РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОТРУДНИКА ОВД Адъюнкт Ф.К. Свободный
Академия управления МВД России, г. Москва
Современная действительность ставит перед органами правопорядка России задачи, решение которых требует повышения эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел. Эффективность выполнения работником должностных обязанностей, во многом определяющаяся качеством его профессиональной подготовки, зависит от психологических характеристик сферы отношений человека к своей профессии и его осознания самого себя как профессионала.
Функционирующая в настоящее время система высших образовательных учреждений МВД России обеспечивает относительно высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, однако не дает полной гарантии успешности их последующей работы. По аналитическим данным Главного управления кадров МВД России, в области комплектования служб ОВД в последние годы наблюдается тенденция снижения количества выпускников образовательных учреждений МВД, поступающих на службу в органы внутренних дел, и повышается процент увольняющихся из ОВД в течение первого года работы (6).
Подобные тенденции, на наш взгляд, объясняются снижением престижа профессии сотрудника ОВД, что обусловлено негативными социально-экономическими и политическими факторами, разрушением традиционной системы социальных ценностей, дезориентацией общественного сознания, в том числе и профессионального сознания. Поэтому наряду с системой государственных мер социально-экономического характера важное значение для повышения эффективности практической деятельности правоохранительных органов и укрепления престижа профессии милиционера имеет целенаправленное формирование в структуре самосознания молодых сотрудников ОВД адекватного действительности профессионального самосознания, способствующего успешной профессиональной адаптации, более быстрому профессиональному становлению, эффективной практической деятельности.
Феномен самосознания достаточно активно изучается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Изучению структуры и функций самосознания личности посвящены исследования таких авторов,как У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, Т. Шибутани, К. Роджерс, Р. Берне, М. Розенберг, М Кун, И.С. Кон, И.И. Чеснокова, Е.Т. Соколова, A.A. Налчаджян, В.В. Столин.
В работах Л.И. Божович, A.B. Захарова, АК. Марковой, Л.М. Митиной, Е.В. Шорохова изучаются проблемы, связанные с развитием самосознания, выявлением возрастных особенностей самосознания личности, оп-
ределением психологических условий формирования самосознания. Вопросам профессионального самоопределения личности посвящены работы Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Ю.П. Поваренкова, A.B. Сухарева и др.
Проблема профессионального самосознания личности менее разработана. Так, наиболее интенсивно изучается профессиональное самосознание педагогов, имеются исследования профессионального самосознания врачей и психологов.
Большинство современных исследователей понимают под профессиональным самосознанием личности относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознанную систему установок индивида на самого себя как на субъекта профессиональной деятельности. Однако проблема формирования профессионального самосознания сотрудника ОВД не изучалась.
В структуре профессионального самосознания выделяют следующие компоненты: когнитивный - знания о себе как профессионале, эмоционально-ценностный -отношение к себе как профессионалу, регулятивный -тенденции действовать по отношению к себе как профессионалу, а также реальные действия профессионала, направленные на регуляцию своего поведения и профессиональной деятельности. Содержательная сторона профессионального самосознания раскрывается в осознании личностью профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления профессиональной деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе профессиональной деятельности, а также в принятии профессиональных требований и ценностей, следовании профессиональным эталонам, нормам, традициям.
Профессиональное самосознание как компонент самосознания личности формируется на основе рефлексивных процессов самопознания, самоотношения, самооценивания и саморегулирования. Большинство исследователей проблемы профессионального самосознания личности (1; 4; 5) выделяют следующие факторы, определяющие развитие профессионального самосознания человека:
1) профессиональная деятельность, в процессе которой проявляются и развиваются профессионально важные качества, становящиеся объектом рефлексии;
2) общение с представителями профессиональной общности, в ходе которого происходит усвоение сотрудником профессиональных эталонов, ценностей, традиций и т.д.;
3) направленность сотрудника на самопознание, саморазвитие, профессиональное самосовершенствование;
4) способность со трудника к рефлексии.
Зачастую рефлексивные механизмы запускаются
спонтанно, при столкновении субъекта с ситуацией, эффективное разрешение которой зависит не только от всестороннего учета различных внешних факторов, но и от осознания субъектом себя в данной ситуации, своей роли в ней, своих возможностей и характеристик, влияющих на течение событий. Необходимость придания систематического характера процессу личностной и профессиональной рефлексии неоднократно подчеркивалась в психолого-педагогической литературе.
