Научная статья на тему 'Исследование профессионального самосознания сотрудника ОВД'

Исследование профессионального самосознания сотрудника ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
797
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование профессионального самосознания сотрудника ОВД»

специалист и каким не следует быть специалисту их профиля? А свойственно ли испытуемым создавать образ желаемого будущего результата труда? Используется ли этот образ как регулятор трудовой деятельности, для изменения ее эффективности?”.

Результаты исследования иерархии внутренних профессиональных мотивов курсантов-служащих ОВД подтвердили только часть нашей гипотезы. А именно: доминирующим оказался только конкурентный мотив, чего для успешной профессиональной деятельности в специальностях поискового характера недостаточно. Однако сам факт обращения служащих в сторону получения высшего образования подтверждает, что в целом у них идет положительная динамика МТД. К тому же следует учесть, что направленность в сторону профессионального развития проявилась, несмотря на сложное (как с моральной, так и с материальной точек зрения) для служащих МВД время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Андреенкова О.С. Высшее профессиональное образование как этап становления специалиста // Социальное партнерство в сфере формирования кадрового потенциала организаций региона: Материалы научно-практической конференции, 16 мая 2002 г., г. Омск. - Омск: Комитет по социальной политике Администрации Омской области, 2002.

3. Андреенкова О.С. Я-концспция профессионала и внутренняя карьера // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1999. - № 2.

4. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

5. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности . - М.: Наука, 1974.

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения в деятельности. - М.: Наука, 1988.

7. Кокурина И.Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учеб.-метод. пос. для студентов фак. психол. гос. ун-тов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

8. ЛеонтьевВ.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. - Новосибирск: НГПИ, 1987.

9. ЛеонтьевД.А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999.

10. Лобанова Т.Н., Кокурина И.Г. Использование психодиагностической информации в коррекции мотивационной структуры руководителей // Вестник Моск. ун-та. - 1992. - № 1.

11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

12. МарковаА.К. Мотивация учебной деятельности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.

13. Мерлин В. С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегральных исследований индивидуальности / Отв. ред. В.С. Мерлин. - Пермь, 1978. - Вып. 2.

14. НюттенЖ. Мотивация // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. - М.: Изд-во Моск. унта, 1975. - Вып. 5.

15. ПряжниковН.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во “Институт практической психо-логии”-Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКА ОВД Ф.К. Свободный, адъюнкт

Академия управления МВД России, г. Москва

В последнее время возрос интерес отечественных психологов к проблеме профессионального самосознания (ПС) личности (2; 3; 7; 9). Проведенныш автором анализ публикаций по данной проблематике показал, что наиболее интенсивно изучается ПС представителей тех профессий, которые функционируют в системе “человек-человек”. Так, большинство исследований посвящено ПС педагогов (2; 8; 9; 12), врачей и психологов (1; 4; 11), и значительно меньше работ, изучающих профессиональное Я представителей других профессиональных общностей (10; 12). В частности, практически отсутствуют исследования ПС сотрудников органов внутренних дел. Тем не менее, задачи, которые ставит общество перед органами правопорядка, требуют постоянного совершенствования профессиональной подготовки сотрудников и повышения эффективности деятельности правоохранительных органов. В связи с этим становится особенно актуальным изучение особенностей ПС сотрудников милиции, так как оно является одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности профессионала (7). От уровня его сформированности зависят процесс формирования профессионала, темп и успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность.

Исследования ПС личности в отечественной психологии имеет широкую направленность: от проблем формирования ПС в онтогенезе (7; 13) до вышвления роли различных составляющих ПС в регуляции профессиональной деятельности (3; 9; 10).

Большинство современных исследователей понимают под ПС личности относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную систему установок индивида на самого себя как субъекта профессиональной деятельности, содержащую когнитивные (образы и представления), эмоционально-мотивационные (чувства, оценки и ценности) и операциональные (установки, тенденции поведения, привычки) компоненты.

В области психодиагностики ПС применяются традиционные классы методик: стандартизированные са-моотчеты, свободные самоописания с последующей контент-аналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарнык решеток, проективные техники. Обзор литературы по проблеме ПС показывает, что для изучения последнего преимущественно используются следующие методики: свободное самоописание, методика Р. Бернса “Автопортрет”, методика М. Куна “Кто Я?”, автобиографический рассказ, специально разработанные анкеты, “Р-техника” В. Стефенсона, опросник самоотношения В.В. Столина, 16-факторный опросник Кеттелла, шкала локуса контроля Дж. Роттера, семантический дифференциал Ч. Осгуда, модификации метода “Незаконченные предложения”, адаптированные варианты методики К. Маховера “Рисунок человека” и ТАТ Г. Мюррея.

