Научная статья на тему 'Современное состояние мотивации обучения студентов Иркутского государственного технического университета в области техносферной безопасности'

Современное состояние мотивации обучения студентов Иркутского государственного технического университета в области техносферной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ "ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" / EDUCATION IN THE FIELD OF "TECHNOSPHERE SAFETY" / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРИОРИТЕТЫ / PRIORITIES / ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / WAYS TO IMPROVE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Светлана Семеновна, Смирнов Григорий Иванович

Рассмотрены результаты изучения приоритетов мотивации обучения студентов направления подготовки «Техносферная безопасность». Установлено: подавляющее большинство студентов вполне осознанно сделало выбор профессии. Для совершенствования образовательного процесса необходимо шире внедрять активные методы обучения, а именно: дискуссии, работу в группе, мозговой штурм, выполнение совместных проектов, выездные занятия на предприятиях и др. В интерактивных педагогических технологиях выявлена заинтересованность не только преподавателей, но и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF LEARNING MOTIVATION OF IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN TECHNOSPHERE SAFETY

Having considered the results of studying the priorities of learning motivation of students trained in the direction "Technosphere Safety", it was found that the vast majority of students made a conscious choice of profession. Improvement of the educational process requires the wide-scale implementation of active learning methods, including discussion, group work, brainstorming, joint projects, field trainings and classes at enterprises. It is indicated that students as well as professors are interested in interactive teaching technologies.

Текст научной работы на тему «Современное состояние мотивации обучения студентов Иркутского государственного технического университета в области техносферной безопасности»

УДК 37.013.77

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЛАСТИ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© С.С. Тимофеева1, Г.И. Смирнов2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены результаты изучения приоритетов мотивации обучения студентов направления подготовки «Техно-сферная безопасность». Установлено: подавляющее большинство студентов вполне осознанно сделало выбор профессии. Для совершенствования образовательного процесса необходимо шире внедрять активные методы обучения, а именно: дискуссии, работу в группе, мозговой штурм, выполнение совместных проектов, выездные занятия на предприятиях и др. В интерактивных педагогических технологиях выявлена заинтересованность не только преподавателей, но и студентов. Ил. 10. Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: образование в области «техносферная безопасность»; мотивация; приоритеты; пути совершенствования образовательного процесса.

CURRENT STATE OF LEARNING MOTIVATION OF IRKUTSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN TECHNOSPHERE SAFETY S.S. Timofeeva, G.I. Smirnov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Having considered the results of studying the priorities of learning motivation of students trained in the direction "Techno-sphere Safety", it was found that the vast majority of students made a conscious choice of profession. Improvement of the educational process requires the wide-scale implementation of active learning methods, including discussion, group work, brainstorming, joint projects, field trainings and classes at enterprises. It is indicated that students as well as professors are interested in interactive teaching technologies. 10 figures. 7 sources.

Key words: education in the field of "Technosphere Safety"; motivation; priorities; ways to improve educational process.

В настоящее время в России осуществляются глубокие реформы системы образования, в том числе высшего [1]. Кроме того, происходят политические, социально-экономические, организационные изменения, которые в полной мере отражаются на психологии участников образовательного процесса. Это влечет за собой необходимость в реорганизации традиционных педагогических технологий - с учетом моти-вационной сферы личности студента, поскольку мотивация имеет ключевое значение в жизни каждого человека и определяет смысл любого поступка.

Учебная мотивация является частным видом мотивации и определяется таким рядом факторов, как система образования, осуществляющее учебную деятельность образовательное учреждение, способ организации учебного процесса, специфика изучаемых предметов, а также особенности обучающихся и обучающих. Деятельность студентов с полным основанием можно назвать учебно-профессиональной, в связи с чем профессиональные мотивы являются неотъемлемой частью структуры мотивации обучения. Позитивная мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения, причем от первого к послед-

нему курсу модифицируется и сама учебно-профессиональная деятельность, и ее мотивация.

В настоящее время главной задачей высшего учебного заведения является непрерывное повышение качества подготовки специалистов. Один из наиболее эффективных способов решения данной задачи - построение такого процесса обучения, который в полной мере учитывал бы формирование моти-вационной сферы обучающихся [2]. Современному обществу крайне необходимы инициативные и предприимчивые, обладающие творческими способностями и знаниями профессионалы. При этом требования к выпускникам постоянно возрастают, но, к сожалению, молодые специалисты не всегда соответствуют возлагаемым на них надеждам.

