Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 4 http://joumals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 4 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Научная статья УДК 378+331.548
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769
Исследование профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации
Марина Сергеевна ЧВАНОВА1 , Ирина Александровна КИСЕЛЕВА2 *,
Мария Сергеевна АНУРЬЕВА2
1ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)» 109004, Российская Федерация, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: [email protected]
Актуальность. Исследованы профессионально-ценностные ориентации молодежи в условиях интернет-социализации, их место в структуре жизненных ценностей молодежи. Актуальность обусловлена необходимостью поиска технологий управления процессом профессионально-ориентированной подготовки молодежи при помощи Интернета. Уточнено понятие профессионально-ценностных ориентаций молодежи, выявлены технологии, способствующие интернет-социализации молодежи, определены интернет-технологии, способствующие формированию профессионально-ценностных ориентаций молодежи. Методы исследования. Для достижения поставленных целей исследования применялись различные методы, включая метод анализа информационных источников, метод анкетирования посредством цифрового ресурса Google Forms.
Результаты исследования. Приведены результаты исследования профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации при помощи профессионально-ориентированных социальных сетей, профессиональных сообществ, технологий и сервисов для взаимодействия в Интернете. Исследована интернет-социализация молодежи с использованием технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ. Проводится исследование отношения педагогического и бизнес-сообщества к прохождению практики студентами университетов при помощи интернет-технологий. Выводы. На основе проведенного анализа выявлено, что специфика формирования профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях интернет-социализации проявляется в их активно-деятельностной позиции, вхождении в различные профессионально-ориентированные сообщества и их адаптации, индивидуальности и интеграции в указанном сообществе. Социализация сначала проявляется как процесс приспособления к профессионально-ориентированному интернет-сообществу, затем - демонстра-
© Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С., 2023
747
ция своей индивидуальности в интернет-сообществе, наконец - вхождение в интернет-сообщество и влияние на его жизнедеятельность. Исходя из указанного, проведено обсуждение результатов исследования профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации в профессионально-ориентированных социальных сетях, технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн образовательных платформ и др.
Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации, интернет-социализация, студенческая молодежь, интернет-технологии
Благодарности: Результаты получены при поддержке РНФ по проекту: «Интернет-социализация студенческой молодежи в международном профессиональном сообществе», № 23-28-00805, 2023-2024.
Для цитирования: Чванова М.С., Киселева И.А., Анурьева М.С. Исследование профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 4. С. 747-769. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769
PEDAGOGY OF HIGHER EDUCATION
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769
Research of professional and value orientations ofyouth in the conditions of Internet socialization
Marina S. CHVANOVA1 , Irina A. KISELEVA2 *, Maria S. ANUREVA2 1Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack University) 73 Earthen Rampart, Moscow, 109004, Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation Corresponding author: [email protected]
Relevance. We studied the professional-value orientations of young people in the conditions of Internet socialization, their place in the structure of the life values of young people. The relevance is due to the need to search for technologies for managing the process of professionally oriented training of young people with the help of the Internet. The concept of professional value orientations of young people is clarified, technologies that contribute to the Internet socialization of youth are identified, Internet technologies that contribute to the formation of professional value orientations of young people are identified.
Research methods. To achieve the goals of the study, various methods were used, including the method of analyzing information sources, the method of questioning through the digital resource Google Forms.
Research results. We discuss the results of a study of the professional and value orientations of young people in the context of Internet socialization with the help of professionally oriented social networks, professional communities, technologies and services for interaction on the Internet. The Internet socialization of young people using freelance technologies, online internships, online educational platforms is being studied. A study is being made of the attitude of the pedagogical and
business communities to the practice of university students with the help of Internet technologies. Conclusions. Based on the analysis, it was revealed that the specificity of the formation of professional and value orientations of student youth in the conditions of Internet socialization is manifested in their active position, entry into various professionally oriented communities and their adaptation, individuality and integration in this community. Socialization first manifests itself as a process of adaptation to a professionally oriented Internet community, then - a demonstration of one's individuality in the Internet community, and finally - entry into the Internet community and influence on its life. Based on the above, a discussion was held of the results of a study of professional value orientations of young people in the context of Internet socialization in professionally oriented social networks, freelance technologies, online internships, online educational platforms, and others.
Keywords: professional value orientations, Internet socialization, student youth, Internet technologies Acknowledgements: The results were obtained with the support of the RNF under the project: "Internet socialization of student youth in the international professional community", No. 23-2800805, 2023-2024.
For citation: Chvanova, M.S., Kiseleva, I.A., & Anureva, M.S. (2023). Research of professional and value orientations of youth in the conditions of Internet socialization. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 4, pp. 747-769. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-4-747-769
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время интернет-среда меняет образ жизни, привычки, общение, круг интересов молодого поколения, становится реальной сферой профессиональной деятельности, частью жизни. В социальных сетях, на форумах, в интернет-сообществах молодежь общается по профессиональным интересам, обсуждает вопросы профессиональной взаимопомощи, участвует в профессиональных конкурсах и мн. др. Крупные компании создают свою электронно-образовательную среду, активно продвигают образовательные курсы самого разного назначения: от знакомства с особенностями жизнедеятельности компании до узкопрофессиональных курсов по потребностям в ИТ-специалистах определенного профиля подготовки.
Активно развивается интернет-инфраструктура крупных 1Т-лидеров с учетом потребностей студенческой молодежи в профессиональном общении, создаются Теле-грамм-каналы с полезной информацией из личного опыта сотрудников крупных 1Т-ком-паний, где можно задать интересующие вопросы, проконсультироваться. В процессе профессионального общения специфической
особенностью интернет-социализации является вхождение личности в различные профессионально-ориентированные и профессиональные сообщества. При этом социализация происходит в процессе общения и адаптации личности к профессионально-ориентированному сообществу, демонстрации индивидуальности и, как следствие, -вхождение в указанное сообщество, влияние на его жизнедеятельность.
Интернет-социализация студентов влияет на их систему профессионально-ценностных ориентаций. Об этом говорят и исследователи разных научных направлений, они отмечают изменения ценностных ориен-таций молодежи [1]. При этом авторы выделяют различные последствия этого процесса (как позитивные, так и негативные). Ученые исследуют специфику поведения молодежи в Сети, отмечают, что сетевые сообщества являются перспективным инструментом для формирования у студенческой молодежи позитивных, созидательных ценностных ориен-таций [2], вместе с тем раскрыта группа факторов, имеющих отношение к теме сетевого влияния на компоненты ценностных ориен-таций [3]. Выявляют ученые и отдельные аспекты проблемы интернет-зависимости. Ис-
следования показали, что у интернет-зависимых студентов снижены показатели осмысленности жизни, жизненных целей [4]. Е.Д. Беккер с соавт. анализируют, каким образом информационное воздействие способно влиять на морально-психологическую атмосферу отдельных индивидов и общества в целом. Авторы отмечают, что «в виртуальном пространстве происходит киберсоциали-зация человека, то есть изменение его сознания под воздействием современных информационных технологий в процессе жизнедеятельности» [5].
В настоящее время достаточно актуальна проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях вуза [6]. Ученые разрабатывают методические рекомендации по развитию профессионально-ценностных ориентаций у студентов в процессе изучения дисциплин профильного цикла [7], анализируют структурные компоненты профессионально-ценностных ориентаций студентов вуза: когнитивный, эмотивный, мотивационно-поведен-ческий [8]. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, Е.В. Фроловой представлена бинарная систематизация профессиональных ценностных ориента-ций студентов, которая основана на выделении отношений человека, профессии и общества по таким «осям», как «личностное -профессиональное» и «духовное - прагматическое» [9].
