных и информационных технологий в образовательном процессе.

Интересными оказались результаты исследования качества полученной студентами-пятикурсниками профессиональной подготовки, проведенное в течение 2006-2008 гг.

Сравнивая результаты анкетирования выпускников 2006,2007 и 2008 годов можно сделать ряд выводов;

- в целом тенденции распределения доли выборов первого ответа по предложенным вопросам сохраняются. Наименьшая доля выборов наблюдается при ответах на 13,14,17, 18,20 вопросы. Студенты отмечают, что престиж вуза и профессии не изменился за период их обучения; они не ориентированы на продолжении контактов с вузом в формах обучения на повышенном

| _ . " і " .. .

[ ' Л .

Г ' '■■■■і. -. !

0 Педагогика и методика ! начального образования |

■ Социальная работа

□ Специальная дошкольная педагогика и психология

□ Социальная педагогика

1 ■ Психология

Рис. 2. Диаграмма результатов оценки студентами уровня внедрения информационных технологий

в учебный процесс (средний балл)

Таблица 2

Результаты самооценки качества профессиональной подготовки (2008 г.)

№ вопроса, содержание вопроса Доля выпускников, выбравших ответ (высокое качество преподавания), %

Специальности

Педагогика и методика начального образования Педагогики И ПСИХОЛОГИЯ Специальная дошкольная педагогика и психология Социальная работа Социальная педагогика

1 4 Способность к творчеству, рационализатор ской, изобретательской, научной деятельности 70 70 56,7 53 63,3

5. У силились (сфор мир овал ись) общей нтеллектуальные способности, умения:

5.1. аналитические 45 33,3 66,7 26,7 63,3

5,3. способность доказательства, ар 1у ментащщ 55 36,7 56,7 43,3 56,7

5.4. прогноз последствий своих решений 45 36,7 53,3 26,7 46,7

5.5. способность к обобщению, синтезу 20 30 60 43,3 46,7

5.6. способность к обучению 50 33,3 50 36,7 56,7

5.7. память 10 23,3 56,7 23,3 36,7

5.8. способность к работе с информацией 55 50 56,7 30 36,7

5.9. способность осознания, рефлексии своей деятельности, действий 55 40 63,3 50 56,7

6. Лучше разбираюсь в сложных проблемах общества 85 76,7 66,7 66,7 66,7

7. Ответственность за качество своей работы 85 73,3 83,3 66,7 80

8. Огггимистическое отношение к миру за 40 86,7 43,3 66,7

9. Активное вмешательство в жизнь коллектива 15 43,3 60 43,3 53,3

10. Улучшились отношения с товарищами 85 83,3 66,7 53 76,7

И. Улучшилась деловитость, у мение о пер агивно работать 100 83,3 76,7 77 73,3

12. Улучшились организаторские качества 70 70 76,7 56,7 73,3

13. Усилился авторитет учебного заведения 25 20 60 33,3 36,7

14. Усилился авторитет выбранной специальности 30 30 43,3 26,7 26,7

17-4 Заинтересованность в продолжении контактов с учебным заведением 15 30 3,3 20 10

Педагогика Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

75

уровне (минимальная готовность к контактам наблюдается на специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» - 3,3% опрошенных выбирают ответ № 1); имеют проблемы с трудоустройством и пессимистичны в отношении возможностей получения приемлемого уровня заработной платы на начальном этапе грудовой деятельности. Однако в 2008 году студенты специальности «Педагогика и методика начального образования» достаточно высоко оценивают уровень собственной довузовской ориентированности в профессии (неплохие показатели по специальности «Педагогика и психология» - 16,6%, «Специальная дошкольная педагогика и психология» - 23,3%)- В среднем 34,3% выпускников уверены в готовности к профессиональной деятельности по окончанию вуза (наибольшие показатели на специальности «Педагогика и методика начального образования» - 65%);

- достаточно высоко оценивается выпускниками степень развития общеинтеллектуальных способностей, особенно способности к работе с информацией. Отличия в показателях по этой группе вопросов (5.1-5.9) наблюдаются у выпускников специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология». В 2006 году средняя доля по ним составила 31,88%, в 2007 году -55,56%. Наименьшая доля выборов в этом блоке приходится на оценку умения работы с моделями, что свидетельствует о необходимости акцентировать внимание преподавателей именно на данном аспекте методики преподавания учебных дисциплин. В 2008 году наименьшие показатели по данному блоку вопросов зафиксированы на специальностях «Педагогика и психология» (31,5%), «Социальная работа» (31,1%), наибольшие - на специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» (51,48%). Здесь сохраняется тенденция прошлого года. Среди общеинтеллектуальных способностей как наиболее развитые студентами называются: «Социальная педагогика», «Педагогика и методика начального образования», «Педагогика и психология» - «способность к работе с информацией»; «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Социальная работа» - «способность к рефлексии»;

- наибольшая доля выборов студентами первого варианта ответа в 2006-2008 гг. получена при ответах на вопрос 6. При этом на специальности «Социальная работа» 96,87 и 100% выпускников соответственно отмечают, что они стали лучше

разбираться в сложных социальных и экономических проблемах нашего общества. Значительные отличия по этому вопросу наблюдаются на специальности «Педагогика и психология»: 2006 г. - 34,48%, 2007 г. - 83,33%.

