Научная статья на тему 'Использование музыкотерапии в целях обогащения методического инструментария специалистов по физической культуре и спорту'

Использование музыкотерапии в целях обогащения методического инструментария специалистов по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
438
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование музыкотерапии в целях обогащения методического инструментария специалистов по физической культуре и спорту»

Исследование показало, что у старшекурсников явно преобладает внутренняя мотивация. Мотивы, набравшие большинство баллов: «соответствует моим способностям»; «высокая возможность проявить творчество». А к социально значимым мотивам студенты отнесли «пользу обществу» и «возможность повышения профессионального мастерства».

Среди доминирующих внешних положительных мотивов у студентов младших курсов оказались «возможность использовать профессиональные умения вне работы» и «возможность выбора места работы территориально». Среди отрицательных мотивов большинство баллов набрали «престижность профессии (в глазах общества, благодаря совмещённой специальности)»; «страх остаться невостребованным специалистом».

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что экс-тринсивная мотивация преобладает над интринсивной при выборе профессии у студентов младших курсов. У студентов старших курсов доминирующей является интринсивная мотивация. Для повышения интринсивной мотивации необходимо:

- повысить уровень профессионального самоопределения старшеклассников, для чего проводить в школах или на днях открытых дверей профориентационную работу по выбору профессии преподавателя профессионального обучения;

- организовывать открытые уроки для абитуриентов и студентов с известными и признанными преподавателями с целью заинтересовать молодых людей своей профессией, показать её привлекательные стороны;

- повысить престиж профессии в глазах общества, что возможно только при проведении определенной государственной политики в сфере образования.

А. Ю. Тюличева

Использование музыкотерапии в целях обогащения методического инструментария специалистов по физической культуре и спорту

Непрерывное образование как характеристика образа жизни людей в современном обществе имеет не только экономические и социальные, но и гносеологические основания. Происходит постоянное пополнение знаний не только на базе получения новых знаний, но и на базе их интеграции. Эти интегрированные знания

406

призваны менять не только содержание образовательных процессов, но и их методические основы.

Это в полной мере относится к образовательным процессам в области физической культуры и спорта. В современном обществе возрастают требования к специалистам этого профиля. Это связано с непрерывным развитием технологий на базе интегрированных знаний как в спорте, так и в физкультурно-оздоровительной деятельности. В связи с непрерывно меняющимися условиями наиболее востребованными на рынке труда оказываются специалисты широкого профиля, неуклонно повышающие своё образование путём интеграции знаний различных смежных с основной профессией дисциплин. Для специалиста в области физической культуры базовыми являются такие дисциплины, как анатомия, физиология, педагогика, психология, теория и методика физической культуры и спорта и др. Без знания этих дисциплин невозможна профессиональная деятельность. Но дальнейшее повышение квалификации может идти путём непрерывного расширения круга изучаемых дисциплин с дальнейшей интеграцией полученных знаний для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Рассмотрим в качестве примера приобретение знаний в такой области психотерапии, как музыкотерапия. Влияние музыки на организм известно с древнейших времён, музыка широко используется в физической культуре и спорте, но использование это носит стихийный, эмпирический характер без учёта закономерностей её воздействия на человека. Специалисты в области физической культуры и спорта зачастую не владеют знаниями о механизмах данного влияния, а ведь такие знания повысят эффективность деятельности, позволят целенаправленно использовать музыкальное воздействие.

Выявлено, что восприятие музыки происходит в три этапа: акустический, физиологический и психологический.

На первом этапе происходит синхронизация внутренних процессов и внешних движений. На втором - часть звуков воспринимается через вестибулярный аппарат, происходит воспроизведение ритма и интонации мышечным аппаратом и связками. Ритм способствует сокращению времени реакции, повышению лабильности двигательного анализатора, а также оказывает влияние на холестериновый обмен. На сильных долях звукового воздействия происходит непроизвольное увеличение мощности мышечного усилия. На третьем этапе музыка вызывает определённые эмоции, возбуждая области мозга, отвечающие за них. Усиливается кровообращение в областях мозга, контролирующих вегетативные функции.