Мы полагаем, что необходимо целенаправленно формировать профессиональное самосознание со-
трудника ОВД уже в период вузовского обучения, акцентируя внимание на рефлексии субъектов взаимосвязей в системе "Я - Моя профессия". Для оптимизации развития профессионального самосознания юриста в вузе МВД нами был разработан рефлексивный практикум "Профессиональное самопознание, самопринятие и самопроектирование".
Под профессионально-рефлексивным практикумом мы понимаем определенную систему рефлексивных средств, методик и упражнений, направленных на:
- изменение представлений о своем "профессиональном Я";
- коррекцию профессиональных самооценок;
- формирование предпосылок для профессионального саморазвития.
Методологическими основами для разработки программы рефлексивного практикума послужили теоретические и практические подходы JI.A. Петровской, Ю.М. Жукова, П.В. Растянникова, В.В. Девятко, посвященные методологическим основам социально-психологического тренинга; работы Б.З.Вульфова, И.С. Ладен-ко, М.И. Найденова, И.Н. Семенова, С.Ю.Степанова, раскрывающие технологию управления профессиональной рефлексией, работы Н.Б. Ковалевой, Г.Ф. Похмелкиной, Н.В. Самоукиной, C.B. Кривцовой, описывающие процедурно-технологические аспекты проведения рефлексивных практикумов.
По способу поиска знаний рефлексивный практикум принадлежит к активным методам обучения, что означает включение участников в позицию активного поиска проблем и способов их решения. Методика рефлексивного практикума основана на моделировании ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, и актуализации рефлексивных процессов. Главными принципами предлагаемой методики являются: включение личностных компонентов в процесс становления профессионального самосознания, развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование сотрудниками индивидуальной психологической самодиагностики.
При разработке конкретных упражнений рефлексивного практикума мы опирались на учения о "межролевом и внутриролевом конфликтах", "идентификации" и "социальном сравнении", "когнитивном диссонансе" и "конфликтном личностном смысле", которые, по мнению современных исследователей (2; 3; 7), активизируют работу самосознания и приводят к получению и оцениванию нового знания о себе.
Рефлексивный практикум включал в себя следующие этапы:
1. Проецирование курсантами картины своего "профессионального Я" (составление профессиональных самохарактеристик).
2. Сопоставление профессиональной самохарактеристики курсанта с результатами психологического тестирования и с характеристиками, полученными от других курсантов данной учебной группы.
3. Создание посредством ролевой игры ситуаций выбора, ролевого конфликта, социального сравнения, запускающих работу самосознания и получение нового знания о себе, нового отношения к себе, новой картины своего "профессионального Я".
Упражнения, включаемые в практикум, строились по типу "ролевого тренинга" и представляли собой модели нестандартных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности следователя. Структурно "ролевая игра" содержала в себе следующее:
- разыгрывание ситуации;
- проекцию на участников практикума своего собственного образа, с получением от них обратной связи;
- выработку оптимальной стратегии поведения в данной ситуации;
- совместное обсуждение успешного опыта по разрешению ситуации.
Подобный групповой опыт личностного тренинга способствует развитию у субъекта позитивных представлений о себе. Кроме того, в процессе рефлексивного практикума "Профессиональное самопознание, самопринятие и самопроектирование" достигается:
- более полное осознание себя как профессионала, своего места в профессии;
- рефлексия соответствия своих личных целей, мотивов и ценностей целям, мотивам и ценностям профессионального сообщества;
- осознание мотивов и целей своей профессиональной деятельности, поиск новых мотивов, смыслов и целей своей профессиональной деятельности;
- осознание собственных эмоциональных реакций, сопровождающих профессиональную деятельность;
- осознание своих профессионально важных качеств и качеств, снижающих эффективность служебной деятельности;
- осознание профессиональных установок, стереотипов, привычек, приемов, действий, операций, индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- рефлексия оснований для формирования положительной самооценки;
- формирование адекватной профессиональной самооценки;
- осознание и принятие своих сильных и слабых сторон;
- принятие своей профессиональной роли со всеми плюсами и минусами;
- рефлексия прошлого, настоящего и будущего в профессиональной деятельности;
- осознание ближних, средних и дальних перспектив профессиональной деятельности;
- формирование готовности к возможным изменениям профессиональных ролей, обязанностей, статуса, полномочий;
- сознательное построение профессиональной карьеры, прогнозирование будущего "профессионального Я".