Проблема мотивации учебной деятельности относится к одной из основных в психологии обучения [3]. Важно понять причины, стимулирующие студентов к изучению тех или иных предметов, а также суметь направить их интерес в нужное русло. Кроме того, возможность управлять мотивацией обучения позволит повысить эффективность педагогического процесса.

1Тимофеева Светлана Семеновна, зав. кафедрой промэкологии и безопасности жизнедеятельности, тел.: 3952405106.

Timofeeva Svetlana, Head of the Department of Industrial Ecology and Life Safety, tel.: 3952405106.

2Смирнов Григорий Иванович, аспирант, тел.: 89646544287, e-mail: [email protected] Smirnov Grigory, Postgraduate, tel.: 89646544287, e-mail: s011 [email protected]

Целью настоящей работы явилось изучение мотивации студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность», и выявление приоритетов для совершенствования образовательного процесса на кафедре промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности ИрГТУ.

Для оценки основных мотивов поступления в ВУЗ, обучения и получения диплома о высшем образовании проведено анкетирование студентов, обучающихся на 1-5 курсах очной и заочной формы обучения. Всего было опрошено 63 респондента, из них: 42% составили девушки, 58% - юноши; 49 студентов очной формы обучения и 14 - заочной; 1 курс - 14 человек; 2 курс - 13; 3 курс - 12; 4 курс - 10; средний возраст опрошенных - 21 год. За счет бюджета обучаются

тера престижности получения высшего образования, но и оценив свои интересы, способности, перспективы дальнейшей карьеры. При этом обращает на себя внимание тот факт, что у студентов заочной формы обучения в целом уровень мотивации по таким позициям, как стремление добиться высоких результатов, интерес к профессии и престиж, авторитет вуза и факультета выше, чем у студентов очной формы. На рис. 2-4 представлены предпочтительные оценки студентов различных форм обучения. Это говорит о более продуманном и взвешенном решении в оценке своих перспектив людей, как правило, уже имеющих жизненный и трудовой опыт.

0 12 3

Рис. 1. Оценка мотивации выбора специальности

76% участников анкетирования, на коммерческой основе - 24%. Образование родителей респондентов в основном высшее (49%) и среднее специальное (33%). Большая часть студентов имеет склонность к точным наукам (любимыми предметами в школе названы математика (49%) и физика (37%). Средний балл аттестата о среднем образовании составил 4,2.

Задавались три вопроса, которые определяли мотивацию выбора специальности, значимости процесса обучения и получения диплома. На каждый предлагалось несколько вариантов ответа с возможностью оценки их по пятибалльной шкале. Вопросы в каждой группе располагались в произвольном порядке, после чего были произведены обработка и анализ полученной информации.

Правильность выбора специальности является важным фактором удовлетворенности профессией в будущем и влияет как на процесс обучения, так и на достижение успеха в предстоящей трудовой деятельности. Поэтому первый вопрос был сформулирован следующим образом:

«Что способствовало вашему выбору данной специальности?»

Результаты представлены на рис. 1.

Анализ показал, что подавляющее большинство студентов вполне осознанно сделало свой выбор, основанный не только на соображениях общего харак-

■ Очная форма обучения ■Заочная форма обучения Рис. 2. Стремление добиться высоких результатов

Очная форма обучения ■Заочная форма обучения Рис. 3. Интерес к профессии

3

^^^ Очная форма обучения Заочная форма обучения

Рис. 4. Престиж, авторитет вуза и факультета

Меняются также оценки мотивации у студентов разных курсов. При этом не может не настораживать тот факт, что в течение учебы снижается как нацеленность на достижение высоких результатов, так и интерес к избранной профессии. На рис. 5, 6 показаны средние оценки респондентов.

Рис. 5. Стремление добиться высоких результатов

Рис. 6. Интерес к профессии

Второй вопрос анкеты «Что наиболее значимо для вас в вашем учении» направлен на изучение собственно познавательного, учебного процесса. Результаты оценок представлены на рис. 7.

