Научная статья на тему 'Тенденции развития иноязычного образования в условиях контекстного подхода'

Тенденции развития иноязычного образования в условиях контекстного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
948
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / CONTEXTUAL APPROACH / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / METHODOLOGICAL REFLECTION / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР / INTEGRATIVE NATURE / КОНТЕКСТ / CONTEXT / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / TRENDS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршуткина А. Т.

В статье рассматриваются вопросы модернизации иноязычного образования в условиях контекстного подхода. Отмечается, что в настоящее время в профессиональном образовании выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих иностранными языками на уровне международных стандартов, компетентных в области иноязычного профессионального общения, способных к академической и социальной мобильности. Нарастающей тенденцией является интеграция компетентностного и личностно ориентированного подходов в единую концептуальную основу. Синтезированным подходом, в рамках которого можно осуществить постепенный переход с обучающих позиций на языковое образование, становится контекстный подход. Понимание контекстного подхода как целостного образования потребовало рассмотрения различных его сторон и элементов в постоянном взаимном интегративном опосредствовании. Это позволило исследовать данный подход как одно из перспективных направлений развития образования. Современный контекстный подход представляет собой важный фактор смыслообразования, благодаря которому интенсифицируются процессы личностного освоения содержания образования, происходит трансформация учебной мотивации в профессиональную, формируется позиция субъекта учебно-познавательной деятельности, эффективно содействующая личностно профессиональной и социальной самореализации будущего специалиста. Ведущими тенденциями развития иноязычного образования в рамках контекстного подхода являются: новое методологическое осмысление основных составляющих процесса обучения иностранным языкам, философско-антропологическое понимание «контекста» в образовательном пространстве, стремление к целостности и системности в организации и самоорганизации образовательного процесса, интегративный характер иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паршуткина А. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION WITHIN THE CONTEXTUAL APPROACH

The article deals with the modernization of foreign language education within the contextual approach. It is noted that the task of training the experts, possessing the knowledge of foreign languages at the level of international standards, competent in foreign languages in the field of professional communication, capable of academic and social mobility is currently put forward in vocational education. A growing trend is to integrate competency and personality-oriented approaches into a single conceptual framework. A synthesized approach, whereby it is possible to carry out a gradual transition to teaching positions on language education, becomes the contextual approach. Understanding the contextual approach as a holistic education required the consideration of its various sides and elements in constant mutual integrative mediation. It allowed to explore this approach as one of the most promising areas for the development of education. The modern contextual approach constitutes an important factor of meaning through which the process of personality development of educational content intensifies, and the transformation of learning motivation into the vocational sphere occurs, the position of the subject of training and learning activities, effectively promoting occupational and social personality self-realization of the future specialist is formed. The leading trends in foreign language education within the context of the new approach are: the new methodological reflection on the basic components of the process of teaching foreign languages, philosophical and anthropological understanding of the “context” in the educational space, striving for integrity and consistency in the organization and self-organization of the educational process, the integrative nature of foreign language education.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития иноязычного образования в условиях контекстного подхода»

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА

А.Т. Паршуткина

Кафедра иностранных языков и методики их преподавания Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина ул. Коммунаров, 28/1, Елец, Россия, 399770

В статье рассматриваются вопросы модернизации иноязычного образования в условиях контекстного подхода. Отмечается, что в настоящее время в профессиональном образовании выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих иностранными языками на уровне международных стандартов, компетентных в области иноязычного профессионального общения, способных к академической и социальной мобильности. Нарастающей тенденцией является интеграция компетентностного и личностно ориентированного подходов в единую концептуальную основу. Синтезированным подходом, в рамках которого можно осуществить постепенный переход с обучающих позиций на языковое образование, становится контекстный подход. Понимание контекстного подхода как целостного образования потребовало рассмотрения различных его сторон и элементов в постоянном взаимном интегративном опосредствовании. Это позволило исследовать данный подход как одно из перспективных направлений развития образования. Современный контекстный подход представляет собой важный фактор смыслообразования, благодаря которому интенсифицируются процессы личностного освоения содержания образования, происходит трансформация учебной мотивации в профессиональную, формируется позиция субъекта учебно-познавательной деятельности, эффективно содействующая личностно профессиональной и социальной самореализации будущего специалиста. Ведущими тенденциями развития иноязычного образования в рамках контекстного подхода являются: новое методологическое осмысление основных составляющих процесса обучения иностранным языкам, философско-антропологическое понимание «контекста» в образовательном пространстве, стремление к целостности и системности в организации и самоорганизации образовательного процесса, интегративный характер иноязычного образования.