М.С. Чвановой и И.А. Киселевой проведен анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации, который показал, что в «XXI веке преобладают профессионально-личностные и социально-профессиональные ценностные ориентации (материальное вознаграждение, престижность профессии, стабильность, га-рантированность работы, образование, высокие запросы)» [10]. Выявлены наиболее чувствительные к трансформации элементы профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации: «ценности - отношения с профессио-
нальным интернет-сообществом и ценности -качества, которые характеризуются быстрой профессиональной адаптацией и самоадаптацией в изменяющемся мире профессий с использованием функциональных возможностей интернет-среды» [11].
К.А. Абульханова-Славская «к профессиональным ценностным ориентациям относит: материальное вознаграждение за труд, удовлетворение потребности личности через общественное признание, способы самовыражения, признание обществом индивидуальности личности» [12]. В настоящем исследовании к профессионально-ценностным ориентациям в условиях интернет-социализации отнесем: материальное вознаграждение с помощью удаленной работы; удовлетворение потребности личности, самовыражение через общественное признание в социальных сетях, профессиональных сообществах; признание обществом индивидуальности личности с помощью профессионально-ориентированных интернет-ресурсов, систем открытого образования.
В исследовании рассматриваются профессионально-ценностные ориентации молодежи в условиях интернет-социализации и интернет-технологии в указанном контексте, а именно: социальные сети, профессиональные сообщества, профессионально-ориентированные интернет-ресурсы, системы открытого образования, технологии дистанционного обучения, фриланса, виртуальные стажировки и др. Профессионально-ориентированные интернет-площадки могут быть полезны студентам в различных аспектах образовательного процесса, включая получение практического опыта с использованием Интернета. Исследуются вопросы профессионально-ценностных ориентаций молодежи в процессе прохождения профессиональной практики с помощью Интернета, что способствует обогащению профессиональной педагогики новыми формами организации учебной и производственной практики.
Проанализируем мировой опыт прохождения практики в удаленном режиме. J. Perkins и A. Irwin в своем исследовании отме-
чают, что в проведении онлайн-стажи-ровок заинтересованы как минимум три основные стороны (студенты, преподаватели и работодатели), которые все больше знакомятся с подобным форматом. К положительным чертам проведения онлайн-стажировок авторы относят следующие аспекты: высокое разнообразие (как правило, онлайн-стажи-ровки предоставляют организации доступ к более широкому кадровому резерву, чем традиционная очная стажировка); гибкость (гибкость рабочего времени, позволяющая студентам совмещать работу и домашние обязанности); автономность (автономность на работе, принятие решений и контроль над трудовой деятельностью); цифровое кочевничество (практиканты могут работать в любом месте, где есть Интернет). К проблемам онлайн-стажировок относят: отсутствие близкого знакомства (недостаток знаний и знакомств со стороны работодателей и научных работников может ограничить доступ к соответствующим руководящим принципам и протоколам для онлайн-стажировок); изоляция (студенты, которым не хватает навыков он-лайн-взаимодействия, могут чувствовать себя изолированными от принимающей организации); проблемы в формировании социальных связей (могут возникнуть между организацией и практикантом в процессе выполнения работы); недостаточное представительство в отдельных индустриях (он-лайн-стажировки проходят в технологически продвинутых организациях, где уже существуют протоколы удаленной работы) [13]. Даны следующие рекомендации по дальнейшему улучшению и развитию опыта онлайн-стажировки: обеспечение регулярного общения между студентом и организацией, реализация виртуального погружения в организацию, а также дополнительная поддержка каждого практиканта.
Ученые предполагают, что в некоторой степени пандемия COVID-19 привела к цифровой трансформации традиционных программ, включая преобразование способов прохождения практик в сторонних организациях в удаленном режиме [14]. R.J. Gill ис-
следовал потенциальное преимущество прохождения практики способами онлайн-стажировок и выполнения онлайн-проектов во время пандемии СОУГО-19. Исследователь отмечает, что студенты высших учебных заведений, которые работали удаленно над профессиональными проектами на этапе изоляции от пандемии, апробировали работу в такой среде, которая будет более точно отражать будущие условия работы в офисе [15].
Ученые в качестве рекомендаций предлагают высшим учебным заведениям совместно с работодателями разрабатывать программы виртуальных стажировок, которые целенаправленно отбирают и обучают руководителей, интегрируют «онлайн-стажеров» в рабочее место и помогают студентам справляться с трудностями с помощью самомотивации и тайм-менеджмента [16], развивают профессиональные навыки и повышают самооценку [17].
Обзор зарубежных источников, посвященных проблеме организации и эффективности проведения онлайн-стажировок, позволил выявить исследования по разным отраслям специальностей: информационные технологии, инженерия, медицина, библиотечное дело, творческие специальности.
J. Petersson исследовал восприятие студентами бакалаврами в области информационных систем процесса обучения, развития общих навыков во время очных и онлайн-стажировок [18]. Результаты исследования показали, что онлайн-стажеры более ответственно подходили к своей работе, индивидуально решали проблемы, были убеждены в своем профессиональном росте. В то же время студенты, проходившие практику традиционным способом, подчеркивали преимущество наличия кого-то «старшего», к кому можно обратиться в ситуациях решения проблем.
R.A. AlGhamdi провел оценку программы виртуальной стажировки для студентов, обучающихся в области информационных технологий [19]. Исследование проводилось по следующим вопросам: информация и знания, опыт работы, живое взаимодействие,
комфорт при выполнении задач и "soft skills". Результаты показали, что студенты были удовлетворены своей виртуальной стажировкой. Онлайн-обучение проходило в реальных компаниях, выполнялись реальные рабочие задачи, что наилучшим образом соответствовало требованиям стажировки.
Ученые исследовали междисциплинарное взаимодействие студентов творческих специальностей с помощью онлайн-стажи-ровки. Результаты подтверждают концепцию дистанционных стажировок как подходящих стратегий, которые предлагают новые возможности для прохождения практики. Стажировки на рабочем месте традиционным способом, хотя и предлагают высокоэффективный и аутентичный опыт, часто являются трудными для многих студентов, которые не могут посещать рабочие места, чтобы отработать требуемые часы из-за ряда других факторов работы, учебы и жизни. Исследователи приходят к выводу, что удаленный способ прохождения практики направлен на преодоление этих барьеров [20].
Ученые K. Koopman, R.S. Emmett, N.P. Sanderlin провели анализ проведения онлайн-стажировок при обучении инженеров с учетом следующих критериев: взаимосвязь между виртуальными стажировками и учебными планами; межличностные аспекты виртуальных стажировок; отличие виртуальных стажировок от очных стажировок; описание лучших практик виртуальных стажировок [21]. N.J. Bird, C.M. Chu, F. Oguz разработали модель виртуальных стажировок в библио-течно-информационном образовании [22].
H. Bawadi, R. Shami et al. исследовали проблемы виртуальных стажировок и их влияние на профессиональную идентичность студентов-медиков. Ученые отмечают, что в сфере медицинского образования удаленный способ прохождения практики несет в себе весьма ощутимые недостатки: ограниченный клинический (практический) опыт, отсутствие общения и обратной связи, а также отсутствие уверенности в достижении целей стажировки [23].
Таким образом, проведенный литературный обзор однозначно свидетельствует об интересе со стороны научного сообщества к проведению учебных и производственных практик в удаленном формате с учетом выявленного опыта.
