Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терехин А. С.

В статье рассмотрены проблемы влияния средств массовой коммуникации, в первую очередь интернета, на ценностно-смысловую сферу личности представителя студенческой молодежи. Речь идет о роли сформированных профессионально-ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Проанализированы ключевые паттерны формирования профессионально-ценностных ориентаций посредством медиапотребления. Выделены позитивные и негативные факторы влияния интернет-пространства на развитие ценностно-смысловой сферы личности. Охарактеризованы пять основных факторов негативного влияния, при этом описан механизм функционирования каждого из них. Автором предложены способы уменьшения рассмотренных рисков для оптимизации процесса формирования аксиологической сферы личности студента. Показана роль научного сообщества и органов государственной власти в разработке и реализации соответствующих социальных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Терехин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS: OPPORTUNITIES AND RISKS

The article examines the problems of the influence of mass media, primarily the Internet, on the value-semantic sphere of the personality of a representative of student youth. The characteristic of the role of formed professional-value orientations in professional activity is given. The key patterns of formation of professional value orientations through media consumption are analyzed. The positive and negative factors of the influence of the Internet space on the development of the value-semantic sphere of the individual are highlighted. There are five main factors of negative influence; the mechanism of functioning of each of them is described. Methods for reducing the considered risks for optimizing the process of forming the axiological sphere of a student’s personality are proposed. The role of the scientific community and public authorities in the development and implementation of appropriate social technologies is characterized.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ»

Научная статья УДК 316.6

Б01: 10.35854/2219-6242-2022-2-174-182

Влияние информационных технологий на формирование профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи: возможности и риски

Александр Сергеевич Терехин

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Санкт-Петербург, Россия, alex_terekhin07@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы влияния средств массовой коммуникации, в первую очередь интернета, на ценностно-смысловую сферу личности представителя студенческой молодежи. Речь идет о роли сформированных профессионально-ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Проанализированы ключевые паттерны формирования профессионально-ценностных ориентаций посредством медиапотребления. Выделены позитивные и негативные факторы влияния интернет-пространства на развитие ценностно-смысловой сферы личности. Охарактеризованы пять основных факторов негативного влияния, при этом описан механизм функционирования каждого из них. Автором предложены способы уменьшения рассмотренных рисков для оптимизации процесса формирования аксиологической сферы личности студента. Показана роль научного сообщества и органов государственной власти в разработке и реализации соответствующих социальных технологий.

Ключевые слова: интернет, информационные технологии, профессионально-ценностные ориентации, молодежь, студенты

Для цитирования: Терехин А. С. Влияние информационных технологий на формирование профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи: возможности и риски // Социология и право. 2022. Т. 14. № 2. С. 174-182. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-2-174-182

Original article

Influence of information technologies on the formation of professional and value orientations of students: Opportunities and risks

Aleksandr Sergeevich Terekhin

St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia,

alex_terekhin07@mail.ru

Abstract. The article examines the problems of the influence of mass media, primarily the Internet, on the value-semantic sphere of the personality of a representative of student youth. The characteristic of the role of formed professional-value orientations in professional activity is given. The key patterns of formation of professional value orientations through media consumption are analyzed. The positive and negative factors of the influence of the Internet space on the development of the value-semantic sphere of the individual are highlighted. There are five main factors of negative influence; the mechanism of functioning

© Терехин А. С., 2022

of each of them is described. Methods for reducing the considered risks for optimizing the process of forming the axiological sphere of a student's personality are proposed. The role of the scientific community and public authorities in the development and implementation of appropriate social technologies is characterized.