Ключевые слова: иноязычное образование, контекстный подход, методологическое осмысление, интегративный характер, контекст, тенденции развития

Современные тенденции развития общества, культуры и образования требуют межкультурной коммуникативной компетентности личности, обуславливающей ее способность и готовность жить в условиях поликультурного мира [5. С. 6]. В этих условиях потребность в быстрой адаптации в интегрированном мире, расширение межкультурных контактов усиливают мотивацию в изучении языков международного общения. Современное иноязычное образование рассматривается как наукоемкий процесс, в рамках которого решаются вопросы жизнедеятельности человека, переосмысливаются научные знания о месте и роли языка в поликультурном обществе.

Параллельно с прогрессивными тенденциями, наблюдаемыми в объективной педагогической действительности, четко прослеживаются и кризисные явления. Современная система образования как саморазвивающаяся система, обладающая относительной стабильностью, вступает в противоречие с обществом, изменив-

шим аксиологические ориентиры своего развития. «Сциентистская» модель обучения исчерпала свой потенциал, и сегодня необходимо определить, какой же должна быть модель образования XXI в. [1. С. 3].

По мнению ученых (Л. Буева, М. Мамардашвили, Ф. Михайлова и др.), кризис образования непосредственно соотносится с кризисом «образования человека», антропологической катастрофой. Он связан с проблемой существования человека в постоянно меняющемся мире, поиском смысла и гармонии в нем. Другой аспект кризиса образования связан с «дефицитом культуры в образовании» (В.П. Зинченко), технократической перегрузкой образования, его «гуманитарным голоданием» (Э.Д. Днепров). Следствием кризиса в образовании является трансляция знания в отчужденной, безличной форме, что влечет за собой дегуманизацию и отчуждение в сфере образования.

Кризис образования, по нашему мнению, следует рассматривать как закономерное явление, как один из законов развития системы, ведущий к развитию образования. В условиях кризиса, характеризующегося сменой педагогической парадигмы, система образования приобретает новые черты. Становясь интегрированной, многоуровневой и многоступенчатой, новая модель образования подразумевает дополнительные перспективы для личностного и профессионального развития.

Несмотря на то, что компетентностный подход преодолевает отчуждение образования, теоретическая модель данного подхода, инструментальные средства его реализации вызывают острые дискуссии. Особенно много споров возникает по поводу многочисленных компетенций. Поскольку все они разноплановы, их невозможно объединить единым методологическим подходом. Поэтому практическая реализация компетентностного подхода представляет сегодня весьма сложную задачу.

Е.И. Пассов справедливо отмечает: «В компетентностном подходе нет той основы, систематизирующего стержня, фактора, на основе которого может произойти интеграция: все компетенции рядоположены, комплементарны, комплектны (но не комплексны! Не системны!). Есть их совокупность, аддитивность, конгло-мерантность, суммарность — как угодно, но интеграции, т.е. нового качества это не даст. Они — не уровневы, а в любой системе должны быть уровни и среди них — ведущий, управляющий. У человека таким уровнем служит мировоззрение (с его национальным аспектом — менталитетом), где главенствующую роль играют ценности (аксиология). Они и выполняют регулятивную функцию в деятельности человека. Без них нельзя говорить об образовании» [8. С. 38—39].

Не только в компетентностном, но и в личностно ориентированном подходе в современных условиях наблюдаются инновационные тенденции. В нем, по мнению Э.Ф. Зеер, появляется профессиональная составляющая. В «личностно ориентированном обучении главное — развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе», что, в свою очередь, «предполагает не просто активность и самостоятельность учащегося, но обязательно субъективную активность и самостоятельность» [3. С. 45]. В личностно ориентированном подходе происходит переориентация целей обучения на социализацию, самореализацию человека в культуре. В составе личностных и профессиональных компетенций будущих специалистов отмечаются рефлексивные и ценностно-смысловые свойства.

Закономерной тенденцией современного образования выступает интеграция компетентностного и личностного подходов. Отмечается приоритетность личностных компетенций, которые определяют успешную профессиональную деятельность выпускника.

В свете вышеперечисленных тенденций важное значение приобретает концепция контекстного подхода в иноязычном образовании, которая подтверждает переход от традиционной к гуманистической, личностно ориентированной образовательной парадигме, высшей ценностью считающей развитие и самоактуализацию личности человека. Учитывая данное положение, можно утверждать, что в рамках контекстного подхода возможно осуществить постепенный переход с обучающих позиций, на языковое образование.

