что педагоги и ученики полностью удовлетворены характеристиками образовательной среды школы. И лишь 5 % (1 чел.) учеников низко оценили удовлетворенность образовательной средой школы.
Для 75 % (15 чел.) педагогов и 95 % (19 чел.) учеников из школы, не реализующей инклюзивную практику, характерен высокий уровень психологической удовлетворенности образовательной средой, то есть педагоги и ученики довольны, тем, что в школе происходят много важных, интересных и радостных событий. Они свободно могут высказывать свою точку зрения в общении и в трудную минуту им всегда окажут помощь и поддержку. И лишь 25 % (5 чел.) педагогов и 5 % (1 чел.) учеников не считают, что в их школе созданы все условия для удовлетворения их интересов и развития их способностей. Положительной тенденцией является отсутствие у педагогов и учеников из школы, не реализующей инклюзивную практику низкого оценивания психологической удовлетворенности образовательной средой.
Выводы. Таким образом, рассмотренные особенности параметров психологической безопасности образовательной среды начального общего образования, реализующего инклюзивную практику, свидетельствуют о том, что психологическая комфортность, удовлетворенность и отношения в образовательной среде школы, реализующей инклюзивную практику, имеют более низкие значения, чем в образовательной среде школы, не реализующей инклюзивную практику.
Литература:
1. Алехина, С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / Отв. ред. Т.Н. Гусева. - Москва: Центр «Школьная книга», 2010. - Вып. 1. -С. 7 - 12.
2. Дунаевская, Э.Б., Котова, С.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Федеральных государственных стандартов начального общего образования // Абакан, 2013.
3. Дунаевская, Э.Б., Роль психологически безопасной образовательной среды для проявления одаренности в инклюзивном образовании. В сборнике: КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА. Коллективная монография,Санкт-Петербург, 2015.
4. Котова, С.А., Граничина О.А., Савинова, Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. - СПб. 2007. - 164 с.
5. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. - 288 с.
Психология
УДК 37.015.3
магистрант 2 курса Зарубина Елизавета Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Корякина Татьяна Григорьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова" (г. Якутск)
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У ОПТАНТОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формировании мотивации у старшеклассников при профессиональном самоопределении после окончания средней общеобразовательной школы. Проанализированы различные факторы влияния на конечное мнение старшеклассников: особенности возраста, мнение педагогов, ценности, транслируемые в обществе. Выявлена и обоснована необходимость проводить профориентационную работу посредством соглашения с учреждениями дополнительного образования, которые помогут школьникам более детально изучать информацию о дальнейшем самоопределении и сделать выбор, который максимально будет соответствовать ожиданиям самого оптанта.
Ключевые слова: профориентация, мотивация, выпускники школ, старшеклассники, сопровождение, дополнительное образование, ценности, убеждения.
Annotation. This article deals with the problem of the formation of motivation among high school students in professional self-determination after graduating from the secondary school. Analyzed various factors influencing the final opinion of high school students: features of age, the opinion of teachers, values, broadcast in society. Identified and justified the need to carry out career guidance through an agreement with additional education institutions that will help students learn in more detail information about further self-determination and make a choice that will best meet the expectations of the optant himself.
Keywords: career guidance, motivation, school graduates, high school students, support, additional education, values, beliefs.
Введение. Юность является наиболее важным этапом формирования и последующего развития личности. В этот период происходит определение и становление системы личностных ценностей, осознанного мировоззрения, в том числе формируется отношение к различным профессиям, которые с этого момента начинают анализироваться с точки зрения собственной занятости и самоопределения.
В нашей статье мы подробно рассматриваем проблематику мотивации профессиональной деятельности у детей старшего возраста, факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, особенности и основные характеристики их выбора в плане профессионального развития, которые имеют непосредственное влияние на конечное определение дальнейшего пути. Решение этого сложного и во многом определяющего всю последующую жизнь вопроса приходится на пору юности, когда наиболее сложно задать курс своему будущему.