Вместе с тем отметим, что авторы публикаций отмечают преимущественно положительные стороны в проведении виртуальных стажировок для некоторых областей образовательных программ (например, информационные технологии, инженерное дело, библиотечно-информационное образование) и преимущественно отрицательные стороны в отдельных специальностях (например, медицина).
Другая возможная форма прохождения практики с помощью Интернета - фриланс, представляет собой новую форму занятости в виде удаленной кратковременной работы для разных заказчиков. Можно предположить, что с развитием информационных технологий фриланс обретет инновационные формы и потребует новых видов деятельности [24].
Э.М. Ахметшин с соавт. в своем исследовании отмечают, что на западе «фрилан-сер» - это «свободный художник», актер без постоянной ангажированности, дизайнер, программист, журналист, независимый политик или просто человек свободного мышления. В России фриланс существенно отличается от западной модели. Если на Западе давно сформировался класс аутсорсеров, которые занимают социальный слой, то в России фриланс еще в зачаточном состоянии. В качестве правовой основы фриланса ученые приводят две основные возможности: регистрация и уплата налогов по упрощенной системе или заключение авторского договора или договора подряда. В целом, наше общество постепенно осознает преимущества замены некоторых специалистов фрилансера-ми. Для многих молодых людей фриланс является дополнительной или единственной работой [25]. Ученые отмечают, что цифровая трансформация современной экономики привела к увеличению числа новых форм занятости, таких как фрилансеры. Разраба-
тывают требования для стимулирования фрилансеров при разработке инновационных продуктов программных стартапов [26]. К работе во фрилансе привлекается креативная рабочая сила, которая в значительной степени определяется студентами колледжей [27].
Таким образом, фриланс является одной из перспективных форм получения профессионального опыта в условиях интернет-социализации. По нашему мнению, данная технология может применяться при прохождении учебной или производственной практики в рамках основной образовательной программы.
Образовательные онлайн-платформы являются еще одной формой интернет-социализации молодежи. Профессионально-ориентированные онлайн-курсы с практическими заданиями способствуют закреплению и углублению на практике полученных в ходе учебного процесса теоретических и практических знаний. Среди известных площадок необходимо отметить крупные онлайн-образовательные платформы, такие как OpenEdu, Stepik, Coursera, Udacity, edX и системы управления курсами, Moodle, Blackboard.
Цель исследования: обсуждение результатов исследования профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации в профессионально-ориентированных социальных сетях, технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ и др.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения качества работ использован метод анализа информационных источников. В литературе накоплен достаточно разнообразный материал, так или иначе фрагментарно связанный с описанием разных аспектов цифровой образовательной экосистемы.
Перечень информационных источников, которые использованы для проведения анализа: публикации из журналов, входящих в WoS и Scopus, публикации из научных электронных библиотек открытого доступа (https://elibrary.ru/) и КиберЛенинки (https://cy-
berleninka.ru/), поисковой системы научных публикаций Google Академии (https://scho-lar.google.ru/) и других научных библиотек и международных информационных систем (https://www.elsevierscience.ru/, https://www.annualreviews.org/ и др.).
Для реализации данного исследования использовался метод анкетирования посредством цифрового ресурса Google Forms. Анкета разработана таким образом, чтобы исследовать интернет-социализацию в профессионально-ориентированных социальных сетях, профессиональных сообществах, оценить технологии и сервисы для взаимодействия в Интернете, исследовать интернет-социализацию молодежи с использованием технологий фриланса, онлайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ, провести исследование отношения педагогического и бизнес-сообщества к прохождению практики студентами университетов при помощи интернет-технологий. Итоговый массив респондентов составил n = 221 респондент. Время проведения опроса - май-июнь 2023 г.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Из полученных социально-демографических характеристик респондентов следует, что большинство опрошенных (76,9 %) входят в возрастную категорию 18-24 года, остальные опрошенные (23,1 %) - 25-35 лет, что соответствует категории молодежь. По роду своей деятельности большинство является студентами технического профиля образования.
Структуру социально-демографических характеристик респондентов характеризует табл. 1.
Исследование форм интернет-социализации. Опрос показал, что, в целом, большая часть респондентов социализируются в Интернете при помощи социальных сетей (97,2 %). Значительная часть пользуется системами дистанционного обучения (80,1 %), онлайн-играми (72,8 %), чатами, форумами (68,3 %), интернет-сообществами (66,1 %) и вебинарами (65,6 %). В меньшей степени
Таблица 1 Основные социально-демографические характеристики респондентов (% от ответивших)
Table 1
Main socio-demographic characteristics of respondents (% of respondents)
Ваш пол Женский 57,5
Мужской 42,5
Ваш возраст 18-24 лет 76,9
25-35 лет 23,1
Какое направление вашего образования? Техническое 42,5
Физико-математическое 11,3
Педагогическое 11,3
Юридическое 0,5
Экономическое 3,7
Историческое 3,2
Медицинское 0,9
Филологическое 7,2
Биологическое 3,2
Реклама 1,8
Гуманитарное 1,4
Другое 13
Укажите ваш социальный статус Студент вуза, учащийся колледжа 72,9
Аспирант, докторант 0,9
Представитель гуманитарной, научной интеллигенции (учителя, преподаватели) 14,0
Инженерно-технический работник (ИТР) 6,3
Служащий(ая) в силовых структурах 2,7
Госслужащий 3,2
пользователи используют фриланс (24,0 %), дистанционные платформы для проведения стажировок (12,7 %), электронные научные конференции (33,9 %) (рис. 1). Необходимо отметить, что молодежь 18-24 лет проводит значительное время в социальных сетях, онлайн-играх, пользуется системами дистанционного обучения. В свою очередь, старшая группа опрошенной молодежи 25-35 лет предпочитает работу во фрилансе, дистанционные платформы для проведения стажировок. С возрастом видна тенденция роста численности в группе тех, кто исполь-
зует Интернет для проведения научных конференций, вебинаров (25-35 лет).
Что же касается социального статуса, который также определенным образом влияет на причины использования Интернета, то в данном аспекте отметим, что:
- Интернет ради социальных сетей более актуален для студентов и учащихся колледжей;
- Интернет как образовательную среду, в том числе и дистанционную, используют студенты, аспиранты, докторанты, а также представители научной, гуманитарной интеллигенции (учителя, преподаватели);
- работой в Сети (фриланс) в большей степени занимаются студенты, а также инженерно-технические работники.
Рассмотрим влияние Интернета на социализацию в профессионально-ориентированных социальных сетях, профессиональных сообществах.
Результаты опроса показали, что большая часть респондентов использует Интернет для своего профессионального саморазвития. Большая часть молодежи использует Интернет для поиска нужной информации на видеохостингах и социальных сетях (85,52 %). Значительная часть опрошенных считает, что прохождение онлайн-курсов способствует их профессиональному саморазвитию (52,04 %); другие отметили, что группы по профессиональным интересам, в которых они состоят, также способствуют их профессиональному росту (28,52 %). В меньшей степени пользователи используют работу во фрилансе (11,31 %), проходят он-лайн-стажировки (8,14 %), работают удаленно (9,05 %) (рис. 2).
Проанализировав ответы респондентов, можно отметить, что молодежь 18-24 лет предпочитает находить самостоятельно нужную информацию на видеохостингах и социальных сетях, в то время как старшая группа опрошенной молодежи (25-35 лет) предпочитает работу во фрилансе, удаленно, пользуется платформами для проведения стажировок, состоят в сообществах по профессиональным интересам.
Рис. 1. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Какие формы интернет-социализации вам приходилось использовать?»
Fig. 1. Distribution of respondents' opinions when answering the question "What forms of Internet socialization did you have to use?"