Контекстный подход рассматривается нами как совокупность внешних (организация педагогического процесса; совокупность форм, методов и средств обучения, связанных с достижением определенных целей; внешнее окружение учащегося: культурное, историческое, социальное) и внутренних (система личностных особенностей: эмоциональных, деятельностных, поведенческих) факторов, которые обуславливают положительную динамику в обучении иностранным языкам.

Особенности процесса становления и развития контекстного подхода в отечественном иноязычном образовании сопряжены с феноменом «образование», с понятием «парадигма образования», с развитием смежных наук, с процессами интеграции, с усилением роли внутреннего и социокультурного контекстов личности в образовательной деятельности.

Сложность и противоречивость процесса становления контекстного подхода обнаруживает важную тенденцию его развития — это стремление приблизить процесс обучения к практической деятельности человека.

Беря во внимание эту тенденцию, можно наполнить новым методологическим звучанием все компоненты системы обучения иностранным языкам в рамках контекстного подхода.

Во-первых, конструктивному анализу подвергается категория метода обучения. В истории обнаруживается тенденция поиска эффективных путей обучения иностранным языкам. Проблема поиска оптимального соотношения традиционных и инновационных методов обучения является сегодня весьма актуальной.

Методологического осмысления в рамках контекстного подхода требует и цель обучения. По мнению Н.Д. Гальсковой [2], современный этап развития общества требует согласования сущности и содержания целей обучения иностранным языкам с требованиями межкультурной коммуникации, которая трактуется отечественными лингводидактами как совокупность специфических процессов взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих к разным лингвоэтнокуль-турным сообществам (И.И. Халеева), и учет направленности всей системы образования на личность обучаемого.

Учеными ведутся поиски интегративной цели обучения иностранным языкам в рамках существующей парадигмы образования.

Е.И. Пассов [8] определяет цель обучения иностранным языкам не только как учебную (умение общаться, владение коммуникативной компетенцией), но и как

образовательную (образование духовного человека). Иностранный язык — это не «учебный предмет», а «образовательная дисциплина», которая обладая огромным потенциалом, способна внести весомый вклад в развитие индивидуальности человека.

Интегративная сущность цели обучения выражается не только в практическом владении иностранными языками, но и в получении общеобразовательных знаний и, как следствие, в формировании интегрированной компетенции (Е.А. Лок-тюшина). Таким образом, цели познавательные дополняются целями поведенческими. В результате происходит осознание и понимание практической роли познания, возможности использования приобретённых знаний в будущей профессии.

Целью органически связанного профессионального и языкового образования в вузе является формирование интегрированной профессиональной иноязычной компетентности будущего специалиста в единстве всех его компонентов через освоение профессионального и языкового опыта в ситуациях межкультурного взаимодействия, а также интеграцию языкового опыта в структуру профессиональной деятельности [7. С. 68].

Методологического осмысления требует также наблюдаемая сегодня тенденция, изменяющая содержание иноязычного образования.

По мнению А.К. Крупченко, понятие содержания образования отталкивается от традиционного, предусматривающего три компонента: лингвистический (языковой материал), психологический (формирование навыков и умений пользования изучаемым языком при общении), методологический (овладение учащимися рациональными приемами учения) [6. С. 24]. Отмечается, что каждый элемент содержания усваивается в деятельности, в результате которой приобретается опыт. Профессиональная направленность в обучении иностранному языку достигается только в том случае, если полученные знания можно использовать в профессиональной деятельности.

Если трактовать содержание образования как некоторый набор видов опыта, который должны освоить обучаемые, то развитие этого содержания можно представить как непрерывное усложнение состава и структуры входящих в него видов опыта, что обусловлено непрерывным развитием всех сфер общественной культуры [9. С. 26].

Формирование интегрированной профессиональной компетенции складывается из опыта профессиональной деятельности и языкового опыта, получаемого в результате взаимодействия участников межкультурного общения. Основной единицей содержания обучения выступает проблемная ситуация, хотя и для привычных задач и заданий есть достаточно места. Овладевая нормами компетентных предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального, совместного анализа и разрешения «профессионально-подобных» ситуаций, студент развивается и как специалист, и как член общества.

Переход к новой методологии в контекстном обучении иностранным языкам затрагивает и технологическую сторону этого процесса. Современные технологии должны быть основаны на принципах проблемности, интерактивности, ситуа-тивности, моделировании профессионально-контекстных ситуаций [4. С. 93].