Основная сложность данного выбора состоит в том, что для профессионального самоопределения необходимо не только владеть определённым набором навыков, знаний и умений, но и обладать рядом качеств личностного характера. Неподготовленные старшеклассники редко имеют возможность адекватно
проанализировать и оценить свои возможности и степень наличия качеств, которые необходимы для определённой профессии. Главными факторами возникающих проблем в этом процессе являются:
• отсутствие определённой доли самостоятельности;
• недостаточная степень самоконтроля;
• малая ориентированность в научно-психологических аспектах выбора профессии;
• невозможность самостоятельного осознания важности верного и своевременного выбора профессии.
Психологическая составляющая является основополагающим элементом будущего выбора, которому
необходимо уделять повышенное внимание. Постановка рассматриваемой проблемы, всестороннее изучение её аспектов, тщательная работа, направленная на подготовку старшеклассников к осознанному выбору и верному определению своего профессионального пути развития - важнейшая задача педагогов и родителей. Без качественного комплексного подхода к её решению мы станем свидетелями множества ошибок, допущенных подростами в определении собственного направления, что в ряде случаев может привести к серьёзным негативным последствиям.
Изложение основного материала статьи. Важнейшее значение в рассматриваемом вопросе играет объективное формирование мотивации самоопределения. Под мотивацией мы понимаем динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [1].
Существует несколько способов классификации, благодаря которым выделяют экстринсивный и интринсивный, положительный и отрицательный, устойчивый и неустойчивый виды мотивации. Дополнительная классификация позволяет выделить индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию.
Для более глубокого изучения проблематики выбора профессиональной деятельности старшеклассниками необходимо подробнее рассмотреть виды мотивации и выделить преобладающую у этой возрастной категории мотивацию при самоопределении.
Экстринсивная мотивация обусловлена внешними обстоятельствами и условиями. К этому виду мотивации относятся такие факторы, как, например, материальная и психологическая составляющие профессии, не связанные с осуществлением конкретных действий.
Интринсивная мотивация связана с внутренними личностными потребностями, желаниями и впечатлениями. В данном случае внешние факторы не влияют на принятие решения, действия совершаются добровольно и основываются на внутренних установках индивида. Целью является уверенность в собственных силах, профессиональная компетенция и личностное развитие.
Согласно теории немецкого учёного Хайнца Хекхаузена, который на протяжении всей своей научной деятельности занимался изучением вопросов, связанных с движущими силами поведения человека, экспериментально-психологическая мотивация возникла также давно, как и противопоставление экстринсивной и интенсивной мотивации [2].
Хекхаузен придерживался той точки зрения, что поведение животных может быть основано исключительно на интринсивной мотивации. Вместе с тем существует немало мнений, отрицающих данную теорию, которые появились в научной среде в 50-е годы XX века. Суть этих теорий сводится к исследованию и доказательству наличия экстринсивной мотивации в поведении высокоразвитых животных.
В данной статье мы опираемся на методику, разработанную Кэтелина Замфира, румынского социолога и социального психолога, который раскрыл свой взгляд на проблематику мотивации профессиональной деятельности в своём труде «Удовлетворённость трудом», в изложении российского учёного, специализирующего на психологии личности, Артура Александровича Реана. Данная методика применима при диагностике мотивации профессиональной деятельности. Она рассматривает внутреннюю и внешнюю мотивации и их влияние на профессиональную деятельность индивида. Внешняя мотивация подразделяется на внешние положительные и внешние отрицательные мотивы.
Положительная мотивация основана на позитивных стимулах. Этот вид мотивации связан со стремлением к получению определённых ценностей (ожидание выгоды, поощрения руководства и коллег). В результате укрепляется уверенность в себе и своих силах, вследствие чего человек начинает работать более эффективно. Когда мы говорим о положительной мотивации, мы предполагаем не только материальное поощрение как таковое, а ещё и о моральных и психологических факторах.
