Т. С. Томина
Проблема мотивационной готовности студентов к выбору профессии
В условиях быстро меняющейся социально-экономической среды современного общества все большее значение приобретает проблема профессиональной адаптации человека на рынке труда, появляются новые интегрированные профессии, а это значит, что педагог профессионального обучения должен сам быстро перестраиваться в оперативно изменяющихся условиях развития общества. Такие изменения могут быть присущи только педагогам, работающим по призванию, имеющим устойчивую внутреннюю мотивацию профессиональной деятельности. Таким образом, возникает противоречие между социальным заказом общества на подготовку компетентного, высокообразованного преподавателя профессионального обучения и низкой мотивацией выбора этой профессии у абитуриентов.
Общеизвестно, что призвание не формируется как профессионализм, оно не всегда связано с успешностью и эффективностью профессиональной деятельности, его почти невозможно объективно оценить. Призвание чувствует сам человек, это осознание себя в жизни и профессии. Особенно важно наличие призвания в профессии «педагог». От учителя, педагога зависит успешность обучения учащихся, студентов, уровень подготовки специалистов, а значит, и экономическая развитость страны. Несомненно, важна и сама личность педагога, поскольку его вклад в воспитание подрастающего поколения достаточно велик. Если абитуриент делает выбор в пользу профессии педагога сознательно, основными мотивами которого являются интерес к профессии и желание работать с молодёжью, обучать, воспитывать, то становление его как профессионала не вызывает сомнения.
Вопросы изучения мотивации выбора профессии широко исследовались отечественными учеными, педагогами, психологами (Л. С. Выготский, Э.Ф. Зеер, Е. П. Ильин, Е.А.Климов, В. И. Ковалев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Н. С. Пряжников, А.А. Реан, Е.И. Рогов, П. А. Шавир, Е. Н. Шиянов и др.). Однако проблема мотивационной готовности к выбору профессии является актуальной и для исследователей, и для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение. К сожалению, многие молодые люди делают выбор профессии неосознанно,
403
а после окончания вуза не трудоустраиваются по избранной специальности.
Исследование мотивационной готовности выбора профессии студентами, обучающимися по специальности 050501.65 (030500.04) «Профессиональное обучение (дизайн)» в ИДДПИ СПбГУСЭ проводила студентка V курса Ускребова О.В. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что существуют различия в типах мотивации при выборе профессии преподавателя профессионального обучения у студентов разных курсов, при этом экстринсивная мотивация преобладает над интринсивной.
Деление на интринсивную и экстринсивную мотивацию схоже с делением на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Внешняя мотивация - это вид мотивации, при которой актуальные условия оказывают влияние на эффективность действий, а внешние факторы влияют на силу мотива. Постепенно внешние факторы трансформируются во внутренние. Внутренняя же мотивация означает, что человек действует определённым образом, исходя только из личностных потребностей. При интринсивной мотивации действия человека совершаются согласно его желаниям, в другом - под воздействием внешних факторов. Мотивация - процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивация является результатом взаимодействия человека и ситуации. Процессы мотивации имеют направленность - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определённую деятельность или воздержаться от неё. Эти процессы сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями. Базовыми основаниями мотивационной готовности специалиста являются понимание смысла своей профессии, специальности, позитивное отношение к ней, определённый уровень самооценки и притязаний в деятельности. В вузе она проявляется в реальной мотивационной готовности студентов к профессиональному и личностному развитию и саморазвитию в образовательном процессе.
Для исследования проблемы мотивационной готовности использовались методы анкетирования, наблюдения, опроса и индивидуальной беседы. При опросе использовались анкеты, разработанные самостоятельно и модификация методики Истратова и Эксакусто. Одна из анкет относилась к закрытому, анонимному типу. Она содержала вопросы личностного и профессионального характера. Целью анкеты являлось определение как положительных, так и отрицательных моментов в профессии педагога профессионального обучения. Другая анкета позволила определить
404
доминирующие мотивы студентов при выборе ими преподавательской деятельности: процентное соотношение интринсивной и экс-тринсивной мотивации.
При обработке данных не обнаружилось существенного различия в ответах студентов I и III курсов, поэтому все опрашиваемые были условно поделены на младшие (I, III) и старшие (V) курсы. В опрошенной выборке студентов 17,5% относились к интровертам, остальные - к экстравертам. Данный показатель подтверждает тот факт, что люди, выбирающие специальность преподавателя, открыты для общения.
В ходе исследования выяснилось, что среди опрошенных студентов профориентационные тесты проходили в школе 72,5 %. Все респонденты отметили, что психологический тест помог им в выборе профессии. По результатам исследования 27,5 % студентов сделали свой выбор в пользу преподавательской деятельности, не опираясь на знания психологов. Анализ полученных в ходе эксперимента данных свидетельствует о том, что наблюдается значительное различие в мотивационной готовности к выбору профессии студентами младших и старших курсов. Самые популярные мотивы, преобладающие у студентов I-III курса: «желание прославиться», «наличие высшего образования и возможность открыть собственное дело». Среди интринсивных мотивов студенты младших курсов чаще выделяли «возможность работы с людьми». Попутно отметим, что «возможность получения двойной специальности» (педагогической и дизайнерской) отметили обе группы. Этот мотив является одним из доминирующих. У студентов старших курсов к преобладающим мотивам относятся «возможность поделиться знаниями и развить в себе педагогические способности». Среди второстепенных старшекурсники выделяли «наличие высшего образования».
Анкета закрытого типа позволила выявить иерархию мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии. Для обеих групп студентов «низкая заработная плата» и «сложность профессии» являются самыми непривлекательными моментами в выбранной специальности. Эти показатели ещё раз доказывают преобладание внешней мотивации у студентов I и III курса. Внешние факторы, влияющие на деятельность человека, не всегда несут отрицательный характер. Например, высокая заработная плата является внешним положительным мотивом. Для определения соотношения внешних и внутренних мотивов, а так же положительных и отрицательных, использовалась методика «Мотивы выбора профессии».
405
Исследование показало, что у старшекурсников явно преобладает внутренняя мотивация. Мотивы, набравшие большинство баллов: «соответствует моим способностям»; «высокая возможность проявить творчество». А к социально значимым мотивам студенты отнесли «пользу обществу» и «возможность повышения профессионального мастерства».
Среди доминирующих внешних положительных мотивов у студентов младших курсов оказались «возможность использовать профессиональные умения вне работы» и «возможность выбора места работы территориально». Среди отрицательных мотивов большинство баллов набрали «престижность профессии (в глазах общества, благодаря совмещённой специальности)»; «страх остаться невостребованным специалистом».
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что экс-тринсивная мотивация преобладает над интринсивной при выборе профессии у студентов младших курсов. У студентов старших курсов доминирующей является интринсивная мотивация. Для повышения интринсивной мотивации необходимо:
- повысить уровень профессионального самоопределения старшеклассников, для чего проводить в школах или на днях открытых дверей профориентационную работу по выбору профессии преподавателя профессионального обучения;
- организовывать открытые уроки для абитуриентов и студентов с известными и признанными преподавателями с целью заинтересовать молодых людей своей профессией, показать её привлекательные стороны;
- повысить престиж профессии в глазах общества, что возможно только при проведении определенной государственной политики в сфере образования.
А. Ю. Тюличева
Использование музыкотерапии в целях обогащения методического инструментария специалистов по физической культуре и спорту
Непрерывное образование как характеристика образа жизни людей в современном обществе имеет не только экономические и социальные, но и гносеологические основания. Происходит постоянное пополнение знаний не только на базе получения новых знаний, но и на базе их интеграции. Эти интегрированные знания
406