407

Исходя из этого, можно выделить следующие направления музыкального воздействия: воздействие на моторную активность, на вегетативные функции, на психические процессы, эмоциональное состояние.

Данные направления обусловливают пути применения музыкального воздействия в психотерапии и терапии соматических нарушений (музыкальная терапия), а также для оптимизации трудового процесса (функциональная музыка).

Исходя из имеющихся данных, исследований (Классин С.Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменами / С.Я. Классин, О.П. Тараканов, Н.А. Фудин // Физиология человека. 1996. №12; Могнедович М.Р. К физиологическому анализу влияния музыки на человека / М.Р. Могнедович, В.Б. Полякова // XXI совещание по проблемам высшей нервной деятельности: тез. докл. - М., 1966. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. М.: Медицина, 2005) и изучив влияние музыки на организм, можно сделать вывод, что музыка является универсальным средством дополнительного воздействия. Интегрировав знания из области физиологии, психологии, теории и методики физической культуры, можно выявить закономерности использования музыки как в процессе развития физических качеств, благодаря своему свойству влиять на вегетативные функции, так и в оптимизации процесса обучения и совершенствования двигательных качеств вследствие своего влияния на моторные функции. Кроме того, следует отметить возможность улучшения субъективной переносимости нагрузки с помощью соответственно подобранной музыки.

Цели функциональной музыки ближе всего к целям музыкального воздействия в физической культуре и спорте, так как фактически тренировочная и соревновательная деятельность также является видом трудовой деятельности. Данный аспект в своих исследованиях затронул М.В. Леви. Исследователь рассматривает музыку как «психоэкологический фактор современности». В исследовании М.В. Леви различным видам деятельности подобраны соответствующие характеристики музыкальных произведений. Рассмотрены следующие трудовые ситуации: дежурство или вахта, рутинная работа с документами, работа, требующая размышлений, хозяйственные работы, перерывы и ожидания, преддверие опасных событий, управление автомобилем, эмоциональная разгрузка, занятия физической культурой и спортом. Для каждой ситуации определён темп музыки, её тональность, семантические характеристики, цветовые и геометрические ассоциации и ценностный портрет.

408

Целью воздействия музыки на организм при занятиях физической культурой и спортом является не только повышение работоспособности и общей точности движений, но и установление дополнительных звуковых ориентиров, благоприятно влияющих на усвоение сложных мышечных действий, чередование напряжения и расслабления, дозирование и мощность усилия в выполняемых упражнениях.

На практике использование музыки широко нашло применение в танцах, оздоровительной гимнастике, фигурном катании, художественной гимнастике, гидроаэробике. В других же видах спорта музыка чаще всего используется спортсменами самостоятельно, и это использование носит случайный характер.

В различных видах физкультурно-оздоровительной деятельности использование музыки позволит повысить эффективность процессов обучения, тренировки, двигательной рекреации, двигательной реабилитации.

Зная особенности влияния музыки на организм, можно предположить, что музыкальное воздействие поможет как в психологической, функциональной, так и в технической подготовке людей, занимающихся физической культурой и спортом. Использование музыкального воздействия целесообразно в предстартовой подготовке как средство противодействия неблагоприятным состояниям, а также для оптимизации структуры соревновательных упражнений. Эффективно музыка может применяться и для ускорения процессов восстановления: снятия психического и мышечного напряжения.

Кроме того, целенаправленное использование музыкального сопровождения будет не только способствовать повышению эффективности воздействия физических упражнений, но и оказывать влияние на эмоциональное состояние спортсмена, предотвращать появление состояния монотонии. Зная законы воздействия различной музыки на психику, можно составлять музыкальные программы, которые будут обеспечивать эмоциональный подъём, тем самым формируя положительное отношение к тренировочному процессу. Кроме того, они будут способствовать установлению гармонии между физическим, эмоциональным состоянием занимающихся физической культурой и спортом и окружающей средой.

Мы рассмотрели возможности усиления методического инструментария только в одном из направлений - музыкотерапии. В целом вопросы интеграции знаний различных смежных с основной профессией дисциплин как одна из методических основ непрерывного образования в сфере физической культуры и спорта нуждаются в дальнейшей разработке по целому ряду направлений.

409

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.