Научная статья на тему 'Исследование проблемы развития самостоятельной деятельности студентов в профессиональных образовательных организациях: методологические основания'

Исследование проблемы развития самостоятельной деятельности студентов в профессиональных образовательных организациях: методологические основания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS’ INDEPENDENT ACTIVITY / ACTIVITY APPROACH / AXIOLOGICAL APPROACH / PERSONALITY AND DIFFERENTIATED APPROACH / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозкова Наталья Анатольевна

Рассматриваются методологические походы к решению проблемы развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций. Многоплановость изучаемого явления требует его всестороннего рассмотрения. Исследуя феномен «самостоятельная деятельность студентов», автор определяет комплекс взаимодополняющих друг друга методологических подходов: деятельностного, личностно-дифференцированного, аксиологического и интегративного. Обосновывает выбор каждого из подходов в решении проблемы развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций, а также выделяет спектр задач, решаемых методологическими подходами в контексте развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций.В статье значительное место уделяется личностно-дифференцированному подходу, синтезированному на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подходов, которые предполагают, что отношение к личности студента в учебном процессе определяется не столько тем, что он является основной фигурой образования, сколько тем, что представляет собой его личность в плане возможности обучения выбранной специальности.Представленный комплекс методологических подходов может быть использован в практике преподавателями профессиональных образовательных организаций для определения индивидуальной траектории освоения учебных дисциплин студентом и разработки его индивидуальной образовательной программы, а также может служить основой для разработки методического сопровождения по реализации этой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL GROUNDS TO DEVELOPMENT OF STUDENTS’ INDEPENDENT ACTIVITY AT VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The methodological grounds of the development of the students’ independent activity at vocational educational institutions are discussed. The multidisciplinary nature of the issue required the comprehensive review of the “students’ independent activity”. The author defines the complex of complementary methodological approaches. They are activity, personality and differentiated, axiological and integrative approaches. The author substantiates the choice of each approach and determines the range of challenges solved by the methodological approaches in terms of developing the students’ independent activity at vocational educational institutions.The personality and differentiated approach is given much attention to as it is a synthesis of the personality-oriented and differentiated approaches. It presupposes that the attitude towards student’s personality shall be defined by what his/her personality representsin terms of learning capability for the chosen profession rather than the fact that the stu-dent is a central figure in the educational process. This complex of methodological approaches may be used by teachers of vocational educational institutions for defining the individual trajectory of student to learn academic disciplines as well as his/her individual education program. It can also be used as the basis for the elaboration of methodological support.

Текст научной работы на тему «Исследование проблемы развития самостоятельной деятельности студентов в профессиональных образовательных организациях: методологические основания»

Краткие сообщения

УДК 378.026 ББК Ч448.028

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Н.А. Морозкова

Рассматриваются методологические походы к решению проблемы развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций. Многоплановость изучаемого явления требует его всестороннего рассмотрения. Исследуя феномен «самостоятельная деятельность студентов», автор определяет комплекс взаимодополняющих друг друга методологических подходов: деятельностного, личностно-дифференцированного, аксиологического и интегративного. Обосновывает выбор каждого из подходов в решении проблемы развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций, а также выделяет спектр задач, решаемых методологическими подходами в контексте развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций.

В статье значительное место уделяется личностно-дифференцированному подходу, синтезированному на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подходов, которые предполагают, что отношение к личности студента в учебном процессе определяется не столько тем, что он является основной фигурой образования, сколько тем, что представляет собой его личность в плане возможности обучения выбранной специальности.

Представленный комплекс методологических подходов может быть использован в практике преподавателями профессиональных образовательных организаций для определения индивидуальной траектории освоения учебных дисциплин студентом и разработки его индивидуальной образовательной программы, а также может служить основой для разработки методического сопровождения по реализации этой программы.

Ключевые слова: деятельностный подход, аксиологический подход, личностно-дифференцированный подход, интегративный подход, самостоятельная деятельность студентов.

