Научная статья на тему 'О принципах начального спортивного воспитания в китайских боевых искусствах'

О принципах начального спортивного воспитания в китайских боевых искусствах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О принципах начального спортивного воспитания в китайских боевых искусствах»

знания по применению музыкального сопровождения.

При этом на 1 место по значимости 93,75% респондентов поставили знания, касающиеся грамотного применения музыки в занятиях в зависимости от контингента занимающихся и поставленных оздоровительных задач. На 2 место 87,5% опрошенных определили знания психофизиологических механизмов воздействия средств музыкальной выразительности на занимающихся. 3-е место по значимости заняла методика подбора музыкального сопровождения занятий (81,25% участников опроса).

Анализ музыкального произведения, определение его структуры, формы, музыкального стиля занял последнее место (68,75% респондентов). Это можно объяснить тем, что знания по этому разделу, хоть и в ознакомительном ракурсе, но всё же даются традиционно на занятиях по музыкальноритмическому воспитанию.

Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе при подготовке инструкторов по фитнесу целесообразно давать углублённые знания в сфере подбора музыкального сопровождения занятий с учётом психофизиологических механизмов воздействия музыки на человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский, Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии /Л.С. Брусиловский, под ред. В.Е. Рожнова. - М., 1988.- 204 с.

2. Гладков, Б.В. Теоретические и экспериментальные исследования шкалы натурального музыкального звукоряда. Научный доклад по опубликованным работам, представленный на соискание учёной степени кандидата технических наук. Защита состоялась в Санкт-Петербургском институте точной механики и оптики (Техническом университете) 17 октября 1995 г.

3. Дубровин, Д.А. Методологические подходы к психофизиологическому обоснованию возможностей коррекции эмоциональных расстройств динамическим полем звуковых волн в режиме сверх медленных физиологических процессов /Д.А.Дубровин //Физиология человека, 1994. - №4. - С. 29.

4. Ремизов, А.Н. Медицинская и биологическая физика: учеб. для вузов/ А.Н. Ремизов, А.Г. Максина, А.Я. Потапенко. - 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004.- 560 с.: ил.

5. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма / С.В. Шушарджан. - М., 1998.- 363 с.

О ПРИНЦИПАХ НАЧАЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЙСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ

Цин Цень

Целеустремленность, настойчивость и терпение - эти качества считаются у спортсменов исходными в проявлении их сильной воли. В Китае также считают, что люди, которые добиваются успеха в избранном деле, не обязательно самые умные и самые образованные, но они всегда самые терпеливые, настойчивые, целеустремленные, т.е. обладают воспитанной волей. Эту проблему в русском спорте изучал профессор А.Ц. Пуни. В Китае, в отличие от западных стран и России, также считают, что у истинно мудрых людей воля, интеллект и жизненный опыт руководит не только их мышлением, но и всей

личностью - поведением дома, в семье, в обществе, на работе, на отдыхе, в спорте, в храме и др.

Воспитывая у молодежи с помощью педагогических и народных традиций уже с раннего детства вышеупомянутые три качества - целеустремленность, настойчивость и терпение - китайское общество как бы гарантирует себе психологическую защиту от многих социальных болезней, типичных для населения западных стран и современной России, - это пагубные для здоровья вредные привычки, двигательная пассивность населения, массовая алкоголизация взрослых и пожилых людей, наркотизация подростков и т.п.

Указанные выше три базовых волевых качества личности в процессе их воспитания с раннего детства постепенно обостряют и углубляют пытливый ум ребенка, что существенно важно для его физического воспитания в школе и спортивного обучения боевым искусствам. Принцип спортивного воспитания здесь простой, - если вы знаете, как пользоваться своим умом во время спортивной тренировки, то вы можете достичь более глубокого понимания самого себя и своих возможностей не только в спорте, но и в учебе, в личной жизни, в труде, в управлении другими людьми и пр. А если вы сможете проявлять эти качества постоянно и с пониманием цели действий, то превзойдете других в решении многих жизненно важных задач.

В воспитании воли юных спортсменов в Китае у многих тренеров по боевым единоборствам очень популярен метод рассказа историй о детстве, жизни и достижениях знаменитых спортсменов. С помощью этого метода юный спортсмен может формировать свой идеал личности. Я знаю, что в России этот метод не очень-то популярен, тренеры пытаются обучать детей спорту сразу, без рассказов о биографических подробностях выдающихся спортсменов. Другим важным принципом спортивного воспитания молодежи в Китае является беспрекословное подчинение ученика воле учителя. В российском же детско-юношеском спорте, как мне известно, этот принцип тоже не популярен, ибо родители детей часто вмешиваются в действия тренера, нарушая тем самым непрерывность процесса спортивного воспитания юных атлетов. Этим демонстрируется педагогическое недоверие тренеру-учителю. Кроме того, спортивное воспитание в России, как и в большинстве западных стран, отделено от религиозного воспитания. В Китае же принцип религиозного воспитания не противопоставляется спортивному воспитанию, а включается в него, ибо это обучает спортсмена медитации, т.е. тренирует способность к концентрации воли на цели соревнования.