Изменение характеристик профессионального самосознания под влиянием рефлексивного практикума может проявиться как в реальной профессиональной деятельности субъекта, так и при психологической диагностике следующих параметров его самосознания: адекватности представлений о "профессиональном Я"; когнитивной сложности представлений о "профессиональном Я"; отчетливости представлений о "профессиональном Я"; согласованности представлений о "профессиональном Я"; устойчивости представлений о "профессиональном Я"; адекватности профессиональной самооценки; "знаке" профессиональной самооценки; устойчивости профессиональной самооценки.
На последующих этапах профессионально-рефлексивного практикума должно быть оказано воздействие на личность сотрудника ОВД с целью коррекции тех нежелательных качеств и свойств, которые были им осознаны в процессе саморефлексии.
Хотя в период вузовского обучения возможно только частично влиять на процесс формирования профессионального самосознания курсанта, например, разыгрывая ситуации из реальной профессиональной деятельности, однако, мы считаем, что на этом этапе необходимо научить будущих специалистов навыкам профессиональной рефлексии и побудить их к систематическому самоанализу своего профессионального Я, который в итоге оптимизирует формирование профессионального самосознания сотрудника ОВД.
Мы полагаем, что разработанный нами профессионально-рефлексивный практикум позволяет не только получить адекватные представления будущих сотрудников ОВД о себе и научить их навыкам профессиональной рефлексии, но и сформировать у курсантов способности к саморазвитию в процессе профессиональной деятельности, предотвратить негативные явления профессиональной деформации.
ЛИПЖГУВ\
Агапов B.C. Становление Я-концепции руководителей: Дис... д-ра психол. наук. - М.: РАГС, 2000.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. - М., 2001.
3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. -М„ 1984.
4. Миронова Т. В. Структура и развитие профессионального самосознания: Дис... д-ра психол. наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
5. Налчаждян A.A. Социально-психическая адаптация. -Ереван. 1988.
6. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2000 г. - М.: ГУК МВД РФ, 2001.
7. Столин В.В. Самосознание личности. -М., 1983.
КРЕАТИВНОСТЬ
КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Канд. пед. наук, доцент О.Б. Михайлова
Омский государственный университет
Современные социально-политические и экономические преобразования в обществе требуют от профессионалов в разных видах деятельности, в том числе и в правоохранительных органах, психологической готовности работать в условиях внедрения инновационных процессов. Психологическое обеспечение инновационной деятельности предполагает исследование группы вопросов, в том числе особенностей развития профессионализма и возможностей повышения инновационного потенциала сотрудника правоохранительных органов.
Слово "инновация" имеет латинское происхождение, означает обновление, изменение, нововведение и опре-
деляется и как новшество, и как процесс введения его в практику. Понятие "инновация" впервые появилось в исследованиях культурологов XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии.
В начале XX в. оформилась новая область знания, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях - инноватика - возникла как отражение обострившихся потребностей фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей. В 30-е годы утвердились термины "инновационная политика фирмы", "инновационный процесс". В 60-70-е годы на Западе получают большой размах эмпирические исследования новшеств, осуществляемые фирмами и другими организациями (8).
Мы рассматриваем нововведения как процесс с целенаправленной деятельностью людей-инноваторов, имеющий определенные этапы:
1. Открытие, озарение, рождение новой идеи или возникновение концепции новшества.
2. Изобретение, т.е. создание новшества, воплощенного в какой-либо объект.
3. Нововведение (на фазе использования выделяют дальнейшие его этапы)-
4. Распространение новшества.
5. Господство новшества в конкретной области
6. Сокращение масштабов применения новшества, связанное с заменой его новым продуктом (8).
Полный жизненный цикл нововведений включает 5 стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис. Таким образом, нововведение есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл).
Традиционно выделяют 3 этапа исследования нововведений:
I этап. Изучение факторов, способствующих или препятствующих успеху нововведений с анализом огромного эмпирического материала, различных классификаций новшеств.
II этап. Изучение соответственно инновационного процесса, включая механизмы переноса нововведений из одной культурной среды в другую.
III этап. Анализ различных типов инновационных ситуаций, разработка методов оценки риска, формирование рекомендаций в области нововведений. На этом этапе инновационная политика становится деятельностью государства (7).
Близкими в понятийном отношении к термину "инновация" являются понятия "изменение", "совершенствование", "реформа". Новшество - это средство (новый метод, методика, технология, программа), а инновация - это процесс, который развивается по определенным этапам. . ,
Выделяют нововведения: по типу новшеств; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса (7).
Любое нововведение невозможно без субъективного фактора, без людей, которые осуществляют нововведение. В любой фирме, организации следует учитывать