Научная статья на тему 'Психологические аспекты общения в физкультурно-рекреационных группах'

Психологические аспекты общения в физкультурно-рекреационных группах Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
218
30
Поделиться
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / МАЛАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Рыжкин Юрий Ермакович

В статье обосновывается положение, согласно которому физическая рекреация как вид физической культуры и общей рекреации может получить социально-психологический статус и обрести право на существование только при условии выделения психологических аспектов общения в физкультурно-рекреационных группах.

Psychological aspects of communication in physical culture recreation groups

The article centers on the statement according to which physical recreation as a type of physical culture and general recreation may gain social-psychological status and the right to exist only an the condition of selection of psychological aspects of communications in physical culture and recreational groups.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты общения в физкультурно-рекреационных группах»

Алферов. - СПб. : Изд-во СПб МАПО, 2001. - 28 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНОРЕКРЕАЦИОННЫХ ГРУППАХ

Юрий Ермакович Рыжкин, кандидат психологических наук, доцент Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обосновывается положение, согласно которому физическая рекреация как вид физической культуры и общей рекреации может получить социально-психологический статус и обрести право на существование только при условии выделения психологических аспектов общения в физкультурно-рекреационных группах.

Ключевые слова: физическая рекреация, психологическое общение, малая группа.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF COMMUNICATION IN PHYSICAL CULTURE

RECREATION GROUPS

Jury Ermakovich Ryzhkin, the candidate of psychological sciences, the senior lecturer Military institute of physical training St.-Petersburg

Abstract

The article centers on the statement according to which physical recreation as a type of physical culture and general recreation may gain social-psychological status and the right to exist only an the condition of selection of psychological aspects of communications in physical culture and recreational groups.

Keywords: a physical recreation, psychological dialogue, small group.

При построении социально-психологической концепции физической рекреации неизбежно возникает проблема общения. Актуальность исследования психологических аспектов общения обусловлена двумя причинами. Во-первых, сущность физической рекреации проявляется не только на уровне отношений субъект-объект, где в качестве объекта выступает организм человека, его физическое здоровье. Свою общественную сущность человек реализует посредством взаимодействия с другими людьми, на уровне субъектно-субъектных отношений, что осуществляется посредством общения. Во-вторых, актуальность решения проблемы общения заключается в том, что групповые формы физкультурно-рекреационной деятельности в количественном отношении значительно превышают индивидуальные формы, и взаимодействие членов группы невозможно без общения.

Потребность в общении относится к числу основных жизненных потребностей человека, общение служит необходимым условием его психологического развития, и социальная обусловленность стиля жизни индивида раскрывается через анализ общения более непосредственно и полно, чем через анализ его деятельности. Проблема общения занимает существенное место в психологической науке, является одной из базовых её категорий, наряду с категориями отражения, деятельности, сознания. В то же время общение не является исключительно предметом психологической науки, оно интенсивно исследуется в рамках других научных дисциплин обществоведческого и гуманитарного циклов.

Проблема общения интенсивно изучается и в теории физической культуры и спорта. Анализ основных направлений исследования общения в рамках этой научной дисциплины показывает, что они в основном посвящены изучению общения в спортивных командах, где общение выполняет функцию организации совместной деятельности и имеет значение для эффективности тренировочного и соревновательного процессов. Проблеме общения в других видах физической культуры, в частности физиче-

ской рекреации, уделяется недостаточно внимания.

В современных научных исследования физической рекреации при изучении проблемы общения используется преимущественно социологический подход, основанный на учете социально-демографических характеристик общающихся. Взаимоотношения, возникающие в результате общения участников физкультурнорекреационной деятельности, рассматриваются как общественные отношения, т. е. связанные с профессиональными, национальными, половозрастными и другими признаками индивидов. Эти отношения объективны, безличны и определяются той социальной ролью, которую выполняет индивид в системе общественных отношений. Между тем, как показывают некоторые экспериментальные исследования, потребность в общении, принадлежности к определенной социальной группе (социальная аффилиация) выступают определяющими факторами объединения индивидов в физкультурнорекреационные группы, и особенно ярко эта потребность проявляется в подростковом возрасте [4, 5, 6].

Предметом социально-психологического анализа общения в физкультурнорекреационных группах служат не столько формальные (социологические) признаки общающихся, сколько возникающие межличностные взаимоотношения, отражение каждым членом группы взаимоотношений, сложившихся внутри группы при непосредственном общении. Предметом анализа служат также мотивы общения, характер и динамика возникающих взаимоотношений, а также те психологические новообразования, которые возникают в психике индивидов в результате общения. Общение выступает регулятором совместно выполняемой физкультурно-рекреационной деятельности и определяет её эффективность.

Разумеется, нельзя исключать взаимосвязь общественных и межличностных отношений, ибо последние возникают внутри и на основе первых. Но социальнопсихологическую науку интересуют, прежде всего, те межличностные взаимоотношения, которые возникают в группе в результате общения.