Рис. 2. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Каким образом вы используете сеть Интернет для своего профессионального саморазвития?»
Fig. 2. Distribution of respondents' opinions when answering the question "How do you use the Internet for your professional self-development?"
Результат опроса показал, что большая часть респондентов не пользуется профессионально-ориентированными социальными сетями (77 %), из используемых сетей лидерами являются Behance и LinkedIn, которые используют 10 % опрошенных респондентов. Сети Glassdoor и XING используют в равной мере 3 %, а сеть Indeed - 4 %.
Проанализировав ответы респондентов, можно предположить, что большая часть опрошенных не использует профессионально-ориентированные социальные сети по причине того, что с ними не знакомы. Те респонденты, которые пользуются подобными сервисами, предпочитают Behance и LinkedIn, являющиеся лидерами на рынке (рис. 3).
Рассмотрим влияние Интернета на социализацию с помощью технологий и сервисов для взаимодействия в Интернете.
При ответе на вопрос об использовании технологий и сервисов для взаимодействия на занятиях респонденты отмечали такие технологии, как видеоконференции (76,5 %),
электронную почту и чаты (71,5 %), облачные хранилища (59,3 %), онлайн-платформы и системы управления курсами (47,5 %), виртуальные доски, обеспечивающие возможность совместной работы (14,5 %) и виртуальные симуляции для экспериментов (3,6 %).
Исходя из ответов, можно сделать вывод о том, что самые современные технологии организации взаимодействия внедряются в работу, но еще не используются так активно, как привычные инструменты.
Опрос показал, что, несмотря на активное участие и достаточную осведомленность о возможностях получения практического опыта в сети Интернет, большая часть респондентов такие средства не использовала (54 %). Среди тех респондентов, которые участвовали в прохождении практики с использованием представленных средств, большинство выбрали ответ «Онлайн-программы обучения» (19,9 %). Об онлайн-образовательных платформах и исследовательских проектах и лабораториях информированы
Рис. 3. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Какие профессионально-ориентированные социальные сети вы используете?»
Fig. 3. Distribution of respondents' opinions when answering the question "What professionally oriented social networks do you use?"
Рис. 4. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Из перечисленных средств выберете те, о которых вы информированы и в которых вам приходилось участвовать?»
Fig. 4. Distribution of respondents' opinions when answering the question "From the listed means, will you choose those about which you are informed and in which you had to participate?"
Получение практического опыта в своей области Пр о ф ее сионал ьно е р m bi m ie Повышение уровня знании Построение профессиональных связей Развитие самостоятельности и ответственности Результаты проектов и достижений Повышение конкурентоспособности
Рис. 5. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Какие результаты прохождения практики в Интернете вы хотели бы получить?»
Fig. 5. Distribution of respondents' opinions when answering the question "What results of internship on the Internet would you like to receive?"
или участвовали в них 16,7 и 15,8 % опрошенных, соответственно. В то же время об онлайн-платформах для фриланса информированы 12,7 % респондентов, а об интернет-стартапах - 10,4 %. В меньшей степени пользователи информированы о виртуальных симуляциях (8,1 %) и государственных и международных программах (7,2 %), а также о виртуальных стажировках (5 %) (рис. 4).
Проанализировав ответы, можно сделать вывод о том, что, несмотря на широкий спектр возможных способов получения практического опыта в Интернете, большая часть респондентов все еще остается не информированной о таких возможностях либо не пользовались этими возможностями.
Рассмотрим исследование социализации с использованием технологий фриланса, он-лайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ.
Важно отметить, что одной из перспективных форм профессиональной интернет-социализации молодежи представляется прохождение практики с использованием интернет-технологий (например, онлайн-стажи-ровки, фриланс, онлайн-образовательные платформы).
И.А. Базылюк анализирует интернет-практики среди пользователей Интернета и выделяет следующие виды практик: коммуникативная, деловая-рабочая, экономическая, познавательная, развлекательная и техническая интернет-практики. Под «коммуникативной интернет-практикой» подразумевается безграничное общение; «деловая-рабочая практика» обеспечивается посредством выполнения рабочих обязанностей в Интернете; «экономическую практику» ученый рассматривает как денежный оборот в Сети; «познавательная практика» связана с доступом к познавательной информации в Сети; развлекательная практика обеспечивает непринужденное, веселое времяпрепровождение индивида в Сети; техническая практика отвечает за обеспечение работы устройств и сети Интернет [28].
Анализ ответов респондентов на вопрос: «Какой вид интернет-практики вам приходи-
лось использовать для профессионального саморазвития?» показал, что значительная часть использует познавательную интернет-практику (43,9 %). Коммуникативная интернет-практика пользуется популярностью у 29,9 %, а деловая-рабочая интернет-практика у 21,7 %. Не приходилось использовать интернет-практику 4,5 %. Преимущественно студентов 18-24 лет интересует доступ к познавательной информации в Сети, общение по профессиональным интересам используют студенты (18-24 лет), молодые люди 25-35 лет представители гуманитарной, научной интеллигенции (учителя, преподаватели). Рабочие обязанности в Интернете выполняют студенты, а также инженерно-технические работники.
Отвечая на вопрос: «Какие результаты прохождения практики в Интернете вы хотели бы получить?», большая часть респондентов ответила, что желает получить практический опыт в своей области (76,4 %), в основном, это студенческая молодежь 18-24 года, профессиональное развитие отметили 57 %, повышение уровня знаний - 49,3 %, преимущественно, это молодые люди 25-35 лет. Построение профессиональных связей в результате прохождения практики в сети Интернет ожидают 36,7 % ответивших, развитие самостоятельности и ответственности отметили 32,1 %. Результаты проектов и достижений выделили 29,4 %, а повышение конкурентоспособности - 21,3 % (рис. 5).
Дальнейший анализ построен на изучении специфики прохождения практики посредством интернет-технологий: фриланса, онлайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ.
Фриланс. Опрос показал, что большая часть (70,3 %) не работала с технологией фриланса, тем не менее, использовали такую технологию 29,7 % опрошенных. Это может говорить о том, что большая часть опрошенных информирована о таких технологиях в недостаточной мере либо не готова к переходу на фриланс в силу различного рода опасений или отсутствия опыта.
Анализ ответов на вопрос: «Если вы использовали технологию фриланса, то какой вид деятельности вы выполняли?» показал, что большинство большая часть опрошенных из тех, кто работал с данной технологией, выполняли работу с текстом (19,9 %), 15,8 % ответивших работали с информацией, 14 % с
дизайном и графикой, 13,6 % с социальными сетями. Тем временем, работа с использованием технологии фриланса в области 1Т оказалась менее популярной, 9 % ответивших отметили работу по разработке сайтов, 8,1 % -работу, связанную с программированием.
Рис. 6. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Если вы использовали технологию фриланса, то какой вид деятельности вы выполняли?»
Fig. 6. Distribution of respondents' opinions when answering the question "If you used freelancing technology, what type of activity did you perform?"
Рис. 7. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Какие онлайн-сервисы вы использовали для поиска работы, стажировки, потенциального заказчика?»
Fig. 7. Distribution of respondents' opinions when answering the question "What online services did you use to find a job, an internship, a potential customer?"
Меньшинство выделили оказание консультационных услуг (5,9 %) и продвижение сайтов (4,5 %) (рис. 6).
Онлайн-стажировки. По части онлайн-стажировок результаты опроса показали, что большинство респондентов при поиске работы, стажировки или потенциальных заказчиков использовали рекрутинговые площадки, такие как HH.ru, JobLab и др. (42,5 %), меньшей популярностью, в данном случае, пользуются доски объявлений (35,3 %), а также биржи фриланса (19,5 %). Не пользовались подобными сервисами 36,2 % опрошенных (рис. 7).
