Научная статья на тему 'Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений'

Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1131
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Притуляк Т.С.

У студентов-"заочников" в отличие от очников часто встречается мотивы, связанные с узколичными интересами. Процесс учения при этом воспринимается как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице. Например, у студента нет интереса к учению как таковому, но есть понимание, что без знаний в дальнейшем не удастся "продвинуться", и поэтому прилагаются усилия для овладения ими. Студенты-"заочники" часто вынуждены получать высшее образование по настоянию администрации, для получения тарифного разряда и т.п. Для таких студентов обучение в вузе часто является формальным актом для получения диплома о высшем образовании, а не способом повышения своего профессионального мастерства. Преобладающими же в структуре мотивов учебной деятельности у "очников" являются следующие мотивы: "стать высококвалифицированным специалистом", "приобрести глубокие и прочные знания", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности", "успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учебной мотивации студентов очного и заочного отделений»

№ 2 - 2006 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 371.3-057.875

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО

И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ

Т.С. Притуляк

Тюменский государственный университет (г. Тюмень)

У студентов-"заочников" в отличие от очников часто встречается мотивы, связанные с узколичными интересами. Процесс учения при этом воспринимается как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице. Например, у студента нет интереса к учению как таковому, но есть понимание, что без знаний в дальнейшем не удастся "продвинуться", и поэтому прилагаются усилия для овладения ими.

Студенты-"заочники" часто вынуждены получать высшее образование по настоянию администрации, для получения тарифного разряда и т.п. Для таких студентов обучение в вузе часто является формальным актом для получения диплома о высшем образовании, а не способом повышения своего профессионального мастерства. Преобладающими же в структуре мотивов учебной деятельности у "очников" являются следующие мотивы: "стать высококвалифицированным специалистом", "приобрести глубокие и прочные знания", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности", "успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично".

Ключевые слова: учебная мотивация, профессиональные установки

Обучение в вузе - это период, когда недавние школьники более осознанно, чем в подростковом и раннем юношеском возрасте, планируют свою будущую профессиональную деятельность. Для студентов более зрелого возраста это время повышения своего профессионального мастерства или смены области профессиональных интересов. И те, и другие получают основы профессиональных знаний, умений, совершенствуют навыки практической деятельности. Будущие специалисты овладевают методами научных исследований, формируют профессиональные установки, потребность в самореализации и самоактуализации, развивают профессиональную этику, вырабатывают творческий исследовательский подход, навыки анализа результатов своего труда.

Все эти важные компоненты и условия успешности будущей профессиональной деятельности формируются в процессе обучения.

Для студентов, как и для школьников, роль позитивной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями нельзя переоценить. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает- никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его

выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе (А.А. Реан, 1990) [2].

В настоящее время, как показывает анализ научной литературы, проблема учебной мотивации школьников (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, М.В. Матюхина, В.Э. Мильман, А.К. Маркова, И. Лингарт, Э. Стоунс, К. Вепсяляйнен, Г. Розенфельд), учебной мотивации студентов (А.А. Реан, М.Д. Дворяшина, О.С. Гребенюк, А.М. Василькова и С.С. Иванова, П.М. Якобсон, М.В. Вовчик-Блакитная, Ф.М. Рахматуллина, Р.С. Вайсман, В.Я. Кикоть и В.А. Якунин, А.Н. Печникова и Г.А. Мухина, Г.Н. Казанцева, Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович, Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова; А.И. Гебос, С.В. Бобровицкая) исследованы достаточно подробно.

Отечественные ученые-педагоги и психологи выделяют множество разнообразных видов мотивов учебной деятельности российских студентов.

Мотивация студентов, обучающихся очно и студентов-заочников имеет свои особенности. П.М. Якобсон (1969), выделяя 3 вида мотивов учебной деятельности, указывает, что у студентов-"заочников" часто встречается мотивы, связанные с узколичными интересами. Процесс учения при этом воспринимается как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице. Например, у студента нет интереса к учению как таковому, но есть понимание, что без знаний в дальнейшем не удастся "продвинуться", и поэтому прилагаются усилия для овладения ими. Студенты-"заочники" часто вынуждены получать высшее образование по настоянию администрации, для получения тарифного разряда и т.п. Для таких студентов обучение в вузе часто является формальным актом для получения диплома о высшем образовании, а не способом повышения своего профессионального мастерства [2].