Keywords: internet, information technology, professional value orientations, youth, students

For citation: Terekhin A. S. Influence of information technologies on the formation of professional and value orientations of students: Opportunities and risks. Sociology and Law. 2022;14(2):174-182. (In Russ.). https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-2-174-182

Введение

В настоящее время российское общество претерпевает ряд существенных трансформаций, связанных с достижением нашей страной постиндустриального этапа развития. Комплекс трансформационных процессов затрагивает каждую сферу жизни общества: развивается цифровая экономика, модернизация политической сферы характеризуется широким внедрением практики электронного голосования на выборах в органы власти на всех уровнях. Трансформации, протекающие в социальной сфере, также имеют масштабный характер: широкое использование технологий интернет-коммуникации изменяет характер межличностного взаимодействия. Все перечисленные процессы сказываются на духовной сфере, в частности на сфере образования.

Фактором, существенно ускорившим процесс цифровизации российского общества, стала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19. Меры сдерживания распространения заболевания, предпринятые в России, обусловили необходимость использования интернета как средства связи широкими слоями населения. Эпидемиологические ограничения затронули высшие учебные заведения России. Большинство университетов России в периоды подъема заболеваемости были вынуждены перевести занятия на дистанционный или смешанный формат, что в существенной степени отразилось на характере реализации образовательных программ, а также послужило фактором развития дистанционного образования в России в целом.

В настоящем исследовании нами рассмотрен процесс цифровизации российского общества как комплекс коренных преобразований социальной реальности, в рамках которой трансформацию претерпевает и аксиологическая сфера личности индивида. Указанный процесс обусловлен изменением паттернов усвоения информации, связанным с беспрецедентным расширением информационного потока, потребляемого индивидом.

Теория

Изучение данного процесса представляется наиболее актуальным в связи с развитием теории профессионально-ценностных ориентаций, определяемых А. Н. Мушкировой в качестве системы устойчивых отношений личности к профессии, к себе как к специалисту, служащих смыслообразующим компонентом профессиональной деятельности и фактором развития субъектности личности [1]. Н. Л. Перевезенцева характеризует роль профессионально-ценностных ориента-ций в формировании психики индивида как «психологический ресурс личности во время получения профессии» [2]. Значение профессионально-ценностных ориентаций особо подчеркивает К. А. Абульханова-Славская: по ее мнению,

развитая система профессионально-ценностных ориентаций является ключевой детерминантой личностного развития индивида [3]. Таким образом, профессионально-ценностные ориентации представляют собой один из ключевых компонентов аксиологической сферы личности, связанный с формированием ценностного отношения к профессиональной деятельности.

В структуре профессионально-ценностных ориентаций исследователи выделяют когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты; такая классификация находит отражение в работах В. А. Сластениной, Г. И. Чижаковой [4], Н. А. Долгушиной [5].

Представляется возможным утверждать, что развитие профессионально-ценностных ориентаций как особого формирования в рамках аксиологической сферы личности продолжается в течение всей жизни индивида. На формирование рассматриваемого феномена оказывает влияние широкий ряд факторов: семейные отношения, группы сверстников, системы среднего и высшего образования, потребляемый контент, в том числе книги, фильмы, сериалы, иные источники информации.

Следует обратить внимание на то, что влияние каждого из перечисленных факторов на ценностно-смысловую сферу личности индивида определяется его способностью к усвоению информации. Цифровизация общества и ее воздействие на ценностно-смысловую сферу личности индивида представляются крайне актуальным объектом социологического анализа.

Ключевым этапом формирования профессионально-ценностных ориентаций индивида выступает период обучения в университете. Об этом пишут в исследованиях А. Н. Мушкирова и Н. А. Руднева [6].

Результаты и обсуждение

В связи с повсеместным внедрением информационных технологий целесообразно выделить ряд факторов, несущих в себе существенные риски для формирования системы профессионально-ценностных ориентаций индивида. Данные факторы требуют выработки социальных технологий, позволяющих нивелировать негативные эффекты и адаптировать процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи к новому этапу развития общества.