Исследование психологических аспектов общения в физкультурно-

рекреационных группах - сложная задача. Все многообразие условий общения, вытекающее из специфических особенностей физкультурно-рекреационной деятельности, психологического своеобразия субъектов общения порождает и многообразие решаемых задач. Рассмотрим лишь некоторые психологические аспекты общения, относящиеся к структурно-уровневой организации общения, мотивационным стимулам, приводящих индивидов к объединению в физкультурно-рекреационные группы, и характер возникающих взаимоотношений между участниками групп.

Физкультурно-рекреационные группы относятся к неформальным группам, возникающим, как правило, спонтанно, на добровольных самодеятельных началах. В них отсутствует четко заданная структурированность, ролевая стратификация. Проведенный нами анализ причин образования и условий организации физкультурнорекреационных групп позволил выделить три основных способа их образования [6].

Первый способ образования групп характеризуется стихийностью, спонтанностью, деятельность построена на самостоятельных началах, осуществляется по установленным самими индивидами внутригрупповым правилам и принятым пространственно-временным условиям, не имеющие четких границ. Общение выступает как фактор, обслуживающий совместную деятельность.

Используя классификацию взаимоотношений в малых группах, предложенную И.П. Волковым [1], возникающие взаимоотношения внутри группы в этом случае можно обозначить как партнерские. По такому принципу построены группы по месту жительства, на открытых площадках, зонах и т.п. Такие группы, как правило, малочисленны и легко распадаются в связи с прекращением совместной деятельности.

Ко второму, более высокому уровню организации физкультурнорекреационных групп относятся группы в физкультурно-рекреационных центрах, фитнесс-клубах, учреждениях дополнительного образования спортивной направлен-

ности и др. В этих группах уже присутствует определенная структурная организация, они более устойчивы по количественному составу и длительности функционирования, относительно гомогенны по социально-демографическим признакам. Цель функционирования этих групп носит преимущественно оздоровительную направленность.

Общение в них выполняет функцию не только обслуживания совместной деятельности, но и «общения ради общения» - удовлетворения потребности в неформальных контактах, эмоциональной разрядке. Возникающие взаимоотношения характеризуются высокой степенью межличностной привлекательности, эмоциональной насыщенности. Этот тип взаимоотношений можно обозначить как приятельские. Но возникающие взаимоотношения не обязывают стороны к устойчивому их сохранению, и они могут легко распадаться после прекращения совместной деятельности.

Третий уровень организации физкультурно-рекреационных групп основывается на дружеских взаимоотношениях между её членами. Такой тип взаимоотношений характерен для относительно однородных по социально-демографическим признакам участников групп. Эти группы малочисленны и устойчивы по количественному составу. Возникающие взаимоотношения построены на взаимопомощи, взаимоответствен-ности, дружеские взаимоотношения могут сохраняться и после прекращения деятельности.

Следует выделить ещё один способ организации физкультурно-рекреационных групп. К таким группам относятся группы, в которых её члены выступают в качестве зрителей физкультурных праздников, спортивных соревнований и т.п. Они не являются непосредственными участниками спортивных соревнований и выступают в качестве зрителей, в пассивно-содержательном отражении происходящих спортивных событий. Своеобразие возникающих между ними взаимоотношений заключается в том, что они не представляют формы непосредственных межличностных контактов, и рекреационный эффект (преимущественно релаксационный) достигается за счет психологических механизмов внушения, подражания, заражения общим эмоциональным состоянием.

При всем многообразии способов организации физкультурно-рекреационных групп, особенностей общения в них и возникающих взаимоотношений между членами групп главной отличительной особенностью их функционирования является процесс формирования особого типа внутригрупповых связей и отношений, который позволяет задаваемую их структурную организацию превратить в некую психологическую общность, в единый психологический механизм и который в социальной психологической науке получил название групповой сплоченности. Групповая сплоченность возникает на основе единства целей, мнений, установок, потребностей и интересов относительно совместной деятельности, основывается на межличностной привлекательности членов группы и служит важным фактором, обеспечивающим эффективность совместной деятельности.

Когда мы рассматриваем даже простейший акт общения, например, между субъектами на уровне диалога, неизбежно возникает вопрос: какими мотивами руководствуется тот или иной субъект, вступая в общение? Изучению мотивационной сферы субъектов физкультурно-рекреационной деятельности посвящен ряд исследований [2, 4, 5]. Однако проанализированные нами исследования мотивации касались мотивов самой физкультурно-рекреационной деятельности, а не мотивов общения между её участниками. Мотивы деятельности и мотивы общения могут иметь сопряженный характер, но могут и не совпадать. В исследовании А.В. Харитонова [7] показано, что типичный мотив для подростков - мотив общения - у курсантов военных учебных заведений вообще не проявляется. Главным мотивом общения в физкультурнорекреационных группах у студентов гуманитарного вуза выступает мотив неформального общения с духовно и интеллектуально равными себе субъектами [6].

Необходимо отметить, что мотивация общения отдельного субъекта в рамках физкультурно-рекреационных групп может не совпадать с мотивацией других субъек-

тов, но, тем не менее, он проявляет конформную реакцию, добровольно принимая внутригрупповые нормы и правила взаимодействия.