Формирование учебной мотивации является тонким и сложным процессом, подверженным влиянию множества различных факторов, в том числе социально-экономическим условиям конкретного региона, таким как традиционное отношение к престижности высшего образования, востребованность определенных профессий на рынке труда. Поэтому учебная мотивация у студентов вузов разных регионов может иметь свои особенности. Исходя из этого, целью нашего исследования стало выявление структуры мотивов учебной деятельности студентов Тюменского государственного университета, обучающихся на очном и заочном отделениях.

В качестве респондентов привлекались студенты ТюмГУ, обучающиеся на втором и третьем курсах по специальности "педагогика и психология". Общее количество испытуемых - 126 человек. Среди них 63 человека - "очники" и 63 - "заочники".

Исследование проводилось с использованием методик:

1. "Мотивация обучения в вузе", предложенной Т.И. Ильиной, где оценка производится по трем шкалам: "приобретение знаний", "овладение профессией", "получение диплома" [1].

2. "Изучение мотивов учебной деятельности студентов", предложенной А.А. Реаном и В.А. Якуниным [2].

Результаты обследования с использованием методики "Мотивация обучения в вузе" отражены в таблице

Шкала

Среднее значение по выборке

испытуемых (набранная I по шкале/количество испытуемых)

у "очников" у "заочников" максимальное по шкале

Шкала <приобретение знаний> 9,65 6,5 12,6

Шкала "овладение профессией" 7,3 6,125 10

Шкала "получение диплома" 6,5 8,125 10

Как видно из таблицы, по шкале "приобретение знаний" средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися очно, составил 9,65, обучающимися заочно - 6,5. Исходя из того, что максимальное количество баллов по данной шкале - 12,6, можно сделать вывод о том, что стремление к приобретению знаний, любознательность у "очников" выражены высоко, в то время как у "заочников" оценки по данной шкале достигли лишь средних значений.

По шкале "овладение профессией" средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися очно, составил 7,3, обучающимися заочно - 6,125. Максимальное количество баллов по данной шкале - 10, из чего следует, что стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества у всех испытуемых выражены выше среднего, но у студентов, обучающихся на очном отделении - незначительно выше, чем у "заочников".

По шкале "получение диплома" средний балл, полученный испытуемыми, обучающимися очно, составил 6,5, обучающимися заочно - 8,125. Максимальное количество баллов по данной шкале - 10, из чего следует, что стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов выражены у данной группы студентов выше среднего. Но у "очников" эти показатели близки к средним, а у студентов, обучающихся заочно выражены высоко.

Обследование с использованием методики "Изучение мотивов учебной деятельности студентов" показало, что преобладающими в структуре мотивов учебной деятельности у "очников" являются следующие мотивы: "стать высококвалифицированным специалистом", "приобрести глубокие и прочные знания", "обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности", "успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично".

У студентов-"заочников" наиболее выраженными явились мотивы: "получить диплом", "успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично"; "добиться одобрения родителей и окружающих".

Таким образом, результаты обследования свидетельствуют о том, что студенты Тюменского государственного университета, обучающиеся на очном отделении более удовлетворены выбранной профессией, обладают более выраженными внутренними мотивами учебной деятельности по сравнению с "заочниками".

Учет в учебном процессе данных психологических особенностей студентов позволит преподавателям индивидуализировать систему воспитательных воздействий, уделяя особое внимание формированию мотивационного компонента учебной деятельности студентов-"заочников", что позволит повысить их внутреннюю учебную мотивацию и эффективность всего процесса обучения.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин // СПб.: Питер, 2003.

2. Реан А.А. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для психол. факультетов и психол. дисциплин гуманитарных факультетов вузов / А.А. Реан // СПб.: Питер, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.