В 2008 году максимальная доля выборов первого варианта приходится на вопрос 11. Студенты утверждают, что в процессе обучения они приобрели такое качество как деловитость, научились более оперативно работать (82,1% в среднем по всем специальностям);

- наблюдается значительный рост доли выборов по вопросу 10. В 2006 году средняя доля выборов первого ответа на этот вопрос, свидетельствующих о высоком качестве образовавгия, среди всех специальностей составила 56,89%, в 2007 году 71,18% выпускников отмечают, что в процессе обучения у них улучшились отношения с товарищами, способность находить с ними контакт, компромиссы, совместные решения. Стабильной остается ситуация на специальности «Социальная работа» 75% и 70,97% соответственно. В 2008 году показатели на данной специальности по этому вопросу снизились до 53%. В целом по специальностям доля выбравших первый вариант составляет 72,94%, то есть можно говорить о сохранении прошлогодних тенденций;

- высоко оценивается студентами степень развитости организаторских качеств (вопрос 12). Это связывается нами не только с учебной, но и с активной внеаудиторной деятельностью, организуемой в течение всего года в Институте педагогики и психологии. В 2008 году средний показатель по данному вопросу составил 69,34%;

- при оценке вклада преподавателей в профессиональное и личностное развитие выпускника многие персоналии повторяются стабильно в 2006, в 2007 и в 2008 годах. В первую очередь, это преподаватели основных дисциплин общепрофессионального цикла и цикла предметной подготовки.

Наш опыт проведения исследований по выбранным направлениям свидетельствует о настороженном отношении преподавателей к такого рода опросам. Многие из них предполагают, что некоторые плохо успевающие студенты при ответе на вопросы просто «мстят» преподавателю. Однако наш опыт исследовательской работы по оценке качества преподавания позволяет утверждать, что такая тенденция маловероятна. Преподаватель, обеспечивающий качественное изучение содержания учебной дисциплины, неиз-

менно получает высокие оценки. Изучение мнений студентов позволяет посмотреть на труд преподавателя и администрации института со сторо-

ны, помогает объективно оценить себя и построить стратегию развития и повышения качества образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.Ю. Дергалева

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ

С начала 1990-х годов экономика России претерпела драматические изменения. В след за ней, масштабная система образования вошла с период реформ в целом неподготовленной к решению новых задач. Особенно это относилось к системе подготовки управленческих кадров. Появление спроса на обучение, дающее знания и умения управления в новых условиях, породило лавинообразное количество образовательных программ. Прошло достаточно времени для понимания эффективности существующих программ и построения системы бизнес-образования с целью непрерывного профессионального развития менеджеров. В связи с этим в статье анализируется статистические данные об удовлетворенности мендежеров существующими программами в бизнес-образовании, определяются их потребности и предлагается система критериев отбора форм и методов обучения менеджеров.

Бизнес-образование - достаточно новое явление в подготовке управленческих кадров. По определению председателя Российской ассоциации бизнес-образования Л. И. Бвенко, «это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли» [1, с. 38].

Прежде чем ставить цели и осуществлять отбор содержания бизнес-образования, необходимо провести мониторинг потребностей практикующих менеджеров в образовательных услугах и их удовлетворенность существующими программами. Так как в настоящее время существует большое количество бизнес-школ, мы сознательно не ставили задачу определения лучшей. Для нашего исследования важным является выявление наиболее значимых проблем в деятельности менеджеров, которые связаны с недоста-

точными профессиональными умениями, а также определение отношения менеджеров к качеству обучения в бизнес-школах.

Мы опросили 453 менеджера различных уровней управленческой иерархии (начального, среднего и высшего) и опыта управленческой работы (менее года, от 2-х до 3-х лет и свыше 10 лет). Это обстоятельство позволило нам не только сравнить точки зрения различных групп менеджеров, но и проследить динамику развития обозначенных ими проблем в профессиональной деятельности в зависимости от приобретаемого ими теоретического и практического опыта работы, а также определить влияние имеющегося базового образования на наличие профессиональных проблем у руководителей.

Опрос мы вели с помощью разработанной нами анкеты, а менеджеры - это слушатели курсов повышения квалификации, переподготовки, семинаров, тренингов, проходивших в бизнес-школах Уральского региона. Структура респондентов

Таблица 1

Структура респондентов по уровню управленческой деятельности

№ п/п Уровень управленческой деятельности Количество респондентов. чел.

Опыт менее года Опыт 2-3 года Опыт >10 лет |

2006 2007 2006 2007 2006 2007 {

I. Ру ков о дигели высшего уровня 24 23 26 31 16 19

2. Руководители среднего уровня 21 22 21 41 28 24 1

3. Руководители начального уровня 38 26 27 24 12 30

Всего 83 71 74 96 56 73 |

© И.Ю. Дергалева, 2008

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.