На практике можно выделить несколько принципов положительной мотивации:
1. Человеку необходимо быть уверенным в достижении им успеха и поставленной цели;
2. Улучшение результатов трудовой деятельности происходит за счёт осознания значимости исполнителя;
3. Эффект от положительной мотивации намного значительнее, чем от отрицательной, так как индивид получает отдачу не только после достижения определённого результата, но и в процессе осуществления деятельности, что также положительным образом влияет на эффективность труда.
В основе отрицательной мотивации лежит ожидание отсутствия негативных моментов, то есть во время осуществления деятельности человек надеется избежать нареканий, неодобрения, наказания в материальном или психологическом выражении. Цель данной мотивации - поставить индивида в такою ситуацию, когда он работает эффективнее, стараясь избежать от негативных результатов, которые в будущем могут вызвать отсутствие желания выполнить то или иное задание.
Наличие отрицательной мотивации способствует вырабатыванию у индивида негативных эмоций, вследствие чего человек может потерять интерес к этому виду деятельности. Также для отрицательной мотивации характерно отсутствие стимулирования творческого потенциала. Этот вид мотивации обычно используют для соблюдения дисциплины, она ограничивает человека, загоняя его в определённые жёсткие рамки.
Мотивация профессиональной деятельности раскрывается в двух аспектах:
• исследование содержательной теории мотивации для выявления потребностей, которые побуждают человека к выполнению каких-либо действий, связанных с профессиональной деятельностью;
• исследование процессуальной теории мотивации, направленное на изучение особенностей распределения усилий работников и выбора характера поведения с целью достижения какого-либо желаемого результата.
Выбирая будущую профессию старшеклассники, участвовавшие в исследовании, обозначили следующие мотивы:
1. Уровень дохода - внешняя мотивация, которая выражается в стремлении быть более престижным за счёт получение высокой заработной платы. Главную роль играет материальная составляющая. При этом многие респонденты старшего школьного возраста отметили, что для них не так важна сама профессия и связанная с ней трудовая деятельность, как возможность получения высокого уровня дохода.
2. Стремление к карьерному росту, который связан с развитием в коллективе, самореализацией, достижением определённой должности, совершенствованием своих навыков и умений, развитием с профессиональной точки зрения.
3. Стремление избежать критики со стороны коллеги и руководства - пример отрицательной мотивации, когда профессиональная деятельность направлена на то, чтобы исключить или минимизировать возможные неприятности или наказания.
4. Желание достижения определённого уровня социального престижа и уважения со стороны окружающих - внешняя мотивация, которая ставит индивида в зависимость от мнения окружающих.
5. Получение удовлетворения от процесса и результата деятельности - внутренняя мотивация, основанная на значимости и интересе профессии самой по себе, заключается в стремлении достигать максимальные результаты и успех в какой-либо сфере труда, которые зависят от врождённых способностей и желания работать над собой.
6. Стремление реализовать себя в конкретном виде деятельности - внутренняя мотивация, характеризующая выбор определённой профессии, в которой заинтересован человек. Мотивация основана на потребности чувствовать свою эффективность и значимость в мире через выбранную сферу деятельности.
Результаты были получены в ходе нашего исследования, основанного на методе К. Замфира, преобразованном А. А. Реаном, в котором принимали участие учащиеся 9-х (17 человек) и 10-х (15 человек) классов. Результаты исследования следующие: 41% - респонденты с наихудшим вариантом мотивации, 59% -респонденты с наилучшим вариантом мотивации. Большинство учащихся посчитало более значимыми факторы положительной мотивации. Вместе с тем мы имеем достаточно высокий процент влияния на решение и отрицательной мотивации.