Использование интегрированных технологий контекстного подхода (подход основан на интеграции традиционных и инновационных технологий) в учебном процессе способствует формированию целостного образа иноязычной культуры и обеспечивает возможность анализа слова в контексте культуры. Языковые средства, вовлеченные в ситуативные обстоятельства, в аутентичные речевые ситуации, представляющие собой моделирование реальной жизни, приобретают содержание и смысл. Эти ситуации реализуются в контексте и имеют проблемный характер.

Кроме того, контекстный подход в языковом образовании отражает процессуальную сторону формирования научного мировоззрения личности. Язык выступает своеобразным мостом межу действительностью и человеком, создавая картину мира, влияет на действительность и обеспечивает познавательную деятельность человека.

В результате проведенного анализа контекстного подхода и основных тенденций в области иноязычного образования были сформулированы те важные задачи и проблемы, которые приводят теоретическое исследование к новому взгляду на дальнейшее развитие контекстного подхода в обучении иностранным языкам.

Первую тенденцию мы связываем с философско-антропологическим осмыслением содержания понятия «контекст», а именно: какое место он занимает в бытии человека. Это привело нас к важному заключению о том, что данный конструкт можно продуктивно использовать в образовании. Учитывая различные контексты в образовательном пространстве, можно расширить границы познания, обогатить предметно-смысловое поле образования, наметить перспективные линии его развития. В контекстах бытия прослеживается логика развития человека в культуре и образовании. С помощью контекста можно вывести новые теоретические основания взаимодействия языка, мировоззрения и языковой картины мира, возникающие в связи с решением образовательных задач, касающихся овладения человеком неродным языком.

Следующей тенденцией развития иноязычного образования в рамках контекстного подхода является стремление к целостности и системности в организации и самоорганизации образовательного процесса, включающего все компоненты. Поэтому подход как категория понимается шире «стратегии обучения». Его (подход) связывают с ценностной составляющей парадигмы образования.

В современном иноязычном образовании все четче прослеживаются интегра-тивные тенденции. Интеграционные взаимодействия основываются на философских принципах (единство мира, целостность, всеобщая связь явлений). Интегративный характер иноязычного образования тесно связан с процессом целостного познания, поскольку в данном процессе открываются новые связи и взаимоотношения между компонентами системы образования. Этот процесс является важным фактором развития иноязычного образования, познавательной деятельности, формирования мировоззрения индивида. Стремление к интеграции иноязычного образования можно объяснить стремлением языковой личности к целостному развитию, к единению с окружающим миром.

Нарастающей тенденцией иноязычного образования является усиление социокультурного контекста. Поскольку язык является составной частью системы социальных отношений, его необходимо изучать в социокультурном контексте, при непосредственном влиянии изменений в обществе, с учетом отношений в поликультурном пространстве. Все эти факторы влияют на развитие языка. Контекстный подход предусматривает изучение культурно-языковой ситуации в целом, позволяющей понять не только особенности реального использования языка, но и процесс формирования мировоззрения человека, приобщения его к мировым ценностям. В новом социально-культурном контексте образование в области иностранных языков приобретает ярко выраженную и практически «осязаемую» культурно-интегрирующую ценность, позволяющую осознать, что поликультурное и мультилингвальное общественное пространство требует от действующих в нем субъектов терпимости и понимания в общении с представителями иных национально-культурных социумов [2].

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что феномен контекстного подхода представляет особый интерес для ученых, которые изучают язык, культуру и языковую личность в образовании, поскольку дает возможность для дальнейшего его исследования с позиций современного научного знания. Такой подход является, на наш взгляд, новым и перспективным направлением в обучении иностранным языкам в условиях трансформации как всего общества вообще, так и системы образования в частности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Архипова О.В. Модель университетского образования в условиях смены исторического типа культуры (аксиологический аспект): автореф. ... канд. философ. наук. СПб., 2004. 24 с.

[2] Гальскова Н.Д. Основные парадигмальные черты современной методической науки // Иностранные языки в школе. 2011. № 7. С. 2—13.

[3] Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Екатеринбург, 2002. 126 с.

[4] Исаев Е.А. Компетентностный подход в профессиональном лингвообразовании // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2-1 (58). С. 92—95.

[5] Карташова В.Н. Приоритетные направления в развитии иноязычного образования: материалы Международной научно-практической видеоконференции «Иноязычное образование: векторы развития». Елец, 2015. С. 3—6.

[6] Крупченко А.К. К вопросу о профессиональной лингводидактике. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. М.: Экзамен, 2004. С. 243.

[7] Локтюшина Е.А. Иностранный язык в профессиональной деятельности современного специалиста: проблемы языкового образования: монография. Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. 238 с.