Результаты опроса показали, что наиболее значимой для студентов является именно главная задача, стоящая перед преподавательским составом, -получение знаний, нацеленность на овладение профессией с целью: успешно применять полученные знания и умения на практике. Менее значимы мотивы выполнения педагогических требований, состязательности (не отставать от сокурсников) и другие. При этом также видно, что мотивация у студентов-заочников несколько выше, чем у студентов очного отделения (рис. 8).

Так же, как и в случае с оценкой мотива выбора специальности, в процессе обучения меняется и отношение к учебному процессу: большинство оценок мотивации от первого к выпускному курсу снижается. Например, мотив «Успешно продолжить обучение на последующих курсах» - от средней оценки 4,93 на 1 курсе, до 4,2 - на четвертом; «Не запускать изучение

Приобрести глубокие и прочные знания Успешно продолжить обучение на последующих курсах

Не запускать изучение учебных предметов Быть постоянно готовым к очередным занятиям Достичь уважения преподавателей Не отставать от сокурсников Получить интеллектуальное удовлетворение Добиться одобрения окружающих Быть примером для сокурсников Избежать осуждения и наказания за плохую учебу Другая причина (укажите)

0,00 1,00 2,00 Рис. 7. Оценка мотивации учебного процесса

3,00

4,00

5,00

0

5

1

4

2

учебных предметов» - с 4,5 до 3,7; «Быть постоянно готовым к очередным занятиям» - с 4,14 до 3,5. Это можно объяснить накоплением знаний в процессе обучения и повышением уверенности в успешном окончании учебы и получении диплома. Оценка мотива «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»» снижается со средней оценки 4,93 до 4,3. Данный факт связан с тем, что для обучающихся становится более важным не оценка его знаний преподавателем, а самооценка себя как будущего специалиста. Снижаются и без того не самые значимые мотивы, связанные с оценкой окружающих: «Не отставать от сокурсников» с 3,93 до 3,2; «Добиться одобрения окружающих» с 2,71 до 2,4; «Быть примером для сокурсников» с 2,86 до 2,3. Позиция «Достичь уважения преподавателей», снижающаяся с первого по третий курс, на четвертом значительно возрастает и в общем рейтинге выходит на 4-е место. Студенты начинают осознавать себя специалистами и преподавателей воспринимают уже как старших коллег.

Последний вопрос имел своей целью подведение итогов и был сформулирован таким образом: «Что дает Вам получение диплома?»

Ответы на вопрос представлены на рис. 9.

Как видно из диаграммы, ведущим мотивом получения высшего образования является желание стать высококвалифицированным, востребованным специалистом, имеющим возможность применить свои знания и получать адекватную материальную и (хотя и в меньшей степени) моральную оценку своей деятельности. Особой разницы в мотивации между студентами очной и заочной форм обучения по данному вопросу нет. В основном будущие специалисты видят себя сотрудниками государственных организаций (3,52), в меньшей степени индивидуальными предпринимателями (3,08) или в частном секторе (3,1), хотя к выпускному курсу эта разница несколько нивелируется (3,3 -госсектор, 3,1 - свое дело, 3,1 - частный сектор).

Невысокая оценка дается возможности дальнейшего обучения в аспирантуре и занятиям наукой, при-

чем от первого к последнему курсу оценки данных перспектив еще снижаются (с 3,93 до 1,5 - аспирантура, с 3,0 до 1,5 - научная деятельность). Это позволяет сделать вывод, что подавляющее большинство студентов видят себя специалистами производственной сферы.

■Очная форма обучения ■Заочная форма обучения

Рис. 8. Оценка мотива приобрести глубокие и прочные знания

Позиция, хотя и занявшая последнее место в рейтинге («Диплом сегодня ничего не дает»), дает некоторые основания для беспокойства: скепсис возрастает с достижением выпускного курса (рис. 10). При этом студенты заочной формы обучения гораздо более уверены в будущем, что опять же говорит об имеющемся жизненном опыте.