Сложность и многоплановость рассматриваемой темы побуждает исследователей самосознания находить и апробировать новый инструментарий психологического исследования. Мы считаем, что применение разноплановых методик для исследования сферы ПС личности поможет получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене, выявить особенности его строения и специфику содержания; определить факторы, влияющие на формирование ПС.

В нашем исследовании мы попытались изучить ПС сотрудника ОВД с помощью метода фокусированного интервью. Этот метод зародился в 40-е годы в США и получил широкое распространение, в основном, в маркетинговых исследованиях. Его основные принципы и техники были разработаны Робертом Мертоном (6). В нашей стране применение фокусированного интервью началось с конца 80-х годов (5), и сейчас его относят к качественным методам психологического исследования. Суть метода состоит в том, что проводится групповое интервью, сфокусированное на интересующей исследователя теме. Оно ведется в форме групповой дискуссии и направлено на получение от ее участников “субъективной информации” по их восприятию самых различных объектов и явлений. Такое фокусированное интервью носит полустандартизированный характер, интегрирует внимание на конкретную проблему и имеет свободную форму высказываний респондентов.

Выбор данной методики для нашего исследования был обусловлен следующими ее достоинствами:

- процедура проведения естественна и проста для участников;

- в группе создается доброжелательная атмосфера, чувства безопасности и защищенности, реализуется спонтанность высказываний участников (что очень важно для исследования интимной сферы самосознания);

- характер вопросов и ответов открытый, что обеспечивает возможность получения большого объема данных, выраженных собственными словами испытуемых, и позволяет исследователю достичь более глубокого понимания тонких нюансов выражения и значения;

- возможно использование методики как при пилотажном исследовании, так и для более глубокого изучения феномена.

В своем исследовании мы исходили из признаваемого большинством современных исследователей положения о том, что специфика самосознания личности (а следовательно, и ПС субъекта) отражается в самохарактеристиках человека.

В соответствии с этим целью нашего исследования являлось уточнение содержания ПС сотрудника ОВД.

Авторами была разработана программа исследования, состоящая из трех этапов: подготовительного, экспериментального и аналитического.

На подготовительном этапе решались задачи формулирования темы интервью, разработки основных вопросов, конкретизирующих тему, рекрутирования участников фокусированного интервью. Тема интервью была сформулирована следующая: “Я - сотрудник органов внутренних дел”.

Респондентами были приглашены мужчины (6 человек) из числа адъюнктов (непсихологических специальностей) Академии управления МВД России в возра-

сте до 30 лет, имеющие опыт практической работы в органах внутренних дел.

Экспериментальныи этап проводился в течение 1 часа 48 минут. Вначале мы дали информацию участникам о теме интервью и получили их согласие придерживаться основных принципов групповой дискуссии (“партнерское общение”, “активность”, “здесь и сейчас”). Далее попросили каждого участника представиться именно как сотрудника ОВД. Затем следовали вопросы и их обсуждение. Процедура проведения фокусированного интервью фиксировалась на видеопленку для последующего анализа. По ходу работы группы участники и ведущий делали заметки, которые также были использованы в интерпретации результатов исследования.

На аналитическом этапе проводились изучение и анализ видеозаписи фокусированного интервью и заметок участников, а также ретроспективный (“по горячим следам”) самоанализ впечатлений автора.

Обратимся к результатам исследования.

Самопредставление участников как сотрудников ОВД происходило, в основном, путем перечисления социально-статусных и психологических особенностей, связанных с профессиональной деятельность. Так, наиболее часто респонденты называли свое имя, звание, предыдущую должность, образование, стаж работы в правоохранительных органах. Присутствовали также и обобщения социальной роли: “милиционер”, “служитель закона”, “юрист”, “мент”. Среди профессионально важных для своей деятельности качеств личности респонденты называли общительность, эмоциональную уравновешенность, интеллект, умение определять психологические особенности людей, “налаживать психологический контакт”, воздействовать на других людей и др. Большое количество описаний относилось не только к ПС, они характеризовали человека на уровне более широких обобщений (например, в континууме “хороший-плохой”, “добрый-злой” и т.д.).

Интервью показало неоднозначность отношения к себе и своей профессиональной деятельности. При общей положительной оценке себя как профессионала практически все участники отмечали недостаточный уровень развития профессиональных знаний, навыжов и умений, а также несоответствие некоторых своих личностных, профессионально значимых характеристик образу “идеального, полностью успешного сотрудника правоохранительных органов”.

Отношение к своей профессиональной деятельности также противоречиво. С одной стороны, участники говорили о том, что они удовлетворены своей профессией, осознают себя нужными обществу, испытывают чувство профессиональной гордости и т.д. С другой -отмечаются чувства неуверенности и беспокойства, пессимизма, неверия в достижение итоговых целей своей деятельности и деятельности органов правопорядка в целом. Мы считаем, что данные тенденции обусловлены негативными политическими и экономическими факторами, определяющими положение правоохранительных органов в нашем обществе. Подтверждением этому служит факт постоянного “соскальзывания” с темы интервью на обсуждение “больных” вопросов и проблем деятельности органов правопорядка (низкий экономический статус сотрудников, негативное отноше-

ние населения, чувство социальной, а иногда и физической беззащитности, коррупция во власти и т.п.).