[8] ПассовЕ.И. Мутагенез методики: как спасти науку. Елец: МУП «Типография», 2012. 266 с.

[9] Сериков В.В. О природе компетентностного образования // Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании: теория, методология, технологии: материалы Междунар. научн.-практ. конф. г. Москва, 11-12 нояб. 2008 г. / Отд-ние философии образования и теоретич. Педагогики РАО, Столичная фин. гуманит. акад., Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. М.: НОУ ВПО «СФГА», 2008. С. 26-32.

THE TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION WITHIN THE CONTEXTUAL APPROACH

T.A. Parshutkina

Department of Foreign Languages and Methods of their Teaching

Bunin Yelets State University Kommunarov str., 28/1, Yelets city, Lipetsk region, Russia, 399770

The article deals with the modernization of foreign language education within the contextual approach. It is noted that the task of training the experts, possessing the knowledge of foreign languages at the level of international standards, competent in foreign languages in the field of professional communication, capable of academic and social mobility is currently put forward in vocational education. A growing trend is to integrate competency and personality-oriented approaches into a single conceptual framework. A synthesized approach, whereby it is possible to carry out a gradual transition to teaching positions on language education, becomes the contextual approach. Understanding the contextual approach as a holistic education required the consideration of its various sides and elements in constant mutual integrative mediation. It allowed to explore this approach as one of the most promising areas for the development of education. The modern contextual approach constitutes an important factor of meaning through which the process of personality development of educational content intensifies, and the transformation of learning motivation into the vocational sphere occurs, the position of the subject of training and learning activities, effectively promoting occupational and social personality self-realization of the future specialist is formed. The leading trends in foreign language education within the context of the new approach are: the new methodological reflection on the basic components of the process of teaching foreign languages, philosophical and anthropological understanding of the "context" in the educational space, striving for integrity and consistency in the organization and self-organization of the educational process, the integrative nature of foreign language education.

Key words: foreign language education, contextual approach, methodological reflection, integrative nature, context, trends of development

REFERENCES

[1] Arkhipova O.V Model universitetskogo obrazovanija v uslovijah smeny istoricheskogo tipa kultury (aksiologicheskij aspekt). Avtoref. ... kand. filosof. nauk [The model of university education in the context of changing historical type of culture (axiological aspect). PhD thesis abstract ]. Saint-Petersburg, 2004. 24 p.

[2] Galskova N.D. Osnovnye paradigmalnye cherty sovremennoj metodicheskoj nauki [The main features of the paradigm of modern methodical science]. Inostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school], 2011, no 7, pp. 2—13.

[3] Zeer E.F. Professionalno-obrazovatelnoe prostranstvo lichnosti [The vocational and educational space of the individual]. Yekaterinburg, 2002. 126 p.

[4] Isaev E.A. Kompetentnostnyj podhod v professionalnom lingvoobrazovanii [Competence approach in professional linguistic education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2014, no 2-1 (58), pp. 92—95.

[5] Kartashova V.N. Prioritetnye napravlenija v razvitii inojazychnogo obrazovanija [Priority directions in the development of foreign language education]. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj videokonferencii "Inojazychnoe obrazovanie: vektory razvitija" [Proceedings of the International scientific-practical videoconference «Foreign language education: development vectors»]. Yelets, 2015, pp. 3-6.

[6] Krupchenko A.K. K voprosu o professionalnoy lingvodidaktike: Sovremennye teorii i metodiki obucheniya inostrannym yazykam [To the issue of professional lingvodidactics. The modern theories and methods of teaching foreign languages]. Moscow, Publishing house «Exam», 2004. 243 p.

[7] Loktyushina E. A. Inostrannyy yazyk v professionalnoy deyatelnosti sovremennogo spetsialista: problemy yazykovogo obrazovaniya [Foreign language in the professional activity of a modern specialist: the problems of language education], Volgograd, Publishing house «Change», 2012. 238 p.

[8] Passov E.I. Mutagenezmetodiki:kakspastinauku [The mutagenesis ofmethods: how to save science], Yelets, "Typography" Publ., 2012. 266 p.

[9] Serikov V.V. O prirode kompetentnostnogo obrazovaniya [About the nature of competence-based education]. Kompetentnostnyy podkhodvvysshemprofessional'nomobrazovanii: teoriya, metodologiya, tekhnologii: Materialy Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. [Competence approach in higher vocational education: theory, methodology, technology: Proced. of International scientific conf.]. Moscow, «SFGA" Publ., 2008, pp. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.