В ходе изучения вопроса мотивации профессиональной деятельности старшеклассников нами был проведён ещё один опрос среди этих же учеников на основе методики тестирования, предложенной американским психологом Милтоном Рокичем, которая является одной из более популярных методик диагностики ценностно-смысловой ориентации личности. В рамках данной статьи нас будет интересовать оценка терминальных ценностей. Терминальными называются ценности, которые имеют значимость сами по себе, они не могут быть обоснованы другим, более общими и более важными, ценностями. Например, удовлетворённость, счастье, удовольствие, чувство радости и т. д.
Во время тестирования старшеклассникам был предложен ряд ценностей, разбитых на четыре подгруппы и респондентам было предложено выбрать пять наиболее значимых для них терминальных ценностей и оценить их по 5-тибалльной системе в соответствии с тем, какое место в их жизни занимает тот или иной фактор. Полученные данные приведены в Таблице 1.
Таблица 1
«Терминальные ценности по мнению старшеклассников»
Ценность Кол-во отметок Выбранный % среди старшеклассников
Активная жизненная позиция 13 44,83
Здоровье 11 37,93
Интересная работа 9 31,03
Материально обеспеченная жизнь 16 55,17
Друзья 15 51,72
Общественное признание 2 6,90
Продуктивная жизнь 5 17,24
Счастливая и семейная жизнь 13 44,83
Удовольствия 0 0,00
Жизненная мудрость 6 20,69
Красота природы и искусство 0 0,00
Любовь 7 24,14
Познание 4 13,79
Развитие 2 6,90
Свобода 12 41,38
Счастье других 1 3,45
Творчество 4 13,79
Уверенность в себе 8 27,59
Как видно из таблицы, большая часть опрошенных отметила важность таких ценностей, как материально обеспеченная жизнь (55%), наличие верных друзей (52%), активная жизненная позиция и счастливая семейная жизнь (по 45%). Также важными были признаны свобода (41%), здоровье (38%) и интересная работа (31%). Никто из респондентов не выделил значимость такого стимула, как удовольствие и красота природы и искусства. Только один учащийся выделил важность такого мотива, как счастье других.
При исследовании мотивирующих факторов для старшеклассников, в том числе при выборе пути профессионального развития, важно уделить внимание педагогической работе учителей школ, так как они не в последнюю очередь оказывают влияние на мировоззрение и самоопределение учащихся. Ниже приведены результаты опроса учителей, при составлении которой мы учитывали мнение 15 учителей средней общеобразовательной школы.
Следующий вопрос, который мы задали учителям звучал так: «Какую область для самореализации в будущем вы предлагаете своим ученикам? 46% респондентов-учителей выбрали вариант «Ничего не предлагаю», некоторое удивление вызывает незнание подавляющего числа учителей о том, в какой профессиональной области планируют развиваться их ученики, особенно учитывая, что большая часть из них является классными руководителями, но также большинство(95%) респондентов ответили, что оказывают активную помощь при выборе школьниками профессии (проводят ознакомительные беседы, организуют внеклассную работу, направленную на развитие интересов каждого конкретного ребёнка, помогают с выбором учебного заведения и т. д.).
Также результаты анкетирования могут навести на мысль, что современные учителя не уделяют должного внимания развитию технических профессий (3% ответов), в частности в сфере 1Т-технологий(5% ответов), видимо, ошибочно полагая, что юристы и экономисты (44% ответов) до сих пор являются наиболее востребованными, престижными и выгодными профессиями, хотя за последние годы ситуация на рынке труда изменилась кардинальным образом, и технические специальности на сегодняшний день вполне способны предоставить будущим молодым профессионалам ожидаемые ими ценности.
Выводы. В заключение хотелось бы особенно подчеркнуть важность и необходимость помощи старшеклассникам, у которых преобладает отрицательная мотивация. Мы подготовили и регулярно обновляем список воспитательных мер, направленных на корректировку восприятия подростками возможных ошибок и системы наказаний, которые призваны помочь детям выйти за рамки психологического стресса. Вместе с тем, в этой работе также необходимо содействие родителей, учителей и школьных психологов для создания комплексного подхода, нацеленного на эффективную подготовку ребенка к выбору своей профессиональной деятельности. Нововведением для старшеклассников становится сотрудничество школ с центрами дополнительного образования, которые во внеурочное время в обязательном порядке проводят дополнительное психологическое тестирование, ездят со старшеклассниками на экскурсии по ВУЗам и ССУЗам города, приглашают представителей профессий для обмена опытом и тд.
