Научная статья на тему 'Педагогические аспекты подготовки инструктора ПО фитнесУ, КАСАЮЩИЕСЯ использованиЯ музыкального сопровождения занятий'

Педагогические аспекты подготовки инструктора ПО фитнесУ, КАСАЮЩИЕСЯ использованиЯ музыкального сопровождения занятий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты подготовки инструктора ПО фитнесУ, КАСАЮЩИЕСЯ использованиЯ музыкального сопровождения занятий»

процессом в филиалах вуза определяется качеством подготовки специалистов. По результатам профессиональной деятельности выпускников производится итоговая оценка качества подготовки специалистов.

Психолого-педагогическое управление образовательным процессом в филиалах вуза должно постоянно приближаться к высокому уровню целостности через разрешение противоречий между целостностью личности студента и специально организуемыми влияниями на него педагогов. Такое управление приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство самостоятельных процессов (компонентов): освоение, проектирование, конструирование содержания образования и учебно-материальной базы филиала вуза; профессионально-деловое взаимодействие педагогов и студентов по содержанию образования; взаимодействие педагогов и обучающихся на уровне личностных взаимоотношений (неформальное общение); усвоение студентами содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как показали проведенные исследования, практическая реализация разработанной системы психолого-педагогического управления в филиалах Белгородского государственного университета позволила решить ряд проблем: сократить количество молодых людей, стремящихся уехать для обучения из региона; уменьшить материальные затраты на получение образования из бюджета семей провинциальных городов и сельской местности; повысить интеллектуальный потенциал молодежи в провинциальных регионах; повысить квалификацию специалистов среднего возраста; образовать новые рабочие места для преподавательского состава, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в малых городах; создать достойную конкуренцию коммерческим вузам в регионах.

Таким образом, рассматривая основные компоненты системы психоло-го-педагогического управления образовательным процессом как единый и неразрывный механизм, вместе с тем, нельзя и абсолютизировать это единство. Оно не означает тождества. Каждый компонент системы психологопедагогического управления образовательным процессом имеет свою качественную определенность, свою специфику, чем глубже и полнее будут изучены и учтены на практике эти особенности, тем эффективнее будет обучение студентов в филиале вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамешин, А.И. Управление инновациями в сфере образования /

A.И. Абрамешин, Т.Т. Воронина, О.П. Молчанова // Высшее образование в России. - 2001. - № 6. - С. 99-113.

2. Анфилатов, В.С. Системный анализ в управлении: Учебное пособие /

B.С.Анфилатов, А.А.Емельянов, А.А.Кукушкин; Под ред. А. А. Емельянова. -М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

3. Атаманчук, Г.В. Управление - социальная ценность и эффективность. / Г.В. Атаманчук.- М.: Магистр, 1995. - 320 с.

4. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 557 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРА ПО

ФИТНЕСУ, КАСАЮЩИЕСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова

В связи с существенным снижением уровня физического здоровья населения России и возрастанием психологических нагрузок, обусловленных рядом политических, экономических и экологических причин, особую актуальность приобретает совершенствование традиционно существующих и создание новых эффективных средств и методов в физической культуре, повышающих резервные возможности организма и психики человека.

Хорошо известно, что на протяжении тысячелетий музыка неразрывно связана с физической культурой и её средством - физическими упражнениями.

С.В. Шушарджан в книге «Музыкотерапия и резервы человеческого организма» (1998) указывает, что ещё корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на её целебную силу воздействия. Выдающийся врач Авиценна лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

В Европе французский психиатр Эскироль первым стал вводить музыко-терапию в психиатрических учреждениях в начале XIX века.

Характерно, что до этого периода применение музыки в целях оздоровления носило преимущественно эмпирический характер. Первые научные работы, исследующие механизм воздействия музыки на человека, как указывает Л.С. Брусиловский (1988), появились в конце XIX - начале XX века.

В связи со столь значительными целительными возможностями музыки возникают перспективы её специализированного использования в целях оптимизации оздоровительного воздействия на занимающихся в сфере физической культуры.