Основополагающей тенденцией среднего профессионального образования в современном обществе является подготовка специалистов, обладающих навыками гибкой адаптации в меняющихся жизненных условиях, переноса имеющегося опыта в новую профессиональную ситуацию с целью эффективного решения проблемы, адекватного коммуникативного взаимодействия в различных социальных группах, самообразования, самосовершенствования.

В ходе теоретического анализа проблемы развития самостоятельной деятельности студентов мы пришли к выводу, что многоас-пектность изучаемого феномена требует все-

стороннего рассмотрения, в основе которого лежит комплекс взаимодополняющих друг друга подходов. Данный комплекс дает возможность целостного и многопланового исследования проблемы на методологическом и теоретическом уровне.

Рассматривая методологические основания решения проблемы исследования, в результате анализа практики образования, работ по теории обучения и развития личности мы пришли к выводу о необходимости комплексного использования следующих современных подходов к решению проблемы развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организа-

Краткие сообщения

ций: деятельностного, личностно-дифференцированного, аксиологического и интегративного. Выбор данных научных подходов был обусловлен следующими причинами:

- деятельностный подход позволяет изучить и описать особенности взаимодействия субъектов учебного процесса, охарактеризовать этапы, пути и компоненты деятельности педагога и студента с единых методологических позиций, изучить специфику деятельности всех участников учебного процесса;

- личностно-дифференцированный подход позволяет определить и разработать содержание индивидуальной образовательной программы, ориентированной на потребности и интересы личности, а также обеспечить создание комфортных условий для реализации подобной программы с учетом индивидуальных особенностей студента;

- аксиологический подход дает возможность изучать предметы и явления с позиции ценностных ориентиров студента и его профессиональной подготовки;

- интегративный подход позволяет рассмотреть профессиональную подготовку студента как единый процесс, дающий качественно новый результат в образовании, становлении студента как специалиста среднего звена.

Современность ставит перед средним профессиональным образованием новый комплекс задач по подготовке специалистов. Весь образовательный процесс направлен на конечный результат, то есть на подготовку специалиста с необходимыми профессиональными качествами. Одним из актуальных подходов в обучении является деятельностный подход. «Деятельностным подходом называется методологическое учение, предполагающее описание, объяснение и проектирование путей развития различных явлений, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности» [6]. Данный подход решает следующие задачи:

- обучение самостоятельной деятельности;

- формирование профессиональных качеств и системы ценностей;

- формирование целостной картины миры.

С точки зрения педагогики, анализ проблемы деятельности - важнейшая методологическая основа концепции развития личности. Это обуславливается тем, что вне деятельности невозможно решение каких-либо задач учебного процесса. «Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание

которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры» [7]. А «субъект деятельности... есть активно функционирующая личность (преподаватель, студент.)» [4].

Главная особенность деятельностного подхода заключается в том, что профессиональные знания и опыт приобретаются в процессе самостоятельной деятельности. При этом студент становится субъектом обучения. Его задача заключается в активном участии в учебном процессе. Педагог лишь направляет эту деятельность, помогает определить индивидуальный вектор обучения и контролирует процесс. Результатом является увеличение объема профессиональных знаний и навыков студента.

Деятельностный подход предполагает, что в рамках взаимодействия «преподаватель -студент», «студент - студент» главная роль отводится способности принимать другого человека, группу, самого себя, иное мнение, отношение к жизни.

У студентов профессиональных образовательных организаций необходимо развивать адекватное отношение к человеческим ценностям, к собственной личности; такой подход к самостоятельной профессиональной деятельности наиболее продуктивен в личностнодифференцированном аспекте.

Личностно-дифференцированный подход синтезирован на основе личностно-ориентированного и дифференцированного подходов. Использование данного подхода в исследовании развития самостоятельной деятельности студента означает, что в центре учебного процесса находится личность студента, ее потребности, интересы, мотивы, а условием самореализации является деятельность.

Задачей преподавателя, в первую очередь, является создание условий для развития самостоятельной деятельности студентов. Для этого, помимо прочих активизирующих факторов, необходимо создание положительной мотивации выбранной специальности и повышение усвояемости общеобразовательных и специальных дисциплин посредством использования познавательного интереса к ней.