Мотивация старшеклассников во многом зависит от содержания учебной деятельности и изучаемого в рамках школьного обучения материала. Таким образом, чем больше учащийся вовлечён в учебный процесс и чем лучше он усваивает программу, тем меньший страх перед ошибками и стрессы из-за сложности определения выбора он будет испытывать. Педагогам в школе необходимо чаще создавать «ситуацию успеха в учении» с целью привыкания учащегося к переживанию радостных эмоций в связи с академическими успехами.
Школьному психологу предлагается провести индивидуальную беседу со старшеклассником и родителями для того, чтобы выяснить обстановку в семье учащегося. Исходя из результатов беседы предложить индивидуальную поведенческую терапию. Так же можно разработать мотивационные тренинги и занятия, которые будут способствовать повышению уверенности старшеклассников в своих успехах, в том числе в сдаче ЕГЭ.
Одним из навыков которому следует обучить ребенка - это самомотивация. Она предполагает настрой самого себя на положительный результат и достижение заданной цели, несмотря на возможные возникающие препятствия. Инструментами самомотивации могут быть аффирмации, самовнушение, развитие силы воли, изучение биографии успешных людей, визуализации и т. д.
Подключаясь к вопросу коррекции мотивации ребенка, родители должны поддерживать начинания ребёнка. Они могут на собственном примере объяснять и показывать, как взрослый человек может справляться с жизненными неудачами, побольше разговаривать, проводить время за совместными занятиями, интересоваться жизненными планами ребенка, при этом желательно исключить резкие суждения и замечания в его адрес, быть сдерживаться во время конфликтных ситуаций, внушать уверенность и чувство близости родного человека.
Литература:
1. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.
2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М: Педагогика, 1986, с. 234-248.
3. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности / А.П.Егоршин. - М.: 2008, с. 46.
4. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. СПб.: Ювента; М.: «КСП+», 1999, с. 52
5. Ермолаева, М.В., Охотенко Р.В. Проблема удовлетворенности трудом с позиции субъектного подхода / М.В.Ермолева., Р.В.Охотенко. - Психология зрелости и старения, 2009. No 1
6. Замфир, К. Удовлетворённость трудом. Мнение социолога. Пер. с рум. - М: политиздат, 1983. — 142 С.
7. Корякина Т. Г., Зарубина Е. А. Мотивация профессиональной деятельности старшеклассников как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс1 // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сборник материалов международной научно-практической конференции VII Всероссийской научно-практической конференции для студентов, аспирантов и специалистов в области практической психологии (20 апреля 2018 года, г. Якутск). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2018. - 1 эл. оп. диск (CD-R).
Психология
УДК 37.015.3
кандидат педагогических наук, доцент Зотова Наталья Георгиевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье актуализируются вопросы профессионального долголетия педагогов на основе исследования возможностей восстановления и сохранения у них психофизического здоровья необходимого для решения профессиональных задач. В статье обоснована необходимость определения психологических резервов личности педагога для выявления критериев оценки перспектив профессиональной работоспособности и продуктивности труда педагога предпенсионного и пенсионного возраста.
Ключевые слова: профессиональное долголетие, педагог, психофизическое здоровье, педагогическая деятельность, ценностно-смысловая регуляция деятельности, психологические резервы личности.
Annotation. Relevant questions of professional pedagogues' longevity are examined in the article on the basis of research of reserves and recovery possibilities and preserving the psycho-physical health that is necessary for the productive resolution of professional issues.
Keywords: professional longevity, psycho-physical health, pedagogical activity, value-semantic activity regulation.