На сегодняшний день в России получил широкое распространение фитнес, органично соединивший наиболее ценный опыт отечественной и зарубежной оздоровительной физической культуры, новые виды занятий физическими упражнений и современные технологии их применения. При этом практически все направления фитнеса тесно связаны с музыкой.

Проанализировав содержание восемнадцати международных и региональных фитнес-конвенций, прошедших в Москве и Санкт-Петербурге за последние 8 лет, на которых было представлено 911 мастер-классов по разным направлениям фитнеса, выявлено, что музыкальное сопровождение использовалось в 100% мастер-классов, представленных отечественными и зарубежными презентёрами.

Музыка выполняла роль звуколидера, то есть задавала темп выполнения упражнений, стиль, образ в 64,7% занятий. К ним относятся, первую очередь, все направления танцевальной аэробики, аква-аэробика и т.д.

□ эмоцио нальны й

фон 26,4%

I

Г звуколидер 64,7%

Г звуколидер □ психолидер □ эмоциональный фон

Рис. 1. Применение музыкального сопровождения на международных и региональных фитнес-конвенциях по преимущественному типу воздействия

Во многих мастер-классах музыкальные произведения призваны выполнять функцию психологического воздействия, способствовать концентрации сознания занимающихся на выполняемых двигательных действиях, дыхании. Эти виды занятий заняли на конвенциях 8,9%. В их основе лежит идея единение духовного и телесного начал человека. К ним можно отнести йогу, Пилатес, гирокинезис, восточные оздоровительные виды и др.

В 26,4% мастер-классов, содержание которых составили в основном силовые уроки (памп-аэробика, занятия на тренажёрах и т.д.), музыка использовалась в большей мере для создания благоприятного эмоционального фона.

Однако необходимо отметить, что при столь широком практическом применении музыкального сопровождения, как показал анализ содержания лекционного материала указанных фитнес-конвенций, а также программ подготовки инструкторов по фитнесу, изучение механизмов воздействия музыки на психофизиологическое состояние человека в них не было включено.

Следует подчеркнуть, что на сегодняшний день при подготовке специалистов в области физической культуры, в том числе и фитнес-инструкторов, основными критериями правильного выбора музыки для занятий является соответствие возрастным и психологическим особенностям занимающихся, стиля и структуры музыкального произведения - выполняемым двигательным действиям и эмоциональной привлекательности, предпочтений для того или иного контингента занимающихся.

Вместе с тем, на основании изучения данных научно-методической литературы можно предполагать, что органичное соединение в фитнесе новых оздоровительных технологий и специального подбора музыкального сопровождения занятий с учётом необходимого воздействия на психофизиологическое состояние человека могло бы способствовать более эффективному решению задач оздоровления организма и психики занимающихся, особенно в тех направлениях фитнеса, где музыка играет роль психолидера.

Указанное является довольно трудной задачей и требует специальной подготовки инструкторов по фитнесу в этом направлении.

Наиболее широко механизмы влияния музыки на человека изучены в музыкальной терапии, что позволяет предполагать целесообразность интеграции её средств и методов в практику физической культуры и, в частности фит-

неса.

Для решения данной задачи нами была разработана программа для обучения инструкторов по фитнесу «Методика подбора музыкального сопровождения занятий фитнесом».

Она включает в себя знания по следующим разделам:

История становления музыкотерапии. Возникновение музыки. Использование музыки в целях оздоровления психического и физического здоровья человека с древнейших времён до наших дней. Современное состояние проблемы.

Возможности применения музыкальной терапии в физкультурнооздоровительной деятельности. Характеристика. Цели и задачи. Основные понятия. Содержание.

Психофизиологические механизмы воздействия средств музыкальной выразительности. Воздействие ритмов на подсознание и изменения в физиологических процессах (учащение-урежение сердцебиения, изменения активности коры головного мозга, гормональные изменения, изменения в обмене веществ и т.д.). Темповые характеристики музыкального произведения и их влияние на организм и психику человека.