Из представленных психологических аспектов общения в условиях физкультурно-рекреационных групп логично вытекает еще один аспект проблемы. По-существу, ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психологическими свойствами не обладают, обладает ими конкретная личность, включенная в эти процессы. Общение и деятельность выступают лишь важнейшими детерминантами всей системы психологических свойств и состояний, обеспечивая их развитие на уровне личности.

Психологические свойства личности следует подразделять на две группы: личностно-психологические и социально-психологические. К первым относятся свойства, выражающие отношения личности к внешне задаваемым социальным нормам, образцам поведения. Возникающие отношения проявляются в разнообразных психологических состояниях, которые могут выражаться в осознанном отношении личности к своему психофизическому здоровью и стимулировать личность к физкультурнорекреационной деятельности как способу его сохранения и укрепления. Возникающие взаимоотношения носят личностно значимый смысл. Но само по себе позитивное отношение еще не обязательно приводит к активному вовлечению личности в физкультурно-рекреационную деятельность, довольно часто срабатывает психология социальной инерции, привычка жить по старым образцам и канонам поведения.

Ко второй группе относятся социально-психологические свойства личности, формирующиеся при непосредственном включении личности в ближайшее социальное окружение. Социально-психологические свойства личности определяют её социальный статус, социальную роль в группе, степень принятия внутригрупповых норм и правил, сложившихся традиций и т.д.

К сожалению, такая двойственность развития психологических свойств личности в научных исследованиях не всегда учитывается и, как справедливо замечает М. Г. Гусельцева, «индивидуальная психология личности до недавнего времени была преимущественно индивидной» [3].

Индивидуальный стиль жизни человека включает в себя биологическую (генотип здоровья), социальную (безопасность, гармонию, душевное спокойствие) и личностно-ориентированную (психологическую) составляющие. Включаясь в общественные отношения, личность, с одной стороны, усваивает социальный опыт (социализация), с другой стороны, приобретает все большую самостоятельность, независимость, автономность от общества. Социализация и индивидуализация - две стороны, два необходимых условия развития личности. С точки зрения диалектической взаимосвязи общественного и индивидуального, обеспечивается развитие личности и в условиях физкультурно-рекреационных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, И.П. Социальная психология малых групп и коллективов : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Волков И.П. ; Ленингр. Гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л., 1978. - 31 с.

2. Выдрин, В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Вы-дрин, А. Д. Джумаев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 2-4.

3. Гусельцева, М.Г. Культурная психология и методология гуманитарных наук / М.Г. Гусельцева // Вопросы психологии. - 2005. - № 5. - С. 3-19.

4. Николаев, А. Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Николаев А.Н. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - 50 с.

5. Реховская, С.Н. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека : автореф. дис. . канд. психол. наук / Реховская С.Н. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - 22 с.

6. Рыжкин, Ю.Е. Социально-психологические проблемы физической рекреации монография I Ю.Е. Рыжкин. - СПб. і Нестор, 2005. - 165 с.

7. Харитонов, А. В. Формирование и проявление отношения военнослужащих к физической рекреации і автореф. дис. ... канд. психол. наук I Харитонов А.В. ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 16 с.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ

Елена Гавриловна Сайкина, кандидат педагогических наук, доцент,

Юлия Владимировна Смирнова, ассистент Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье приведены данные анализа применения музыкального сопровождения в занятиях фитнесом. На основании проведённого контент-анализа научно-методической литературы и собственного педагогического опыта авторов разработаны требования и методические рекомендации к подбору музыкального сопровождения занятий фитнесом. Разработана типология использования музыкального сопровождения в фитнесе по приоритетной задаче.

Ключевые слова: анализ, музыкальное сопровождение, фитнес, типология использования.

METHODICAL ASPECTS OF MUSICAL ILLUSTRATION IN FITNESS CLASSES

Elena Gavrilovna Sajkina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Julia Vladimirovna Smirnova, the assistant The Russian state pedagogical university of a name of A.I.Gertsen Saint Petersburg

Abstract

This article represents data of analysis of application of musical illustration in fitness classes. On the basis of the conducted content-analysis of methodological literature and own practical experience of the authors methodical recommendations and requirements to selection of musical illustration of fitness classes have been developed. Typology of use of musical illustration in fitness by priority task was developed.

Keywords: the analysis, musical support, fitness, typology of use.

Многообразие направлений фитнеса обусловило определённую специфику в использовании музыки. На данном этапе, на наш взгляд, можно выделить три типа применения музыкального сопровождения в фитнесе, определяя их по приоритетной задаче - звуколидер, психолидер, фон.

Безусловно, в каждом из них важную роль играет темпо-ритмовая основа музыкального произведения, задавая темп и ритмику выполнения двигательного действия, а также характер, заложенный в музыкальной мысли. Однако каждый из этих типов музыкального сопровождения решает, в первую очередь, свою приоритетную задачу, в соответствии с которой и подбирается из всего разнообразия музыкальных произведений (рис. 1). Таким образом, приоритетной задачей звуколидера можно назвать создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий.

Приоритетной задачей психолидера может быть содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание.

В свою очередь, приоритетной задачей музыки как фона может быть отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.