Опрос также показал, что наиболее востребованным онлайн-сервисом для прохождения стажировок среди респондентов является HH.ru (19,5 %), менее популярными являются сервисы, предоставляемые Superjob (6,3 %) и Работа.ру (5,9 %). Сервисы ВШЭ и Стажировка.ру выделили 4,1 и 3,2 % опрошенных. В то же время онлайн-стажи-ровками не пользовалась большая часть опрошенных (79,6 %), что снова может говорить о том, что развитие данных сервисов находится на достаточно низком уровне.
В части информированности о сервисах для прохождения стажировок в области IT респонденты показали, что многие из них являются знакомыми. Так, сервисы, предоставляемые компанией Яндекс, отметили 50,7 % опрошенных, платформу 1С выделили 29,9 %. Немного менее популярными оказались Лаборатория Касперского (28,1 %) и VK Образование (24,4 %), компанию Info-watch отметили 8,6 %. Вместе с тем не знакомыми с подобными площадками являются 36,2 % респондентов, что может говорить о хорошем уровне знаний о подобном роде возможностей прохождения стажировок.
Образовательные онлайн-платформы. Согласно проведенному опросу, подавляющее большинство респондентов (89,1 %) использовали различные образовательные он-лайн-платформы для прохождения курсов, и только 10,9 % опрошенных ни разу не пользовались такими платформами (рис. 8). Самой популярной образовательной онлайн-
платформой, по нашим данным, стала российская образовательная платформа Stepik, предлагающая большое количество курсов по различным разделам информатики и информационных технологий. В рамках нашего исследования, вероятно, высокую популярность данной платформы можно объяснить тем, что большинство респондентов (табл. 1) имеют техническое (42,5 %) и физико-математическое образование (11,3 %), а следовательно, заинтересованы в прохождении курсов ИТ-направления.
Другими популярными образовательными онлайн-платформами оказались Skillbox (31,2 %), Яндекс.Практикум (24,9 %), Открытое образование (24,9 %). Перечисленные платформы являются отечественными разработками, предлагают большое количество бесплатных образовательных курсов (наряду с платными) по востребованным направлениям, чем и завоевали высокую востребованность на российском рынке онлайн-образования.
Несмотря на то, что большинство образовательных онлайн-платформ предлагают достаточное количество бесплатных курсов, с каждым годом площадки все чаще прибегают к различным методам монетизации своих образовательных продуктов. Способы монетизации могут быть различными: отдельные курсы могут быть полностью платными, другие - иметь отдельные платные элементы (некоторые темы, обратная связь с преподавателем и пр.), прохождение онлайн-экзамена, выдача сертификата или удостоверения о прохождении курса.
Результаты нашего исследования показали, что 37,6 % участников опроса готовы проходить только бесплатные курсы, 14,9 % допускают оплатить за онлайн-обучения не более 2 тыс. рублей, 20,8 % опрошенных считают, что сумма от 2 до 5 тыс. рублей оптимальна для оплаты интересующего образовательного курса, 15,4 % респондентов готовы заплатить до 10 тыс. рублей. Меньше всего опрошенных намерены проходить курсы на образовательной онлайн-платформе, потратив на него от 10 тыс. до 20 тыс. рублей
Рис. 8. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «На каких образовательных он-лайн-платформах вы проходили курсы?»
Fig. 8. Distribution of respondents' opinions when answering the question "Which online educational platforms did you take courses on?"
(5,9 %), а более 20 тыс. - только 5,4 % участников опроса.
Таким образом, можно констатировать, что опрошенные к прохождению курсов (стажировки) на онлайн-образовательных платформах демонстрируют высокий интерес и большинство из них (62,4 %) готовы за это платить.
Рассмотрим отношение педагогического сообщества к прохождению практики студентами университетов при помощи интернет-технологий.
Отдельное внимание в проведенном опросе было уделено анализу мнений педагогического сообщества к прохождению практики при помощи интернет-технологий (он-лайн-стажировки, фриланс и пр.). Отвечая на вопрос «Могли бы принимать отчетность о прохождении практики в Интернете?», 83,9 % преподавателей указали, что считают это хорошей возможностью. Вместе с тем 16,1 % педагогов отметили, что следует при-
держиваться традиционных способов прохождения практики.
При исследовании условий прохождения практики в Интернете обнаружилось, что 35,5 % педагогов считают, что на данный момент не могут оценить такой способ прохождения практики. Возможно, это можно объяснить тем, что в России такой формат еще не получил распространения. При этом педагоги понимают, что потенциально удаленная работа (19,4 %), онлайн-стажировки (32,3 %), работа во фрилансе (38,7 %) и прохождение онлайн-курсов (58,1 %) являются перспективными образовательными технологиями, поскольку отвечают задачам прохождения практики и связаны с профессиональной деятельностью (рис. 9).
Значительный процент преподавателей, отметивших, что именно прохождение дистанционного курса отвечает задачам прохождения практики, можно объяснить тем, что такая форма, по сравнению с другими, более
распространена на территории нашей страны. Однако, во-первых, онлайн-курсы, в основном, могут использоваться для перезачета в вузе по определенной дисциплине, а не по практике, во-вторых, скорее подходит для прохождения только учебной практики, основной целью которой является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса, и не требует погружения в реальный производственный процесс.
Для того чтобы оценить общую вовлеченность педагогического сообщества в использование интернет-технологий для прохождения практики, был задан вопрос «Приходилось ли вам работать с сервисами для прохождения практики в сети Интернет?». В результате выяснилось, что 71 % опрошенных преподавателей никогда не приходилось работать с такими сервисами в процессе своей профессиональной деятельности, 29 % педагогов, принявших участие в опросе,
прибегали к онлайн-сервисам для организации практики студентов. Предполагается, что в ближайшие годы вовлеченность преподавателей в применение подобных онлайн-сервисов будет только возрастать.
Рассмотрим отношение бизнес-сообщества к прохождению практики студентами университетов при помощи интернет-технологий.
Наряду с мнением преподавателей, интерес представляет изучение мнения другой заинтересованной стороны - представителей организаций, предприятий, бизнес-сооб-щества. Авторы отмечают, что сегодня интенсивно развиваются и популяризуются виртуальные стажировки среди малых и средних предприятий [29], представители потенциальных работодателей отмечают, что хорошо спланированные виртуальные стажировки могут стать полезным опытом обучения, который позволит студентам получить востребованные профессиональные навыки [30].
Прохождение дистанционного курса отвечает задачам: прохождения практики
Работа во фрнлансе отвечает задачам прохождения практики
Прохождение онлайн стажировки отвечает задачам прохождения практики
Удаленная работа отвечает задачам прохождения практики
Не могу оценить прохождение практики в сети Интернет
Рис. 9. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Если вы преподаватель вуза, то при каких условиях вы могли бы оценить прохождение практики в Интернете?»
Fig. 9. Distribution of respondents' opinions when answering the question "If you are a university teacher, under what conditions could you evaluate the internship on the Internet?"
С целью выявления готовности представителей бизнес-сообщества к организации прохождения практики в виртуальном пространстве задан вопрос «В вашей организации возможно пройти практику в Интернете?». Половина потенциальных представителей работодателей (51,9 %) указали, что уже сейчас в их организациях имеются возможности для принятия студентов на практику в виртуальном пространстве, у 37% такой возможности нет. Остальные (11,1 %) затруднились ответить на этот вопрос.