Выделим пять соответствующих факторов:

• «клиповое мышление»: изменение паттернов усвоения информации, характеризующееся сниженным временем концентрации внимания и склонностью к восприятию информации в виде коротких ярких отрывков;

• компьютерная зависимость и интернет-зависимость;

• широкая доступность в интернете материалов, препятствующих гармоничному формированию аксиологической сферы личности индивида;

• вынужденный переход организаций среднего и высшего образования на дистанционный формат и ускорение развития дистанционного образования в целом;

• цифровая трансформация рынка труда: доступность информации о ситуации на рынке и востребованности тех или иных профессий в режиме реального времени, достигаемая посредством соответствующих интернет-платформ.

Охарактеризуем влияние каждого из указанных факторов на развитие ценностно-смысловой сферы личности индивида для создания основы выработки социальных технологий формирования профессионально-ценностных ориентаций.

Подробное описание феномена клипового мышления представлено в работах А. Моля [7]. Исследователь связывает комплекс когнитивных паттернов как

реакцию на формирование в интернет-пространстве так называемой мозаичной культуры, представленной контентом, ядром которого служит его яркая эстетическая составляющая, призванная вызвать эмоциональную реакцию. В. А. Дмитриева утверждает, что носителям данного феномена свойственно поверхностное восприятие информации; в крайних случаях индивид не способен воспринимать данные, усвоение которых требует значительной когнитивной нагрузки [8].

Большинство современных исследователей описываемого феномена отмечают, что клиповое мышление является одним из неотъемлемых свойств психики молодых людей студенческого возраста, рожденных в начале 2000-х гг. Формирование клипового мышления обусловлено ранним контактом ребенка с цифровыми технологиями, в том числе с контентом, представленным в интернете. Таким образом, психика индивида получает способность в краткие сроки усваивать существенные объемы информации сравнительно низкого качества.

Сегодня «клиповое мышление» культивируется контентом, публикуемым в социальных сетях «ВКонтакте», "TikTok" и "Instagram" (до марта 2022 г., ее деятельность запрещена на территории России). К наиболее популярным форматам контента в указанных социальных сетях относятся «клипы» и «истории», то есть короткие видеоролики, gif-файлы или небольшие фотоальбомы, автоматически удаляемые социальной сетью по истечении 24 часов с момента публикации. Такая политика социальной сети побуждает пользователя проводить время в поисках соответствующего контента, чтобы увидеть его, пока он не удален.

Широкая распространенность клипового мышления среди молодежи представляется фактором, снижающим качество усвоения студентами информации в ходе освоения учебных программ. Предметы, изучаемые в рамках программ высшего образования, как правило, содержат сложные концепции, освоение которых требует существенной концентрации и когнитивных усилий. Эта взаимосвязь отражена в работах А. Р. Бухарбаевой и Л. В. Сергеевой [9]. Наиболее существенным препятствием в обучении для студентов, обладающих клиповым мышлением, выступает сложность в восприятии материала, представляемого в формате классической лекции.

Клиповое мышление не является заболеванием. Более того, носитель такого типа мышления имеет ряд преимуществ, связанных с восприятием медиаконтен-та. К ним относится способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой, избегая перегрузки психики избыточным объемом поступающей информации. Клиповое мышление тем самым видится объективным фактором развития психики человека информационной эпохи, и выработка социальных и педагогических технологий, которые полностью нивелировали бы любые проявления данного феномена, по нашему мнению, не представляется возможной.

Итак, полагаем, что сфера образования должна адаптироваться к вызовам информационной эпохи, в рамках которой изменяется характер мышления ученика. Среди возможных педагогических технологий — вовлечение студентов в диалог, в том числе во время лекций; демонстрация иллюстративного материала и коротких видеороликов, решение небольших тестов на платформе Kahoot, показавших эффективность в процессе обучения студентов с клиповым мышлением [10].

Существенный риск для формирования профессионально-ценностных ориента-ций студентов в условиях информационного общества несут компьютерная зависимость и интернет-зависимость. А. Голдберг на основании эмпирических данных проводит параллель между влиянием неумеренного потребления медиаконтента в интернете и потреблением психоактивных веществ, делая вывод о схожести личностных изменений, вызываемых в индивиде этими факторами [11]. А. Е. Войкун-ский считает, что интернет-зависимость имеет все признаки аддикции. Среди них —

приоритетность деятельности, связанной с компьютером и интернетом, повышающаяся с каждым эпизодом употребления медиаконтента толерантность, синдром отмены и склонность к рецидивам [12].