В период своего начального обучения в детской спортивной школе из многих историй, рассказанных нашим учителем-тренером, я больше всего полюбила и запомнила на всю жизнь историю мальчика, который вырезал из дерева статую Будды. Вот вкратце эта история, которую научный руководитель моей диссертации о спортивном воспитании в Китае, профессор И.П. Волков, называет «обучающей метафорой».

Жил когда-то двенадцатилетний мальчик-сирота, родители которого погибли во время войны с японцами. Он пришел в Шаолиньский храм и попросил о встрече с настоятелем. Когда его привели к настоятелю, мальчик упал на колени и сказал: «Уважаемый учитель, прошу, возьмите в ученики! Я хочу быть воином. Я буду уважать и слушаться Вас, служить Вам. Я буду делать всё, как Вы мне велите, и не разочарую Вас никогда». Посмотрев на мальчика,

настоятель решил сначала испытать его на целеустремленность. Он сказал ему: «Хорошо, я буду учить тебя кунфу, но сейчас мне нужно на один год покинуть монастырь для проповеди. Не поможешь ли ты мне, пока я буду в отлучке?» Мальчик был рад, что ему предоставляется шанс стать преданным учеником учителя, и он сказал: «Конечно, уважаемый учитель, я готов выполнить вашу волю! Но что я должен делать?»

Настоятель вывел мальчика из храма и указал ему на большое старое дерево. Он сказал: «Я всегда хотел иметь хорошую статую Будды из этого дерева. Мог бы ты срубить его и вырезать для меня из его ствола Будду?» Мальчик восторженно отвечал: «Да, учитель! К вашему возвращению я сделаю для вас эту статую». На следующее утро настоятель ушел из монастыря, а мальчик остался жить с монахами в храме. Через несколько дней он срубил дерево и приготовился к изготовлению статуи Будды. Мальчик хотел вырезать прекрасного Будду, чтобы порадовать настоятеля. Взрослые монахи подсказывали ему, как лучше и правильно работать с инструментами для резки дерева. Мальчик упорно учился искусству резки по дереву и работал день и ночь, он старался вырезать статую Будды как можно аккуратнее и точнее, согласно рисунку.

Через год настоятель вернулся из путешествия в Шаолиньский храм. Мальчик был очень взволнован, он показал настоятелю своего «Будду», который получился высотой в пять футов. Мальчик очень надеялся, что настоятель одобрит его работу и поверит в него. Посмотрев на статую, настоятель понял, что мальчик очень целеустремленный и трудолюбивый, что он искренне старался изо всех сил. Но настоятель решил продолжить испытание и сказал мальчику: «Хорошо сделано, мой мальчик! Но, кажется, статуя получилась великовата и грубовата. Это не совсем тот размер, который я имел в виду. Сейчас мне опять нужно уйти из монастыря на год, так не мог бы ты за это время сделать Будду поменьше?». Мальчик был очень разочарован и огорчен. Он-то думал, что, увидев вырезанного им Будду, настоятель примет его в ученики и начнет обучать секретам кунфу. Но, ... увы!

Настоятель испытующе смотрел на мальчика и тот со вздохом сожаления сказал: «Конечно, учитель я сделаю статую поменьше». И хотя мальчик согласился, настоятель видел по выражению его лица, что на этот раз согласие подростка не шло от его сердца, от его личного интереса, а от чувства обязанности, от чувства долга и уважения к учителю. Для настоятеля же как педаго-га-воспитателя это означило, что на этот раз испытание мальчика будет подлинным, - будет испытание воли, которая действует наперекор личным желаниям в интересах дела, долга, обязанностей, дисциплины.

На следующее утро настоятель ушел, а мальчик снова остался с монахами и вновь приступил к выполнению своего обещания. Он был очень раздосадован и чувствовал себя несчастным. Преодолевая эти неприятные эмоции он начал вновь вырезать Будду, стараясь уменьшить размеры статуи, он заставлял себя работать, работать и работать... Прошло шесть месяцев, - монахи, взглянув на творение его рук, с сожалением качали головами, и он понял, что вырезал по сравнению с первым вариантом очень некрасивого и уродливого маленького Будду. Мальчик был совершенно подавлен, он понял, что не может вырезать красивого Будду в таком настроении и вовсе прекратил работу.

Проходили дни и недели, а день возвращения настоятеля неумолимо

приближался. Мальчик понимал, что его шансы стать учеником настоятеля и обучаться кунфу становились все призрачнее. Тревога проникала все глубже в его сердце. Но однажды утром мальчик внезапно осознал нечто важное. Он сказал себе: «Раз уж я хочу учиться кунфу, я должен закончить эту статую Будды. Так почему бы не постараться и не сделать это с радостью?». И его настроение сразу же изменилось. Благодаря терпению и воле к нему вернулось творческое озарение. Он с упоением работал целыми сутками, и чем больше он работал, тем больше удовольствия от этого получал. И вот закончился годичный срок, и статуя была готова. Теперь это была статуя изящного Будды, и мальчик был счастлив.