Исследовано отношение представителей организаций, предприятий, бизнес-сообщества к прохождению студентами у них практики с использованием интернет-технологий. Результаты опроса показали, что 33,3 % представителей данной заинтересованной стороны имеют положительное отношение, они считают, что студенты могут выполнять поставленные задачи онлайн; 11,1 % опрошенных этой категории заявили, что относятся скорее положительно, поскольку студенты могут выполнять часть поставленных задач онлайн, а для отдельных задач необходимо личное присутствие в рабочем месте. Почти треть опрошенных работодате-
лей (29,6 %) считают выполнение задач студентами на предприятии онлайн весьма затруднительным и имеют отрицательное отношение к прохождению студентами на их предприятии практики с использованием интернет-технологий. Четверть респондентов (25,9 %) затруднились дать ответ.
Кроме того, представителям предприятий, бизнес-сообщества предлагалось указать, в какой форме в их организации готовы предложить прохождение практики студентам с использованием Интернета (каждый респондент из этой группы имел возможность выбора нескольких вариантов ответов) (рис. 10). Так, наиболее распространенной формой онлайн-практики стала удаленная работа (85,2 %); фриланс готовы предложить в 59,3 %; организовать практику в виде курсов профессиональной подготовки в 44,4 %; принять на онлайн-стажировку - 33,3 %.
Подавляющее большинство респондентов группы потенциальных работодателей (77,8 %) считают, что онлайн-вариант прохождения практики для них удобен, поскольку не нужно обеспечивать сотрудника необходимой техникой. Вместе с тем остальная
Рис. 10. Распределение мнений респондентов при ответе на вопрос «Если вы представитель организации, предприятия, бизнес-сообщества, то в какой форме вы готовы предложить прохождение практики в Интернете?»
Fig. 10. Distribution of respondents' opinions when answering the question "If you are a representative of an organization, enterprise, business community, in what form are you ready to offer an internship on the Internet?"
часть опрошенных (22,2 %) обозначили, что не находят такой вариант удобным и считают, что необходимо личное присутствие практиканта в организации.
Относительно организации рабочего времени во время прохождения практики в виртуальном пространстве, мнения представителей организаций, предприятий, бизнес-сооб-щества разделились следующим образом: 44,4 % опрошенных группы заявили, что им наиболее удобным представляется прохождение практики в Интернете в рамках гибкого графика работы; 37 % обозначили, что могут предложить прохождение онлайн-прак-тики студентами на условиях полного рабочего дня, и 18,5 % - готовы взять студентов на неполный рабочий день.
ВЫВОДЫ
На основе проведенного анализа выявлено, что специфика формирования профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях интернет-социализации проявляется в их активно-деятельностной позиции, вхождении в различные профессионально-ориентированные сообщества и их адаптации, индивидуальности и интеграции в указанном сообществе. Социализация сначала проявляется как процесс приспособления к профессионально-ориентированному интернет-сообществу, затем - демонстрация своей индивидуальности в интернет-сообществе, наконец - вхождение в интернет-сообщество и влияние на его жизнедеятельность. Исходя из указанного, проведено обсуждение результатов исследования профессионально-ценностных ориентаций молодежи в условиях интернет-социализации в профессионально-ориентированных социальных сетях, технологий фри-ланса, онлайн-стажировок, онлайн-образовательных платформ и др.
Проведенный опрос показал, что большая часть респондентов социализируются в профессиональном интернет-сообществе посредством социальных сетей и систем дистанционного обучения. Здесь процесс адап-
тации не вызывает сомнения. В значительно меньшей степени опрошенные используют фриланс, дистанционные платформы для проведения стажировок, электронные научные конференции. Работой в Сети (фриланс) в большей степени занимаются студенты, а также инженерно-технические работники, но их доля незначительна - это свидетельствует о слабой адаптации студентов к данной форме практической работы. Если на Западе давно сформировался класс аутсорсеров, которые занимают социальный слой, то в России фриланс еще в зачаточном состоянии. И в данном направлении можно проводить профессионально-ориентированную работу со студентами для реализации педагогического потенциала указанной формы практической деятельности посредством Интернета. Фриланс является одной из перспективных форм получения профессионального опыта студентов в условиях интернет-социализации, данная технология может применяться при прохождении учебной или производственной практик в рамках основной образовательной программы.
В настоящее время значительная часть респондентов использует Интернет для поиска нужной профессиональной информации на видеохостингах и социальных сетях и считают, что прохождение онлайн-курсов способствует их профессиональному саморазвитию. Для этого используют образовательные платформы: Stepik, Skillbox, Ян-декс.Практикум, Открытое образование. Опрошенные демонстрируют высокий интерес и две трети из них готовы за это платить, что свидетельствует об адаптации студентов к данной форме.
Вместе с тем ответы респондентов свидетельствуют о том, значительная их часть не использует профессионально-ориентированные социальные сети по причине того, что с ними не знакомы. В данном направлении также есть возможность рассмотреть их педагогический потенциал, который пока далек от реализации в образовательном процессе при организации разного вида практик.
При поиске работы и виртуальных стажировок респонденты обращаются к рекру-тинговым площадкам: HH.ru, JobLab, Info-watch и др. Половина из них осведомлены о сервисах, предоставляемых компанией Яндекс, треть - о платформе 1С, четверть - о Лаборатории Касперского и четверть - VK Образование. Более трети не знакомы с подобными площадками. Из чего можно сделать вывод о невысокой адаптации студентов к данной форме и необходимости рассмотрения ее потенциала.
При исследовании условий прохождения практики посредством Интернета более трети педагогов не могут оценить такой способ. При этом педагоги понимают, что потенциально удаленная работа, онлайн-стажировки, работа во фрилансе и прохождение онлайн-курсов являются перспективными образовательными технологиями, поскольку отвечают задачам прохождения практики и связаны с профессиональной деятельностью.
Опрос показал, что меняется как система отношений студентов и преподавателей к профессионально-ориентированной интернет-социализации, так и профессионально-ценностные ориентации молодежи. Это связано, в том числе, с: предоставлением возможности для получения материального вознаграждения с помощью удаленной работы (фриланс, виртуальные стажировки); удовлетворением потребностей личности, самовыражением через общественное признание в социальных сетях, профессиональных сообществах; признанием обществом индивидуальности личности с помощью профессионально-ориентированных интернет-ресурсов и онлайн-образовательных платформ. Интернет-среда становится реальной сферой профессионально-ориентированной деятельности, важной ее частью, меняя многое в самом человеке -стиль, образ жизни, привычки, общение, круг профессиональных интересов молодого поколения.