Как и любая другая зависимость, интернет-зависимость оказывает существенное негативное влияние на ценностно-смысловую сферу личности индивида, в частности на формирование его профессионально-ценностных ориентаций. Участие индивида, страдающего от зависимости, в видах деятельности, благоприятно влияющих на формирование профессионально-ценностных ориентаций, не может быть полноценным. Лечение интернет-зависимости носит характер, подобный лечению иных зависимостей, не имеющих физиологической составляющей. Речь идет об отказе от предмета зависимости, психотерапии, замещающих видах деятельности, направленных на оздоровление психики.

Острой остается проблема подверженности представителя студенческой молодежи негативному влиянию деструктивного контента, распространяемого посредством интернета. Под деструктивным контентом мы подразумеваем фото-, видео-и текстовые материалы, содержащие призывы к экстремистской деятельности, насилию, а также пропаганду антисоциальных ценностей. Имплементация соответствующих идей в систему ценностей индивида способна, помимо формирования риска делинквентного поведения с его стороны, понизить в иерархии или устранить просоциальные ценности, необходимые для развития системы профессионально-ценностных ориентаций.

Особую важность в данном контексте приобретает исследуемый В. А. Шама-ховым феномен «пузыря фильтров» [13]. Так, большинство социальных сетей оснащены алгоритмами выдачи контента, основанными на следующем механизме: чем больше времени пользователь тратит на просмотр того или иного контента, тем больше подобного контента «умная лента» выдает ему в дальнейшем. Путем рандомизированной выдачи социальная сеть может демонстрировать пользователю деструктивный контент, просмотр которого повысит вероятность его демонстрации в дальнейшем. Через несколько итераций информационное пространство вокруг индивида будет представлено в основном деструктивным контентом, влияние которого на аксиологическую сферу его личности может носить разрушительный характер. Например, имплементация экстремистских взглядов приводит к выходу на первый план в иерархии ценностей насилия, достижения реализации тех или иных идеалов любым путем. Просоциальные профессиональные ценности, а также ценности материального достатка и комфортной жизни теряют приоритетность. В рассматриваемой ситуации не представляется возможным формирование гармоничной системы профессионально-ценностных ориентаций, а равно и успешное функционирование индивида как такового в обществе.

Технологии, направленные на удаление деструктивного контента, активно развиваются. Правоохранительными органами разрабатываются алгоритмы, позволяющие быстро отследить и удалить соответствующий контент, по возможности — привлечь его авторов к юридической ответственности. В России эта деятельность находится в ведении Главного управления по противодействию экстремизму МВД России [14], а также Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [15].

Обусловленный вынужденным переходом большинства учебных заведений на дистанционный формат обучения толчок в развитии онлайн-образования имеет противоречивый характер в области воздействия на ценностно-смысловую сферу личности индивида. Ряд исследователей пишут, что университетская среда — один из значимых факторов, определяющих успешность освоения студентами

образовательной программы. Согласно выводам Б. О. Белюченко, дистанционная реализация образовательных программ с использованием электронных технологий способствует стиранию грани между личным и учебным временем студента, а также нарушает прямую связь между преподавателем и студентом [16]. Мета-анализ социологических и психологических исследований, проведенный коллективом ученых во главе с Н. С. Григорьевой, приводит к аналогичным выводам: мотивационная сфера личности студентов, существенная доля обучения которых пришлась на период максимальных ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой, претерпевает существенные негативные трансформации.