Когда настоятель вернулся, мальчик пришел к нему с новым Буддой всего в два фута высотой. Настоятель был очень доволен, ибо убедился, что мальчик прошел через самое трудное испытание, преодолел самого себя. И все же настоятель решил устроить мальчику еще одну, последнюю, проверку на твердость его воли и характера. Он сказал: «Что ж, ты хорошо поработал. Но, к сожалению, и эта фигура слишком велика. Через несколько дней я ухожу проповедовать еще на год. За это время постарайся сделать Будду еще меньше?»

На этот раз мальчик не проявил никаких признаков разочарования. Он сказал настоятелю: «Конечно, учитель, я сделаю Будду еще меньше»! Мальчик уже научился получать наслаждение от работы, он прекрасно владел всеми инструментами и техникой резки по дереву, он уже выработал в себе целеустремленность, настойчивость, терпение, а вместе с этим сформировалась выносливость и творческое отношение к труду. И настоятель снова ушел, а мальчик все время проводил в мастерской, стараясь сделать статуэтку как можно более живой и изящной. Его искренность, терпение, психологическая зрелость нашли свое выражение в изящном облике ещё более уменьшенной статуи Будды.

Через год настоятель вновь вернулся. Мальчик снова вручил ему деревянную статуэтку Будды — всего двухдюймовой высоты самой тонкой филигранной резьбы. Это была уже работа не новичка, а мастера резьбы по дереву. И тогда настоятель поверил, что из этого мальчика может получиться выдающийся мастер боевых искусств, ибо он прошел через тяжелое трудовое испытание, проявил завидное трудолюбие и упорство, развил волю и выносливость, научился владеть собой. И вскоре этот мальчик стал одним из лучших учеников в Шаолиньском монастыре.

Даже из этого маленького рассказа следует, что принципы спортивного воспитания молодежи в Китае неразрывно связаны с историческими национальными социокультурными традициями трудового и религиозного воспитания, которые не были разрушены в Китае коммунистическими революциями под водительством Мао Дзедуна и затем современными капиталистическими нововведениями, что, однако, случилось в Советской России после 1917 года и не восстановлено до сих пор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долин, А.А. Кэмпо - традиция воинских искусств. З-е издание. / А.А. Долин. - М.: Наука, 1991. - 429 с.

2. Ляо Шоуюй. Эмейская школа Багуа-чжан: теория и практика. Ян. Цзюньмин, У.Веньцин. / Пер.с анг. - К.: София, 1997. - 400 с.

3. Пуни, А.Ц. Волевая подготовка в спорте: Методические указания / А.Ц. Пуни. - Л.: изд. ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта, 1971. - 25с.

4. Barioli C. Kung-fu, l 'art chinois du combat. Paris,1976.- 187 p.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ

ТРЕНИРОВКИ ПРИ НЕИЗМЕННОМ ОБЪЁМЕ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК

В.А. Шершнёв

Физическая подготовка в вузах пограничных войск ФСБ России является важным компонентом обучения курсантов. Практика деятельности офице-ров-пограничников показывает, что исход любой операции по пресечению преступных действий нарушителей границы в решающей степени зависит от уровня их физической подготовленности.

Решение новых, нетипичных для их деятельности в обычных условиях задач (участие в локальных конфликтах в Чечне и Дагестане) обусловило необходимость переосмысления и переоценки системы физической подготовки в современных условиях. Данное обстоятельство предопределяет направленность и необходимость формирования современной концепции организации боевой и физической подготовки курсантов в вузах пограничных войск ФСБ России.

Исследования, проведенные в последние годы современными учеными, тренерами и специалистами в области спорта, свидетельствуют о высокой эффективности методики тренировки, связанной с постоянным повышением физической нагрузки при неизменном ее объёме.

В настоящее время сложилась проблемная ситуация, определяемая тем, что, с одной стороны, низкий исходный уровень физического развития и подготовленности зачисленных в вуз курсантов не позволяет достичь необходимой эффективности тренировочного процесса, с другой стороны, существует недостаток в наличии научных данных, связанных с изучением целостного процесса физической подготовки, направленного на эффективное развитие физических качеств у курсантов вузов пограничных войск ФСБ России в современных условиях.

Эффективность профессиональной деятельности офицера-пограничника во многом определяется его возможностями быстро выполнять различные движения, а также длительно поддерживать требуемый уровень работоспособности. Опрос специалистов по физической подготовке показал, что наиболее высокие требования предъявляются к уровню развития общей выносливости, силы и силовой выносливости.

В ходе исследования предполагалось уточнить педагогические условия улучшения качества процесса физической подготовки в вузах пограничных войск ФСБ России, выявить факторы, влияющие на эффективность применения интенсивных методов тренировки.

Опрос специалистов показал, что основными педагогическими условиями улучшения качества процесса физической подготовки в вузах пограничных войск ФСБ России являются: рациональное распределение тренировочной нагрузки во всех формах физической подготовки; правильное планирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.