Список источников
1. Фукалова В.Ю., Кривенченко С.В. Влияние Интернета на формирование ценностной ориентации молодежи // Научное отражение. 2022. № 4 (30). С. 32-34. https://elibrary.ru/aujany
2. Фатьянов В.М., Картавцев Д.А. Особенности влияния сетевых интернет-сообществ на ценностные ориентации студенческой молодежи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (56). С. 58-67. https://doi.Org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, https://elib-rary.ru/vvmrhg
3. Кожевников А.М. Интернет-коммуникационные факторы ценностных ориентаций российской молодежи // Власть. 2021. Т. 29. № 4. С. 54-60. https://doi.org/10.31171/vlast.v29i4.8376, https://elib-rary.ru/rtrbbi
4. Быкова С. С. Исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 62-70. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-62-70, https://elibrary.ru/vqpccl
5. Беккер Е.Д., Габдрахманова А.В., Трегубова Л.В. Влияние Интернета на формирование ценностных ориентаций современной молодежи // Материалы Ивановских чтений. 2020. № 4 (30). С. 52-67. https://elibrary.ru/frlvhd
6. Бао Л., Донгаузер Е.В., Гаспарович Е.О. Актуальность формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов Китая и России в условиях вуза // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 337-340. https://doi.org/10.25683/V0LBI.2023.63.601, https://elibrary.ru/rnyezm
7. Тарасова Е.Н., Шарипова И.И. Развитие у студентов профессионально-ценностных ориентаций в процессе изучения дисциплин профильного цикла // Среднее профессиональное образование. 2022. № 10 (326). С. 38-41. https://elibrary.ru/gqyblz
8. Мищенко В.А., Фролова Е.В. Структурные компоненты профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 139-142. https://elib-rary.ru/qzftde
9. Фролова Е.В. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 327-330. https://elibrary.ru/ythovf
10. Чванова М.С., Киселева И.А. Историко-логический анализ исследований по формированию профессионально-ценностных ориентаций студентов в контексте интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 7-14. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14, https://elibrary.ru/xutauf
11. Чванова М.С., Киселева И.А. Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 1. С. 7-17. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17, https://elib-rary.ru/dqrlgm
12. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
13. Perkins J., Irwin A. The practice of online internships // The Routledge International Handbook of Work-Integrated Learning. L.: Routledge, 2023. P. 271-288. https://doi.org/10.4324/9781003156420-21
14. Linkov F., Khanijahani A., Swanson-Biearman B., Akinci F. Remote internship: practical approaches to sustaining student internships amid public health epidemics // Journal of Health Administration Education. 2021. Vol. 38. № 1. P. 363-376.
15. Gill R.J. Graduate employability skills through online internships and projects during the COVID-19 pandemic: an Australian example // Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability. 2020. Vol. 11. № 1. P. 146-158. https://doi.org/10.21153/jtlge2020vol11no1art946
16. Baker I., Fitzpatrick D. Student experiences in pre-COVID virtual internships: integration, barriers, motivation challenges, supportive supervisors, and intern growth // American Journal of Distance Education. 2022. Vol. 36. № 2. P. 90-102. https://doi.org/10.1080/08923647.2022.2034399
17. Reid K., Butler D.L., Comfort C., Potter A.D.J. Virtual internships in open and distance learning contexts: Improving access, participation, and success for underrepresented students // Distance Education. 2023. Vol. 44. № 2. P. 276-283. https://doi.org/10.1080/01587919.2023.2209029
18. Petersson J. Student perception of learning during on-site and online internships // Proceedings of the 20th European Conference on E-Learning ECEL. Berlin: University of Applied Sciences HTW, 2021. P. 364-370.
19. AlGhamdi R.A. Virtual internship during the COVID-19 pandemic: exploring IT students satisfaction // Education + Training. 2022. Vol. 64. № 3. P. 329-346. https://doi.org/10.1108/ET-12-2020-0363
20. Briant S., Crowther P. Reimagining internships through online experiences: multi-disciplinary engagement for creative industries students // International Journal of Work-Integrated Learning. 2020. Vol. 21. № 5. P. 617-628.
21. Koopman K., Emmett R.S., Sanderlin N.P. Work in progress: examining the literature on virtual internships for insights applicable to engineers // ASEE Virtual Annual Conference Content Access. Washington DC, 2021. P. 1-11.
22. Bird N.J., Chu C.M., Oguz F. Internship in LIS education: an international perspective on experiential learning // IFLA Journal. 2015. Vol. 41. № 4. P. 298-307. http://doi.org/10.1177/0340035215596352
23. Bawadi H., Shami R., El-Awaisi A., Al-Moslih A., Rahim H.A., Du X., Moawad J., Al-Jayyousi G.F. Exploring the challenges of virtual internships during the COVID-19 pandemic and their potential influence on the professional identity of health professions students: a view from Qatar University // Frontiers in Medicine. 2023. Vol. 10. P. 1-9. https://doi.org/10.3389/fmed.2023.1107693
24. Харченко В.С. Потенциал взаимодействия работодателей и вузов (пример Уральского региона) // Регион: экономика и социология. 2021. № 1 (109). С. 97-126. https://doi.org/10.15372/REG20210104, https://elibrary.ru/zxgfzb
25. Akhmetshin E.M., Kovalenko K.E., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Erzinkyan EA., Murzagalina G.M. Approaches to social entrepreneurship in Russia and foreign countries // Journal of Entrepreneurship Education. 2018. Vol. 21. № S2. P. 1-10. https://elibrary.ru/ysmedb
26. Gupta V., Fernandez-Crehuet J.M., Hanne T. Freelancers in the software development process: a systematic mapping study // Processes. 2020. Vol. 8. № 10. P. 1-25. https://doi.org/10.3390/pr8101215
27. He J., Peng J., Zeng G. The spatiality of the creative digital economy: local amenities to the spatial agglomeration of creative e-freelancers in China // Journal of the Knowledge Economy. 2022. P. 1-22. https://doi.org/10.1007/s13132-022-01088-6
28. Базылюк И.А., Килимова Л.В. Популярные виды интернет-практик среди пользователей сети Интернет // Актуальные проблемы региональной социологии: сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов / отв. ред. Л.В. Килимова. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. С. 141147. https://elibrary.ru/xrtikr
29. Jeske D., Axtell C.M. Going global in small steps: E-internships in SMEs // Organizational Dynamics. 2016. Vol. 45. № 1. P. 55-63. https://doi.Org/10.1016/j.orgdyn.2015.12.007
30. ParkM., Jones T. Going virtual: The impact of COVID-19 on internships in tourism, events, and hospitality education // Journal of Hospitality & Tourism Education. 2021. Vol. 33. № 3. P. 176-193. https://doi.org/10.1080/10963758.2021.1907198
References
1. Fukalova V.Yu., Krivenchenko S.V. (2022). The influence of the Internet on the formation of value orientation of young people. Nauchnoe otrazhenie [Scientific Reflection], no. 4 (30), pp. 32-34. (In Russ.) https://elibrary.ru/auj any
2. Fat'yanov V.M., Kartavtsev D.A. (2018). Features of influence of network internet communities on value orientations of student youth. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = The Surgut State Pedagogical University Bulletin, no. 5 (56), pp. 58-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.56.5.007, https://elibrary.ru/vvmrhg
3. Kozhevnikov A.M. (2021). Internet-communication factors of value orientations of Russian youth. Vlast' [Power], vol. 29, no. 4, pp. 54-60. (In Russ.) https://doi.org/10.31171/vlast.v29i4.8376, https://elib-rary.ru/rtrbbi
4. Bykova S.S. (2021). Research of value and life-sense orientations of students with different levels of internet addiction. Innovatsionnaya nauchnaya sovremennaya akademicheskaya issledovatel'skaya traektoriya (INSAIT) = INSIGHT, no. 1 (4), pp. 62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-1-62-70, https://elibrary.ru/vqpccl
5. Bekker E.D., Gabdrakhmanova A.V., Tregubova L.V. (2020). Influence of the Internet on the formation of value orientations of modern youth. Materialy Ivanovskikh chtenii = Materials of Afanasiev Readings, no. 4 (30), pp. 52-67. (In Russ.) https://elibrary.ru/frlvhd
6. Bao L., Dongauzer E.V., Gasparovich E.O. (2023). The relevance of forming professional and value orientations of Chinese and Russian students in university conditions. Biznes. Obrazovanie. Pravo = Business. Education. Law, no. 2 (63), pp. 337-340. (In Russ.) https://doi.org/10.25683/V0LBI.2023.63.601, https://elibrary.ru/rnyezm
7. Tarasova E.N., Sharipova I.I. (2022). Development of students' professional and value orientations in the process of studying disciplines of the profile cycle. Srednee professional 'noe obrazovanie = Secondary Vocational Education, no. 10 (326), pp. 38-41. (In Russ.) https://elibrary.ru/gqyblz
8. Mishchenko V.A., Frolova E.V. (2019). Structural components of professional value orientations of university students. Global'nyi nauchnyi potentsial = Global Scientific Potential, no. 12 (105), pp. 139-142. (In Russ.) https://elibrary.ru/qzftde
9. Frolova E.V. (2018). Educational environment of higher school as the factor of formation of professional value orientations of students. Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal = Baltic Humanitarian Journal, vol. 7, no. 4 (25), pp. 327-330. (In Russ.) https://elibrary.ru/ythovf
10. Chvanova M.S., Kiseleva I.A. (2020). Historical and logical analysis of research on the development of professional value orientations of students in the context of Internet socialization. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 25, no. 188, pp. 714. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-188-7-14, https://elibrary.ru/xutauf
11. Chvanova M.S., Kiseleva I.A. (2022). Pedagogical model of development of value orientations of students in the conditions of Internet socialization. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review: Series Humanities, vol. 27, no. 1, pp. 7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17, https://elibrary.ru/dqrlgm
12. Abul'khanova-Slavskaya K.A. (1980). Deyatel'nost' i psikhologiya lichnosti [Activity and Psychology of Personality]. Moscow, Nauka Publ., 335 p. (In Russ.)