Исследователями установлены группы ценностей профессионального образования:

- ценности, связанные с утверждением в обществе, социальной среде;

- ценности, связанные с удовлетворением потребностей личности;

- ценности, связанные с самосовершенствованием;

- ценности, связанные с самовыражением личности.

В.А. Ядов справедливо указывает на то, что «формирование ценностных ориентаций отвечает высшим социальным потребностям личности в саморазвитии и самовыражении, притом в социально-конкретных, исторически обусловленных формах жизнедеятельности, характерных для образа жизни общества и социальных групп, к которым принадлежит индивид и с которыми себя идентифицирует, а следовательно - мировоззрение, идеологию и образ мыслей которых он разделяет» [8].

Мы солидарны с Е.В. Яковлевым и

Н.О. Яковлевой, что под аксиологическим подходом понимается ориентация исследования, при которой явление рассматривается с точки зрения ценностей, связанных с возможностями удовлетворения потребностей людей [9].

Аксиологический подход в среднем профессиональном образовании означает изучение предметов и явлений с позиции их ценности для развития студента и его профессиональной подготовки, а преобладание смыслообразующих ценностей деятельности в структуре мотивов побуждает студентов к самостоятельной деятельности.

Аксиологический подход - это способ организации и реализации деятельности в учебном процессе и использования ее результатов с позиции тех или иных ценностей. «В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение и эвристика» [5].

Кроме того, весь учебный процесс ориентирован на создание педагогом условий для успешного освоения студентом учебных и профессиональных знаний, их накопления и последующего активного применения на практике. Большую помощь в решении поставленных задач оказывает интегративный поход, объединяющий общеобразовательные и профессиональные дисциплины, позволяющий приобретать прочные знания и навыки самостоятельно.

Интегративный подход призван донести до сознания студентов общность предметов одного цикла, а также показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.

Интегративный подход в обучении обеспечивает расширение рамок получения профессиональных знаний и навыков.

Потребность синтезировать знания проявляет себя в интегративной форме.

Первый уровень интеграции характеризуется обогащением содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами.

Второй уровень характеризуется развитием творческих способностей через развитие интеллекта обучаемого, творческого воображения, формирования представления об общечеловеческих ценностях.

Интеграция предметов - одно из направлений, связанных с активным поиском новых педагогических решений, способствующих улучшению профессиональной подготовки студентов. «Интеграцию можно определить как новую форму взаимосвязи (общего и профессионального, инженерного и экономического образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность - монообъект, новая структура, новые функции» [2].

Задачи интегративного подхода:

- развитие у студентов способности к самосовершенствованию ;

- формирование у студента устойчивых представлений о профессии в ее органической связи с общеобразовательными дисциплинами.

«Под интеграцией надо понимать не синтез дисциплин и не аддитивное их совместное существование в обобщающем фолианте, а некий общий взгляд на предмет, но не с позиций какой-либо дисциплины., а с позиций фундаментальных общечеловеческих интересов и ценностей» [3]. Подобный подход к профессиональному образованию способствует стиранию граней между различными частями знаний, то есть интеграции учебных дисциплин. Происходит принципиальное изменение роли преподавателя в образовательном процессе.

Интегративные взаимодействия всесторонне влияют на процесс профессиональной подготовки студентов профессиональных организаций: от постановки задач до его организации и результатов. С помощью интегративного подхода на качественно новом уровне решаются задачи профессионального образования, развития студентов, также закладывается фундамент комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной

Краткие сообщения

действительности. Реализация интегративного подхода в профессиональном образовании активизирует умственную и самостоятельную деятельность студентов, способствует развитию интереса к знаниям, делает обучение компетентностным [1].

Таким образом, использование данных методологических подходов к проблеме развития самостоятельной деятельности студентов профессиональных образовательных организаций позволяет более продуктивно решать вопросы развития самостоятельной деятельности в процессе становления специалиста среднего звена.

Литература

1. Адамко, М.А. Интегративный подход в контексте решения задач компетентност-ного обучения /М.А. Адамко // Первое сентября. - 2014. - http://festival/1september.ru.

2. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации / В. С. Безрукова // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. -Свердловск, 1990. - С. 5-26.