Анализ результатов анкетирования показал, что основным стимулом как при поступлении, так и в процессе обучения у подавляющего большинства студентов является желание получения качественного выс-

Получить интересную работу Самореализация Получить высокооплачиваемую работу Иметь гарантию стабильности Самосовершенствование Работать в государственных структурах Достичь социального признания, уважения Решить серьезную проблему в выбранной отрасли Работать в частных организациях Основать свое дело Обучение в аспирантуре Занятия наукой Диплом сегодня ничего не дает Другая причина (укажите)

0,00 1,00 2,00 3,00

Рис. 9. Оценка мотивации получения высшего образования

4,00

5,00

3

Очная форма обучения Заочная форма обучения

3

1 курс 3 курс

■2 курс 4 курс

Рис. 10. Оценка скептического отношения к получению диплома

шего образования, позволяющего найти интересную работу с возможностью самореализации и обеспечивающую достойный и стабильный заработок, что совпадает с результатами, полученными Цымбалюк, Кряжевой, Даниловой [4]. Это свидетельствует о том, что большинство преподавателей достойно выполняет стоящие перед ними задачи по обучению студентов, так же, как и руководство ВУЗа с должной ответственностью контролирует этот процесс.

Тем не менее, следует обратить внимание на один важный аспект образовательного процесса -формирование у студентов такой мотивации, которая соответствовала бы степени ответственности будущего специалиста. Как показал проведенный анализ, мотивация студентов в процессе обучения претерпевает определенные изменения, некоторые значимые мотивы снижаются: стремление добиться высоких результатов, интерес к профессии, желание получить интересную работу. В то же время, как уже было отмечено, возрастает доля студентов, недооценивающих значение получения высшего образования. Все это не может не отразиться на отношении будущего специалиста к своим служебным обязанностям, на способности практически применить профессиональные знания. Особую значимость данный факт приобретает для сотрудников предприятий, непосредственно отвечающих за безопасность людей, производственную деятельность, сохранность окружающей среды, - таких, как инженер по технике безопасности, эколог и т.п. На таких должностях достаточно востребованы выпускники специальности 280700 «Техно-сферная безопасность», и к их профессиональным и человеческим качествам должны предъявляться повышенные требования.

Анализ техногенных катастроф [5] показывает, что значительное количество аварий связано именно с человеческим фактором. При этом чрезвычайные происшествия происходят не столько из-за недостаточных знаний должностных лиц, сколько из-за небрежности и безответственности. Так как мотивация играет важную роль в жизни любого человека и определяет практически все его намерения и поступки,

можно уверенно говорить о том, что первопричиной любого чрезвычайного происшествия, связанного с человеческим фактором, является неправильная мотивация виновных лиц. Не случайно зачастую виновниками аварий оказываются сотрудники предприятий, непосредственно отвечающие за безопасность, которые оказываются морально не готовыми к возлагаемой на них высокой ответственности.

Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» [6], обучение должно осуществляться в соответствии с федеральными стандартами. В документе, регламентирующем требования, обязательные при реализации основных образовательных программ бакалавриата специальности 280700 «Техносферная безопасность» [7], учтены почти все стороны, касающиеся подготовки специалистов данного профиля. Однако в явном виде отсутствуют рекомендации по влиянию на мотивацию обучающихся, в то время как формирование правильной мотивации является важным фактором образовательного процесса. В соответствии с указанными требованиями, образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы, таким образом, ответственность за качество подготовки специалистов целиком и полностью лежит на образовательном учреждении.

Авторы отдают себе отчет, что данное исследование являлось выборочным и не полностью отражает все возможные варианты. Тем не менее, полученные результаты позволяют сделать определенные выводы о необходимости уделять больше внимания формированию необходимой мотивации у студентов, а также выработке компетентности в сфере управления тех-носферной безопасности. Для совершенствования образовательного процесса необходимо шире внедрять на кафедре активные методы обучения, а именно: дискуссии, работу в группе, мозговой штурм, выполнение совместных проектов, выездные занятия на предприятиях, соревнования по лайфреслингу и др. В интерактивных педагогических технологиях выявлена заинтересованность не только преподавателей, но и студентов.

Статья поступила 09.07.2014 г.

о

о

5

1

5

1

4

2

4

2

1. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-Ф3 (ред. от 28.12.20l3) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

2. Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. 639 с.

3. Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.

4. Цымбалюк А.Э., Кряжева Е.В., Данилова Л.В. Развитие мотивации студентов в процессе обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 4, т. II. С.130-136.

ский список

5. Смирнов Г.И., Тимофеева С.С. Ретроспективный анализ несчастных случаев в угольных шахтах: сборник трудов XIX Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Иркутск, 2014). Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. С. 67-68.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 27Э-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации».

7. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность», квалификация (степень) «бакалавр». М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.