Зависимость эффективности воздействия на занимающихся от тембров музыки и их сочетаний. Ладотональная музыкальная палитра и её влияние на психоэмоциональное состояние человека. Музыкальные формы (одночастная, двухчастная, трёхчастная, вариации и т. д.).

Музыкальные стили и их использование в физкультурнооздоровительных занятиях.

Музыкальные стили: классика, фольклор (русский и народов мира), ритуальная музыка, современные направления - джаз, рок-н-ролл, фанк, хип-хоп, поп-музыка, диско, рок и т. д.) и их применение на занятиях фитнесом.

Методика подбора музыкального сопровождения занятий фитнесом в зависимости от поставленных оздоровительных задач. Постановка цели воздействия и частных задач. Подбор музыкального произведения. Определение его характеристик и возможности применения для решения тех или иных задач (снятие нервного напряжения, преодоление повышенной утомляемости, повышение работоспособности, повышение настроения и эмоциональности на занятии, воздействие на нервную, эндокринную, сердечно-сосудистую, дыхательную, мочеполовую системы, желудочно-кишечный тракт).

Комплексное использование музыки в разных стилях и средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамические оттенки, тембр) в структуре занятия. Технологии составления музыкальных программ.

Формы контроля на занятиях с использованием средств и методов музыкальной терапии. Педагогическое наблюдение. Тестирование психологических и физических параметров. Применение аппаратурных методов исследования.

Комплексное воздействие музыки и движения. Медицинские, моторные, психологические, социальные, культурологические аспекты.

При опросе преподавателей и студентов V курса факультета физической культуры РГПУ им. АИ. Герцена было выявлено, что 87,5% опрошенных считают необходимым в процессе обучения будущих специалистов по физической культуре, в том числе и инструкторов по фитнесу, давать углублённые

знания по применению музыкального сопровождения.

При этом на 1 место по значимости 93,75% респондентов поставили знания, касающиеся грамотного применения музыки в занятиях в зависимости от контингента занимающихся и поставленных оздоровительных задач. На 2 место 87,5% опрошенных определили знания психофизиологических механизмов воздействия средств музыкальной выразительности на занимающихся. 3-е место по значимости заняла методика подбора музыкального сопровождения занятий (81,25% участников опроса).

Анализ музыкального произведения, определение его структуры, формы, музыкального стиля занял последнее место (68,75% респондентов). Это можно объяснить тем, что знания по этому разделу, хоть и в ознакомительном ракурсе, но всё же даются традиционно на занятиях по музыкальноритмическому воспитанию.

Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе при подготовке инструкторов по фитнесу целесообразно давать углублённые знания в сфере подбора музыкального сопровождения занятий с учётом психофизиологических механизмов воздействия музыки на человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии /Л.С. Брусиловский, под ред. В.Е. Рожнова. - М., 1988.- 204 с.

2. Гладков, Б.В. Теоретические и экспериментальные исследования шкалы натурального музыкального звукоряда. Научный доклад по опубликованным работам, представленный на соискание учёной степени кандидата технических наук. Защита состоялась в Санкт-Петербургском институте точной механики и оптики (Техническом университете) 17 октября 1995 г.

3. Дубровин, Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов /Д.А.Дубровин //Физиология человека, 1994. - №4. - С. 29.

4. Ремизов, А.Н. Медицинская и биологическая физика: учеб. для вузов/ А.Н. Ремизов, А.Г. Максина, А.Я. Потапенко. - 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.- 560 с.: ил.

5. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С.В. Шушарджан. - М., 1998.- 363 с.

О ПРИНЦИПАХ НАЧАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЙСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

Цин Цень

Целеустремленность, настойчивость и терпение - эти качества считаются у спортсменов исходными в проявлении их сильной воли. В Китае также считают, что люди, которые добиваются успеха в избранном деле, не обязательно самые умные и самые образованные, но они всегда самые терпеливые, настойчивые, целеустремленные, т.е. обладают воспитанной волей. Эту проблему в русском спорте изучал профессор А.Ц. Пуни. В Китае, в отличие от западных стран и России, также считают, что у истинно мудрых людей воля, интеллект и жизненный опыт руководит не только их мышлением, но и всей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.