Несмотря на неоднозначность отмеченных выше эмоций, респонденты продемонстрировали готовность к продолжению профессиональной деятельности, карьерному росту, совершенствованию профессионального мастерства, приобретению новых знаний, навыков и умений в своей профессии. Как показало интервью, это происходит по двум основным причинам. Первая является престижно-экономической - служба в ОВД, как отмечали респонденты, дает определенные статусные привилегии (как официальные, так и неофициальные), льготы и материальные преимущества перед среднестатистическим “бюджетником”. Вторая причина в том, что большинство респондентов связывают свою будущую профессиональную и служебную деятельность прежде всего с преподаванием юридических дисциплин в вузах (как в системе МВД, так и в гражданском).

Все многообразие ответов участников интервью, по нашему мнению, можно объединить в три блока.

Первый (и самый большой) блок составляют ответы, отражающие представления респондентов о себе как о субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональных ролей, обладателе профессионально значимых качеств, характеристик, свойств, способностей, знаний, навыков и умений. Например: профессионально-ролевые идентификации - “Милиционер”, “Юрист”, “Преподаватель”; разнообразные профессиональные характеристики - “умный”, “смелый”, “исполнительный”, “инициативный”, “уравновешенный” и т.д.

Во второй блок вошли ответы, отражающие отношение респондентов к себе как к субъекту профессиональной деятельности; ответы, выражающие эмоции и чувства, связанные с профессиональной деятельностью и ответы, дающие оценку своей деятельности и своего профессионализма. Например: “гордость”, “пессимизм”, “успешность” и т.д. Необходимо отметить, что многие ответы, входящие в первый блок и обозначающие различные профессиональные качества человека, также несут эмоционально-оценочную нагрузку.

Третий блок представлен ответами, отражающими стремление респондентов к изменению своих профессиональных ролей, профессионального статуса, профессионально значимых характеристик, к пополнению профессиональных знаний, к совершенствованию профессиональных умений и навыков, к достижению целей и задач, связанных с профессиональной деятельностью. Например: “Быть сдержаннее”, “Научиться лучше стрелять”, “Овладеть методиками психической саморегуляции”, “Стать начальником”, “Подготовить хороших специалистов” и т.д.

Использование методики фокусированного интервью позволило сделать вывод о том, что ПС личности сотрудника ОВД включает, как минимум, три компонента

- когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Содержанием когнитивного компонента ПС являются представления сотрудника о себе как о субъекте профессиональной деятельности, носителе профессиональны« ролей, обладателе профессионально значимых качеств, способностей, знаний, навыков и умений. Содержание эмоционального компонента ПС составляют отношение сотрудника к себе как субъекту профессиональной дея-

тельности, оценку себя как профессионала. В качестве содержания поведенческого компонента ПС выступает осознание сотрудником своих привыгчек, стереотипов, установок и устремлений в профессиональной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВасюкА.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: Дис... канд. психол. наук. - Калуга, 1992.

2. Кандыбович Л.В. Становление профессионального самосознания молодого учителя: Дис. канд. психол. наук. -М., 2000.

3. Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания: Дис. канд. психол. наук. - Л., 1980.

4. ЛекаревМП. Анализ изменений Я-концепции студен-тов-психологов в процессе изучения гештальт-терапии: Дис... канд. психол. наук. - М., 1999.

5. Мельникова О. Т. Качественные методы в решении практических социально-психологических задач // Введение в практическую социальную психологию. - М., 1994.

6. Мер/тон Р.Л., Фиске М., Кендалл Р.З. Фокусированное интервью. - М., 1991.

7. Миронова Т.В. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис. д-ра психол. наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

8. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. - 1990. - № 3.

9. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Дис... д-ра психол. наук. - М., 2000.

10. Пантелеева С.Р. Самоотношение как эмоциональнооценочная система. - М., 1991.

11. Райнаи Г. Образ психотерапевта в обыденном сознании и самовосприятии: Дис... канд. психол. наук. - М., 1991.

12. Фам Тхань Нги. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов: Дис. канд. психол. наук. - М., 1989.

13. ШутенкоА.И. Строение и развитие профессионального самосознания учителя: Дис. канд. психол. наук. - М., 1995.

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ СОТРУДНИКОВ УИС КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Т.П. Даниличева,

начальник психологической службы УИН по Ивановской области Канд. пед. наук, доцент А. Ф. Караваев,

начальник кафедры

Омская академия МВД России

Общение в психологии понимается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Если в системе обыщенного взаимодействия общение протекает как бы само собой, то для людей ряда профессий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.