Эмпирическое исследование мотивации студентов, проходящих дистанционное обучение в университете, стало объектом нашего исследования в конце 2020 г. Более половины опрошенных указывают на падение интереса к учебе и смутно представляют себе дальнейшие перспективы этого процесса; обнаружены и трудности в изучении материала, чувство апатии и неудовлетворенности своим положением в связи с дистанционным обучением [17]. Можно сделать вывод о том, что студент, находящийся в вынужденных условиях самоизоляции и лишенный прямого контакта с образовательной средой, теряет чувство идентичности, перестает осознавать свой социальный статус, что также негативно сказывается на процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций.

В последнем квартале 2021 г. нами проведено исследование ценностно-смысловой сферы личности студента, непосредственным объектом которого стала трансформация ожидания обучающегося, прошедшего либо проходящего вынужденное дистанционное обучение, относительно будущих условий труда. Согласно выводам, полученным в результате анкетного опроса, опыт дистанционного освоения образовательных программ стал фактором, в существенной степени повлиявшим на видение студентами себя в будущей профессии: к ключевым профессиональным ценностям респонденты отнесли возможность выполнения работы в любое время и из любого места, отсутствие привязки к офису и стандартному рабочему дню. Причиной указанной трансформации профессионально-ценностных ориентаций студенты считают именно опыт дистанционного обучения в университете [18].

На основании двух проведенных исследований целесообразно сделать вывод о противоречивом характере влияния дистанционного обучения на процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов. В контексте рассмотрения университетской среды как комплекса взаимосвязанных факторов, влияющих на исследуемый процесс, вынужденный полный переход университетов на дистанционное образование существенно снизил ценность университета как фактора формирования профессионально-ценностных ориентаций в период карантина. Как следствие, полная цифровизация образовательного процесса, по нашей оценке, способна в долгосрочной перспективе оказать разрушительное влияние на систему профессионально-ценностных ориентаций индивида. Тем не менее переход университетов на дистанционный режим обучения, будучи временной мерой, призванной замедлить распространение инфекции, ограничен во времени острой фазой пандемии, а по ее окончании большинство университетов России вернулись к стандартному, очному режиму проведения занятий. Таким образом, опыт временного перевода занятий на дистанционный режим, напротив, по нашей оценке, расширил представления студентов о возможном режиме выполнения учебных и профессиональных задач, что, в свою очередь, дополнило систему их представлений о собственных возможностях, ценностях труда и карьерных перспективах.

Период пандемии послужил фактором интенсификации развития рынка дополнительных образовательных услуг, реализуемых в дистанционном формате. Цена на онлайн-курсы, позволяющие получить базовую квалификацию в востребованной на рынке труда области, колеблется в значительном диапазоне; перед широкими слоями населения открывается возможность получения знаний и навыков, применимых в будущей профессии. Доступность онлайн-курсов, а также их активная рекламная кампания, с нашей точки зрения, создают благоприятный для развития профессионально-ценностных ориентаций информационный климат: реклама онлайн-курсов, появляющаяся в социальных сетях, продвигает ценности высокой квалификации, заработка и соответствующего социального статуса.

Последним из существенных факторов влияния цифровизации общества на формирование профессионально-ценностных ориентаций является цифровая трансформация рынка труда. Интернет-платформы, в частности hh.ru, Avito и ряд других, дают возможность работодателям и соискателям размещать вакансии и резюме. Размещаемые объявления доступны для широкой аудитории пользователей; в большинстве случаев в таких материалах отражена желаемая заработная плата соискателя и возможная заработная плата, предложенная работодателем. Тем самым студент, собирающийся начать активную профессиональную деятельность, способен отслеживать изменения на рынке труда в режиме реального времени, делая собственные выводы о востребованности тех или иных профессий на рынке труда. Широкая доступность этой информации также предстает положительным фактором формирования профессионально-ценностных ориентаций в условиях информационного общества.

Выводы

Рассмотренный комплекс трансформационных процессов, по нашему мнению, представляет собой не просто ряд факторов, которые могут способствовать изменению характера аксиологической сферы личности современного студента, а отражает коренные изменения социальной реальности. Можно заключить, что все социальные институты, так или иначе принимающие участие в формировании профессионально-ценностных ориентаций студенческой молодежи, должны трансформироваться соответствующим образом.