3. Бусыгин, А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития / А.Г. Бусыгин. - Ульяновск: Симбирская книга, 2003. - 216 с.

4. Гнатышина, Е.А. Компетентностно

ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения:

моногр. / Е.А. Гнатышина. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 424 с.

5. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. -Оренбург: ОГПУ, 1996. - 190 с.

6. Кузьмина, Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища /

Н.В. Кузьмина. - М., 1989. - 287 с.

7. Философский энциклопедический словарь. - М. : Совет. энцикл., 1989. - 815 с.

8. Ядов, В.А. Социальная идентичность личности /В.А. Ядов. - М. : Высш. шк., 1994. -428 с.

9. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

Морозкова Наталья Анатольевна, аспирант кафедры педагогики, Челябинский государственный педагогический университет (Челябинск), [email protected].

Bulletin of the South Ural State University Series “Education. Pedagogy” _____________2014, vol. 6, no. 1, pp. 121-125

METHODOLOGICAL GROUNDS TO DEVELOPMENT OF STUDENTS’ INDEPENDENT ACTIVITY AT VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

N. A. Morozkova, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The methodological grounds of the development of the students’ independent activity at vocational educational institutions are discussed. The multidisciplinary nature of the issue required the comprehensive review of the “students’ independent activity”. The author defines the complex of complementary methodological approaches. They are activity, personality and differentiated, axiological and integrative approaches. The author substantiates the choice of each approach and determines the range of challenges solved by the methodological approaches in terms of developing the students’ independent activity at vocational educational institutions.

The personality and differentiated approach is given much attention to as it is a synthesis of the personality-oriented and differentiated approaches. It presupposes that the attitude towards student’s personality shall be defined by what his/her personality represents in terms of learning capability for the chosen profession rather than the fact that the student is a central figure in the educational process.

This complex of methodological approaches may be used by teachers of vocational educational institutions for defining the individual trajectory of student to learn academic disciplines as well as his/her individual education program. It can also be used as the basis for the elaboration of methodological support.

Keywords: activity approach, axiological approach, personality and differentiated approach, integrative approach, students ’ independent activity.

References

1. Adamko M.A. Integrativnyy podkhod v kontekste resheniya zadach kompetentnostnogo obuche-niya [Integrative Approach to Settlement of Problems of Competence-Based Education]. Аvailable at: http:// festival.1september.ru/595604/ (accessed 12 November 2013).

2. Bezrukova V.S. Pedagogical Integration: Subject Matter, Scope, Implementation Mechanism [Pedagogicheskaya integratsiya: sushchnost', sostav, mekhanizm realizatsii]. Integration processes in educational theory and practice [Integratsionnye protsessy v pedagogicheskoy teorii i praktike]. Sverdlovsk, 1990. pp. 5-26.

3. Busygin A.G. Desmoekologiya ili teoriya obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya [Desmoeco-logy or Educational Theory for Sustainable Development]. Ulyanovsk, Simbirskaya Kniga Publ., 2003. 216 p.

4. Gnatyshina E.A. Kompetentnostno orientirovannoe upravlenie podgotovkoy pedagogov profes-sional'nogo obucheniya [Competence-Oriented Approach to Management of Vocational Teachers’ Training Process]. St. Petersburg, Knizhnyy Dom Publ., 2008. 424 p.

5. Kir'yakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey [Personality Orientation in the World of Values]. Orenburg, OGPU Publ., 1996. 190 p.

6. Kuz'mina N.V. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha [Professional Activity of Teacher and Master of Vocational Training at Vocational Training School]. Мoscow, Vysshaya shkola Publ.,1989. 287 p.

7. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopaedic Dictionary]. Мoscow, Sovet-skaya entsiklopediya Publ., 1989. 815 p.

8. Yadov V.A. Sotsial'naya identichnost' lichnosti [Social Identity of Personality]. Мoscow, Vysshaya shkola Publ., 1994. 428 p.

9. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov [Pedagogical Study: Contents and Presentation of Results]. Chelyabinsk, RBIU Publ., 2010. 316 p.

Поступила в редакцию 10 декабря 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.