Исследование проводится на основе реализации научного проекта №18-013-00712 «Ценностно-смысловые основы профессионального долголетия педагога» поддержанного Российским фондом
фундаментальных исследований (РФФИ)
Введение. Вопросы психологического обеспечения эффективной профессиональной деятельности в период зрелости и продуктивного долголетия актуализированы на современном этапе паритетами и реалиями развития общества и государства. И речь не только о перспективах использования различных форм повышения квалификации для лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Важной составляющей жизни личности в данном возрасте является сохранение психофизических возможностей наряду с достижением профессионально значимых результатов. Желание продлить период профессионального долголетия выказывают 75% опрошенных респондентов, принявших участие в нашем исследовании. Среди причин, которые называются в качестве определяющих такой посыл, необходимость сохранения социального статуса, поддержания материального положения и привычного образа жизни, возможность сохранения комфортных условий труда и отдыха и т.д.
Профессиональное долголетие является актуальной проблемой для многих профессиональных областей. В некоторых профессиях активная деятельность заканчивается выходом на пенсию достаточно рано, когда происходят существенные изменения в структуре операциональных и личностных свойств, влияющих на успешность профессиональной деятельности и определяющих снижение ее качества. Исследования многих авторов по данной проблематике показывают, что некоторый спад ряда сенсорно-перцептивных функций наблюдается в период уже после 30 лет и продолжает прогрессировать с возрастом. Снижаются: острота зрения, способность к цветоразличению, вкусовая и обонятельная чувствительность, а время реакции на неожиданные раздражители и пороги слуховой чувствительности, наоборот повышаются. Конечно, приходится признать, что продолжать трудиться в тех видах деятельности, где безопасность жизни и здоровья человека тесным образом коррелируют с психофизическим потенциалом возраста, не представляется оправданным и здравомыслящим решением.
Но остается возможность продолжить работать в качестве педагога - наставника или найти применение своим способностям в других видах деятельности, где инволюция сенсорно-перцептивных функций не приводит к негативных последствиям. Смена которых признается многими исследователями полезной для психологической устойчивости людей зрелого и пожилого возраста.
Изложение основного материала статьи. Вопросы сохранения бодрости, здоровья психологического и физического, эффективного решения сложных задач на протяжении многих лет жизни в профессиональной деятельности педагога рассматриваются на современном этапе с позиции востребованности и социальной потребности в проведении научных изысканий в этом направлении. В чем же их актуальность? Приведем некоторые данные, имеющие отношение к обсуждаемой проблеме. Международное исследование, проводимое Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в фокусе внимания которого находятся учебная среда и условия работы учителей в общеобразовательных организациях, установило, что возраст педагогов в среднем по России приближается к 50 годам (предпенсионный возраст), (TALIS, или Teaching and Learning International Survey, 2017). Кроме того, профессиональная деятельность учителя отличается высоким уровнем психического и физического напряжения, что ведет к утрате жизненной энергии, эмоциональному неблагополучию и выгоранию.
Насыщенность профессии кризисными факторами дополняется экзистенциальными проблемами личности данного возрастного этапа, что неизменно сопровождается снижением ее социальной и когнитивной активности.
Многочисленные исследования показывают, что кульминационные наиболее продуктивные моменты в различных областях профессиональной деятельности располагаются между 30 и 45 годами. Нас интересуют условия, обеспечивающие активную творческую деятельность учителей в возрасте от 50 лет и до этапа свертывания ими своих трудовых функций. Закономерности этого периода, специфическое действие факторов заключительной фазы продуктивной деятельности, выявление психологических резервов личности педагога для использования их в профессиональной деятельности, заслуживают самого серьезного изучения.
Данная проблема решалась с разных позиций. Например, с позиции функционального подхода -измерения, изучения, тренировки психических функций, особых состояний, психологических свойств личности, способностей педагога. Акмеологический подход постулировал анализ естественных возможностей и ограничений человека, находящегося на разных этапах расцвета и достижения «акме» -