Приемлемыми мерами, соответствующими описанной трансформации, служат адаптация программ высшего образования и методик обучения к характеру мышления современного студента, создание в рамках образовательных учреждений пунктов помощи для студентов, страдающих от компьютерной зависимости и интернет-зависимости, а также интенсивная работа правоохранительных органов по пресечению доступа пользователей к деструктивной информации. Перечисленные меры, полагаем, могут быть реализованы в случае разработки органами власти на федеральном уровне концепции оптимизации профессионально-ценностных ориентаций студентов в условиях информационного общества. Научное сообщество нашей страны, в свою очередь, способно создать теоретическую базу для реализации соответствующих программных документов.

Список источников

1. Мушкирова А. Н. Формирование профессиональных ценностных ориентаций как фактора развития субъектности студентов: дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2015. 148 с.

2. Перевезенцева Н. Л. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза потребительской кооперации в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 182 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 298 с.

4. Чижакова Г. И. Аксиология профессионально-педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. 2013. № 2. С. 46-55.

5. Долгушина Н. А. Теоретическое исследование профессионально-ценностных ориентаций // Альманах современной науки и образования. 2009. № 11. С. 86-88.

6. Руднева Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи: дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2002. 444 с.

7. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с франц. М.: ЛКИ, 2008. 416 с.

8. Дмитриева В. А. Социально-психологический анализ «клипового мышления» активных пользователей сети интернет как феномена современности // Вопросы философии. 2021. № 202. С. 151-161. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-151-161

9. Бухарбаева А. Р., Сергеева Л. В. Творческое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. № 4. С. 787-796. DOI: 10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796

10. Миловидова А. И. Методический потенциал тестирующего элемента технологии Kahoot! при обучении юридическому иностранному языку // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 10 (86). С. 74-82. DOI: 10.17803/2311-5998.2021. 86.10.074-082

11. Robert I. S., Robert E. H. Study Guide to Forensic Psychiatry: A Companion to the American Psychiatric Publishing Textbook of Forensic Psychiatry. Washington, DC: American Psychiatric Association Publishing, 2010. 150 p.

12. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 90-100.

13. Шамахов В. А., Межевич Н. М. Современные информационные технологии: препятствия и помощники в принятии управленческих решений. Статья вторая. Возможности // Управленческое консультирование. 2021. № 6. С. 10-16. DOI: 10.22394/17261139-2021-6-10-16

14. Положение о Главном управлении по противодействию экстремизму МВД России // МВД России. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_ po_protivodejstviju_j/Polozhenie (дата обращения: 12.04.2022).

15. Контроль и надзор // Роскомнадзор. URL: https://rkn.gov.ru/it/control/ (дата обращения: 12.04.2022).

16. Белюченко О. П., Ждамирова И. В., Котова Е. И. Дистанционное образование: «за» и «против» // Academy. 2020. № 8 (59). С. 44-45.

17. Терехин А. С. Влияние дистанционного формата обучения на мотивацию студентов бакалавриата // Социология и право. 2020. № 4 (50). С. 65-69. DOI: 10.35854/22196242-2020-4-65-69

18. Терехин А. С. Социальные ожидания студентов в осуществлении трудовой деятельности в условиях пандемии: социологический анализ // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 1 (5). С. 163-169. DOI: 10.24412/19943776-2022-1-163-169

Информация об авторе

А. С. Терехин — аспирант кафедры управления персоналом; 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32а.

Information about the author

A. S. Terekhin — Postgraduate Student of the Department of Personnel Management; 30-32 Griboedov Channel Emb., St. Petersburg 191023, Russia.

Конфликт интересов: автор декларирует отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи.

Conflict of interest: the author declares no conflict of interest related to the publication of this article.

Статья поступила в редакцию 12.04.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 24.06.2022.

The article was submitted 12.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 24.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.