13. Perkins J., Irwin A. (2023). The practice of online internships. The Routledge International Handbook of Work-Integrated Learning. London, Routledge Publ., pp. 271-288. https://doi.org/10.4324/9781003156420-21
14. Linkov F., Khanijahani A., Swanson-Biearman B., Akinci F. (2021). Remote internship: practical approaches to sustaining student internships amid public health epidemics. Journal of Health Administration Education, vol. 38, no. 1, pp. 363-376.
15. Gill R.J. (2020). Graduate employability skills through online internships and projects during the COVID-19 pandemic: an Australian example. Journal of Teaching and Learning for Graduate Employability, vol. 11, no. 1, pp. 146-158. https://doi.org/10.21153/jtlge2020vol11no1art946
16. Baker I., Fitzpatrick D. (2022). Student experiences in pre-COVID virtual internships: integration, barriers, motivation challenges, supportive supervisors, and intern growth. American Journal of Distance Education, vol. 36, no. 2, pp. 90-102. https://doi.org/10.1080/08923647.2022.2034399
17. Reid K., Butler D.L., Comfort C., Potter A.D.J. (2023). Virtual internships in open and distance learning contexts: Improving access, participation, and success for underrepresented students. Distance Education, vol. 44, no. 2, pp. 276-283. https://doi.org/10.1080/01587919.2023.2209029
18. Petersson J. (2021). Student perception of learning during on-site and online internships. Proceedings of the 20th European Conference on E-Learning ECEL. Berlin, University of Applied Sciences HTW Publ., pp. 364-370.
19. AlGhamdi R.A. (2022). Virtual internship during the COVID-19 pandemic: exploring IT students satisfaction. Education + Training, vol. 64, no. 3, pp. 329-346. https://doi.org/10.1108/ET-12-2020-0363
20. Briant S., Crowther P. (2020). Reimagining internships through online experiences: multi-disciplinary engagement for creative industries students. International Journal of Work-Integrated Learning, vol. 21, no. 5, pp. 617-628.
21. Koopman K., Emmett R.S., Sanderlin N.P. (2021). Work in progress: examining the literature on virtual internships for insights applicable to engineers. ASEE Virtual Annual Conference Content Access. Washington DC, pp. 1-11.
22. Bird N.J., Chu C.M., Oguz F. (2015). Internship in LIS education: an international perspective on experiential learning. IFLA Journal, vol. 41, no. 4, pp. 298-307. http://doi.org/10.1177/0340035215596352
23. Bawadi H., Shami R., El-Awaisi A., Al-Moslih A., Rahim H.A., Du X., Moawad J., Al-Jayyousi G.F. (2023). Exploring the challenges of virtual internships during the COVID-19 pandemic and their potential influence on the professional identity of health professions students: a view from Qatar University. Frontiers in Medicine, vol. 10, pp. 1-9. https://doi.org/10.3389/fmed.2023.1107693
24. Kharchenko V.S. (2021). Opportunities of interaction between employers and universities in the Ural region. Region: ekonomika i sotsiologiya = Region: Economics and Sociology, no. 1 (109), pp. 97-126. https://doi.org/10.15372/REG20210104, https://elibrary.ru/zxgfzb
25. Akhmetshin E.M., Kovalenko K.E., Goloshchapova L.V., Polyakova A.G., Erzinkyan E.A., Murzagalina G.M. (2018). Approaches to social entrepreneurship in Russia and foreign countries. Journal of Entrepreneurship Education, vol. 21, no. S2, pp. 1-10. https://elibrary.ru/ysmedb
26. Gupta V., Fernandez-Crehuet J.M., Hanne T. (2020). Freelancers in the software development process: a systematic mapping study. Processes, vol. 8, no. 10, p. 1-25. https://doi.org/10.3390/pr8101215
27. He J., Peng J., Zeng G. (2022). The spatiality of the creative digital economy: local amenities to the spatial agglomeration of creative e-freelancers in China. Journal of the Knowledge Economy, pp. 1-22. https://doi.org/10.1007/s13132-022-01088-6
28. Bazylyuk I.A., Kilimova L.V. (2016). Populyarnye vidy internet-praktik sredi pol'zovatelei seti Internet. In: Kilimova L.V. (executive ed.). Sbornik nauchnykh statei prepodavatelei, aspirantov, magistrantov, studen-tov «Aktual'nye problemy regional'noi sotsiologii» [Proceedings of scientific Papers of Lecturers, PostGraduate Students, Master's Degree Students, Students "Actual problems of Regional Sociology"]. Kursk, Closed Joint-Stock Company "University Book", pp. 141-147. (In Russ.) https://elibrary.ru/xrtikr
29. Jeske D., Axtell C.M. (2016). Going global in small steps: E-internships in SMEs. Organizational Dynamics, vol. 45, no. 1, pp. 55-63. https://doi.org/10.1016/j.orgdyn.2015.12.007
30. Park M., Jones T. (2021). Going virtual: the impact of COVID-19 on internships in tourism, events, and hospitality education. Journal of Hospitality & Tourism Education, vol. 33, no. 3, pp. 176-193. https://doi.org/10.1080/10963758.2021.1907198
Информация об авторах
Чванова Марина Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информационных систем и технологий, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0002-2993-0194 [email protected]
Киселева Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. https://orcid.org/0000-0002-3557-216X [email protected]
Анурьева Мария Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
https://orcid.org/0000-0001-6583-6421 [email protected]
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию 19.07.2023 Поступила после рецензирования 06.09.2023 Принята к публикации 08.09.2023
Information about the authors
Marina S. Chvanova, Dr. habil. (Education), Professor, Professor of Information Systems and Technologies Department, Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack University), Moscow, Russian Federation. https://orcid.org/0000-0002-2993-0194 [email protected]
Irina A. Kiseleva, PhD (Education), Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. https://orcid.org/0000-0002-3557-216X [email protected]
Maria S. Anurieva, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technology Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0001-6583-6421 [email protected]
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
Received 19.07.2023 Approved 06.09.2023 Revised 08.09.2023